Чжан Хэн

Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Чжан Хэн
Чжан Хэн
Марка Чжан Хэна, выпущенная Почтой Китая в 1955 году.
Рожденный 78 год нашей эры
Наньян , Китай
Умер 139 г. н.э. (60–61 год)
Лоян , Китай
Известный Сейсмометр , с гидравлическим приводом армиллярная сфера , расчет числа Пи , поэзия , модель Вселенной , лунного и солнечного затмения теория
Научная карьера
Поля Астрономия , математика , сейсмология , гидротехника , география , этнография , машиностроение , календарная наука , метафизика , поэзия , литература
Чжан Хэн
Имя Чжана традиционными (вверху) и упрощенными (внизу) китайскими иероглифами.
Традиционный китайский Чжан Хэн
Упрощенный китайский Чжан Хэн

Чжан Хэн ( китайский : 張衡 ; 78–139 гг. н.э.), ранее латинизированный Чан Хэн , был китайским ученым -полиматиком и государственным деятелем, жившим во времена династии Хань . Получив образование в столицах Лоян и Чанъань , он добился успехов как астроном , математик , сейсмолог , инженер-гидротехник , изобретатель , географ , картограф , этнограф , художник , поэт , философ , политик и литературовед.

Чжан Хэн начал свою карьеру в качестве мелкого государственного служащего в Наньяне . В конце концов он стал главным астрономом, префектом Главных служб официальных перевозок, а затем дворцовым слугой при императорском дворе. Его бескомпромиссная позиция по историческим и календарным вопросам привела к тому, что он стал фигурой неоднозначной, не позволив ему подняться до статуса Великого историка. Его политическое соперничество с дворцовыми евнухами во время правления императора Шуня (годы правления 125–144) привело к его решению уйти из центрального двора, чтобы служить администратором королевства Хэцзянь в современном Хэбэе . Чжан ненадолго вернулся домой в Наньян, прежде чем его снова отозвали на службу в столицу в 138 году. Он умер там год спустя, в 139 году.

Чжан применил свои обширные знания в области механики и механизмов в нескольких своих изобретениях. Он изобрел первую в мире с водяным приводом армиллярную сферу для астрономических наблюдений; [1] улучшены часы притока воды за счет добавления еще одного резервуара; [2] и изобрел первый в мире сейсмоскоп , который определил кардинальное направление землетрясения на расстоянии 500 км (310 миль). [1] [3] [4] Он улучшил предыдущие китайские расчеты числа Пи . Помимо регистрации около 2500 звезд в своем обширном звездном каталоге , Чжан также выдвинул теории о Луне и ее отношении к Солнцу : в частности, он обсуждал сферичность Луны, ее освещение отраженным солнечным светом с одной стороны и скрытую природу другой. и природа солнечных и лунных затмений . Его поэзия фу (рапсодия) и ши были известны в свое время и изучались и анализировались более поздними китайскими писателями. Чжан получил множество посмертных наград за свою ученость и изобретательность; некоторые современные ученые сравнивают его работу по астрономии с работой греко-римского Птолемея (86–161 гг. н.э.).

Жизнь [ править ]

Ранняя жизнь [ править ]

Чжан Хэн родился в городе Сиэ в провинции Наньян (к северу от современного города Наньян в Хэнань провинции ). Он происходил из знатной, но небогатой семьи. [5] [6] [7] Его дед Чжан Кан ( 張堪 ) был губернатором командования и одним из лидеров, поддержавших восстановление Хань императором Гуанву ( годы правления 25–57) после смерти узурпатора Ван Мана из Синя (н.э.). 9–23). [5] [8] [9] [10] Когда ему было десять лет, отец Чжана умер, оставив его на попечение матери и бабушки. [9]

Опытный писатель в юности, Чжан покинул дом в 95 году, чтобы продолжить учебу столицах Чанъань в и Лоян . [5] Путешествуя в Лоян, Чжан проезжал мимо горячего источника возле горы Ли и посвятил фу . одно из своих первых стихотворений ему [11] В этом произведении, озаглавленном « Фу на горячих источниках» ( Wēnquán fù 溫泉賦), описываются толпы людей, посещавших горячие источники, которые позже стали известны как « Горячие источники Хуацин », любимое убежище императорской наложницы Ян Гуйфэй во время Династия Тан . [12] Проучившись несколько лет в Тайсюэ в Лояне , он хорошо разбирался в классике и дружил с несколькими известными людьми, в том числе с математиком и каллиграфом Цуй Юанем (78–143), официальным и философским комментатором Ма Жуном (79–166), и философ Ван Фу (78–163). [5] [7] Правительственные власти предложили Чжану назначения на несколько должностей, в том числе на должность одного из императорских секретарей , однако он действовал скромно и отказался. [5] [11]

В 23 года Чжан вернулся домой в звании «Почетный офицер Наньяна», исполняя обязанности мастера документов под управлением губернатора Бао Дэ (занимал должность со 103 по 111). [5] [7] [8] Поскольку ему поручили составлять надписи и панихиды для губернатора, он приобрел опыт написания официальных документов. [8] В качестве почетного офицера командования он также отвечал за назначения на местные должности и рекомендации столице кандидатов на более высокие должности. [13] Большую часть своего времени он провел, сочиняя рапсодии о столицах. Когда в 111 г. Бао Дэ был отозван в столицу на должность министра финансов, Чжан продолжил свою литературную деятельность дома, в Сиэ. [5] [8] [11] Чжан Хэн начал изучать астрономию в возрасте 30 лет и начал публиковать свои работы по астрономии и математике . [8]

Официальная карьера

В 112 г. Чжан был вызван ко двору императора Аня (годы правления 106–125), который слышал о его познаниях в математике. [8] Когда его назначили на службу в столицу, Чжана препроводили в карете — символе его официального статуса — в Лоян, где он стал придворным джентльменом, работающим в Императорском секретариате . [5] [8] Он был назначен главным астрономом при дворе, прослужив свой первый срок со 115 по 120 год при императоре Ане и второй срок при следующем императоре со 126 по 132 год. [8] Как главный астроном, Чжан был подчиненным министра церемоний, одного из девяти министров , стоящих чуть ниже трех превосходительства. [14] Помимо записи небесных наблюдений и знамений, подготовки календаря и сообщения о том, какие дни были благоприятными, а какие зловещими, Чжан также отвечал за углубленный тест на грамотность для всех кандидатов в Императорский Секретариат и Цензорат , оба из которых были членами должны были знать не менее 9000 символов и все основные стили письма. [14] [15] При императоре Ань Чжан также служил префектом Главного управления официальных перевозок при Министерстве гвардии, отвечая за получение памятников трону (официальные эссе о политике и управлении), а также кандидатов на официальные назначения. [16] [17]

Слева: керамические статуи , запряженных лошадьми, колесниц из гробницы жены Лю Сюй ( 劉胥 ), принца Ли Гуанлина ( 廣陵厲王 ), сына ханьского императора У , покончившего жизнь самоубийством в 53 г. до н.э.; справа: терракотовая Западной Хань фигурка кавалера в мантии и шляпе; В качестве главного астронома Чжан Хэн получал фиксированную зарплату и звание в размере 600 бушелей зерна (которые в основном заменялись платежами в монетах или рулонах шелка ), и поэтому он носил одежду определенного типа, ездил в одежде определенного типа. экипажа и имел уникальную эмблему, которая обозначала его статус в официальной иерархии. [18] [19]

Когда правительственный чиновник Дэн Сун предложил китайский календарь реформировать в 123 году, чтобы принять определенные апокрифические учения , Чжан выступил против этой идеи. Он считал учения сомнительными и полагал, что они могут внести ошибки. [5] Другие разделяли мнение Чжана, и календарь не был изменен, однако предложение Чжана о запрете апокрифических писаний было отклонено. [5] Чиновники Лю Чжэнь и Лю Таоту, члены комитета по составлению династической истории Дунгуань Ханьцзи ( 東觀漢記 ), запросили у суда разрешение проконсультироваться с Чжан Хэном. [5] Однако Чжану было запрещено помогать комитету из-за его противоречивых взглядов на апокрифы и его возражений против понижения роли императора Гэнши (годы правления 23–25) в восстановлении династии Хань как меньшей, чем роль императора Гуанву. [20] [21] Лю Чжэнь и Лю Таоту были единственными союзниками Чжана-историками при дворе, и после их смерти у Чжана не было дальнейших возможностей для продвижения на престижную должность придворного историка. [20]

Несмотря на эту неудачу в своей официальной карьере, Чжан был повторно назначен главным астрономом в 126 году после того, как на трон взошел император Шунь Хань (годы правления 125–144). [18] [22] Его интенсивная астрономическая работа была вознаграждена только званием и зарплатой в размере 600 бушелей, или ши , зерна (в основном замененного на наличные монеты или рулоны шелка ). [18] [23] Чтобы представить это число в контексте, в иерархии из двадцати официальных рангов самый низкооплачиваемый чиновник получал звание и зарплату в размере 100 бушелей, а самый высокооплачиваемый чиновник получал 10 000 бушелей во время Хань. [24] Ранг в 600 бушелей был самым низким званием, которое император мог напрямую назначить на должность в центральном правительстве; любое должностное лицо более низкого статуса находилось под контролем центральных или провинциальных чиновников высокого ранга. [25]

В 132 году Чжан представил суду сложный сейсмоскоп, который, как он утверждал, мог определить точное кардинальное направление далекого землетрясения . [26] Однажды его устройство показало, что на северо-западе произошло землетрясение. Поскольку в столице не ощущалось заметного потрясения, его политические враги на короткое время смогли насладиться провалом его замысла. [26] пока вскоре после этого не прибыл посланник и не сообщил, что землетрясение произошло примерно в 400–500 км (310 миль) к северо-западу от Лояна в провинции Ганьсу . [26] [27] [28] [29]

Керамическая миниатюра дворца, созданная во времена династии Хань; Будучи дворцовым слугой, Чжан Хэн имел личный доступ к императору Шуню и право сопровождать его.

