Jump to content

Кашмирский шиваизм

Трезубец ( тришулабиджа мандалам ) символ и янтра Парамы Шивы, представляющие триадные энергии верховной богини Пара , Пара-апара и Апара-шакти.

Традиция кашмирского шиваизма , также называемая трика-шиваизмом , представляет собой недуалистическую ветвь шайва- шакта -тантры индуизма , зародившуюся в Кашмире после 850 года нашей эры. [1] [2] В месте своего зарождения в Кашмире эту традицию обычно называют « кашмирским шиваизмом ». Позже оно распространилось за пределы Кашмира, и его великий ученый Абхинавагупта назвал его «Трика» (что означает «Троица»). Особенно он процветал в штатах Одиша и Махараштра . [2] [3] Определяющими чертами традиции Трика являются ее идеалистическая и монистическая философская система Пратьябхиджна («Признание»), предложенная Утпаладевой (ок. 925–975 н.э.) и Абхинавагуптой (ок. 975–1025 н.э.), а также центральное место трех богинь Пара. , Парапара и Апара. [1] [2]

Хотя Трика опирается на многочисленные шиваитские тексты, такие как Шайва-агамы , Шайва- и Шакта-тантры , ее основными авторитетными священными писаниями являются Малинивиджайоттара-тантра , Сиддхайогешваримата и Анамака-тантра. [4] Его основными экзегетическими работами являются труды Абхинавагупты , такие как Тантралока , Малишлокаварттика и Тантрасара , которые формально являются толкованием Малинивиджайоттара-тантры , хотя они также в значительной степени опирались на основанную на Кали подкатегорию Крама Куламарги . [5] Другим важным текстом этой традиции является Виджняна-бхайрава-тантра , в которой основное внимание уделяется описанию многочисленных йогических практик. [6]

Кашмирский шиваизм разделяет многие параллельные точки зрения с менее известной монистической школой Шайва Сиддханты выраженной в Тирумантираме Тирумулара , . [7] Одновременно разделяя разногласия этой ветви с дуалистической Шайва Сиддханта школой Мейкандара , которую ученые считают нормативным тантрическим шиваизмом. [8] Доктрины кашмирского шиваизма оказали большое влияние на Шри Видья . традицию шактизма [9]

История [ править ]

Шива и Парвати (связанная с Шакти ), Кашмир, 10 или 11 век.

Недвойственные влияния Шайвы

Датируемые примерно 850–900 гг. н.э., Шива-сутры Васугупты и Спандакарики были попыткой шакта-шиваизма представить недуалистическую метафизику и гностическую сотериологию в противовес дуалистической экзегезе мейкандарской школы Шайва Сиддханты . [10] оставаясь при этом в согласии с монистической точкой зрения, выраженной в более старом и, возможно, более Тирумантираме Тирумулара авторитетном . [7] Согласно традиции, Шива -сутры явились Васугупте во сне. Спандакарика Бхаттой была написана либо Васугуптой, либо его учеником Каллатой . [11] [12]

Главные богословы Трики [ править ]

Основными богословами трика-шиваизма являются представители школы Пратьябхиджня (Признание) недвойственной философии Шайвы.

Сомананда был первым богословом школы признания, и его основной труд — « Шивадришти» . [13] Однако именно Утпаладева (ок. 900–950 гг. Н. Э.) и Абхинавагупта (ок. 950–1016, ученик одного из учеников Утпаладевы) развили систему до ее зрелой формы. [13] Утпаладевы «Ишварапратьябхиджня-карика» («Стихи о познании Господа») является одним из главных произведений этой традиции, однако его затмили работы Абхинавагупты. Так, по словам Тореллы, «Ишварапратьябхиджня -Вимаршини» Абхинавагупты и «Ишварапратьябхиджня-Виврити-Вимаршини» (комментарий к «Виврити» Утпаладевы на его собственные «Ишварапратьябхиджня-Карика» и «Вритти») обычно считаются стандартными произведениями Пратьябхиджна». [13] Торелла, однако, отмечает, что «большинство идей Абхинавагупты являются лишь развитием того, что уже изложил Утпаладева». [14]

Тантрический синтез Абхинавагупты был самой влиятельной формой тантрического «кашмирского шиваизма». Он объединил элементы следующих сампрадай (линий передачи): Трика, Пратьябхиджня, Каула Крама и Шайва Сиддхантха. [15]

Абхинавагупта написал множество других работ по Шайва-тантре. Его Тантралока , Малишлокаварттика и Тантрасара в основном основаны на Малинивиджайоттара-тантре , хотя они также в значительной степени опираются на основанную на Кали традицию Крама Куламарги . [5] » Абхинавагупты «Тантралока , вероятно, самая важная его работа. По словам Кристофера Уоллиса, « Тантралока представляет собой монументальное объяснение тантрической практики и философии, содержащее более 5800 стихов. Она энциклопедична по своему объему, хотя и не организована как энциклопедия, поскольку вместо простого перечисления теорий и практик она сводит их все в последовательная структура, в которой все имеет свое место и все имеет смысл по отношению к целому». [15]

Один из учеников Абхинавагупты, Кшемараджа , также является важной фигурой, написавшей краткую книгу «Пратьябхиджняхридаям» ( «Сущность самопознания »). [16] [17]

Джаяратха (1150–1200 гг. н. э.) написал комментарий к « Тантралоке» . [18]

Картина священника и прихожан храма Шивы в Сринагаре , Кашмир, около 1850–1860 гг.

