Цян люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2008 г. ) |
Чан, Чианг-Мин, Эрма | |
---|---|
Общая численность населения | |
300,000+ | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Сычуань , Китай : 300 000 | |
Языки | |
Цянгические языки , юго-западный мандарин | |
Религия | |
Народная религия Цян , даосизм , тибетский буддизм , христианство и ислам. |
Цян люди | |
---|---|
Цянгик имя | |
Цянгич | Рмеа |
Народ Цян ( Qiangic : Rrmea ; китайский : 羌族 ; пиньинь : Qiāngzú ) — этническая группа в Китае . Они образуют одну из 56 этнических групп, официально признанных Китайской Народной Республикой , с населением около 310 000 человек в 2000 году. [1] Они обитают преимущественно в горном районе северо-западной части провинции Сычуань (Сычуань) на восточной окраине Тибетского нагорья . [2]
Имена [ править ]
Современные цян называют себя Rma ( /ɹmæː/ или /ɹmɛː/ , 尔玛 , erma по-китайски или RRmea в орфографии цян) или диалектным вариантом этого слова. Однако они не определяли себя китайским термином «этническая принадлежность Цян» ( китайский : 羌族 ) до 1950 года, когда они были официально названы Цянцзу . [3]
Цян - это термин, который исторически относился не столько к конкретной общине, сколько к подвижной западной границе ханьских китайских поселенцев. Китайские философы периода Воюющих царств также упоминали народ « ди-цян », живший на западной окраине территории Хань. Они были известны своими обычаями кремации. [4]
История [ править ]
Люди по имени Цян упоминаются в древних китайских текстах еще 3000 лет назад, когда они впервые появились в надписях на костях оракула . Признанные «культурой первопредков», есть свидетельства существования Цян на северо-западе Китая, датируемые 16-11 веками до нашей эры, когда они были зарегистрированы как приносящие дань династии Шан . [5] [6] В первую очередь они были известны тем, что практиковали скотоводческое кочевничество и сопротивлялись расширению Империи Хань на запад, постепенно перемещаясь на юго-запад от земель своих предков.
Однако имя Цян применялось к множеству групп, которые могли отличаться от современного Цян. Многие из людей, ранее обозначавшихся как «Цян», постепенно были исключены из этой категории в китайских текстах по мере их китаизации или реклассификации. Во времена Мин и династий Цин термин «Цян» обозначал только неханьцев, живших в верховьях долины реки Мин и в районе Бэйчуань, территории, которую сейчас занимает современный Цян. [7] Тем не менее, большинство современных ученых предполагают, что современные Цян произошли от исторического народа Цян. [8]
Во время войн, произошедших в 1580-х годах, термин «Цян» или реже «Цян Фань» все чаще применялся к районам в южных частях долины Верхнего Мина, которые сегодня идентифицируются как Цян; и в тех же материалах термин «Фан» использовался для территорий к северу и востоку, которые сегодня являются Зангом (Тибетским). Руины, о которых сообщили западные путешественники в начале 20 века, свидетельствуют о жестокости этих официальных репрессий. Мы предполагаем, что истоки современных цян, которые на протяжении последних четырех столетий связали свою судьбу с китайскими правителями с большей готовностью, чем жители Шар-Хога, можно искать в эпоху Мин, начиная с китайской миграции в Маочжоу в 15-м веке. века и кульминацией которого стали беспорядки в верховьях реки в 1580-х годах. [9]
- Сяофэй Кан, Дональд С. Саттон
Анализ ханьских и западных (европейских) научных источников показывает, что в первой половине двадцатого века в долине Верхней Минь на северо-западе Сычуани не существовало целостной культуры «цян». Скорее, существовало множество населенных регионов, где поселенцы отдельных общин идентифицировали себя как рма . Значительные культурные различия наблюдались даже среди соседних общин. В частности, в этих сельских общинах преобладали ханьское и тибетское влияние. [4]
