Кашмирский шиваизм
Часть серии о |
Шиваизм |
---|
Портал индуизма |
Часть серии о |
Шактизм |
---|
Портал индуизма |
Часть серии о |
Адвайта |
---|
Индуистская философия |
Традиция кашмирского шиваизма , также называемая трика-шиваизмом , представляет собой недуалистическую ветвь шайва- шакта -тантры индуизма , зародившуюся в Кашмире после 850 года нашей эры. [1] [2] В месте своего зарождения в Кашмире эту традицию обычно называют « кашмирским шиваизмом ». Позже оно распространилось за пределы Кашмира, и его великий ученый Абхинавагупта назвал его «Трика» (что означает «Троица»). Особенно он процветал в штатах Одиша и Махараштра . [2] [3] Определяющими чертами традиции Трика являются ее идеалистическая и монистическая философская система Пратьябхиджна («Признание»), предложенная Утпаладевой (ок. 925–975 н.э.) и Абхинавагуптой (ок. 975–1025 н.э.), а также центральное место трех богинь Пара. , Парапара и Апара. [1] [2]
Хотя Трика опирается на многочисленные шиваитские тексты, такие как Шайва-агамы , Шайва- и Шакта-тантры , ее основными авторитетными священными писаниями являются Малинивиджайоттара-тантра , Сиддхайогешваримата и Анамака-тантра. [4] Его основными экзегетическими работами являются труды Абхинавагупты , такие как Тантралока , Малишлокаварттика и Тантрасара , которые формально являются толкованием Малинивиджайоттара-тантры , хотя они также в значительной степени опирались на основанную на Кали подкатегорию Крама Куламарги . [5] Другим важным текстом этой традиции является Виджняна-бхайрава-тантра , в которой основное внимание уделяется описанию многочисленных йогических практик. [6]
Кашмирский шиваизм разделяет многие параллельные точки зрения с менее известной монистической школой Шайва Сиддханты выраженной в Тирумантираме Тирумулара , . [7] Одновременно разделяя разногласия этой ветви с дуалистической Шайва Сиддханта школой Мейкандара , которую ученые считают нормативным тантрическим шиваизмом. [8] Доктрины кашмирского шиваизма оказали большое влияние на Шри Видья . традицию шактизма [9]
История [ править ]
Недвойственные влияния Шайвы
Датируемые примерно 850–900 гг. н.э., Шива-сутры Васугупты и Спандакарики были попыткой шакта-шиваизма представить недуалистическую метафизику и гностическую сотериологию в противовес дуалистической экзегезе мейкандарской школы Шайва Сиддханты . [10] оставаясь при этом в согласии с монистической точкой зрения, выраженной в более старом и, возможно, более Тирумантираме Тирумулара авторитетном . [7] Согласно традиции, Шива -сутры явились Васугупте во сне. Спандакарика Бхаттой была написана либо Васугуптой, либо его учеником Каллатой . [11] [12]
Главные богословы Трики [ править ]
Основными богословами трика-шиваизма являются представители школы Пратьябхиджня (Признание) недвойственной философии Шайвы.
Сомананда был первым богословом школы признания, и его основной труд — « Шивадришти» . [13] Однако именно Утпаладева (ок. 900–950 гг. Н. Э.) и Абхинавагупта (ок. 950–1016, ученик одного из учеников Утпаладевы) развили систему до ее зрелой формы. [13] Утпаладевы «Ишварапратьябхиджня-карика» («Стихи о познании Господа») является одним из главных произведений этой традиции, однако его затмили работы Абхинавагупты. Так, по словам Тореллы, «Ишварапратьябхиджня -Вимаршини» Абхинавагупты и «Ишварапратьябхиджня-Виврити-Вимаршини» (комментарий к «Виврити» Утпаладевы на его собственные «Ишварапратьябхиджня-Карика» и «Вритти») обычно считаются стандартными произведениями Пратьябхиджна». [13] Торелла, однако, отмечает, что «большинство идей Абхинавагупты являются лишь развитием того, что уже изложил Утпаладева». [14]
Тантрический синтез Абхинавагупты был самой влиятельной формой тантрического «кашмирского шиваизма». Он объединил элементы следующих сампрадай (линий передачи): Трика, Пратьябхиджня, Каула Крама и Шайва Сиддхантха. [15]
Абхинавагупта написал множество других работ по Шайва-тантре. Его Тантралока , Малишлокаварттика и Тантрасара в основном основаны на Малинивиджайоттара-тантре , хотя они также в значительной степени опираются на основанную на Кали традицию Крама Куламарги . [5] » Абхинавагупты «Тантралока , вероятно, самая важная его работа. По словам Кристофера Уоллиса, « Тантралока представляет собой монументальное объяснение тантрической практики и философии, содержащее более 5800 стихов. Она энциклопедична по своему объему, хотя и не организована как энциклопедия, поскольку вместо простого перечисления теорий и практик она сводит их все в последовательная структура, в которой все имеет свое место и все имеет смысл по отношению к целому». [15]
Один из учеников Абхинавагупты, Кшемараджа , также является важной фигурой, написавшей краткую книгу «Пратьябхиджняхридаям» ( «Сущность самопознания »). [16] [17]
