Мохенджо-Даро
Расположение | Район Ларкана , Синд , ![]() |
---|---|
Координаты | 27 ° 19'45 "N 68 ° 08'20" E / 27,32917 ° N 68,13889 ° E |
Тип | Урегулирование |
Область | 250 га (620 акров) [1] |
История | |
Основан | 26–25 века до н.э. |
Заброшенный | 19 век до нашей эры |
Культуры | Цивилизация долины Инда |
Официальное название | Археологические руины в Мохенджодаро |
Критерии | Культурный: ii, iii |
Ссылка | 138 |
Надпись | 1980 г. (4-я сессия ) |
Область | 240 га |
Мохенджо-Даро ( / m oʊ ˌ h ɛ n dʒ oʊ ˈ d ɑː r oʊ / ; синдхи : موهن جو دڙو , букв. « Курган мертвецов » ; Урду : موئن جو دڑو [muˑənⁱ dʑoˑ d̪əɽoˑ] ) — археологический памятник в округе Ларкана , Синд , Пакистан . Построен ок. 2500 г. до н. э., это было крупнейшее поселение древней цивилизации долины Инда мира и один из первых крупных городов , современник цивилизаций древнего Египта , Месопотамии , Минойского Крита и Северного Чико . [2] [3]
С предполагаемым населением не менее 40 000 человек, Мохенджо-Даро процветал в течение нескольких столетий, но к ок. 1700 г. до н.э. был заброшен, [4] наряду с другими крупными городами цивилизации долины Инда.
Это место было вновь открыто в 1920-х годах. С тех пор на территории города, который был внесен в список ЮНЕСКО Всемирного наследия в 1980 году, были проведены значительные раскопки. Это первый объект в Южной Азии, получивший такой статус. [5] В настоящее время этому месту угрожают эрозия и неправильное восстановление. [6]
Этимология
Первоначальное название города неизвестно. Основываясь на своем анализе печати Мохенджо-Даро, Ираватам Махадеван предполагает, что древнее название города могло быть Куккутарма («город [ -рма ] петушка [ куккута ] »). [ нужна ссылка ] Петушиные бои , возможно, имели для города ритуальное и религиозное значение. [ нужна ссылка ] Мохенджо-Даро, возможно, также был местом распространения клада домашних кур , обитающих в Африке, Западной Азии, Европе и Америке. [7]
интерпретируется как «Курган мертвых» Мохенджо-Даро, современное название этого места, на синдхи . [3] [8]
Расположение

Мохенджо-Даро расположен у правого (западного) берега нижнего [9] Река Инд в районе Ларкана , Синд, Пакистан. Он расположен на плейстоценовом хребте в пойме Инда, примерно в 28 километрах (17 милях) от города Ларкана . [10]
Исторический контекст
Мохенджо-Даро был построен в 26 веке до нашей эры. [11] Это был один из крупнейших городов древней цивилизации долины Инда , также известной как Хараппская цивилизация. [12] который разработал c. 3000 г. до н.э. из доисторической культуры Инда. На пике своего развития цивилизация Инда охватывала большую часть территории нынешнего Пакистана и Северной Индии, простираясь на запад до иранской границы, на юг до Гуджарата в Индии и на север до форпоста в Бактрии , с крупными городскими центрами в Хараппе, Мохенджо-Даро, Лотале. , Калибанган , Дхолавира и Ракхигархи . Мохенджо-Даро был самым развитым городом своего времени с чрезвычайно сложной гражданской архитектурой и городским планированием. [13] Когда цивилизация Инда пришла в упадок c. 1900 г. до н.э. Мохенджо-Даро был заброшен. [11] [14]
Повторное открытие и раскопки


Руины города оставались незадокументированными около 3700 лет, пока Р. Д. Банерджи , офицер Археологической службы Индии , не посетил это место в 1919–20 годах и не обнаружил то, что, по его мнению, было буддийской ступой (150–500 гг. н. э.), о которой известно, что там находилось. и нашел кремневый скребок, который убедил его в древности этого места. Это привело к масштабным раскопкам Мохенджо-Даро под руководством К. Н. Дикшита в 1924–25 и Джона Маршалла в 1925–26. [15] В 1930-х годах на этом месте проводились крупные раскопки под руководством Маршалла, Д.