Через год после того, как Чжан представил суду свой сейсмоскоп, чиновников и кандидатов попросили дать комментарии по поводу серии недавних землетрясений, которые можно было истолковать как знаки недовольства Небес. [18] Древние китайцы рассматривали стихийные бедствия как космологическое наказание за проступки, совершенные китайским правителем или его подчиненными на земле. Чжан В мемориале , обсуждая причины этих стихийных бедствий, он раскритиковал новую систему набора персонала Цзо Сюна, которая установила возраст подходящих кандидатов на титул « Сыновный и Неподкупный » - сорок лет. [18] Новая система также передала право оценивать кандидатов трем превосходительствам, а не генералам двора, которые по традиции курировали дела придворных джентльменов. [18] Хотя мемориал Чжана был отклонен, вскоре после этого его статус был значительно повышен до дворцового слуги, и эту должность он использовал, чтобы влиять на решения императора Шуня. [17] [18] На этой престижной новой должности Чжан получал зарплату в 2000 бушелей и имел право сопровождать императора. [30]

Будучи дворцовым служителем императора Шуня, Чжан Хэн пытался убедить его, что придворные евнухи представляют угрозу императорскому двору. Чжан указал на конкретные примеры прошлых придворных интриг с участием евнухов и убедил Шуня, что ему следует взять на себя большую власть и ограничить их влияние. [18] Евнухи попытались оклеветать Чжана, который ответил рапсодией под названием « Фу , размышляя над тайной», в которой выразил свое разочарование. [12] Рэйф де Креспиньи утверждает, что в рапсодии Чжана использовались образы, похожие на Цюй Юаня стихотворение (340–278 до н. э.) « Ли Сао », и основное внимание уделялось тому, должны ли хорошие люди бежать из испорченного мира или оставаться в нем добродетельными. [18] [31]

Кирпич-гробница Восточной Хань, изображающий двор дома богатой семьи. Чжан некоторое время провел на пенсии в своем доме в Сиэ провинции Наньян, прежде чем его отозвали обратно в столицу, где он умер в 139 году.

Литература и поэзия [ править ]

Восточно-ханьская глиняная фигурка Королевы -Матери Запада . Чжан фантазировал о ней в своей «Рапсодии о созерцании тайны» ( 思玄賦 ), однако удовольствия плоти и бессмертия , которые она могла предложить, не были достаточно соблазнительными, чтобы поколебать его сердце, которое было сосредоточено в другом месте. [32]

Работая в центральном суде, Чжан Хэн имел доступ к множеству письменных материалов, находящихся в архивах Восточного павильона. [33] Чжан прочитал многие великие исторические произведения своего времени и заявил, что обнаружил десять случаев, когда «Записи великого историка» Сыма Цяня (145–90 до н.э.) и «Книга Хань» Бань Гу (32–92 гг. н.э.) различались. из других древних текстов, которые были ему доступны. [5] [34] Его рассказ был сохранен и записан в тексте V века « Книги Поздней Хань» Фань Е (398–445). [34] Его рапсодии и другие литературные произведения демонстрировали глубокое знание классических текстов, китайской философии и истории . [5] Он также составил комментарий к Тайсюань ( 太玄 , «Великая тайна») даосского автора Ян Сюна (53 г. до н.э. – 18 г. н.э.). [7] [8] [18]

Сяо Тун (501–531), наследный принц ( династии Лян 502–557), увековечил несколько произведений Чжана в своей литературной антологии «Избранные произведения изысканной литературы» ( Вэнь сюань 文選 ). Чжана Среди фу- рапсодий - «Рапсодия западного мегаполиса» ( Xī jing fung ), «Рапсодия восточного мегаполиса» ( Dōng jing fung ) столицы» ( Nan dīng fung , «Рапсодия южной ) и «Рапсодия о созерцании. Моя история» ( Sī Xuan). Полная песня ) и « Рапсодия по возвращении в поля » ( Guī Tian Full Song ). [35] По словам Лю У-ци, последний сочетает даосские идеи с конфуцианством и был предшественником более поздней китайской метафизической поэзии о природе. [36] сборник из четырех коротких лирических стихотворений ( ши ) под названием «Лирические стихи о четырех скорбях» ( Sì chóu shī 四愁詩 К предисловию Чжана также прилагается ). Этот набор представляет собой одни из самых ранних написанных семисложных ши китайских стихов . [37] [38] Еще находясь в Лояне, Чжан вдохновился на написание своих «Рапсодии западного мегаполиса» и «Рапсодии восточного мегаполиса», основанных на «Рапсодии о двух столицах» историка Бан Гу. [5] Работа Чжана была похожа на работу Пана, хотя последний полностью восхвалял современный режим Восточной Хань, в то время как Чжан предупреждал, что его может постичь та же участь, что и Западную Хань, если он тоже придет в состояние упадка и морального разложения. [5] Эти две работы высмеивали и критиковали то, что он считал чрезмерной роскошью высших классов. [11] «Рапсодия Южной столицы» Чжана посвящена его родному городу Наньян, дому реставратора династии Хань Гуанву. [5]

В стихотворении Чжан Хэна «Четыре печали» он сетует, что не может добиться расположения красивой женщины из-за препятствий гор, снегов и рек. [8] [18] Ученые Рэйф де Креспиньи и Дэвид Р. Кнехтгес утверждают, что Чжан написал это как намек, намекающий на его неспособность поддерживать контакт с императором, которому мешают недостойные соперники и мелкие люди. [8] [18] Это стихотворение — одно из первых в Китае, в строке которого содержится семь слов. [37] Его «Четыре печали» гласят:

Западноханьская терракотовая фигурка служанки и ханьские керамические фигурки женщин. В своих стихах Чжан Хэн выразил свою привязанность к добрым и достойным похвалы женщинам. Помимо того, что Чжан был художником, он также создавал фигурки-скульптуры, подобные этой. [17]

В другом его стихотворении под названием «Стабилизация страстей» ( Dìng qíng fù 定情賦), сохранившемся в энциклопедии династии Тан (618–907), но на которое ранее ссылался Тао Цянь (365–427) в похвалу лирическому минимализму Чжана. — Чжан демонстрирует свое восхищение привлекательной и образцовой женщиной. [39] Этот более простой тип стихотворения фу повлиял на более поздние произведения видного чиновника и ученого Цай Юна (132–192). [37] Чжан написал:

Модели сторожевых башен гробниц Восточной Хань; у того, что слева, на верхнем балконе есть арбалетчики. Чжан писал, что императоры Западной Хань развлекались стрельбой из лука с балконов башен вдоль озера Куньмин в Чанъане.

Длинные лирические стихи Чжана также раскрывают большой объем информации о планировке города и основах географии. Его рапсодия «Сэр, основанный ни на чем» подробно описывает местность, дворцы, охотничьи парки, рынки и выдающиеся здания Чанъаня , столицы Западной Хань. [11] [35] Подтверждая его внимание к деталям, его рапсодия о Наньяне описывает сады, наполненные весенним чесноком, летними побегами бамбука , осенним луком-пореем, зимней рапсовой репой, периллой , эводией и пурпурным имбирем. [40] Вместе с Сыма Сянжу (179–117 до н. э.) Чжан перечислил множество животных и охотничьих животных, населяющих парк, которые были разделены на северную и южную части парка в зависимости от того, откуда животные первоначально прибыли: северный или южный Китай. . [41] Несколько похоже на описание Сыма Сянжу, Чжан описал императоров Западной Хань и их окружение, наслаждающихся прогулками на лодках, водными играми, рыбалкой и демонстрацией стрельбы из лука по птицам и другим животным с помощью натянутых стрел с вершин высоких башен вдоль Куньмина в Чанъане. Озеро. [42] Сосредоточение работ Чжана на конкретных местах и ​​их местности, обществе, людях и их обычаях также можно рассматривать как ранние попытки этнографической категоризации. [43] В своем стихотворении «Сицзин фу» Чжан показывает, что он знал о новой иностранной религии буддизме , принесенной через Шелковый путь , а также о легенде о рождении Будды с видением белого слона, вызывающего зачатие. [44] В своей «Рапсодии западного мегаполиса» ( 西京賦 ) Чжан описал придворные развлечения, такие как дзюэди ( 角抵 ), форма театральной борьбы, сопровождаемая музыкой, в которой участники бодались головами с масками из бычьего рога. [45]

Роспись гробницы Восточной Хань, изображающая двух мужчин, поглощенных разговором; , или гипотетический дискурс Чжана Шелунь , включал письменный диалог между воображаемыми или реальными людьми, чтобы продемонстрировать, как можно вести образцовую жизнь.

