Династия Лоди
Вопреки | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1451–1526 | |||||||||||
Капитал | Дели | ||||||||||
Общие языки | Персидский (суд, отчеты о доходах) [2] [3] Ценный [2] | ||||||||||
Религия | Суннитский ислам | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Султан | |||||||||||
• 1451–1489 | Бахлол Лоди (первый) | ||||||||||
• 1489–1517 | Сикандар Лоди (2-й) | ||||||||||
• 1517–1526 | Ибрагим Лоди (последний) | ||||||||||
История | |||||||||||
• Учредил | 1451 | ||||||||||
• Упразднено | 1526 | ||||||||||
|
Династия Лоди ( персидский : سلسله لودی ) была правящей династией Делийского султаната с 1451 по 1526 год. [4] Это была пятая и последняя династия Делийского султаната, основанная Бахлул-ханом Лоди, когда он сменил династию Сайидов . [5]
Бахлул Лоди
[ редактировать ]После правления Сайидов в Афганистане [4] или тюрко-афганский [а] [6] [7] Династия Лоди получила султанат. Бахлул Хан Лоди ( годы правления 1451–1489 ) был племянником и зятем Малика Султана Шаха Лоди, губернатора Сирхинда в ( Пенджабе ), Индия, и сменил его на посту губернатора Сирхинда во время правления правителя династии Сайидов. Мухаммад Шах . Мухаммад Шах возвысил его до статуса Тарун-Бин-Султана. Он был самым могущественным из вождей Пенджаба и энергичным лидером, скреплявшим рыхлую конфедерацию афганских и турецких вождей своей сильной личностью. Он подчинил неспокойных глав провинций и вселил некоторую энергию в правительство.
После того как последний сейид-правитель Дели Алауддин Алам Шах добровольно отрекся от престола в его пользу, 19 апреля 1451 года на трон Делийского султаната взошел Бахлул-хан Лоди. [8] Важнейшим событием его правления стало завоевание Джаунпурского султаната . Бахлул провел большую часть своего времени в борьбе против династии Шарки Джаунпурского султаната и в конечном итоге аннексировал его. Он посадил своего старшего выжившего сына Барбака на трон Джаунпура в 1486 году. Шарки остались под контролем Бихара, из которого они повторно оккупировали Джаунпур, но снова были отброшены в Бихар. [9]
Сикандар Хан Лоди
[ редактировать ]Сикандар-хан Лоди ( годы правления 1489–1517 ) (урожденный Низам-хан), второй сын Бахлула, стал его преемником после его смерти 17 июля 1489 года и принял титул Сикандар-шаха .Его отец назначил его своим преемником, и 15 июля 1489 года он был коронован султаном. Он основал Агру в 1504 году и построил мечети. Он перенес столицу из Дели в Агру. [10] Он покровительствовал торговле и коммерции. Он был известным поэтом, сочинявшим музыку под псевдонимом Гуру. [ нужны разъяснения ] Он также был покровителем обучения и заказывал переводы санскритских медицинских работ на персидский язык. [11] Он обуздал индивидуалистические тенденции своей пуштунской знати и заставил их представить свои отчеты на государственную проверку. Таким образом, он смог придать администрации энергию и дисциплину. Его величайшим достижением было завоевание и аннексия Бихара у Шарки. [12]
Во время конфликта и мира Сикандар почувствовал желание разрушить храмы. [13] Он также запретил ежегодное ношение копья знаменитого мусульманского мученика Масуда Салара. [13] запрещая мусульманкам поклоняться мавзолеям мусульманских святых. [13] Сикандер позволил казнить брахмана , который придерживался такой же точности своей веры, как и ислам. [13]
Ибрагим Лоди
[ редактировать ]Ибрагим Хан Лоди ( годы правления 1517–1526 ), старший сын Сикандара, был последним Лоди-султаном Дели. [14] Он обладал качествами превосходного воина, но был опрометчив и неполитичен в своих решениях и действиях. Его попытка установления королевского абсолютизма была преждевременной, а его политика чистых репрессий, не сопровождавшаяся мерами по укреплению администрации и увеличению военных ресурсов, наверняка обернулась провалом. [ нужна ссылка ]
Ибрагим столкнулся с многочисленными восстаниями и почти десять лет сдерживал оппозицию. Большую часть своего правления он участвовал в войне с афганцами и империей Тимуридов и погиб, пытаясь уберечь династию Лоди от уничтожения. Ибрагим потерпел поражение в 1526 году в битве при Панипате . [14] Это ознаменовало конец династии Лоди и возникновение Империи Великих Моголов в Индии во главе с Бабуром ( годы правления 1526–1530 ). [15]