и влияние Упадок

Институциональная основа и поддержка традиции Трика Шайва в основном исчезли с исламскими завоеваниями региона, что привело к медленному упадку и сокращению традиции (хотя она продолжала передаваться и практиковаться вплоть до 18 века). [19]

Однако традиция Трика Шайва оказала большое влияние на другие индийские религиозные традиции, особенно на традиции хатха-йоги , такие как натхов школа Горакши и саньясинов Дасанами, которые во многом черпают свою йогическую практику и идеи о тонком теле из писаний Трики. . [19]

Трика-шиваизм также сильно повлиял на традиции шактизма . Шривидья , которая, вероятно, возникла в Кашмире, в значительной степени опиралась на философию Трики в своих основополагающих пояснительных текстах, таких как Йогинихридая, и получала комментарии от мастеров Трики, таких как Джаяратха, и стала влиятельной традицией в основном индуизме, процветающей при институциональной поддержке в Южной Индии . [20] [21] Другой тантрической традицией, находящейся под влиянием Трики, была постклассическая форма шактизма Каликула (семья Кали ), которая имеет влияние в северо-восточных регионах Индии, таких как Бенгалия, Орисса и Непал. [19]

20- Возрождение го века

Число крупных писателей и публикаций сократилось примерно после 14 века, хотя такие писатели, как Раджанака Ананда Кави, Ананташактипада, Шивопадхьяя, Бхаскаракантха, Раджанака Лакшмирама и Харабхатта Шастри продолжали писать важные комментарии к основному кашмирскому тексту Шайвы. s в начале 20-го века. [22] В 20 веке Свами Лакшман Джу , кашмирский индус , помог возродить как научное, так и йогическое направления кашмирского шиваизма. [23] Его вклад огромен. Он вдохновил поколение ученых, которые сделали кашмирский шиваизм законной областью исследований в академии. [24] [25]

Ачарье Рамешвару Джа , ученику Лакшмана Джу, часто приписывают создание корней кашмирского шиваизма в научном сообществе Варанаси . Рамешвар Джа с его творческим потенциалом, знакомством с древними текстами и личным опытом открыл доступ к концепциям недуалистического кашмирского шиваизма. Его сочинения санскритских стихов были опубликованы в виде книг « Пурнта Пратьябхиджна». [26] и Самит Сватантрам . [26]

Свами Муктананда , хотя и не принадлежал к прямой линии кашмирского шиваизма, чувствовал близость к учению, подтвержденную его собственным непосредственным опытом. [27] [28] Он призвал Мотилала Банарсидаса опубликовать Джайдева Сингха переводы Шива-сутр , Пратьябхиджняхрдаям , Спанды Карикаса и Виджняна Бхайравы , все из которых Сингх углубленно изучал с Лакшманом Джу. [29] [30] Он также представил кашмирский шиваизм широкой аудитории западных медитаторов через свои сочинения и лекции на эту тему. [31] [32]

Виджняна Бхайрава-тантра , глава из Рудраямала-тантры , была представлена ​​на Западе Полом Репсом , учеником Лакшмана Джу, путем включения английского перевода в его книгу «Дзен-плоть, дзен-кости» . Представленный как беседа между богом Шивой и его супругой Деви или Шакти , он представляет 112 методов медитации или техник центрирования ( дхараны ). [33]

Практика [ править ]

Предварительные условия [ править ]

Тантрическое посвящение ( дикша ) необходимо для занятий тантрическими практиками Трикашиваизма.

Поскольку это тантрическая традиция, необходимой предпосылкой практики Трика йоги является тантрическое посвящение или дикша . Малинивиджайоттара -тантра, основной источник традиции, утверждает: «Без посвящения нет квалификации для шайва-йоги». [34]

Несмотря на то, что кашмирский шиваизм был приручен традицией домохозяина, он рекомендовал тайное выполнение практик каулы в соответствии со своим тантрическим наследием. Это должно было быть сделано в уединении от посторонних глаз, что позволяло сохранить внешний вид типичного домовладельца. [35]

Малинивиджайоттара -тантра выделяет несколько основных предварительных условий, дающих право практиковать йогу :

Йогин, освоивший позу [и] ум, контролирующий жизненную энергию, подчинивший чувства, победивший сон, преодолевший гнев и возбуждение и свободный от обмана, должен практиковать йогу в тихой, приятной пещере или земляной хижине, свободной от всего. препятствия. [36]

Шесть лакхов [ править ]

Сланцевая статуя Шивы Махадевы, Северная Индия, Кашмир , 8 век. Кливлендский художественный музей .

Многочисленные тексты, в том числе Малинивиджайоттара-тантра, в основном описывают шесть «разновидностей цели» или «целей» (лакшья) йогических практик. [37]

  • Созерцание пустоты ( вьоман ), дарующей все Совершенства и освобождение.
  • Созерцание тела ( виграха ), которое дарует принуждение божеств, таких как Вишну или Рудра.
  • Созерцание капли ( бинду ), дарующей владычество над йогами.
  • Созерцание фонемы ( варна ), дарующей Совершенство мантры.
  • Созерцание мира ( бхувана ), дарующее регентство мира.
  • Созерцание резонанса ( дхвани ), ведущее к изоляции и освобождению.

