Тан Чун-и
Тан Чун-и | |||
---|---|---|---|
![]() Тан в апреле 1954 года. | |||
Рожденный | |||
Умер | 2 февраля 1978 г. | ( 69 лет ||
Место отдыха | Кладбище Чаоян, Тайбэй | ||
Супруг | Се Тяньгуан (11 декабря 1916 г. - 24 августа 2000 г.) | ||
Философская карьера | |||
Другие имена | Тан Ибо Тан Ибо | ||
Альма-матер | Китайско-Российский университет Пекинский университет Национальный центральный университет | ||
Занятие | Профессор | ||
Эра | Философия 20-го века | ||
Область | Китайская философия | ||
Школа | Новое конфуцианство | ||
Учреждения | Нью-Азиатский колледж Национальный Тайваньский университет | ||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Тан Цзюньи | ||
| |||
Веб-сайт | www |
Тан Чунь-И или Тан Цзюньи ( китайский : 唐君毅 , 17 января 1909 — 2 февраля 1978) — китайский философ , один из ведущих представителей нового конфуцианства . Он родился в провинции Сычуань , но переехал в Гонконг в 1949 году в связи с образованием Китайской Народной Республики и стал соучредителем New Asia College с двойной целью: модернизировать Китай и одновременно поддержать его традиционные ценности.
Философия Тана подчеркивала концепцию гармонии между людьми и вселенной, отличая его точку зрения от дуалистических точек зрения. Он отстаивал идею моральной метафизической реальности и исследовал соответствие этического «я» истине. Его исследование пересечения этики и метафизики завершилось формулировкой « Девяти горизонтов » — структуры, охватывающей различные аспекты человеческого понимания.
Длительное влияние Тана на философию Восточной Азии можно объяснить его попытками смешать традиционные конфуцианские принципы с западными философскими идеями, включая идеи Платона и Гегеля . Несмотря на его смерть в 1978 году, его идеи продолжают оказывать влияние, формируя дискуссии, касающиеся этики, метафизики и сложных отношений между индивидуальным существованием и более широкой вселенной.
Биография
[ редактировать ]Тан, сын богатого ученого, был первенцем из шести детей в провинции Сычуань , Китай. [1] Тан некоторое время был студентом Лян Шумина, прежде чем перешел в Национальный центральный университет . [2] В 1927 году Тан стал последователем Сюн Шили после посещения серии лекций. Он окончил Национальный центральный университет в 1933 году, вскоре после того, как стал там преподавателем. В 1940 году Тан встретил своего коллегу и друга на всю жизнь Моу Цзунсана . [1] В 1943 году он женился на Це Тинг Квонг, выпускнице педагогической психологии. В 1944 году он поступил на философский факультет Национального центрального университета в качестве штатного профессора, а позже даже стал заведующим кафедрой. [2] Всего пять лет спустя, в 1949 году, Тан покинул материковый Китай и поселился в Гонконге в рамках исхода китайских интеллектуалов в британскую колонию .