Джаяратха (1150–1200 гг. н. э.) написал комментарий к « Тантралоке» . [18]
и влияние Упадок
Институциональная основа и поддержка традиции Трика Шайва в основном исчезли с исламскими завоеваниями региона, что привело к медленному упадку и сокращению традиции (хотя она продолжала передаваться и практиковаться вплоть до 18 века). [19]
Однако традиция Трика Шайва оказала большое влияние на другие индийские религиозные традиции, особенно на традиции хатха-йоги , такие как натхов школа Горакши и саньясинов Дасанами, которые во многом черпают свою йогическую практику и идеи о тонком теле из писаний Трики. . [19]
Трика-шиваизм также сильно повлиял на традиции шактизма . Шривидья , которая, вероятно, возникла в Кашмире, в значительной степени опиралась на философию Трики в своих основополагающих пояснительных текстах, таких как Йогинихридая, и получала комментарии от мастеров Трики, таких как Джаяратха, и стала влиятельной традицией в основном индуизме, процветающей при институциональной поддержке в Южной Индии . [20] [21] Другой тантрической традицией, находящейся под влиянием Трики, была постклассическая форма шактизма Каликула (семья Кали ), которая имеет влияние в северо-восточных регионах Индии, таких как Бенгалия, Орисса и Непал. [19]
20- Возрождение го века
Число крупных писателей и публикаций сократилось примерно после 14 века, хотя такие писатели, как Раджанака Ананда Кави, Ананташактипада, Шивопадхьяя, Бхаскаракантха, Раджанака Лакшмирама и Харабхатта Шастри продолжали писать важные комментарии к основному кашмирскому тексту Шайвы. s в начале 20-го века. [22] В 20 веке Свами Лакшман Джу , кашмирский индус , помог возродить как научное, так и йогическое направления кашмирского шиваизма. [23] Его вклад огромен. Он вдохновил поколение ученых, которые сделали кашмирский шиваизм законной областью исследований в академии. [24] [25]
Ачарье Рамешвару Джа , ученику Лакшмана Джу, часто приписывают создание корней кашмирского шиваизма в научном сообществе Варанаси . Рамешвар Джа с его творческим потенциалом, знакомством с древними текстами и личным опытом открыл доступ к концепциям недуалистического кашмирского шиваизма. Его сочинения санскритских стихов были опубликованы в виде книг « Пурнта Пратьябхиджна». [26] и Самит Сватантрам . [26]
Свами Муктананда , хотя и не принадлежал к прямой линии кашмирского шиваизма, чувствовал близость к учению, подтвержденную его собственным непосредственным опытом. [27] [28] Он призвал Мотилала Банарсидаса опубликовать Джайдева Сингха переводы Шива-сутр , Пратьябхиджняхрдаям , Спанды Карикаса и Виджняна Бхайравы , все из которых Сингх углубленно изучал с Лакшманом Джу. [29] [30] Он также представил кашмирский шиваизм широкой аудитории западных медитаторов через свои сочинения и лекции на эту тему. [31] [32]
Виджняна Бхайрава-тантра , глава из Рудраямала-тантры , была представлена на Западе Полом Репсом , учеником Лакшмана Джу, путем включения английского перевода в его книгу «Дзен-плоть, дзен-кости» . Представленный как беседа между богом Шивой и его супругой Деви или Шакти , он представляет 112 методов медитации или техник центрирования ( дхараны ). [33]
Практика [ править ]
Предварительные условия [ править ]
Поскольку это тантрическая традиция, необходимой предпосылкой практики Трика йоги является тантрическое посвящение или дикша . Малинивиджайоттара -тантра, основной источник традиции, утверждает: «Без посвящения нет квалификации для шайва-йоги». [34]
Несмотря на то, что кашмирский шиваизм был приручен традицией домохозяина, он рекомендовал тайное выполнение практик каулы в соответствии со своим тантрическим наследием. Это должно было быть сделано в уединении от посторонних глаз, что позволяло сохранить внешний вид типичного домовладельца. [35]
Малинивиджайоттара -тантра выделяет несколько основных предварительных условий, дающих право практиковать йогу :
Йогин, освоивший позу [и] ум, контролирующий жизненную энергию, подчинивший чувства, победивший сон, преодолевший гнев и возбуждение и свободный от обмана, должен практиковать йогу в тихой, приятной пещере или земляной хижине, свободной от всего. препятствия. [36]
Шесть лакхов [ править ]
Многочисленные тексты, в том числе Малинивиджайоттара-тантра, в основном описывают шесть «разновидностей цели» или «целей» (лакшья) йогических практик. [37]
- Созерцание пустоты ( вьоман ), дарующей все Совершенства и освобождение.
- Созерцание тела ( виграха ), которое дарует принуждение божеств, таких как Вишну или Рудра.
- Созерцание капли ( бинду ), дарующей владычество над йогами.
- Созерцание фонемы ( варна ), дарующей Совершенство мантры.
- Созерцание мира ( бхувана ), дарующее регентство мира.
- Созерцание резонанса ( дхвани ), ведущее к изоляции и освобождению.