Каждой из целей даны конкретные практики. Например, в Малинивиджайоттара-тантре говорится, что совершенствование Пустоты достигается путем перемещения ума и жизненной энергии (посредством использования мантрического резонанса) через две группы по три пустоты, расположенные вдоль центрального канала (которые также соотносятся с системой шести чакр ), достигая области над головой. В разных писаниях описываются разные списки пустот и их расположение в теле. [38] Практика резонанса связана с различными звуками и с тем, как йогину следует сосредоточиться на конкретном звуке и его резонансе в центральном канале. [39]

Что касается мантр, разные шайва-тантры и тексты учат разным мантрам и биджа (семенным) мантрам. Эти мантры обычно произносятся ( уччара ) в разных местах тела вдоль центрального канала (например, в сердце, горле, лбу и т. д.). Например, Диксоттара -тантра учит интонации мантры « хамса » , начиная с области сердца. [40] Некоторые тексты учат «линейному восхождению через сердце, горло, небо и лоб, кульминацией которого является выход за пределы звукового опыта, когда «Предел резонанса» [ наданта преодолевается ] в черепе». В других текстах мантрическая энергия следует за дыханием через нос вне тела. [41]

Йоги [ править ]

Поскольку Трика Шиваизм представляет собой синтез различных традиций, его тексты, такие как Малинивиджайоттара Тантра, различают четыре различных типа Шайва-йоги. По словам Сомадева Васудевы:

Два из них были ассимилированы из Тантр Сиддханты , которая имеет две школы: одну монистическую, а другую дуалистическую. [42] [43] [1.] покорение уровней реальности ( таттваджайя ), которое трансформировалось в радикально новый тип йоги, основанный на пятнадцати уровнях апперцептивного процесса, и, [2.] йогу шести вспомогательных элементов ( шадаангайога ) , который заимствован лишь с небольшими изменениями. Третья — это [3] Каула-йога с ее системой четырех погружений (пиндастха, падастха, рупастха и рупатита), а четвертой можно считать [4] три типа одержимости (авеша), которым учит Трика (анава, шакта и самбхава), которые новаторски представлены как три метакатегории, к которым можно отнести все йогические упражнения. [44]

Покорение таттв [ править ]

В текстах Трики, а также в текстах других шиваитских школ принято формулировать процесс йогического завоевания реальностей (таттв) как серию Дхаран. Дхараны («самоанализы») - это «сложные последовательности медитативных практик», которые сосредоточены на серии размышлений над «иерархией апперцептивных состояний, призванных еще больше приблизить его к уровню высочайшего воспринимающего, Шивы». Эта иерархия медитаций и визуализаций основана на схеме Шайвы из 36 таттв . [45] По словам Сомадева Васудевы, процедуру можно описать так:

Йогин начинает с освобождения ума от внешних раздражителей, а затем фиксирует его на таттве (такой как земля, вода и т. д.) с все более углубляющимся погружением. Он достигает внутреннего видения реальности и сравнивает его со своим авторитетным библейским знанием высочайшего уровня. С помощью тарки (рассуждения), онтологического оценочного суждения, он различает, что он отличается от Шивы и, таким образом, превосходит его. Вознесение йогина неизбежно приводит его к реальности, которая есть Шива в зените всех путей. [46]

Один из примеров медитации на таттве буддхи (интеллекта) из Малинивиджайоттара-тантры таков:

Созерцая в сердце лотос цвета восходящего солнца, с восемью лепестками, содержащими [восемь бхав] дхармы и т. д., и околоплодник, интеллект [йогина] становится устойчивым в течение месяца. В течение шести лет он становится знатоком Шрути (писания). Через три года он сам становится автором Священных Писаний. Созерцая там (в сердце) свою собственную [физическую] форму, он постигает принцип интеллекта. [47]

Йога с шестью вспомогательными средствами ( ṣaḍaṅgayoga ) [ править ]

Трика йога обычно использует систему шести «членов» или вспомогательных элементов ( анг ), которые рассматриваются как вспомогательные по отношению к основному преодолению таттв. Эта система была заимствована из « Шайва-сиддханты», а также из писаний Панчаратры , таких как «Джаякхьясамхита» . Согласно Сомадеве Васудеве, в Трике шадангайогу «следует понимать как совокупность полезных или даже незаменимых йогических техник, которые позволяют будущему йогину достичь необходимого «слияния» или «идентификации» ( танмаята , букв. «состоящего из -что-ность») с объектом созерцания». [48]

Эти шесть дочерних компаний, как описано в Малинивиджайоттара-тантре, таковы: [49]

  • Пранаяма , контроль над «дыханием» или «жизненной энергией» ( праной ), включает в себя различные формы вдоха, выдоха, кумбхаки , а также правильную позу ( асана ), определяемую как лотос или какая-либо другая сидячая поза. Также преподается практика удгатхи (извержения), которая представляет собой «процесс, при котором удерживаемый воздух выталкивается или выбрасывается вверх из области пупка так, что он ударяет в голову». [50]
  • Дхарана (фиксация или концентрация). Обучаются четырем: Огонь, Вода, Суверенный (определяемый как бинду и нада) и Нектар (фиксация на лунном диске над черепом, который сбрасывает божественный нектар в центральный канал, наполняя тело). [51]
  • Тарка (суждение или рассуждение), определяемая как «установление того, что следует развивать, а что следует отвергать».
  • Дхьяна (медитация), определяемая как «внимательное созерцание Шивы» или «сфокусированный поток осознания, направленный на оцененную и, таким образом, принятую реальность».
  • Самадхи , глубокое погружение, возникающее в результате длительной (в тексте указано 48 минут) и «твердо установившейся» медитации, при которой йогин «становится как бы несуществующим. звуки и другие подобные [чувственные данные] не могут его разбудить». [52]
  • Пратьяхара , полное отстранение ума

