Jump to content

Сяньбэй

Сяньбэй
Сяньбэй
Сианьбэй
III век до н.э. – III век нашей эры.
Статус Кочевая империя
Капитал Гора Данхан (около современного уезда Шанду , Внутренняя Монголия )
Общие языки Сяньбэй
Религия
Шаманизм
Тенгрианство
буддизм [1]
Правительство Племенная конфедерация
Вождь  
• в. 156–181
Таншихуай
• в. 181–189
Хелия
• в. 190-е
Куито
Историческая эпоха Античность
• Учредил
3 век до н.э.
• Упразднено
3 век нашей эры
Область
200 [2] 4 500 000 км 2 (1 700 000 квадратных миль)
Предшественник
Преемник
Хунну
Жужанский каганат
династия Хань
Дай (Шестнадцать королевств)
Сяньбэй
Традиционный китайский Сяньбэй
Упрощенный китайский Сяньбэй

Сяньбэй : ( / ʃ j ɛ n ˈ b / ; упрощенный китайский : 鲜卑 ; традиционный китайский 鮮卑 ; пиньинь : Xiānbēi ) были древним кочевым народом, который когда-то проживал в восточных евразийских степях на территории современной Монголии , Внутренней Монголии и Северо-Восточный Китай . Сяньбэй настоятельно предполагалось, что это многоязычная, многоэтническая конфедерация, состоящая в основном из монголов (которые говорили либо на допрото-монгольском, либо на допрото-монгольском, [3] или протомонгольский [4] [5] [6] и парамонгольские [6] ), и, в меньшей степени, тунгусский [7] и тюркские народы. [3] [8] Они произошли от народа дунху , который раскололся на ухуань и сяньбэй после поражения от сюнну в конце третьего века до нашей эры. После раскола народ Сяньбэй не имел прямого контакта с династией Хань, проживавшей к северу от Ухуаня. В первом веке до нашей эры сяньбэи начали активно участвовать в борьбе между ханьцами и хунну, кульминацией которой стало вытеснение сяньбэев хунну на Монгольском нагорье в 93 году нашей эры.

В середине II века вождь Таншихуай объединил Сяньбэй и начал войну против династии Хань. Его конфедерация угрожала северным границам Хань в течение многих лет, но быстро распалась после его смерти в 181 году нашей эры. Потерпев несколько поражений к концу периода Троецарствия , сяньбэй мигрировали на юг, поселились в непосредственной близости от ханьского общества и стали вассалами китайских династий. Будучи одними из так называемых «пяти варваров », поселившихся на севере Китая, сяньбэй сражались на стороне династии Западная Цзинь во время Войны восьми принцев и восстания пяти варваров, прежде чем в конечном итоге дистанцироваться и провозгласить свою автономию как Цзинь был оттеснен на юг. В период Шестнадцати королевств сяньбэй основали несколько недолговечных государств на севере и обосновались на Центральных равнинах . [9] [10]

Сяньбэй в какой-то момент все были подчинены Ди возглавляемой бывшей династии Цинь, , прежде чем она распалась вскоре после своего поражения в битве на реке Фэй от Восточного Цзинь. После распада бывшего Цинь Туоба сформировали династию Северная Вэй и в конечном итоге воссоединили северный Китай, вступив в период правления Северной и Южной династий . Северные династии , все из которых либо возглавлялись, либо находились под сильным влиянием Сяньбэя, в тот или иной момент выступали против китаизации и поощряли ее , но имели тенденцию к последней и слились с общим китайским населением благодаря династии Тан . [11] [12] [13] [14] [15] Северная Вэй также организовала женитьбу этнической ханьской элиты на дочерях императорского клана Туоба в 480-х годах. [16] Более пятидесяти процентов принцесс Туоба Сяньбэй Северной Вэй были замужем за мужчинами из южных хань из императорских семей и аристократами из южного Китая из южных династий, которые дезертировали и переехали на север, чтобы присоединиться к Северной Вэй. [17]

Этимология [ править ]

Фигура воина Сяньбэй эпохи Северных династий (286–581 гг. Н.э.). На фигуре надета закрытая «ветровая шапка», брюки, короткая верхняя туника и накидка, завязанная на шее, предназначенная для защиты от ветра и пыли.

Поль Пеллиот предварительно реконструирует позднеханьское китайское произношение 鮮卑 как */serbi/, от * Särpi , отметив, что китайские писцы использовали 鮮 для транскрипции среднеперсидского sēr ( лев ) и 卑 для транскрипции иностранного слога / pi/; например, санскритское गोपी гопи «доярка, пастушка» стало среднекитайским 瞿卑 ( ɡɨo-piᴇ ) (> манд. qúbēi ). [18]

Однако, по словам Шюсслера, 鮮卑в позднеханьском китайском произношении — /sian pie/, и он не восстанавливает слоги, оканчивающиеся на -r, для этого этапа. Его реконструкция позднеханьского произношения 室韋 - /śit wui/. [19]

С одной стороны, *Särpi может быть связано с монгольским корнем *ser ~ *sir , который означает «гребень, щетина, торчащий, выступающий и т. д.». (ср. Халха сэрвэн сервэн ), возможно, относится к лошадям сяньбэев (семантически аналогичен тюркскому этнониму Ябаку < Yapağu 'спутанные волосы или шерсть', позже 'спутанное животное, т.е. жеребенок') [20] С другой стороны, в «Книге Поздней Хань» и «Книге Вэй» говорится, что: прежде чем стать этнонимом, Сяньбэй был топонимом, относящимся к горам Великого Сяньбэя (大鮮卑山), которые теперь идентифицируются как хребет Большого Хингана ( упрощенно). Китайский : 大兴安岭 ; традиционный китайский : 大興安嶺 ; пиньинь : Да Синъань Лунг ). [21] [22] [23]

Шимунек (2018) реконструирует * serbi для Xiānbēi и * širwi для 室韋 Shìwéi < MC *ɕiɪt̚-ɦʉi . [24]

История [ править ]

Фрески, изображающие придворную жизнь в гробнице Сюй Сяньсю, династия Северная Ци , 571 год нашей эры, расположенная в Тайюане , Шаньси . провинция

Происхождение [ править ]

Воюющих царств периода Китайская литература содержит ранние упоминания о Сяньбэе, как, например, в стихотворении « Великий призыв » ( китайский : 大招 ; пиньинь : Да чжао ) в антологии «Стихи Чу». [25] и, возможно, глава «Беседы Цзинь 8» в «Беседах государств» . [26] [27] [а]

Когда «восточные варвары» Дунху были побеждены Моду Чаньюем около 208 г. до н.э., Дунху раскололись на Сяньбэй и Ухуань. [41] Согласно « Книге Поздней Хань» , «язык и культура сяньбэев такие же, как у ухуаней ». [42]

Первый значительный контакт сяньбэй с династией Хань произошел в 41 и 45 годах, когда они присоединились к ухуань и сюнну в набегах на территорию Хань. [43]

В 49 году губернатор Цзи Тун убедил вождя сяньбэй Пяньхэ выступить против хунну, назначив награды за каждую собранную ими голову хунну. [43] В 54 году Ючубен и Мантоу из Сяньбэя отдали дань уважения ханьскому императору Гуанву . [44]

В 58 году вождь Сяньбэй Пяньхэ напал и убил Синьчжибэня, лидера Ухуаня, создавшего проблемы в Юянском командовании . [45]

В 85 году сяньбэи заключили союз с динлинами и южными хунну . [43]

В 87 году сяньбэй напали на сюнну шаньюя Юлю и убили его. Они содрали кожу с него и его последователей и забрали шкуры обратно в качестве трофеев. [46]

В 93 году, когда северные хунну были вытеснены на северо-запад династией Хань , сяньбэй заняли Монгольское нагорье , поглотив 100 000 племен хунну и увеличив их силу.