К. Дикшитара и Эрнеста Маккея . Дальнейшие раскопки были проведены в 1945 году Мортимером Уилером и его учеником Ахмадом Хасаном Дэни . Последняя крупная серия раскопок была проведена в 1964 и 1965 годах Джорджем Ф. Дейлсом . После 1965 года раскопки были запрещены из-за повреждений обнаженных построек, вызванных погодными условиями , и с тех пор единственными проектами, разрешенными на этом месте, были спасательные раскопки, поверхностные исследования и проекты консервации. В 1980-х годах немецкие и итальянские исследовательские группы под руководством Михаэля Янсена и Маурицио Този использовали менее инвазивные археологические методы, такие как архитектурная документация, поверхностные исследования и локальное зондирование, чтобы собрать дополнительную информацию о Мохенджо-Даро. [5] Бурение сухого керна, проведенное в 2015 году Национальным фондом Пакистана для Мохенджо-Даро, показало, что участок больше, чем раскопанная территория. [16]
Архитектура и городская инфраструктура


Мохенджо-Даро имеет планировочную планировку с прямолинейными зданиями, расположенными по сетке . [17] Большинство из них были построены из обожженного кирпича ; некоторые включали в себя высушенный на солнце сырцовый кирпич и деревянные надстройки. Крытая площадь Мохенджо-Даро оценивается в 300 гектаров . [18] Оксфордский справочник городов в мировой истории предлагает «слабую» оценку пиковой численности населения примерно в 40 000 человек. [19]
Огромные размеры города и наличие в нем общественных зданий и сооружений предполагают высокий уровень социальной организации. [20] Город разделен на две части, так называемую Цитадель и Нижний город. Известно, что Цитадель – курган из сырцового кирпича высотой около 12 метров (39 футов) – служила местом расположения общественных бань, большого жилого строения, рассчитанного на размещение около 5000 горожан, и двух больших актовых залов. В городе был центральный рынок с большим центральным колодцем. Отдельные домохозяйства или группы домохозяйств получали воду из небольших колодцев. Сточные воды направлялись в закрытые водостоки, расположенные вдоль главных улиц. В некоторых домах, предположительно принадлежащих более престижным жителям, есть комнаты, которые, по-видимому, были отведены для купания, а в одном здании была подземная печь (известная как гипокауст ) , возможно, для отапливаемых ванн. Большинство домов имели внутренние дворы с дверями, выходившими в боковые переулки. Некоторые здания были двухэтажными. [ нужна ссылка ]
Основные здания
В 1950 году сэр Мортимер Уиллер назвал одно большое здание в Мохенджо-Даро «Великим зернохранилищем». Некоторые перегородки в его массивной деревянной надстройке выглядели как зернохранилища с воздуховодами для сушки зерна. По мнению Уиллера, телеги привозили зерно из сельской местности и выгружали его прямо в отсеки. Однако Джонатан Марк Кенойер отметил полное отсутствие доказательств наличия зерна в «житнице», которую, как он утверждал, поэтому лучше было бы назвать «Большим залом» неопределенного назначения. [14] Рядом с «Великим зернохранилищем» находится большая и изысканная общественная баня, которую иногда называют Большой баней . Из внутреннего двора с колоннадой ступеньки ведут к кирпичному бассейну, гидроизолированному битумной облицовкой . Бассейн имеет длину 12 метров (39 футов), ширину 7 метров (23 фута) и глубину 2,4 метра (7,9 футов). Возможно, его использовали для религиозного очищения. Среди других крупных зданий - «Зал с колоннами», который считается своего рода актовым залом, и так называемый «Зал колледжа», комплекс зданий, состоящий из 78 комнат, который, как полагают, был резиденцией священников. [ нужна ссылка ]
Укрепления

Мохенджо-Даро не имел городских стен, но был укреплен сторожевыми башнями к западу от главного поселения и оборонительными укреплениями к югу. Учитывая эти укрепления и структуру других крупных долины Инда городов , таких как Хараппа , предполагается, что Мохенджо-Даро был административным центром. И Хараппа, и Мохенджо-Даро имеют относительно одинаковую архитектурную планировку и, как правило, не были сильно укреплены, как другие объекты долины Инда. Из идентичных городских планов всех объектов Инда очевидно, что существовала некая политическая или административная центральность, но масштабы и функционирование административного центра остаются неясными.