В Малинивиджайоттара-тантре (глава 17) они рассматриваются как шесть последовательных шагов, ведущих к полному отождествлению с объектом медитации. [48] Важно отметить, что в разных шайва-тантрах описываются разные формы шести вспомогательных элементов, и среди различных тантр «нет единого мнения относительно их порядка, их определения или даже их подразделений». [53]

самоубийство Йогическое

Практика уткранти , также называемая «йоговским самоубийством», также преподается в недвойственных шайва-тантрах, таких как Малинивиджайоттара-тантра, в которой жизненная энергия, поднимающаяся по центральному каналу, используется для прекращения жизни и перехода к союзу с Шивой. [54] В тексте говорится, что отказ от тела можно совершить в конце жизни, после того, как человек освоит все, чего намеревался достичь. [55]

Четыре упайи [ править ]

Чтобы достичь мокши , садхана необходима или духовная практика. Тексты Трики описывают четыре основных метода ( upāya -s) достижения полного погружения (samāveśa) в божественное: [56] [57]

  1. анавопайя , воплощенный метод или индивидуальный метод, который подчеркивает различные техники, использующие тело, дыхание, центры тонкого тела ( чакры ) и воображение, и фокусируется на силе действия (крия-шакти). Этот метод включает в себя большинство обычных методов классической йоги: медитацию ( дхьяну ), пранаяму , визуализацию, мантры, медитацию с семенными слогами (варна-уччара), активацию тонких центров, йогические позы (карана) и медитативное ритуальное выполнение ( пуджа). [58] В «Тантрасаре» Абхинавагупта определяет этот метод как «то, что применяется в сферах воображения, праны, тела и внешних вещей. Между этими методами нет абсолютно никакой разницы в том, что практика любого из них может принести высшие плоды». ." [58]
  2. шактопайя , метод силы или метод силы сознания. Уоллис пишет, что этот метод «сосредоточен на избавлении от ментальных конструкций, которые не соответствуют реальности (ашуддха-викальпы), и на развитии мудрости, то есть способов понимания, которые соответствуют реальности (шуддха-викальпы)». [59] Этот метод в основном работает с силой знания (гьяна-шакти) и подчеркивает использование силы познания для очищения и уточнения наших умственных конструкций (викальп) и энергии наших мыслей и эмоций, чтобы привести их в полное соответствие с правда. [59]
  3. шамбхавопайя , метод сознания. Этот метод — путь милости, который работает с чистой волей (ичча-шакти) сознания. Это неконцептуальный метод (нирвикальпа), который может работать с повседневным опытом, биджа-мантрами или некоторыми простыми техниками доступа к божественному, такими как созерцание неба, погружение в сильные эмоции или практика «схватывания чего-то». первый момент восприятия». [60] Уоллис определяет это как «непосредственное интуитивное постижение полного потока реальности такой, какая она есть, свободной от мыслеконструктов, возникающей в сознании уже целостной и завершенной (пурна), даже если она кратковременная». [60]
  4. анупайя, «безметодный» метод. Уоллис объясняет это как очень редкий случай, когда « пробуждение шактипаты настолько интенсивно, что одного единственного учения истинного гуру достаточно, чтобы навсегда стабилизировать это пробуждение». [57]

Философия [ править ]

Картина богини Кали из Джамму и Кашмира , ок. 1660–70, из серии «Тантрическая Деви» , приписываемой Крипалу из Нурпура (активен ок. 1660–1690). Художественный музей Филадельфии
Диаграмма Шри Янтры с Десятью Махавидьями . Треугольники представляют Шиву и Шакти , змея представляет Спанду и Кундалини .

и представители основные Влияния

Философия Трика-шиваизма называется Пратьябхиджня (Признание) и в основном представляет собой недвойственный идеалистический и монистический теизм . [1] [61] На него повлияли работы шиваитского мониста Васугупты (ок. 800–850 гг. н. э.) и многочисленные шиваитские писания, такие как Агамы , шиваитско - шакта - тантры и каулы писания Трика . Философская система Пратьябхиджны представлена ​​в трудах Сомананды (ок. 900–950 н. э.), Утпаладевы (ок. 925–975 н. э.), Абхинавагупты (ок. 975–1025 н. э.) и его ученика Кшемараджи (ок. 1000–1025 н. э.) 1050). [1]

По словам Кристофера Уоллиса, философия трика-шиваизма также приняла большую часть онтологического аппарата школы санкхья , например, ее систему из 25 таттв, расширив и переосмыслив ее для своей собственной системы из 36 таттв. [62] Другим важным источником Трики является монистический теизм « Тирумулара » Шайва Сиддханты . На шайвов также повлияли работы буддийских философов виджнянавады и праманавады , особенно Дхармакирти , который также считался основным противником, не являющимся шиваитом, и чьи доктрины иногда поглощались системой пратьябхиджни . [63]

Метафизика и теология [ править ]

Философия Познания, изложенная такими мыслителями, как Утпаладева, учит, что, хотя тождественность всех душ едина с Богом ( Ишварой ) или Шивой (который является единой реальностью, Существом и абсолютным сознанием), они забыли об этом из-за Майи или невежество. Однако благодаря знанию человек может осознать свою подлинную божественную природу и стать освобожденным существом. [64] Другим важным элементом теологии Трики является активная и динамичная природа сознания, которая описывается как спонтанная вибрация или пульсация ( спанда ) вселенского сознания, которая является выражением его свободы ( сватантрия ) и силы ( Шакти ). [65] По этой причине, хотя эта философия и является идеалистической , она утверждает реальность мира и повседневной жизни как реальную трансформацию ( паринама ), проявление или проявление ( абхаса ) абсолютного сознания. [66] Абсолют также объясняется через метафору света ( пракаша ) и отражающего осознания ( вимарша ). [67]