В 109 г. Ухуань и Сяньбэй атаковали командование Уюань и разгромили местные силы Хань. [47] Южные сюнну чаньюй Ваншишижуди восстали против ханьцев и напали на эмиссара Гэн Чуна, но не смогли его свергнуть. Силы Хань под командованием Гэн Куя нанесли ответный удар и разгромили отряд из 3000 сюнну, но не смогли взять столицу южных сюнну из-за болезни лошадей их союзников сяньбэй. [47]

Сяньбэй под командованием Цичжицзяня четыре раза совершал набег на территорию Хань, с 121 по 138 гг. [48] В 145 году сяньбэй совершили набег на Дай Коммандери . [49]

Около 155 г. северные хунну были «разгромлены и порабощены» сяньбэями.

Конфедерация Сяньбэй [ править ]

Примерно в середине II века вождь Таншихуай объединил племена Сяньбэй и основал императорский двор на горе Даньхан (彈汗山; в современном уезде Шанду , Внутренняя Монголия ). При Таншихуае сяньбэй разгромили усуней на западе и отбили Динлинов с севера и Пуё с востока, расширив свою территорию от реки Ляо до долины Или . [ нужна ссылка ] Он разделил империю Сяньбэй на три части, каждая из которых управлялась назначенным вождём. [50] [51] [52]

Таншихуай из Сяньбэя разделил свою территорию на три части: восточную, среднюю и западную. От Ю Бэйпина до реки Ляо , соединяющей Фую и Мо на востоке, это был восточный участок. Было более двадцати графств. Даренов (вождей) (этой секции) звали Мицзя 彌加, Кеджи 闕機, Сули 素利 и Хуайтоу 槐頭. От Ю Бэйпина до Шангу на западе это была средняя часть. Было более десяти округов. Дарэнов этого раздела называли Кэзуй 柯最, Кеджу 闕居, Муронг 慕容 и др. От Шангу до Дуньхуана, соединяющего Усунь с западом, это был западный участок. Было более двадцати графств. Даренов (из этого раздела) звали Чжицзянь Луолуо 置鞬落羅, Рилю Туйянь 曰律推演, Яньлию 宴荔游 и другие. Все эти вожди подчинялись Таншихуаю.

На протяжении всего своего правления Таншихуай агрессивно совершал набеги на северные границы династии Хань, причем его первый зарегистрированный набег произошел в 156 году. В 166 году он даже объединился с южными сюнну и Ухуань, чтобы напасть на Шэньси и Ганьсу . Эти рейды опустошили пограничные командования и унесли много жизней. Хотя ханьцам иногда удавалось дать им отпор, они были обеспокоены тем, что не смогут подчинить Таньшихуай. Хань попытался успокоить его, предложив ему титул короля, но Таншихуай отверг их и продолжал беспокоить их границы.

В 177 году Ся Юй , Тянь Янь и южные сюнну Тутэ Чаньюй Руоши Чжуцзю возглавили 30-тысячный отряд против сяньбэев. Они потерпели поражение и вернулись лишь с одной десятой своих первоначальных сил. [54] В мемориале того года записано, что сяньбэй захватили все земли, ранее принадлежавшие хунну, и что их воины насчитывали 100 000 человек. Ханьские дезертиры, искавшие убежища в своих землях, служили их советниками, и в их владение попали шлифованные металлы, а также кованое железо. Их оружие было острее, а лошади быстрее, чем у хунну. В другом меморандуме, представленном в 185 странах, говорится, что сяньбэй совершали набеги на ханьские поселения почти каждый год. [55]

Несмотря на постоянные набеги, свободной конфедерации Сяньбэй не хватало организации империи сюнну, и они изо всех сил пытались поддерживать свое растущее население. [56] Таншихуай умер в 181 году, и ему наследовал его сын Хелиан, но ему не хватало способностей своего отца, и он был убит во время набега на Бэйди в последние годы правления императора Лин Хань . [57] Сын Хелиана, Цяньман, был слишком молод на момент смерти своего отца, поэтому вожди выбрали его племянника Куйто преемником его. Однако, когда Цяньман достиг совершеннолетия, он бросил вызов своему двоюродному брату на престол, уничтожив последние остатки единства среди Сяньбэй.

Железный палаш, народ Сяньбэй во времена династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), из гробницы Сяньбэй в Юшу , провинция Цзилинь.

Троецарствие [ править ]

Застежки для ремня, народ Сяньбэй во времена династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), из гробницы Сяньбэй в Юшу, провинция Цзилинь.

К эпохе Цзяньань (196–220) Сяньбэй раскололись на множество различных групп, в первую очередь с Куйтоу, правившим во Внутренней Монголии , Кэбинэном в северной Шаньси , а также Сули и Мицзя в северном Ляодуне . После его смерти его преемниками стали братья Куито Будуген и Фулуохан . После того, как Цао Цао победил ухуаней в битве у горы Белого Волка в 207 году, Будуген, Фулуохан, Кэбинэн и другие отдали ему дань уважения. В 218 году Фулуохан встретился с вождём ухуаней Нэнченди, чтобы заключить союз, но Ненгченди обманул его и призвал Кебинэна, который убил Фулуоханя. [58] Будуген обратился ко двору Цао Вэя в 224 году с просьбой о помощи против Кебиненга, но в конце концов предал их и вступил в союз с Кебиненгом в 233 году. Вскоре после этого Кебинен убил Будугена. [59]

Кебинэн был выходцем из небольшого племени сяньбэй. Он пришел к власти к западу от Дай Коммандери , приняв ряд китайских беженцев, которые помогали ему обучать своих солдат и изготавливать оружие. После поражения Ухуаня в 207 году он также отправил дань Цао Цао и даже оказал помощь против мятежника Тянь Иня. В 218 году он объединился с ухуаньским мятежником Нэнченди, но они потерпели тяжелое поражение и были вынуждены отступить через границу Цао Чжана . В 220 году он признал Цао Пи императором Цао Вэй. В конце концов, он напал на Вэй за то, что они помешали его успеху в отношении Сули. Кебинэн совершал набеги на Цао Вэя, прежде чем он был убит в 235 году, после чего его конфедерация распалась. [60]

Многие из племен сяньбэй мигрировали на юг и поселились на границах династий Вэй-Цзинь, где они часто предлагали свое подчинение. В 258 году племя Туоба поселилось в командорстве Яньмэнь , к северу от гор Инь . [9] К востоку от них поселилось племя Ювэнь между реками Луань и Лючэн , а племени Муронг было разрешено продвинуться вглубь Ляодуна . Племя Дуань было основано в Ляоси бывшим рабом Сяньбэй вместе с группой изгнанников. На западе ответвление Муронг двинулось в северный Цинхай и смешалось с коренным народом Цян , став Туюхуном . [43] Племя Цифу кочевало по бассейну Лунси , а ветвь Туоба, племя Туфа, расселилось вокруг коридора Хэси . В 270 году вождь туфа, Туфа Шуджинэн , возглавил различные племена на северо-западе в восстании против династии Цзинь в провинциях Цинь и Лян , но потерпел поражение в 279 году от Ма Луна . [50]

королевств и Шестнадцать Северная Вэй

Всадник северных династий
Конница Северной Вэй
Конница Северной Вэй

Во время Войны восьми принцев сяньбэй северо-востока, в первую очередь дуань , были привлечены к участию в гражданских войнах цзиньских принцев и сыграли решающую роль в войнах. Когда хунну в Шаньси восстали и основали династию Хань-Чжао , Туоба предложили Цзинь свою помощь в борьбе с повстанцами. Цзинь в значительной степени зависели от военной силы Сяньбэя, поскольку они постепенно теряли север во время восстания Пяти варваров . За свои услуги Дуань и Туоба получили герцогства Ляоси и Дай соответственно. Однако по разным причинам большая часть сяньбэй в конечном итоге вышла из конфликта, что позволило остаткам Цзинь быстро разгромиться. Массовое количество китайских офицеров, солдат и мирных жителей бежало на юг, чтобы присоединиться к Восточному Цзинь, или на север, чтобы присоединиться к герцогствам Сяньбэй.

