Молодое восстание
Молодое восстание | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Вождество Батанг Вождество Литанга Молодой монастырь Монастырь Самфел | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Таши Гьялцен ![]() Дракпа Гьялцен ![]() Сонам Драдул † Атра Кхенпо Пхурджунг Смех | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||
Сила | |||||||
Представители тибетского племени кхампа, тибетские вожди, перебежчики из армии Цин | ![]() ![]() ![]() Восемь баннеров [ нужна ссылка ] | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестные жертвы Кхампы | Фэн Цюань, неизвестные жертвы Цин |
Восстание Батанга ( китайский : 巴塘事變 ) было восстанием кхампасов Кхама против утверждения власти Цинским Китаем .
Восстание началось как сопротивление новой политике мелиорации земель и ограничения монашеской общины. Эту политику проводил Фэн Цюань , помощник Цинского амбаня в Тибете, находившийся в Чамдо (на западе Кхама). [3] [а] Фэн Цюань был убит во время восстания. [3] четыре французских католических миссионера , которых считали союзниками Цин, пали жертвой толпы во главе с ламами. Один был убит сразу (его останки так и не были найдены), другого пытали двенадцать дней, прежде чем казнить, а двоих других преследовали в течение трех месяцев и обезглавили . после поимки [3] Были сожжены десять католических церквей и убита масса местных жителей, перешедших в католицизм. [3] Под давлением Франции с целью защитить миссионеров и внутренним давлением с целью остановить угрозу британского вторжения с западной границы, [4] Преемник Фэн Цюаня Чжао Эрфэн возглавил кровавую карательную кампанию по подавлению восстания в 1906 году. Чжао провел политические, экономические и культурные реформы в Батанге и остальной части Кхама. [4] Прямое правление Батангом при Цин установил Чжао. Во время китайской революции 1911 года Чжао, в свою очередь, был убит, и статус-кво был восстановлен.
Фон
[ редактировать ]
Силовая структура Батанга
[ редактировать ]Город Батанг в Кхаме находился на границе Цинского Китая, где власть была разделена между местными вождями Кхама и местным тибетским буддийским монастырем. Ламы . в монастыре находились под сюзеренитетом Лхасы, Тибет В то время как вожди Кхама, а также Тибет находились под властью Цин , власть Цин над Тибетом была слабой.
Роль британцев и Цин
[ редактировать ]Британская экспедиция в Тибет в 1904 году имела последствия в приграничном регионе между Тибетом и Китаем (так называемом «Мартовская страна» или «Марши»). [5] Цинская интервенция на границе Тибета к востоку от реки Дри (верхняя река Янцзы , также называемая Цзиньша ) была инициирована с целью открыть приграничные дороги Тибета для сил Цин. [ нужна ссылка ]
Роль французских миссионеров
[ редактировать ]Тибетские хампы на приграничных границах известны своей враждебностью к чужакам и сильной преданностью своим монастырям определенных школ тибетского буддизма и Далай-ламам. [6]
За десятилетия до восстания в Батанге, примерно в 1852 году, французские католические маристские миссии из Парижского общества иностранных миссий , действовавшие под протекторатом Цинского Китая и введенные в приграничный регион Кхама, были «отброшены от границы и вынуждены отступить к западным границам Китая. китайские провинции Сычуань и Юньнань», где они «на протяжении столетия прозябали в небольших христианских общинах», пока не были изгнаны коммунистическим Китаем в 1952 году. [7] [8] [9]
С 1873 по 1905 год произошло пять нападений на церкви (это восстание в Батанге стало пятым), известных в историографии как « миссионерские дела ». [10] По жалобе французского консула министерство иностранных дел Цин урегулировало дела и постепенно вмешалось в политику Батанга. [10]
Реформы Фэн Цюаня
[ редактировать ]Цинский Китай послал Фэн Цюаня помощником нового амбаня Цин . [3] разместив его в Чамдо . [а] [б] Император Цин поручил ему развивать, ассимилировать и поставить регионы Кхам под сильный центральный контроль Цин. [11] [12] Фэн Цюань начал инициировать земельные реформы среди традиционных автономных государств королевств, управляемых военными вождями, и инициировать сокращение числа монахов, чьи монастыри входили в число автономных государств. [13] [14] [6] Фэн Цюань нанял китайских солдат и сычуаньских фермеров, чтобы превратить пустующие земли в Батанге в пахотные земли в надежде привлечь поселенцев. [15]