Основная теология школы познания Трики, резюмированная Утпаладевой в «Ишварапратьябхиджня-карика» («Стихи о познании Господа»), такова:

Есть только одно Великое Божество, и это само внутреннее Я всех существ. Оно воплощает себя как все вещи, наполненные непрерывным осознанием трех видов: «Я», «Это» и «Я есть это». [68]

Теология школы выражена Кшемараджем в его «Пратьябхиджня-хридайам» ( «Сердце познания ») следующим образом:

Осознанность, свободная и независимая, является причиной осуществления всего. Она раскрывает вселенную по Своей воле и на Своем собственном холсте. Оно становится многообразным благодаря разделению на взаимно приспосабливающиеся субъекты и объекты. Индивидуальное сознательное существо, как конденсация вселенского Сознания, воплощает всю вселенную в микрокосмической форме. [68]

Современный ученый-практик Шайва-тантры Кристофер Уоллис так излагает метафизику и теологию недвойственной Шайва-тантры:

Все, что существует во все времена и за его пределами, — это одно бесконечное божественное Сознание, свободное и блаженное, которое проецирует в поле своего осознания огромное множество явно дифференцированных субъектов и объектов: каждый объект представляет собой актуализацию вневременной потенциальности, присущей Свету. Сознания, и каждый субъект один и тот же плюс сокращенный локус самосознания. Это творение, божественная игра, является результатом естественного импульса Сознания выразить всю полноту своего самопознания в действии, импульса, возникающего из любви. Безграничный Свет Сознания сжимается в конечные воплощенные локусы осознания по своей собственной свободной воле. Когда эти ограниченные субъекты затем идентифицируют себя с ограниченными и ограниченными познаниями и обстоятельствами, составляющими эту фазу их существования, вместо того, чтобы отождествлять себя с трансиндивидуальной всеобъемлющей пульсацией чистого Осознания, которая является их истинной природой, они испытывают то, что они называют «страданием». Чтобы исправить это, некоторые чувствуют внутреннее побуждение встать на путь духовного гнозиса и йогической практики, цель которой состоит в том, чтобы разрушить их ошибочное отождествление и прямо раскрыть в непосредственной близости осознания тот факт, что божественные силы Сознания, Блаженства, Воли , Знание и Действие также включают в себя совокупность индивидуального опыта, тем самым вызывая признание того, что настоящая личность человека — это высшая Божественность, Целое в каждой части. Этот эмпирический гнозис повторяется и усиливается различными способами до тех пор, пока он не становится неконцептуальной основой каждого момента опыта, а сжатое чувство себя и отделение от Целого окончательно не уничтожается в сверкающем сиянии полного расширения в совершенную целостность. Тогда восприятие человека полностью охватывает реальность вселенной, экстатически танцующей в оживлении своей совершенной божественности. [69]

Эту единую высшую реальность также иногда называют Ахам (сердце). Считается, что это недвойственное внутреннее пространство Шивы, опора всего проявления. [70] высшая мантра [71] и тождественен Шакти. [72] В кашмирском шиваизме высшая форма Кали - это Каласанкаршини, которая является ниргуной, бесформенной и часто изображается в виде пламени над головой Гухья Кали, высшей грубой формы Кали. В непальском неварском искусстве как форма, так и бесформенные атрибуты Кали часто представляются в одной художественной форме, показывающей иерархию богинь в их традиции. В нем образ Гухьякали достигает кульминации в пламени с Каласанкаршини, высшим божеством в последовательности, которое поглощает время внутри себя и представляется исключительно как пламя, представляющее Пара Брахман . [73]

Теология Триады или Трики [ править ]

Кали , ок. 9 век, штат Андхра-Прадеш . Трика-синтез Абхинавагупты также принял учения школы Крама Шакта-тантры, главной богиней которой была Кали. [2]

Важным элементом теологии Трика-шиваизма является использование нескольких триад (символизируемых трезубцем) в теологическом объяснении Абсолютной реальности. В теологии Трики таких мыслителей, как Абхинавагупта, описано несколько триад, в том числе:

  • Три реальности: Шива (Высшее Трансцендентное), Шакти (имманентное творению, связь между макрокосмом и микрокосмом) и Ану (ограниченный атом или индивидуум, полный образ предельного, микрокосм макрокосма). [74]
  • Три силы: Ичча (воля), Джняна (знание) и Крия (действие). Любое действие любого существа, включая Бога, подчинено этим трем фундаментальным энергиям. Ичча или Воля находится в начале любого действия или процесса. Джняна, посредством которой действие сначала ясно выражается в уме, прежде чем оно будет приведено в действие. Затем приходит Крия, энергия действия.
  • Три сущности: пати ( Шива ), паша (рабство), пашу (душа).
  • Триада Шакти или Три Богини: Пара (трансцендентность), Парапара (трансцендентность и имманентность) и Апара Шакти (имманентность).
  • Три аспекта знания: Праматри (субъект), Прамана (модальности знания) и Прамея — познаваемый объект.
  • Три состояния сознания: джаграт (бодрствование), свапна (сновидение) и сушупти (сон без сновидений).
  • Тройной духовный путь: Шамбхавопайя , Шактопайя и Анавопайя.
  • Трансцендентная триада: пракаша (сияние), вимарша (динамика), самарасья (однородное блаженство).
  • Три нечистоты: анавамала, майя, карма. Вимарша

