Йони
Йони ( санскрит : योनि, IAST : yoni ), иногда называемый пиндика , является абстрактным или аниконическим изображением индуистской богини Шакти . [3] [4] Обычно его изображают с помощью линги – его мужского аналога. [3] [5] Вместе они символизируют слияние микрокосмоса и макрокосмоса. [5] божественный вечный процесс творения и возрождения, а также союз женского и мужского начала, воссоздающий все существование. [4] [2] Йони в концептуализируется как природные врата всех рождений, особенно в эзотерических практиках Каулы и Тантры , а также шактизма и шиваизма . традициях индуизма [6]
Йони — санскритское слово, которое буквально означает «матка». [2] [7] «источник», [8] и женские органы размножения. [9] [10] Это также означает женские половые органы, такие как « влагалище ». [4] " вульва ", [11] [12] и « матка », [13] [14] или, альтернативно, «происхождение, местопребывание или источник» чего-либо в других контекстах. [1] [4] Например, ведантийский текст «Брахма-сутры» метафизически называет метафизическую концепцию Брахмана «йони вселенной». [15] Йони иконографией лингама с храмах Шивы встречается в . и археологических памятниках Индийского субконтинента и -Восточной Азии Юго [16] [17] [18] а также в таких скульптурах, как Ладжа Гаури . [19]
Этимология и значение
[ редактировать ]Йони появляется в Ригведе и другой ведической литературе в смысле женских жизнетворных, регенеративных и репродуктивных органов, а также в смысле «источника, источника, фонтана, места рождения, чрева, гнезда, обители, очага инкубации». ". [1] [13] [20] Другие контекстуальные значения этого термина включают «расу, касту, семью, символ плодородия, зерно или семя». [1] [20] [21] В индуизме это духовная метафора и символ происхождения женских регенеративных сил в природе существования. [2] [22] Брахма -сутры метафорически называют метафизическую концепцию Брахмана «йони вселенной». [15] которое, как утверждает Ади Шанкара в своих комментариях, означает материальную причину и «источник вселенной». [23]
По мнению индологов Констанс Джонс и Джеймса Д. Райана, йони символизирует женский принцип во всех формах жизни, а также «сезонные и вегетативные циклы Земли» и, таким образом, является эмблемой космологического значения. [6] Йони — это метафора природных врат всех рождений, особенно в традициях индуизма шактизма и шиваизма , а также в эзотерических сектах Каула и Тантра . [6] Йони вместе с лингамом является символом пракрити , ее циклического создания и растворения. [24] По словам Коринн Демпси – профессора религиоведения, йони – это «аниконическая форма богини» в индуизме, женский принцип Шакти . [25]
Йони . называют пиндикой иногда [26] [27] Основание, на котором сидят линга-йони, называется питхой , но в некоторых текстах, таких как Нишваса таттва самхита и Мохакудоттара , термин питха в общем относится к основе и йони. [28]
История
[ редактировать ]
Почитание йони, утверждают Джонс и Райан, вероятно, возникло еще до Вед. На статуэтках, найденных в долине Жоб и датированных 4-м тысячелетием до нашей эры, изображены ярко выраженные груди и йони, и это, возможно, были символы плодородия, использовавшиеся в доисторические времена и в конечном итоге превратившиеся в духовные символы. [6] По словам Дэвида Лемминга, традиция поклонения йони восходит к доведическому периоду, с 4000 по 1000 год до нашей эры. [29]
Йони служил божественным символом с древних времен и вполне может быть старейшей духовной иконой не только в Индии, но и во многих древних культурах. [22] Некоторые представители ортодоксальных западных культур, утверждает индолог Лаура Амаззоне, рассматривали женские половые органы и сексуальность в целом как табуированную тему, но в индийских религиях и других древних культурах йони издавна воспринималась как глубокая космологическая и философская истина, женский потенциал и сила, таинственным образом связанные с естественными периодическими циклами Луны, Земли и существования. [22]

Йони считается абстрактным изображением Шакти и Деви , творческой силы, движущейся через всю вселенную. В тантре йони – это источник жизни . [30]
Археология