Каждой из целей даны конкретные практики. Например, в Малинивиджайоттара-тантре говорится, что совершенствование Пустоты достигается путем перемещения ума и жизненной энергии (посредством использования мантрического резонанса) через две группы по три пустоты, расположенные вдоль центрального канала (которые также соотносятся с системой шести чакр ), достигая области над головой. В разных писаниях описываются разные списки пустот и их расположение в теле. [38] Практика резонанса связана с различными звуками и с тем, как йогину следует сосредоточиться на конкретном звуке и его резонансе в центральном канале. [39]
Что касается мантр, разные шайва-тантры и тексты учат разным мантрам и биджа (семенным) мантрам. Эти мантры обычно произносятся ( уччара ) в разных местах тела вдоль центрального канала (например, в сердце, горле, лбу и т. д.). Например, Диксоттара -тантра учит интонации мантры « хамса » , начиная с области сердца. [40] Некоторые тексты учат «линейному восхождению через сердце, горло, небо и лоб, кульминацией которого является выход за пределы звукового опыта, когда «Предел резонанса» [ наданта преодолевается ] в черепе». В других текстах мантрическая энергия следует за дыханием через нос вне тела. [41]
Йоги [ править ]
Поскольку Трика Шиваизм представляет собой синтез различных традиций, его тексты, такие как Малинивиджайоттара Тантра, различают четыре различных типа Шайва-йоги. По словам Сомадева Васудевы:
Два из них были ассимилированы из Тантр Сиддханты , которая имеет две школы: одну монистическую, а другую дуалистическую. [42] [43] [1.] покорение уровней реальности ( таттваджайя ), которое трансформировалось в радикально новый тип йоги, основанный на пятнадцати уровнях апперцептивного процесса, и, [2.] йогу шести вспомогательных элементов ( шадаангайога ) , который заимствован лишь с небольшими изменениями. Третья — это [3] Каула-йога с ее системой четырех погружений (пиндастха, падастха, рупастха и рупатита), а четвертой можно считать [4] три типа одержимости (авеша), которым учит Трика (анава, шакта и самбхава), которые новаторски представлены как три метакатегории, к которым можно отнести все йогические упражнения. [44]
Покорение таттв [ править ]
В текстах Трики, а также в текстах других шиваитских школ принято формулировать процесс йогического завоевания реальностей (таттв) как серию Дхаран. Дхараны («самоанализы») - это «сложные последовательности медитативных практик», которые сосредоточены на серии размышлений над «иерархией апперцептивных состояний, призванных еще больше приблизить его к уровню высочайшего воспринимающего, Шивы». Эта иерархия медитаций и визуализаций основана на схеме Шайвы из 36 таттв . [45] По словам Сомадева Васудевы, процедуру можно описать так:
Йогин начинает с освобождения ума от внешних раздражителей, а затем фиксирует его на таттве (такой как земля, вода и т. д.) с все более углубляющимся погружением. Он достигает внутреннего видения реальности и сравнивает его со своим авторитетным библейским знанием высочайшего уровня. С помощью тарки (рассуждения), онтологического оценочного суждения, он различает, что он отличается от Шивы и, таким образом, превосходит его. Вознесение йогина неизбежно приводит его к реальности, которая есть Шива в зените всех путей. [46]
Один из примеров медитации на таттве буддхи (интеллекта) из Малинивиджайоттара-тантры таков:
Созерцая в сердце лотос цвета восходящего солнца, с восемью лепестками, содержащими [восемь бхав] дхармы и т. д., и околоплодник, интеллект [йогина] становится устойчивым в течение месяца. В течение шести лет он становится знатоком Шрути (писания). Через три года он сам становится автором Священных Писаний. Созерцая там (в сердце) свою собственную [физическую] форму, он постигает принцип интеллекта. [47]
Йога с шестью вспомогательными средствами ( ṣaḍaṅgayoga ) [ править ]
Трика йога обычно использует систему шести «членов» или вспомогательных элементов ( анг ), которые рассматриваются как вспомогательные по отношению к основному преодолению таттв. Эта система была заимствована из « Шайва-сиддханты», а также из писаний Панчаратры , таких как «Джаякхьясамхита» . Согласно Сомадеве Васудеве, в Трике шадангайогу «следует понимать как совокупность полезных или даже незаменимых йогических техник, которые позволяют будущему йогину достичь необходимого «слияния» или «идентификации» ( танмаята , букв. «состоящего из -что-ность») с объектом созерцания». [48]
Эти шесть дочерних компаний, как описано в Малинивиджайоттара-тантре, таковы: [49]
- Пранаяма , контроль над «дыханием» или «жизненной энергией» ( праной ), включает в себя различные формы вдоха, выдоха, кумбхаки , а также правильную позу ( асана ), определяемую как лотос или какая-либо другая сидячая поза. Также преподается практика удгатхи (извержения), которая представляет собой «процесс, при котором удерживаемый воздух выталкивается или выбрасывается вверх из области пупка так, что он ударяет в голову». [50]
- Дхарана (фиксация или концентрация). Обучаются четырем: Огонь, Вода, Суверенный (определяемый как бинду и нада) и Нектар (фиксация на лунном диске над черепом, который сбрасывает божественный нектар в центральный канал, наполняя тело). [51]
- Тарка (суждение или рассуждение), определяемая как «установление того, что следует развивать, а что следует отвергать».
- Дхьяна (медитация), определяемая как «внимательное созерцание Шивы» или «сфокусированный поток осознания, направленный на оцененную и, таким образом, принятую реальность».