Когда в 1950 году Цян был официально признан этнической группой, их численность составляла всего 35 600 человек. Многие стремились получить статус Цян благодаря политике правительства, запрещающей дискриминацию, а также экономическим субсидиям для национальных меньшинств. [7] В результате население Цяна увеличилось за счет реклассификации людей. [10] В 1982–1990 годах 75 600 ханьцев сменили этническую принадлежность на цян, а в 1990–2000 годах 96 500 ханьцев стали цянами. Еще 49 200 человек вернули себе этническую принадлежность Цян в период с 1982 по 1989 год. Всего около 200 000 ханьцев стали Цянами. В результате в 2010 году насчитывалось 300 000 человек Цян, 200 000 из которых проживали в провинции Сычуань, преимущественно в Нгава-Тибетском и Цянском автономном округе , Бэйчуань-Цянском автономном округе и в уездах Мао , Вэньчуань , Ли , Хэйшуй и Сунпан . [11]
12 мая 2008 года народ Цян сильно пострадал от землетрясения в провинции Сычуань силой 8,0 балла . Всего 69 142 погибших и 17 551 пропавших без вести. [12] более 30 000 убитых были этническими цянами (10 процентов от общей численности населения цян). [13] [14] В целях сохранения древнего наследия Цян Пекинский центр защиты культурного наследия (CHP) предпринял серьезные усилия по восстановлению деревни Аэр, одного из немногих сохранившихся центров культуры Цян. [6] В частности, вызывало беспокойство сохранение языков Цян (которые не имеют письменной формы), и было создано несколько хранилищ записей для сохранения сказок, которые помнят только шиби или дуангуны ( см. «Культура и регион »). Эти попытки реставрации были предприняты с учетом Рекомендации ЮНЕСКО 1989 года об охране традиционной культуры и фольклора и обеспечили максимальное участие местных жителей, хранителей сохраняемой культуры. Каменная башня Аэр, имеющая особое значение, была тщательно отреставрирована в 2012 году самими жителями деревни Аэр с использованием аутентичных материалов и технологий. [6]
Языки [ править ]
Цян говорят на агглютинативных цянских языках . [15] подсемейство тибето-бирманских языков . [16] Однако диалекты цян настолько различны, что общение между разными группами цян часто происходит на мандаринском языке . Существует множество диалектов Цян; традиционно они делятся на две группы: Северный Цян и Южный Цян , хотя на самом деле языковой комплекс Цян состоит из большого количества диалектных континуумов, которые нелегко сгруппировать на Северный или Южный. В системе образования в основном используется стандартный китайский язык в качестве средства обучения для народа Цян, и в результате всеобщего доступа к образованию и телевидению очень немногие Цян не могут говорить по-китайски, но многие Цян не могут говорить на цянских языках. [17]
До недавнего времени на языке цян не существовало письменности, и цян использовал систему резьбы по дереву для обозначения событий или общения. [18] В конце 1980-х годов для языка Цян была разработана система письменности, основанная на разновидности Цюгу (曲谷) северного диалекта с использованием латинского алфавита . [16] Введение не увенчалось успехом из-за сложности звуковой системы цян и сопутствующей сложности ее письменной системы, а также разнообразия диалектов цян и отсутствия материалов для чтения. [16] Цян также используют китайские иероглифы. [ нужна ссылка ] Совсем недавно специально для Цяна был разработан уникальный сценарий, известный как сценарий Цян или Рма .
Культура и религия [ править ]
В результате их географического положения на периферии тибетского и ханьского большинства культура Цян представляет собой уникальное сочетание их собственных религий и ханьских, тибетских , мусульманских и христианских влияний. [5] Это свидетельствует о значительном внутреннем разнообразии народа Цян, феномене, вызванном почти исключительно языковыми барьерами и топографическими трудностями регионов, где они населяются.
Большинство Цян придерживаются пантеистической религии, включающей горных божеств-хранителей. [5] [4] В нескольких близлежащих деревнях есть горное божество более высокого уровня, находящееся вне близости. Эти божества служили не просто религиозными идолами, но и практической защитой прав на ресурсы и территориальных границ в регионе жесткой конкуренции за ресурсы.
