Jump to content

Ван Чонг

Ван Чун ( китайский : 王充 ; диалект : Ван Чонг ; Уэйд-Джайлс : Ван Чун ; 27 – ок. 97 г. н.э.), [1] любезное имя Чжунжэнь (仲任) — китайский астроном, метеоролог, натуралист, философ и писатель, работавший во времена династии Восточная Хань . Он разработал рациональное , светское , натуралистическое и механистическое объяснение мира и людей и дал материалистическое объяснение происхождения Вселенной. [2] Его основной работой был « Луньхэн» (論衡, «Критические очерки»). Эта книга содержала множество теорий, связанных с ранними науками астрономией и метеорологией , и Ван Чун был даже первым в истории Китая, кто упомянул об использовании цепного насоса с квадратными поддонами , который впоследствии стал обычным явлением в ирригации и общественных работах в Китае. [3] Ван также точно описал процесс круговорота воды .

В отличие от большинства китайских философов того времени, Ван провел большую часть своей жизни в нищете, которую он сам себе не причинил. Говорят, что он учился, стоя у книжных киосков, и обладал превосходной памятью, которая позволила ему очень хорошо разбираться в китайской классике . В конце концов он достиг звания окружного секретаря, но вскоре потерял эту должность из-за своего воинственного и антиавторитарного характера.

Ван родился в бедной семье в современном Шанъюе провинции Чжэцзян . [1] Он родился в семье Ван Суна и пользовался уважением в местной общине за сыновнюю почтительность и преданность отцу. [1] По настоянию родителей Ван отправился в столицу Восточной Хань Лоян, чтобы учиться в Императорском университете . [1] Именно там Ван познакомился с престижным историком Бан Бяо (3–54), последним, который положил начало « Книге Хань» . [1] Он также подружился с Бань Гу (32–92), сыном Бань Бяо, который внес дальнейший вклад в Книгу Хань . Поскольку он был беден и у него не было достаточно денег для покупки соответствующих учебных текстов, Вану приходилось часто посещать книжные магазины для получения знаний. [1] Раф де Креспиньи пишет, что во время учебы на Ван, скорее всего, оказали влияние современные реалисты старых текстов, такие как Хуан Тан (ум. 28). [4] Из-за своего скромного происхождения Ван возненавидел чиновников, которыми восхищались просто из-за их богатства и власти, а не из-за каких-либо научных способностей. [1]

Ван вернулся в свое родное командование, где стал местным учителем. [1] Ему было присвоено звание Почетного офицера, но из-за критического и сварливого характера он решил уйти с этой должности. [1] После этого последовал период изолированного выхода на пенсию, когда Ван написал эссе по философии: свои «Цзису» («Об общей морали»), Джэйи («Осуждения»), Чжэн у («О правительстве») и Янсин Шу («О макробиотике»). . [1] Около восьмидесяти из этих эссе позже были объединены в его «Луньхэн» («Беседы, взвешенные на весах»). [1]

Несмотря на добровольный выход на пенсию, он в конце концов принял приглашение инспектора Дун Циня (80–90 гг. Н.э.) из провинции Ян работать офицером штаба. [5] Однако вскоре Ван подал в отставку и с этого поста. [5] Се Иу, друг Ван Чуна, давний инспектор и чиновник, дал официальную рекомендацию суду с просьбой, чтобы Ван служил старшим ученым при императоре Хань Чжане (годы правления 75–88). [6] Император Чжан принял это и вызвал Ван Чуна предстать перед своим двором, однако Ван заявил, что у него плохое здоровье, и отказался ехать. [6] Позже Ван умер дома около 100 года. [1]

Хотя рационалистическая философия Вана и критика так называемого конфуцианства «Нового текста» в значительной степени игнорировались при его жизни, видный чиновник, а затем ученый Цай Юн (132–192) писал о своем восхищении письменными работами Вана. [7] Политик Ван Лан (ум. 228) приобрел копию «Луньхэна» Вана и взял ее с собой во время своей поездки в 198 году в ханьский суд, основанный в Сюйчане премьер-министром Цао Цао (155–220). [7] Поскольку некоторые сомнительные положения философии конфуцианства нового текста вышли из употребления и репутации, Рэйф де Креспиньи утверждает, что рационалистическая философия Ван Чуна стала гораздо более влиятельной в китайской мысли. [7]

Работа и философия

[ редактировать ]

Ван Чун отреагировал на то состояние, которого достигла философия в Китае. Даосизм давно превратился в религиозно-магический путь, а конфуцианство было государственной религией около 150 лет. Конфуцию и Лао-цзы поклонялись как богам, предзнаменования видели повсюду, вера в призраков была почти всеобщей, а фэншуй начал управлять жизнью людей. Ван высмеял все это и поставил перед собой задачу дать рациональное, натуралистическое описание мира и места человека в нем.

