Лю Синь (ученый)
Лю Синь | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Лю Синь | ||
Упрощенный китайский | Лю Синь | ||
| |||
Любезное имя | |||
Традиционный китайский | Цзыджун | ||
Упрощенный китайский | Цзыджун | ||
|
Лю Синь ( ок. 46 г. до н. э. – 23 г. н. э.), любезное имя Цзыцзюнь , был китайским астрономом, классиком, библиотекарем, математиком и политиком во времена Западная Хань и династий Синь . Позже он изменил свое имя на Лю Сю ( 劉秀 ) из-за имя табу на императора Хань Ай . Он был сыном императорского библиотекаря Лю Сяна и соратником других выдающихся мыслителей, таких как философ Хуань Тан . [1] Лю был видным сторонником классики Старого текста .
Ранняя жизнь [ править ]
Лю Синь был сыном конфуцианского ученого Лю Сяна (77–6 до н.э.). Лю был дальним родственником Лю Бана , основателя династии Хань, и, таким образом, входил в правящий династический клан ( семья Лю ). Дед Лю Синя по отцовской линии имел звание хоу ( 侯 , примерно « маркиз »). [2] В молодости Лю помогал своему отцу каталогизировать содержимое императорской библиотеки, а его дружба с министром с хорошими связями Ван Маном принесла ему власть и награды. [3] поднявшись при императоре Ай Хань до звания дворцового служителя и главного коменданта императорского снаряжения ( слуга Че Дувея ). [4] : 763
Литературное творчество [ править ]
Библиотекарь [ править ]
Будучи хранителем императорской библиотеки, он первым ввел систему классификации библиотек и первую систему обозначений книг. В то время каталог библиотеки был написан на свитках тонкого шелка и хранился в шелковых мешочках. [5] Лю Синя «Цилюэ» ( 七略 ; «Семь обзоров») не сохранилось, но оно легло в основу более позднего библиографического трактата «Ивэньчжи» ( 藝文志 ; «Трактат об искусстве и литературе») в « Книге Хань» , [4] : 764 который послужил образцом для более поздних императорских библиографий.
Будучи императорским библиотекарем, Лю Синь каталогизировал, аннотировал и редактировал древние тексты. Эти его проекты создали то, что стало окончательными текстами ряда ортодоксальных канонов китайской философии и истории.
Лю Синь сыграл важную роль в передаче Цзоочжуаня . Ученый школы старых текстов , он был привлечен к ранним графическим формам Цзоочжуаня более , недоступность которых сдерживала сложную экзегезу, обнаруженную в конкурирующих комментаторских традициях Чуньцю . [6] Редактируя Цзоочжуань с помощью Инь Сяня ( 尹咸 ), Лю перестроил материал в хронологическом порядке, чтобы более точно сопоставить его с хроникой Чуньцю , как это сделали комментарии Гунъян и Гулян . [7] Он стремился поручить эту работу имперскому академику, что стало решающим бюрократическим шагом на пути к канонизации в официальной ортодоксальности. [3]
Защита Лю Цзоочжуаня в его время вызывала споры, отчасти из-за его происхождения и прежней репутации, а отчасти из-за его собственного подхода к ситуации. [8] Этот научный спор иногда воспринимается как свидетельство более крупного спора о классических текстах, написанных с использованием вариантов письма.
Сторонник старого текста [ править ]
Во время карьеры Лю Синя, возможно, были некоторые споры по поводу некоторых текстов, называемых гувэнь ( 古文 , « Древние письменные тексты »). Один комплект рукописей, обнаруженный Кун Аньго в Западной Хань , постоянно маркировался как гувэнь из-за сохранившихся в нем графических форм, письма, которое во времена Восточного Чжоу расходилось с более консервативным письмом государства Цинь , которое стало официальным и единственным. стандарт после их объединения в 221 г. до н.э. Из-за различных графических форм ханьским ученым уже было трудно расшифровать части текста.