Тан уехал в изгнание в Гонконг в 1949 году, после провозглашения Китайской Народной Республики, и прожил там всю оставшуюся жизнь. [3] Там он помог основать Колледж Новой Азии , который был интегрирован в Китайский университет Гонконга в 1963 году. Он был председателем-основателем и первым профессором кафедры философии CUHK. Время Тана в Гонконге было отмечено его миссией по спасению традиционной китайской культуры в то время, когда Китаем управляло антитрадиционалистское правительство. [4] Он основал колледж Новой Азии , который для Тана символизировал его амбициозный план по спасению китайской культуры. Тан был особенно зациклен на том факте, что Колледж Новой Азии был основан ровно через 2500 лет после рождения Конфуция, часто утверждая, что это время было не просто случайным, но важным, поскольку оно ознаменовало новую эру в китайской истории. В 1970-х годах он стал одним из членов школьного совета средней школы Новой Азии . [5]
Его работы в основном имели влияние в Гонконге, Тайване и США. В 2009 году 2-метровая ( фута ) бронзовая статуя 6 + 1 ⁄ была установлена в кампусе New Asia College в честь его столетия. [6]
Философия
[ редактировать ]Тан больше всего ассоциируется с новым конфуцианством и неоконфуцианством . В своем исследовании современного изучения нового ру Фан Кели определил Тана как часть второго поколения новых конфуцианцев, наряду с Моу Цзунсаном и Сюй Фугуанем . [7] В 1958 году Тан, Моу, Сюй и Чжан Чжуньмай написали в соавторстве «Манифест о китайской культуре, почтительно объявленный народам мира». [1] [7] Манифест был попыткой возродить конфуцианство, вероятно, направленной против китайцев, которые выступали за принятие западных ценностей. [8]
Тан считал, что посланием конфуцианства является утверждение человеческой жизни в том виде, в котором она существует. Он уважительно противопоставляет конфуцианство христианству и буддизму, религиям, которые продвигают человеческое превосходство над физическим миром или принятие физического мира как иллюзии. [9]
Хотя Тан выступал за новое принятие конфуцианства, он никогда не продвигал конкретные политические порядки, связанные с конфуцианством, и не предлагал никакого нового политического порядка, основанного на его философии. [10] Вместо этого Тан рассмотрел существующие политические альтернативы через призму конфуцианства. Либеральная демократия была политическим порядком, наиболее совместимым с конфуцианством, поскольку оба они основаны на идее о том, что все люди наделены равной человечностью.
Работы Тана в основном затрагивают три проблемы: традиционную китайскую философию, этику и метафизику (две из которых фундаментально переплетаются в его творчестве) и китайскую культуру. [2] [9]
Культура
[ редактировать ]Тан посвятил большую часть своей карьеры изучению того, как модернизировать Китай, не ставя под угрозу его определяющие традиционные ценности. [2] Тан рассматривал связь человека с традиционными ценностями как способ поддержания подлинной жизни, которой в противном случае угрожала бы пустота современности.
Китайская философия
[ редактировать ]Что касается вопроса об отношении человека ко вселенной, Тан заключает, что независимо от подхода, человек и вселенная являются двумя разными выражениями одной высшей гармонии. [11] Другими словами, различия между ними всегда дополняют друг друга в создании гармоничного целого существования. Он утверждает, что отсутствие дуалистического различия как истины является определяющей чертой китайской философии.
Тан был одним из самых выдающихся сторонников неоконфуцианства в 20 веке (не путать с новым конфуцианством, частью которого также был Тан). [4] Одно из основных различий между Таном и первоначальными неоконфуцианцами заключается в том, что Тан построил свою работу на контрасте с западной философией. [9] Например, концепция Тана о сердце-разуме, единой сущности, ответственной за познание, эмоции и волю, является изначально неоконфуцианской идеей. Тан утверждал, что сердце-разум является ключом ко всему человеческому пониманию в своей книге «Жизнь, существование и горизонты сердца-разума» 1977 года.