Сяньбэй основал несколько из шестнадцати королевств на севере Китая. Муронг . из Ляодуна были самым известным кланом этого периода Приняв систему управления и обычаи Цзинь, они приобрели известность во время падения Западного Цзинь, предоставляя убежище и тесно сотрудничая с китайскими изгнанниками, в конечном итоге установив власть Сяньбэя над Центральными равнинами . Они основали Бывший Ян (337–370), Поздний Ян (384–407) и Южный Ян (398–410), включая Западный Ян (384–394), который не считается одним из Шестнадцати королевств. Муронг доминировали на северо-востоке и в какой-то момент боролись за объединение Китая, но потерпели неудачу из-за семейных распрей, коррупции и слабых правителей. Тем временем в Ганьсу Цифу основали Западную Цинь (385–431), а Туфа основали Южный Лян (397–414).

Туоба сохранили свою вотчину Дай (310–376), которая была возведена в королевство в 315 году, прежде чем они в конечном итоге были завоеваны Ди под руководством бывшей династией Цинь . С падением Дая северный Китай был ненадолго объединен под властью Цинь, но, поскольку они быстро распались после катастрофического поражения в битве на реке Фэй в 383 году, Туоба восстановили свое государство как династию Северная Вэй (386–535), став первая из Северных династий (386–581). Могущество Северной Вэй возросло после того, как они победили и вытеснили Позднюю Янь на Центральных равнинах . В 439 году они завоевали последнее из Шестнадцати королевств , тем самым объединив север и завершив переход в период Северной и Южной династий . [61] [62] [63]

Пряжки пояса Сяньбэй, 3–4 века нашей эры.

Китаизация и ассимиляция [ править ]

Объединение Северной Вэй было длительным и принесло на север период относительного мира после хаотичного периода Шестнадцати королевств. Император Северной Вэй Сяовэнь провел политику систематической китаизации, которую продолжили его преемники, и в значительной степени отказался от традиций Сяньбэй. Королевская семья пошла еще дальше в китаизации, издав указ об изменении имен Сяньбэй на имена Хань , даже изменив свою собственную фамилию с Туоба на Юань. Император Сяовэнь также перенес столицу в Лоян , один из самых важных городов в истории Китая, подальше от Пинчэна, недалеко от северных границ. В то время как население Лояна было готово принять политику китаизации, население вблизи старой столицы было более консервативным и придерживалось своей культуры Сяньбэй.

Поощрялись браки с ханьскими элитными семьями, и Северная Вэй начала организовывать бракосочетание ханьской китайской элиты с дочерьми королевской семьи Сяньбэй Туоба в 480-х годах. [16] Более пятидесяти процентов принцесс Туоба Сяньбэй Северной Вэй были замужем за южными ханьскими китайцами из императорских семей и аристократами из южного Китая южных династий , которые дезертировали и переехали на север, чтобы присоединиться к Северной Вэй. [64] Некоторые ханьские китайские изгнанники из королевской семьи бежали из южного Китая и перешли на сторону Сяньбэя. Несколько дочерей Сяньбэйского императора Сяовэня из Северной Вэй были замужем за ханьской китайской элитой, королевской семьей Лю Сун Лю Хуэй (刘辉), женился на принцессе Ланьлин (蘭陵公主) Северной Вэй, [65] [66] [67] [68] [69] Принцесса Хуаян (принцесса Хуаян) Сыма Фэю (思马描), потомку королевской семьи династии Цзинь (266–420) , принцесса Цзинань (принцесса Цзинань) Лу Даоцяну (鲁道典), принцессе Наньян (南阳长公) Сяо Баоинь (小宝夤), член королевской семьи Южной Ци . [70] Сестра императора Сяочжуана Северной Вэй, принцесса Шоуян, была замужем за династии Лян правителем , императором У Ляна , сыном Сяо Цзуна 蕭綜 . [71]

Когда династия Восточная Цзинь закончилась, Северная Вэй приняла ханьского цзиньского принца Сыма Чучжи ( 司馬楚之 ) в качестве беженца. Принцесса Северной Вэй вышла замуж за Сыма Чужи, родив Сыма Цзиньлуна . Северной Лян короля Сюнну Цзюцюй Муцзяня вышла замуж за Сыма Цзиньлуна. Дочь [72]

В 534 году Северная Вэй разделилась на Восточную Вэй (534–550) и Западную Вэй (535–556) после нескольких восстаний в шести крупных приграничных городах на севере, населенных сяньбэй, ханьскими китайцами и различными другими этническими группами. [73] Общепринятой причиной восстаний была политика китаизации Северной Вэй; после переноса столицы в Лоян влияние военной элиты Сяньбэй, охранявшей северные границы, снизилось в пользу китаизированных семей в Лояне, что привело к повсеместному недовольству. Однако недавние исследования утверждают, что восстания были в большей степени связаны с коррупцией высших военных элит, слабой экономической базой и суровыми условиями шести приграничных городов за счет местных солдат из низшего класса и этнических поселенцев.

Восточная Вэй превратилась в Северную Ци (550–577), а Западная Вэй в Северную Чжоу (557–581), а южные династии были оттеснены к югу от реки Янцзы . Северным Ци управлял клан Гао, сяньбэйфизированная китайская семья хань, которая пользовалась поддержкой элиты сяньбэй и поддерживала традицию сяньбэй. Северным Чжоу правил клан Ювэнь этнической принадлежности Сяньбэй. Военные реформы Северного Чжоу и его предшественника Западной Вэй, правившие преимущественно китайским населением, были попыткой возродить воинскую культуру Сяньбэй, которая включает в себя возврат китаизированных имен Северной Вэй и награждение ханьских китайских офицеров именами Сяньбэй. Премьер-министр Северного Чжоу Ян Цзянь позже вернул этим именам ханьские имена.

В 581 году Ян Цзянь основал династию Суй (581–618). Его сын, будущий император Суй Ян , поглотил династию Чэнь (557–589), последнее королевство южных династий, тем самым объединив большую часть Китая. После того, как Суй пришел к концу в результате крестьянских восстаний и отрядов ренегатов, его двоюродный брат Ли Юань основал династию Тан (618–907). Династии Суй и Тан были основаны генералами Хань, которые также служили династии Северная Вэй. [74] [75] Благодаря этим политическим учреждениям сяньбэй, пришедшие в Китай, были в значительной степени слиты с китайцами. Такие примеры, как жена императора Танского Гаозу , герцогиня Доу и жена императора Танского Тайцзуна , императрица Чжансун , оба имеют предков Сяньбэй, [76] в то время как те, кто остался на северных лугах, позже стали править Китаем как монгольская династия Юань и маньчжурская династия Цин .

На западе Сяньбэйское королевство Туюхун оставалось независимым до тех пор, пока оно не было разгромлено Тибетской империей в 670 году. После падения королевства народ Сяньбэй подвергся диаспоре на обширной территории, которая простиралась с северо-запада на центральную и восточную части Тибетской империи. Китай. Муронг Нуохэбо повел народ Туюхун на восток, в центральный Китай, где они поселились в современном Иньчуане , Нинся.

Культура [ править ]

Экономической основой сяньбэй было животноводство в сочетании с сельскохозяйственной практикой. Они были первыми, кто развил ханскую систему, [77] в котором углубилось формирование социальных классов, а также произошло развитие их грамотности, искусства и культуры. Они использовали зодиакальный календарь и предпочитали песни и музыку. Тенгризм , а затем и буддизм были основными религиями среди народа сяньбэй. После того как они покинули холодный север и мигрировали в Северный Китай , они постепенно отказались от кочевого образа жизни, китаизировались и ассимилировались с ханьскими китайцами . Император Сяовэнь из возглавляемого Сяньбэем государства Северный Вэй на севере Китая в конечном итоге издал указ об изменении имен Сяньбэй на имена Хань . [78] До Таньшихуая у сяньбэй не было наследственной системы , и их вожди выбирались путем избрания члена своего племени на основе его характера и способностей. Даже когда они основали свои государства на Центральных равнинах и приняли китайскую наследственную систему, братья и дяди правителей Сяньбэя часто выдавали себя за конкурирующих претендентов на трон. [79]

Искусство [ править ]

Головной орнамент Сяньбэй с мотивом лошади. Северные династии (386–581 гг. н.э.)
Серьги Северная Вэй . Династия Северная Вэй, V век.