Его «Ответ на критику» ( Ин Цзянь 應間 ), произведение, созданное по образцу Ян Сюна , «Оправдания против насмешек» [46] Чжан был одним из первых писателей и сторонником китайского литературного жанра шелунь , или гипотетического дискурса. Авторы этого жанра создавали письменный диалог между собой и воображаемым человеком (или реальным человеком из их окружения или объединения); последний ставит перед автором вопросы о том, как вести успешную жизнь. [47] Он также использовал это как средство критиковать себя за то, что ему не удалось получить высокий пост, но пришел к выводу, что настоящий джентльмен проявляет добродетель, а не жажду власти. [18] В этой работе Доминик Деклерк утверждает, что человек, убеждавший Чжана продвигаться по карьерной лестнице во времена правительственной коррупции, скорее всего, представлял евнухов или влиятельных родственников императрицы Лян (116–150) в клане Лян . [22] Деклерк утверждает, что эти две группы «стремились бы узнать, можно ли переманить этого знаменитого ученого на свою сторону», но Чжан категорически отверг такое совпадение, заявив в этом политически заряженном произведении литературы, что его джентльменское стремление к добродетели превосходит любые его стремление к власти. [48]

Чжан писал о различных любовных похождениях императоров, недовольных императорским гаремом, выходивших в город инкогнито в поисках проституток и певчих девушек. Это было воспринято как общая критика императоров Восточной Хань и их имперских фаворитов, замаскированная под критику более ранних императоров Западной Хань. [49] Помимо критики императоров Западной Хань за расточительность, Чжан также отметил, что их поведение и церемонии не соответствовали должным образом китайским циклическим верованиям в инь и ян . [50] В стихотворении, критикующем предыдущую династию Западная Хань, Чжан писал:

поздней Восточной Хань (25–220 гг. н. э.), Фреска китайской гробницы изображающая оживленные сцены банкета ( yànyِn 宴飲 ), танца и музыки ( wǔyuè 舞樂 ), акробатики ( bǎixì 百戲 ) и борьбы ( xiāngbū 相扑 ) из Гробница Дахутин , на южном берегу реки Суйхэ в Чжэнчжоу , провинция Хэнань , Китай (к западу от уезда Си )

Достижения в области науки и техники [ править ]

Математика [ править ]

На протяжении веков китайцы приближали число Пи к 3; Лю Синь (ум. 23 г. н.э.) предпринял первую известную китайскую попытку более точного расчета 3,154, но нет никаких записей, подробно описывающих метод, который он использовал для получения этой цифры. [51] [52] В своей работе около 130, [53] Чжан Хэн сравнил небесный круг с диаметром Земли, определив первый как 736, а второй как 232, таким образом вычислив число Пи как 3,1724. [54] Во времена Чжана отношение площади квадрата к площади вписанного в него круга составляло 4:3, а объем куба и объем вписанной сферы также должны были равняться 4. 2 :3 2 . [54] В формуле, где D — диаметр, а V — объем, D 3 :В = 16:9 или В= Д 3 ; Чжан понял, что значение диаметра в этой формуле было неточным, отметив несоответствие как значение, принятое для соотношения. [52] [54] Затем Чжан попытался исправить это, внеся в формулу дополнительную поправку. Д 3 , следовательно, V= Д 3 + Д 3 = Д 3 . [54] При соотношении объема куба к вписанной сфере 8:5 подразумеваемое отношение площади квадрата к кругу составляет √ 8 :√ 5 . [54] [55] По этой формуле Чжан вычислил число Пи как квадратный корень из 10 (или примерно 3,162). [17] [18] [54] [55] [56] В III веке Лю Хуэй сделал расчет более точным с помощью своего π-алгоритма , что позволило ему получить значение 3,14159. [57] Позже Цзу Чунчжи (429–500) аппроксимировал число Пи как или 3,141592, наиболее точный расчет числа Пи, которого смогли достичь древние китайцы. [58]

Астрономия [ править ]

Печатная карта звездного неба Су Сун (1020–1101 гг.) с изображением южной полярной проекции.
Китайское шелковое знамя династии Западная Хань из гробницы II века до нашей эры в Мавандуе ; на этом погребальном баннере изображена серебристая Луна в левом верхнем углу и Солнце в правом верхнем углу, оба с их космологическими изображениями жабы и ворона соответственно.

В своей публикации 120 г. н.э. под названием « Духовная конституция Вселенной» (靈憲, Лин Сянь , букв. «Возвышенная модель»), [18] [59] Чжан Хэн предположил, что Вселенная подобна яйцу, «круглому, как арбалетная пуля», со звездами на скорлупе и Землей в центре желтка. [4] [60] Эта теория Вселенной соответствует геоцентрической модели , а не гелиоцентрической модели . Хотя китайские астрономы времен Воюющих царств (403–221 гг. до н. э.) Ши Шен и Гань Дэ составили первый в Китае звездный каталог в IV веке до н. э., Чжан, тем не менее, каталогизировал 2500 звезд, которые он отнес к категории «ярко сияющих» (китайцы оценили всего их будет 14 000), и он узнал 124 созвездия. [18] [60] Для сравнения, в этом звездном каталоге представлено гораздо больше звезд, чем 850, задокументированные греческим астрономом Гиппархом ( ок. 190–120 ) до н.э. в его каталоге, и больше, чем Птолемей (83–161 гг. Н.э.), который каталогизировал более 1000. [61] Чжан поддерживал теорию «излучающего влияния» для объяснения солнечных и лунных затмений, теорию, против которой выступал Ван Чун (27–97 гг. Н.э.). [62] В «Лин Сянь» Чжан писал:

Солнце подобно огню, луна подобна воде, огонь представляет собой внешний свет, а вода содержит пейзаж. Поэтому лунный свет рождается там, где светит солнце, а лунный свет рождается там, где солнце затенено. Когда светит солнце, свет полон, но когда светит солнце, свет истощается.
Солнце подобно огню, а Луна подобна воде. Огонь излучает свет, а вода отражает его. Таким образом, яркость Луны возникает из-за сияния Солнца, а тьма Луны происходит из-за того, что (свет) Солнца заслоняется. Сторона, обращенная к Солнцу, полностью освещена, а сторона, обращенная к Солнцу, темна.

Звезды сияют, и вода превращается в свет. Когда солнце находится в конфликте, свет часто не совпадает и затеняется землей. Это называется тьма. Когда звезды потускнеют, когда пройдет луна, произойдет затмение.
Планеты (как и Луна) имеют природу воды и отражают свет. Свет, исходящий от Солнца, не всегда достигает Луны из-за препятствия самой Земли — это называется « ансу », лунное затмение. Когда (подобный эффект) происходит с планетой (мы называем ее) затмением; когда Луна проходит поперек (путь Солнца), происходит солнечное затмение.

- Чжан Хэн (120 г. н.э.), Возвышенная модель ( Джозеф Нидхэм , пер.) [63]

Чжан Хэн также рассматривал эти астрономические явления со сверхъестественной точки зрения. Признаки комет, затмений и движений небесных светил могли быть истолкованы им как небесные ориентиры в том, как вести государственные дела. [18] Современные писатели писали также о затмениях и сферичности небесных тел. и Теоретик музыки математик Цзин Фан (78–37 до н.э.) писал о сферической форме Солнца и Луны, обсуждая затмения:

Луна и планеты — это Инь; у них есть форма, но нет света. Это они получают только тогда, когда их освещает Солнце. Бывшие мастера считали Солнце круглым, как арбалетная пуля, и считали, что Луна имеет природу зеркала. Некоторые из них тоже признали Луну шаром. Те части Луны, которые освещает Солнце, выглядят яркими, те части, которые оно не освещает, остаются темными. [64]

Теория, выдвинутая Чжаном и Цзином, была поддержана более поздними учёными досовременной эпохи, такими как Шэнь Го (1031–1095), которые расширили рассуждения о том, почему Солнце и Луна имели сферическую форму. [65] Теория небесной сферы , окружающей плоскую квадратную Землю, позже подверглась критике со стороны династии Цзинь учёного-чиновника Юй Си (эт. 307–345). Он предположил, что Земля может быть круглой, как небо. Теория сферической Земли была полностью принята математиком Ли Е (1192–1279), но не общепринятой китайской наукой до европейского влияния в 17 веке. [66]

Дополнительный бак клепсидры притока для

Картины династии Хань на плитке ; осознавая время, китайцы верили в духов-хранителей , разделяющих день и ночь, таких как эти два стража, представляющие здесь период с 23:00 до 1:00 (слева) и с 5:00 до 7:00 (справа).

