Jump to content

Лю Синь (ученый)

Лю Синь
Традиционный китайский Лю Синь
Упрощенный китайский Лю Синь
Любезное имя
Традиционный китайский Цзыджун
Упрощенный китайский Цзыджун

Лю Синь ( ок. 46 г. до н. э. – 23 г. н. э.), любезное имя Цзыцзюнь , был китайским астрономом, классиком, библиотекарем, математиком и политиком во времена Западная Хань и династий Синь . Позже он изменил свое имя на Лю Сю ( 劉秀 ) из-за имя табу на императора Хань Ай . Он был сыном императорского библиотекаря Лю Сяна и соратником других выдающихся мыслителей, таких как философ Хуань Тан . [1] Лю был видным сторонником классики Старого текста .

Ранняя жизнь [ править ]

Лю Синь был сыном конфуцианского ученого Лю Сяна (77–6 до н.э.). Лю был дальним родственником Лю Бана , основателя династии Хань, и, таким образом, входил в правящий династический клан ( семья Лю ). Дед Лю Синя по отцовской линии имел звание хоу ( , примерно « маркиз »). [2] В молодости Лю помогал своему отцу каталогизировать содержимое императорской библиотеки, а его дружба с министром с хорошими связями Ван Маном принесла ему власть и награды. [3] поднявшись при императоре Ай Хань до звания дворцового служителя и главного коменданта императорского снаряжения ( слуга Че Дувея ). [4] : 763 

Литературное творчество [ править ]

Библиотекарь [ править ]

Будучи хранителем императорской библиотеки, он первым ввел систему классификации библиотек и первую систему обозначений книг. В то время каталог библиотеки был написан на свитках тонкого шелка и хранился в шелковых мешочках. [5] Лю Синя «Цилюэ» ( 七略 ; «Семь обзоров») не сохранилось, но оно легло в основу более позднего библиографического трактата «Ивэньчжи» ( 藝文志 ; «Трактат об искусстве и литературе») в « Книге Хань» , [4] : 764  который послужил образцом для более поздних императорских библиографий.

Будучи императорским библиотекарем, Лю Синь каталогизировал, аннотировал и редактировал древние тексты. Эти его проекты создали то, что стало окончательными текстами ряда ортодоксальных канонов китайской философии и истории.

Лю Синь сыграл важную роль в передаче Цзоочжуаня . Ученый школы старых текстов , он был привлечен к ранним графическим формам Цзоочжуаня более , недоступность которых сдерживала сложную экзегезу, обнаруженную в конкурирующих комментаторских традициях Чуньцю . [6] Редактируя Цзоочжуань с помощью Инь Сяня ( 尹咸 ), Лю перестроил материал в хронологическом порядке, чтобы более точно сопоставить его с хроникой Чуньцю , как это сделали комментарии Гунъян и Гулян . [7] Он стремился поручить эту работу имперскому академику, что стало решающим бюрократическим шагом на пути к канонизации в официальной ортодоксальности. [3]

Защита Лю Цзоочжуаня в его время вызывала споры, отчасти из-за его происхождения и прежней репутации, а отчасти из-за его собственного подхода к ситуации. [8] Этот научный спор иногда воспринимается как свидетельство более крупного спора о классических текстах, написанных с использованием вариантов письма.

Сторонник старого текста [ править ]

Во время карьеры Лю Синя, возможно, были некоторые споры по поводу некоторых текстов, называемых гувэнь ( 古文 , « Древние письменные тексты »). Один комплект рукописей, обнаруженный Кун Аньго в Западной Хань , постоянно маркировался как гувэнь из-за сохранившихся в нем графических форм, письма, которое во времена Восточного Чжоу расходилось с более консервативным письмом государства Цинь , которое стало официальным и единственным. стандарт после их объединения в 221 г. до н.э. Из-за различных графических форм ханьским ученым уже было трудно расшифровать части текста.