В центре его мыслей было отрицание того, что Небеса имеют для нас какую-либо цель, будь то доброжелательную или враждебную. Сказать, что Небеса обеспечивают нас пищей и одеждой, — значит сказать, что они действуют как наши фермеры или портные, — очевидная абсурдность. Люди — незначительные пылинки во Вселенной и не могут надеяться на изменения в ней, и было бы нелепым высокомерием думать, что Вселенная изменится ради нас.

Ван настаивал на том, что к словам предыдущих мудрецов следует относиться критически, и что они часто противоречивы и непоследовательны. Он критиковал ученых своего времени за непринятие этого, а также за то, что он называл народным признанием письменных произведений. Он считал, что истина может быть открыта и станет очевидной, если прояснить слова и дать ясный комментарий к тексту.

Одним из примеров рациональности Ванга является его аргумент о том, что гром должен быть вызван огнем или жарой и не является признаком недовольства небес. Он утверждал, что следует опробовать повторяемый опыт и эксперимент, прежде чем принимать веру в то, что здесь задействована божественная воля.

В равной степени он резко критиковал распространенное мнение о привидениях. Почему призраки должны быть только у людей, а не у других животных, спросил он? Мы все живые существа, одушевленные одним и тем же жизненным принципом. Кроме того, погибло так много людей, что их призраков было бы значительно больше, чем живых людей; мир был бы затоплен ими. Однако он никогда явно не отрицает существование призраков ( gui 鬼) или духов ( shen 神), он просто отделяет их от представления о том, что они являются душами умерших. Он вроде бы верит, что явления существуют, но какими бы они ни были, они не имеют никакого отношения к умершему.

Люди говорят, что духи – это души умерших людей. В этом случае духи всегда должны появляться обнаженными, поскольку, конечно, не утверждается, что одежда имеет душу так же, как и люди. ( Лунхэн )

Ван был столь же рационален и бескомпромиссен в вопросах знаний. Убеждения требуют доказательств, так же как действия требуют результатов. Всякий может болтать чепуху, и всегда найдутся люди, которые поверят ей, особенно если сумеют приодеть ее в суеверную болтовню. Необходимы тщательные рассуждения и опыт мира.

Шведский лингвист и китаевед Бернхард Карлгрен называл его стиль прямым и без литературных претензий; вообще современные западные писатели отмечают, что Ван был одним из самых оригинальных мыслителей своего времени, даже иконоборческим по своим взглядам. Они отмечают, что он приобрел популярность в начале 20 века, поскольку его идеи соответствуют тем, которые позже сложились в Европе . Его сочинения хвалят за ясность и упорядоченность. Но поскольку в его время не существовало действующего научного метода или более широкого научного дискурса, его формулировки могут показаться современному глазу чуждыми, а некоторым читателям даже такими же странными, как и суеверия, которые он отвергал. Но, несмотря на этот барьер в его творчестве, он приобрел некоторую известность, правда, в основном после смерти. Он оказал влияние на то, что Карлгрен называл «неодаосизмом» — реформированную даосскую философию с более рациональной, натуралистической метафизикой, без особых суеверий и мистицизма, в которые впал даосизм.