[ редактировать ]Археологи колониальной эпохи Джон Маршалл и Эрнест Маккей предположили, что некоторые полированные камни с отверстиями, найденные на стоянках Хараппы, могут быть свидетельством поклонения йони-лингам в цивилизации долины Инда. [31] Такие ученые, как Артур Ллевеллин Бэшем, спорят, являются ли такие артефакты, обнаруженные на археологических раскопках в долине Инда, йони. [31] [32] Например, Джонс и Райан утверждают, что формы лингама/йони были обнаружены на археологических раскопках в Хараппе и Мохенджо-Даро , являющихся частью цивилизации долины Инда . [33] [34] Напротив, Джейн Макинтош утверждает, что усеченные кольцевые камни с отверстиями когда-то считались, возможно, йони. Более поздние открытия на стоянке Дхолавира и дальнейшие исследования доказали, что это были компоненты колонн, поскольку «усеченные кольцевые камни с отверстиями» являются неотъемлемыми архитектурными компонентами колонн. Однако, утверждает Макинтош, использование этих сооружений в архитектуре не исключает их одновременного религиозного значения как йони. [35]
По мнению индолога Аско Парполы , «это правда, что гипотезы Маршалла и Маккея о поклонении лингам и йони у хараппцев основываются на довольно слабых основаниях, и что, например, интерпретация так называемых камней-кольца как йони кажется несостоятельной». . [31] Он цитирует статью Дейлса 1984 года, в которой говорится, что «за единственным исключением неопознанной фотографии реалистичного фаллического объекта в отчете Маршалла, нет никаких археологических свидетельств, подтверждающих утверждения об особых сексуально ориентированных аспектах хараппской религии». [31] Однако, добавляет Парпола, повторное исследование мест в долине Инда позволяет предположить, что гипотезу Маккея нельзя исключать, поскольку эротические и сексуальные сцены, такие как итифаллические мужчины, обнаженные женщины, половая человеческая пара и отпечатки трилистника, теперь были обнаружены в Хараппе. сайты. [31] «Тщательно отполированная круглая подставка», найденная Маккеем, может быть йони, хотя она была найдена без линга. Отсутствие линга, утверждает Парпола, возможно, потому, что он был сделан из дерева, которое не сохранилось. [31]
Санскритская литература
[ редактировать ]Термин йони и его производные встречаются в древних санскритских текстах, связанных с медициной и хирургией, таких как Сушрута Самхита и Чарака Самхита . В этом контексте йони в широком смысле относится к «женским половым и репродуктивным органам». [36] По мнению индологов Рахула Даса и Геррита Меуленбельда, известных своими переводами и рецензиями на древнюю санскритскую медицинскую и другую литературу, йони «обычно обозначает влагалище или вульву, в техническом смысле наряду с ними включает и матку; более того, йони-кан иногда означают также просто «матка, матка», хотя это [комментарий Чакрапанидаты к Сушрута Самхите ] делает это относительно редко». [12] По мнению Амита Рупапары и др., йони-рога означает «гинекологические расстройства», а йони-варти означает «вагинальные свечи». [37] Чарака Самхита посвящает свою 30-ю главу в Чикитса Стхане йони-вьяпате, или «гинекологическим расстройствам». [38] [39]
В санскритской литературе, связанной с сексуальностью, а также в тантрической литературе йони означает множество уровней значений. Его буквальное значение — «женские гениталии», но оно также включает в себя и другие значения, такие как «матка, происхождение и источник». [40] В некоторой индийской литературе йони означает влагалище. [40] [41] и другие органы считаются «божественным символом сексуального удовольствия, матрицей зарождения и видимой формой Шакти». [40]
Востоковедная литература
[ редактировать ]Востоковеды и христианские миссионеры колониальной эпохи, воспитанные в викторианском стиле, где секс и сексуальные образы были табуированной темой, были шокированы и враждебно относились к иконографии и почитанию йони, свидетелями которых они стали. [3] [42] Колониальная и миссионерская литература XIX и начала XX веков описывала йони, лингам-йони и связанную с ними теологию как непристойную, коррумпированную, распущенную, гиперсексуализированную, ребяческую, нечистую, демоническую и культуру, которая стала слишком женственной и распутной. [3] [43] [44] Для индусов, особенно шиваитов, эти символы и идеи были абстрактными, символом целостности творения и духовности. [3] Колониальное унижение отчасти вызвало противоположную реакцию со стороны бенгальских националистов, которые более явно ценили женственность. Свами Вивекананда призвал к возрождению Богини-Матери как женской силы, предложив своим соотечественникам «провозгласить ее всему миру голосом мира и благословения». [43]