- Самадхи , глубокое погружение, возникающее в результате длительной (в тексте указано 48 минут) и «твердо установившейся» медитации, при которой йогин «становится как бы несуществующим. звуки и другие подобные [чувственные данные] не могут его разбудить». [52]
- Пратьяхара , полное отстранение ума
В Малинивиджайоттара-тантре (глава 17) они рассматриваются как шесть последовательных шагов, ведущих к полному отождествлению с объектом медитации. [48] Важно отметить, что в разных шайва-тантрах описываются разные формы шести вспомогательных элементов, и среди различных тантр «нет единого мнения относительно их порядка, их определения или даже их подразделений». [53]
самоубийство Йогическое
Практика уткранти , также называемая «йоговским самоубийством», также преподается в недвойственных шайва-тантрах, таких как Малинивиджайоттара-тантра, в которой жизненная энергия, поднимающаяся по центральному каналу, используется для прекращения жизни и перехода к союзу с Шивой. [54] В тексте говорится, что отказ от тела можно совершить в конце жизни, после того, как человек освоит все, чего намеревался достичь. [55]
Четыре упайи [ править ]
Чтобы достичь мокши , садхана необходима или духовная практика. Тексты Трики описывают четыре основных метода ( upāya -s) достижения полного погружения (samāveśa) в божественное: [56] [57]
- анавопайя , воплощенный метод или индивидуальный метод, который подчеркивает различные техники, использующие тело, дыхание, центры тонкого тела ( чакры ) и воображение, и фокусируется на силе действия (крия-шакти). Этот метод включает в себя большинство обычных методов классической йоги: медитацию ( дхьяну ), пранаяму , визуализацию, мантры, медитацию с семенными слогами (варна-уччара), активацию тонких центров, йогические позы (карана) и медитативное ритуальное выполнение ( пуджа). [58] В «Тантрасаре» Абхинавагупта определяет этот метод как «то, что применяется в сферах воображения, праны, тела и внешних вещей. Между этими методами нет абсолютно никакой разницы в том, что практика любого из них может принести высшие плоды». ." [58]
- шактопайя , метод силы или метод силы сознания. Уоллис пишет, что этот метод «сосредоточен на избавлении от ментальных конструкций, которые не соответствуют реальности (ашуддха-викальпы), и на развитии мудрости, то есть способов понимания, которые соответствуют реальности (шуддха-викальпы)». [59] Этот метод в основном работает с силой знания (гьяна-шакти) и подчеркивает использование силы познания для очищения и уточнения наших умственных конструкций (викальп) и энергии наших мыслей и эмоций, чтобы привести их в полное соответствие с правда. [59]
- шамбхавопайя , метод сознания. Этот метод — путь милости, который работает с чистой волей (ичча-шакти) сознания. Это неконцептуальный метод (нирвикальпа), который может работать с повседневным опытом, биджа-мантрами или некоторыми простыми техниками доступа к божественному, такими как созерцание неба, погружение в сильные эмоции или практика «схватывания чего-то». первый момент восприятия». [60] Уоллис определяет это как «непосредственное интуитивное постижение полного потока реальности такой, какая она есть, свободной от мыслеконструктов, возникающей в сознании уже целостной и завершенной (пурна), даже если она кратковременная». [60]
- анупайя, «безметодный» метод. Уоллис объясняет это как очень редкий случай, когда « пробуждение шактипаты настолько интенсивно, что одного единственного учения истинного гуру достаточно, чтобы навсегда стабилизировать это пробуждение». [57]
Философия [ править ]
и представители основные Влияния
Философия Трика-шиваизма называется Пратьябхиджня (Признание) и в основном представляет собой недвойственный идеалистический и монистический теизм . [1] [61] На него повлияли работы шиваитского мониста Васугупты (ок. 800–850 гг. н. э.) и многочисленные шиваитские писания, такие как Агамы , шиваитско - шакта - тантры и каулы писания Трика . Философская система Пратьябхиджны представлена в трудах Сомананды (ок. 900–950 н. э.), Утпаладевы (ок. 925–975 н. э.), Абхинавагупты (ок. 975–1025 н. э.) и его ученика Кшемараджи (ок. 1000–1025 н. э.) 1050). [1]
По словам Кристофера Уоллиса, философия трика-шиваизма также приняла большую часть онтологического аппарата школы санкхья , например, ее систему из 25 таттв, расширив и переосмыслив ее для своей собственной системы из 36 таттв. [62] Другим важным источником Трики является монистический теизм « Тирумулара » Шайва Сиддханты . На шайвов также повлияли работы буддийских философов виджнянавады и праманавады , особенно Дхармакирти , который также считался основным противником, не являющимся шиваитом, и чьи доктрины иногда поглощались системой пратьябхиджни . [63]
Метафизика и теология [ править ]
Философия Познания, изложенная такими мыслителями, как Утпаладева, учит, что, хотя тождественность всех душ едина с Богом ( Ишварой ) или Шивой (который является единой реальностью, Существом и абсолютным сознанием), они забыли об этом из-за Майи или невежество. Однако благодаря знанию человек может осознать свою подлинную божественную природу и стать освобожденным существом. [64] Другим важным элементом теологии Трики является активная и динамичная природа сознания, которая описывается как спонтанная вибрация или пульсация ( спанда ) вселенского сознания, которая является выражением его свободы ( сватантрия ) и силы ( Шакти ). [65] По этой причине, хотя эта философия и является идеалистической , она утверждает реальность мира и повседневной жизни как реальную трансформацию ( паринама ), проявление или проявление ( абхаса ) абсолютного сознания. [66] Абсолют также объясняется через метафору света ( пракаша ) и отражающего осознания ( вимарша ). [67]