Водоснабжение и колодцы
Район Мохенджо-Даро был построен за относительно короткий период времени, причем система водоснабжения и колодцы были одними из первых запланированных сооружений. [22] Благодаря раскопкам, проведенным на данный момент, в Мохенджо-Даро обнаружено более 700 колодцев, а также дренажные и купальные системы. [23] Это число неслыханно по сравнению с другими цивилизациями того времени, такими как Египет или Месопотамия, а количество колодцев соответствует одному колодцу на каждые три дома. [24] Из-за большого количества колодцев считается, что жители полагались исключительно на ежегодное количество осадков, а также на то, что течение реки Инд оставалось недалеко от этого места, а колодцы обеспечивали воду в течение длительного периода времени в случае прихода города. в осаде. [25] Учитывая период, в течение которого эти колодцы были построены и использовались, вполне вероятно, что конструкция круглого кирпичного колодца, использованная на этом и многих других объектах Хараппы, является изобретением, которое следует приписать цивилизации Инда, поскольку существующих доказательств этого нет. дизайн из Месопотамии или Египта в это время и даже позже. [26] Сточные воды и сточные воды из зданий на объекте отводились через централизованную дренажную систему, проходящую вдоль улиц объекта. [27] Эти водостоки, проходящие вдоль дороги, эффективно позволяли удалять большую часть человеческих отходов и сточных вод, поскольку стоки, скорее всего, уводили отходы в сторону реки Инд. [28]
Наводнение и восстановление
В городе также были большие платформы, возможно, предназначенные для защиты от наводнений. [20] Согласно теории, впервые выдвинутой Уилером, город мог быть затоплен и заилен примерно шесть раз, а затем восстановлен на том же месте. [29] Некоторые археологи считали, что последнее наводнение, которое помогло поглотить город морем грязи, привело к тому, что это место было заброшено. [30] Грегори Поссель был первым, кто предположил, что наводнения были вызваны чрезмерным использованием и расширением земель, и что грязевое наводнение не было причиной того, что это место было заброшено. [30] Вместо того, чтобы грязевое наводнение смыло с лица земли часть города одним махом, Поссель предположил возможность постоянных мини-наводнений в течение года, в сочетании с истощением земель под посевами, пастбищами и ресурсами для производства кирпича и керамики, что привело к падению. сайта. [31]
Известные артефакты

Многочисленные предметы, найденные при раскопках, включают сидящие и стоящие фигуры, медные и каменные инструменты, резные печати , весы и гири , украшения из золота и яшмы , а также детские игрушки. [33] На этом месте было обнаружено множество бронзовых и медных предметов, таких как статуэтки и чаши, что свидетельствует о том, что жители Мохенджо-Даро знали, как использовать технику выплавляемого воска . [34] Считается, что печи, найденные на этом месте, использовались для изготовления меди и плавки металлов, а не для плавки. Похоже, что в северо-восточной части города даже есть целая часть города, посвященная артиллерийским работам. [35] Одними из наиболее известных медных изделий, обнаруженных на этом месте, являются медные таблички, на которых есть образцы непереведенного индуистского письма и иконографии. [36] Хотя сценарий еще не расшифрован, многие изображения на табличках совпадают с другими табличками, и обе содержат одну и ту же подпись на языке Инда, причем в приведенном примере показаны три таблички с изображением горного козла и надписью на оборотной стороне. читая одни и те же буквы для трех таблеток. [37]
керамики и терракоты На этом месте были обнаружены черепки , причем во многих горшках были отложения пепла, что заставило археологов предположить, что они использовались либо для хранения праха человека, либо для обогрева дома, расположенного в сайт. [38] Эти обогреватели, или жаровни, использовались для обогрева дома, а также их можно было использовать для приготовления пищи или процеживания, в то время как другие полагают, что они использовались исключительно для отопления. [38]
Находки из Мохенджо-Даро первоначально были переданы на хранение в Лахорский музей , но позже были перенесены в штаб-квартиру ASI в Нью-Дели, где планировалось создать новый «Центральный имперский музей» для новой столицы британского владычества, в котором по крайней мере будет отображен выбор. Стало очевидным, что независимость Индии приближается, но раздел Индии ожидался только на позднем этапе процесса. Новые власти Пакистана потребовали вернуть хараппские фрагменты, раскопанные на их территории, но индийские власти отказались. В конце концов было достигнуто соглашение, согласно которому находки общим количеством около 12 000 предметов (большинство черепков керамики) были поровну разделены между странами; в некоторых случаях это воспринималось очень буквально: в некоторых ожерельях и поясах бусины были разделены на две стопки. В случае с «двумя самыми знаменитыми скульптурными фигурами» Пакистан попросил и получил Царя-Жреца , в то время как Индия сохранила гораздо меньшую Танцующую девушку . [39] а также печать Пашупати .