По словам Венди Донигер, термины лингам и йони стали явно ассоциироваться с половыми органами человека в западном воображении после широко популярного первого Камасутры, перевода сделанного сэром Ричардом Бертоном в 1883 году. [45] В своем переводе, хотя в оригинальном санскритском тексте слова лингам или йони не используются для обозначения половых органов, Бертон ловко уклонился от того, чтобы их считали непристойными с точки зрения викторианского мышления, используя их повсюду вместо таких слов, как пенис, вульва и влагалище, чтобы обозначить половые органы. обсудить секс, сексуальные отношения и сексуальные позиции человека. [45] Эта сознательная и неправильная замена слов, утверждает Донигер, таким образом послужила для востоковедов средством «антропологизировать секс, дистанцировать его, сделать его безопасным для английских читателей, уверяя их или делая вид, что уверяют их, что текст не о реальных половых органах, а о реальных половых органах». их половые органы, а всего лишь придатки странных, темных людей издалека». [45] Подобная востоковедная литература христианских миссионеров и британской эпохи, как утверждает Донигер, лишила всех духовных значений и настаивала только на викторианской вульгарной интерпретации, которая «негативно повлияла на самовосприятие индуистами своего собственного тела», и они стали «стыдятся более чувственных аспектов своей религиозной литературы». [46] Некоторые современные индуисты, утверждает Донигер, в своем стремлении одухотворить индуизм и в своей кампании хиндутвы стремились очистить исторические земные сексуальные значения и настаивать только на абстрактном духовном значении. [46]
Иконография и храмы
[ редактировать ]В шиваизме , секте, посвященной богу Шиве , Шакти является его супругой, и оба имеют аниконические изображения: лингам для Шивы, йони для Шакти. Иконография йони обычно представлена в виде горизонтально расположенного круглого или квадратного основания с выступающим краем и отверстием в центре, обычно с цилиндрическим лингамом. Часто одна сторона этого основания простирается вбок, и этот выступ называется йони-мукха . [47] Альтернативным символом йони, который обычно встречается в индийском искусстве, является лотос , икона, которую можно найти в храмах. [6]
Йони — один из священных символов традиции индуистского шактизма, которому посвящены исторические произведения искусства и храмы. Некоторые важные произведения искусства, связанные с йони, включают Ладжа Гаури, найденную во многих частях Индии, и храм Камакхья в Ассаме. Оба они были датированы концом 1-го тысячелетия нашей эры, при этом значительное расширение храма Камахья, в результате которого было добавлено новое святилище над естественной скалой йони, прикрепленной к старому храму, было датировано периодом династии Кох 16-го века. [48]
Ладжа Гаури
[ редактировать ]
Ладжа Гаури — это древняя икона, которая находится во многих храмах, связанных с Деви, по всей Индии и была обнаружена в нескольких археологических памятниках в Южной Азии. Значок представляет собой йони, но с большим контекстом и сложностью. По словам искусствоведа Кэрола Болона, икона Ладжа Гаури со временем развивалась, становясь все более сложной и богатой. Это символ плодородия, символизирующий репродуктивные и регенеративные силы матери-земли, «элементарного источника всей жизни, животных и растений», оживителя и «поддержки всей жизни». [50] Самыми ранними изображениями были варианты аниконического горшка, второй этап представлял его как трехмерное произведение искусства без лица и рук, но с головой лотоса, включающей йони, за которым в хронологическом порядке следовал третий этап, на котором к лотосообразной голове добавлялись груди и руки. фигура. Последним этапом была антропоморфная фигура сидящей на корточках обнаженной богини с лотосом и раскинутыми мотивами сельскохозяйственного изобилия, показывающая ее йони, как будто она рожает или сексуально готова к продолжению рода. [51] [50] [52] По мнению Болона, различные аниконические и антропоморфные изображения Ладжа Гаури являются символами «йони Притхви (Земли)», она же утроба. [19]