Поднялись вождества Батанг и Литанг, а также тибетские монастыри. 26–27 марта 1905 г. ознаменовалось первым кровопролитием, когда на ферме была убита горстка сычуаньских фермеров. [16] 6 апреля Фэн Цюань был убит, что местные жители оправдали тем, что он «пропагандировал французскую военную форму и военные марши и, следовательно, не мог быть настоящим комиссаром, посланным Цин». [17]
Казнь миссионеров
[ редактировать ]Четыре французских миссионера были убиты местными жителями, в том числе Анри Мюссо 30 или 31 марта, Жан-Андре Сулье 14 апреля и Пьер-Мари Бурдоннек , а также Жюль Дюбернар (23 июля). [3] Среди них Сулье перед казнью пытали двенадцать дней. [3] масса местных жителей, принявших католицизм . Были сожжены десять католических церквей и убита [3] Компенсация была достигнута между министерством иностранных дел правительства Сычуани (四川国правительственное бюро), французским консулом в Чэнду и епископом Пьером-Филиппом Жиродо (Ни Делонг). [18] Сычуань компенсировала 121 500 серебряных таэлей серебряных сисеев , которые будут выплачены из доходов от налога на чай в городе Дарцедо , Сычуань. [18]
Карательная кампания
[ редактировать ]Цинские китайцы ответили на восстание Батана карательной кампанией. Сообщается, что сычуаньская армия под командованием китайского генерала Ма Вэй-ци нанесла первые ответные удары против кхампасов - вождей, лам и мирян - в Батанге и против монастыря. [19]
Карательное вторжение Хань Баннермана генерала Чжао Эрфэна в Кхам хорошо задокументировано, включая немецкое происхождение армейских винтовок. [20] и позже его прозвали «Мясником Кхама» за его работу. Монахов и хампасов подвергали казням, обезглавливанию и обливанию огнем. Сообщается, что монахи Батанга сопротивлялись вторжению до 1906 года, но затем все они и монахи монастыря Чатринг были убиты, а их монастыри разрушены. [21] Принц Батанга также был обезглавлен за участие в восстании. [22]
Монастыри продолжали подвергаться нападкам со стороны сил Чжао. [23] как и все автономные государства в Кхаме по мере распространения набегов и Чжао, назначившего цинских китайских чиновников на руководящие должности. [6] [24] Ответное вторжение Чжао в Кхам продолжалось до более крупного вторжения цинского Китая в Лхасу в 1910 году и до 1911 года, когда Чжао был убит. [6] Смерть Чжао [6] Сообщается, что это было предпринято его собственными людьми во время краха династии Цин и подъема китайских республиканских революционных сил, примерно во время Синьхайской революции .
Бывший тибетский партизан Кхампа Чуши Гангдрук по имени Атен дал свой отчет о войне, в котором он утверждает, что война началась в 1903 году, когда маньчжурский Цин послал Чжао Эрфэна захватить контроль над тибетскими территориями, чтобы контролировать Батанг и Литанг. Атон рассказал о разрушении Чжао Батанга и сказал, что Чжао использовал священные тексты в качестве подкладок для обуви для своих войск и что «[м] любые тибетцы были казнены путем обезглавливания или другим типично китайским методом - массовыми захоронениями еще при жизни». Атон также называл маньчжуров «инопланетными завоевателями». [25]
Пекинский писатель Церинг Вёзер защищал тибетцев в восстании Батанга, заявляя, что Чжао Эрфэн вторгся в регион, чтобы «жестоко остановить тибетские протесты», перечисляя при этом зверства, совершенные Чжао. [26]
Военное вторжение Цин в Батанг попыталось коренным образом изменить структуру власти в регионе. [27] Историческая система автономных государств также подверглась нападкам, и регион некоторое время находился под китайской военной оккупацией до 1911 года. [28]
См. также
[ редактировать ]- Антимиссионерские беспорядки в Китае
- Католическая церковь в Сычуани
- Католическая церковь в Тибете
- Римско-католическая епархия Кандин
- Религиозное преследование
- Тибет под властью Цин
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Чамдо находился в западном Кхаме в Тибете, контролируемом Лхасой, тогда как Батанг находился в восточном Кхаме под контролем Цин (как часть Сычуани). Фэн Цюань почувствовал необходимость провести реформы в Батанге, прежде чем добраться до Чамдо. Намеренное размытие этих двух областей, вызванное политикой Цин, в конечном итоге привело к образованию единой провинции под названием Сикан .