Большинство предметов из Мохенджо-Даро, сохраненных Индией, находятся в Национальном музее Индии в Нью-Дели , а возвращенные Пакистану - в Национальном музее Пакистана в Карачи , причем многие из них также находятся в музее, ныне созданном в самом Мохенджо-Даро. В 1939 году небольшая представительная группа артефактов, раскопанных на этом месте, была передана Британскому музею генеральным директором Археологической службы Индии . [40]
Идол Богини-Матери

Обнаруженный Джоном Маршаллом в 1931 году, идол , похоже, имитирует определенные характеристики, соответствующие вере в Богиню-Мать, распространенной во многих ранних цивилизациях Ближнего Востока. [41] Скульптуры и фигурки, изображающие женщин, были замечены как часть хараппской культуры и религии, поскольку в ходе археологических раскопок Маршалла было обнаружено множество женских фигур. [41] По словам Маршалла, эти цифры не были правильно классифицированы, а это означает, что на самом деле неясно, где они были обнаружены на месте. Одна из упомянутых фигур имеет высоту 18,7 см и в настоящее время выставлена в Национальном музее Пакистана в Карачи. [41] Аспекты плодородия и материнства, демонстрируемые на идолах, представлены женскими гениталиями, которые представлены в почти преувеличенном стиле, как заявил Маршалл, при этом он делает вывод, что такие фигурки являются подношениями богине, в отличие от типичного понимания их как идолы, изображающие подобие богини. [41] Поскольку фигурки уникальны с точки зрения причесок, пропорций тела, а также головных уборов и украшений, существуют теории относительно того, кого на самом деле представляют эти фигурки. [41] Шерин Ратнагар предполагает, что из-за их уникальности и разбросанности находок по всему месту они могли быть фигурками обычных домохозяек, которые заказывали эти предметы для использования в ритуалах или церемониях исцеления, чтобы помочь вышеупомянутым отдельным женщинам. [41]
Танцующая девушка

Бронзовая статуэтка , получившая название «Танцующая девушка», высотой 10,5 см (4,1 дюйма). [42] возрастом около 4500 лет, был найден в «районе HR» Мохенджо-Даро в 1926 году; сейчас он находится в Национальном музее Нью-Дели . [42] В 1973 году британский археолог Мортимер Уилер назвал этот предмет своей любимой статуэткой:
Думаю, ей около пятнадцати лет, не больше, но она стоит там с браслетами до самой руки и больше ни в чем. Девушка, на данный момент совершенно уверенная в себе и мире. Думаю, в мире нет ничего подобного ей.
Джон Маршалл , другой археолог из Мохенджо-Даро, описал фигуру как «молодую девушку, ее рука на бедре в полудерзкой позе, ноги слегка вперед, и она отбивает такт в такт музыке ногами и ступнями». [43] Археолог Грегори Поссель сказал о статуэтке: «Мы не можем быть уверены, что она была танцовщицей, но она была хороша в своем деле и знала это». Статуя привела к двум важным открытиям о цивилизации: во-первых, они знали смешивание металлов, литье и другие сложные методы работы с рудой, а во-вторых, развлечения, особенно танцы, были частью культуры. [42]
Жрец-Король

сидящая мужская фигура из мыльного камня В 1927 году в здании с необычно орнаментальной кирпичной кладкой и стеной-нишей была найдена . Хотя нет никаких доказательств того, что Мохенджо-Даро правили священники или монархи , археологи окрестили эту достойную фигуру «Королем-жрецом». Скульптура имеет высоту 17,5 см (6,9 дюйма) и изображает аккуратно бородатого мужчину с проколотыми мочками ушей и повязкой на голове - возможно, все, что осталось от некогда сложной прически или головного убора; его волосы зачесаны назад. Он носит нарукавную повязку и плащ с просверленным трилистником , узорами в один и два круга, на которых видны следы красного цвета. Его глаза, возможно, изначально были инкрустированы. [44]
Печать Пашупати

На тюлене, обнаруженном на этом месте, изображена сидящая, скрестившая ноги и, возможно, итифаллическая фигура в окружении животных. Некоторые ученые интерпретировали эту фигуру как йога , а другие — как трехглавого «прото- Шиву » или «Повелителя животных».
