Сюн Шили
Сюн Шили | |
---|---|
Сюн Шили | |
Рожденный | 1885 |
Умер | 23 мая 1968 г. | ( 1968-05-23 )
Эра | Философия 20-го века |
Область | Китайская философия |
Школа | Новое конфуцианство |
Учреждения | Тяньцзиньская средняя школа Нанкай Пекинский университет Нанкинский университет |
Сюн Шили ( китайский : 熊十力 ; пиньинь : Сюн Шили ; Уэйд-Джайлс : Сюн Ши-ли , 1885 - 23 мая 1968) был китайским эссеистом и философом, чья основная работа «Новый трактат о виджняптиматре» (新唯識論, Синь Вэйши Лунь). ) представляет собой конфуцианскую критику буддийской теории Виджняпти-матры «только сознание», популяризированной в Китае династии Тан паломником Сюаньцзаном .
Сюн широко известен как мыслитель, заложивший основу для возрождения конфуцианства в двадцатом веке, и главный голос современной китайской философии, призывавший к возрождению конфуцианского Дао . Он чувствовал, что это могло бы стать руководством для страны в бурный период после Движения четвертого мая в 1919 году. [1] : 127 Он чувствовал, что национальное выживание зависит от чувства общности, которое, в свою очередь, может возникнуть только в результате доверия к обязательствам вовлеченных людей. Он считал, что наиболее неотложной задачей образованной элиты Китая является повышение культурной осведомленности и чувствительности людей к тому, что столкновение между Западом и Китаем было не только столкновением экономической мощи и военной мощи, но также конфликтом между основными человеческие ценности. [2] : 248 Хотя на протяжении всей своей карьеры учителя он вел довольно уединенный образ жизни и его связи с академическим сообществом начались только после того, как ему исполнилось около тридцати лет, его взгляды влияют на ученых и по сей день.
Биография
[ редактировать ]Часть серии о |
Восточная философия |
---|
Философский портал |
Сюн родился в бедной семье в Хуангане, Хубэй . Его отец был деревенским учителем, который умер от туберкулеза, когда Сюн было десять лет, что заставило его работать пастухом у соседа, чтобы прокормить свою семью. К двадцати годам он был преданным революционером в Республиканской революции , которая положила конец династии Цин и положила начало первой республике в Китае. Испытывая отвращение к коррупции в политике и к тому, что он назвал «скрытым феодализмом» среди революционеров, он начал изучать буддизм в 1920 году в Китайском институте внутреннего обучения ( 支那內學院 ) в Нанкине, возглавляемом Оуян Цзинву ( 欧阳境无 ), возможно, самый влиятельный светский буддийский мыслитель двадцатого века. В это время ректор Пекинского университета отправил Цай Юаньпэй Ляна Шумина в Нанкин, чтобы попросить Оуян Цзинву порекомендовать одного из своих студентов преподавать буддийскую логику (因明學, Иньмин Сюэ ) и йогачары философию (唯识论 ) в «Философии». Кафедра Пекинского университета. Оуян Цзинву порекомендовал Сюна и передал Лян Шумину проект, над которым Сюн работал, под названием Только «Очерк сознания» . Впечатленный работой Сюн, Цай Юаньпэй по рекомендации Ляна пригласил Сюн в Пекинский университет, где Сюн, к большому огорчению Лян Шумина, уничтожил свой черновик и вместо этого написал и опубликовал в 1932 году то, что сейчас считается его основным трудом « Новый трактат о сознании». -только (新唯识论, синь вэйши лунь). В своем «Новом трактате » Сюн критиковал старых мастеров Йогачары, таких как братья Васубандху и Асанга (4 в.), а также их преемников Дхармапалу (530–561) и Сюаньцзана (ок. 602–664) за их теорию. семян, в которых семена, хранящиеся в восьмом сознании, или «хранилище» (алаявиджняна), становятся дискретными причинными агентами, которые «ароматизируют» (приводят к существованию) все ментальные и физические дхармы . Однако он также использовал идеи буддизма для реконструкции конфуцианства. Большая часть его философии находится под влиянием как буддизма, так и его изучения «Книги перемен» , которую он считал фундаментальной классикой конфуцианства.
