Протестантизм в Сычуани
Протестантская началась в юго миссия -западной китайской провинции Сычуань. [а] в 1877 году, когда помещения были арендованы Китайской внутренней миссией в Чунцине . [1] Однако по сравнению с католицизмом , который в то время был распространен по всей провинции более двух столетий, он рос довольно медленно, только в конце 1980-х годов протестантизм пережил быстрый рост. [2] Двумя крупнейшими конфессиями в провинции до 1950 года были англиканство и методизм . [3]
История
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]

До 1868 года протестантские церкви Европы и Северной Америки почти ничего не знали о провинции Сычуань, расположенной на западе Китая . Первыми протестантскими миссионерами, посетившими провинцию, были Гриффит Джон из Лондонского миссионерского общества (LMS) и Александр Уайли из Британского и зарубежного библейского общества (BFBS). Однако в ходе этого путешествия не было попытки основать миссионерские станции ни в одном из многих посещенных городов. Отчет Гриффита Джона о путешествии, несомненно, сыграл важную роль в привлечении внимания к этому региону: « В провинции проживает большое количество католиков , и Чунцин является одним из их оплотов. [...] Мы не должны игнорировать Сычуань. Я надеюсь, что мы сможем основать первую протестантскую церковь в Чунцине, и я сам смогу стать первым миссионером». [4] Однако ни один другой миссионер больше не посещал провинцию до 1877 года, когда преподобный Джон Маккарти из Китайской внутренней миссии (CIM, межконфессиональная ), после приземления в Ваньсяне , отправился через Шуэньцинфу в Чунцин , куда он прибыл 1 мая того же года. [1] Там он арендовал помещения для других миссионеров CIM, чтобы использовать их в качестве базы. [5]
После этого последовал период широкомасштабных евангельских поездок, в которых господа Кэмерон , Николл , Истон, Паркер , Райли, С.Р. Кларк и Баллер , все члены CIM, с г-ном Лиманом из Американской пресвитерианской миссии и г-ном Моллманом из BFBS, задействовано. столицу Чэнту В 1881 году ЦИМ открыл для оседлой работы . После значительных трудностей Паонинг и Пачео были оккупированы в 1886 и 1887 годах. [1]

В 1882 году в Чунцин прибыли миссионеры Американской методистской епископальной миссии (AMEM). Их первые усилия столкнулись с сильным сопротивлением и беспорядками, которые привели к отказу от миссии. Лишь в 1889 году эти методисты вернулись и снова начали миссию. [6] Их миссия сосредоточилась на ромбовидной территории с в городах Чэнту, Суйнин , Цзычжун базами и Чунцин. У них была институциональная церковь, построенная в Чэнту, и институциональная церковь Мемориала Льюиса в Чунцине. [7]
В этот период CIM разделил работу миссии на две отдельные части, а именно Западную Сычуань и Восточную Сычуань. Отличие состоит в том, что, если принять за границу реку Цзялин , которая впадает в Янцзы напротив Чунцина, все города, поселки и деревни к востоку от нее принадлежали Восточно-Сычуаньскому отделению Миссии, которое работало исключительно под руководством англиканской церкви. линии; в то время как все районы к западу от реки Киалин принадлежали Западно-Сычуаньскому отделению CIM и в основном работали по принципу Свободной церкви . [8]

1887 год знаменует прибытие англиканских представителей CIM, входивших в состав Кембриджской семерки , а именно Уильяма Касселса , будущего епископа Сычуаньской епархии ; Монтегю Проктор-Бочамп и два брата, Артур Т. и Сесил Х. Полхилл . [9] [10] Сесил Полхилл сначала обосновался в Чэнту и Чунцине, но его тянуло народу Тибета к . В 1896 году, после помощи в миссионерской работе в Калимпонге , Индия, он переехал в Тациенлу , тибетский город Кхамс к западу от провинции Сычуань. [11] Основание здесь в 1897 году миссионерской станции проложило путь к будущему строительству Евангельской церкви Татьенлу . [12] [13]
Особенностью этого периода была настойчивость и упорство миссионеров. Их усилия сопровождались множеством трудностей и разочарований; люди были либо равнодушны, либо враждебны, а результаты их трудов были очень малы. Постоянно происходили болезни и смерть, которые препятствовали и угрожали существованию работы. Бунт в Чунцине 1886 года почти уничтожил маленькие церкви, собранные двумя миссиями. После урегулирования беспорядков в Чунцине и восстановления работы миссии в этом городе наступил период беспрецедентного процветания. [8]


