Ян (штат)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2023 г. ) |
Ян Ян | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
11 век до н.э. – 222 до н.э. | |||||||
Статус | Королевство/Княжество | ||||||
Капитал | Джи (蓟) Сяду | ||||||
Правительство | Монархия | ||||||
Историческая эпоха | династии Чжоу | ||||||
• Учредил | 11 век до н.э. | ||||||
• Завоёван Цинь | 222 г. до н.э. | ||||||
Валюта | нож деньги лопата деньги другие древние китайские монеты | ||||||
|
Ян | |||
---|---|---|---|
китайский | Ян | ||
Ханью Пиньинь | Ян | ||
|
Янь ( китайский : 燕 ; пиньинь : Yān ; древнекитайское произношение: * ʔˤe[n] ) — древнее китайское государство во времена династии Чжоу . [2] [3] Ее столицей был Цзи (позже известный как Яньцзин , а ныне Пекин ). [4] В период Воюющих царств суд также переносился в другую столицу Сяду . иногда [5]
История Янь началась в Западной Чжоу в начале первого тысячелетия до нашей эры. После того, как авторитет короля Чжоу упал в период весны и осени в 8 веке до нашей эры, Янь выжил и стал одним из сильнейших государств Китая. В период Воюющих царств с V по III века до нашей эры Янь был одним из последних государств, завоеванных армиями Цинь Шихуана : Янь пал в 222 году до нашей эры, за год до провозглашения Империи Цинь . Янь пережила краткий период независимости после падения династии Цинь в 207 г. до н. э., но в конечном итоге была поглощена победившим Хань .
В период своего расцвета Янь простиралась от Желтой реки до реки Ялу и от гор Шаньси до Ляодунского полуострова . Будучи самым северным из всех китайских государств того времени, Янь подвергался набегам степных кочевников и поэтому построил великие стены.
История
[ редактировать ]Согласно Сыма Цяня » «Записям великого историка , король Чжоу У свергнул короля Чжоу Шана в битве при Муе ( ок. 1046 г. до н.э. ) и даровал титулы дворянам в своих владениях, включая правителей Янь. [6]
В 11 веке до нашей эры столица Яна располагалась на территории нынешнего городка Люлихэ района Фаншань , в Пекине где было раскопано большое поселение, обнесенное стеной, и более 200 гробниц знати. [7] Среди наиболее значительных артефактов стоянки Люлихэ — бронзовый дин с надписями, повествующими о путешествии старшего сына герцога Яна, который доставлял подношения королю Чжоу в современном Сиане и был удостоен должности в королевский суд.
Где-то в 7 веке до нашей эры, в конце Западного Чжоу или в начале Восточного Чжоу , Ян поглотил государство Цзи , меньшее королевство на севере, и перенес его столицу в город Цзи в современном районе Сичэн в Пекине.
На юге граничащие государства Чжао и Ци главными соперниками Яня были . Гористая граница на западе между Чжао и Яном стала местом частых столкновений их армий. Несмотря на это, война между Чжао и Яном обычно заходила в тупик, и для ее завершения требовалась помощь других королевств.
На рубеже III века до нашей эры генерал Цинь Кай начал серию кампаний против Донху и Кочосон , расширив границы королевства почти на тысячу километров на восток до северо-запада Корейского полуострова . Великая стена была построена на новых северных границах Яня, и впоследствии были созданы пять командований : Шангу , Юян , Юбэйпин , Ляоси и Ляодун для защиты от Дунху.
Государства Центральных равнин, культуру Янь и другие периферийные государства, такие как Цинь похоже, мало уважали . Археологические открытия в штате Янь позволили обнаружить орнаменты, которые хотя и были написаны китайской письменностью, но по стилю были близки к орнаментам северных кочевых племен. Валюта Ян имела форму ножа, форма, тесно связанная с кочевниками. Эта форма валюты могла быть специально создана для торговли с кочевниками, что демонстрировало важность торговых отношений с ними. [8]
Самая сильная оппозиция исходила от Ци, одного из самых сильных государств Китая. Кризис престолонаследия начался в Яне в 325 г. до н.э., когда король Зикуай символически отказался от своего трона в пользу своего министра Цзыжи, чтобы доказать свое смирение; министр воспользовался этим и захватил власть. [9] Пока происходил этот кризис, в 314 г. до н. э. Ци вторгся и за несколько месяцев с небольшим практически завоевал страну. Однако из-за неправомерного поведения войск Ци во время завоевания Яня восстание в конечном итоге изгнало их, и границы Яня были восстановлены. Новый король Яня, король Яня Чжао, затем составил заговор с государствами Чжао, Цинь , Хань и Вэй для совместной экспедиции против Ци. Возглавляемая блестящим тактиком Юэ И , она добилась большого успеха, и в течение года большинство из семидесяти городов-крепостей Ци пали, за исключением Цзыму и Лу. Однако после смерти короля Чжао и изгнания Юэ И в Чжао новым королем, королем Яня Вэй, генералу Тянь Даню удалось вернуть себе все города из 5 королевств.