Сюн чувствовал, что его миссия заключалась в том, чтобы помочь Китаю преодолеть социальный и культурный кризис и одновременно найти истину. Он чувствовал себя обязанным найти и развить Дао Конфуция, чтобы противостоять силе западной культуры. В изложении основного пункта « Нового трактата» он написал (в ответ Моу Цзунсану ):
Сейчас мы снова находимся в слабой и опасной ситуации. Под сильной агрессией европейской культуры наш подлинный дух вымер. Люди привыкли к пренебрежению к себе, самонасилию, самоотречению. Все скопировано извне, с небольшим самоутверждением. Следовательно, Новый Трактат . необходимо написать
Первое издание « Нового трактата» было написано на классическом китайском языке, а в 1944 году Сюн опубликовал версию на разговорном китайском языке, которая фактически представляла собой полную переработку оригинального труда. В 1958–59 годах Сюн опубликовал книгу «О первоначальной реальности и функциях и просветлении разума» . Вместе эти две книги составляют переработанный вариант его « Нового трактата» . [1] : 129
После основания Китайской Народной Республики Сюн остался на материке и продолжил читать лекции в Пекинском университете . Он подвергся физическому насилию в начале Культурной революции . Увидев, что конфуцианству был нанесен еще один культурный и политический удар, он умер в возрасте 84 лет в 1968 году. [1] : 129
Философия
[ редактировать ]Ежедневное уменьшение и ежедневное обновление
[ редактировать ]Предпочтение Сюна конфуцианству частично объясняется тем, что он чувствовал, что буддизм преувеличивает негативные или пассивные аспекты человеческой природы. По этой причине она не может служить позитивным и активным руководством к человеческой жизни. Это то, что обеспечило конфуцианство с его тенденцией к гуманистической мысли. Он называет буддизм учением о «ежедневном убывании», философией, которая указывает на темные аспекты человеческой природы, а затем направляет нас на их устранение. Взгляд Сюн на человечество был ярче. Он чувствовал, что смысл человеческой жизни не ограничивается устранением негатива, но предполагает и взращивание более светлых сторон человеческой природы. Он обнаружил, что конфуцианство поддерживает изначальную человеческую доброту; Ортодоксальное конфуцианство настаивает на изначальной доброжелательности. Роль человеческого Дао – развивать это фундаментальное добро. Сюн чувствовал, что человеческое Дао заключается в расширении доброго корня изначального ума и его ежедневном росте. [1] : 130–31
Оригинальная реальность и функция
[ редактировать ]Сюн чувствовал, что центральная теория его Нового трактата заключалась в том, чтобы показать эту изначальную реальность (то, что он также называет ti 體 и субстанцией) и материальный мир (который он называет йонг 用, или функцией. Ср. Ти юн ). являются одним. Эти две сферы не могут быть разделены на отдельные сферы. Он признает, что их следует описывать, используя разные термины, и о них можно говорить как таковые, но на самом деле они не являются двумя отдельными сущностями. Изначальная реальность — причина всех преобразований, а функция — это множество проявлений изначальной реальности. Исходная реальность скрыта, функция видна. Чтобы проиллюстрировать эту точку зрения, он использует метафору океана и волн. [1] : 132
Это отличается от понятия субстанции в господствующей западной философии, которая не позволяет субстанции охватывать динамизм. Например, формы Платона статичны и нормативны. Сущность Сюн непрерывно меняется и трансформируется, чтобы стать функцией. [2] : 225
«Это значение тонкое и глубокое. Лучше всего его можно проиллюстрировать на примере взаимоотношений между океаном и всеми волнами. 1. Океан аналогичен изначальной реальности; 2. Вся вода в океане проявляется в виде волн. аналогично проявлению изначальной реальности как функции десяти тысяч вещей, то есть одной функции и другой. 3. Все волны аналогичны бесчисленным функциям. 4. Все волны взаимно уподобляются целому; это аналогично взаимному; ассимиляция всех функций в единое целое. Из вышеизложенного мы видим, что метафора океана и волн лучше всего освещает связь между исходной реальностью и функцией». [1] : 133
Идея о том, что реальность и функция на самом деле представляют собой одно целое, является метафизическим утверждением, ключевым для конфуцианства. Это означает, что феноменальный поток изменений не иллюзорен, а по своей сути осмыслен. Таким образом, если изначальная реальность присутствует в повседневной жизни, человеческие жизни должны быть посвящены ежедневному совершенствованию, чтобы достичь видения изначальной реальности.
Изменение и трансформация
[ редактировать ]Сюн верил, что мир находится в состоянии постоянных изменений и что способность превращаться во все вещи — это именно то, что характеризует изначальную реальность. Он также называет изначальную реальность «вечной трансформацией» или «способностью меняться». Более того, он предположил, что постоянная трансформация изначальной реальности состоит из «открытия» и «закрытия», двух тенденций изменения. Закрытие относится к тенденции трансформации, которая формирует вещи; посредством интеграции и консолидации, или материализации, формируются различные физические вещи. Одновременно наблюдается тенденция к открытию. Эта тенденция заключается в том, чтобы быть сильным, энергичным и нематериализованным. Обе тенденции необходимы, и они ответственны за кажущееся различие между материей и разумом, различие, которое Сюн считал нереальным.