Не ясно, в какой степени содержание произведений гувен отличалось от переданных версий тех же названий, а также какие критерии позволяли маркировать документ как гувен . Возможно, даже нескольких слов было бы достаточно, чтобы придать эту характеристику тексту, который их содержал. [9]

Лю Синя привлекали тексты гувэня , и его положение в императорской библиотеке означало, что у него были все возможности гарантировать, что эти версии официально будут считаться авторитетными. [10] : 212–213 

Целостность передаваемой литературы [ править ]

С 19 по начало 20 веков антиквары и историки, начиная с Кан Ювэя , обвиняли Лю в чрезмерном редактировании, вплоть до фальсификации исторических текстов. [11] : 136  Эта критика систематически анализировалась историками Школы сомневающейся античности . Согласно их теории, впервые сформулированной Цянь Му в 1930 году, [12] Лю редактировал древние тексты в политических целях, в частности, Обряды Чжоу , Цзоочжуань , [13] : 49  и комментарий Мао к « Шицзин» . [14] Это обвинение в подделке имело законный прецедент: в конце 17 века Ян Жоцюй продемонстрировал, что переданный «Классик истории» в основном был подделкой, датируемой 4 веком. Этот текст был основан на версии Древнего письма, и только те части, которые присутствовали в отдельно переданной версии Нового сценария, можно было считать подлинно ранними. [15]

Лю Синь был политическим союзником могущественного и вызывающего разногласия министра Ван Мана , который на рубеже тысячелетий узурпировал династию Хань на короткий период, известный как династия Синь . Как императорский библиотекарь, Лю имел право устанавливать окончательные редакции древних текстов и удалять варианты. По мнению его обвинителей, библиотекарь фальсифицировал отчеты о древних исторических событиях. [16] и в легендарную родословную древних правителей вставлялись фигуры или отношения, которые либо были придуманы, либо заимствованы из отдельных легенд. Таким образом, он создал повествование о древних правителях и последовательных династиях, которое удовлетворяло теории « пяти фаз », согласно которой каждый правитель и/или династия представляли один из пяти традиционных китайских элементов, между которыми вращался Мандат Небес . Фальсифицированный таким образом отчет мог бы удовлетворительно объяснить правление династий Хань и Синь с точки зрения фаз, которые они, как утверждается, представляли, и, согласно теории подделки, отредактированный отчет Лю Синя удобно показал серию преемственности между различными предполагаемыми предками Хань. и дома Синь.

Возможность подделок Лю Синя стала решающим вопросом для школы сомневающейся античности в поисках рационалистического прошлого Китая. [17] : 152  Они черпали доказательства из расхождений между текстами, отредактированными Лю, и более ранними или современными текстами. Например, фигуры или события, появляющиеся в отредактированных версиях Лю, не появлялись в более ранних или современных текстах. Теория подделки была в значительной степени дискредитирована. [13] : 49 

Научная работа [ править ]

Ван Манга Цзялян , используемый Лю Синем в научных измерениях, хранится в Национальном дворцовом музее в Тайбэе .

Расчет числа пи ( π ) [ править ]

На протяжении веков до узурпации Ван Манга ( годы правления 9–23) китайцы использовали значение 3 для расчета числа Пи , [18] отношение длины окружности к ее диаметру. Где-то между 1 и 5 годами Лю Синь был первым китайским исследователем, который дал геометрическую фигуру, подразумевающую улучшенное приближение π ≈ 3,1547, [19] хотя точный метод, который он использовал для достижения этой цифры, неизвестен. [20] Оригинальный Цзялян Ху, стандарт разработанный и использованный Лю Синем в своих измерениях, до сих пор сохранился. [21] Британский биохимик, историк и китаевед Джозеф Нидэм осмотрел его в Пекине и описал его следующим образом:

Стандартизированный цзя лян ху (имеет) квадрат, каждая сторона которого имеет длину 1 чхи (фут), а за пределами него - круг. Расстояние от каждого угла квадрата до круга ( тиао пханг ) равно 9 ли 5 ​​хао . Площадь круга ( му ) равна 162 (квадратным) цунь (дюймам), глубина 1 чхих (фут), а объём (всего) 1620 (кубических) цунь (дюймов). [20]

Позже ранние китайские математики, такие как Чжан Хэн (78–139) и Лю Хуэй (3 век), улучшили расчет Лю для числа пи: [22] и были, в свою очередь, улучшены Цзу Чунчжи (429–500).

