Махавидья
Часть серии о |
Шактизм |
---|
Портал индуизма |
Махавидья Великая ( санскрит : महाविद्या , IAST : Махавидья , букв. Мудрость ) — это группа из десяти индуистских мудростей. [1] Тантрические богини . [2] 10 Махавидьев обычно именуются в следующей последовательности: Кали , Тара , Трипура Сундари , Бхуванешвари , Бхайрави , Чхиннамаста , Дхумавати , Багаламукхи , Матанги и Камала . [3] Тем не менее, формирование этой группы включает в себя расходящиеся и разнообразные религиозные традиции, которые включают йогинам поклонение , шиваизм , вайшнавизм и ваджраяны буддизм . [2]
Развитие Махавидьев представляет собой важный поворотный момент в истории шактизма, поскольку оно знаменует собой подъем аспекта бхакти в шактизме , который достиг своего зенита в 1700 году нашей эры. Впервые возникшее в постпураническую эпоху , примерно в VI веке нашей эры, это было новое теистическое движение, в котором высшее существо представлялось женщиной. Факт, воплощенный в таких текстах, как Деви-Бхагавата Пурана , особенно в ее последних девяти главах (31-40) седьмой скандхи , которые известны как Деви Гита , и вскоре стали центральными текстами шактизма . [4]
Имена
[ редактировать ]Шакты верят, что «единая Истина ощущается в десяти различных аспектах; Божественной Матери поклоняются и к ней относятся как к десяти космическим личностям», Даша-Махавидья («десять Махавидья»). [5] Согласно другой школе мысли в шактизме, Махавидья считаются формой Махакали . Махавидьи считаются тантрическими по своей природе и обычно идентифицируются как: [6]
- Кали Богиня, являющаяся высшей формой Брахмана и пожирательница времени (Верховное Божество систем Каликулы ). У Махакали угольно-черный цвет лица, более темный, чем тьма глухой ночи. У нее три глаза, представляющие прошлое, настоящее и будущее. У нее блестящие белые, похожие на клыки зубы, зияющий рот и свисающий оттуда красный, окровавленный язык. У нее распущенные, растрепанные волосы. В качестве одежды она носит тигровые шкуры, гирлянду из черепов и гирлянду из розово-красных цветов на шее, а на поясе она украшена костями скелетов, скелетными руками, а также отрубленными руками и руками в качестве украшения. У нее четыре руки , в двух из них были трезубец, называемый тришула , и меч, а в двух других была голова демона и чаша для сбора крови, капающей с головы демона.
- Тара Богиня, выступающая в роли наставника и защитницы, предлагающая высшие знания, дарующие спасение. Она богиня всех источников энергии. Считается, что от нее исходит энергия Солнца. Она проявилась как мать Шивы после инцидента с Самудрой Мантаной, чтобы исцелить его как своего ребенка. У Тары светло-голубой цвет лица. У нее растрепанные волосы, на ней корона, украшенная цифрой полумесяца. У нее три глаза, змея, уютно обвивающая ее горло, одетая в шкуры тигров, и гирлянда из черепов. Ее также можно увидеть с поясом, поддерживающим ее юбку, сделанным из тигровой шкуры. Ее четыре руки держат лотос, ятаган , голову демона и ножницы. Ее левая нога опирается на лежащего Шиву .
- Трипура Сундари ( Шодаши , Лалита ) Богиня, являющаяся «красотой трех миров» (Верховное Божество систем Шрикулы ); «Тантрическая Парвати» или «Мокша Мукта». Она — правительница Манидвипы , вечной высшей обители богини. Шодаси изображена с лицом из расплавленного золота, тремя безмятежными глазами, спокойным выражением лица, одетой в красные и розовые одежды, украшенной украшениями на своих божественных конечностях и четырьмя руками, каждая из которых держит стрекало , лотос, лук и стрелы. Она восседает на троне.
- Бхуванешвари Богиня как мать мира, или чье тело включает в себя все четырнадцать локов космоса. У Бхуванешвари светлая золотистая кожа, три довольных глаза и спокойное выражение лица. Она носит красно-желтую одежду, украшена орнаментом на конечностях и имеет четыре руки. Две из ее четырех рук держат рожок и петлю, а две другие открыты. Она восседает на божественном небесном престоле.
- Бхайрави Свирепая богиня. Женская версия Бхайравы. У Бхайрави огненно-красный цвет лица, три яростных глаза и растрепанные волосы. Ее волосы спутаны и собраны в пучок, украшенный полумесяцем и двумя рогами, торчащими с каждой стороны. Из кончиков окровавленного рта у нее торчат два клыка. Она носит красные и синие одежды, а на шее у нее гирлянда из черепов. Она также носит пояс, украшенный отрубленными руками и прикрепленными к нему костями. Она также украшена змеями и змеями в качестве украшения – ее редко можно увидеть носящей какие-либо украшения на своих конечностях. Из четырех ее рук две открыты, а две держат четки и книгу.
- Чхиннамаста («Та, чья голова отрублена») — самообезглавленная богиня. [7] Она отрубила себе голову, чтобы удовлетворить Джаю и Виджая (метафоры раджаса и тамаса — части тригун ). У Чиннамасты красный цвет лица и устрашающий вид. У нее растрепанные волосы. У нее четыре руки, две из которых держат меч, а другая держит ее собственную отрубленную голову; три сверкающих глаза с устрашающим выражением лица, в короне. Две другие ее руки держат лассо и чашу для питья. Это частично одетая женщина, украшенная украшениями на конечностях и носящая гирлянду из черепов на теле. Она сидит на спине совокупляющейся пары .