Ранняя научная мысль

[ редактировать ]

Метеорология

[ редактировать ]

и ученые будут хвалить Благодаря своему острому обоснованию и объективному подходу Ван Чун написал много вещей, которые более поздние современные китаеведы как современные. Например, подобно тому, как в греческого эрудита Аристотеля , написанной в IV веке до нашей эры книге «Метеорология» , описывается круговорот воды , Ван Чун написал следующий отрывок об облаках и дожде :

Конфуцианцы также утверждают, что выражение «дождь падает с неба» означает, что он действительно падает с небес (где находятся звезды). Однако рассмотрение этого предмета показывает нам, что дождь идет сверху земли, а не с неба. [8]

Видя дождь, собирающийся сверху, люди говорят, что он идет с небес — правда, он идет над землей. Как мы можем доказать, что дождь зарождается на земле и поднимается с гор? В комментарии Гунъяна Гао [т.е. Гунъяна Чжуаня ] к « Весенним и осенним летописям» говорится; «Она испаряется вверх сквозь камни толщиной в один-два дюйма и собирается. За один день она может распространиться по всей империи, но это только в том случае, если она исходит из Тайшаня». Он имеет в виду, что с горы Тай дождевые облака могут распространиться по всей империи, а с небольших гор — только на одну провинцию — расстояние зависит от высоты. Что касается дождя с гор, некоторые полагают, что облака несут дождь с собой, рассеиваясь по мере его выпадения (и они правы). Облака и дождь на самом деле одно и то же. Вода, испаряющаяся вверх, превращается в облака, которые конденсируются в дождь или еще дальше в росу . Когда одежда (путешествующих по высоким горным перевалам) намокает, это происходит не от облаков и тумана, через которые они проходят, а от взвешенной дождевой воды. [8]

Некоторые люди цитируют Шуцзин , в котором говорится: «Когда луна следует за звездами, будет ветер и дождь», или Шицзин , в котором говорится: «Приближение луны к Пи сю [ Гиадам ] принесет сильные ливни». ." Они полагают, что, согласно этим двум отрывкам классиков, дождь вызывает само небо. Что нам на это сказать? [8]

Когда дождь идет с гор, луна проходит мимо (других) звезд и приближается к Пи Сю . Когда он приблизится к Писю , должен пойти дождь. Пока не идет дождь, не приблизилась луна, и в горах нет облаков. Небо и земля, верх и низ действуют во взаимном резонансе. Когда луна приближается вверху, горы дымятся внизу, и воплощенная ци встречается и объединяется. Это (часть) спонтанного Дао Природы. Облака и туман говорят о приближении дождя. Летом он превращается в росу, зимой в иней. Тепло – дождь, холодно – снег. Дождь, роса и иней — все исходит из земли, а не сходит с неба. [8]

Ссылка Вана на комментарий Гунъяня Гао (т. е. Гуньяня Чжуаня), возможно, демонстрирует, что работа Гунъяня, составленная во II веке до нашей эры, [9] исследовал тему гидрологического цикла задолго до того, как Ван написал об этом процессе. Британский биохимик, историк и китаевед Джозеф Нидэм утверждает, что: «Что касается сезонных лунных и звездных связей, мысль Ван Чуна (около 83 г. н.э.) состоит в том, что тем или иным образом циклическое поведение ци на Земле, когда вода, дистиллированная в горные облака, соотносится с поведением ци на небесах, которая в определенные моменты приближает луну к Гиадам». [10] Таким образом, Ван Чун объединял классическую китайскую мысль с радикально современными способами научного мышления своего времени.

Астрономия

[ редактировать ]

Подобно современнику династии Хань Чжан ( Хэну 78–139) и китайским ученым до него, Ван обсуждал теории о причинах затмений , включая солнечное и лунное затмения . Однако теория Ван Чуна противоречила правильной теории «излучающего влияния», поддерживаемой Чжан Хэном (что свет округлой Луны был просто отражением света , исходящего от округлого Солнца ). [11] Чуть более чем за столетие до Чжан Хэна математик и теоретик музыки Цзин Фан (78–37 до н. э.) писал в I веке до н. э.:

Луна и планеты — это Инь ; у них есть форма, но нет света. Это они получают только тогда, когда их освещает солнце. Бывшие мастера считали солнце круглым, как арбалетная пуля, и считали, что луна имеет природу зеркала. Некоторые из них тоже признали луну шаром. Те части Луны, которые освещает солнце, выглядят яркими, а те, которые нет, остаются темными. [12]

Чжан Хэн писал в своей книге «Лин Сянь» («Мистические законы») 120 г. н.э.:

Солнце подобно огню, а луна подобна воде. Огонь излучает свет, а вода отражает его. Таким образом, яркость луны возникает из-за сияния солнца, а тьма луны происходит из-за того, что (свет) солнца заслоняется. Сторона, обращенная к солнцу, полностью освещена, а сторона, обращенная к нему, темна. Планеты (как и Луна) имеют природу воды и отражают свет. Свет, исходящий от Солнца, не всегда достигает Луны из-за препятствия самой Земли — это называется «ансюй», лунное затмение. Когда (подобный эффект) происходит с планетой (мы называем ее) затмением (синвэй); когда луна проходит поперек (путь солнца), происходит солнечное затмение (ши). [13]

Идя вразрез с общепринятой теорией и думая больше в духе римского философа I века до нашей эры Лукреция , [14] Ван Чун писал:

По мнению учёных, солнечные затмения вызываются Луной. Замечено, что они происходят во времена новолуния (букв. в последние дни и первые дни месяцев), когда Луна находится в соединении с Солнцем, и поэтому Луна может затмить его. В период Весны и Осени было много затмений, и в Чунь Цю говорится, что в таком-то месяце в новолуние произошло солнечное затмение, но из этих утверждений не следует, что это сделала Луна. Почему бы (летописцам) не упомянуть Луну, если бы они знали, что она действительно ответственна за это? [15]

В таком ненормальном событии Ян должен был бы быть слабым, а Инь сильным, но (это не согласуется с) тем, что происходит на земле, где более сильные подчиняют более слабых. Дело обстоит так, что в конце месяцев свет Луны очень слаб, а в начале почти угасает; как же тогда оно могло покорить солнце? Если вы говорите, что солнечные затмения происходят из-за того, что луна поглощает их, то что же поглощает (при лунном затмении) луну? Ничего, луна угаснет сама собой. Применяя тот же принцип к солнцу, солнце также угасает само по себе. [16]

Грубо говоря, каждые 41 или 42 месяца происходит солнечное затмение, а каждые 180 дней — лунное затмение. Причина, по которой затмения имеют определенное время, заключается не в том (как говорят ученые), что существуют (повторяющиеся) аномальные события, обусловленные периодами (лунного цикла), а в том, что природа ци (солнца) заключается в том, что они имеют определенное время. измениться (в те времена). Почему следует говорить, что луна имеет какое-то отношение ко временам (смены) солнца (ци) в первый и последний дни месяцев? Солнце обычно должно быть полным; если происходит сокращение, то это ненормальное событие (и ученые говорят так), должно быть что-то поглощающее (солнце). Но что тогда происходит в таких случаях, как оползни и землетрясения? [16]

Другие ученые говорят, что когда солнце затмевается, луна закрывает его. Солнце находится дальше (буквировано вверху), а луна ближе (буквировано внизу), поэтому луна не может закрыть солнце. Но поскольку верно обратное, солнце заслоняется, его свет закрывается светом луны, и поэтому происходит солнечное затмение. Точно так же, как в пасмурную погоду не видно ни солнца, ни луны. Когда края соприкасаются, они поглощают друг друга; когда они концентричны, они обращены друг к другу точно закрытыми, и солнце почти гаснет. То, что Солнце и Луна находятся в соединении во время новолуния, является просто одним из небесных законов. [16]

А вот что Луна закрывает свет Солнца при солнечных затмениях — нет, это неправда. Как это можно проверить? Когда Солнце и Луна находятся в соединении и свет первого «закрыт» вторым, края обоих должны встретиться вначале, а когда свет снова появится, они должны поменяться местами. Предположим, солнце находится на востоке, а луна — на западе. Луна быстро отступает (буквально движется) на восток и встречается с Солнцем, «закрывая» его край. Вскоре луна, идущая на восток, минует солнце. Когда западный край (солнца), который был «покрыт» первым, снова засияет своим светом, то восточный край, который не был «покрыт» раньше, должен (теперь) быть «покрыт». Но на самом деле мы видим, что во время затмения солнца свет западного края гаснет, но когда (свет) возвращается, западный край ярок (но восточный край также ярок). Луна продолжает двигаться и покрывает как восточную (внутреннюю), так и западную (внутреннюю) часть. Это называется «точное доверие» и «взаимное прикрытие и затемнение». Как можно объяснить эти факты (астрономами, которые считают, что Луна закрывает свет Солнца при солнечном затмении). [17]