За этот период не менее пяти дополнительных миссионерских обществ начали новую работу в Сычуани. В 1888 году ЛМС, представитель которой доктор Гриффит Джон первым въехал в провинцию в 1868 году, как уже упоминалось выше, приступило к постоянной работе в Чунцине. В 1889 году Роберт Джон и Мэри Джейн Дэвидсон из Ассоциации иностранных миссий друзей (FFMA) представили квакерство в Тунгчуане . В течение 19 лет пять ежемесячных собраний последовательно проводились в Чэнту, Чунцине, Дунчване, Дунляне и Суйнине . [14] В 1890 году Американский баптистский миссионерский союз (ABMU) начал работу на западе провинции, которого были Суйфу (1890 г.) и Киатинфу главными центрами (1894 г.). Еще три станции были открыты в Ячовфу (1894 г.), Нинюаньфу (1905 г.) и Чэнту (1909 г.). [15] В конце 1891 года преподобный Джеймс Хейвуд Хорсбург вместе с г-жой Хорсбург, преподобным О.М. Джексоном, тремя мирянами и шестью одинокими женщинами-миссионерами прибыл в Сычуань как первая группа миссионеров Церковного миссионерского общества (CMS), которая взялась за дело. работать в этой провинции. [16] К 1894 году работы CMS начались в Миньчжоу , Чунгпа , Аньсяне , Миньчу и Синту . [17] Их первая церковь была основана в 1894 году в Чунгпе. [18] Затем, в 1892 году, Канадская методистская миссия (КММ) начала работу в центральном и западном Сычуани, имея штаб-квартиры в Чэнту и Киатинг. [19] [20]
В 1895 году была основана англиканская епархия Сычуани со штаб-квартирой в Паонине . Уильям Касселс стал первым епархиальным епископом после своей хиротонии 18 октября 1895 года в Вестминстерском аббатстве . [21] [22] Тот же год ознаменовался также серьезной вспышкой антииностранной агитации, начавшейся в столице Чэнту, а затем распространившейся по всей провинции. [23] В столице было уничтожено имущество трех протестантских миссий и римско-католической; [21] и все миссионеры всех миссий, как протестантские, так и римско-католические, были благодарны за то, что им удалось спастись. [24]


В 1897 году в Киатингфу было основано издательство канадской методистской миссии, но в 1903 году оно было перенесено в столицу Чэнту. Эта типография выпускала публикации в основном на английском, тибетском , китайском и хуа мяо , но также печатала уроки языка на французском и немецком языках. Помимо печати для различных миссий в западной провинции, определенный объем работы был выполнен для местных школ и иностранцев, не являющихся миссионерами. [25] Среди его изданий следует отметить «Миссионерские новости Западного Китая» , впервые опубликованные в 1899 году и ставшие первой и старейшей англоязычной газетой в провинции Сычуань. [26]
В 1898 году восстание, известное как Восстание Юй Ман-цзы было направлено главным образом против католиков; протестанты не подвергаются гневу повстанцев, хотя и подвергаются гонениям и мелким досадам со стороны местных хулиганов. Во время этого восстания в Чунцине была проведена протестантская конференция (январь 1899 г.), в результате которой были созданы «Западно-Китайские миссионерские новости» и «Западно-Китайское общество трактатов», а также сформирован Консультативный совет для Западного Китая. От подавления восстания Юй Мань-цзы в 1898 году до боксерского восстания в 1900 году, то есть в течение почти двух лет, работа в Сычуани переживала период тишины и покоя, который внезапно закончился летом 1900 года, когда все миссионеры всех обществ были вынуждены по консульским приказам бежать на побережье. [27]
20 век
[ редактировать ]
Боксерское восстание не затронуло Сычуань так сильно, как некоторые другие части Китая. По возвращении миссионеров на свои места в начале 1901 года они обнаружили во многих местах, особенно в западных частях Сычуани, то, что позже станет известно как массовое движение, в полном разгаре. Это движение можно проследить вплоть до 1895 года, когда оно действительно началось после урегулирования бунтов, произошедших в то время. Это движение неуклонно росло, пока не было подавлено восстанием Юй Мань-цзы, но сразу после разрешения этих проблем оно возродилось с новой силой и силой. Однако в то время оно почти полностью ограничивалось Римско-католической церковью. Но после поселения боксеров массовое движение возродилось не только среди католиков, но и овладело протестантской церковью. Это движение приводило в замешательство даже опытных миссионеров. Из окрестных районов постоянно прибывали депутации с предложениями дворянства и руководящими людьми открыть евангельские залы, проповеднические станции или школы бесплатно для миссионерских обществ. Были представлены длинные списки с именами тех, кто стремился стать «приверженцами» Церкви или «учениками» истины. Это движение по-разному обращалось к разным миссионерам и миссионерским обществам. Некоторые из наиболее оптимистичных людей приветствовали это как ответ на молитвы прошлых лет и обильный посев последних десятилетий. Другие, не столь восторженные, смотрели на это движение косо и вообще не одобряли создание станций в таких условиях. [28]
Большой спрос на научную литературу , возникший после вспышки боксеров, был настолько остр, что Общество распространения христианских знаний в Шанхае решило открыть склад в Чэнту, чтобы удовлетворить этот спрос. Обществу удалось занять лучшее положение на самой важной улице, а постоянно растущая продажа книг, схем, карт и другой литературы оправдала решение Общества открыть склад в этой отдаленной провинции Западного Китая. Канадская методистская миссия (CMM), осознавая, что Чэнту, столица провинции, была центром литературной деятельности и влияния, перенесла свою миссионерскую прессу в этот город в 1903 году. [29]