- ^ И старший, и помощник амбаня обычно размещались в Лхасе, но Фэн Цюаню было приказано разместиться в Чамдо , городе примерно на полпути между Лхасой и Сычуанью. Силианг , вице-король Сычуани , утверждал в суде Цин, что «нахождение высокопоставленного чиновника в Кхаме восстановит общественный порядок, обеспечит лучшую защиту иностранных миссионеров и позволит торговцам и официальным коммуникациям проходить через регион». См. Коулман, Создание государства на китайско-тибетской границе, 2014 г. , стр. 213–215.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коулман, Восстание в Батанге (2002) , с. 52.
- ^ Ван, Последний имперский рубеж Китая (2011) , с. 98.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Коулман, Создание государства на китайско-тибетской границе (2014) , стр. 247-248.
- ^ Jump up to: а б Коулман, Создание государства на китайско-тибетской границе (2014) , стр. 262-263.
- ^ Шотландский клуб садов камней (1935). Джордж Форрест, VMH: исследователь и ботаник, который своими открытиями и успешно интродуцированными растениями значительно обогатил наши сады. 1873-1932 гг . Напечатано Stoddart & Malcolm, Ltd. п. 30.
- ^ Jump up to: а б с д и Янн Ронис, «Обзор исторической политики Кхама (Восточный Тибет)» , Университет Вирджинии.
- ↑ Коллекция Petits Cerf, Рецензия на книгу Франсуазы Фоконне-Бюзелен «Забытые мученики Тибета (The)», ноябрь 2012 г.
- ^ Таттл, Грей (2005). Тибетские буддисты в создании современного Китая (иллюстрировано, переиздание под ред.). Издательство Колумбийского университета. п. 45. ИСБН 0231134460 .
- ^ Пражняк, Роксана (1999). О верблюжьих королях и других вещах: сельские бунтовщики против современности в позднем императорском Китае . Издательство Rowman & Littlefield. п. 147. ИСБН 1461639638 .
- ^ Jump up to: а б Коулман, Создание государства на китайско-тибетской границе (2014) , стр. 93-94, 102.
- ^ Лэмб, Линия МакМахона, Том. 1 (1966) , с. 186.
- ^ Гольдштейн, Снежный лев и дракон (1997) , с. 26.
- ↑ Tsomu, Taming the Khampas (2013) .
- ^ Гарри, Возникновение пяти государств Хора (2020) .
- ^ Коулман, Создание государства на китайско-тибетской границе (2014) , стр. 207-209.
- ^ Коулман, Создание государства на китайско-тибетской границе (2014) , стр. 231.
- ^ Коулман, Создание государства на китайско-тибетской границе (2014) , стр. 245.
- ^ Jump up to: а б Коулман, Создание государства на китайско-тибетской границе (2014) , стр. 257-258.
- ^ Тейхман, Путешествия консульского работника (1922) , стр. 21.
- ^ Пистоно, Маттео (2011). В тени Будды: путешествие одного человека в Тибет . Издательская группа «Пингвин». ISBN 978-1-101-47548-5 .
- ^ Велленс, Коэн (2010). Религиозное возрождение на тибетских окраинах: премьер-министр Юго-Западного Китая . Вашингтонский университет Press. стр. 241–2. ISBN 978-0295990699 .
- ^ Вудворд, Дэвид (2004). Выпейте чашку тибетского чая . Ксулон Пресс. п. 101. ИСБН 1594678006 .
- ^ Шеффер, Куртис Р.; Капштейн, Мэтью; Таттл, Грей, ред. (2013). Источники тибетской традиции (иллюстрированное издание). Издательство Колумбийского университета. п. xxxvi. ISBN 978-0231135986 .
- ^ Ван Спенген, Вим (2013). Тибетские пограничные миры: геоисторический анализ торговли и торговцев . Рутледж. п. 39. ИСБН 978-1136173585 .