оттока Клепсидра была устройством для измерения времени, которое использовалось в Китае еще во времена династии Шан (ок. 1600–1050 до н. э.) и, конечно же, при династии Чжоу (1122–256 до н. э.). [67] Приточная клепсидра со стержнем-индикатором на поплавке была известна в Китае с начала правления династии Хань в 202 г. до н.э. и пришла на смену отливному типу. [67] Китайцы -ханьцы отметили проблему с падением напора в резервуаре, что замедляло отсчет времени устройства по мере наполнения приточного сосуда. [67] Чжан Хэн был первым, кто решил эту проблему, указанную в его трудах из 117, добавив дополнительный компенсационный резервуар между резервуаром и приточным резервуаром. [2] [18] Чжан также установил на вершине приточной клепсидры две статуэтки китайского бессмертного и небесного стража, двое из которых левой рукой направляли индикаторный стержень, а правой указывали на градации. [68] Джозеф Нидхэм утверждает, что, возможно, это был предок всех часовых домкратов, которые позже будут отбивать часы, обнаруженные в механических часах к 8 веку, но он отмечает, что эти фигурки на самом деле не двигались, как фигурки часовых домкратов, и не отбивали часы. [68] К более поздним клепсидрам было добавлено множество дополнительных компенсационных резервуаров в традициях Чжан Хэна. В 610 году инженеры династии Суй (581–618) Гэн Сюнь и Ювэнь Кай создали безменные весы с неравными плечами , способные производить сезонную регулировку напора компенсационного резервуара, чтобы он мог контролировать скорость потока воды на разной длине. дня и ночи в течение года. [69] Чжан упомянул «шею нефритового дракона», что в более поздние времена означало сифон. [70] О поплавках и стержнях-индикаторах приточной клепсидры он писал следующее:

Используйте медь в качестве сосуда, сложите их друг на друга, наполните чистой водой, сделайте отверстия на дне и с помощью нефритового дракона выплюните воду в два горшка. Справа — ночь, слева — день.
Бронзовые сосуды изготавливаются и ставятся друг над другом на разных уровнях; они наполнены чистой водой. Внизу каждого имеется небольшое отверстие в форме «шеи нефритового дракона». Капающая вода (сверху) поступает в два приточных приемника (поочередно), левый – на ночь, правый – на день.

На крышке изображены литые золотые и бронзовые бессмертные, помещенные в левый горшок, и ученики Сюй, помещенные в правый горшок; Все они держат стрелы в левой руке и вырезают их правыми пальцами, чтобы определить время суток от утра до ночи.
На крышках каждого (приточного приемника) имеются небольшие литые статуэтки из позолоченной бронзы; левый (ночной) — бессмертный, правый (дневной) — полицейский. Эти фигуры левыми руками управляют стержнем-индикатором (букв. стрелка), а правыми указывают на нем деления, указывая таким образом время. [70]

Армиллярная сфера с водяным приводом [ править ]

Оригинальная схема Су Суна (1020–1101 гг.) башни с часами , на которой изображена армиллярная сфера , приводимая в движение водяным колесом , спусковой механизм и цепной привод.

Чжан Хэн – первый человек, который, как известно, применил гидравлическую движущую силу (то есть, используя водяное колесо и клепсидру ) для вращения армиллярной сферы , астрономического инструмента, представляющего небесную сферу . [71] [72] [73] Греческий астроном Эратосфен (276–194 до н.э.) изобрел первую армиллярную сферу в 255 году до нашей эры. Китайская армиллярная сфера была полностью развита к 52 г. до н.э., когда астроном Гэн Шоучан (耿壽昌) добавил постоянно фиксированное экваториальное кольцо . [74] В 84 году нашей эры астрономы Фу Ань и Цзя Куй добавили кольцо эклиптики, и, наконец, Чжан Хэн добавил кольца горизонта и меридиана . [18] [74] Это изобретение описано и приписано Чжану в цитатах Сюй Чена и Ли Шаня со ссылкой на его книгу Лу Шуй Чуан Хун Тхиен И Чие («Аппарат для вращения армиллярной сферы, созданный Клепсидрой Уотер»). Вероятно, это была не настоящая книга Чжана, а глава из его «Хун I» или «Хун И Тху Чу» , написанная в 117 году нашей эры. [75] Его армилляр с водяным приводом повлиял на дизайн более поздних китайских водяных часов и привел к открытию спускового механизма к 8 веку. [76] Историк Джозеф Нидэм (1900–1995) утверждает:

Какие факторы привели к появлению первых часов со спусковым механизмом в Китае? Главной традицией, ведущей к И Сину (725 г. н. э.), была, конечно, последовательность «предварительных часов», начавшаяся с Чжан Хэна около 125 г. Были даны основания полагать, что они применяли силу к медленному вращательному движению вычислительных армиллярных сфер. и небесные глобусы с помощью водяного колеса с использованием капельницы клепсидры, которая периодически воздействовала силой выступа на зубья колеса на валу полярной оси. Чжан Хэн, в свою очередь, составил это устройство, объединив армиллярные кольца своих предшественников в экваториальную армиллярную сферу и соединив ее с принципами водяных мельниц и гидравлических молотков, которые получили столь широкое распространение в китайской культуре в предшествующие годы. век. [76]

Чжан не стал инициатором китайской традиции гидротехники , которая зародилась во времена середины династии Чжоу (ок. 6 века до н. э.), благодаря работе таких инженеров, как Суньшу Ао и Симэнь Бао . [77] Современник Чжана, Ду Ши (ум. в 38 г. н. э.), был первым, кто применил движущую силу водяных колес для приведения в действие сильфонов доменной печи для производства чугуна и вагранки для производства чугуна . [78] [79] Чжан предоставил ценное описание своей армиллярной сферы с водным приводом в трактате 125, заявив:

Экваториальное кольцо огибает брюшко армиллярной сферы на расстоянии 91 и 5/19 градусов от полюса. Окружность эклиптики также огибает дно инструмента под углом 24 (градуса) к экватору. Таким образом, во время летнего солнцестояния эклиптика находится на расстоянии 67 (градусов) и на долю от полюса, а во время зимнего солнцестояния - на расстоянии 115 (градусов) и на долю от полюса. Следовательно (точки), где пересекаются эклиптика и экватор, должны давать северные полярные расстояния весеннего и осеннего равноденствия. Но сейчас (зафиксировано, что) весеннее равноденствие находится на расстоянии 90 и 1/4 (градуса) от полюса, а осеннее равноденствие - на расстоянии 92 и 1/4 (градуса). Первая цифра принята только потому, что она согласуется с (результатами, полученными с помощью) метода измерения солнечных теней в период солнцестояния, воплощенным в календаре Ся (династии). [80]

Армиллярная сфера Чжан Хэна с водяным приводом оказала глубокое влияние на китайскую астрономию и машиностроение последующих поколений. Его модель и сложное использование механизмов сильно повлияли на водяные инструменты более поздних астрономов, таких как И Син (683–727), Чжан Сысунь (10 век), Су Сун (1020–1101), Го Шоуцзин (1231–1231–1231 ). 1316) и многие другие. Армиллярные сферы с водным приводом в традиции Чжан Хэна использовались в эпохи Троецарствия ( 220–280) и династии Цзинь (266–420) , однако их конструкция временно вышла из употребления между 317 и 418 годами из-за нашествиям северных кочевников -хунну . [81] Старые инструменты Чжан Хэна были обнаружены в 418 году, когда император У Лю Сун (годы правления 420–422) захватил древнюю столицу Чанъань. Хотя градуированные знаки и изображения звезд, Луны, Солнца и планет все еще сохранились, они были сильно изношены временем и ржавчиной. [81] В 436 году император приказал Цянь Луочжи, секретарю Бюро астрономии и календаря, воссоздать устройство Чжана, что ему удалось сделать успешно. [81] Небесный глобус Цяня с водяным приводом все еще использовался во времена династии Лян (502–557), а в последующих династиях были разработаны последующие модели армиллярных сфер с водяным приводом. [81]

Сейсмоскоп Чжана [ править ]

Точная копия сейсмоскопа Чжан Хэна, Houfeng Didong yi , выставленная в Космическом и научном центре Шабо в Окленде, Калифорния.