Семинитевое ожерелье
Сэр Мортимер Уилер был особенно очарован этим артефактом, которому, по его мнению, было не менее 4500 лет. Ожерелье имеет застежку S-образной формы с семью нитями длиной более 4 футов каждая из бронзово-металлических самородков, похожих на бусины, которые филигранно соединяют каждое плечо буквы «S » . В каждой нити находится от 220 до 230 многогранных самородков, всего около 1600 самородков. Ожерелье весит около 250 граммов и в настоящее время находится в частной коллекции в Индии. [ нужна ссылка ]
Правитель Мохенджо-Даро
Цивилизация долины Инда использовала линейки из слоновой кости для измерения длины примерно в 1500 году до нашей эры. [45] Линейка Мохенджо-Даро разделена на единицы, соответствующие 34 миллиметрам (1,32 дюйма), которые далее размечены десятичными делениями с большой точностью, с точностью до 0,13 мм (0,005 дюйма). Линейка, найденная в Лотале (2400 г. до н. э.), имеет калибр примерно 1,6 мм ( 1 ⁄ 16 дюйма). [45] Десятичное деление на линейке примечательно, поскольку оно предшествует современной метрической системе на 3000 или более лет. Используемая базовая единица была известна как ангула (палец) и имела размер около 17 мм. На куске панциря, найденном при раскопках Маккея, очень точно вырезаны линии, расположенные на расстоянии 6,7 мм (0,264 дюйма) друг от друга. Древние кирпичи, найденные по всему региону, имеют размеры, соответствующие этим единицам. [46]
Сохранение и современное состояние
Первоначальное соглашение о финансировании реставрации было согласовано через Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в Париже 27 мая 1980 года. Вклад в проект внесли ряд других стран:
Страна | Взнос в долларах США |
---|---|
![]() | $62,650.00 |
![]() | $3,000.00 |
![]() | $1,000.00 |
![]() | $63,889.60 |
![]() | $375,939.85 |
![]() | $49,494.95 |
![]() | $9,781.00 |
![]() | $200,000.00 |
![]() | $3,000.00 |
![]() | $275.82 |
![]() | $2,072.50 |
![]() | $8,130.00 |
![]() | $58,993.63 |
![]() | $1,562.50 |
![]() | $1,000.00 |

Работы по сохранению Мохенджо-Даро были приостановлены в декабре 1996 года после прекращения финансирования со стороны правительства Пакистана и международных организаций. Работы по сохранению объекта возобновились в апреле 1997 года на средства, предоставленные ЮНЕСКО. В рамках 20-летнего плана финансирования было предусмотрено 10 миллионов долларов на защиту объекта и стоящих построек от наводнений . В 2011 году ответственность за сохранение этого объекта была передана правительству Синда. [47]
В настоящее время объекту угрожает засоленность грунтовых вод и неправильное восстановление. Многие стены уже рухнули, а другие рушатся с нуля. В 2012 году пакистанские археологи предупредили, что без улучшенных мер по сохранению это место может исчезнуть к 2030 году. [6] [48]
2014 Синдский фестиваль
Еще одна угроза объекту Мохенджо-Даро возникла в январе 2014 года, когда Билавал Бхутто Зардари из Пакистанской народной партии выбрал это место для церемонии открытия фестиваля в Синде. Это подвергло бы участок воздействию механических операций, включая раскопки и бурение. Фарзанд Масих, заведующий кафедрой археологии Пенджабского университета, предупредил, что такая деятельность запрещена Законом о древностях , сказав: «Вы не можете даже забить гвоздь на археологическом объекте». было подано дело 31 января 2014 года в Высокий суд Синда о запрете правительству Синда продолжать мероприятие. [49] [50] Фестиваль был проведен ПНП на историческом месте, несмотря на все протесты как национальных, так и международных историков и педагогов.
Климат
В Мохенджо-Даро жаркий пустынный климат ( классификация климата Кеппена BWh ) с очень жарким летом и мягкой зимой. Самая высокая зарегистрированная температура составляет 53,7 ° C (128,7 ° F), зафиксированная в мае 2010 года, а самая низкая зарегистрированная температура составляет -5,4 ° C (22,3 ° F), зафиксированная в январе 2006 года. Количество осадков небольшое, в основном выпадает в сезон дождей. (июль – сентябрь). Среднегодовое количество осадков в Мохенджо-Даро составляет 100,1 мм и выпадает в основном в сезон муссонов. Самое высокое годовое количество осадков за всю историю составило 1023,8 мм, зарегистрированное в 2022 году, а самое низкое годовое количество осадков - 10 мм, зарегистрированное в 1987 году.