Иконография Ладжа Гаури, иногда называемая другими именами, такими как Йелламма или Элламма, была обнаружена во многих местах Южной Индии, таких как Айхоле (4-12 века), Нагарджунаконда (надпись и произведения искусства Ладжа Гаури 4-го века), Баллигави , Пещеры Элефанта , пещеры Эллора , множество мест в Гуджарате (6 век), центральной Индии, таких как Нагпур , северных частях субконтинента, таких как Бхактапур (Непал), Каусамби и многих других мест. [53]
Храм Камахья
[ редактировать ]Храм Камакхья — одна из старейших шакта-питх в Южной Азии или священных мест паломничества традиции шактизма. [16] Текстовые, письменные и археологические данные свидетельствуют о том, что храм постоянно почитался в традиции шактизма, по крайней мере, с 8-го века нашей эры, а также в связанных с ним эзотерических традициях тантрического поклонения. [48] [16] Традиция шактистов считает, как утверждает Хью Урбан - профессор религиоведения, специализирующийся в первую очередь на Южной Азии, что этот храм является «местом йони богини». [16]

Региональная тантрическая традиция считает это место йони «местом зарождения» или «главным центром» тантры. [16] В то время как помещения храма, стены и мандапы украшены многочисленными изображениями богини Камакхьи в ее различных ролях, включая те, которые связаны с ее детородными способностями, как боевой воин и как заботливая материнская фигура (одно изображение возле западных ворот показывает, как она кормит ребенка с грудью, датируемая 10-12 веками). Однако в храмовом святилище нет идолов. [48] Святилище представляет собой природную скалу в форме йони с трещиной и природным источником воды, текущим по ней. [48] [16] Камакхья йони связана с легендой о Шиве-Сати, обе упомянуты в ранней пуранической литературе, связанной с шактизмом, такой как Калика Пурана . [55]
Каждый год, с началом сезона дождей, природный источник становится красным из-за оксида железа и синдура (красного пигмента), которыми помазывают преданные и храмовые священники. Он отмечается как символ менструирующей богини и как Амбубати Мела (также известный как Амбувачи или амети ), ежегодный фестиваль плодородия, проводимый в июне. [48] [56] символическому ежегодному менструальному циклу богини Камахьи поклоняются Во время Амбубати в храме Камахья . Храм остается закрытым в течение трех дней, а затем вновь открывается для приема паломников и верующих. Святилище с йони богини является одним из самых важных мест паломничества традиции Шакти, привлекая от 70 000 до 200 000 паломников только во время Амбубачи Мела из северо-восточных и восточных штатов Индии, таких как Западная Бенгалия, Бихар и Уттар-Прадеш. Он также привлекает йогов, тантриков, садху, агхори, а также других монахов и монахинь со всей Индии. [48] [56]
Янтра
[ редактировать ]В эзотерических традициях, таких как тантра, особенно в традиции Шри Чакры, главная икона (янтра) имеет девять переплетенных треугольников. Пять из них направлены вниз и считаются символами йони, а четыре направлены вверх и являются символами линга. Переплетение представляет собой взаимозависимый союз женской и мужской энергий для созидания и разрушения существования. [6]
Юго-Восточная Азия
[ редактировать ]Йони, как правило, с лингамом, встречается в исторических каменных храмах и панельных рельефах Индонезии. [57] Вьетнам, Камбоджа и Таиланд. [58] [59] В чамской литературе йони иногда называют Аваром , а лингам — Ахьером . [60] [17]
Другое использование
[ редактировать ]
- Йони Мудра — это современный жест в медитации, используемый для уменьшения отвлечения внимания в начале практики йоги. [61]
- На тайском языке медиальный угол глаза (острый угол глаза, ближайший к носу) называется «Йони Тха», где «Тха» означает глаз.