Одним из признаков прогрессивного духа была идея создания Союзного университета. Большинство миссионеров осознавали важность образовательных учреждений и стремились предоставить школы и другие объекты для удовлетворения спроса на западное образование. Но с момента принятия Китаем западных методов образования потребность в каком-либо высшем учебном заведении сильно ощущалась теми, кто особенно интересовался духовным благополучием образованных классов. Наконец, в 1910 году, Университет Западно-Китайского союза в Чэнту был основан . Это был плод коллективных усилий четырех протестантских миссионерских обществ: Американского баптистского общества иностранных миссий (ABFMS, Американские баптистские церкви США ), Американской методистской епископальной миссии (AMEM, Методистская епископальная церковь ), Канадской методистской миссии (CMM, Методистской церкви Канады). ) и Ассоциация иностранных миссий друзей (FFMA, британские квакеры ). [30] Церковное миссионерское общество (CMS, Англиканская церковь ) стало партнером университета в 1918 году. [31] [32] Университет быстро рос в первое десятилетие своего существования и оставался ключевым игроком в сфере высшего образования в Сычуани на протяжении всей республиканской эпохи . [33] Американский методистский миссионер Джозеф Бич , выпускник Уэслианского университета и член Пси Ипсилон и Фи Бета Каппа , [34] сыграл важную роль в основании и управлении Западно-Китайским союзным университетом. Он был президентом-основателем, а затем канцлером. [35] Дэвид Крокетт Грэм , американский эрудит баптистский священник- , служил куратором университетского Музея искусства, археологии и этнологии с 1932 по 1942 год. Он также преподавал сравнительное религиоведение в теологическом колледже, а также археологию и антропологию. [36]

10 мая 1906 года в Чэнту прибыли американский миссионер Роберт Рой Сервис и его жена Грейс Сервис . [37] С помощью английского квакера-миссионера Генри Ходжкина они начали работу первой миссии Христианской ассоциации молодых людей (YMCA) в провинции. [38] Роберт и Грейс оба были выпускниками Калифорнийского университета в Беркли . [39] Он был спортсменом, членом Пси Ипсилон и президентом старшего класса и YMCA. [40] Грейс была членом «Каппа Альфа Тета» и казначеем Ассоциации молодых христианских женщин (YWCA). [39] Через YMCA, организацию, основанную на принципах мускулистого христианства , Роберт внедрил в провинцию западное физическое воспитание. В 1910 году возле улицы Вэнь Мяо в Чэнту были построены поля для футбола и бейсбола, а также теннисный корт; В 1913 году была открыта гимназия. [41]
В 1908 году Альберт Шелтон и Джеймс Кларенс Огден из Иностранного христианского миссионерского общества учеников Христа прибыли в Батанг после четырехлетнего изучения китайского и тибетского языков в Тачиенлу , где они основали миссионерскую станцию. [42] Зенас Сэнфорд Лофтис присоединился к миссии Батанга 17 июня 1909 года. [43] но через два месяца умер от тифа и оспы. [44] К 1922 году Батанг стал центром Тибетской христианской миссии учеников Христа. В соответствии с конституцией Сычуани того времени Батанг выходил за пределы западной границы и принадлежал особой территории Чванпиен , региону, населенному преимущественно тибетцами. [45]

В 1914 году адвентистская миссия Церкви адвентистов седьмого дня основала миссионерскую станцию в Чунцине . Их Сычуаньская миссия была официально создана в 1917 году. [46] В 1919 году миссия была разделена на Восточную Сычуаньскую миссию и Западно-Сычуаньскую миссию для упрощения управления. [47] [48]
К концу 1921 года в Сычуани насчитывалось 12 954 крещеных христиан-протестанта, методисты зачислили почти половину этого числа, а именно 5 788. Англиканцы разделили почти вторую половину с 5474 членами церкви. За ними следуют американские баптисты и английские квакеры с 1263 и 429 членами соответственно. 63 процента из этих 12 954 протестантов были мужчинами. [3]
Лютеранство также имело небольшое присутствие в Чунцине. Лютеранская церковь Святого Креста была основана в Ваньсяне в 1925 году под руководством Джорджа Оливера Лиллегарда , [49] пастор-миссионер, посланный Лютеранской церковью – Синодом Миссури . [50]

К 1934 году Канадская методистская миссия присоединилась к Церкви Христа в Китае (CCC); [51] 9 февраля 1939 года состоялось ежегодное общее собрание Сычуаньского синода ЦКК. [52] В 1940 году CCC открыл миссионерскую станцию в Лифане , уезде, расположенном в пограничном районе Сычуань- Кхамс на тибетской границе, в рамках своего Движения пограничной службы. Это движение имело ярко выраженный характер социального евангелия с целью распространения христианства среди тибетцев , Цян и народов И. [53]