Не ясно, в какой степени содержание произведений гувен отличалось от переданных версий тех же названий, а также какие критерии позволяли маркировать документ как гувен . Возможно, даже нескольких слов было бы достаточно, чтобы придать эту характеристику тексту, который их содержал. [9]
Лю Синя привлекали тексты гувэня , и его положение в императорской библиотеке означало, что у него были все возможности гарантировать, что эти версии официально будут считаться авторитетными. [10] : 212–213
Целостность передаваемой литературы [ править ]
С 19 по начало 20 веков антиквары и историки, начиная с Кан Ювэя , обвиняли Лю в чрезмерном редактировании, вплоть до фальсификации исторических текстов. [11] : 136 Эта критика систематически анализировалась историками Школы сомневающейся античности . Согласно их теории, впервые сформулированной Цянь Му в 1930 году, [12] Лю редактировал древние тексты в политических целях, в частности, Обряды Чжоу , Цзоочжуань , [13] : 49 и комментарий Мао к « Шицзин» . [14] Это обвинение в подделке имело законный прецедент: в конце 17 века Ян Жоцюй продемонстрировал, что переданный «Классик истории» в основном был подделкой, датируемой 4 веком. Этот текст был основан на версии Древнего письма, и только те части, которые присутствовали в отдельно переданной версии Нового сценария, можно было считать подлинно ранними. [15]
Лю Синь был политическим союзником могущественного и вызывающего разногласия министра Ван Мана , который на рубеже тысячелетий узурпировал династию Хань на короткий период, известный как династия Синь . Как императорский библиотекарь, Лю имел право устанавливать окончательные редакции древних текстов и удалять варианты. По мнению его обвинителей, библиотекарь фальсифицировал отчеты о древних исторических событиях. [16] и в легендарную родословную древних правителей вставлялись фигуры или отношения, которые либо были придуманы, либо заимствованы из отдельных легенд. Таким образом, он создал повествование о древних правителях и последовательных династиях, которое удовлетворяло теории « пяти фаз », согласно которой каждый правитель и/или династия представляли один из пяти традиционных китайских элементов, между которыми вращался Мандат Небес . Фальсифицированный таким образом отчет мог бы удовлетворительно объяснить правление династий Хань и Синь с точки зрения фаз, которые они, как утверждается, представляли, и, согласно теории подделки, отредактированный отчет Лю Синя удобно показал серию преемственности между различными предполагаемыми предками Хань. и дома Синь.
Возможность подделок Лю Синя стала решающим вопросом для школы сомневающейся античности в поисках рационалистического прошлого Китая. [17] : 152 Они черпали доказательства из расхождений между текстами, отредактированными Лю, и более ранними или современными текстами. Например, фигуры или события, появляющиеся в отредактированных версиях Лю, не появлялись в более ранних или современных текстах. Теория подделки была в значительной степени дискредитирована. [13] : 49
Научная работа [ править ]
Расчет числа пи ( π ) [ править ]
На протяжении веков до узурпации Ван Манга ( годы правления 9–23) китайцы использовали значение 3 для расчета числа Пи , [18] отношение длины окружности к ее диаметру. Где-то между 1 и 5 годами Лю Синь был первым китайским исследователем, который дал геометрическую фигуру, подразумевающую улучшенное приближение π ≈ 3,1547, [19] хотя точный метод, который он использовал для достижения этой цифры, неизвестен. [20] Оригинальный Цзялян Ху, стандарт разработанный и использованный Лю Синем в своих измерениях, до сих пор сохранился. [21] Британский биохимик, историк и китаевед Джозеф Нидэм осмотрел его в Пекине и описал его следующим образом:
Стандартизированный цзя лян ху (имеет) квадрат, каждая сторона которого имеет длину 1 чхи (фут), а за пределами него - круг. Расстояние от каждого угла квадрата до круга ( тиао пханг ) равно 9 ли 5 хао . Площадь круга ( му ) равна 162 (квадратным) цунь (дюймам), глубина 1 чхих (фут), а объём (всего) 1620 (кубических) цунь (дюймов). [20]
Позже ранние китайские математики, такие как Чжан Хэн (78–139) и Лю Хуэй (3 век), улучшили расчет Лю для числа пи: [22] и были, в свою очередь, улучшены Цзу Чунчжи (429–500).