Несмотря на войны, Ян пережил период Воюющих царств. В 227 г. до н.э., когда войска Цинь находились на границе после падения Чжао, наследный принц Дань послал убийцу по имени Цзин Кэ , чтобы убить короля Цинь (позже Цинь Шихуанди ), надеясь положить конец угрозе Цинь. Миссия провалилась: Цзин Кэ погиб от рук короля Цинь в Сяньяне .
Удивленный и разгневанный таким смелым поступком, царь Цинь призвал Ван Цзяня уничтожить Яня. Разгромив основную часть армии Янь у замерзшей реки И , Цзи пал в следующем году, а правитель Си бежал на Ляодунский полуостров.
В 222 г. до н. э. пал и Ляодун, а Ян был захвачен Цинь. Ян был третьим после последнего павшим государством, и с его разрушением судьба оставшихся двух королевств была решена. В 221 году до нашей эры Цинь завоевал весь Китай, положив конец периоду Воюющих царств и основав династию Цинь .
Междуцарствие после Цинь
[ редактировать ]В 207 году до нашей эры династия Цинь рухнула, и в Китае возобновилась гражданская война . Король Чжао У Чэнь в конце концов послал генерала Хань Гуана завоевать Янь для Чжао, но после его завоевания Хань Гуан назначил себя королем Яня. Хань Гуан послал генерала Занг Ту помочь Сян Юю , королю Чу , в его войне против Цинь. Когда Цзан Ту вернулся, Хань Гуану было приказано вместо этого стать королем Ляодуна. Когда Хань Гуан отказался, Цзан Ту убил его и объявил себя королем Яня и Ляодуна.
Занг Ту подчинил Яня династии Хань во время войны между Хань и Чу, чтобы сохранить свой титул, но как только война закончилась, он восстал. Лю Бан (впоследствии император Хань Гаозу ) послал Фань Куая и Чжоу Бо подавить восстание, и они схватили и казнили Занг Ту. Его сын Цзан Янь бежал в изгнание к хунну .
Лу Ван стал новым королем Яня и правил там большую часть жизни Лю Банга, пока император не обнаружил, что он послал чиновников ко дворам мятежника Чэнь Си и сюнну чаньюй Моду . почитали его как короля восточных кочевников ( Дунху Вызванный ко двору императора, Лу Ван симулировал болезнь, а затем бежал к хунну, которые до самой смерти ). Тем временем Янь перешел под прямой контроль династии Хань и рассматривался как княжеский удел .
Правители
[ редактировать ]- Маркиз Хуэй Ян (Yan Huihou)
- Маркиз Ли Ян
- Маркиз Цин Янь (Marquis of Yan Qing)
- Маркиз Ай Ян (Marquis Ai of Yan)
- Маркиз Чжэн Янь (Marquis Zheng of Yan)
- Маркиз Му Ян (Marquis Mu of Yan)
- Маркиз Сюань Ян (Yan Xuanhou)
- Маркиз Хуан Ян (Marquis Huan of Yan)
- Герцог Чжуан Янский
- Герцог Сян Яньский
- Герцог Хуань I Янь (桓公)
- Герцог Сюань Янь (Янь Сюань Гун)
- Герцог Чжао Янь
- Герцог Ву Янь (武公)
- Герцог Вэнь I из Яня (燕文公)
- Герцог И Ян
- Герцог Хуэй Янь
- Герцог Дао Янь
- Герцог Гун Янь (公公)
- Герцог Пин Янь (袁平公)
- Герцог Цзянь I из Яна
- Герцог Сяо Янь (杨小公)
- Герцог Ченг Янь (杨成公)
- Герцог Мин Ян (闵公)
- Герцог Цзянь II Янь
- Герцог Хуань II Янь (桓公)
- Герцог Вэнь II Янь (杨文公)
- Король Йи Яна (Король Йи Яна)
- Король Куай из Яна (王哙)
- Король Чжао Янь (王 Чжао Янь)
- Король Хуэй Янь (Король Хуэй Янь)
- Король Янь Учэн (王武成王) правил 271–258 гг. До н.э.
- Король Сяо Янь (燕孝王) правил 257–255 гг. До н.э.: сын короля Учэна.
- Король Си Янь (燕王喜) (姬喜 Цзи Си) правил 255–222 гг. До н.э.: последний король государства Янь.