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- Граймс, Джон А. (1996). Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-3067-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Монье-Вильямс, Монье. «Йони» . Архив Гарвардского университета . п. 858. Архивировано из оригинала 3 марта 2009 года.
- ^ Jump up to: а б с д Лохтефельд, Джеймс Г. (2001). Иллюстрированная энциклопедия индуизма, том 2 . Издательская группа Розен. п. 784. ИСБН 978-0-8239-3180-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и Дасгупта, Рохит (26 сентября 2014 г.). Киммел, Майкл; Кристин Милрод; Аманда Кеннеди (ред.). Культурная энциклопедия пениса . Роуман и Литтлфилд. п. 107. ИСБН 978-0-7591-2314-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Донигер, Венди ; Стефон, Мэтт (24 декабря 2014 г.) [20 июля 1998 г.]. «Йони (индуизм)» . Британская энциклопедия . Эдинбург : Британская энциклопедия, Inc. Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Бельц, Йоханнес (1 марта 2011 г.). «Танцующий Шива: бронза южноиндийской процессии, музейное произведение и универсальная икона». Журнал религии в Европе . 4 (1). Издательство Brill Academic: 204–222. дои : 10.1163/187489210x553566 . S2CID 143631560 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джонс, Констанс А.; Райан, Джеймс Д. (2007). «Йони» . В Мелтоне, Дж. Гордон (ред.). Энциклопедия индуизма . Энциклопедия мировых религий (1-е изд.). Нью-Йорк : факты в архиве . стр. 260–261, 515–517. ISBN 978-0-8160-5458-9 . LCCN 2006044419 . OCLC 255783694 .
- ^ Индрадева, Шрирама (1966). «Соответствие между женщиной и природой в индийской мысли». Философия Востока и Запада . 16 (3/4): 161–168. дои : 10.2307/1397538 . JSTOR 1397538 . , Цитата: «Природа — моя йони (матка), [...]»
- ^ Граймс 1996 , с. 361.
- ^ Адамс, Дуглас К. (1986). «Исследования тохарского словаря IV: квартет слов из тохарского магического текста B». Журнал Американского восточного общества . 106 (2). JSTOR: 339–341. дои : 10.2307/601599 . JSTOR 601599 . , Цитата: «Йони- 'матка, вульва', Йони- «путь, обитель» от второго корня ПИРОГА [...]»;
Индрадева, Шрирама (1966). «Соответствие между женщиной и природой в индийской мысли». Философия Востока и Запада . 16 (3/4). ДЖСТОР: 161–168. дои : 10.2307/1397538 . JSTOR 1397538 . - ^ Абхинавагупта (1989). Трезубец мудрости: перевод Паратришика-вивараны . Перевод Джайдевы Сингха. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 122, 175. ISBN 978-0-7914-0180-4 . , Цитата: "йони или утроба [...]" с. 122, «[...] в женском аспекте он известен как йони или женский орган зарождения [...], стр. 175»
- ^ Черис Крамараэ; Дейл Спендер (2004). Международная энциклопедия женщин Routledge: глобальные женские проблемы и знания . Рутледж. п. 1840. ISBN 978-1-135-96315-6 . , Цитата: «Скульптурное изображение лингама обычно стоит прямо в неглубокой круглой чаше, символизирующей йони».
- ^ Jump up to: а б Медицинская литература из Индии, Шри-Ланки и Тибета . Лейден: Э. Дж. Брилл. 1991. ISBN 90-04-09522-5 . ОСЛК 24501435 .
- ^ Jump up to: а б Луи Рену (1939), Основное значение санскритского слова йони (путь) , Бюллетень Парижского лингвистического общества, том 40, номер 2, страницы 18-24.