Стандарты и меры [ править ]
Будучи императором Синя, Ван Ман попытался вернуться к утраченному пути древних королей-мудрецов, к золотому веку порядка и мира. В некоторых практических вопросах его амбиций ему помогал Лю Синь. Взойдя на трон, Ван Ман назвал Лю Синя своим Гуши ( 國師 , «Профессор-лауреат»), недавно созданной должностью, которая была одним из Четырех Визирей ( 四輔 , назван в честь легенды о созвездии ), самого могущественного и возвышенного. министры империи. В рамках схемы ребрендинга, реализованной в правительстве, Лю Синь получил дворянский титул «Высочество нового превосходства» ( 嘉新公 ). [23] Он помогал в стандартизации мер объема жидкости и гармонических частот музыкальных инструментов. Цзялян ху, используемый для расчета числа «пи», был разработан как стандарт для пяти мер объема жидкости, предусмотренных законом, и имел отдельный отсек для каждой из них. [24]
В ходе своей научной работы Лю написал трактат, сохранившийся в « Книге Хань» : Люли чжи ( 律曆志 , «Трактат о стандартах и календарях»). [25] В этом тексте записана подробная информация о математике династии Хань, мерах длины и объема, гармониках, весах и балансах, а также календаре на основе усин . теории [26]
Астрономия и натурфилософия [ править ]
Будучи классиком, Лю Синь смог поддержать легитимацию своего покровителя Ван Манга как реставратора древнего способа управления. [27] и как сторонник и теоретик « генеративного цикла » популярной теории «пяти фаз», [28] : 569 Лю давал советы новому императору по ритуальным вопросам, чтобы лучше соответствовать этим фундаментальным принципам. [29] Лю дополнительно разработал новую, более точную модель астрономии, Календарь Тройного Согласования ( 三統歷 ; Сан Тонг Ли ), для предсказания движения небесных тел. [30] Во второй половине XX века кратер на Марсе . в его честь был назван [31]
Смерть [ править ]
Хотя Лю Синь изначально был верным сторонником Ван Мана, после того, как войска Вана потерпели поражение 7, 23 июля в битве при Куньяне , Лю Синь вместе с другими составил заговор с целью свержения Ван Манга. Заговор был раскрыт, и все заговорщики покончили жизнь самоубийством или были казнены. [32]
Ссылки [ править ]
- ^ Лоу, Майкл (2000). Биографический словарь периодов Цинь, Хань и Синь (221 г. до н. э. — 24 г. н. э.) . Справочник востоковедения. Раздел 4: Китай. Том. 16. Брилл. стр. 383–386. ISBN 978-9-004-10364-1 .
- ^ Цюй Юань ; Сун Ю (1985) [300-200-е годы до н . э. ]. Песни Юга . Перевод Дэвида Хоукса . Пингвинская классика. п. 330. ИСБН 978-0-14-044375-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Традиция Цзо (2016) , с. лв.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хантер, Майкл (2018). «Библиография «Ивэнь чжи» 藝文志 (Трактат об искусстве и литературе) в ее собственном контексте» . Журнал Американского восточного общества . 138 (4): 763–780. дои : 10.7817/jameroriesoci.138.4.0763 . JSTOR 10.7817/jameroriesoci.138.4.0763 .
- ^ Ли, Хур-Ли (2012). «Эпистемические основы библиографической классификации в раннем Китае: взгляд на классицизм Ру ». Журнал документации . 68 (3): 378–401. дои : 10.1108/00220411211225593 .
- ^ Традиция Цзо (2016) , с. Льви.
- ^ Зоопарковая традиция (2016) , с. lvii.
- ^ Нилан (1994) , стр. 102–104.
- ^ Нилан (1994) , стр. 88–97.
- ^ Ли, Хур-Ли; Лан, Вэнь-Чин (апрель 2009 г.). «Цели и библиографические задачи каталога пионерской библиотеки в Китае». Библиотечный ежеквартальный журнал . 79 (2). Издательство Чикагского университета: 205–231. дои : 10.1086/597081 . JSTOR 10.1086/597081 .
- ^ Пуэтт, Майкл (2010). «Центрирование царства: Ван Ман, Чжоули и раннее китайское государственное управление». У Бенджамина Элмана ; Мартин Керн (ред.). Управление государством и классическое обучение: ритуалы Чжоу в истории Восточной Азии . Исследования по истории китайских текстов, Том. 1. Брилл. стр. 129–154. дои : 10.1163/ej.9789004177499.i-446.23 . ISBN 978-90-47-43093-3 .
- ^ Цянь Му (1930). Хронология Лю Сянсиня и его сына [Хронология отца и сына Лю Сяна и Лю Синя]. Журнал Университета Яньчин [ Яньчинский журнал китайских исследований ]. № 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Керн, Мартин (2010). «Ранняя китайская литература, начиная с Западной Хань». В Кан-и Сун Чанг ; Стивен Оуэн (ред.). Кембриджская история китайской литературы. Том 1: К 1375 году . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–115. дои : 10.1017/CHOL9780521855587.003 . ISBN 9781139095419 .
