Скрипт печати
Скрипт печати | |
---|---|
Тип сценария | |
Период времени | в. 700 г. до н.э. – ок. 200 г. н. э. |
Направление | Сверху вниз |
Языки | Старый китайский |
Связанные скрипты | |
Родительские системы | Скрипт кости Oracle
|
Дочерние системы | |
Скрипт печати | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | сценарий печати | ||
Упрощенный китайский | сценарий печати | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит |
| ||
Хан-Ном |
|
Письмо печати или сигилярное письмо — это стиль написания китайских иероглифов , который был распространен во второй половине I тысячелетия до нашей эры. Он органично развился из бронзового письма во времена династии Чжоу (1046–256 до н. э.). Вариант письма печати, использовавшийся в государстве Цинь , со временем стал сравнительно стандартизированным и был принят в качестве формального письма по всему Китаю во времена династии Цинь (221–206 до н.э.). Он все еще широко использовался для декоративной гравировки и печатей во времена династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.). [1] [2] [3]
Дословный перевод слова «письмо печати» ( 篆書 zhuànshū ) — «письмо декоративной гравировки» — это название было придумано во времена династии Хань, [ нужна ссылка ] и отражает роль письма, сводящегося к церемониальным надписям.
Типы
[ редактировать ]Термин «скрипт печати» может относиться к нескольким различным разновидностям, включая шрифт большой печати и сценарий маленькой печати . Без оговорок, сценарий печати обычно относится к письму маленькой печати, то есть к линии передачи, которая развивалась в государстве Цинь во время династии Восточная Чжоу (771–221 до н.э.), которая позже была стандартизирована при Цинь Шихуанди ( годы правления 221–221–221 до н.э.). 210 г. до н. э. ). Термин «скрипт большой печати» сам по себе может относиться к широкому спектру форм, включая формы Цинь, более древние, чем шрифт маленькой печати, а также более ранние формы западного Чжоу или даже символы костей оракула. Из-за этой неточности современные учёные склонны избегать использования термина « письмо большой печати» . [4]
Разработка
[ редактировать ]Существовало несколько различных вариантов письма печатей, которые развивались независимо в каждом королевстве во времена Восточного Чжоу. Один из них, шрифт печати «птица-червь» , назван в честь своих замысловатых украшений на определяющих штрихах и использовался в штатах У , Чу и Юэ . Он был найден на нескольких артефактах, включая Копье Фучая и Меч Гуцзяна . Будучи южным штатом, Чу находился под влиянием Уюэ. Чу изготовил бронзовые палаши, похожие на мечи из Уюэ, но не такие сложные. Чу также использовал стиль «птица-червь», который был заимствован государствами У и Юэ. [ нужна ссылка ]
Единый шрифт малой печати
[ редактировать ]Сценарий Цинь, примером которого являются бронзовые надписи до объединения, органически развился из сценария Чжоу, начиная с периода весны и осени. Начиная примерно с периода Воюющих царств, он стал вертикально вытянутым и приобрел правильный вид. Это был период становления письма малой печати. Он был систематизирован премьер-министром Ли Си во время правления Цинь Шихуанди путем исключения большинства вариантов символов и был введен в качестве имперского стандарта. [5] Из китайских комментариев известно, что Ли Си составил Cangjiepian , частично сохранившийся словарь, в котором перечислено около 3300 китайских иероглифов , написанных маленькой печатью. Их форма характеризуется тем, что она менее прямоугольная и более квадратная.
В популярной истории китайских иероглифов письмо с маленькой печатью традиционно считается прародителем канцелярского письма , которое, в свою очередь, является прообразом любого другого письма, используемого сегодня. Однако недавние археологические открытия и научные исследования привели некоторых ученых к выводу, что прямым предком клерикального письма было протоклерикальное письмо, которое, в свою очередь, развилось из менее известной вульгарной или популярной письменности поздних Воюющих царств до периода Цинь. [6]
Первым известным словарем символов III века до н.э. был Эрья , составленный и на который ссылались Лю Сян и его сын Лю Синь ; его больше нет. Вскоре после этого « Шуовэнь Цзецзы» ( ок. 100 г. н. э. написал Сюй Шэнь ) . воспроизводят 9353 статьи Шуовэня стандартизированные формы малых печатей для каждой записи, сгруппированные по 540 радикалам .
- Указ Цинь Эр Ши, написанный печатью. В популярной истории китайских иероглифов письмо с маленькой печатью традиционно считается прародителем канцелярского письма.
Компьютерное кодирование
[ редактировать ]Ожидается, что формы шрифтов малых печатей в конечном итоге будут закодированы в стандарте Unicode . Кодовые точки U+38000–U+3AB9F
на третичном идеографическом плане . [7]
См. также
[ редактировать ]- Тексты древних рукописей – версии китайской классики, предположительно переписанные из обнаруженных рукописей.
- Сценарий Phags-pa - монгольская система письма.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ли Хуэйвэнь (李惠文); Хань Лифэнь (韩丽芬); Джордж Беккер (贝可平) (20 декабря 2018 г.) «Каллиграфия и техника письма в династиях Цинь и Хань» .
- ^ «Типы сценариев» . Проверено 28 сентября 2023 г.
- ^ «Категории каллиграфии — печатное письмо» . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ Цю 2000 , стр. 60.
- ^ Чен 2003 .
- ^ Цю 2000 .
- ^ Эверсон, Майкл; Макгоуэн, Рик; Уистлер, Кен; Умамахесваран, В.С. (9 мая 2023 г.). «Дорожная карта СОВЕТА» . Консорциум Юникод . Проверено 28 августа 2023 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Цю Сигуй (裘锡圭) (2000) [1988]. Китайская письменность . Перевод Маттоса, Гилберта Л.; Норман, Джерри. Беркли: Общество изучения раннего Китая и Институт исследований Восточной Азии Калифорнийского университета. ISBN 978-1-557-29071-7 .
- Чэнь Чжаорун (陈 Чжаорун) (2003). Исследование иероглифов Цинь: рассмотрение с точки зрения истории китайских иероглифов [ Исследование линии письма Цинь: исследование с точки зрения истории китайской письменности ] (на китайском языке). Академия Синика. ISBN 957-671-995-Х .