с Адвайта Сравнение Ведантой

Кашмирский шиваизм и Адвайта Веданта — это недвойственные философии, которые отдают предпочтение Универсальному Сознанию ( Чит или Брахман ). [75] В кашмирском шиваизме все вещи являются проявлением этого Сознания. [76] но феноменальный мир ( Шакти ) реален, существует и существует в Сознании ( Чит ). [77] Джайдева Сингх перечисляет семь ключевых отличий между адвайтой и кашмирским шиваизмом, где в кашмирском шиваизме (1) абсолют активен, а не пассивен, (2) мир является реальной видимостью, а не ложным (митхья), (3) благодатью. (ануграха) играет сотериологическую роль, (4) атман присутствует в человеческом теле в динамической форме (спанда), а не как чистый свидетель (сакши), (5) методы включают все четыре упайи, а не подчеркивают только Шамбхавопайя, (6) невежество (авидья) искореняется как на интеллектуальном (баудда), так и на личном (пауруша) уровне, а не только на интеллектуальном уровне, и (7) освобождение (мукти) — это не изоляция от мира (кайвалья), а интеграция в мир, который появляется как Шива. [78]

Тексты [ править ]

По словам Марка С.Г. Дычковски , кашмирский трика-шиваизм рассматривает три писания «как свои основные авторитеты»: Малинивиджайоттара-тантра , Сиддхайогешваримата и Анамака-тантра. [4]

Как монистическая тантрическая система, Трика Шиваизм, как его еще называют, черпает учения из шрути , таких как монистические Бхайрава-тантры , Шива-сутры Васугупты , а также уникальная версия Бхагавад -гиты , которая имеет комментарий Абхинавагупты , известный как Гитартха Самграха . Учения также взяты из Тантралоки Абхинавагупты, известной среди огромного количества смрити, используемых кашмирским шиваизмом.

В целом всю письменную традицию шиваизма можно разделить на три фундаментальные части: Агама-шастра , Спанда-шастра и Пратьябхиджня-шастра . [79]

1. Агама -шастра – это писания, которые считаются прямым откровением Шивы. Эти писания сначала передавались устно, от мастера к достойному ученику. Они включают в себя такие основные произведения, как Малинивиджая Тантра , Сваччанда Тантра , Виджняна Бхайрава Тантра , Нетра Тантра , Мригендра Тантра , Рудраямала Тантра , Шивасутра и другие. К этим произведениям также имеются многочисленные комментарии, Шивасутры . большинство из которых есть у [80]

2. Спанда Шастра , главный труд которой — Спанда Карика Бхатты Каллаты , ученика Васугупты , с многочисленными комментариями. Из них два имеют большое значение: Спанда Сандоха (в этом комментарии говорится только о первых стихах Спанда Карики ) и Спанда Нирная (который представляет собой комментарий к полному тексту). [80]