Опять же, ученые утверждают, что тела Солнца и Луны имеют совершенно сферическую форму. Когда на них смотришь, их форма кажется ковшом или круглой корзиной, идеально круглой. Это не ци света, видимого издалека, поскольку ци не может быть круглой. Но (мое мнение таково), что на самом деле Солнце и Луна не имеют шарообразной формы; они кажутся таковыми только из-за расстояния. Как это можно проверить? Солнце — это сущность огня, луна — это сущность воды. На земле огонь и вода никогда не принимают шарообразных форм, так почему же они должны стать шарообразными только на небе? Солнце и Луна подобны пяти планетам, а они, в свою очередь, подобны другим звездам. Остальные звезды на самом деле не круглые, а только кажутся такими в своем сиянии, потому что они очень далеко. Откуда мы это знаем? В период весны и осени звезды падали (на землю) в столице государства Сун . Когда люди подошли, чтобы их рассмотреть, оказалось, что это камни, а не круглые. Поскольку эти (падающие) звезды не были круглыми, мы можем быть уверены, что Солнце, Луна и планеты также не имеют сферической формы. [14]

Хотя Ван Чун был уверен в своих идеях о затмениях (без знания того, как гравитация естественным образом образует большие сферические тела в космосе), его идеи по этому поводу позже не были приняты в Китае. Хотя были некоторые фигуры, такие как Лю Чи , написавшие в своей книге «Лунь Тянь» («Беседы о небесах») 274 года нашей эры, которые поддержали теорию Вана, утверждая, что низший Инь (Луна) никогда не сможет препятствовать высшему Ян (Солнцу), [18] Лю все еще находился за пределами общепринятой конфуцианской традиции. Шэнь Го Учёный-эрудитор времен династии Сун (960–1279) ( 1031–1095) поддержал старую теорию сферических Солнца и Луны, используя свои собственные рассуждения о затмениях, которые, как он объяснил, происходили из-за того, что Луна и Солнце вступали в препятствие для Солнца и Луны. друг друга. [19] Китайский философ династии Сун Чжу Си (1130–1200) также поддержал эту теорию в своих трудах. [20] Хотя Ван Чун был прав относительно круговорота воды и других аспектов ранней науки, его резкое противодействие основной конфуцианской мысли того времени сделало его скептиком ко всем их теориям, включая затмения (конфуцианская модель была верной). [21]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Креспиньи, 806.
  2. ^ Кембриджский спутник атеизма (2006) , с. 228, в Google Книгах.
  3. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 344
  4. ^ Креспиньи, 338.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Креспиньи, 152 806.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Креспиньи, 806 и 895.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Креспиньи, 807.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Нидэм, Том 3, 468.
  9. ^ Нидхэм, Том 3, 468, сноска e.
  10. ^ Нидхэм, Том 3, 469.
  11. ^ Нидхэм, Том 3, 227, 411.
  12. ^ Нидхэм, Том 3, 227.
  13. ^ Нидхэм, Том 3, 414.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 3, 413.
  15. ^ Нидхэм, Том 3, 411-412.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нидэм, Том 3, 412.
  17. ^ Нидхэм, Том 3, 412-413.
  18. ^ Нидхэм, Том 3, 414-415.
  19. ^ Нидхэм, Том 3, 415–416.
  20. ^ Нидхэм, Том 3, 416.
  21. ^ Нидхэм, Том 3, 413-414.
  • де Креспиньи, Рэйф . (2007). Биографический словарь поздней Хань в Трех Королевствах (23-220 гг. н.э.) . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN   90-04-15605-4 .
  • Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 3, Математика и науки о небе и Земле . Тайбэй: Caves Books Ltd.
  • Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 2, Машиностроение . Тайбэй: Caves Books Ltd.
  • Чжоу, Вэньин, «Ван Чун» . Энциклопедия Китая (философское издание), 1-е изд.
  • Чжан, Шаокан, «Ван Чун» . Энциклопедия Китая (издание китайской литературы), 1-е изд.
  • Сюй, Цидуань, «Ван Чун» . Энциклопедия Китая (физическое издание), 1-е изд.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 882d402469caa7a635bfa9919c2429e4__1719187680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/e4/882d402469caa7a635bfa9919c2429e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wang Chong - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)