С древнейших времен китайцев беспокоила разрушительная сила землетрясений. » Сыма Цяня за 91 г. до н. э. было записано, В «Записках великого историка что в 780 г. до н. э. землетрясение было достаточно сильным, чтобы изменить течение трех рек. [82] В то время еще не было известно, что землетрясения вызываются смещением тектонических плит в земной коре; вместо этого люди древней династии Чжоу объясняли их нарушениями космических инь и ян , а также недовольством небес действиями, совершенными (или игнорированием недовольства простых людей) нынешней правящей династией. [82] Эти теории в конечном итоге были заимствованы из древнего текста Ицзин ( Книги Перемен) в ее пятьдесят первой гексаграмме. [83] Существовали и другие ранние теории о землетрясениях, разработанные, например, древними греками . Анаксагор (ок. 500–428 до н. э.) считал, что они вызваны избытком воды у поверхностной коры земной коры, прорывающейся в земные впадины; Демокрит (ок. 460–370 до н. э.) считал, что их причиной стало насыщение Земли водой; Анаксимен (ок. 585–ок. 525 до н. э.) полагал, что они возникли в результате падения массивных кусков Земли в пещеристые впадины в результате высыхания; и Аристотель (384–322 до н.э.) полагал, что они вызваны нестабильностью пара ( пневмы ), вызванной высыханием влажной Земли солнечными лучами. [83]

Во времена династии Хань многие ученые ученые, в том числе Чжан Хэн, верили в « оракулов ветров». [84] Эти оккультные оракулы наблюдали за направлением, силой и временем ветров, чтобы размышлять о функционировании космоса и предсказывать события на Земле. [85] Эти идеи повлияли на взгляды Чжан Хэна на причины землетрясений.

В 132 году Чжан Хэн представил ханьскому двору то, что многие историки считают его самым впечатляющим изобретением, — первый сейсмоскоп. Сейсмоскоп записывает движения сотрясений Земли, но, в отличие от сейсмометра, он не сохраняет временную запись этих движений. [86] Его назвали «флюгером землетрясения» ( hòufēng dìdòngyí климатологический ветер и сейсмометр ), [87] и он смог примерно определить направление (из восьми направлений), откуда произошло землетрясение. [18] [72] Согласно «Книге Поздней Хань» (составленной Фань Е в V веке), его бронзовое устройство в форме урны с качающимся маятником внутри могло определять направление землетрясения на расстоянии сотен миль/километров. [88] [89] Это было важно для правительства Хань в отправке быстрой помощи и помощи в регионы, опустошенные этим типом стихийного бедствия. [3] [90] [91] В «Книге Поздней Хань» записано, что однажды устройство Чжана сработало, хотя ни один наблюдатель не почувствовал никаких сейсмических возмущений; несколько дней спустя с запада прибыл гонец и сообщил, что в Лунси (современная провинция Ганьсу ) произошло землетрясение, в том же направлении, которое указывало устройство Чжана, и таким образом суд был вынужден признать эффективность устройства. [92]

Чтобы указать направление далекого землетрясения, устройство Чжана сбросило бронзовый шар с одного из восьми трубчатых выступов в форме головы дракона; мяч упал в пасть соответствующего металлического объекта в форме жабы, каждый из которых представлял направление, подобное точкам на розе компаса . [93] Его устройство имело восемь подвижных рычагов (по всем восьми направлениям), соединенных с кривошипами, имеющими на периферии фиксирующие механизмы. [94] При срабатывании кривошип и прямоугольный рычаг поднимали голову дракона и освобождали шар, который поддерживался нижней челюстью головы дракона. [94] Его устройство также включало в себя вертикальный штифт, проходящий через прорезь в кривошипе, ловильное устройство, ось на выступе, ремень, подвешивающий маятник, крепление для ремня и горизонтальную штангу, поддерживающую маятник. [94] Ван Чжэндуо (王振鐸) утверждал, что технология эпохи Восточной Хань была достаточно сложной, чтобы создать такое устройство, о чем свидетельствуют современные рычаги и рукоятки, используемые в других устройствах, таких как спусковые крючки для арбалетов. [95]

Японский сейсмолог Акицунэ Имамура , реконструировавший сейсмоскоп Чжан Хэна в 1939 году во время работы в Токийском университете.

Позднее китайцы последующих периодов смогли заново изобрести сейсмоскоп Чжана. Среди них были математик и геодезист VI века Синду Фан из династии Северная Ци (550–577) и астроном и математик Линь Сяогун из династии Суй (581–618). [96] Как и Чжан, Синьду Фан и Линь Сяогун получили императорское покровительство за свои заслуги в изготовлении устройств для двора. [97] Ко времени правления династии Юань (1271–1368 гг.) было признано, что все ранее изготовленные приборы сохранились, за исключением сейсмоскопа. [98] Об этом говорил ученый Чжоу Ми около 1290 года, который заметил, что книг Синду Фана и Линь Сяогуна с подробным описанием их сейсмологических устройств больше не найти. [98] Хорвиц, Крейтнер и Нидхэм предполагают, что сейсмографы эпохи династии Тан (618–907) попали в современную Японию ; По словам Нидхэма, «были описаны инструменты явно традиционного типа, в которых маятник несет штифты, выступающие во многих направлениях и способные пробить окружающий бумажный цилиндр». [99]

Хун-сен Ян утверждает, что современные копии устройства Чжана не смогли достичь уровня точности и чувствительности, описанного в китайских исторических записях. [100] Ван Чжэндуо представил две разные модели сейсмоскопа, основанные на древних описаниях устройства Чжана. [101] В его реконструкции 1936 года центральная стойка ( ду чжу ) устройства представляла собой подвешенный маятник, действующий как датчик движения, тогда как центральная стойка его второй модели 1963 года представляла собой перевернутый маятник . [101] По словам Нидэма, во время работы в Сейсмологической обсерватории Токийского университета в 1939 году Акицунэ Имамура и Хагивара провели реконструкцию устройства Чжана. [95] [102] Хотя Джон Милн и Ван Чжэндуо вначале утверждали, что «центральная опора» Чжана представляла собой подвешенный маятник, Имамура был первым, кто предложил перевернутую модель. [103] Он утверждал, что поперечный удар сделал бы механизм иммобилизации Ванга неэффективным, поскольку он не предотвратил бы дальнейшее движение, которое могло бы выбить другие шары из их положения. [95] 13 июня 2005 года современные китайские сейсмологи заявили, что им удалось успешно создать копию инструмента. [104]

Энтони Дж. Барбьери-Лоу, профессор ранней истории Китая в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре , называет Чжан Хэна одним из нескольких высокопоставленных чиновников Восточной Хань, которые занимались ремеслами, традиционно предназначенными для ремесленников ( гун 工). , например, машиностроение. [105] Барбьери-Лоу предполагает, что Чжан лишь спроектировал свой сейсмоскоп, но на самом деле не создал устройство сам. Он утверждает, что, скорее всего, это была работа ремесленников по заказу Чжана. [106] Он пишет: "Чжан Хэн был чиновником умеренно высокого ранга, и его нельзя было увидеть потеющим в литейных цехах вместе с ремесленниками -гунами и государственными рабами. Скорее всего, он работал совместно с профессиональными литейщиками и формовщиками в императорских мастерских". [106]

Картография [ править ]

Ранняя западно-ханьская шелковая карта (202 г. до н. э. – 9 г. н. э.) , найденная в гробнице 3 Мавандуя , изображающая королевство Чанша и королевство Наньюэ на юге Китая (примечание: южное направление ориентировано вверху, север внизу).

( и чиновник династий Вэй 220–265) и Цзинь (266–420) Картограф и чиновник Пэй Сю (224–271) был первым в Китае, кто полностью описал геометрическую сетку для карт, которые позволяли проводить точные измерения с использованием градуированной шкалы . а также топографическая высота . [107] [108] Однако картографирование в Китае существовало, по крайней мере, с IV века до нашей эры: карты государства Цинь были найдены в Ганьсу в 1986 году. [109] Точная точность извилистых рек и знание масштабированных расстояний были известны со времен династий Цинь и Хань соответственно, о чем свидетельствуют их существующие карты, в то время как использование прямоугольной сетки было известно в Китае также со времен Хань. [110] [111] Историк Говард Нельсон утверждает, что, хотя отчеты о картографической работе Чжан Хэна несколько расплывчаты и отрывочны, существует множество письменных свидетельств того, что Пей Сю использовал ссылку на прямоугольную сетку на картах Чжан Хэна. [112] Раф де Креспиньи утверждает, что именно Чжан ввел систему прямоугольных сеток в китайской картографии. [18] Нидэм отмечает, что название его книги «Календарь летающих птиц» , возможно, было ошибкой и что правильнее было бы назвать книгу « Карта с высоты птичьего полета» . [113] Историк Флориан К. Рейтер отмечает, что повествование Чжана «Гуитянь фу» содержит фразу об аплодисментах картам и документам Конфуция династии Чжоу, что, по мнению Рейтера, ставит карты ( ту ) на один уровень важности с документами ( шу ) . [114] Документально подтверждено, что карта физической географии была впервые представлена ​​Чжан Хэном в 116 году нашей эры и называлась Ти Син Ту . [115]

указывающая на Одометр и колесница , юг

Чжан Хэну часто приписывают изобретение первого одометра . [17] [60] достижение также приписывают Архимеду (ок. 287–212 до н.э.) и Герону Александрийскому (10–70 гг. н. э.). Подобные устройства использовались в Римской и Хань-Китайской империях примерно в тот же период. К III веку китайцы назвали это устройство цзили гучэ ( 記里鼓車 , « ли -записывающая барабанная каретка» (современное измерение ли = 500 м/1640 футов). [116]