Искусство сяньбэй отражало их кочевой образ жизни и состояло в основном из металлических изделий и статуэток. На стиль и сюжеты искусства Сяньбэй повлияло множество влияний, и, в конечном итоге, Сяньбэй были известны тем, что подчеркивали уникальные кочевые мотивы в художественных достижениях, таких как головные уборы из листьев, приседающие и геометрические изображения животных, ожерелья с подвесками в виде животных и металлические ажуры . [80]

Головные уборы из листьев [ править ]

Головные уборы из листьев были очень характерны для культуры Сяньбэй и особенно часто встречаются в гробницах Муронг Сяньбэй. Соответствующий им орнаментальный стиль также связывает Сяньбэй с Бактрией. Эти золотые украшения шляп представляли собой деревья и рога, и по-китайски они называются буяо («шаговое покачивание»), поскольку тонкие металлические листья движутся при движении владельца. Сунь Гопин первым обнаружил этот тип артефакта и определил три основных стиля: «Цветущее дерево» (хуашу), которое крепится на передней части кепки возле лба и имеет одну или несколько ветвей со свисающими листьями, имеющими форму круга или капли. , «Цветущий верх» (дингхуа), который носят на макушке и напоминает дерево или животное со множеством подвесок из листьев, и редкую «Цветущую лозу» (хуаман), состоящую из «золотых полосок, переплетенных проволокой с листьями». ." [81] Головные уборы из листьев изготавливались из чеканного золота и украшались штамповкой и подвешиванием подвесок из листьев на проволоке. Точное происхождение, использование и ношение этих головных уборов все еще исследуются и устанавливаются. Однако головные уборы, подобные более поздним, тоже существовали, и их носили женщины при дворах. [80] [81]

Иконография животных

Мемориальная доска «Летающая лошадь», культура Сяньбэй, провинция Внутренняя Монголия, Китай. 1 век до нашей эры - 1 век нашей эры.

Другой ключевой формой искусства Сяньбэй является иконография животных, которая была реализована в основном в изделиях из металла. Сяньбэй стилистически изображали приседающих животных в геометрических, абстрактных, повторяющихся формах и отличали свою культуру и искусство изображением хищничества животных и борьбы между ними. Обычно изображались овцы, олени и лошади. Артефакты, обычно бляшки или подвески, изготавливались из металла, а фоны украшались ажурными или горными пейзажами, что восходит к кочевому образу жизни Сяньбэй. Изображение трех оленей с повторяющимися изображениями животных, ажурным фоном и прямоугольной рамкой представляет собой парадигму художественного стиля Сяньбэй. Вогнутая основа таблички означает, что таблички были изготовлены с использованием литья по выплавляемым моделям или рельефные рисунки были отпечатаны на обратной стороне кованых металлических листов. [82] [83]

Лошади [ править ]

Кочевые традиции сяньбэй вдохновили их изображать лошадей в своих произведениях искусства. Лошадь играла большую роль в существовании сяньбэев как кочевого народа, и в одной из гробниц череп лошади лежал на сяньбэйских колокольчиках, пряжках, украшениях, седле и одном позолоченном бронзовом стремени. [84] Сяньбэй не только создавали произведения искусства для своих лошадей, но и изображали лошадей. Еще одним повторяющимся мотивом был крылатый конь. Археолог Су Бай предположил, что этим символом был «небесный зверь в форме лошади» из-за его выдающегося положения в мифологии Сяньбэй. [82] Считается, что этот символ руководил ранней миграцией Сяньбэя на юг и является повторяющимся изображением во многих формах искусства Сяньбэй.

Фигурки [ править ]

Фигурки Сяньбэй помогают изобразить членов общества, изображая развлечения, изображая специальную одежду и подразумевая различные верования. Большинство фигурок было обнаружено в гробницах Сяньбэй, поэтому это в первую очередь военные и музыкальные фигуры, предназначенные для службы умершим в загробных процессиях и охраны их могилы. Кроме того, одежда фигурок указывает на соответствующий социальный статус: Сяньбэй более высокого ранга носил мантии с длинными рукавами и рубашку с прямым воротником под ним, а Сяньбэй более низкого ранга носил брюки и туники с поясом. [85]

влияния Буддийские

Влияние сяньбэйского буддизма возникло в результате взаимодействия с ханьской культурой. Ханьские бюрократы первоначально помогали сяньбэям управлять своим государством, но со временем сяньбэи стали синофилами и пропагандировали буддизм. О начале этого преобразования свидетельствуют образы Будды, возникающие в искусстве Сяньбэй. Например, входящий в комплект головной убор с изображением листьев Будды прекрасно представляет собой обращение Сяньбэй и буддийский синтез, поскольку он сочетает в себе как традиционный головной убор кочевых листьев Сяньбэй, так и новые образы Будды. Это религиозное обращение Сяньбэй продолжало развиваться во времена династии Северная Вэй и в конечном итоге привело к созданию гротов Юньган . [80]

Язык [ править ]

Сяньбэй
Сербия
Родной для штат Сяньбэй
Область Монгольско-Маньчжурские луга
Этническая принадлежность Сяньбэй
Эра в. III век до нашей эры – ок. 3 век нашей эры
Коды языков
ИСО 639-3
Туоба-Сяньбэй Северного Чжоу Картина генерала Ли Сяня (504–569 гг. Н.э.)

Считается, что сяньбэй говорили на монгольских или парамонгольских языках с ранним и существенным тюркским влиянием, как утверждает Клаус Шёниг:

Сяньбэй произошел от контекста Дунху , который, вероятно, содержал языковых предков монголов . Более поздние ветви и потомки сяньбэев включают табгачей и киданей , которые, по-видимому, лингвистически были парамонгольскими. [...] Мнения относительно того, каким было лингвистическое влияние периода Сяньбэй, сильно расходятся. Некоторые ученые (например, Клосон) предпочитали считать сяньбэев и табгачей (туоба) тюрками, подразумевая, что весь пласт ранних тюркских заимствований в монгольском языке был получен от сяньбэев, а не от хунну. Однако, поскольку монгольская (или парамонгольская) идентичность сяньбэев становится все более очевидной в свете недавнего прогресса киданейских исследований, более разумно предположить (вместе с Дёрфером), что поток языкового влияния из тюркского языка в монгольский находился на начальной стадии. хотя бы частично изменено в период Сяньбэй, что привело к появлению первого идентифицируемого слоя монгольских (или парамонгольских) заимствований в тюркском языке. [6]

Также возможно, что сяньбэй говорили более чем на одном языке. [87] [88] [7] [3]

Антропология [ править ]

Сяньбэйские всадники-воины, вооруженные длинными луками. Династия Северная Ци (北齊 550–577 гг. н. э.), Тайюань, провинция Шаньси. [89]

По данным Ду и др. (2024), некоторые историки полагают, что сяньбэй могли иметь «экзотические» черты лица, такие как высокие переносицы, светлые волосы и густые бороды. Однако другие ученые предполагают, что внешний вид сяньбэев не сильно отличался от современных жителей Восточной Азии. Генетический анализ императора У Северного Чжоу показал, что он имел восточноазиатскую внешность, что согласуется с гипотезой о том, что сяньбэй были в основном восточноазиатскими. [90]