Генеалогическое древо правителей
[ редактировать ]штат Ян | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Ян в астрономии
[ редактировать ]Ян представлен звездой Зета Козерога «Двенадцать государств» в астеризме , частью лунного особняка « Девочка » в « Чёрная черепаха » символе . [10] Ян также представлен звездой Ню Змееносца в астеризме «Левая стена» в ограждении «Небесного рынка» . [11]
Культура и общество
[ редактировать ]До того, как государство Цинь объединило Китай в 221 г. до н.э., в каждом регионе существовали свои уникальные обычаи и культура, хотя во всех них доминировал высший класс, разделявший во многом общую культуру. В «Юй Гун» («Дань Юй»), разделе «Книги документов» , который, скорее всего, был составлен в IV веке до нашей эры, автор описывает Китай, разделенный на девять регионов, каждый из которых имеет свою особую культуру и продукты. Основная тема этого раздела заключается в том, что эти девять регионов объединены в одно государство благодаря путешествиям одноименного мудреца Ю Великого и отправке уникальных товаров каждого региона в столицу в качестве дани. В других текстах также обсуждаются эти региональные различия в культуре и физической среде. [12]
Одним из этих текстов была «Книга Мастера У» , написанная в ответ на вопрос маркиза У Вэй о том, как справляться с другими состояниями. У Ци , автор работы, заявил, что правительство и природа людей отражают местность, в которой они живут. О Яне он сказал:
Оборонительные построения Яна прочны, но им не хватает гибкости (Янь Чен защищается, но не уходит). [13]
и:
Янь — искренние и прямолинейные люди. Они действуют осмотрительно, любят храбрость и уважают праведность, редко прибегая к обману. Поэтому они превосходны в оборонительных позициях, но неподвижны и негибки. Чтобы победить их, немедленно оказывайте давление небольшими атаками и быстро отступайте. Когда они повернутся навстречу нашим атакам, мы должны держаться на расстоянии. Атакуйте и в тыл, где и когда они меньше всего этого ожидают. Когда они отступят, чтобы встретить новую угрозу, преследуйте их. Это смутит их генералов и вызовет беспокойство в их рядах. Если мы избежим конфликта с их опорными пунктами и будем использовать наши бронированные колесницы для устроения засад, мы сможем захватить их генералов и обеспечить победу. Таким образом, если вы прикоснетесь к ним и нажмете их, если они доберутся до вас и будут далеко, если вы скачете. и следуйте за ним, ваше начальство будет подозрительно, а ваши подчиненные будут бояться, будьте осторожны, моя колесница и всадник должны уклониться от дороги, они будут схвачены) [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ван Цзицзе (1 сентября 2005 г.). Исследование этапов Янь Гомин Дао и обсуждение связанных с этим вопросов [Исследование Ян-ножа-денег и смежных тем]. Муниципальное управление культуры Пекина (на китайском языке) . Проверено 26 июля 2011 г.
- ^ «История Яншаня» . Центральное информационное бюро Яньшань (на китайском языке). Муниципальное правительство Пекина. 18 октября 2008. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 26 июля 2011 г.
- ^ Чэнь Чжи (30 сентября 2010 г.). От Ван Говей . 学灯 (на китайском языке) (16). Конфуций 2000. Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года . Проверено 26 июля 2011 г.
- ^ «Цзи, столица государства Янь» . Пекинское муниципальное управление культурного наследия . 16 июня 2006. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 26 июля 2011 г.
- ^ «Место второй столицы государства Ян» . Народное правительство провинции Хэбэй . Китай Дейли. 29 декабря 2009 года . Проверено 26 июля 2011 г.
- ^ Мемориальная колонна Цзичэна [ мертвая ссылка ]
- ^ «Сайт Люлихэ» . Китайская культура . Архивировано из оригинала 25 сентября 2012 г.
- ^ Джулиано, Аннетт Л. (1991). «Период Воюющих царств - Государство Цинь, Янь, Чу и Пазырык: историческая сноска». Заметки по истории искусства . 10 (4): 25–29. дои : 10.1086/су.10.4.23203292 . JSTOR 23203292 . S2CID 191379388 .
- ^ Мэнций. (2008). Мэнцзы: с отрывками из традиционных комментариев . Ван Норден, Брайан В. (Брайан Уильям). Индианаполис: паб Hackett. Компания р. 56. ИСБН 9780872209138 . OCLC 181421046 .
- ^ Чэнь Гуаньчжун; Чэнь Хуэй-Хва (4 июля 2006 г.). Древнекитайская астрологическая система (65): область неба Нусу. [Древнекитайская астрологическая система (65)]. Выставочная и образовательная деятельность в области астрономии (AEEA) 天文教育資訊網 (на китайском языке). Тайвань: Национальный музей естественных наук . Проверено 26 июля 2011 г.
- ^ Чен Хуэй-Хва (23 июня 2006 г.). Древнекитайская астрологическая система (54): Тяньши Цзоюань, Шилоу. [Древнекитайская астрологическая система (54)]. Выставочная и образовательная деятельность в области астрономии (AEEA) 天文教育資訊網 (на китайском языке). Тайвань: Национальный музей естественных наук . Проверено 26 июля 2011 г.
- ^ Льюис 2007 , с. 11-13.
- ^ Jump up to: а б Вузи , также известный как Мастер Ву
Библиография
[ редактировать ]- Льюис, Марк Эдвард (2007). Ранние китайские империи: Цинь и Хань . Лондон: Белкнап Пресс. ISBN 978-0-674-02477-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ян (штат)
- История Пекина
- Древние китайские государства
- Состояния весеннего и осеннего периода
- Государства периода Воюющих царств
- Заведения XI века до нашей эры в Китае
- Государства и территории, основанные в 11 веке до нашей эры.
- Государства и территории, упраздненные в III веке до нашей эры.
- Разрушения III века до н.э.
- Разрушения в Китае в 1-м тысячелетии до нашей эры