3. Пратьябхиджня- шастра – это писания, имеющие преимущественно метафизическое содержание. Ввиду чрезвычайно высокого духовного и интеллектуального уровня эта часть письменной традиции шиваизма наименее доступна для непосвященных. Тем не менее, этот корпус сочинений относится к самому простому и самому прямому способу духовной реализации. Пратьябхиджня означает «распознавание» и относится к спонтанному признанию божественной природы, скрытой в каждом человеческом существе ( атман ). Наиболее важными работами в этой категории являются: «Ишвара Пратьябхиджна» , фундаментальный труд Утпаладевы , и «Пратьябхиджня Вимаршини» , комментарий к Ишваре Пратьябхиджне . Ишвара Пратьябхиджна фактически означает прямое признание Господа ( Ишвары ) тождественным своему Сердцу. До Утпаладевы его учитель Сомананда написал «Шива Дршти» ( «Видение Шивы» ), религиозное стихотворение , написанное на нескольких уровнях смысла. [81]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дэвид Питер Лоуренс, Кашмирская шиваитская философия , Интернет-энциклопедия философии
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Уоллис, Кристофер; «Просветление Тантры», глава II, История Шайва-тантры
  3. Карл Олсон, «Многоцветие индуизма» , издательство Rutgers University Press, 2007, стр. 237.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дычковски, Марк С.Г. Доктрина вибрации: анализ доктрин и практик кашмирского шиваизма, Motilal Banarsidass Publ., 1989, с. 12.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сандерсон, Алексис. «Шайвская литература». Архивировано 4 марта 2016 г. в журнале индологических исследований Wayback Machine (Киото), №№ 24 и 25 (2012–2013 гг.), 2014 г., стр. 52–53.
  6. ^ Мюллер-Ортега, Пол Э. (1989). Триадное сердце Шивы: каула-тантризм Абхинавагупты в недвойственном шиваизме Кашмира, стр. 42-43. СУНИ Пресс
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ганапати, Теннесси, 2004. Йога Тирумулара: очерки Тирумандирама . стр.464
  8. ^ Флуд, Гэвин . 2006. Тантрическое тело . стр.61
  9. ^ Флуд, Гэвин (1996), Введение в индуизм , стр. 188. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-43878-0.
  10. ^ Сандерсон, Алексис. «Индуизм Кашмира». 9 июня 2009 г. стр. 31-32.
  11. ^ Свами Пармешварананд (2004). Энциклопедия шиваизма . Саруп и сыновья. стр. 32–. ISBN  978-81-7625-427-4 .
  12. ^ Дычковски 1987 , с. 21.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Торелла 2021, стр. 1-3.
  14. ^ Торелла 2021, с. 4.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уоллис, Кристофер (2013). Озаренная Тантра , стр. 292-306.
  16. ^ Флуд, Гэвин. 1996. Введение в индуизм. С.164-167
  17. ^ Флуд, Гэвин. 2006. Тантрическое тело. стр.66
  18. ^ Сандерсон, Алексис. «Шайвская литература». Архивировано 4 марта 2016 г. в журнале индологических исследований Wayback Machine (Киото), № 24 и 25 (2012–2013 гг.), 2014 г., стр. 53, 59, 61, 68.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Уоллис, Кристофер (2013). Просветление Тантры , стр. 308-319.
  20. ^ Брукс, Дуглас Ренфрю (1992). Благоприятная мудрость: тексты и традиции Шривидья Шакта-тантризма в Южной Индии . Серия SUNY по тантрическим исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: State Univ. Нью-Йорк Пресс. стр. 38–43. ISBN  978-0-7914-1146-9 .
  21. ^ Паду, Андре; Жанти, Роже-Орфе, ред. (2013). Сердце йогини: Йогинихридая, санскритский тантрический трактат . Нью-Йорк: Оксфордский университет. Нажимать. стр. 4–10. ISBN  978-0-19-998233-2 .
  22. ^ Поттер, Карл Х., изд. (2019). Кашмирская шиваитская философия . Энциклопедия индийской философии / главный редактор: Карл Х. Поттер. Дели: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN  978-81-208-4220-5 .
  23. ^ Кашмирский шиваизм, Высшая тайна, раскрытая Свами Лакшманджу
  24. ^ «Предисловие», Лэнс Э. Нельсон в книге «Самореализация в кашмирском шиваизме», Джон Хьюз, стр.xxii-iv.
  25. ^ Сознание - это все, Йога кашмирского шиваизма, Свами Шанкарананда, стр. 47-8.
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Pratyabhijna Press Варанаси, Издатели Арун Кришна Джоши, Виджай Кришна Джоши, Ничи Баг Варанаси
  27. ^ Лал Дед: Великая кашмирская святая поэтесса, Материалы национального семинара, проводимого Кашмирским обществом образования, культуры и науки. стр12
  28. Игра сознания – Духовная автобиография, Свами Муктананда, стр. 117
  29. ^ Свами Дургананда, «Увидеть мир, полный святых» в книге «Революция медитации», Брукс, Дургананда и др., стр. 96-97.
  30. ^ Шива Сутры - Йога Высшей Личности, Джайдева Сингх, стр. iv
  31. ^ Свами Дургананда, «Увидеть мир, полный святых» в книге «Революция медитации», Брукс, Дургананда и др., стр. 96-97.
  32. Тайна сиддхов, Свами Муктананда, главы 9–37.
  33. ^ Пол Репс, Дзен-Плоть, Дзен-Кости, Сборник сочинений Дзен и до-Дзен ( ISBN   0-8048-0644-6 )
  34. ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 244.
  35. ^ Флуд, Гэвин. 2006. Тантрическое тело. стр.14
  36. ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 248.
  37. ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 256-261.
  38. ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 266.
  39. ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, Критическое издание, перевод и примечания, стр. 279.
  40. ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 284-85.
  41. ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 286-87.
  42. ^ Ганапати, Теннесси, 2004. Йога Тирумулара: очерки Тирумандирама . стр.463
  43. ^ Ганапати, Теннесси , 2013. Тирумандирам / Сиддхар Тирумулар; Английский перевод и комментарии . П.3457
  44. ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 368-69.
  45. ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 293-94.
  46. ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, Критическое издание, перевод и примечания, стр. 298.
  47. ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 353.
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 367-370.
  49. ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 367-375.
  50. ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 403.
  51. ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 417.
  52. ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 433-434.
  53. ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 376.
  54. ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, Критическое издание, перевод и примечания, стр. 437.
  55. ^ Васудева, Сомадева, Йога Малинивиджайоттара-тантры, критическое издание, перевод и примечания, стр. 442.
  56. ^ Камалакар Мишра , Кашмирский шиваизм, Центральная философия тантризма , стр. 339-350
  57. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уоллис, Кристофер (2013). Озаренная Тантра , стр. 346-350.
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уоллис, Кристофер (2013). Просветление Тантры , стр. 383-409.
  59. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уоллис, Кристофер (2013). Просветление Тантры , стр. 357-83.
  60. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уоллис, Кристофер (2013). Просветление Тантры , стр. 350-57.
  61. ^ Дычковски, Марк С.Г. Доктрина вибрации: анализ доктрин и практик кашмирского шиваизма, Motilal Banarsidass Publ., 1989, стр. 17.
  62. ^ Уоллис, Кристофер Д. Философия религии Шайва в контексте, полевое заявление доктора Роберта Голдмана
  63. ^ Торелла, Рафаэле. 1992. «Пратьябхиджня и логико-эпистемологическая школа буддизма» в книге « Ритуалы и размышления в раннем тантризме: исследования в честь Андре Паду». Олбани: SUNY Press.
  64. ^ Дычковски, Марк С.Г. Доктрина вибрации: анализ доктрин и практик кашмирского шиваизма, Motilal Banarsidass Publ., 1989, стр. 17-18.
  65. ^ Дычковски, Марк С.Г. Доктрина вибрации: анализ доктрин и практик кашмирского шиваизма, Motilal Banarsidass Publ., 1989, стр. 24.
  66. ^ Дычковски, Марк С.Г. Доктрина вибрации: анализ доктрин и практик кашмирского шиваизма, Motilal Banarsidass Publ., 1989, стр. 25.
  67. ^ Дычковски, Марк С.Г. Доктрина вибрации: анализ доктрин и практик кашмирского шиваизма, Motilal Banarsidass Publ., 1989, стр. 26.
  68. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уоллис, Кристофер (2013). Просветление Тантры , стр. 283-292.
  69. ^ Уоллис, Кристофер (2013). Просветление Тантры , глава I, 1. Философия недвойственной Шайва-тантры.
  70. ^ Пара-тришика Виварана , Джайдева Сингх , стр. 194
  71. ^ Пара-тришика Виварана , Джайдева Сингх, стр. 180.
  72. ^ Пара-тришика Виварана , Джайдева Сингх, стр. 127.
  73. ^ Время и пространство в тантрическом искусстве, Станешвар Тималсина.
  74. ^ Трика Шиваизм Кашмира, Моти Лал Пандит, стр. 13
  75. ^ Джайдева Сингх (2008), Пратьябхиджнахридаям: Секрет самопознания , Молтилал Банарсидасс, 2008, стр.24-26
  76. ^ Дычковски 1987 , с. 44.
  77. ^ Кшемараджа, пер. Джайдев Сингх, Спанда Карикас: Божественная творческая пульсация, Дели: Мотилал Банарсидасс, стр. 119
  78. ^ Сингх, Джайдева (1985). Веданта и Адвайта Шайвагама Кашмира: сравнительное исследование . Институт культуры Миссии Рамакришны . стр. 44–51. ISBN  9788187332930 .
  79. ^ Трика Шиваизм Кашмира, Моти Лал Пандит, стр. IX
  80. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трика Шиваизм Кашмира, Моти Лал Пандит, стр. Х
  81. ^ Трика Шиваизм Кашмира, Моти Лал Пандит, стр. XI