- ^ Норбу, Джамьянг (1986). Воины Тибета: история Атона и борьба кхампасов за свободу своей страны . Публикации мудрости. п. 28. ISBN 978-0-86171-050-8 .
- ^ Везер, изд. (15 сентября 2011 г.). «Герой, пропагандируемый националистами» . Радио Свободная Азия. Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 года — через High Peaks Pure Earth.
- ^ Коулман, Создание государства на китайско-тибетской границе (2014) , стр. 190–260.
- ^ Гольдштейн, MC (1994). «Изменения, конфликты и преемственность среди сообщества кочевых скотоводов - пример из западного Тибета, 1950-1990». У Роберта Барнетта; Ширин Акинер (ред.). Сопротивление и реформы в Тибете . Лондон: Херст и Ко.
В эту статью включен текст из Восточной Индии (Тибет): Документы, касающиеся Тибета [и дополнительные документы ...], выпуски 2–4 , автор ((Великобритания. Министерство иностранных дел, Индия. Департамент иностранных дел и политики, Индия. Генерал-губернатор )) издание 1904 года, сейчас находящееся в свободном доступе в США.
Библиография
[ редактировать ]- Баутиста, Юлиус; Лим, Фрэнсис Хек Ги (2009), Христианство и государство в Азии: соучастие и конфликт , Routledge, ISBN 978-1-134-01887-1
- Коулман, Уильям М. (2002), «Восстание в Батанге: Кхамс и его значение в китайской и тибетской истории» , в книге Лоуренса Эпштейна (редактор), « Истории Кхамса Па: видение людей, места и власти - материалы девятого собрания». Семинар IATS, Лейден, 2000 г. , Международная ассоциация тибетских исследований / BRILL, стр. 31–56, ISBN. 90-04-12423-3
- Коулман, Уильям М. (2014), Создание государства на китайско-тибетской границе: китайская экспансия и местная власть в Батанге, 1842–1939 (PDF) , Колумбийский университет
- Гарри, Ирина (2020), «Расцвет пяти хорских государств Северного Кхама. Религия и политика на китайско-тибетском пограничье» , Etudes mongoles et sibériennes, centrasiatiques et tibétaines (51), doi : 10.4000/emscat.4631 , S2CID 230547448
- Гольдштейн, Мелвин К. (1997). Снежный лев и дракон: Китай, Тибет и Далай-лама . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 26.
- Лэмб, Аластер (1966), Линия МакМагона: исследование отношений между Индией, Китаем и Тибетом, 1904–1914 гг., Том. 1: Морли, Минто и невмешательство в Тибет , Рутледж и К. Пол
- Мехра, Паршотам (1974), Линия Мак-Магона и после: исследование треугольного соревнования на северо-восточной границе Индии между Великобританией, Китаем и Тибетом, 1904–47 , Macmillan, ISBN 9780333157374 – через archive.org
- Тейхман, Эрик (1922), Путешествие консульского работника в Восточном Тибете , издательство Кембриджского университета - через archive.org
- Цому, Юдру (май 2013 г.). «Укрощение хампасов: республиканское строительство Восточного Тибета». Современный Китай . 39 (3): 319–344. JSTOR 23483312 .
- Ван, Сюйюй (2011). Последняя имперская граница Китая: поздняя цинская экспансия на тибетских границах провинции Сычуань . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-6810-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сингх, Пардаман (1921). Тибет и его международные отношения . Калифорнийский университет.
- Резня христиан
- Преследование католиков
- Преследование со стороны буддистов
- Римско-католические миссионеры в Сычуани
- Римско-католические миссионеры в Тибете
- Римско-католическая епархия Кандин
- Христианские миссии в Китае
- История католической церкви в Сычуани
- История тибетского буддизма
- Массовое убийство в 1905 году.
- Сражения с участием Тибета
- Конфликты 1905 года
- События в Юньнани
- Военная история Сычуани
- 1905 год в Китае
- Войны с участием династии Цин
- Восстания в династии Цин
- Международные отношения династии Цин
- Убийства 1905 года в Китае
- Католическая церковь в Юньнани
- Антихристианские настроения в Китае
- Китайские военные преступления
- Массовые убийства 20-го века в Китае
- Нападения на религиозные здания и сооружения в Азии