Основная теология школы познания Трики, резюмированная Утпаладевой в «Ишварапратьябхиджня-карика» («Стихи о познании Господа»), такова:
Есть только одно Великое Божество, и это само внутреннее Я всех существ. Оно воплощает себя как все вещи, наполненные непрерывным осознанием трех видов: «Я», «Это» и «Я есть это». [68]
Теология школы выражена Кшемараджем в его «Пратьябхиджня-хридайам» ( «Сердце познания ») следующим образом:
Осознанность, свободная и независимая, является причиной осуществления всего. Она раскрывает вселенную по Своей воле и на Своем собственном холсте. Оно становится многообразным благодаря разделению на взаимно приспосабливающиеся субъекты и объекты. Индивидуальное сознательное существо, как конденсация вселенского Сознания, воплощает всю вселенную в микрокосмической форме. [68]
Современный ученый-практик Шайва-тантры Кристофер Уоллис так излагает метафизику и теологию недвойственной Шайва-тантры:
Все, что существует во все времена и за его пределами, — это одно бесконечное божественное Сознание, свободное и блаженное, которое проецирует в поле своего осознания огромное множество явно дифференцированных субъектов и объектов: каждый объект представляет собой актуализацию вневременной потенциальности, присущей Свету. Сознания, и каждый субъект один и тот же плюс сокращенный локус самосознания. Это творение, божественная игра, является результатом естественного импульса Сознания выразить всю полноту своего самопознания в действии, импульса, возникающего из любви. Безграничный Свет Сознания сжимается в конечные воплощенные локусы осознания по своей собственной свободной воле. Когда эти ограниченные субъекты затем идентифицируют себя с ограниченными и ограниченными познаниями и обстоятельствами, составляющими эту фазу их существования, вместо того, чтобы отождествлять себя с трансиндивидуальной всеобъемлющей пульсацией чистого Осознания, которая является их истинной природой, они испытывают то, что они называют «страданием». Чтобы исправить это, некоторые чувствуют внутреннее побуждение встать на путь духовного гнозиса и йогической практики, цель которой состоит в том, чтобы разрушить их ошибочное отождествление и прямо раскрыть в непосредственной близости осознания тот факт, что божественные силы Сознания, Блаженства, Воли , Знание и Действие также включают в себя совокупность индивидуального опыта, тем самым вызывая признание того, что настоящая личность человека — это высшая Божественность, Целое в каждой части. Этот эмпирический гнозис повторяется и усиливается различными способами до тех пор, пока он не становится неконцептуальной основой каждого момента опыта, а сжатое чувство себя и отделение от Целого окончательно не уничтожается в сверкающем сиянии полного расширения в совершенную целостность. Тогда восприятие человека полностью охватывает реальность вселенной, экстатически танцующей в оживлении своей совершенной божественности. [69]
Эту единую высшую реальность также иногда называют Ахам (сердце). Считается, что это недвойственное внутреннее пространство Шивы, опора всего проявления. [70] высшая мантра [71] и тождественен Шакти. [72] В кашмирском шиваизме высшая форма Кали - это Каласанкаршини, которая является ниргуной, бесформенной и часто изображается в виде пламени над головой Гухья Кали, высшей грубой формы Кали. В непальском неварском искусстве как форма, так и бесформенные атрибуты Кали часто представляются в одной художественной форме, показывающей иерархию богинь в их традиции. В нем образ Гухьякали достигает кульминации в пламени с Каласанкаршини, высшим божеством в последовательности, которое поглощает время внутри себя и представляется исключительно как пламя, представляющее Пара Брахман . [73]
Теология Триады или Трики [ править ]
Важным элементом теологии Трика-шиваизма является использование нескольких триад (символизируемых трезубцем) в теологическом объяснении Абсолютной реальности. В теологии Трики таких мыслителей, как Абхинавагупта, описано несколько триад, в том числе:
- Три реальности: Шива (Высшее Трансцендентное), Шакти (имманентное творению, связь между макрокосмом и микрокосмом) и Ану (ограниченный атом или индивидуум, полный образ предельного, микрокосм макрокосма). [74]
- Три силы: Ичча (воля), Джняна (знание) и Крия (действие). Любое действие любого существа, включая Бога, подчинено этим трем фундаментальным энергиям. Ичча или Воля находится в начале любого действия или процесса. Джняна, посредством которой действие сначала ясно выражается в уме, прежде чем оно будет приведено в действие. Затем приходит Крия, энергия действия.
- Три сущности: пати ( Шива ), паша (рабство), пашу (душа).
- Триада Шакти или Три Богини: Пара (трансцендентность), Парапара (трансцендентность и имманентность) и Апара Шакти (имманентность).
- Три аспекта знания: Праматри (субъект), Прамана (модальности знания) и Прамея — познаваемый объект.
- Три состояния сознания: джаграт (бодрствование), свапна (сновидение) и сушупти (сон без сновидений).
- Тройной духовный путь: Шамбхавопайя , Шактопайя и Анавопайя.
- Трансцендентная триада: пракаша (сияние), вимарша (динамика), самарасья (однородное блаженство).