Климатические данные для Мохенджо-Даро | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Месяц | Ян | февраль | Мар | апрель | Может | июнь | июль | август | Сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Год |
Рекордно высокий °C (°F) | 29.4 (84.9) | 36.5 (97.7) | 45.5 (113.9) | 48.5 (119.3) | 53.7 (128.7) | 51.7 (125.1) | 47.6 (117.7) | 46.0 (114.8) | 43.5 (110.3) | 41.5 (106.7) | 39.2 (102.6) | 30.6 (87.1) | 53.7 (128.7) |
Среднесуточный максимум °C (°F) | 24.8 (76.6) | 26.2 (79.2) | 32.1 (89.8) | 38.7 (101.7) | 44.8 (112.6) | 45.2 (113.4) | 41.9 (107.4) | 38.7 (101.7) | 37.5 (99.5) | 35.2 (95.4) | 30.5 (86.9) | 24.8 (76.6) | 35.0 (95.1) |
Среднесуточное значение °C (°F) | 16.0 (60.8) | 17.0 (62.6) | 22.7 (72.9) | 28.8 (83.8) | 33.9 (93.0) | 35.8 (96.4) | 34.4 (93.9) | 32.8 (91.0) | 31.1 (88.0) | 26.7 (80.1) | 21.1 (70.0) | 16.0 (60.8) | 26.4 (79.4) |
Среднесуточный минимум °C (°F) | 7.3 (45.1) | 7.9 (46.2) | 13.3 (55.9) | 18.9 (66.0) | 24.0 (75.2) | 27.4 (81.3) | 27.9 (82.2) | 27.0 (80.6) | 24.7 (76.5) | 18.2 (64.8) | 11.8 (53.2) | 7.3 (45.1) | 18.0 (64.3) |
Рекордно низкий °C (°F) | −5.4 (22.3) | −4.0 (24.8) | 2.2 (36.0) | 3.0 (37.4) | 13.0 (55.4) | 15.6 (60.1) | 18.4 (65.1) | 18.0 (64.4) | 14.5 (58.1) | 0.0 (32.0) | −1.0 (30.2) | −4.0 (24.8) | −5.4 (22.3) |
Среднее количество осадков , мм (дюймы) | 2.6 (0.10) | 5.8 (0.23) | 3.4 (0.13) | 2.9 (0.11) | 2.2 (0.09) | 2.5 (0.10) | 39.9 (1.57) | 26.6 (1.05) | 6.6 (0.26) | 0.4 (0.02) | 0.9 (0.04) | 6.3 (0.25) | 100.1 (3.95) |
Среднее количество осадков в днях | 0.2 | 0.5 | 0.9 | 0.2 | 0.3 | 0.4 | 1.9 | 1.4 | 0.3 | 0.1 | 0.1 | 0.3 | 6.6 |
Источник: ПМД (1991–2020 гг.). [51] |
См. также
- Список фортов в Пакистане
- Список мест цивилизации долины Инда
- Список музеев Пакистана
- Список объектов всемирного наследия в Пакистане
- Мехргарх
Ссылки
- ^ Криспин Бейтс; Минору Мио (22 мая 2015 г.). Города Южной Азии . Рутледж. ISBN 978-1-317-56512-3 .
- ^ Мохенджо-Даро (археологический памятник, Пакистан) на веб-сайте Британской энциклопедии, дата обращения 25 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грегори Л. Поссель (11 ноября 2002 г.). Индская цивилизация: современный взгляд . Роуман Альтамира. п. 80. ИСБН 978-0-7591-1642-9 .
- ^ Ши, Саманта (14 ноября 2022 г.). «Затерянный город Пакистана с населением 40 000 человек» . www.bbc.com . Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Мохенджо-Даро: древний мегаполис долины Инда» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Мохенджо-Даро: может ли этот древний город быть потерян навсегда?» . Би-би-си. 27 июня 2012 г. Проверено 27 октября 2012 г.
- ^ Разведение птицы и генетика . Р. Д. Кроуфорд (1990). Elsevier Науки о здоровье. С. 10–11, 44.
- ^ «Мохенджо-Даро — древний мегаполис в долине Инда» . www.harappa.com .
- ^ «Нижний Инд» относится к части реки ниже ее впадения в Панджнад , объединенную реку всех ее пяти притоков, протекающую через регион Пенджаба .
- ^ Роуч, Джон. «Затерянный город Мохенджо-Даро» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 30 октября 2010 года . Проверено 8 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ancientindia.co.uk. Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Бек, Роджер Б.; Линда Блэк; Ларри С. Кригер; Филип К. Нейлор; Дахия Ибо Шабака (1999). Всемирная история: закономерности взаимодействия . Эванстон, Иллинойс: Макдугал Литтел. ISBN 978-0-395-87274-1 .
- ^ АХ Дэни (1992). «Критическая оценка последних свидетельств о Мохенджо-Даро». Второй международный симпозиум по Мохенджо-Даро, 24–27 февраля 1992 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кенойер, Джонатан Марк (1998). «Индские города, поселки и деревни», Древние города цивилизации долины Инда . Исламабад : Американский институт пакистанских исследований. п. 65.
- ^ Поссель, Грегори Л. (2010). Индская цивилизация: современный взгляд . АльтаМира. п. 12. ISBN 978-0-7591-0172-2 .
- ^ « Находки показывают, что Мохенджодаро был больше, чем раскопанные руины » . 14 ноября 2015 года . Проверено 14 ноября 2015 г.