В 1935 году Церковь Истинного Иисуса открыла свою первую миссионерскую станцию в Чунцине. Два года спустя Кванган стал их новым миссионерским центром, где за месяц они крестили 186 человек. [54]
В 1939 году два американских миссионера -меннонита , Генри Корнелиус Бартель , основатель Китайского миссионерского общества меннонитов , и его жена Нелли Шмидт Бартель , отправились в Кванъюань на северо-востоке провинции Сычуань. [55] В 1941 году Бартели начали работу на границе Сычуань Ганьсу - - Шэньси . [56] Миссионерский центр был основан в Сандуе в начале 1949 года, но вся деятельность прекратилась незадолго до начала Культурной революции в 1966 году. [55]
Район Гуйчжоу-Сычуаньской миссии Христианского и миссионерского альянса (C&MA) находился на границе провинций Гуйчжоу и Сычуань и примыкал к провинциям Хунань и Хубэ . Весь миссионерский персонал C&MA был отозван в 1949 году. [57]
Текущая ситуация
[ редактировать ]После коммунистического захвата Китая в 1949 году протестантские церкви в Китае были вынуждены разорвать свои связи с соответствующими зарубежными церквями, что, таким образом, привело к слиянию всех конфессий в санкционированную коммунистами Патриотическую церковь трех автономий . [58]
В 1958 году по Тибету прокатилось движение «религиозной реформации». Церкви в Батанге были десанкционированы и превращены в общественные столовые, а также были снесены буддийские храмы и сожжены священные тексты. [59]
Радио «Свободная Азия» сообщило об аресте восьми христиан в 2010 году во время собрания домашней церкви в Суйнине , двое из которых были избиты. Полиция задержала их на шесть часов и обращалась с ними как с преступниками. [60]
В 2018 году Ван И , известный пастор из Чэнту , вместе со 100 христианами был задержан властями. Сообщается, что Ван был арестован по обвинению в « подстрекательстве к подрыву государственной власти ». [61] В том же году четырем христианским церквям в провинции Сычуань был предъявлен ультиматум: они должны присоединиться к Церкви трех автономий или быть закрыты. [62]
В 2019 году 200 прихожан в Чэнту начали тайно встречаться после того, как их зарегистрированная государством церковь «Три автономии» была закрыта. [63]
17 ноября 2021 года полиция провела рейд в реформатской церкви Цинцаоди в Дэяне . Несколько дней спустя один из членов церкви, Лю Уи, был задержан по уголовному делу. [64]
14 августа 2022 года полиция в Чэнту совершила рейд на воскресное собрание Церкви Завета раннего дождя ( конгрегации реформатской традиции, основанной Ван И) и задержала одного из лидеров. [65]
Церковь Завета раннего дождя
[ редактировать ]Церковь Завета Раннего Дождя — одна из крупнейших и наиболее устойчивых домашних церквей в провинции Сычуань. [66] Конгрегация , который был официально основан как домашняя церковь в апреле 2008 года . была основана как Содружество «Благословения раннего дождя» в апреле 2005 года пастором Ван И и его женой Цзян Жун в их собственном доме в Чэнду Оно было известно по-разному как «Благословения раннего дождя». Церковь, реформатская церковь раннего дождя и реформатская пресвитерианская церковь раннего дождя, прежде чем изменить свое название на Церковь Завета раннего дождя. [66] [67] По мере того как церковь росла, несколько других домашних церквей в Чэнду со временем присоединились к Early Rain и сформировали пресвитерию реформатских церквей Западного Китая. Это привело к другим институциональным расширениям, таким как детский сад, дневная школа, семинария (Богословская семинария Западно-Китайского Завета) и колледж гуманитарных наук (Колледж Западно-Китайского Завета). [66] [68] В декабре 2019 года пастор Ван И был приговорен к девяти годам тюремного заключения за « подстрекательство к подрыву государственной власти » и «незаконную предпринимательскую деятельность». [69]
Влияние
[ редактировать ]
The West China Missionary News , основанная в 1899 году Консультативным советом Западно-Китайских миссий, была первой и старейшей англоязычной газетой в провинции Сычуань. Совместно с журналом Западно-Китайского общества пограничных исследований, основанным в 1922 году, эти два издания охватывают широкий круг тем, включая исследования местных языков , обычаев , религии , экономики , медицины, окружающей среды и этнических меньшинств , а также перевод исторические труды по региону Ба-Шу . [70]
Словарь 1900 года «Западный мандарин, или Разговорный язык Западного Китая», составленный Адамом Грейнджером , британским миссионером Китайской внутренней миссии , содержит 803 страницы, 3786 символов и 13 484 статьи, а также 401 пословицу. [71] В 1917 году канадский методистский миссионер Омар Лесли Килборн опубликовал свой собственный сычуаньского языка учебник Уроки китайского для первокурсников в Западном .