Тележка с одометром из каменной гробницы династии Восточная Хань, ок. 125

Древние китайские тексты описывают функции механической каретки; после прохождения одного ли деревянная фигура с механическим приводом ударяла в барабан, а после прохождения десяти ли другая деревянная фигура ударяла своей механической рукой в ​​гонг или колокол. [116] Однако есть основания полагать, что изобретение одометра было постепенным процессом в Китае при династии Хань, в центре которого находились «хуан мэнь» — придворные люди (т. е. евнухи, дворцовые чиновники, служители и фамильяры, актеры, акробаты и т. д.). который следовал за музыкальной процессией царской «колесницы-барабана». [117] Есть предположение, что где-то в I веке до нашей эры удары в барабаны и гонги приводились в движение механически за счет вращения опорных катков. [117] На самом деле это мог быть проект Луося Хун (ок. 110 г. до н.э.), однако по крайней мере к 125 г. механическая каретка одометра была уже известна, поскольку она была изображена на фреске гробницы Сяо Тан Шань. [117]

Колесница , указывающая на юг, была еще одним механическим устройством, приписываемым Чжан Хэну. [17] Это было немагнитное компасное транспортное средство в форме двухколесной колесницы. Дифференциальные передачи , приводимые в движение колесами колесницы, позволяли деревянной статуэтке (в форме китайского государственного министра) постоянно указывать на юг, отсюда и ее название. В «Сун Шу» (ок. 500 г. н.э.) записано, что Чжан Хэн заново изобрел ее на основе модели, использовавшейся в эпоху династии Чжоу, но насильственный крах династии Хань, к сожалению, не позволил ее сохранить. Независимо от того, изобрел ее Чжан Хэн или нет, Ма Цзюню (200–265) удалось создать колесницу в следующем столетии. [118]

Наследие [ править ]

Наука и технологии [ править ]

Флорентийская Птолемея мраморная резьба, изображающая ( 86–161 гг.), Создавшего теорию Земли, центрированной вселенной, которую ученые Цзинь Гуантао, Фань Хунъе и Лю Цинфэн сравнивают с теорией Чжан Хэна, опубликованной в 125 г. [119]

Механические изобретения Чжан Хэна повлияли на более поздних китайских изобретателей, таких как И Син, Чжан Сысунь, Су Сун и Го Шоуцзин. Су Сун прямо назвал армиллярную сферу Чжана с водяным приводом источником вдохновения для его башни с часами 11-го века . [120] Космическая модель девяти точек Неба, соответствующих девяти областям Земли, задуманная в работе учёного-чиновника Чэнь Хунмоу (1696–1771), следовала традиции книги Чжана « Духовное строение Вселенной» . [121] Сейсмолог Джон Милн, который создал современный сейсмограф в 1876 году вместе с Томасом Греем и Джеймсом А. Юингом в Имперском инженерном колледже в Токио , прокомментировал в 1886 году вклад Чжан Хэна в сейсмологию . [122] [123] Историк Джозеф Нидхэм подчеркнул свой вклад в досовременные китайские технологии, заявив, что Чжан даже в свое время был известен тем, что мог «заставить три колеса вращаться, как если бы они были одним». [124] Многие ученые описывали Чжана как эрудита . [7] [29] [38] [91] Однако некоторые ученые также отмечают, что в трудах Чжана отсутствуют конкретные научные теории. [119] Сравнивая Чжана с его современником Птолемеем (83–161) из Римского Египта , Цзинь Гуаньтао, Фань Хунъе и Лю Цинфэн утверждают:

Основываясь на теориях своих предшественников, Чжан Хэн систематически разработал теорию небесной сферы. Армиллярий, построенный на основе его гипотез, имеет удивительное сходство с землецентрической теорией Птолемея. Однако Чжан Хэн определенно не предлагал теоретическую модель, подобную землецентрической модели Птолемея. Удивительно, что небесная модель, построенная Чжан Хэном, была почти физической моделью землецентрической теории Птолемея. Лишь один шаг отделяет небесный шар от теории Земли, но китайские астрономы никогда не делали этого шага.
Здесь мы видим, насколько важна образцовая функция примитивной научной структуры. Чтобы использовать евклидову систему геометрии в качестве модели для развития астрономической теории, Птолемею сначала пришлось выбрать гипотезы, которые могли бы служить аксиомами. Он, естественно, считал круговое движение фундаментальным, а затем использовал круговое движение деферентов и эпициклов в своей землецентрической теории. Хотя Чжан Хэн понимал, что Солнце, Луна и планеты движутся по кругу, у него не было модели для логически структурированной теории, и поэтому он не мог создать соответствующую астрономическую теорию. Китайская астрономия была больше всего заинтересована в извлечении алгебраических особенностей движения планет (то есть продолжительности циклических периодов) для создания астрономических теорий. Таким образом, астрономия свелась к арифметическим операциям, извлекающим общие кратные и делители из наблюдаемых циклических движений небесных тел. [119]

Поэтическая литература [ править ]

Поэзия Чжана широко читалась при его жизни и после его смерти. Помимо упомянутого выше сборника Сяо Дуна, Восточного У чиновник Сюэ Цзун (ум. 237) написал комментарии к стихотворениям Чжана «Дунцзин фу» и «Сицзин фу». [125] Влиятельный поэт Тао Цянь писал, что он восхищался поэзией Чжан Хэна за ее «обуздание экстравагантной дикции и стремление к простоте», а также за воспринимаемое спокойствие и прямоту, коррелирующие с простым, но эффективным языком поэта. [126] Тао писал, что и Чжан Хэн, и Цай Юн «избегали напыщенных слов, стремясь главным образом к простоте», и добавляли, что их «композиции начинаются со свободного выражения своих фантазий, но заканчиваются нотой тишины, превосходно сдерживающей недисциплинированную и страстную натуру». ". [127]

награды Посмертные

Чжану были оказаны большие почести при жизни и после смерти. Философ и поэт Фу Сюань (217–278) из династий Вэй и Цзинь однажды в своем эссе посетовал на то, что Чжан Хэн так и не был назначен в Министерство труда . Высоко оценивая Чжана и инженера-механика III века Ма Цзюня, Фу Сюань писал: «Ни один из них никогда не был чиновником Министерства труда, и их изобретательность не принесла пользы миру. Когда (власти) нанимают персонал без уважения к особому таланту и, услышав, что гений пренебрегает даже проверкой его, — разве это не отвратительно и не губительно?» [128]

В честь достижений Чжана в науке и технике его друг Цуй Цзыюй (Цуй Юань) написал памятную надпись на его погребальной стеле, сохранившейся в Гувэнь юане . [8] Цуй заявил: «Математические вычисления [Чжан Хэна] исчерпали (загадки) неба и земли. Его изобретения были сравнимы даже с изобретениями Автора перемен. Превосходство его таланта и великолепие его искусства были едины с теми, которые богов». [129] Мелкий чиновник Сяхоу Чжань (243–291) из династии Вэй сделал надпись для своей памятной стелы, которая должна была быть установлена ​​на могиле Чжан Хэна. Оно гласило: «С тех пор, как джентльмены сочиняли литературные тексты, никто не был столь искусным, как Мастер [Чжан Хэн] в правильном подборе слов… если бы только мертвые могли воскреснуть, о, тогда я мог бы обратиться к нему за учителем! " [130]