Желтые волосы в китайских источниках могли означать каштановые, а не светлые, и описывали других людей, таких как Цзе, а не Сяньбэй. Историк Эдвард Х. Шафер считает, что многие сяньбэи были блондинами, но другие, такие как Чарльз Холкомб, считают, что «вероятно, что основная часть сяньбэев внешне не сильно отличалась от основного населения северо-восточной Азии». [87] Китайские антропологи Чжу Хун и Чжан Цюань-чао изучили черепа Сяньбэй из нескольких мест Внутренней Монголии и заметили, что антропологические особенности изученных черепов Сяньбэй показывают, что расовый тип тесно связан с современными восточноазиатами, а некоторые физические характеристики этих черепов ближе к современным монголам, маньчжурам и ханьским китайцам . [91]

Генетика [ править ]

В генетическом исследовании, опубликованном в журнале FEBS Journal в октябре 2006 года, была изучена мтДНК 21 Туоба Сяньбэя, похороненного на горном кладбище Цилан во Внутренней Монголии , Китай. Выделенный 21 образец мтДНК принадлежал к гаплогруппам О (9 образцов), D (7 образцов), ( 5 образцов), B (2 образца) и A. C [92] Эти гаплогруппы характерны для жителей Северо-Восточной Азии. [93] Среди современных популяций они оказались наиболее близкими родственниками орокенов . [94]

В генетическом исследовании, опубликованном в «Российском журнале генетики» в апреле 2014 года, изучалась мтДНК 17 Туоба Сяньбэй, похороненных на кладбище Шанду Дундацзин во Внутренней Монголии, Китай. Выделенные 17 образцов мтДНК принадлежали к гаплогруппам D4 (четыре образца), D5 (три образца), C ​​(пять образцов), A (три образца), G и B. [95]

В генетическом исследовании, опубликованном в Американском журнале физической антропологии в ноябре 2007 года, были изучены 17 человек, похороненных на кладбище Муронг Сяньбэй в Ламадуне, Ляонин , Китай, ок. 300 год нашей эры. [96] Установлено, что они являются носителями материнских гаплогрупп J1b1 , D (три образца), F1a (три образца), M , B, B5b , C (три образца) и G2a . [97] Эти гаплогруппы распространены среди жителей Восточной Азии и некоторых сибиряков. Материнские гаплогруппы Муронг Сяньбэй заметно отличались от таковых у Хуннов и Туоба Сяньбэй. [96]

Генетическое исследование, опубликованное в Американском журнале физической антропологии в августе 2018 года, показало, что отцовская гаплогруппа C2b1a1b была обнаружена у сяньбэй и жужан и, вероятно, была важной линией среди народа дунху . [98]

В ходе полного геномного анализа, опубликованного в ноябре 2023 года, были проанализированы геномные данные девяти особей Сяньбэй (примерно с 200 г. по 300 г. н. э.), а также ранее опубликованные образцы Сяньбэй, охватывающие почти весь период Сяньбэй, а также периоды до и после Сяньбэй. и обнаружили, что сяньбэй представляют собой однородное население с почти исключительным происхождением из Древней Северо-Восточной Азии . Авторы далее отмечают, что эти результаты согласуются с регионом реки Амур , особенно вокруг горного хребта Большого Хингана , откуда произошла предковая популяция сяньбэй. Ранний Сяньбэй не проявлял признаков примеси от окружающих групп, тогда как более поздний Сяньбэй демонстрировал ограниченное количество примеси с «поздними сюнну -сарматскими » и ханьскими китайскими («фермерскими группами Желтой реки») группами. Позже Сяньбэй в Северном Китае принял сельскохозяйственный образ жизни и смешался с местным населением, внося свой вклад в генетическую историю Северного Китая. [99]

Исследование останков Сяньбэя, проведенное в 2024 году, включая останки императора У Северного Чжоу , показало, что они произошли в основном от древних жителей Северо-Восточной Азии ок. 62–96%, с меньшим количеством примеси от неолитических «фермеров Желтой реки» (связанных с ханьскими китайцами ) ок. 4–32%. Предки западностепных пастухов были обнаружены лишь в небольших количествах или полностью отсутствовали среди различных останков Сяньбэя (в среднем около 2–7%). Проанализированные останки Сяньбэя демонстрируют самое близкое генетическое сходство с древними киданями и народами Мохэ , а также с современными монгольскими народами . Количество предков древних фермеров Северо-Восточной Азии и Хуанхэ варьировалось в зависимости от географического положения, что указывает на некоторую неоднородность среди древних сяньбэй. В отличие от сяньбэев, ранний тюркский правящий класс, племя Ашина , почти полностью произошло от древних жителей Северо-Восточной Азии и не имело значительного происхождения от Хуанхэ. [100]

на Северную Ци Сцена охоты
на Северную Ци Сцена охоты

Известные люди [ править ]

Женская фигура Сяньбэй

Додинастический [ править ]

Шестнадцать королевств [ править ]

Ян и Туюхун [ править ]

Дай [ править ]

Южный Лян [ править ]

Западный Цинь [ править ]

Северные династии [ править ]

Картина, изображающая лучника Сяньбэй Муронг в гробнице бывшего Яня (337–370).

Династия Суй [ править ]

Династия Тан [ править ]

Современные потомки

Большинство кланов Сяньбэй приняли китайские фамилии во времена династии Северная Вэй. В частности, многие из них были китаизированы при императоре Сяовэне Северной Вэй .

Восемь благородных фамилий Сяньбэй Северной Вэй были Булиугу, Хелай, Дугу , Хелоу , Хуниу, Цюму, Гэси и Ючи .

Народ « Монгуор » (Ту) в современном Китае, возможно, произошел от сяньбэев, которых под предводительством Туюхун- хана мигрировали на запад и основали Королевство Туюхун (284–670 гг.) в третьем веке и Западную Ся (1038–1227 гг.) через тринадцатый век. [101] Сегодня они в основном распространены в провинциях Цинхай и Ганьсу и говорят на монгольском языке.

Люди Сибе или «сибо» также считают, что они являются потомками сяньбэев, при этом существуют серьезные разногласия по поводу того, что их происхождение приписывают чжурчжэням , элунчуням и сяньбэям. [102] [103]

