Ямас
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Ямы санскрит ( ) : यम , латинизированное : яма и их дополнение, ниямы , представляют собой серию правил «правильной жизни» или этических правил в йоги философии . Слово яма означает «обуздание» или «контроль». [1] Это ограничения надлежащего поведения, данные в Ведах и Йога-сутрах как моральные императивы, заповеди, правила или цели. Яма — это список самоограничений, которые нельзя делать, обычно представляющий собой обязательства, влияющие на отношения человека с другими и с самим собой. [2] Дополнительные ниямы представляют собой «дела». Вместе яма и нияма представляют собой личные обязательства жить хорошо. [2]
Самое раннее упоминание о яме содержится в Ригведе . обсуждается в более чем пятидесяти текстах индуизма, относящихся к различным традициям Яма . [3] Патанджали перечисляет пять ям в своих «Йога-сутрах» . Десять ям кодифицированы как «ограничения» во многих индуистских текстах, включая Яджнавалкья Смрити в стихе 3.313, [1] Шандилья и Вараха Упанишады , Хатха Йога Прадипика Сватмарамы, [4] и Тирумантирам Тирумулара . [5]
Ямы . применяются широко и включают в себя самоограничение в действиях, словах и мыслях [6]
Этимология и значение
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о яме встречается в индуистском писании Ригведа, например, в стихе 5.61.2, а позже в джайнских агамах . [1] [7] [8] Слово яма в Ригведе означает «поводье, обуздание», действие по сдерживанию или обузданию, сдерживанию, например, со стороны возничего или возницы. [1] этот термин превращается в моральное ограничение и этический долг В джайнских агамах . [1] [9] Ямы Йога-сутрах » были подробно объяснены Патанджали в « Патанджали как первый шаг восьмеричного пути йогической философии и практики для достижения просветления и единения ума, тела и души. [7]
Ямас означает «сдержанность», особенно «от действий, слов или мыслей, которые могут причинить вред». [10]
Ямас по источнику
[ редактировать ]Количество Ям варьируется в зависимости от источника:
Нет. | 5 Ям Йогасутра 2.30 [11] ср. Этика джайнизма | 10 Ям Шандилья Упанишада , [12] Святой Марии [4] [13] |
---|---|---|
1 | Ахимса (ненасилие): ненасилие. | |
2 | Сатья (सत्य): Правдивость (не ложь). | |
3 | Астея (Астея): Не ворую. | |
4 | Брахмачарья (Брахмачарья): Целомудрие, [14] сексуальная сдержанность, [15] сосредоточиться (не отвлекаться) | |
5 | Апариграха (अपरिग्रह): отсутствие жадности, нестяжательства. | |
6 | — | Кшама (Прощение): Терпение, прощение. [16] |
7 | — | Дхрити (धृति): стойкость, настойчивость в достижении цели. |
8 | — | Дайя (दया): Сострадание [16] |
9 | — | Арджава (अर्जव): отсутствие лицемерия, искренность. [17] |
10 | — | Митахара (मिताहार): размеренная диета. |
Известно по крайней мере шестьдесят древних и средневековых индийских текстов, в которых обсуждается яма . [3] Большинство из них на санскрите, но некоторые — на региональных индийских языках. Из шестидесяти списки в одиннадцати из этих текстов похожи, но не такие же, как у Патанджали. [3] В других текстах перечисляется от одного до десяти ям ; однако наиболее распространено десять. [3]
Порядок перечисленных ям , названия и природа каждой ямы , а также относительный акцент различаются в разных текстах. используется обратная сторона ниямы В некоторых текстах в других текстах , например, ямы ; например, вайрагья (бесстрастие от гедонизма, несколько противоположная нияма- тапасу ) описана в стихе 33 Тришихи Брахмана Упанишады в ее списке ям . [3] Многие тексты заменяют одно или несколько различных понятий в своем списке ям . Например, в десять ям, перечисленных Йатидхармой Санграхой, акродха (негнев) включена в качестве ямы . [3] Ахирбудхья-самхита в стихе 31.19 и Даршана-упанишада в стихах 1.14-15 включают дайю как яму и объясняют ее как этическую сдержанность, заключающуюся в том, чтобы не делать поспешных выводов, сострадать каждому существу и рассматривать страдания других как свои собственные. [18] В стихе 31.21 «Ахирбудхья-самхита» включает кшаму как добродетель прощения и воздержания от продолжающегося беспокойства из-за неправильного поведения других. [3] Махакала Самхита в стихах с II.11.723 по II.11.738. [19] перечисляет многие из десяти ям, приведенных выше, но по-другому объясняет, почему это добродетель. Например, в тексте объясняется, что дайя — это этическая заповедь и воздержание от слишком большого или слишком малого количества эмоций. Это предполагает, что дайя отражает внутреннее состояние человека, является выражением доброты по отношению к родственникам, друзьям, незнакомцам и даже враждебным людям, и что человек должен оставаться хорошим и добрым независимо от обстоятельств. Этот взгляд на дайю разделяется в Шандилья-упанишаде и Джабала-даршана-упанишаде. [3] [20] Атри Самхита в стихе 48 перечисляет анршамсью ( анршамсья ). [21] как воздержание от жестокости по отношению к любому живому существу своими действиями, словами или мыслями. Дипика в стихе 2.9 заменяет сунритой сатью Шивайога , определяя сунриту как «сладкую и правдивую речь». [3]
См. также
[ редактировать ]- Дама – кардинальная добродетель контроля над излишествами.