- ^ Мохан Пант и Сюи Фумо, « Сетка и модульные меры в городском планировании Мохенджодаро и долины Катманду: исследование модульных мер в блоках и участках при планировании Мохенджодаро и Сиркапа (Пакистан) и Тими (долина Катманду)» "; Журнал азиатской архитектуры и строительной техники 59, май 2005 г.
- ^ ТС СУБРАМАНИАН, Хараппские сюрпризы. 13 июня 2014 г. – www.frontline.in
- ^ Питер Кларк (редактор), Оксфордский справочник городов в мировой истории , Oxford University Press, 2013, стр. 158–59; «поскольку невозможно установить, какая часть города использовалась для проживания, основания для этой оценки [населения] слабы». Более низкую оценку площади в 85 гектаров см. в примечании 25 со ссылкой на У. Сингха, «История древней и средневековой Индии», Дели, Pearson Education, 2008, стр. 149. См. также Ф. Р. Алчин и Г. Эрдоси, Археология ранней исторической Азии: появление городов и государств, Cambridge University Press, 1995, с. 57.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Макинтош (2008), с. 389. «Огромный объем рабочей силы, затраченной на создание платформ защиты от наводнений в Мохенджо-Даро (около 4 миллионов человеко-дней), указывает на существование органа власти, способного планировать строительство, а также мобилизовать и кормить необходимую рабочую силу. "
- ^ Макинтош (2008), с. 118. «Более семисот колодцев было закопано в Мохенджо-Даро, когда строился город. На протяжении веков дома перестраивались, а уровень улиц повышался; поэтому к колодцам добавляли новые ряды кирпичей, чтобы их вершины оставались на одной высоте с уважение к улице. В результате вывоза земли и мусора во время раскопок города многие колодцы возвышаются, как башни, высоко над обнаженными остатками прежних улиц».
- ^ Райт, Рита П. (2010). Древний Инд: урбанизм, экономика и общество . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 235. ИСБН 978-0-521-57652-9 .
- ^ Райт, Рита П. (2010). Древний Инд: урбанизм, экономика и общество . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 237. ИСБН 978-0-521-57652-9 .
- ^ Янсен, М. (октябрь 1989 г.). «Водоснабжение и канализация в Мохенджо-Даро». Мировая археология . 21 (2): 180. дои : 10.1080/00438243.1989.9980100 . JSTOR 124907 . ПМИД 16470995 .
- ^ Янсен, М. (октябрь 1989 г.). «Водоснабжение и канализация в Мохенджо-Даро». Мировая археология . 21 (2): 182. дои : 10.1080/00438243.1989.9980100 . JSTOR 124907 . ПМИД 16470995 .
- ^ Янсен, М. (октябрь 1989 г.). «Водоснабжение и канализация в Мохенджо-Даро». Мировая археология . 21 (2): 179. дои : 10.1080/00438243.1989.9980100 . JSTOR 124907 . ПМИД 16470995 .
- ^ Янсен, М. (октябрь 1989 г.). «Водоснабжение и канализация в Мохенджо-Даро». Мировая археология . 21 (2): 177–192. дои : 10.1080/00438243.1989.9980100 . JSTOR 124907 . ПМИД 16470995 .
- ^ Ратнагар, Шерин (2014). «Дренажные системы в Мохенджо-Даро и Наушаро: технологический прорыв или вонючая катастрофа?». Исследования по народной истории . 1 (1): 4. дои : 10.1177/2348448914537334 . S2CID 131145647 .
- ↑ Джордж Ф. Дейлс , « Цивилизация и наводнения в долине Инда », журнал Expedition Magazine , июль 1965 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Поссель, Грегори (февраль 1967 г.). «Наводнение в Мохенджо-Даро: ответ» . Американский антрополог . 69 (1): 32–40. дои : 10.1525/aa.1967.69.1.02a00040 . JSTOR 670484 .
- ^ Поссель, Грегори (февраль 1967 г.). «Наводнение в Мохенджо-Даро: ответ» . Американский антрополог . 69 (1): 38. doi : 10.1525/aa.1967.69.1.02a00040 . JSTOR 670484 .
- ^ Мэтью, Канзас (2017). Судостроение, мореплавание и португальцы в досовременной Индии . Рутледж. п. 32. ISBN 978-1-351-58833-1 .
- ^ Фотогалерея инструментов и артефактов Мохенджо-Даро . Археология онлайн ; получено 8 апреля 2012 г.
- ^ Макинтош, Джейн Р. (2002). Мирное царство: взлет и падение цивилизации Инда . Кембридж: Вествью Пресс. п. 68 . ISBN 978-0-8133-3532-2 .
- ^ Макинтош, Джейн Р. (2002). Мирное царство: взлет и падение цивилизации Инда . Кембридж: Вествью Пресс. п. 69 . ISBN 978-0-8133-3532-2 .