До 1950 года протестантские церкви Сычуани имели тесные отношения с сычуаньской ложей № 112, находившейся под юрисдикцией Великой ложи Филиппин . Помимо того, что место встречи находится в Университете Западно-Китайского союза в Чэнту, [72] несколько мастеров были также миссионерами, например, американский баптистский миссионер Дэвид Крокетт Грэм ; [73] американский методистский миссионер Ральф Ансел Уорд ; [74] Канадские методистские миссионеры Альберт Джеймс Брейс [75] и Томас Гарри Уильямс . [76] Брейс был одним из основателей Общества исследования границ Западного Китая. [77] Грэм организовал первые археологические раскопки в месте, известном сейчас как Саньсиндуй , который предположительно является столицей древнего королевства Шу . Он написал «Предварительный отчет о раскопках Ханьчжоу», опубликованный в журнале Общества исследования границ Западного Китая . [78]
Работа протестантских миссий привела ко многим открытиям в Сычуани. «Очерк истории протестантского христианства в Сычуани» Следующая таблица основана на статье пастора Ван И . [79]
Первый | Имя | Расположение | Создано | Миссия | Дата |
---|---|---|---|---|---|
клиника | ? | Чунцин (Чунгкинг) | Джон Маккарти | Внутренняя миссия Китая | 1877 |
против связывания ног движение | — | Чунцин | Гертруда Хоу | Американская методистская епископальная миссия | 1880-е годы |
школа для девочек | Школа для девочек методистской миссии | Чунцин | Клара Дж. Коллиер | Американская методистская епископальная миссия | 1887 |
средняя школа | Средняя школа Чунцинского союза | Чунцин | Спенсер Льюис | Американская методистская епископальная миссия | 1891 |
больница | Больница общего профиля | Чунцин | Джеймс Х. Маккартни | Американская методистская епископальная миссия | 1892 |
детская больница | Больница для женщин и детей Чэнту | Чэнду (Чэнду) | ? | Канадская методистская миссия | 1896 |
школа для девочек в Чэнду | Школа для девочек Чэнту | Чэнду | Сара С. Брэкбилл | Канадская методистская миссия | 1896 |
издательство и типография | Издательство Канадской методистской миссии | Лэшань (Киатинг) | Вирджил Читтенден Харт | Канадская методистская миссия | 1897 |
Протестантская церковь в Тибете | Евангельская церковь, Кандин | Кандин (Тациенлу) | Сесил Полхилл и др. | Внутренняя миссия Китая | 1897 |
футбольное поле | футбольное поле в средней школе друзей | Чунцин | Альфред Дэвидсон | Ассоциация зарубежных миссий друзей | 1900 |
Протестантский богословский колледж | Западно-Китайский епархиальный колледж | Ланчжун (Паонин) | WH Алдис | Внутренняя миссия Китая | 1902 |
детский сад | Детский сад Сесилии | Ибинь (Суйфу) | Марианна Тирза Бисби | Американский баптистский миссионерский союз | 1905 |
Христианский университет | Западно-Китайский союзный университет | Чэнду | Джозеф Бич и др. | четыре миссии | 1910 |
гимназия | Гимназия Чэнту YMCA | Чэнду | Роберт Рой Сервис | YMCA Миссия | 1913 |
стоматологическое образование (по всей стране) | Кафедра стоматологии Западно-Китайского союзного университета | Чэнду | Уильям Реджинальд Морс и др. | различные миссии | 1917 |
школа для немых и слепых | ? | Мяньян (Минчжоу) | Альфред Артур Филлипс | Церковное миссионерское общество | 1918 |
больница в Тибете | Миссионерская больница Батанг | Ствол | Альберт Шелтон | Иностранное христианское миссионерское общество | 1919 |
школа акушерства | Школа акушерства Чин I | Чэнду | Мэриан Мэнли | Женское зарубежное миссионерское общество методистской епископальной церкви | 1931 |
возрождение колледжа | Христианское студенческое движение | Чэнду, Чунцин | — | — | 1944 |
идея создания домашних церквей в ответ на коммунистический режим | План реагирования | Ваньсянь (Ваньсянь) | — | Синодальная миссия штата Миссури | 1949 |
В популярной культуре
[ редактировать ]романе года В Ли Цзе-жэня описывается конфликт между тремя партиями в районе Чэнду в 1890-х годах, а именно: местными христианскими общинами , Обществом старших братьев и бюрократией . [80] [81] Роман был адаптирован в 12-серийный телесериал в 1988 году под названием «Женщина трем мужчинам» , художественный фильм в 1992 году под названием «Рябь на стоячей воде» и одноименный сериал в 2008 году.
Хронология
[ редактировать ]Карты
[ редактировать ]- Карта Сычуани с указанием англиканских миссионерских станций Внутренней миссии Китая (CIM), Церковного миссионерского общества (CMS) и Миссионерского общества библейских церковников (BCMS)
- Канадская методистская миссия в Центральной Сычуани
- Западно-Китайская миссия Объединенной церкви Канады ( методистская )
- Карта Сычуани с указанием Американской баптистской миссии станций
- Площадь Сычуани по сравнению с Британскими островами . Заштрихованная часть — район Ассоциации зарубежных миссий друзей .