- Нияма – Рекомендуемые занятия и привычки в йоге
- Религиозные клятвы - обещания, данные членами религиозных общин.
- Саматва - индуистская концепция невозмутимости.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Монье-Вильямс, Монье. «Яма». Санскритско-английский словарь с этимологией . Издательство Оксфордского университета. п. 846.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ласатер, Джудит (ноябрь – декабрь 1998 г.). «Начало пути». Журнал йоги : 42–48.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Бхарти, С.В. (2001). Йога-сутры Патанджали: с объяснением Вьясы . Мотилал Банарсидас. стр. 672–680. ISBN 978-8120818255 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сватмарама ; Панчам Сингх (1997). Хатха-йога прадипика (5-е изд.). Забытые книги. п. 14. ISBN 978-1605066370 .
Тогда законы Ямы — это ненасилие, правдивость, воровство, Брахма, обаяние, терпение, милосердие, честность, умеренность, чистота, чайва и десять Ям.
- ^
- Рамасвами, Шриватса (2001). Йога для трех этапов жизни . Внутренние традиции / Медведь и компания. п. 229. ИСБН 978-0892818204 .
- Девананд, ГК (2008). Преподавание йоги . Издательство АПХ. п. 45. ИСБН 978-8131301722 .
Яма — это «моральное ограничение» или правило добродетельной жизни. Десять ям систематизированы во многих писаниях, в том числе в «Хатха-йога-прадипике», составленной Йоги Сватмарамой, а Патанджали перечисляет пять ям и пять ниям (дисциплин) в «Йога-сутрах».
- ^ Вайс, Дебра (2006). «Ахимса: ненасилие с точки зрения йоги». Товарищество . 72 (1–2): 25.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Яма» . Мы заботимся об объединении . 30 июня 2021 г.
- ^ Санскрит: Где ваши лошади, где Лорды и какова история Шек Яя? Спина всегда является носом праведника . ( Ригведа: Суктам 5.61 Ригведа, Wikisource)
- ^ Палмер, Майкл; Берджесс, Стэнли (2012). Путеводитель Уайли-Блэквелла по религии и социальной справедливости . Джон Уайли и сыновья . п. 114. ИСБН 978-1405195478 .
- ^ Стерджесс, Стивен (2014). Йога-медитация: успокойте свой разум и пробудите свой внутренний дух . Оксфорд, Великобритания: Watkins Publishing Limited. стр. 18–19. ISBN 978-1-78028-644-0 .
- ^ Агаше, К.С. (1904). Патанджалайогасутрани . Пуна: Анандашрам. Мистер. 102.
- ^ Айяр, К.Н. (1914). Тридцать малых упанишад . Издательство Кессинджер. стр. 173–176. ISBN 978-1164026419 .
- ^
- Лоренцен, Дэвид (1972). Капалики и Каламукхи . Издательство Калифорнийского университета. стр. 186–190 . ISBN 978-0520018426 .
- Субрамуния (2003). Слияние с Шивой: современная метафизика индуизма . Публикации Гималайской академии. п. 155. ИСБН 978-0945497998 .
- ^ Дханд, Арти (2002). «Дхарма этики, этика дхармы: вопросы идеалов индуизма». Журнал религиозной этики . 30 (3): 347–372. дои : 10.1111/1467-9795.00113 .
- ^
- Тейлор, Луиза (2001). Женская книга йоги . Таттл. п. 3. ISBN 978-0804818292 .
- Лонг, Джеффри (2009). Джайнизм: Введение . ИБ Таурис . стр. 101, 109. ISBN. 978-1845116262 .
Четвертый обет — брахмачарья — для мирян означает супружескую верность и добрачное целомудрие; для подвижников оно означает абсолютное безбрачие; Джон Корт объясняет: «Брахмачарья предполагает занятия сексом только с супругом, а также избегание пылких взглядов или непристойных жестов...»
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Совацкий, Стюарт (1998). Слова души: время, духовность Востока/Запада и психотерапевтическое повествование . Государственный университет Нью-Йорка. п. 21. ISBN 978-0791439494 .
- ^ Синха, Джадунатх. Индийская психология . Том. 2. Мотилал Банарсидас. п. 142. ОСЛК 1211693 .
- ^ Варенн, Жан (1976). Йога и индуистская традиция . Издательство Чикагского университета. стр. 197–202. ISBN 978-0-226-85116-7 .
- ^ Махакала Самхита (PDF) (на санскрите). Архивы правительства Индии. стр. 302–304.
- ^ Гаджендрагадкар, КВ (1959). Неоупанишадическая философия . Бомбей: Бхаратия Видья Бхаван. ОСЛК 1555808 .
- ^ «АнРзаМся» . Санскритско-английский словарь . Архивировано из оригинала 30 декабря 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сварадж Джи (11 октября 2022 г.). «Откройте для себя основы йоги: яма и нияма» . Школа йоги Намасте . Проверено 11 октября 2022 г.