Потомки Сяньбэя среди корейского населения носят такие фамилии, как Мо 모 ( китайский : ; пиньинь : ; Уэйд-Джайлс : му (сокращенно от Муронг )), Сок Сок Сек 석 китайский : ; пиньинь : ши ; Уэйд-Джайлз : ши (сокращенно от Ушилан 烏石蘭), Вон Вон 원 ( китайский : ; пиньинь : юань ; Уэйд-Джайлз : юань (принятая китайская фамилия Туоба ) ) и Докго 독고 ( китайский : 獨孤 ; пиньинь) : Дугу ; Уэйд-Джайлз : Туку (от Дугу )). [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Чжан Чжэнмин (2017) принимает прочтение 鮮卑 [28] (также можно увидеть в версии начала XIX века, опубликованной книжным магазином Jinzhang в Шанхае). [29] ) как этноним народа, сопровождавшего Чу. Однако 鮮卑 Сяньбэй, скорее всего, является ошибкой переписчика 鮮牟 Сяньмоу (как и в других версиях, таких как Сибу Цункан ( 四部叢刊 ), [30] или Сику Цюаньшу ( 四库全书 ) [31] ). Восточной У Ученый Вэй Чжао утверждает, что 鮮牟 Сяньмоу были нацией Восточной И , [32] [33] в то время как 鮮卑 Сяньбэй были выходцами из горы Жун . [34] [35] Очевидная ошибка переписчика приводит к противоречивым утверждениям, по-видимому, Вэй Чжао о том, что сяньбэй были нацией Восточной И. [36] и люди происхождения горного Ронга. [37] Хуан Пилие (1763-1825) утверждает, что чтение 鮮卑 Сяньбэй было недостоверным, и отождествляет 鮮牟 Сяньмоу с 根牟 Гэнмоу , восточной нацией И, завоеванной государством Лу на 9-м году правления герцога Сюань Лу (600 г. до н.э.). [38] [39] [40]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Ху, Алекс Дж. (февраль 2010 г.). «Обзор истории и культуры Сяньбэй («Монгуор» / «Ту»)» . Азиатская национальность . 11 (1): 95–164. дои : 10.1080/14631360903531958 . ISSN   1463-1369 .
  2. ^ Банг, Питер Фибигер; Бэйли, Калифорния; Шайдель, Вальтер (2 декабря 2020 г.). Оксфордская всемирная история империи: Том первый: Имперский опыт . Издательство Оксфордского университета. п. 92. ИСБН  978-0-19-977311-4 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Золотой 2013 , с. 47, цитата: «Похоже, что в конфедерацию Сяньбэй входили носители допротомонгольского языка, возможно, крупнейшей языковой группы, а также бывшие подданные хунну, говорившие на других языках, причем тюркский почти наверняка был одним из них».
  4. ^ Пуллибланк, Эдвин Г. (1983). «Китайцы и их соседи в доисторическом и раннеисторическом Китае», в книге «Истоки китайской цивилизации», University of California Press, стр. 452 стр. 411–466.
  5. ^ Крадин Н.Н. (2011). «Гетерархия и иерархия у древних монгольских кочевников» . Социальная эволюция и история . 10 (1): 188.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Янхунен 2006 , стр. 405–6.
  7. ^ Перейти обратно: а б Сюй Элина-Цянь (2005). Историческое развитие додинастических киданей . Университет Хельсинки. п. 173-179
  8. ^ Вольфганг-Эккехард Шарлипп «Ранние тюрки в Центральной Азии» , Дармштадт, 1992, с. 10
  9. ^ Перейти обратно: а б де Креспиньи 2017 , с. 502.
  10. ^ Теобальд, Ульрих. «Сяньбэй鮮卑» . Chinaknowledge.de . Проверено 24 января 2022 г.
  11. ^ «Шестнадцать государств пяти варварских народов . Chinaknowledge.de »
  12. ^ Герне, Жак (1996). История китайской цивилизации . Издательство Кембриджского университета. стр. 186–87. ISBN  9780521497817 .
  13. ^ Танигава, Мичио; Фогель, Джошуа (1985). Средневековое китайское общество и местное «сообщество» . Издательство Калифорнийского университета. стр. 120–21. ISBN  9780520053700 .
  14. ^ Ван дер Вир, Питер (2002). «Контексты космополитизма» . В Вертовце, Стивен; Коэн, Робин (ред.). Понимание космополитизма: теория, контекст и практика . Издательство Оксфордского университета. стр. 200–01. ISBN  9780199252282 .
  15. ^ Дардесс, Джон В. (2010). Управление Китаем: 150–1850 гг . Хакетт. п. 9. ISBN  9781603844475 .
  16. ^ Перейти обратно: а б Руби Шэрон Уотсон (1991). Брак и неравенство в китайском обществе . Издательство Калифорнийского университета. стр. 80–. ISBN  978-0-520-07124-7 .
  17. ^ Тан, Цяомэй (май 2016 г.). Развод и разведенная женщина в раннем средневековом Китае (с первого по шестой век) (PDF) (Диссертация, представленная Цяомэй Таном на кафедре восточноазиатских языков и цивилизаций при частичном выполнении требований для получения степени доктора философии по данному предмету) восточноазиатских языков и цивилизаций). Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет. стр. 151, 152, 153.
  18. ^ То, Хунг Тейк (2005). « Окончание -ю в языках сюнну, сяньбэй и гаоджу ономастика. Приложение I: этноним сяньбэй» (PDF) . Китайско-платонические статьи . 146 : 10–12.
  19. ^ Шюсслер, Аксель (2007). ABC Этимологический словарь древнекитайского языка . Гонолулу, Гавайи: Издательство Гавайского университета. ISBN  978-0-8248-2975-9 .
  20. ^ Голден, Питер Б. «Кочевники Центральной Евразии без гражданства». Архивировано 15 февраля 2022 года в Wayback Machine , в книге «Империи и обмены в поздней античности Евразии» под редакцией ДиКосмо, Мааса. п. 347-348. дои: https://doi.org/10.1017/9781316146040.024
  21. ^ Хоу Ханьшу, том 90 «Народ Сяньбэй отделился от так называемого «Восточного Ху» и поселился вокруг горы Сяньбэй, в честь которого они были названы», перевод Тоха (2005).
  22. ^ Вэйшу, том 1.
  23. ^ Ценг, Чин Инь (2012). Создание Туоба Северной Вэй: создание материальных выражений культуры в период Северной Вэй Пинчэн (398–494 гг. Н. Э.) (доктор философии). Оксфордский университет. п. 1.
  24. ^ Шимунек, Эндрю (январь 2018 г.). «Ранний сербско-монголо-тунгусский лексический контакт: чжурчжэньские числительные из 室韦 Ширви (Ши-вэй) в Северном Китае» . Филология лугов: очерки монгольских, тюркских и тунгусских исследований под редакцией Акоса Берталана Апаточки и др. (Лейден: Брилл) : 331. doi : 10.1163/9789004351981_019 . ISBN  978-90-04-35195-0 . Проверено 22 сентября 2019 г.
  25. ^ Чу Ци , «Да Чжао» . цитата: «小腰秀頸,若 鮮卑 只。». перевод (Гопал Суху, 2017): «И она такая же женщина с тонкой талией и длинной шеей, как женщина сяньбэй ».
  26. ^ Гоюй , цитата из "Цзинью 8" былые времена король Ченг 諸侯于岐陽,楚為荊蠻,置茅蕝,設望表,與鮮卑 守燎,故不與盟。" перевод: " В : "昔成王盟 созвали церемонию заключения союза с различными вассалами на (горы) Ци южной стороне , Чу , будучи варварами из Цзин , держали пучки когонной травы (через которую можно было наливать жертвенное вино), устанавливали спиртовые таблички ( для совершения подношений духам гор и ручьев) и ухаживали за факелами вместе с Сяньбэй , поэтому (Чу) не присутствовали на церемонии заключения союза».
  27. ^ Чжан, Чжэнмин. (2019) История Чу (Том 1) Гонолулу: Enrich Professional Publishing. п. 42-46