- Три нечистоты: анавамала, майя, карма. Вимарша
с Адвайта Сравнение Ведантой
Кашмирский шиваизм и Адвайта Веданта — это недвойственные философии, которые отдают предпочтение Универсальному Сознанию ( Чит или Брахман ). [75] В кашмирском шиваизме все вещи являются проявлением этого Сознания. [76] но феноменальный мир ( Шакти ) реален, существует и существует в Сознании ( Чит ). [77] Джайдева Сингх перечисляет семь ключевых отличий между адвайтой и кашмирским шиваизмом, где в кашмирском шиваизме (1) абсолют активен, а не пассивен, (2) мир является реальной видимостью, а не ложным (митхья), (3) благодатью. (ануграха) играет сотериологическую роль, (4) атман присутствует в человеческом теле в динамической форме (спанда), а не как чистый свидетель (сакши), (5) методы включают все четыре упайи, а не подчеркивают только Шамбхавопайя, (6) невежество (авидья) искореняется как на интеллектуальном (баудда), так и на личном (пауруша) уровне, а не только на интеллектуальном уровне, и (7) освобождение (мукти) — это не изоляция от мира (кайвалья), а интеграция в мир, который появляется как Шива. [78]
Тексты [ править ]
По словам Марка С.Г. Дычковски , кашмирский трика-шиваизм рассматривает три писания «как свои основные авторитеты»: Малинивиджайоттара-тантра , Сиддхайогешваримата и Анамака-тантра. [4]
Как монистическая тантрическая система, Трика Шиваизм, как его еще называют, черпает учения из шрути , таких как монистические Бхайрава-тантры , Шива-сутры Васугупты , а также уникальная версия Бхагавад -гиты , которая имеет комментарий Абхинавагупты , известный как Гитартха Самграха . Учения также взяты из Тантралоки Абхинавагупты, известной среди огромного количества смрити, используемых кашмирским шиваизмом.
В целом всю письменную традицию шиваизма можно разделить на три фундаментальные части: Агама-шастра , Спанда-шастра и Пратьябхиджня-шастра . [79]
1. Агама -шастра – это писания, которые считаются прямым откровением Шивы. Эти писания сначала передавались устно, от мастера к достойному ученику. Они включают в себя такие основные произведения, как Малинивиджая Тантра , Сваччанда Тантра , Виджняна Бхайрава Тантра , Нетра Тантра , Мригендра Тантра , Рудраямала Тантра , Шивасутра и другие. К этим произведениям также имеются многочисленные комментарии, Шивасутры . большинство из которых есть у [80]
2. Спанда Шастра , главный труд которой — Спанда Карика Бхатты Каллаты , ученика Васугупты , с многочисленными комментариями. Из них два имеют большое значение: Спанда Сандоха (в этом комментарии говорится только о первых стихах Спанда Карики ) и Спанда Нирная (который представляет собой комментарий к полному тексту). [80]
3. Пратьябхиджня- шастра – это писания, имеющие преимущественно метафизическое содержание. Ввиду чрезвычайно высокого духовного и интеллектуального уровня эта часть письменной традиции шиваизма наименее доступна для непосвященных. Тем не менее, этот корпус сочинений относится к самому простому и самому прямому способу духовной реализации. Пратьябхиджня означает «распознавание» и относится к спонтанному признанию божественной природы, скрытой в каждом человеческом существе ( атман ). Наиболее важными работами в этой категории являются: «Ишвара Пратьябхиджна» , фундаментальный труд Утпаладевы , и «Пратьябхиджня Вимаршини» , комментарий к Ишваре Пратьябхиджне . Ишвара Пратьябхиджна фактически означает прямое признание Господа ( Ишвары ) тождественным своему Сердцу. До Утпаладевы его учитель Сомананда написал «Шива Дршти» ( «Видение Шивы» ), религиозное стихотворение , написанное на нескольких уровнях смысла. [81]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дэвид Питер Лоуренс, Кашмирская шиваитская философия , Интернет-энциклопедия философии
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Уоллис, Кристофер; «Просветление Тантры», глава II, История Шайва-тантры
- ↑ Карл Олсон, «Многоцветие индуизма» , издательство Rutgers University Press, 2007, стр. 237.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дычковски, Марк С.Г. Доктрина вибрации: анализ доктрин и практик кашмирского шиваизма, Motilal Banarsidass Publ., 1989, с. 12.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сандерсон, Алексис. «Шайвская литература». Архивировано 4 марта 2016 г. в журнале индологических исследований Wayback Machine (Киото), №№ 24 и 25 (2012–2013 гг.), 2014 г., стр. 52–53.
- ^ Мюллер-Ортега, Пол Э. (1989). Триадное сердце Шивы: каула-тантризм Абхинавагупты в недвойственном шиваизме Кашмира, стр. 42-43. СУНИ Пресс
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ганапати, Теннесси, 2004. Йога Тирумулара: очерки Тирумандирама . стр.464
- ^ Флуд, Гэвин . 2006. Тантрическое тело . стр.61
- ^ Флуд, Гэвин (1996), Введение в индуизм , стр. 188. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-43878-0.
- ^ Сандерсон, Алексис. «Индуизм Кашмира». 9 июня 2009 г. стр. 31-32.