- ^ Герд Карлинг (2003). «Новый взгляд на медицинскую рукопись Тохара B IOL Toch 306 (Stein Ch.00316. a2) из Британской библиотеки - коллекции Восточного и Индийского офиса». Historische Sprachforschung/Историческая лингвистика . 116. Бд., 1. Ч. (1): 75–95. JSTOR 40849180 . , Цитата: «[...] заболевания йони (матки и влагалища) [...]»;
Шиванандайя, ТМ; Индудхар, ТМ (2010). «Лечение выпадения матки Ладжалу» . Журнал Аюрведы и интегративной медицины . 1 (2): 125–128. дои : 10.4103/0975-9476.65090 . ПМК 3151380 . ПМИД 21836800 . , Цитата: «[...] вагинально-маточные расстройства (Йони Вьяпат) [...]»;
Фруэ, Джоанна (2003). «Вагинальная эстетика». Гипатия . 18 (4). Уайли: 137–158. дои : 10.1111/j.1527-2001.2003.tb01416.x . S2CID 232180657 . - ^ Jump up to: а б Клостермайер, Клаус К. (1998). Краткая энциклопедия индуизма . Публикации Oneworld. п. 214. ИСБН 978-178074-6-722 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Урбан, Хью Б. (2009). Сила тантры: религия, сексуальность и политика исследований Южной Азии . ИБТаурис. стр. 2–11, 35–41. ISBN 978-0-85773-158-6 .
- ^ Jump up to: а б Эндрю Харди; Мауро Кукарци; Патриция Золезе (2009). Чампа и археология Му Сона (Вьетнам) . Сингапур: NUS Press. ISBN 978-9971-69-451-7 . OCLC 246492836 .
- ^ Лопес, Дональд С. (1995). Религии Индии на практике . Издательство Принстонского университета. стр. 304–307 . ISBN 978-0-691-04324-1 .
- ^ Jump up to: а б Болон, Кэрол Рэдклифф (2010). Формы богини Ладжа Гаури в индийском искусстве Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 100-1 40–47, 54. ISBN. 978-0-271-04369-2 .
- ^ Jump up to: а б с Сондерс, Эрнест Дейл (1985). Мудра: исследование символических жестов в японской буддийской скульптуре . Издательство Принстонского университета. стр. 88–89, 229, примечание 28. ISBN. 978-0-691-01866-9 .
- ^ Давенпорт, Гай (1969). Как есть . Издания дю Сеуиль. стр. 52–54.
- ^ Jump up to: а б с Амаззоне, Лаура (2012). Богиня Дурга и священная женская сила . Университетское издательство Америки. стр. 27–30. ISBN 978-0-7618-5314-5 .
- ^ Корниль, Кэтрин (1 августа 2009 г.). Критерии распознавания в межрелигиозном диалоге . Випф и Сток. п. 148. ИСБН 978-1-63087-441-4 . , Цитата: «В своих комментариях к BSBh 1.4.27 Шанкара цитирует различные отрывки, где Брахман описывается как йони (источник) вселенной: «Слово йони понимается в мире как обозначающее материальную причину, как и в «земле». является йони (источником) трав и деревьев». Женский орган (называемый йони) также является материальной причиной плода в силу своих составляющих».
- ^ Крамриш, С. (1994). Присутствие Шивы . Издательство Принстонского университета. стр. 246–248. ISBN 0-691-01930-4 .
- ^ Демпси, Коринн Г. (2005). Богиня живет в северной части штата Нью-Йорк: нарушая условности и обретая дом в индуистском храме в Северной Америке . Издательство Оксфордского университета. п. 221. ИСБН 978-0-19-804055-2 .
- ^ Гопинатха Рао, штат Калифорния (1993). Элементы индуистской иконографии . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 56. ИСБН 978-81-208-0877-5 .
- ^ Сатари, Шри Суджатми (1978). Новые находки на севере Центральной Явы . Проект развития культурных медиа. п. 12.