  28. ^ Чжан, Чжэнмин. (2019) История Чу (Том 1) Гонолулу: Enrich Professional Publishing. п. 45 . цитата: «и ухаживать за пламенем храма вместе с главой клана Сяньбэй 鮮卑 ».
  29. ^ Гоюй , объяснение Вэй Чжао, «Цзиньюй 8». Версия книжного магазина Цзиньчжан, том. 2 р. 36 Копия из библиотеки университета Васэда
  30. ^ Гоюй , объяснение Вэй Чжао, «Цзиньюй 8». 1-е издание, версия Сибу Конгкан, том. 3 р. 140 из 154
  31. ^ Гоюй , объяснение Вэй Чжао, «Версия Сику Цюаньшу», том 3-7, стр. 42 из 148.
  32. ^ Гоюй , «Цзиньюй 8», объяснение Вэй Чжао, 1-е издание, версия Сибу Конгкан, том. 3 р. 140 из 154. цитата: «鮮牟東夷國»
  33. ^ Гоюй , «Цзиньюй 8», объяснение Вэй Чжао. Версия Сику Цюаньшу, том. 3-7, с. 43 из 148. цитата: «鮮牟東夷國»
  34. ^ Гоюй , объяснение Вэй Чжао, «Цию», 1-е издание, версия Сибу Конгкан, том. 2, с. 90 из 160, цитата: «山戎今之鮮卑»
  35. ^ Гоюй , объяснение Вэй Чжао, «Цию». Версия Сику Цюаньшу, том. 6-8, с. 28 из 111, цитата: «山戎今之鮮卑»
  36. ^ Гоюй , объяснение Вэй Чжао, «Цзиньюй 8». Версия книжного магазина Цзиньчжан, том. 2 р. 36 . цитата: «鮮卑東夷國». Копия библиотеки университета Васэда
  37. ^ Гоюй , объяснение Вэй Чжао, «Цию». Версия книжного магазина Цзиньчжан, стр. 42 . цитата: «山戎今之鮮卑». Копия библиотеки университета Васэда
  38. ^ Чунцю Цзо Чжуань «9-й год герцога Сюаня» цзин ; цитата:(秋,取根牟。); приблизительный перевод: «Осенью [Лу] завоевал Генмо». чжуань ; цитата: (秋, 取根牟, 言易也。); приблизительный перевод: «Осенью [Лу] завоевал Генмо. Говорят, это было легко».
  39. ^ Ду Юй , «Сборник объяснений весенней и осенней классики» Чунцю Цзочжуань — Собрание объяснений , «т. 2», стр. 151 из 190. Цитата: (Королевство Гэнму Дуньи)
  40. ^ Сюй Юангао и Ван Шуминь (2002). «Дискурсы государств» - Сборник объяснений. Издательство: Zhonghua Book Company , стр. 430. Цитата: (Хуан Пилие сказал: «Сяньму, одна работа «Сяньбэй» - это не . имя «Гэнмоу» в девятом году династии Сюань,...》 примерный перевод: «Хуан Пиле сказал: 'Сяньмоу (新玟), в одном экземпляре написано как Сяньбэй (Сяньбэй), что недостоверно. Сяньмоу (新 Моу) — это Генмоу (корень Моу) девятого года правления (герцога) Сюаня [...].»
  41. ^ Сюй Элина-Цянь, Историческое развитие додинастических киданей , Хельсинкский университет, 2005. с. 164
  42. ^ Чен, Санпин (1996). «Возвращение к А-Гану - культурное и политическое наследие Туоба». Журнал истории Азии . 30 (1): 46–78. JSTOR   41931010 .
  43. ^ Перейти обратно: а б с д «Сяньбэй . Сяньбэй »
  44. ^ де Креспиньи 2007 , с. 1016.
  45. ^ де Креспиньи 2007 , с. 899.
  46. ^ де Креспиньи 2007 , с. 991.
  47. ^ Перейти обратно: а б де Креспиньи 2007 , с. 782.
  48. ^ де Креспиньи 2017 .
  49. ^ Космо 2009 , с. 106.
  50. ^ Перейти обратно: а б Груссе, Рене (1970). Империя Степи . Издательство Университета Рутгерса. стр. 53–54 . ISBN  978-0-8135-1304-1 .
  51. ^ «Кочевники в Центральной Азии». Н. Ишьямц. В: История цивилизаций Центральной Азии, Том II. Развитие оседлых и кочевых цивилизаций: 700 г. до н. э. – 250 г. н. э . Харматта, Янош, изд., 1994. Париж: Издательство ЮНЕСКО, стр. 155–156.
  52. ^ SGZ 30. 837–838, примечание. 1.
  53. ^ SGZ 30. 837-838, примечание. 1.
  54. ^ Космо 2009 , с. 107.
  55. ^ Твитчетт 2008 , с. 445.
  56. ^ де Креспиньи 2017 , с. 401.
  57. ^ де Креспиньи 2007 , с. 320.
  58. ^ де Креспиньи 2007 , с. 237.
  59. ^ де Креспиньи 2007 , с. 25.
  60. ^ де Креспиньи 2007 , с. 289.
  61. ^ Ма, Чаншоу [马 долголетие] (1962). Ухуань ю Сяньбэй [Ухуань и Сяньбэй] Ухуань и Сяньбэй Шанхай [上海], Шанхай жэнь мин чу бан она [Шанхайская народная пресса] Шанхайское народное издательство.
  62. ^ Лю, Сюэяо [李学哓] (1994).
  63. ^ Ван, Чжунлуо [王中榦] (2007). Вэй Цзинь Нань Бэй Чао Ши [История Вэй, Цзинь, Южной и Северной династий] 史伟, Цзинь, Южных и Северных династий Пекин [Пекин], Чжунхуа Шу Цзюй [China Press. ] Книжная компания Чжунхуа.
  64. ^ Тан, Цяомэй (май 2016 г.). Развод и разведенная женщина в раннесредневековом Китае (с первого по шестой век) (доктор философии). Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет. стр. 151, 152, 153.
  65. ^ Статьи по истории Дальнего Востока . Австралийский национальный университет, факультет истории Дальнего Востока. 1983. с. 86.
  66. ^ Хинш, Брет (2018). Женщины в раннесредневековом Китае . Роуман и Литтлфилд. п. 97. ИСБН  978-1538117972 .
  67. ^ Хинш, Брет (2016). Женщины в императорском Китае . Роуман и Литтлфилд. п. 72. ИСБН  978-1442271661 .
  68. ^ Ли, Джендер (2014). «9. Преступление и наказание. Дело Лю Хуэя в Вэй Шу» . В Шварце, Венди; Кампани, Роберт Форд; Лу, Ян; Чу, Джесси (ред.). Раннесредневековый Китай: Справочник (иллюстрированное издание). Издательство Колумбийского университета. стр. 156–165. ISBN  978-0231531009 .
  69. ^ Австралийский национальный университет. Кафедра истории Дальнего Востока (1983). Статьи по истории Дальнего Востока, тома 27–30 . Австралийский национальный университет, факультет истории Дальнего Востока. стр. 86, 87, 88.
  70. ^ Китай: рассвет золотого века, 200–750 гг . н.э. Метрополитен-музей. 2004. С. 30 –. ISBN  978-1-58839-126-1 . Сяо Баоинь.
  71. ^ Древняя и раннесредневековая китайская литература (том 3 и 4): Справочное руководство, части третья и четвертая . БРИЛЛ. 22 сентября 2014 г. стр. 1566–. ISBN  978-90-04-27185-2 .
  72. ^ Китай: рассвет золотого века, 200–750 гг . н.э. Метрополитен-музей. 2004. С. 18 –. ISBN  978-1-58839-126-1 . гладкий.
  73. ^ Холкомб, Чарльз (2011). История Восточной Азии: от истоков цивилизации до XXI века . Издательство Кембриджского университета. п. 68. ИСБН  978-0-521-73164-5 .
  74. ^ Чэнь, Инке [陈寅uke], 1943, Тан дай чжэн чжи ши шу лун гао [Рукопись рассуждений о политической истории династии Тан] Чунцин [Чунцин], Шан у [Бизнес].
  75. ^ Чэнь, Инке [陈寅恪] и Тан, Чжэнчан [Тан Чжэнчан], 1997, Тан дай чжэн чжи ши шу лун гао [Рукопись рассуждений о политической истории династии Тан]. Шанхай [上海], Шанхай гу цзи чу бань. она [Шанхайское издательство древней литературы] Шанхайское издательство древних книг.
  76. ^ Барбара Беннетт Петерсон (2000). Барбара Беннетт Петерсон (ред.). Известные женщины Китая: династия Шан до начала двадцатого века (иллюстрировано под ред.). Я Шарп. п. 181. ИСБН  978-0-7656-0504-7 . Проверено 28 июня 2010 г.
  77. ^ Виттфогель, Карл Август и Цзя-шэн Фэн (1949). История китайского общества: Ляо, 907–1125. Филадельфия, Американское философское общество, распространяемое компанией Macmillan Co., Нью-Йорк. п. 1.
  78. ^ Патрисия Бакли Эбри, Кван-цзин Лю - Кембриджская иллюстрированная история Китая
  79. ^ Балог, Матьяш (15 декабря 2021 г.). «От семейного кризиса к государственному кризису: случай бывшего Яня (Цянь Янь前燕, 285/337–370), династии завоеваний Сяньбэй» . Журнал восточноазиатских культур . 13 (1): 141–158 – через ResearchGate.