Однако между ними Сюн называет тенденцию открытия «разумом» и сознанием — тенденцию, в которой изначальная реальность проявляет свою истинную природу. Подобно буддийской теории простого сознания, философия Сюн утверждает, что сознание является высшей реальностью. В соответствии с этим он считал Вселенную живой и жизненно важной, а не застойным механизмом. [3]
Оригинальная реальность и человечность
[ редактировать ]Эссе Ту Вэй-Мина о поисках Сюн Шили подлинного существования: [2] включает цитату, которая иллюстрирует, откуда взялась философия Сюн на личном уровне. Им двигало «великое желание искать истину как основу для «душевного покоя и осмысленного существования...» Я искал внутри себя с единой целью. Я думал, что истина не далека от нас.. ... Спустя долгое время я внезапно осознал, что то, чему я внутренне стал свидетелем, полностью соответствует идее «великих перемен» в конфуцианской передаче… следовательно, мое собственное понимание конфуцианства не было получено на основе книжного обучения. внутренний опыт уже воплотил его, чувствовал ли я, что мое понимание этого находится в полной гармонии с тем, что записано в книгах».
В первых предложениях « Нового учения» говорится, что «изначальная реальность всех вещей не есть ни объективный мир, отдельный от разума, ни постигаемый посредством познания; она должна быть постигнута посредством рефлекторного поиска и подтверждения». [1] : 43, 247
Из этого следует два важных вывода. Во-первых, человеческий разум и изначальная реальность неотделимы друг от друга; и, во-вторых, изначальная реальность должна быть постигнута посредством размышления о том, что находится в человеческом уме. Поскольку изначальная реальность и человеческий разум неотделимы друг от друга, это означает, что для того, чтобы познать реальность, вы должны сначала познать свой собственный разум. Это развитие добродетели.
Привычный ум и оригинальный ум
[ редактировать ]По мнению Сюн Шили, человеческий разум отличается привычным и изначальным разумом. Привычный ум — это разум мыслей, эмоций и воли. Он склонен рассматривать мир как внешний по отношению к себе и руководствуется собственными желаниями. Кроме того, он использует «расчетливое понимание», которое представляет собой обдуманный и логический метод мышления, связанный с научной рациональностью и чувственным опытом . Напротив, изначальный ум — это наша истинная природа, единая с реальностью. Он использует «понимание природы», которое представляет собой внутренний процесс интуитивного переживания, который указывает на сам разум, чтобы обнаружить внутри него изначальную реальность. Сюн говорит о расчетливом понимании как о пригодном для поиска разума во внешнем мире, физическом мире. Он утверждает, что мы должны использовать его осторожно, и если мы принимаем изначальную реальность как внешний объект для выводов и исследований, то это в корне неверно. Он говорит, что первоначальная реальность может быть постигнута, в отличие от Канта в этом вопросе. Он заявил, что мы должны осознать, что изначальная реальность находится в каждом из нас и что мы не можем стремиться познать ее во внешних вещах. Мы должны обратиться внутрь себя и позволить проявиться изначальной реальности. [1] : 139–40
Основные работы
[ редактировать ]- Новый трактат о только сознании –
- Опровержение опровержения Нового трактата о только – сознании
- Истоки конфуцианства ( 源儒 )
- о субстанции функции Эссе и
- Шили высказывания Основные
- основных Шили Первое продолжение высказываний
- чтения классики Основы
- Комплексное объяснение буддийских терминов ( буддист Мин Сян Тунши )
- Об 乾坤衍изменении
- Консервативная буддийская тайная оппозиция Сюань Цзану во династии Тан время [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ю, Цзиюань (2002). «Метафизика добродетели Сюн Шили». В Ченге, Чжунъин; Баннин, Николас (ред.). Современная китайская философия . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishers.
- ^ Jump up to: а б с Ту, Вэй-мин (1976). «Поиски Сюн Ши-ли к подлинному существованию». В Фюрте, Шарлотта (ред.). Пределы перемен: очерки консервативных альтернатив в республиканском Китае . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Нг, Ю-Кван (2003). «Метафизическая теория Сюн Шили о неразделимости вещества и функции». В Мейкхэме, Джон (ред.). Новое конфуцианство: критическое исследование . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 235.
- ^ Чжунго Чжэсюэ Ши Лунвэнь Чуджи [ Первоначальный сборник очерков по истории китайской философии ]. Пекин. 1959. стр. 97–103.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рошкер, Яна. «Новые подходы в современной китайской эпистемологии: Сюн Шили (1885–1968) и синтез качественного и количественного понимания». В поисках пути: теория познания в досовременном и современном Китае . Гонконг: Китайский UP, 2008. Печать.
- Рошкер, Яна С. «Современный конфуцианский синтез качественных и количественных знаний: Сюн Шили». Журнал китайской философии , 2009, Vol. 36, № 3, с. 376–390
- Ти, Чи-чэн. «Современная неоконфуцианская реабилитация: Сюн Шили и его моральная метафизика». Кандидатская дисс. Калифорнийский университет, Беркли, май 1990 г.
- Чжан, Дайнянь, «Сюн Шили» . Энциклопедия Китая (философское издание), 1-е изд.