- Район Ассоциации зарубежных миссий друзей в Сычуани ( квакер )
См. также
[ редактировать ]- Христианство в Сычуани
- Антихристианское движение (Китай)
- Антимиссионерские беспорядки в Китае
- Антирелигиозные кампании Коммунистической партии Китая
- Движение денонсации
- Домашняя церковь (Китай)
- Категория: Англиканство в Сычуани
- Категория:Методизм в Сычуани
- Категория: Квакерство в Сычуани
- Категория:Баптистское христианство в Сычуани
- Категория: Сычуаньские протестанты
- Категория:Протестантские церкви Чунцина
- Категория:Протестантские церкви в Сычуани
- Категория: Протестантские миссионеры в Сычуани
- Категория: Протестантские миссионеры в Тибете
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ранее латинизировался как Сычуань, Сычуань или Ссучуань; также обычно называемый «Западным Китаем» или «Западным Китаем».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Брумхолл 1907 , с. 229.
- ^ Чен, Цзяньмин; Лю, Цзяфэн, ред. (2008). «Христианство в Сычуани» . omf.org . Архивировано из оригинала 29 сентября 2011 года . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Штауффер 1922 , с. 228.
- ^ Лю, Ши-цзян (1976). Евангелизация провинции Сычуань в период позднего Цин и реакция « сычуаньцев (1860–1911)]. Исторический журнал Национального тайваньского педагогического университета (на традиционном китайском языке). Тайбэй: Исторический факультет Национального Тайваньского педагогического университета: 269. Дата обращения 26 сентября 2022 г.
- ^ Дойл, Дж. Райт. «Джон Маккарти» . Биографический словарь китайского христианства . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ Бейкер 1946 , с. 19.
- ^ Бейкер 1946 , стр. 37, 46.
- ^ Jump up to: а б Брумхолл 1907 , с. 230.
- ^ Норрис 1908 , стр. 133–134.
- ^ Грей, СГФ (1996). Англиканцы в Китае: история Чжунхуа Шэнгун Хуэй (Чунг Хуа Шэн Кунг Хуэй) . Нью-Хейвен, Коннектикут: Проект истории епископальной китайской миссии. п. 13. CiteSeerX 10.1.1.695.4591 .
- ^ «Документы Сесила и Артура Полхиллов» . archiveshub.jisc.ac.uk . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ Зи, Ю (2017). «Описание миссионерских работников CIM в Тибетском нагорье до 1950 года» . omf.org . Проверено 15 мая 2021 г.
- ^ Чжу, Ялин (2015). « Миссионер Роберт Каннингем и его тибетские исследования в районе Кхамс » (PDF) . тибетологии (на упрощенном китайском языке) (1). Журнал 22 августа 2023 г.
- ^ Ду, Свун Де (1937). «Квакерство в Западном Китае» . Вестник Исторического общества друзей . 26 (2): 88–91. JSTOR 41944051 . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Миссионерские видеозаписи: Западный Китай . Нью-Йорк: Американское баптистское общество иностранных миссий. 1920. с. 26.
- ^ Норрис 1908 , с. 134.
- ^ Кин, Розмари. «Архив Церковного миссионерского общества — Раздел I: Миссии в Восточной Азии: Западный Китай» . ampltd.co.uk . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Комитет продолжения Китая , изд. (1915 г. китайской церкви ( Ежегодник на традиционном китайском языке): Коммерческая пресса, стр. 114).
- ^ Штауффер 1922 , с. 224.
- ^ Брумхолл 1907 , стр. 231–232.
- ^ Jump up to: а б Стюарт, Эмили Лили (1934). «Глава II. Обзор пути» . Вперед в Западный Китай . Лондон: Церковное миссионерское общество.
- ^ Сток, Юджин (1899). История Церковного миссионерского общества, Том III . Лондон: Церковное миссионерское общество. п. 579.
- ^ Миссионерские видеозаписи: Западный Китай . Нью-Йорк: Американское баптистское общество иностранных миссий. 1920. с. 20.
- ^ Разные авторы (1920). Наша миссия в Западном Китае: довольно обширный обзор миссионеров о деятельности в течение первых двадцати пяти лет канадской методистской миссии в провинции Сычуань, Западный Китай . Торонто: Миссионерское общество методистской церкви. п. 42.
- ^ Кулинг, Сэмюэл (1917). «Миссия Прессы» . Энциклопедия Синика . Шанхай: Келли и Уолш. п. 377. ИСБН 9789004213463 . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Чжу, Ялин (2019). «Миссионерские новости Западного Китая и их рассказ о Тибете» (PDF) . clausiuspress.com . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Брумхолл 1907 , стр. 233–234.
- ^ Брумхолл 1907 , с. 234.
- ^ Брумхолл 1907 , стр. 235–236.
- ^ «Западно-Китайский союзный университет» . библиотека.vicu.utoronto.ca . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ «Западно-Китайский союзный университет» (PDF) . divinity-adhoc.library.yale.edu . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Штауффер 1922 , с. 231.