- ^ Кеул, Иштван (2017). Ритуалы освящения в Южной Азии . БРИЛЛ Академик. стр. 55–56. ISBN 978-90-04-33718-3 .
- ^ Лиминг, Дэвид (2001). Словарь азиатской мифологии . Издательство Оксфордского университета. п. 205. ИСБН 978-0-19-512053-0 .
- ^ Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006). Энциклопедия индуизма . Публикация информационных баз. п. 156 и 157. ISBN 0-8160-7564-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Парпола, Аско (1985). «Небесная одежда - исследование хараппской религии и ее связи с месопотамскими и более поздними индийскими религиями». Студия Ориенталия . 57 . Финское восточное общество: 101–107.
- ^ Бэшам, Артур Ллевеллин (1967). Чудо, которым была Индия: обзор истории и культуры Индийского субконтинента до прихода мусульман . Сиджвик и Джексон (переиздание 1986 г.). п. 24. ISBN 978-0-283-99257-5 . , Цитата: "Высказывалось предположение, что некоторые крупные камни кольцеобразной формы являются формализованными изображениями женского регенеративного органа и символами Богини-Матери, но это весьма сомнительно".
- ^ Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. п. 516.
- ^ Чавла, Джьотсна (1990). Ригведические божества и их знаковые формы . Издательство Мунширам Манохарлал. п. 185. ИСБН 978-81-215-0082-1 .
- ^ Макинтош, Джейн (2008). Древняя долина Инда: новые перспективы . АВС-КЛИО. стр. 286–287. ISBN 978-1-57607-907-2 .
- ^ Меуленбельд, Геррит Ян (2010). Группа расстройств Ситапитты (крапивница и подобные синдромы) и ее развитие в аюрведической литературе с древнейших времен до наших дней . Бархуис. стр. 106, примечание 35. ISBN. 978-90-77922-76-7 .
- ^ Рупапара, Амит; Донга, Шилпа; Хариша, ЧР; Шукла, Винай (2014). «Предварительная физико-химическая оценка Дарвьяди Йони Варти: составной аюрведический состав» . Аю . 35 (4): 467–470. дои : 10.4103/0974-8520.159048 . ПМК 4492037 . ПМИД 26195915 .
- ^ Бхавана, КР (2014). «Медицинская география в Чарака Самхите» . Аю . 35 (4): 371–377. дои : 10.4103/0974-8520.158984 . ПМК 4492020 . ПМИД 26195898 .
- ^ Чарака-самхита: переведено на английский язык . Том. 4. Перевод Авинаша Чандры Кавиратны. 1978. стр. 1852–1863 со сносками. , Цитата: «Йони буквально означает вульву, а вьяпат означает болезнь, но термин йонивьяпат использовался в более широком смысле - обозначая все болезни женских репродуктивных органов, проявляющиеся в вульве. Глава [Чарака Самхиты] включает лечение заболевания матки, влагалища [...]"
- ^ Jump up to: а б с Блэкледж, Кэтрин (2004). История Ви: естественная история женской сексуальности . Издательство Университета Рутгерса. стр. 44–45 . ISBN 978-0-8135-3455-8 .
- ^ Корда, Джоанна Б.; Гольдштейн, Сью В.; Соммер, Фрэнк (2010). «История сексуальной медицины: история женской эякуляции». Журнал сексуальной медицины . 7 (5). Эльзевир Б.В.: 1968–1975. дои : 10.1111/j.1743-6109.2010.01720.x . ПМИД 20233286 .
- ^ МакГетчин, Дуглас Т. (2009). Индология, индомания и ориентализм: возрождение древней Индии в современной Германии . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. п. 34. ISBN 978-0-8386-4208-5 .
- ^ Jump up to: а б Рамос, Имма (2017). Паломничество и политика в колониальной Бенгалии: миф о богине Сати . Тейлор и Фрэнсис. стр. 56–58. ISBN 978-1-351-84000-2 .
- ^ Урбан, Хью Б. (2009). Сила тантры: религия, сексуальность и политика исследований Южной Азии . ИБТаурис. стр. 8–10. ISBN 978-0-85773-158-6 .