В целом, существует спектр, простирающийся от восточной окраины исторических тибетских королевств до империи Хань: те, кто живет ближе к тибетцам (северо-запад), демонстрируют больше элементов тибетского буддизма, в то время как ханьская китайская культура преобладает среди тех, кто живет на юге и восток. [4] Из-за этого горные божества, которым поклонялись как деревенские стражи, стали частью самого низкого уровня западно-тибетского буддийского пантеона, в то время как храмы даосизма и китайского буддизма вторглись в культуру на востоке. В восточных храмах горные божества полностью исчезли, а религиозная практика практически неотличима от ханьской китайской.
Что касается местных религий, цян исповедуют форму анимизма , поклоняются богам природы и духам предков, а особые белые камни (часто размещаемые на вершинах сторожевых башен) почитаются как представители богов. В деревнях поклоняются пяти великим божествам и двенадцати меньшим, хотя пантеон состоит из богов равной важности, выполняющих почти все социальные функции. Однако считается, что существует один верховный Абамубита (Бог Небес). [19]
В деревнях Цян культуру помнят и практикуют в первую очередь дуангуны , известные как би на языке Цян. Как хранители культуры, эти деревенские шаманы играют огромную роль в сохранении наследия Цян. Хотя гендерных ограничений нет, женских дуангун в настоящее время не существует. [5] Они также являются хранителями двух важнейших символов религии Цян, известных как инструменты Дуангун : барабана из овчины и сохранившегося черепа обезьяны, известного как Аба-Мулла . [5]
Дуангонги действуют как священники, ученые, знахари и деревенские старейшины в одном лице. Хотя они живут обычной повседневной жизнью, выполняя обычные социальные функции как часть деревенского сообщества, владение ими инструментами дуангун подчеркивает их явную важность для духовной культуры деревни. Почти все церемонии, от похорон до ритуалов исцеления, проводятся дуангунами . Считается, что они обладают таинственными способностями, которые позволяют им постоянно общаться с миром духов и призраков и, таким образом, находятся на грани между целителем и волшебником. Однако важно отметить, что дуангун зарабатывает себе на жизнь не своим статусом, а работая в любой профессии, которую он выберет. [5] Еще одно ключевое различие между дуангунами в культуре Цян и идеей «шамана» заключается в том, что, хотя шаманы «избираются богами», любой может стать дуангуном при соответствующей подготовке.
Чтобы стать дуангонгом , нужно пройти гайгуа , церемонию посвящения/выпускного, во время которой человек подтверждается в своей должности в деревне и получает свой собственный набор дуангун инструментов ; шляпа из обезьяньей шкуры, барабан из овчины, священная палка и Аба-Мулла , часто передававшиеся из поколения в поколение на протяжении пятнадцати поколений. Однако потрясения Культурной революции в Китае привели к исчезновению многих инструментов, и в настоящее время ни один шаман не обладает полным набором. Эти исчезновения в первую очередь объясняются конфискацией имущества поисковыми группами китайского правительства, стремящимися к национальной модернизации Китая. Однако предполагается, что некоторые инструменты были спрятаны жителями деревни в попытке сохранить Цяну свои исторические артефакты. [5]
В большинстве деревень Цян освященные белые камни, которые, как полагают, наделяются силой богов посредством определенных ритуалов, помещаются на вершины башен как символы удачи. Эти квадратные каменные башни традиционно расположены на окраине деревень Цян, а также на вершинах близлежащих холмов. [6]
Образ жизни [ править ]
Сегодня Цян — горные жители. Деревня-крепость чжай 寨 , состоящая из 30–100 дворов, в целом является основной социальной ячейкой помимо домашнего хозяйства . В среднем от двух до пяти деревень-крепостей в небольшой долине вдоль горного ручья, известной на местных китайцах как гоу 沟 , составляют деревенский кластер ( цунь 村 ). Жители деревни-крепости или деревенского кластера имеют тесные контакты в общественной жизни. В этих небольших долинах люди возделывают узкие речные равнины вдоль ручьев или горных террас, охотятся на животных или собирают грибы и травы (для еды или лекарств) в соседних лесах, а также пасут яков и лошадей на пастбищах на вершинах гор. [6]
Что касается средств существования и питания, Северо-Западный регион в большей степени полагался на животноводство, чем на сельское хозяйство, поэтому потреблял больше молочных и мясных продуктов. Между тем, юго-восточные поселенцы отдают предпочтение методам ведения сельского хозяйства, что приводит к большему потреблению зерна и пшеницы. [4] Этот градиент с северо-запада на юго-запад наблюдается во многих аспектах культуры Цян из-за их географического положения между двумя различными (относительными) культурами большинства.