- ^ Парпола, Аско (2008). «Медные таблички из Мохенджо-Даро и изучение письменности Инда» . Международная серия BAR (1826 г.): 132.
- ^ Парпола, Аско (2008). «Медные таблички из Мохенджо-Даро и изучение письменности Инда» . Международная серия BAR (1826 г.): 133.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Айяппан, Айинапалли (май 1939 г.). «Гончарные жаровни Мохенджо-Даро». Мужчина . 39 (65): 71–72. дои : 10.2307/2792750 . JSTOR 2792750 .
- ^ Сингх (2015), 111-112 (цитируется 112)
- ^ Пример: «штамп-печать» , Британский музей.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Ратнагар, Шерин (24 ноября 2016 г.). «Критический взгляд на Богиню-Мать Маршалла в Мохенджо-Даро». Исследования по народной истории . 3 (2): 113–127. дои : 10.1177/2348448916665714 . S2CID 191808666 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Коллекции: Предыстория и археология» . Национальный музей, Нью-Дели . Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ Поссель, Грегори (2002). Индская цивилизация: современный взгляд . АльтаМира Пресс. п. 113. ИСБН 978-0-7591-0172-2 .
- ^ «Король-жрец, Мохенджо-Даро» . Взгляд на Южную Азию до 1947 года . Проверено 6 января 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уайтлоу, с. 14.
- ^ Уайтлоу, с. 15.
- ^ «Ответственность за сохранение Мохенджодаро передана Синду» , TheNews.com.pk, 10 февраля 2011 г.; получено 14 мая 2012 г.
- ^ «Мохенджодаро находится под угрозой исчезновения, говорит пакистанский археолог» . Архивировано 6 июля 2012 года в Wayback Machine . статья в блоге Фонда глобального наследия; по состоянию на 8 февраля 2014 г.
- ^ «Культурный переворот Билавала угрожает древним руинам» . АФП . Ежедневный рассвет. 30 января 2014 года . Проверено 31 января 2014 г.
- ^ Сахутара, Наим (30 января 2014 г.). «Сохранение наследия: суд предписывает проявлять «максимальную» осторожность при проведении фестиваля в Моен Джо Даро» . «Экспресс Трибьюн» . Проверено 31 января 2014 г.
- ^ «Отдел прогнозирования наводнений в Лахоре» . Проверено 19 февраля 2020 г.
Библиография
- Чаудхури, Северная Каролина Мохенджо-Даро и цивилизация Древней Индии со ссылками на сельское хозяйство . Калькутта: У. Ньюман и компания, 1937.
- Маккей, Д. (1929). Мохенджо-Даро . Бомбей: Департамент рекламы Индийских государственных железных дорог
- Маккей, EJH , изд. (1937). Дальнейшие раскопки в Мохенджо-Даро: официальный отчет об археологических раскопках в Мохенджо-Даро, проведенных правительством Индии в период с 1927 по 1931 год .
- Маршалл, Джон Хьюберт, изд. (1931). Мохенджо-Даро и цивилизация Инда: официальный отчет об археологических раскопках в Мохенджо-Даро, проведенных правительством Индии в период с 1922 по 1927 годы . Артур Проббстейн
- Макинтош, Джейн (2008). Древняя долина Инда: новые перспективы . АВС-КЛИО , 2008. ISBN 978-1-57607-907-2
- Сингх, Кавита, «Музей национальный», глава 4 в: Матур, Салони и Сингх, Кавита (ред.), Не трогать, не плевать, не молиться: Музей в Южной Азии , 2015, Routledge, PDF на academia.edu (обратите внимание, что это отличается от статьи того же автора с тем же названием в India International Center Quarterly , том 29, № 3/4, 2002 г., стр. 176–196, JSTOR , в которой эта работа не упоминается)
- Уайтлоу, Ян (2007). Мера всех вещей: история человека и измерения . Макмиллан ISBN 0-312-37026-1 ОСЛК 938084552
Внешние ссылки


- Объекты всемирного наследия в Синде
- Мохенджо-Даро
- История Синда
- Населенные пункты, основанные в III тысячелетии до нашей эры.
- Населенные пункты, ликвидированные во 2 тысячелетии до нашей эры.
- Объекты цивилизации долины Инда
- Объекты всемирного наследия в Пакистане
- Археологические памятники в Пакистане
- Бронзовый век Азии
- Ларканский район
- Руины в Пакистане
- Бывшие населенные пункты Пакистана
- Археологические открытия 1922 года
- Туристические достопримечательности в Синде
- Заведения 26 века до н. э.
- Затерянные города и поселки