- ^ Нилан (1994) , с. 84.
- ^ Нилан (1994) , с. 83.
- ^ Диллон, Майкл (2013). «Лю Синь劉歆 (?46 г. до н.э. – 23 г. н.э.)» . Китай: Культурно-исторический словарь . Рутледж. п. 199. ИСБН 9781136791413 .
- ^ Эсс, Ханс Ван (1994). «Спор о старом тексте и новом тексте. Неужели 20-й век понял это неправильно?». Тунг Пао . 80 (1). Брилл: 146–170. дои : 10.1163/156853294X00098 . JSTOR 4528623 .
- ^ Нидхэм 1986 , Том 3, с. 99.
- ^ Чжоу Лянву (Zhao Liangwu) (1991). Сравнение истории китайской и западной математики [ Сравнительная история китайской и западной математики ] (на китайском языке). Тайваньская коммерческая типография. стр. 44–47. ISBN 9789570502688 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нидхэм 1986 , Том 3, с. 100.
- ^ Loewe (2016) , стр. 219, 222, 235.
- ^ Нидхэм 1986 , Том 3, стр. 100–101.
- ^ Книга Хана (111) , том. 99б .
- ^ Loewe (2016) , стр. 145–146.
- ^ Лю Синь. Льв Лижи [ Трактат о стандартах и календарях ]. в Книге Хань 111 , т. 21.
- ^ Лоу (2016) , с. 148.
- ^ Каллен (1996) , с. 31.
- ^ Сивин, Натан (2001). «Обзор: Космология и политическая культура в раннем Китае . Кембриджские исследования по китайской истории, литературе и институтам, том 20, Айхэ Ван». Китайское обозрение Интернэшнл . 8 (2): 566–572. JSTOR 23732097 .
- ^ Каллен (1996) , с. 32.
- ^ Каллен (1996) , стр. 32–33.
- ^ Саган, Карл (7 марта 1976 г.). «Нет планеты по имени Джордж» . Нью-Йорк Таймс . стр. СМ 10–11.
- ^ Биленштайн (1986) , стр. 247–248.
Источники [ править ]
- Бан Гу ; Бань Чжао ; Бань Бяо 1962) [111]. ( Ханьшу . Чжунхуа Шуцзюй.
- Биленштайн, Ганс (1986). «Ван Ман, восстановление династии Хань и последующий Хань». В Денисе Твитчетте ; Майкл Лоу (ред.). Кембриджская история Китая: Том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-24327-0 .
- Каллен, Кристофер (2007) [1996]. Астрономия и математика в Древнем Китае: Чжоу Би Суань Цзин . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 31–33. дои : 10.1017/CBO9780511563720.003 . ISBN 9780511563720 .
- Лоу, Майкл (2016). Проблемы ханьской администрации: родовые обряды, меры веса и средства протеста . Китайские исследования, Vol. 33. Брилл. дои : 10.1163/9789004314900 . ISBN 9789004314900 .
- Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае : Том 3, Математика и науки о небе и Земле . Тайбэй: Пещерные книги.
- Нилан, Майкл (1994). «Спор о Чин Вэнь/Ку Вэнь в Han Times». Тунг Пао . 80 (1). Брилл: 83–145. дои : 10.1163/156853294X00070 . JSTOR 4528622 .
- Традиция Цзо, Цзочжуань, 左傳: Комментарий к «Весенним и осенним летописям» . Перевод Стивена Дарранта; Вай-йи Ли; Дэвид Шаберг . Вашингтонский университет Press. 2016. ISBN 9780295806730 . OCLC 1012881322 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Цю Ханьшэн (邱漢生) (2000). «Лю Синь» . Энциклопедия Китая (на китайском языке) (изд. Философии). Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года.
Внешние ссылки [ править ]

- 23 смерти
- Китайские астрономы I века до н.э.
- Китайские историки I века до н.э.
- Конфуцианцы I века до н.э.
- Математики I века до нашей эры
- Китайские астрономы I века
- Китайские писатели I века.
- Китайские историки I века
- Математики I века
- Древние китайские математики
- Китайские конфуцианцы
- Китайские библиотекари
- Правительственные чиновники династии Хань
- Самоубийства в династии Хань