Падение империи
[ редактировать ]К тому времени, когда Ибрагим взошел на престол, политическая структура в династии Лоди распалась из-за заброшенных торговых путей и истощенной казны. Декан был прибрежным торговым путем, но в конце пятнадцатого века пути снабжения рухнули. Упадок и, в конечном итоге, провал этого конкретного торгового пути привели к прекращению поставок с побережья во внутренние районы, где находилась империя Лоди. Династия Лоди не смогла защитить себя, если на торговых путях разразится война; следовательно, они не использовали эти торговые пути, поэтому их торговля сократилась, как и их казна, что сделало их уязвимыми для внутриполитических проблем. [17]
Чтобы отомстить за оскорбления, нанесенные Ибрагимом, губернатором Лахора, -хан Лоди попросил тимуридского правителя Кабула Бабура Даулат вторгнуться в его королевство. [18] После этого Ибрагим Лоди был убит в битве с Бабуром в битве при Панипате (1526 г.) . Со смертью Ибрагима Лоди династия Лоди также подошла к концу, что привело к созданию Империи Великих Моголов на субконтиненте. [18]
Афганская фракционность
[ редактировать ]Еще одной проблемой, с которой Ибрагим столкнулся, когда он взошел на трон в 1517 году, были пуштунские дворяне, некоторые из которых поддержали старшего брата Ибрагима, Джалалуддина , в восстании против его брата в районе на востоке Джаунпура . Ибрагим собрал военную поддержку и к концу года победил своего брата. После этого инцидента он арестовал тех пуштунских дворян, которые выступали против него, и назначил своих людей новыми администраторами. знать поддержала губернатора Бихара Другая пуштунская Дарию Хана против Ибрагима. [17]
Еще одним фактором, вызвавшим восстания против Ибрагима, было отсутствие у него очевидного преемника. Его собственный дядя, Алам Хан, предал Ибрагима, поддержав могольского захватчика Бабура. [14]
Вторжения раджпутов и внутренние восстания
[ редактировать ]Рана Санга , раджпутов лидер Мевара ( годы правления 1509–1526 ), расширил свое королевство, победил короля Дели Лоди и был признан всеми раджпутскими кланами главным принцем Раджпутаны. Даулат Хан , губернатор региона Пенджаб, попросил Бабура вторгнуться в королевство Лоди, думая отомстить Ибрагиму Лоди. Рана Санга также предложил Бабуру свою поддержку в победе над Ибрагимом Лоди. [17]
Битва при Панипате, 1526 г.
[ редактировать ]Убедившись в сотрудничестве Алам-хана и Даулат-хана , губернатора Пенджаба, Бабур собрал свою армию. После входа на равнины Пенджаба главные союзники Бабура, а именно Лангар Хан Ниязи, посоветовали Бабуру привлечь могущественных раджпутов Джанджуа, чтобы они присоединились к его завоеванию. Мятежная позиция племени по отношению к трону Дели была хорошо известна. При встрече с их вождями, Маликом Хастом (Асадом) и Раджей Сангар Ханом, Бабур упомянул популярность Джанджуа как традиционных правителей своего королевства и их наследственную поддержку его патриарха Эмира Тимура во время его завоевания Хинд. Бабур помог им победить своих врагов, Гахаров, в 1521 году, тем самым укрепив их союз. Бабур использовал их в качестве генералов в своей кампании за Дели, завоевании Рана Санги и завоевании Индии. [ нужна ссылка ]
Новое использование орудий позволило небольшим армиям добиться больших успехов на территории противника. Небольшие группы застрельщиков, отправленные просто для проверки позиций и тактики противника, совершали вторжения в Индию. Бабур, однако, пережил два восстания, одно в Кандагаре и другое в Кабуле , и после побед старался усмирить местное население, следуя местным традициям и помогая вдовам и сиротам. [ нужна ссылка ]
Несмотря на то, что оба были мусульманами-суннитами , Бабур хотел власти и территории Ибрагима. [15] Бабур и его армия численностью 24 000 человек двинулись на поле битвы при Панипате, вооруженные мушкетами и артиллерией. Ибрагим приготовился к битве, собрав 100 000 человек (хорошо вооруженных, но без оружия) и 1000 слонов. Ибрагим находился в невыгодном положении из-за своей устаревшей пехоты и междоусобной борьбы. Несмотря на то, что у него было больше людей, он никогда не участвовал в войне против порохового оружия и не знал, что делать стратегически. Бабур с самого начала воспользовался своим преимуществом, и Ибрагим погиб на поле битвы в апреле 1526 года вместе с 20 000 своих людей. [14]