- ^ Кьонг-Макклейн, Джефф. «Построение Царства Божьего в Западном Китае: религиозная и реформаторская работа Университета Западно-Китайского союза Чэнду» . Sichuanreligions.com . Проверено 29 сентября 2022 г.
- ^ Расс, Джоанна. «Бук, Джозеф, выпуск 1899 г.» . divinity-adhoc.library.yale.edu . Архивировано из оригинала 13 августа 2020 года . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Ян, Липин (11 марта 2020 г.). «Американский миссионер с двумя родиной: Джозеф Бич и Университет Западно-Китайского союза» . обзор. gale.com . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ «Документы Дэвида Крокетта Грэма, 1923–1936» . siarchives.si.edu . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Служба 1991 , с. 45.
- ^ Левенсон и Сервис 1981 , стр. 6, 10.
- ^ Jump up to: а б Служба 1991 , с. xvi.
- ^ Левенсон и Сервис 1981 , с. 2.
- ^ Чен, Юаньсинь (2014). Исследование снабжения больших стадионов Исследование снабжения больших стадионов и спортзалов [ и спортзалов ] (на традиционном китайском языке: Airiti Press, стр. 76) . 9789865663254 .
- ^ Шелтон, Альберт Л. (1921). Пионерство в Тибете: личный опыт жизни и опыта на миссионерских полях . Нью-Йорк: Компания Флеминга Х. Ревелла. стр. 50–60.
- ^ Лофтис 1911 , стр. 142.
- ^ Лофтис 1911 , стр. 158.
- ^ Штауффер 1922 , с. 222.
- ^ Крюк, Милтон (2020). «Сычуаньская миссия (1917–1919)» (PDF) . энциклопедия.adventist.org . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Хук, Милтон (28 ноября 2021 г.). «Восточно-Сычуаньская миссия (1919–1951)» . энциклопедия.adventist.org . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Хук, Милтон (28 ноября 2021 г.). «Западно-Сычуаньская миссия (1919–1951)» . энциклопедия.adventist.org . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Дай, Юэтань (28 сентября 2016 г.). история церкви Святого Креста в районе Ваньчжоу, Чунцин» « Столетняя . gospeltimes.cn китайском языке). Архивировано (на упрощенном 2 июня 2021 г. Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Тидеманн, Р.Г. (1 июля 2016 г.). Справочное руководство по христианским миссионерским обществам в Китае: с шестнадцатого по двадцатый век . Милтон Парк: Рутледж. ISBN 9781315497310 .
- ^ Иригойен, Чарльз младший; Уоррик, Сьюзан Э. (7 ноября 2013 г.). Исторический словарь методизма . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 41. ИСБН 9780810878945 .
- ^ «Университет Виктории чествует своих китайских миссионеров» . библиотека.vicu.utoronto.ca . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Ян, Тяньхун (2010). деятельность Церкви Христа в Китае в приграничном регионе Сычуань-Сикан » (PDF) . « Религиозная ) (3): 165–182 (на упрощенном китайском языке . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Ченг, Цзя-чэн (2015). Истинного История Церкви Иисуса (на традиционном китайском языке: Книжный магазин Филимона, стр. 97) . 9789867893758 .
- ^ Jump up to: а б Цинь, Хэпин; Шен, Сяоху, ред. (2008). Сычуани Сборник исторических документов о христианстве в (на упрощенном китайском языке: Издательство Башу, стр. 253) . 978-7-80752-226-3 .
- ^ Андерсон, Джеральд Х. «Генри Корнелиус (Бао Чжили) Бартель (1873–1965)» . Биографический словарь китайского христианства . Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ Труакс, Э.А. (1950). Триумф и традиции в Миаолэнде . Нью-Йорк: Христианский и миссионерский альянс. п. 1.
- ^ Феррис, Хелен (1956). Христианская церковь в коммунистическом Китае, 1952 год . Монтгомери, Алабама: Исследовательский центр кадров и подготовки ВВС. п. 8. ОСЛК 5542137 .
- ^ Намлояк, Дхунгсер (2021) : Восстановление государства против колониальной «автономности» (1951–2021) ] (на традиционном китайском языке: Издательство «Азиатско-Тихоокеанская политика, философия и культура», стр. 151–152) . 9786269532933 .
- ^ «Суйнинские христиане арестованы, избиты и освобождены» . chinaaid.org . 21 мая 2010 года . Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ Берлингер, Джошуа (17 декабря 2018 г.). «Задержание 100 христиан вызывает обеспокоенность по поводу религиозных репрессий в Китае» . edition.cnn.com . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Заимов, Стоян (19 ноября 2018 г.). «Христианским церквям в китайской провинции Сычуань предъявлен ультиматум: присоединяйтесь к коммунистической сети или вас закроют» . christianpost.com . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ «Мужественные китайские христиане тайно встречаются» после закрытия церкви трех автономий в провинции Сычуань» . barnabasfund.org . 12 марта 2020 г. Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ «Несколько христиан домашней церкви задержаны в Шанхае и Сычуани» . сайт преследования . 30 ноября 2021 г. Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ «Китайская полиция совершила рейд на христианское собрание, арестовала одного» . ucanews.com . 17 августа 2022 г. Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Ян, Фэнган ; Петтит, JEE (2018). «Глава 8 Юго-Западный Китай: 23. Сычуань». Атлас религии в Китае: социальный и географический контекст . Лейден: Издательство Brill. дои : 10.1163/9789004369900_011 . ISBN 978-90-04-36990-0 .