  80. ^ Перейти обратно: а б с Ватт, Джеймс К.И. Китай: рассвет золотого века, 200–750 гг. нашей эры. Комп. Ан Цзяо, Анджела Ф. Ховард, Борис И. Маршак, Су Бай и Чжао Фэн. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2004. Печать.
  81. ^ Перейти обратно: а б Лаурсен, Сара (2011). Листья, которые качаются: золотые украшения кепок Сяньбэй из Северо-Восточного Китая (доктор философии). Репозиторий UPenn.
  82. ^ Перейти обратно: а б Банкер, Эмма С.; Сунь, Чжисинь (2002). Ватт, Джеймс (ред.). Кочевое искусство степей Восточной Евразии: Коллекция Юджина В. Оттепели и другие коллекции Нью-Йорка . Издательство Йельского университета. ISBN  0-300-09688-7 – через Google Книги.
  83. ^ Псаррас, София-Карин (2003). «Хань и хунну: пересмотр культурных и политических отношений (I)». Монумента Серика . 51 : 55–236. дои : 10.1080/02549948.2003.11731391 . JSTOR   40727370 . S2CID   156676644 .
  84. ^ Дьен, Альберт Э. (1986). «Стремя и его влияние на китайскую военную историю». Арс Ориенталис . 16 : 33–56. JSTOR   4629341 .
  85. ^ Дьен, Альберт Э. (2007). Цивилизация шести династий . Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет. ISBN  978-0-300-07404-8 .
  86. ^ Шимунек, Эндрю (2017). Языки древней Южной Монголии и Северного Китая: историко-сравнительное исследование сербской или сяньбэйской ветви сербско-монгольской языковой семьи с анализом северо-восточной пограничной китайской и древнетибетской фонологии . Висбаден : Harrassowitz Verlag. ISBN  978-3-447-10855-3 . OCLC   993110372 .
  87. ^ Перейти обратно: а б Холкомб, Чарльз (2013). «Сяньбэй в истории Китая». Раннесредневековый Китай . 2013 (19): 1–38 [стр. 4–5]. дои : 10.1179/1529910413Z.0000000006 . S2CID   162191498 .
  88. ^ Шимунек, Эндрю. «Ранний сербско-монголо-тунгусский лексический контакт: чжурчжэньские числительные из 室韦 Ширви (Ши-вэй) в Северном Китае» . Филология лугов: очерки монгольских, тюркских и тунгусских исследований под редакцией Акоса Берталана Апаточки и др. (Лейден: Брилл). Проверено 22 сентября 2019 года. Цитата: «Как показал Рачневский (1966: 231), конфедерация Ширви была многоэтнической, многоязычной конфедерацией тунгусоязычных людей Мо-хо 靺鞨 (т.е. предков чжурчжэней), Мэн-ва 蒙瓦 ~ Мэн-у 蒙兀, которые, как показали Пеллиот (1928) и другие, были носителями протомонгольского языка, и другие группы, доминирующей группой среди ширви, несомненно, были этнолингвистическими потомками сербов (鮮卑 Сянь-пей) и близко говорили на языке. родственно китанскому и более отдаленно родственному монгольскому».
  89. ^ «Фрески гробниц с крупнейшей известной сценой охоты северных династий, обнаруженные в Шаньси, северо-запад Китая (2015 г.)» . Институт археологии КАСС.
  90. ^ Ду, Панксин; Чжу, Конгян; Цяо, Хуэй; Чжан, Цзяньлинь; Мэн, Хайлян; Хуан, Цзысяо; Ю, Яо; Се, Шухуа; Аллен, Эдвард; Сюн, Цзяньсюэ; Чжан, Баошуай; Чанг, Синь; Рен, Сяоин; Сюй, Иран; Чжоу, Ци; Хан, Шэн; Джин, Ли; Вэй, Пианпян; Ван, Чуан-Чао; Вэнь, Шаоцин (28 марта 2024 г.). «Древний геном китайского императора У Северного Чжоу» . Современная биология . Эльзевир. дои : 10.1016/j.cub.2024.02.059 . ISSN   0960-9822 . ПМИД   38552628 . Проверено 28 марта 2024 г. Кроме того, внешний вид Сяньбэя остается спорным в исторических записях. Некоторые описывают людей Сяньбэй как людей с некоторыми экзотическими характеристиками: густыми бородами, желтыми волосами и выпуклыми «высокими» носами33,34,35; другие полагают, что большинство сяньбэев не сильно отличались от основного населения северо-восточной Азии.29 Последняя точка зрения согласуется с нашим генетическим предсказанием.
  91. ^ Тумен, Д. (2011). «Антропология археологических популяций Северо-Восточной Азии» (PDF) . Институт востоковедения, Серия азиатских исследований Университета Данкук. Архивировано из оригинала (PDF) 29 июля 2013 г.
  92. ^ Yu et al. 2006 , p. 6244, Table 1.
  93. ^ Yu et al. 2006 , p. 6244.
  94. ^ Yu et al. 2006 , p. 6242, 6244–6245.
  95. ^ Yu et al. 2014 , p. 310, Table 2.
  96. ^ Перейти обратно: а б Ван аль. 2007 , с. 404.
  97. ^ Ван аль. 2007 , с. 408, таблица 3.
  98. ^ Ли и др. 2018 , с. 1.
  99. ^ Цай, Давэй; Чжэн, Ин; Бао, Цинчуань; Ху, Сяонун; Чен, Вэньху; Чжан, Фань; Цао, Цзянен; Нин, Чао (24 ноября 2023 г.). «Древняя ДНК проливает свет на происхождение и модели миграции конфедерации Сяньбэй» . Археологические и антропологические науки . 15 (12): 194. Бибкод : 2023АрАнС..15..194С . дои : 10.1007/s12520-023-01899-x . ISSN   1866-9565 . S2CID   265381985 .
  100. ^ Ду, Цунъян, Чжан, Цзяньлинь; Хуан, Цзысяо; Се, Шоухуа; Сюн, Цзяньсюэ; Чанг, Синь; Сяоин . Current Biology. doi:10.1016/j.cub.2024.02.059. ISSN 0960-9822. PMID 38552628;
  101. ^ Лю, Цзяньфу [LV Jianfu], 2002. Ту цзу ши [История Ту] История национальности Ту Пекин [Пекин], Чжунго шэ хуэй ке сюэ чу бан она [Китайская пресса социальных наук] Китайская пресса социальных наук.
  102. ^ Институт исследований национальностей провинции Ляонин Институт исследований национальностей провинции Ляонин (1986) Сибо цзу ши лун као [Экспертиза по истории национальности Сибо] История национальности Сибо, Шэньян, Liaoning Nationalities Press.
  103. ^ Цзи Нан [將南] и У Кеяо [武Keyao] (1990) Сибо цу [национальность Сибо] Национальность Сибо, Пекин, Nationalities Press.
  104. ^ «Информация о фамилии | Клан Намвон Токго (南原 獨孤氏) — Основатель: Докгосин (獨孤信) :+» . Фамилия.инфо .
  105. ^ «Информация о фамилии | Клан Токго (獨孤氏) - Карта распределения населения (карта распределения людей) :+» . Фамилия.инфо .
  106. ^ «Истоки рода Токго:: В поисках корней::» . Архивировано из оригинала 10 января 2017 года . Проверено 1 июля 2016 г.
  107. ^ «Поиск происхождения фамилии>Сайт культуры сыновней почтительности» . Архивировано из оригинала 15 августа 2016 года . Проверено 1 июля 2016 г.
  108. ^ «Каталог FamilySearch: Генеалогия клана Намвон Докго, том 2, 930–1935» . Familysearch.org . Проверено 24 января 2022 г.
  109. ^ «Информация о фамилии | Клан Намвон Токго (南原獨孤氏) - Карта мира Сангье (上系世系圖) :+» . Фамилия.инфо .
  110. ^ «Информация о фамилии | Клан Намвон Токго (南原 獨孤氏) – карта распределения населения (карта распределения людей) :+» . Фамилия.инфо .

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8186f03e41ee5b1396dfd8d1a2dbacc8__1719126660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/c8/8186f03e41ee5b1396dfd8d1a2dbacc8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Xianbei - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)