- ^ Jump up to: а б с Донигер, Венди (2011). «Тело Бога, или Лингам, ставший плотью: конфликты по поводу изображения сексуального тела индуистского бога Шивы». Социальные исследования . 78 (2). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 500–502. дои : 10.1353/sor.2011.0067 .
- ^ Jump up to: а б Донигер, Венди (2011). «Тело Бога, или Лингам, ставший плотью: конфликты по поводу изображения сексуального тела индуистского бога Шивы». Социальные исследования . 78 (2). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 499–505. дои : 10.1353/sor.2011.0067 .
- ^ Смит, Х. Дэниел; Мудумби Нарасимхачари (1997). Справочник индуистских богов, богинь и святых: популярный в современной Южной Индии . Сандип Пракашан. п. 17. ISBN 978-81-7574-000-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Рамос, Имма (2017). Паломничество и политика в колониальной Бенгалии: миф о богине Сати . Тейлор и Фрэнсис. стр. 45–57. ISBN 978-1-351-84000-2 .
- ^ Болон, Кэрол Рэдклифф (2010). Формы богини Ладжа Гаури в индийском искусстве Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 100-1 5–6. ISBN 978-0-271-04369-2 .
- ^ Jump up to: а б Болон, Кэрол Рэдклифф (1997). Формы богини Ладжа Гаури в индийском искусстве . Мотилал Банарсидасс. стр. 1–19. ISBN 978-81-208-1311-3 .
- ^ Рамос, Имма (2017). Паломничество и политика в колониальной Бенгалии: миф о богине Сати . Тейлор и Фрэнсис. стр. 50–57. ISBN 978-1-351-84000-2 .
- ^ Родригес, Хиллари (2003). Ритуальное поклонение Великой Богине: Литургия Дурга Пуджи с интерпретациями . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 272–273. ISBN 978-0-7914-5400-8 .
- ^ Болон, Кэрол Рэдклифф (2010). Формы богини Ладж? Гаур? в индийском искусстве . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 67–70. ISBN 978-0-271-04369-2 .
- ^ Байлз, Джереми; Кент Бринтналл (2015). Негативные экстазы: Жорж Батай и изучение религии . Издательство Фордхэмского университета. п. 81. ИСБН 978-0-8232-6521-3 .
- ^ Урбан, Хью Б. (2009). Сила тантры: религия, сексуальность и политика исследований Южной Азии . ИБТаурис. стр. 31–37. ISBN 978-0-85773-158-6 .
- ^ Jump up to: а б Хью Б. Урбан (2009). Сила тантры: религия, сексуальность и политика исследований Южной Азии . ИБТаурис. стр. 170–171. ISBN 978-0-85773-158-6 .
- ^ Кинни, Энн Р.; Марийке Дж. Белл; Лидия Киевен (2003). Поклонение Шиве и Будде: храмовое искусство Восточной Явы . Издательство Гавайского университета. стр. 100-1 39, 132, 243 978-0-8248-2779-3 .
- ^ Томпсон, Эшли (2016). Порождение буддийского государства: территория, суверенитет и половые различия в изобретениях Ангкора . Тейлор и Фрэнсис. п. 89. ИСБН 978-1-317-21819-7 . ;
Павакапан, Пуангтонг Р. (2013). Государство и негражданское общество в Таиланде в храме Преа Вихеар . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 39. ИСБН 978-981-4459-90-7 . - ^ Юбер, Жан-Франсуа (2012). Искусство Чампа . Паркстоун. стр. 29, 52–53. ISBN 978-1-78042-964-9 .
- ^ Холл, Кеннет Р. (2011). История ранней Юго-Восточной Азии: морская торговля и общественное развитие, 100-1500 гг . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-7425-6762-7 . OCLC 767695245 .
- ^ «Практика Пранаямы для доступа к высшим энергиям» . Американский институт ведических исследований . 27 марта 2013. Архивировано из оригинала 9 июля 2015 года . Проверено 25 июня 2017 г.