Цян построили сторожевые башни и дома с толстыми каменными стенами и маленькими окнами и дверями. [3] В прошлом в каждой деревне могла быть одна или несколько каменных башен, и эти гималайские башни до сих пор сохранились в некоторых деревнях Цян и остаются их отличительной чертой. [20] Хотя деревни Цян исторически служили укрепленными поселениями с несколькими защитными механизмами, со временем эти функции были утрачены. В 1949 году коммунистическое правительство рассматривало снос оборонительных сооружений как часть политики национального единства. [6] Жители деревни живут в гранитных каменных домах, обычно состоящих из двух-трех этажей. Первый этаж предназначен для содержания скота и птицы, второй – для жилых помещений, третий – для хранения зерна. Если третьего этажа не существует, зерна будут храниться на первом или втором этаже. [6]
Овцы считаются особенно священными в культуре Цян, поскольку они являются источником большей части средств к существованию в деревне. Таким образом, шерсть является основным материалом, из которого изготавливается одежда. И мужчины, и женщины носят платья из рогожи , хлопка и шелка с шерстяными куртками без рукавов. Белый цвет особенно священн среди цян. [4] Из-за сурового климата своих земель Цян разработали одежду, адаптирующуюся к нему. Распространенной одеждой является «Янгпи Гуа» (разновидность безрукавки из овчины или козы) с обвязками для защиты от холодной погоды. Кроме того, они, как известно, носят «Тоу Па» (тканевые головные уборы) вокруг головы, пояса, повязывают фартук на талии и носят «Юньюнь-туфли» (остроконечные вышитые туфли с типичными характеристиками Цян). Платье, особенно женское, отделано кружевом, а воротники украшены серебряными украшениями. [21]
Просо , горный ячмень , картофель, озимая пшеница и гречка служат основным продуктом питания цян. Среди Цян также популярно употребление вина и курение листьев орхидей.
Искусные в строительстве дорог и бамбуковых мостов, Цян могут строить их на самых скалистых утесах и на самых быстрых реках. Используя только деревянные доски и опоры, эти мосты могут растягиваться до 100 метров. Другие, отличные каменщики, умеют рыть колодцы. Особенно в плохие сельскохозяйственные сезоны они посещают соседние места, чтобы долбить и копать.
Вышивка и рисование выполняются экспромтом, без каких-либо рисунков. Традиционные песни, связанные с такими темами, как вино и горы, сопровождаются танцами и музыкой традиционных инструментов, таких как кожаные барабаны.
Генетическое происхождение [ править ]
Генетические данные показывают, что в популяциях Цянги, особенно в материнских линиях, присутствует преимущественно североазиатский компонент. Популяции Цянги представляют собой смесь миграций на север первоначальных поселенцев из Восточной Азии с гаплогруппой D Y-хромосомы (D1-M15 и более поздних D3a-P47) в эпоху позднего палеолита, а также людей Ди-Цян, направленных на юг с доминирующей гаплогруппой O3a2c1 *. -M134 и O3a2c1a-M117 в эпоху неолита. [22]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ «Национальное статистическое бюро Китайской Народной Республики >> Данные пятой переписи населения» www.stats.gov.cn Проверено 4 мая 2019 г.