- ^ «Расправа с церковью Завета раннего дождя в Чэнду: справочная информация» . chinachange.org . 21 декабря 2018 года . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Сюэ, Макс (2021). «Ли Ма, Религиозное предпринимательство в городских домашних церквях Китая: взлет и падение реформаторской пресвитерианской церкви раннего дождя » . Исследования мирового христианства . 27 (3): 326–327. дои : 10.3366/swc.2021.0358 . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ «Заявление IRFBA о китайском религиозном узнике совести Ван И» . государство.gov . 20 октября 2023 г. Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Килборн, Л.Г. (1941–42). «Обращение президента». Журнал Общества исследования границ Западного Китая (A). Напечатано издательством United Church of Canada Mission Press. Чэнту: Общество исследования границ Западного Китая: 101–106. OCLC 977595689 .
- ^ Тиба, Кенго (2022 г.). «Демаркация западного мандарина и определение диалекта Чэнду в качестве его стандартной формы в современном Китае» . В Симмонсе, Ричард ВанНесс (ред.). Исследования разговорного китайского языка и его истории: диалект и текст . Гонконг: Издательство Гонконгского университета. стр. 153–172. ISBN 978-988-8754-09-0 .
- ^ Коук, Брайан Л. «Как масонство пришло в Китай» (PDF) . kernowkid.com . п. 5 . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ «Доктор Грэм, миссионер, умирает в 77 лет» . Аризона Дейли Стар . Тусон. 18 сентября 1961 г. с. 16 . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ Эйвери, Джордж А. (1957). «Из канцелярии нашего Великого секретаря» (PDF) . Франкмасон . Филадельфия: Великая Ложа Пенсильвании. п. 3 . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ «Наша конституционная семья» (PDF) . madspace.org . 1937. с. 2 . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ Уильямс, TH (1 июня 1937 г.). «Событие освящения доказывает универсальность масонства» (PDF) . Кабельный буксир . Том. XV, нет. 1. Манила: Великая Ложа Филиппин. п. 234 . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ «Организация и программа первого года обучения» . Журнал Общества исследования границ Западного Китая . Я. Напечатано издательством Canadian Methodist Mission Press: 1. 1922–1923 гг . Проверено 16 марта 2024 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Грэм, Дэвид К. (1934). Килборн, Л.Г. (ред.). «Предварительный отчет о раскопках Ханьчжоу» . Журнал Общества исследования границ Западного Китая . 6 . Напечатано издательством United Church of Canada Mission Press. Чэнту: Общество исследования границ Западного Китая: 114–131.
- ^ Ван, И (25 сентября 2007 г.). « Очерк истории протестантского христианства в Сычуани». pacilution.com (на упрощенном китайском языке) . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ «Рябь на стоячей воде: роман о Сычуани в эпоху договорных портов» . merwinasia.com . 2014 . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Чжу, Шутун (2011). ( » «О «Третьем центре» движения за новую культуру PDF) . Журнал Политехнического университета Макао (на традиционном китайском языке) (4): 158. ISSN 0874-1824 .
- ^ Кокрейн 1913 , с. 193.
- ^ Jump up to: а б Кокрейн 1913 , с. 189.
- ^ Кокрейн 1913 , с. 192.
Библиография
[ редактировать ]- Бейкер, Ричард Т. (1946). Методизм в Китае: годы войны . Нью-Йорк: Совет миссий и расширение церкви.
- Брумхолл, Маршалл , изд. (1907). «Провинция Сычуань» . Китайская империя: общий и миссионерский обзор . Лондон: Морган и Скотт.
- Кокрейн, Тос. (1913). «Глава XI. Сычуань» . Обзор миссионерской оккупации Китая . Шанхай: Общество христианской литературы Китая.
- Левенсон, Розмари; Сервис, Джон С. (1981). Обязанности Государственного департамента в Китае: эпоха Маккарти и после нее, 1933–1977 гг. (PDF) . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
- Лофтис, З.С. (1911). Послание Батанга: дневник З.С. Лофтиса, доктора медицинских наук, миссионера для тибетцев . Нью-Йорк: Компания Флеминга Х. Ревелла.
- Норрис, Фрэнк Л. (1908). «Глава X. Церковь в Западном Китае» . Справочники по расширению английской церкви: Китай . Оксфорд: А. Р. Моубрей.
- Сервис, Джон С. , изд. (1991). Золотые дюймы: Китайские воспоминания о благодатном служении . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520074163 .
- Стауффер, Милтон Т., изд. (1922). «Провинция Сычуань» . Христианская оккупация Китая . Шанхай: Китайский комитет по продолжению работы.