Стандарты и меры [ править ]

Будучи императором Синя, Ван Ман попытался вернуться к утраченному пути древних королей-мудрецов, к золотому веку порядка и мира. В некоторых практических вопросах его амбиций ему помогал Лю Синь. Взойдя на трон, Ван Ман назвал Лю Синя своим Гуши ( 國師 , «Профессор-лауреат»), недавно созданной должностью, которая была одним из Четырех Визирей ( 四輔 , назван в честь легенды о созвездии ), самого могущественного и возвышенного. министры империи. В рамках схемы ребрендинга, реализованной в правительстве, Лю Синь получил дворянский титул «Высочество нового превосходства» ( 嘉新公 ). [23] Он помогал в стандартизации мер объема жидкости и гармонических частот музыкальных инструментов. Цзялян ху, используемый для расчета числа «пи», был разработан как стандарт для пяти мер объема жидкости, предусмотренных законом, и имел отдельный отсек для каждой из них. [24]

В ходе своей научной работы Лю написал трактат, сохранившийся в « Книге Хань» : Люли чжи ( 律曆志 , «Трактат о стандартах и ​​календарях»). [25] В этом тексте записана подробная информация о математике династии Хань, мерах длины и объема, гармониках, весах и балансах, а также календаре на основе усин . теории [26]

Астрономия и натурфилософия [ править ]

Будучи классиком, Лю Синь смог поддержать легитимацию своего покровителя Ван Манга как реставратора древнего способа управления. [27] и как сторонник и теоретик « генеративного цикла » популярной теории «пяти фаз», [28] : 569  Лю давал советы новому императору по ритуальным вопросам, чтобы лучше соответствовать этим фундаментальным принципам. [29] Лю дополнительно разработал новую, более точную модель астрономии, Календарь Тройного Согласования ( 三統歷 ; Сан Тонг Ли ), для предсказания движения небесных тел. [30] Во второй половине XX века кратер на Марсе . в его честь был назван [31]

Смерть [ править ]