- Дхумавати Богиня-вдова. У Дхумавати дымчато-темно-коричневый цвет лица, ее кожа морщинистая, рот сухой, некоторые зубы выпали, ее длинные растрепанные волосы седые, ее глаза налиты кровью, и у нее устрашающее выражение лица, которое видно как совокупный источник гнева, страданий, страха, истощения, беспокойства, постоянного голода и жажды. Она носит белую одежду, одетую в наряд вдовы. Она сидит в безлошадной колеснице в качестве средства передвижения, а на вершине колесницы находится эмблема вороны, а также знамя. У нее две дрожащие руки: одна рука дарует дары и/или знания, а другая держит веялку .
- Багаламухи Богиня, парализующая врагов. У Багаламухи цвет лица расплавленного золота, три ярких глаза, пышные черные волосы и добродушное выражение лица. Ее видно в желтой одежде и одежде. Ее конечности украшены желтыми украшениями. Обе ее руки держат булаву или дубинку и удерживают демона Маданасуру за язык, чтобы держать его на расстоянии. Она изображена сидящей либо на троне, либо на спине журавля .
- Матанги - Премьер-министр Лалиты (в системах Шрикулы ), которого иногда называют Шьямала («темноволосый», обычно изображаемый темно-синим) и «Тантрический Сарасвати ». Матанги чаще всего изображают с изумрудно-зеленым цветом лица, с пышными, растрепанными черными волосами, тремя безмятежными глазами и спокойным выражением лица. Ее видно в красных одеждах и одеждах, украшенных различными украшениями по всему ее хрупким конечностям. Она восседает на царском троне и имеет четыре руки, три из которых держат меч или ятаган, череп и вину (музыкальный инструмент). Ее одна рука дарует блага своим преданным.
- Камала ( Камалатмика ) обитающая в лотосах; иногда называют «Тантрической Лакшми ». У Камалы кожа цвета расплавленного золота, пышные черные волосы, три ярких, спокойных глаза и доброжелательное выражение лица. Ее видят в красных и розовых одеждах, а ее конечности украшены различными украшениями и лотосами. Она восседает на полностью распустившемся лотосе, две из ее четырех рук держат лотосы, а две исполняют желания ее преданных и обеспечивают защиту от страха.
Все эти Махавидьи проживают в Манидвипе .
Однако в «Маха-бхагавата -пуране » и «Брихаддхарма-пуране » Шодаши (Содаси) упоминается как Трипура Сундари, что является просто другим именем той же богини. [8]
главе связывает Махавидьев с Дашаватарой , десятью аватарами Вишну Тодала-Тантра в десятой . Они заключаются в следующем: [ нужна ссылка ]
Нет. | Имена Махавидьи | Имена Дашаватары |
---|---|---|
1. | Время | Кришна |
2. | Тара | Матсья |
3. | Трипура Сундари | Парашурам |
4. | Бхуванешвари | Матери |
5. | Бхайрави | Баларама |
6. | Чхиннамаста | Нарасимха |
7. | Дхумавати | Вараха |
8. | Багаламухи | Даты |
9. | Танки | Рама |
10 | Камала | Будда |
Гухьяти гуйха-тантра по-другому связывает Махавидьев с Дашаватарой и утверждает, что Махавидьи являются источником, из которого возникают аватары Вишну. [ нужна ссылка ]
Нет. | Имена Махавидьи | Имена Дашаватары |
---|---|---|
1. | Время | Кришна |
2. | Тара | Рама |
3. | Трипура Сундари | Калки |
4. | Бхуванешвари | Вараха |
5. | Бхайрави | Нарасимха |
6. | Чхиннамаста | Парашурам |
7. | Дхумавати | Матери |
8. | Багаламухи | Даты |
9. | Танки | Будда |
10 | Камала | Матсья |
Примечание . В приведенном списке не путайте имена Матанги Бхайравы с Матангой Риши , а Нарады Бхайравы с Нарадой Риши .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кинсли (1997) , стр. ix, 1.
- ^ Перейти обратно: а б Шин (2018) , с. 316.
- ^ Шин (2018) , с. 17.
- ^ Браун, Чарльз Маккензи (1998). Деви Гита: Песня Богини . СУНИ Пресс. п. 23. ISBN 9780791439401 .
- ^ Шанкарнарараян, С. (1972). Десять великих космических сил: Даса Махавидья (4-е изд.). Ченнаи: Книги Саматы. стр. 4–5. ISBN 9788185208381 .
- ^ Кинсли (1997) , с. 302.
- ^ Даниэлу, Ален (1991). Мифы и боги Индии: классический труд об индуистском политеизме из серии Принстон-Боллинген . Внутренние традиции / Медведь и компания, стр. 284–290. ISBN 978-0-89281-354-4 .
- ^ Кинсли, Дэвид Р. (1987). Индуистские богини: видение божественной женственности в индуистской религиозной традиции . Публикация Мотилала Банарсидасса. стр. 161–165. ISBN 9788120803947 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Кинсли, Дэвид Р. (1997). Тантрические видения божественной женственности: Десять Махавидьев . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520204997 .
- Шин, Джэ Ын (2018). Изменение, преемственность и сложность: Махавидьи в восточно-индийских шактистских традициях . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-138-32690-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шин, Джэ Ын (2010). «Йони, йогини и Махавидьи: женские божества от раннесредневековой Камарупы до средневекового Кох Бехара». Исследования по истории . 26 (1): 1–29. дои : 10.1177/025764301002600101 . S2CID 155252564 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Махавидьей, на Викискладе?