Источники [ править ]

  • Флад, Гэвин (1996), Введение в индуизм , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN  0-521-43878-0
  • Мюллер-Ортега, Пол Э. (2010), Триадное сердце Шивы: каула-тантризм Абхинавагупты в недвойственном шиваизме Кашмира , Suny press
  • Сандерсон, Алексис (2005a), «Шиваизм: Шиваизм в Касмире», в книге Джонса, Линдси (редактор), Энциклопедия религии Макмиллана. Том 12: Школа Рньинг Ма Па - Душа , Макмиллан
  • Сандерсон, Алексис (2005b), «Шиваизм: Трика-шиваизм», в книге Джонса, Линдси (ред.), Энциклопедия религии Макмиллана. Том 12: Школа Рньинг Ма Па - Душа , Макмиллан
  • Сандерсон, Алексис (2005e), «Шиваизм: Крама-шиваизм», в книге Джонса, Линдси (редактор), Энциклопедия религии Макмиллана. Том 12: Школа Рньинг Ма Па - Душа , Макмиллан
  • Торелла, Рафаэле (2021), Утпаладева: философ признания , DK Printworld (P) Ltd

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Бэшам, Алабама (1989). Зиск, Кеннет (ред.). Истоки и развитие классического индуизма . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-507349-5 .
  • Дычковски, Марк С.Г. (1987). Доктрина вибрации: анализ доктрин и практик кашмирского шиваизма . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  0-88706-432-9 .
  • Лакшманджу, Свами (2003). Кашмирский шиваизм: Высшая Тайна . 1-я книжная библиотека. ISBN  1-58721-505-5 .
  • Мюллер-Ортега, Пол Э. (2010). Триадное сердце Шивы: каула-тантризм Абхинавагупты в недвойственном шиваизме Кашмира . Суни пресс.
  • Мишра, Камалакар (1999). Кашмирский шиваизм, Центральная философия тантризма . Публикации Шри Сатгуру. ISBN  81-7030-632-9 .
  • Шанкарананда, Свами (2003). Сознание – это все, Йога Кашмирского Шиваизма . Шактипат Пресс. ISBN  0-9750995-0-7 .
  • Хьюз, Джон (1994). Самореализация в Кашмирском Шиваизме . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  0-7914-2179-1 .
  • Тошкани, (Труды под редакцией) SS (2002). Лал Дед: Великая кашмирская святая поэтесса, Материалы национального семинара, проведенного Кашмирским обществом образования, культуры и науки, 12 ноября 2000 г. B-36 Анклав Пампош , Нью-Дели-110048: Издательская корпорация APH. ISBN  81-7648-381-8 . {{cite book}}: |first= имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  • Муктананда, Свами (2000). Игра сознания – духовная автобиография . Фонд СИДА. ISBN  0-911307-81-8 .
  • Муктананда, Свами (1980). Тайна Сиддхов . Фонд СИДА. ISBN  81-86693-07-6 .
  • Дургананда, Свами; Брукс; и др. (1997). Революция медитации . Агама Пресс. ISBN  0-9654096-1-9 .
  • Сингх, Джайдева (2000). Шива Сутры – Йога Высшей Личности . Дели: Молтилал Банарсидасс. ISBN  81-208-0406-6 .
  • Сингх, Джайдева (2005). Спанда-Карикас — Божественная творческая пульсация . Дели: Молтилал Банарсидасс. ISBN  81-208-0821-5 .
  • Сингх, Джайдева (2008). Пратьябхиджняхридайам – Тайна самопознания . Дели: Молтилал Банарсидасс. ISBN  978-81-208-0323-7 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 95d68a2ca85c56afdd33eb2ba76928d1__1719391380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/d1/95d68a2ca85c56afdd33eb2ba76928d1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kashmir Shaivism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)