- ^ Свами Пармешварананд (2004). Энциклопедия шиваизма . Саруп и сыновья. стр. 32–. ISBN 978-81-7625-427-4 .
- ^ Дычковски 1987 , с. 21.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Торелла 2021, стр. 1-3.
- ^ Торелла 2021, с. 4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уоллис, Кристофер (2013). Озаренная Тантра , стр. 292-306.
- ^ Флуд, Гэвин. 1996. Введение в индуизм. С.164-167
- ^ Флуд, Гэвин. 2006. Тантрическое тело. стр.66
- ^ Сандерсон, Алексис. «Шайвская литература». Архивировано 4 марта 2016 г. в журнале индологических исследований Wayback Machine (Киото), № 24 и 25 (2012–2013 гг.), 2014 г., стр. 53, 59, 61, 68.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Уоллис, Кристофер (2013). Просветление Тантры , стр. 308-319.
- ^ Брукс, Дуглас Ренфрю (1992). Благоприятная мудрость: тексты и традиции Шривидья Шакта-тантризма в Южной Индии . Серия SUNY по тантрическим исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: State Univ. Нью-Йорк Пресс. стр. 38–43. ISBN 978-0-7914-1146-9 .
- ^ Паду, Андре; Жанти, Роже-Орфе, ред. (2013). Сердце йогини: Йогинихридая, санскритский тантрический трактат . Нью-Йорк: Оксфордский университет. Нажимать. стр. 4–10. ISBN 978-0-19-998233-2 .
- ^ Поттер, Карл Х., изд. (2019). Кашмирская шиваитская философия . Энциклопедия индийской философии / главный редактор: Карл Х. Поттер. Дели: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN 978-81-208-4220-5 .
- ^ Кашмирский шиваизм, Высшая тайна, раскрытая Свами Лакшманджу
- ^ «Предисловие», Лэнс Э. Нельсон в книге «Самореализация в кашмирском шиваизме», Джон Хьюз, стр.xxii-iv.
- ^ Сознание - это все, Йога кашмирского шиваизма, Свами Шанкарананда, стр. 47-8.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Pratyabhijna Press Варанаси, Издатели Арун Кришна Джоши, Виджай Кришна Джоши, Ничи Баг Варанаси
- ^ Лал Дед: Великая кашмирская святая поэтесса, Материалы национального семинара, проводимого Кашмирским обществом образования, культуры и науки. стр12
- ↑ Игра сознания – Духовная автобиография, Свами Муктананда, стр. 117
- ^ Свами Дургананда, «Увидеть мир, полный святых» в книге «Революция медитации», Брукс, Дургананда и др., стр. 96-97.
- ^ Шива Сутры - Йога Высшей Личности, Джайдева Сингх, стр. iv
- ^ Свами Дургананда, «Увидеть мир, полный святых» в книге «Революция медитации», Брукс, Дургананда и др., стр. 96-97.
- ↑ Тайна сиддхов, Свами Муктананда, главы 9–37.
- ^ Пол Репс, Дзен-Плоть, Дзен-Кости, Сборник сочинений Дзен и до-Дзен ( ISBN 0-8048-0644-6 )
- ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 244.
- ^ Флуд, Гэвин. 2006. Тантрическое тело. стр.14
- ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 248.
- ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 256-261.
- ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 266.
- ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, Критическое издание, перевод и примечания, стр. 279.
- ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 284-85.
- ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 286-87.
- ^ Ганапати, Теннесси, 2004. Йога Тирумулара: очерки Тирумандирама . стр.463
- ^ Ганапати, Теннесси , 2013. Тирумандирам / Сиддхар Тирумулар; Английский перевод и комментарии . П.3457
- ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 368-69.
- ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 293-94.
- ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, Критическое издание, перевод и примечания, стр. 298.
- ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 353.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 367-370.
- ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 367-375.
- ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 403.
- ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 417.
- ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 433-434.
- ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 376.
- ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, Критическое издание, перевод и примечания, стр. 437.
- ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 442.
- ^ Камалакар Мишра , Кашмирский шиваизм, Центральная философия тантризма , стр. 339-350
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уоллис, Кристофер (2013). Озаренная Тантра , стр. 346-350.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уоллис, Кристофер (2013). Просветление Тантры , стр. 383-409.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уоллис, Кристофер (2013). Просветление Тантры , стр. 357-83.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уоллис, Кристофер (2013). Просветление Тантры , стр. 350-57.
- ^ Дычковски, Марк С.Г. Доктрина вибрации: анализ доктрин и практик кашмирского шиваизма, Motilal Banarsidass Publ., 1989, стр. 17.
- ^ Уоллис, Кристофер Д. Философия религии Шайва в контексте, полевое заявление доктора Роберта Голдмана
- ^ Торелла, Рафаэле. 1992. «Пратьябхиджня и логико-эпистемологическая школа буддизма» в книге « Ритуалы и размышления в раннем тантризме: исследования в честь Андре Паду». Олбани: SUNY Press.
- ^ Дычковски, Марк С.Г. Доктрина вибрации: анализ доктрин и практик кашмирского шиваизма, Motilal Banarsidass Publ., 1989, стр. 17-18.
- ^ Дычковски, Марк С.Г. Доктрина вибрации: анализ доктрин и практик кашмирского шиваизма, Motilal Banarsidass Publ., 1989, стр. 24.