Хотя Лю Синь изначально был верным сторонником Ван Мана, после того, как войска Вана потерпели поражение 7, 23 июля в битве при Куньяне , Лю Синь вместе с другими составил заговор с целью свержения Ван Манга. Заговор был раскрыт, и все заговорщики покончили жизнь самоубийством или были казнены. [32]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Лоу, Майкл (2000). Биографический словарь периодов Цинь, Хань и Синь (221 г. до н. э. — 24 г. н. э.) . Справочник востоковедения. Раздел 4: Китай. Том. 16. Брилл. стр. 383–386. ISBN  978-9-004-10364-1 .
  2. ^ Цюй Юань ; Сун Ю (1985) [300-200-е годы до н . э. ]. Песни Юга . Перевод Дэвида Хоукса . Пингвинская классика. п. 330. ИСБН  978-0-14-044375-2 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Традиция Цзо (2016) , с. лв.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хантер, Майкл (2018). «Библиография «Ивэнь чжи» 藝文志 (Трактат об искусстве и литературе) в ее собственном контексте» . Журнал Американского восточного общества . 138 (4): 763–780. дои : 10.7817/jameroriesoci.138.4.0763 . JSTOR   10.7817/jameroriesoci.138.4.0763 .
  5. ^ Ли, Хур-Ли (2012). «Эпистемические основы библиографической классификации в раннем Китае: взгляд на классицизм Ру ». Журнал документации . 68 (3): 378–401. дои : 10.1108/00220411211225593 .
  6. ^ Традиция Цзо (2016) , с. Льви.
  7. ^ Зоопарковая традиция (2016) , с. lvii.
  8. ^ Нилан (1994) , стр. 102–104.
  9. ^ Нилан (1994) , стр. 88–97.
  10. ^ Ли, Хур-Ли; Лан, Вэнь-Чин (апрель 2009 г.). «Цели и библиографические задачи каталога пионерской библиотеки в Китае». Библиотечный ежеквартальный журнал . 79 (2). Издательство Чикагского университета: 205–231. дои : 10.1086/597081 . JSTOR   10.1086/597081 .
  11. ^ Пуэтт, Майкл (2010). «Центрирование царства: Ван Ман, Чжоули и раннее китайское государственное управление». У Бенджамина Элмана ; Мартин Керн (ред.). Управление государством и классическое обучение: ритуалы Чжоу в истории Восточной Азии . Исследования по истории китайских текстов, Том. 1. Брилл. стр. 129–154. дои : 10.1163/ej.9789004177499.i-446.23 . ISBN  978-90-47-43093-3 .
  12. ^ Цянь Му (1930). Хронология Лю Сянсиня и его сына [Хронология отца и сына Лю Сяна и Лю Синя]. Журнал Университета Яньчин [ Яньчинский журнал китайских исследований ]. № 7.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Керн, Мартин (2010). «Ранняя китайская литература, начиная с Западной Хань». В Кан-и Сун Чанг ; Стивен Оуэн (ред.). Кембриджская история китайской литературы. Том 1: К 1375 году . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–115. дои : 10.1017/CHOL9780521855587.003 . ISBN  9781139095419 .
  14. ^ Нилан (1994) , с. 84.
  15. ^ Нилан (1994) , с. 83.
  16. ^ Диллон, Майкл (2013). «Лю Синь劉歆 (?46 г. до н.э. – 23 г. н.э.)» . Китай: Культурно-исторический словарь . Рутледж. п. 199. ИСБН  9781136791413 .
  17. ^ Эсс, Ханс Ван (1994). «Спор о старом тексте и новом тексте. Неужели 20-й век понял это неправильно?». Тунг Пао . 80 (1). Брилл: 146–170. дои : 10.1163/156853294X00098 . JSTOR   4528623 .
  18. ^ Нидхэм 1986 , Том 3, с. 99.
  19. ^ Чжоу Лянву (Zhao Liangwu) (1991). Сравнение истории китайской и западной математики [ Сравнительная история китайской и западной математики ] (на китайском языке). Тайваньская коммерческая типография. стр. 44–47. ISBN  9789570502688 .
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нидхэм 1986 , Том 3, с. 100.
  21. ^ Loewe (2016) , стр. 219, 222, 235.
  22. ^ Нидхэм 1986 , Том 3, стр. 100–101.
  23. ^ Книга Хана (111) , том. 99б .
  24. ^ Loewe (2016) , стр. 145–146.
  25. ^ Лю Синь. Льв Лижи [ Трактат о стандартах и ​​календарях ]. в Книге Хань 111 , т. 21.
  26. ^ Лоу (2016) , с. 148.
  27. ^ Каллен (1996) , с. 31.
  28. ^ Сивин, Натан (2001). «Обзор: Космология и политическая культура в раннем Китае . Кембриджские исследования по китайской истории, литературе и институтам, том 20, Айхэ Ван». Китайское обозрение Интернэшнл . 8 (2): 566–572. JSTOR   23732097 .
  29. ^ Каллен (1996) , с. 32.
  30. ^ Каллен (1996) , стр. 32–33.
  31. ^ Саган, Карл (7 марта 1976 г.). «Нет планеты по имени Джордж» . Нью-Йорк Таймс . стр. СМ 10–11.
  32. ^ Биленштайн (1986) , стр. 247–248.

Источники [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 10acc85ae19dcb477f3963a71e8340cf__1718408340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/cf/10acc85ae19dcb477f3963a71e8340cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Liu Xin (scholar) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)