Этика и метафизика
[ редактировать ]В своей книге « Сердце-разум, предметы и человеческая жизнь » Тан утверждает, что отчуждение, испытываемое людьми в современных обществах, тесно связано с акцентом на абстракциях над конкретными реалиями повседневной жизни. [2]
Тан заключает, что метафизический мир обладает моральными качествами, потому что добродетели помогают людям гармонично гармонировать со Вселенной. В своем подходе к этике Тан различает фактическое и этическое «я». Этическое «я» информируется разумом, чтобы превзойти фактическое «я». В то время как фактическое «я» связано пространственно и временно, рациональное этическое «я» является постоянной сущностью, соответствующей истине. Вот почему Тан идентифицирует этическое «я», а не фактическое «я», как подлинное «я». [9]
Тан попытался систематизировать моральный идеализм в своей последней книге «Жизнь, существование и горизонты сердца-разума» в 1977 году. [2] Он утверждает, что человеческое сердце-разум, источник познания, эмоций и воли, является ключом к пониманию мира и что, объединяя разум и эмоции, сердце-разум может правильно реагировать в данной ситуации. [9]
Девять горизонтов
[ редактировать ]Другой основной момент этой книги — « Девять горизонтов» , сферы существования, с которыми связана человеческая деятельность. [2] Первые три горизонта — это объективный мир, воспринимаемый сердцем-разумом. Первый горизонт разделяет индивидов. Второй горизонт разделяет категории. Третий горизонт определяет последовательности, такие как причина и следствие или средства и цели. Средние три горизонта связаны с саморефлексией. Четвертый горизонт – это понимание взаимного восприятия между индивидами. Пятый горизонт — это понимание символов и значений, включая, помимо прочего, математику и язык. Шестой горизонт — это понимание морального поведения, которое реализует идеалы, которых мы придерживаемся. Последние три горизонта объединяют субъективное и объективное в попытке создать ценность в нашей жизни (то, что Тан называет транссубъективно-объективными горизонтами). Седьмой горизонт – это реализация Монотеистического Бога. Восьмой горизонт — это осознание пустоты «я» и дхармы. Девятый горизонт – это течение Небесной Добродетели. Тан намеренно включил авраамические, буддийские и конфуцианские идеи добродетели в эти три последних горизонта. [9]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с де Бари, Wm. Теодор (2007). Конфуцианская традиция и глобальное образование . Гонконг: Издательство Китайского университета; Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 101–103.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Рошкер, Яна С. (2016). Возрождение моральной самости: второе поколение современных конфуцианцев и их модернизационные дискурсы . Гонолулу, Гавайи: Издательство Гавайского университета. стр. 92–95.
- ^ Вандермеерш, Леон (2003). «Умберто Брешиани, новое изобретение конфуцианства» . Берни Махапатра (пер.). Французский центр исследований современного Китая. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 15 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Инь, Швейцария (2018). Опыт и участие интеллектуалов-иммигрантов в культурном развитии Гонконга: исследование Тан Цзюньи. Доклад Китая, 54(1), 48–65. дои : 10.1177/0009445517744407
- ^ «Краткая история школы» (PDF) . Проверено 30 апреля 2020 г. .
- ^ «CUHK отмечает 60-летие философского факультета и столетие профессора Тан Чун-И» . Китайский университет Гонконга. 2009.
- ^ Jump up to: а б Суэйн, Тони. Конфуцианство в Китае: Введение . Bloomsbury Academic, издательство Bloomsbury Publishing Plc, 2017 г.Глава 9.
- ^ Симионато (2019) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Чан, Син Йи. «Тан Цзюньи: моральный идеализм и китайская культура». Современная китайская философия под редакцией Чунг-ин Ченга и Николаса Баннина, Blackwell Publishers, 2002.
- ^ Фрелих, Томас (2017). Тан Цзюньи: конфуцианская философия и вызов современности . Лейден; Бостон: Брилл. стр. 13–14. ISBN 978-90-04-33013-9 .
- ^ Тан Чунь-и. «Человек и мир в китайской методологии». Философия Востока и Запада , т. 14, нет. 3/4, 1964, стр. 293–310. JSTOR , www.jstor.org/stable/1397507.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Симионато, Алиса (2019). «Манифест 1958 года: беседа о конфуцианском рационализме» . Журнал Эстетика . 72 (72): 125–138. дои : 10.4000/estetica.6089 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Магистратура: г-н Тан Чун-и , Китайский университет Гонконга.
- Философская симфония: система Тан Цзюньи Аня Штайнбауэр
- Новые конфуцианские философы
- Нью-Азиатский колледж
- Гонконгские философы
- Китайские эссеисты XX века
- Китайский университет Гонконга
- 1909 рождений
- 1978 смертей
- Писатели из Ибиня
- Философы из Сычуани
- Преподаватели из провинции Сычуань
- Китайские философы XX века
- Выпускники Пекинского национального университета