В наше время в честь Чжана названо несколько объектов, в том числе лунный кратер Чан Хэн , [131] астероид 1802 Чжан Хэн , [132] и минерал чжанхэнгит . В 2018 году Китай запустил исследовательский спутник под названием «Китайский сейсмо-электромагнитный спутник» (CSES), который также называется «Чжанхэн-1» (ZH-1). [133]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Цитата [ править ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Нидэм (1986), Том 4, Часть 2, 30.
  2. ^ Перейти обратно: а б Нидэм (1986), Том 4, Часть 2, 479 сносок e.
  3. ^ Перейти обратно: а б Райт (2001), 66.
  4. ^ Перейти обратно: а б Хуан (1997), 64 года.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час я дж к л м н О п Креспиньи (2007), 1049.
  6. ^ Сяо и Кнехтгес (1996), 397.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Это Ян (2007), 127.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час я дж к л Сяо и Кнехтгес (1996), 398.
  9. ^ Перейти обратно: а б Азиапак (2004), 120.
  10. ^ Лоу (1968), 105.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Это Найнхаузер и др. (1986), 211.
  12. ^ Перейти обратно: а б Фрейзер (2014): 371.
  13. ^ Креспиньи (2007), 1229.
  14. ^ Перейти обратно: а б Креспиньи (2007), 1222.
  15. ^ Биленштайн (1980), 9 и 19.
  16. ^ Креспиньи (2007), 1049 и 1223.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж Ян (2007), 128.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час я дж к л м н О п д р с т в Креспиньи (2007), 1050.
  19. ^ Лоу (1968), 38–39 и 42.
  20. ^ Перейти обратно: а б Креспиньи (2007), 1049–1050.
  21. ^ Мансвелт-Бек (1990), 26.
  22. ^ Перейти обратно: а б Деклерк (1998), 65.
  23. ^ Лоу (1968), 42.
  24. ^ Ван (1949), 137.
  25. ^ Ван (1949), 142 и 145.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Минфорд и Лау (2002), 307.
  27. ^ Балчин (2003), 26–27.
  28. ^ Нидхэм (1986), Том 3, 627.
  29. ^ Перейти обратно: а б Кребс (2003), 31.
  30. ^ Креспиньи (2007), 1225.
  31. ^ Найнхаузер и др. (1986), 211–212.
  32. ^ Лоу (2005), 37.
  33. ^ Харпер (1987), 262.
  34. ^ Перейти обратно: а б Лу (1995), 57 лет.
  35. ^ Перейти обратно: а б Льюис (2006), 184.
  36. ^ Лю (1990), 54.
  37. ^ Перейти обратно: а б с Найнхаузер и др. (1986), 212.
  38. ^ Перейти обратно: а б Майр (2001), 251.
  39. ^ Хайтауэр (1954), 170–171.
  40. ^ Кнехтгес (1997), 232.
  41. ^ Шафер (1968), 329–330.
  42. ^ Буллинг (1962), 312 и 314.
  43. ^ Льюис (2006), 238.
  44. ^ Ву (1986), 271–272.
  45. ^ Лоу (1990), 142–144.
  46. ^ Фрейзер (2014): 370.
  47. ^ Declercq (1998), 1–4.
  48. ^ Деклерк (1998), 65–66.
  49. ^ Льюис (2006), 184–185.
  50. ^ Буллинг (1962), 314–315.
  51. ^ Нидхэм (1986), Том 3, 99–100.
  52. ^ Перейти обратно: а б Арндт и Хенель (2001), 176.
  53. ^ Нидхэм (1986), Том 3, 100.
  54. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж Берггрен, Борвейн и Борвейн (2004), 27.
  55. ^ Перейти обратно: а б Арндт и Хэнель (2001), 177.
  56. ^ Уилсон (2001), 16.
  57. ^ Нидхэм (1986), Том 3, 100–101.
  58. ^ Берггрен, Борвейн и Борвейн (2004), 20 и 24–26.
  59. ^ Фрейзер (2014): 374.
  60. ^ Перейти обратно: а б с Балчин (2003), 27.
  61. ^ Джонс (1991), 1.
  62. ^ Нидхэм (1986), Том 3, 411–413.
  63. ^ Нидхэм (1986), Том 3, 414.
  64. ^ Нидхэм (1986), Том 3, 227.
  65. ^ Нидхэм (1986), Том 3, 415–416.
  66. ^ Нидхэм (1986), Том 3, стр. 220, 498–499.
  67. ^ Перейти обратно: а б с Нидэм (1986), том 4, часть 2, 479.
  68. ^ Перейти обратно: а б Нидхэм (1986), том 4, часть 2, 164.
  69. ^ Нидхэм (1986), Том 4, Часть 2, 480.
  70. ^ Перейти обратно: а б Нидэм (1986), том 3, 320.
  71. ^ Нидхэм (1986), Том 4, Часть 2, 30.
  72. ^ Перейти обратно: а б Мортон и Льюис (2005), 70.
  73. ^ Лоу (1968), 107.
  74. ^ Перейти обратно: а б Нидхэм (1986), том 3, 343.
  75. ^ Нидхэм (1965), Том 4, Часть 1, 486.
  76. ^ Перейти обратно: а б Нидхэм (1986), том 4, часть 2, 532.
  77. ^ Нидхэм (1986), Том 4, Часть 3, 271.
  78. ^ Нидхэм (1986), Том 4, Часть 2, 370.
  79. ^ Вагнер (2001), 75–76.
  80. ^ Нидхэм (1986), Том 3, 355–356.
  81. ^ Перейти обратно: а б с д Нидхэм (1986), том 4, часть 2, 483.
  82. ^ Перейти обратно: а б Нидхэм (1986), том 3, 624.
  83. ^ Перейти обратно: а б Нидхэм (1986), том 3, 625.
  84. ^ Лоу (1988), 509, 513, 515.
  85. ^ Лоу (1988), 509.
  86. ^ Штейн и Висессион (2002), 400.
  87. ^ Фрейзер (2014): 375.
  88. ^ Нидам (1986), Том 4, Часть 2, 484.
  89. ^ Лоу (1968), 106.
  90. ^ Нидхэм (1986), Том 4, Часть 2, 484; Нидхэм (1986), том 3, 632.
  91. ^ Перейти обратно: а б Диллон (1998), 378.
  92. ^ Фрейзер (2014): 376.
  93. ^ Нидхэм (1986), Том 3, 627–628.
  94. ^ Перейти обратно: а б с Нидэм (1986), том 3, 629.
  95. ^ Перейти обратно: а б с Нидэм (1986), том 3, 630.
  96. ^ Нидхэм (1986), Том 3, 632–633.
  97. ^ Нидхэм (1986), Том 3, 633.
  98. ^ Перейти обратно: а б Нидхэм (1986), том 3, 633–634.
  99. ^ Нидхэм (1986), Том 3, 635.
  100. ^ Ян (2007), 131.
  101. ^ Перейти обратно: а б Ян (2007), 131–132.
  102. ^ Ян (2007), 132.
  103. ^ Нидхэм (1986), Том 3, 628 и 630.
  104. ^ People's Daily Online (13 июня 2005 г.). Китай воскрешает самый первый в мире сейсмограф . Проверено 13 июня 2005 г.
  105. ^ Барбьери-Лоу (2007), 201–203.
  106. ^ Перейти обратно: а б Барбьери-Лоу (2007), 204.
  107. ^ Нидхэм (1986), Том 3, 538–540.
  108. ^ Сюй (1993), 97.
  109. ^ Сюй (1993), 90.
  110. ^ Нидхэм (1986), Том 3, 106–107.
  111. ^ Сюй (1993), 90 и 97.
  112. ^ Нельсон (1974), 359.
  113. Needham (1986), Volume 3, 538. «Название могло относиться к карте с высоты птичьего полета… что Чан Хэн наверняка занимался составлением карт… им была представлена ​​физическая географическая карта».
  114. ^ Рейтер (1990), 320.
  115. ^ Нидхэм (1986), Том 3, 538.
  116. ^ Перейти обратно: а б Нидхэм (1986), том 4, часть 2, 281.
  117. ^ Перейти обратно: а б с Нидхэм (1986), том 4, часть 2, 283.
  118. ^ Нидхэм (1986), Том 4, Часть 2, 40.
  119. ^ Перейти обратно: а б с Цзинь, Фань и Лю (1996), 170.
  120. ^ Нидхэм (1986), Том 4, Часть 2, 466.
  121. ^ Роу (2001), 88.
  122. ^ Нидхэм (1986), Том 3, 626.
  123. ^ Ян (2007), 124.
  124. ^ Нидхэм (1986), Том 4, Часть 2, 85–86.
  125. ^ Каттер (1984), 11 (сноска 61), 15 (сноска 80), 26 (сноска 141).
  126. ^ Йим-цзе (1989), 63.
  127. ^ Хайтауэр (1954), 169–170.
  128. ^ Нидхэм (1986), Том 4, Часть 2, 42.
  129. ^ Нидхэм (1986), Том 3, 359.
  130. ^ Деклерк (1998), 247.
  131. ^ Предложенные лунные названия , 290.
  132. ^ Шмадель (2003), 144.
  133. ^ «Великий поход 2D запускает исследователя землетрясений Чжанхэн-1 – NASASpaceFlight.com» . www.nasaspaceflight.com . 2 февраля 2018 года . Проверено 5 февраля 2018 г.