- ^ Дычковски, Марк С.Г. Доктрина вибрации: анализ доктрин и практик кашмирского шиваизма, Motilal Banarsidass Publ., 1989, стр. 25.
- ^ Дычковски, Марк С.Г. Доктрина вибрации: анализ доктрин и практик кашмирского шиваизма, Motilal Banarsidass Publ., 1989, стр. 26.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уоллис, Кристофер (2013). Просветление Тантры , стр. 283-292.
- ^ Уоллис, Кристофер (2013). Просветление Тантры , глава I, 1. Философия недвойственной Шайва-тантры.
- ^ Пара-тришика Виварана , Джайдева Сингх , стр. 194
- ^ Пара-тришика Виварана , Джайдева Сингх, стр. 180.
- ^ Пара-тришика Виварана , Джайдева Сингх, стр. 127.
- ^ Время и пространство в тантрическом искусстве, Станешвар Тималсина.
- ^ Трика Шиваизм Кашмира, Моти Лал Пандит, стр. 13
- ^ Джайдева Сингх (2008), Пратьябхиджнахридаям: Секрет самопознания , Молтилал Банарсидасс, 2008, стр.24-26
- ^ Дычковски 1987 , с. 44.
- ^ Кшемараджа, пер. Джайдев Сингх, Спанда Карикас: Божественная творческая пульсация, Дели: Мотилал Банарсидасс, стр. 119
- ^ Сингх, Джайдева (1985). Веданта и Адвайта Шайвагама Кашмира: сравнительное исследование . Институт культуры Миссии Рамакришны . стр. 44–51. ISBN 9788187332930 .
- ^ Трика Шиваизм Кашмира, Моти Лал Пандит, стр. IX
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трика Шиваизм Кашмира, Моти Лал Пандит, стр. Х
- ^ Трика Шиваизм Кашмира, Моти Лал Пандит, стр. XI
Источники [ править ]
- Флад, Гэвин (1996), Введение в индуизм , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-43878-0
- Мюллер-Ортега, Пол Э. (2010), Триадное сердце Шивы: каула-тантризм Абхинавагупты в недвойственном шиваизме Кашмира , Suny press
- Сандерсон, Алексис (2005a), «Шиваизм: Шиваизм в Касмире», в книге Джонса, Линдси (редактор), Энциклопедия религии Макмиллана. Том 12: Школа Рньинг Ма Па - Душа , Макмиллан
- Сандерсон, Алексис (2005b), «Шиваизм: Трика-шиваизм», в книге Джонса, Линдси (ред.), Энциклопедия религии Макмиллана. Том 12: Школа Рньинг Ма Па - Душа , Макмиллан
- Сандерсон, Алексис (2005e), «Шиваизм: Крама-шиваизм», в книге Джонса, Линдси (редактор), Энциклопедия религии Макмиллана. Том 12: Школа Рньинг Ма Па - Душа , Макмиллан
- Торелла, Рафаэле (2021), Утпаладева: философ признания , DK Printworld (P) Ltd
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бэшам, Алабама (1989). Зиск, Кеннет (ред.). Истоки и развитие классического индуизма . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-507349-5 .
- Дычковски, Марк С.Г. (1987). Доктрина вибрации: анализ доктрин и практик кашмирского шиваизма . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-88706-432-9 .
- Лакшманджу, Свами (2003). Кашмирский шиваизм: Высшая Тайна . 1-я книжная библиотека. ISBN 1-58721-505-5 .
- Мюллер-Ортега, Пол Э. (2010). Триадное сердце Шивы: каула-тантризм Абхинавагупты в недвойственном шиваизме Кашмира . Суни пресс.
- Мишра, Камалакар (1999). Кашмирский шиваизм, Центральная философия тантризма . Публикации Шри Сатгуру. ISBN 81-7030-632-9 .
- Шанкарананда, Свами (2003). Сознание – это все, Йога Кашмирского Шиваизма . Шактипат Пресс. ISBN 0-9750995-0-7 .
- Хьюз, Джон (1994). Самореализация в Кашмирском Шиваизме . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-2179-1 .
- Тошкани, (Труды под редакцией) SS (2002). Лал Дед: Великая кашмирская святая поэтесса, Материалы национального семинара, проведенного Кашмирским обществом образования, культуры и науки, 12 ноября 2000 г. B-36 Анклав Пампош , Нью-Дели-110048: Издательская корпорация APH. ISBN 81-7648-381-8 .
{{cite book}}
:|first=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - Муктананда, Свами (2000). Игра сознания – духовная автобиография . Фонд СИДА. ISBN 0-911307-81-8 .
- Муктананда, Свами (1980). Тайна Сиддхов . Фонд СИДА. ISBN 81-86693-07-6 .
- Дургананда, Свами; Брукс; и др. (1997). Революция медитации . Агама Пресс. ISBN 0-9654096-1-9 .
- Сингх, Джайдева (2000). Шива Сутры – Йога Высшей Личности . Дели: Молтилал Банарсидасс. ISBN 81-208-0406-6 .
- Сингх, Джайдева (2005). Спанда-Карикас — Божественная творческая пульсация . Дели: Молтилал Банарсидасс. ISBN 81-208-0821-5 .
- Сингх, Джайдева (2008). Пратьябхиджняхридайам – Тайна самопознания . Дели: Молтилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0323-7 .