- ^ ЛаПолла и Хуанг (2003) , с. 1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ЛаПолла и Хуанг (2003) , с. 6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Ван, Мин-КЭ (2002). «В поисках культуры Цян в первой половине ХХ века» . Внутренняя Азия . 4 (1): 131–148. дои : 10.1163/146481702793647588 . ISSN 1464-8172 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Зевик, Эмма (январь 2002 г.). «Первый взгляд: народ Цян Сычуани» . Азиатская антропология . 1 (1): 195–206. дои : 10.1080/1683478X.2002.10552525 . ISSN 1683-478X .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Юнься, Ван; Протт, Линдел В. (02 января 2016 г.). «Культурное возрождение после катастрофы: культура Цян в Аэре» . Международный журнал исследований наследия . 22 (1): 26–42. дои : 10.1080/13527258.2015.1074933 . ISSN 1352-7258 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ван Минкэ . «От цянских варваров к цянской национальности: создание новой китайской границы» .
- ^ Вэнь 2014 , с. 70.
- ^ Канг и Саттон 2016 , с. 64.
- ^ «Цян, Чимулин» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 сентября 2007 г.
- ^ Вэнь 2014 , с. 70-72.
- ^ Хан, Ли; Берри, Джон В.; Чжэн, Юн (14 октября 2016 г.). «Взаимосвязь стратегий аккультурации с устойчивостью: смягчающее воздействие социальной поддержки среди этнических групп Цян после китайского землетрясения 2008 года» . ПЛОС ОДИН . 11 (10): e0164484. Бибкод : 2016PLoSO..1164484H . дои : 10.1371/journal.pone.0164484 . ISSN 1932-6203 . ПМК 5065190 . ПМИД 27741274 .
- ^ Марк Манье и Барбара Демик (21 мая 2008 г.). «Землетрясение угрожает будущему культуры» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Дули, Бен (14 мая 2018 г.). «Почти уничтоженное землетрясением, цянское меньшинство в Китае продолжает жить» . AFP – через новости MSN.
- ^ Краткая энциклопедия языков мира . Эльзевир. 2010. с. 970. ИСБН 9780080877754 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с ЛаПолла и Хуанг (2003) , стр. 2–3 .
- ^ ЛаПолла и Хуанг (2003) , с. 5 .
- ^ ЛаПолла и Хуанг (2003) , стр. 3 .
- ^ «Горные боги — Тибетская буддийская энциклопедия» . tibetanbuddhistencyclopedia.com . Проверено 16 апреля 2024 г.
- ^ Дэниел Маккрохан (19 августа 2010 г.). «Инсайдерская информация о древних сторожевых башнях Китая» . Одинокая планета . Архивировано из оригинала 2 апреля 2013 года.
- ^ Ли, Цзя; Фань, Вэйцзюэ (август 2016 г.). «Анализ факторного воздействия изменения в культуре традиционной одежды национальности цян» . Материалы Международной конференции по гуманитарным, образовательным и социальным наукам 2016 года . Атлантис Пресс. стр. 580–584. дои : 10.2991/ichess-16.2016.124 . ISBN 978-94-6252-206-0 .
- ^ Чуан-Чао Ван; Лин-Сян Ван; Рукеш Шреста; Манфэй Чжан; Сю-Юань Хуан; Кан Ху; Ли Цзинь; Хуэй Ли (2014). «Генетическая структура цянских популяций, проживающих в Западном Сычуаньском коридоре» . ПЛОС ОДИН . 9 (8). е103772. Бибкод : 2014PLoSO...9j3772W . дои : 10.1371/journal.pone.0103772 . ПМЦ 4121179 . ПМИД 25090432 .
Источники [ править ]
- ЛаПолла, Рэнди Дж.; Хуан, Чэнлун (2003). Грамматика цяна: с аннотированными текстами и глоссарием . Мутон де Грюйтер. ISBN 978-3110178296 .
- Кан, Сяофэй; Саттон, Дональд С. (2016). Борьба с Желтым Драконом: этническая принадлежность, религия и государство на китайско-тибетском пограничье . Брилл. ISBN 978-90-04-31923-3 .
- Вэнь, Маотао (2014). Создание этноса цян, его связь с народом римэ и сохранение языка римэ (магистерская диссертация). Университет Дьюка.
- Яп, Джозеф П. (2009). «Глава 9: Война с Цяном, 62 г. до н.э.». Войны с хунну: перевод Цзыжи Тунцзяня . АвторДом. ISBN 978-1-4490-0604-4 .