Библиография [ править ]

  • Арндт, Йорг; Хенель, Кристоф (2001). Пи - На свободе . Берлин, Гейдельберг: Springer Verlag. дои : 10.1007/978-3-642-56735-3 . ISBN  978-3-540-66572-4 . S2CID   46515097 .
  • Азиатско-Тихоокеанская редакция. (2004). Истоки китайской науки и техники . Перевод Ян Липина и Юнь Ханя. Сингапур: Asiapac Books Pte. ООО ISBN   981-229-376-0 .
  • Балчин, Джон. (2003). Наука: 100 учёных, изменивших мир . Нью-Йорк: Книги Зачарованного Льва. ISBN   1-59270-017-9 .
  • Барбьери-Лоу, Энтони Дж. (2007). Ремесленники в раннем императорском Китае . Сиэтл и Лондон: Вашингтонский университет Press. ISBN   0-295-98713-8 .
  • Берггрен, Леннарт; Борвейн, Джонатан; Борвейн, Питер (2004). Пи: Справочник . дои : 10.1007/978-1-4757-4217-6 . ISBN  978-1-4419-1915-1 .
  • Биленштайн, Ганс (1980). Бюрократия Han Times . дои : 10.1017/CBO9780511759727 . ISBN  9780521225106 .
  • Буллинг, А. (1962). «Пейзаж периода Западной Хань». Искусство Азии 25 (4): 293–317. дои : 10.2307/3249129 . JSTOR   3249129 .
  • Де Креспиньи, Рэйф (2007). Биографический словарь от Поздней Хань до Трех Королевств (23–220 гг. Н.э.) . doi : 10.1163/ej.9789004156050.i-1311 . ISBN  9789047411840 .
  • Каттер, Роберт Джо (1984). «Стихи симпозиума Цао Чжи (192–232)». Китайская литература: очерки, статьи, обзоры . 6 (1/2): 1–32. дои : 10.2307/823444 . JSTOR   823444 .
  • Деклерк, Доминик (1998). Сочинения против государства: политическая риторика в Китае третьего и четвертого веков . Лейден: Koninklijke Brill NV.
  • Диллон, Майкл. (1998). Китай: Историко-культурный словарь . Суррей: Routledge Curzon Press. ISBN   0-7007-0439-6 .
  • Фрейзер, Ян В. (2014). «Чжан Хэн张衡», в изд. Керри Брауна, Беркширский словарь китайской биографии (стр. 369–376). Грейт-Баррингтон, Массачусетс: Berkshire Publishing. ISBN   1-933782-66-8 .
  • Харпер, Дональд (1987). «Кошмарная поэма Ван Янь-шоу». Гарвардский журнал азиатских исследований . 47 (1): 239–283. дои : 10.2307/2719162 . JSTOR   2719162 .
  • Хайтауэр, Джеймс Роберт (1954). «Фу Тао Цянь». Гарвардский журнал азиатских исследований . 17 (1/2): 169–230. дои : 10.2307/2718131 . JSTOR   2718131 .
  • Сюй, Мэй-Линг (1993). «Карты Цинь: ключ к дальнейшему картографическому развитию Китая». Имаго Мунди . 45 : 90–100. дои : 10.1080/03085699308592766 .
  • Хуанг, Рэй (1997). Китай: макроистория . Нью-Йорк: Книга Восточных ворот, ME SHARPE Inc.
  • Гуантао, Джин; Хонге, Фан; Цинфэн, Лю (1996). «Исторические изменения в структуре науки и техники (часть вторая, комментарий)». Китайские исследования в истории и философии науки и техники . Бостонские исследования в области философии науки. Том. 179. стр. 165–183. дои : 10.1007/978-94-015-8717-4_14 . ISBN  978-90-481-4546-1 .
  • Джонс, Кеннет Глин. (1991). Туманности Мессье и звездные скопления . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-37079-5 .
  • Кребс, Роберт Э. (2003). Основы науки о Земле . Вестпорт: Greenwood Press of Greenwood Publishing Group, Inc. ISBN   0-313-31930-8 .
  • Кнехтгес, Дэвид Р. (1997). «Постепенно входя в царство наслаждений: еда и напитки в раннесредневековом Китае». Журнал Американского восточного общества . 117 (2): 229–239. дои : 10.2307/605487 . JSTOR   605487 .
  • Кнехтгес, Дэвид Р. (2014). «Чжан Хэн張衡». В Кнехтгесе, Дэвид Р.; Чанг, Тайпин (ред.). Древняя и раннесредневековая китайская литература: Справочник, часть четвертая . Лейден: Брилл. стр. 2141–55. ISBN  978-90-04-27217-0 .
  • Льюис, Марк Эдвард (2006). Строительство космоса в раннем Китае . Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN   0-7914-6607-8 .
  • Лю, У-чи. (1990). Введение в китайскую литературу . Вестпорт: Greenwood Press издательской группы Greenwood. ISBN   0-313-26703-0 .
  • Лоу, Майкл (1988). «Оракулы облаков и ветров». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 51 (3): 500–520. дои : 10.1017/S0041977X00116490 . S2CID   130430336 .
  • Лоу, Майкл. (1968). Повседневная жизнь в раннем императорском Китае в период Хань, 202 г. до н.э. – 220 г. н.э. Лондон: BT Batsford Ltd.; Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма.
  • Лоу, Майкл. (1990). «Игры Джуэди: реконструкция битвы между Чию и Сяньюань», в книге « Мысль и закон в Цинь и Хань, Китай: исследования, посвященные Энтони Хуслеве по случаю его восьмидесятилетия» , 140–157, под редакцией В. Л. Идема и Э. Цюрхер. Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN   90-04-09269-2 .
  • Лоу, Майкл. (2005). Вера, миф и разум в ханьском Китае . Индианаполис: Hacket Publishing Company, Inc. ISBN   0-87220-756-0 .
  • Лу, Цзунли (1995). «Пересмотр проблем, касающихся подлинности Ши-чи 123». Китайская литература: очерки, статьи, обзоры . 17 : 51–68. дои : 10.2307/495553 . JSTOR   495553 .
  • «Предлагаемые лунные имена». Новости науки . 90 (16): 290. 1966. doi : 10.2307/3950717 . JSTOR   3950717 .
  • Майр, Виктор Х. (2001). Колумбийская история китайской литературы . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN   0-231-10984-9 .
  • Мансвелт-Бек, Би Джей (1990). Трактаты Поздней Хань: их автор, источники, содержание и место в китайской историографии . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN   90-04-08895-4 .
  • Минфорд, Джон и Джозеф С.М. Лау. (2002). Классическая китайская литература: антология переводов . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN   0-231-09676-3 .
  • Мортон, В. Скотт и Чарльтон М. Льюис (2005). Китай: его история и культура . Нью-Йорк: McGraw-Hill, Inc.
  • Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае : Том 3, Математика и науки о небе и Земле . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. перепечатано: Тайбэй: Caves Books, Ltd.
  • Нидэм, Джозеф (1965). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 1: Физика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 2: Машиностроение . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. перепечатано: Тайбэй: Caves Books, Ltd.
  • Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 3: Гражданское строительство и мореплавание . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. перепечатано: Тайбэй: Caves Books, Ltd.
  • Найнхаузер, Уильям Х., Чарльз Хартман, Ю.В. Ма и Стивен Х. Уэст. (1986). Индианский спутник традиционной китайской литературы: Том 1 . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN   0-253-32983-3 .
  • Нельсон, Ховард (1974). «Китайские карты: выставка в Британской библиотеке». Китайский ежеквартальный журнал . 58 : 357–362. дои : 10.1017/S0305741000011346 . S2CID   154338508 .
  • Райтер, Флориан К. (1990). «Некоторые замечания о китайском слове t'u «Диаграмма, План, Дизайн» ». Ориенс . 32 : 308–327. дои : 10.2307/1580636 . JSTOR   1580636 .
  • Роу, Уильям Т. (2001). Спасение мира: Чэнь Хунмоу и элитное сознание в Китае восемнадцатого века . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN   0-8047-4818-7 .
  • Шафер, Эдвард Х. (1968). «Охотничьи парки и вольеры для животных в Древнем Китае». Журнал экономической и социальной истории Востока . 11 (3): 318–343. дои : 10.2307/3596278 . JSTOR   3596278 .
  • Шмадель, Лутц Д. (2003). Словарь названий малых планет . дои : 10.1007/978-3-540-29925-7 . ISBN  978-3-540-00238-3 .
  • Штейн С. и М.Э. Вайсессион. (2002). Введение в сейсмологию, землетрясения и структуру Земли . Лондон: Уайли-Блэквелл. АСИН B010WFPEOO.
  • Вагнер, Дональд Б. (2001). Государство и железная промышленность ханьского Китая . Копенгаген: Издательство Северного института азиатских исследований. ISBN   87-87062-83-6 .
  • Ю-Чуань, Ван (1949). «Очерк центрального правительства бывшей династии Хань». Гарвардский журнал азиатских исследований . 12 (1/2): 134–187. дои : 10.2307/2718206 . JSTOR   2718206 .
  • Уилсон, Робин Дж. (2001). Штамповка через математику . Нью-Йорк: Springer-Verlag New York, Inc.
  • Райт, Дэвид Кертис (2001) История Китая . Вестпорт: Гринвуд Пресс.
  • Хунг, Ву (1986). «Буддийские элементы в раннем китайском искусстве (2-й и 3-й века нашей эры)». Артибус Азия . 47 (3/4): 263–352. дои : 10.2307/3249974 . JSTOR   3249974 .
  • Сяо, Тонг и Дэвид Кнехтгес. (1996). Вэнь Сюань, или Избранное изысканной литературы . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN   0-691-02126-0 .
  • Ян, Хонг Сен (2007). Проекты реконструкции утраченного древнего китайского оборудования . История механизма и машиноведения. Том. 3. дои : 10.1007/978-1-4020-6460-9 . ISBN  978-1-4020-6459-3 .
  • Квонг, Йим-цзе (1989). «Естественность и подлинность: Поэзия Тао Цяня». Китайская литература: очерки, статьи, обзоры . 11 : 35–77. дои : 10.2307/495526 . JSTOR   495526 .

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Лиен, Ю. Эдмунд (2011). Чжан Хэн, эрудит Восточной Хань, его жизнь и творчество (докторская диссертация). Университет Вашингтона.