Присоединение Бабура и Великих Моголов
[ редактировать ]После смерти Ибрагима Бабур провозгласил себя императором территории Ибрагима вместо того, чтобы посадить на трон Алам-хана (дядю Ибрагима). Смерть Ибрагима ознаменовала конец династии Лоди и привела к созданию Империи Великих Моголов в Индии. Остальные территории Лоди были поглощены новой Империей Великих Моголов. Бабур продолжал участвовать в военных походах. [19]
Махмуд Лоди
[ редактировать ]Брат Ибрагима Лоди, Махмуд Лоди, объявил себя султаном и продолжал сопротивляться силам Великих Моголов. Он предоставил Рана Санге около 4000 афганских солдат в битве при Ханве в 1527 году. [20] После этого поражения Махмуд Лоди бежал на восток и снова бросил вызов Бабуру два года спустя в битве при Гагре в 1529 году.
Религия и архитектура
[ редактировать ]Как и их предшественники, султаны Лодхи стилизовали себя под наместников аббасидских халифов и тем самым признавали власть единого халифата над мусульманским миром . Они предоставляли денежные стипендии и даровали бесплатные земли (включая целые деревни) мусульманским улемам , суфийским шейхам , предполагаемым потомкам Мухаммеда и членам его племени курайшитов . [21]
Мусульманские подданные Лодиса были обязаны платить закят за религиозные заслуги, а немусульмане были обязаны платить налог джизья для получения государственной защиты. В некоторых частях Султаната индусы были обязаны платить дополнительный налог на паломничество. Тем не менее, несколько индуистских офицеров входили в состав налоговой администрации Султаната. [21]
Сикандар Лоди , чья мать была индуской, прибегнул к сильной суннитской ортодоксальности, чтобы доказать свою исламскую приверженность в качестве политической целесообразности. Он разрушил индуистские храмы и под давлением улемов допустил казнь брахмана , заявившего, что индуизм столь же правдив, как и ислам. Он также запретил женщинам посещать мазары (мавзолеи) мусульманских святых и запретил ежегодное шествие копья легендарного мусульманского мученика Салара Масуда . Он также учредил шариатские суды в нескольких городах со значительным мусульманским населением, что позволило кази применять исламские законы как к мусульманам, так и к немусульманам. [21]
- садов Лоди Гробницы
- Могила Ибрагима Лоди , последнего правителя династии Лоди.
См. также
[ редактировать ]Делийский султанат |
---|
Правящие династии |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Такие ученые, как Дж. С. Гревал и Герберт Хартель называют султанов Лоди тюрко-афганцами.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карту своей территории см.: Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 147, карта XIV.4(д). ISBN 0226742210 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Оуэн и Поллок 2018 , с. 174.
- ^ Дейл 2020 , с. 67.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Босворт 1996 , с. 304.
- ^ Сен, Сайлендра (2013). Учебник средневековой истории Индии . Книги Примуса. стр. 122–125. ISBN 978-9-38060-734-4 .
- ^ Гревал 1990 , с. 9.
- ^ Хартель 1997 , 261: Турецко-афганские султаны династии Лоди...
- ^ Махаджан, В.Д. (1991, переиздание 2007 г.). История средневековой Индии , Часть I, Нью-Дели: С. Чанд, ISBN 81-219-0364-5 , с. 244
- ^ Я Рэй (2019). Делийский султанат (1206–1526) . ISBN 9781000007299 . Архивировано из оригинала 19 марта 2023 года . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Махаджан, В.Д. (1991, переиздание 2007 г.). История средневековой Индии , Часть I, Нью-Дели: С. Чанд, ISBN 81-219-0364-5 , с. 256
- ^ Профессор К.Али (1950, переиздание 2006 г.) «Новая история Индо-Пакистана» Часть 1, с. 311
- ^ Шривастава, Ал. (1966). Султанат Дели (711–1526 гг. Н.э.), Агра: Шива Лал Агарвала и компания, с. 245
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гревал 1990 , с. 10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д СарДесаи, Д.Р. (2008). Индия Полная история . Вествью Пресс. п. 146. ИСБН 978-0-81334-352-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б СарДесаи, Д.Р. (2008). Индия Полная история . Вествью Пресс. п. 162. ИСБН 978-0-81334-352-5 .
- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 39, 147. ISBN. 0226742210 . Архивировано из оригинала 6 февраля 2022 года . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ричардс, Джон Ф. (август 1965 г.). «Экономическая история периода Лоди: 1451–1526». Журнал экономической и социальной истории Востока . 8 (1): 47–67. дои : 10.1163/156852065X00020 . JSTOR 3596342 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хартель 1997 , с. 261.
- ^ СарДесаи, Д.Р. (2008). Индия Полная история . Вествью Пресс. п. 163. ИСБН 978-0-81334-352-5 .
- ^ Шарма 1954 , с. 34.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дж. С. Гревал (1998). Сикхи Пенджаба . Новая Кембриджская история Индии (пересмотренная редакция). Издательство Кембриджского университета. стр. 9–11 . ISBN 978-0-521-63764-0 .
- ^ «Неизвестная могила» . компетентныйавторитетdelhi.co.in. Архивировано из оригинала 25 марта 2016 года . Проверено 15 октября 2015 г.
- ^ Сахай, Сурендра (2004). Индийская архитектура: исламский период, 1192–1857 гг . Книги Пракаша, Индия. п. 37. ИСБН 978-81-7234-057-5 . Архивировано из оригинала 19 марта 2023 года . Проверено 14 мая 2022 г.
Раджон ки баоли (1516 г.) – один из крупнейших проектов общественного благосостояния Сикандара Лоди.
Источники
[ редактировать ]- Босворт, Клиффорд Эдмунд (1996). Новые исламские династии . Издательство Колумбийского университета.
- Дейл, Стивен Фредерик (2020). «Турки, турки и тюрки-тюрки: Анатолия, Иран и Индия в сравнительной перспективе». В Пикоке, ACS ; МакКлари, Ричард Пиран (ред.). Турецкая история и культура в Индии: идентичность, искусство и межрегиональные связи . Брилл. стр. 74–75.
Персидский язык стал, ipso facto, языком его [Бабура] администрации, хотя бы по той причине, что афганцы Лоди использовали его – и определенно не пушту – для своих отчетов о доходах.
- Деульер, Ален (1988). «Дипломатия Великих Моголов в Гуджарате (1533–1534) в книге Коррейи «Лендас да Индия» ». Современные азиатские исследования . 22 (3): 454. дои : 10.1017/s0026749x00009616 . JSTOR 312590 . S2CID 145789251 .
- Гревал, Дж. С. (1990). Новая Кембриджская история Индии . Том. II. 3: Сикхи Пенджаба. Издательство Кембриджского университета.
- Хайдер, Наджаф (1996). «Потоки драгоценных металлов и денежное обращение в Империи Великих Моголов». Журнал экономической и социальной истории Востока . 39 (3): 298–364. дои : 10.1163/1568520962601180 . JSTOR 3632649 .
- Хартель, Герберт (1997). «Индия под властью Моголов» . В Кисслинге, HJ; Барбур, Н.; Спулер, Бертольд; Тримингем, Дж. С.; Бэгли, FRC (ред.). Последние великие мусульманские империи . Брилл. стр. 262–263. ISBN 90-04-02104-3 . Проверено 20 июля 2011 г.
- Шарма, Гопинатх (1954). Мевар и императоры Великих Моголов (1526-1707 гг. н.э.) . СЛ Агарвала.
- Субрахманьям, Санджай (2000). «Заметка о возвышении Сурата в шестнадцатом веке». Журнал экономической и социальной истории Востока . 43 (1): 23–33. дои : 10.1163/156852000511222 . JSTOR 3632771 .
- Уд-Дин, Хамид (январь – март 1962 г.). «Историки афганского правления в Индии». Журнал Американского восточного общества . 82 (1): 44–51. дои : 10.2307/595978 . JSTOR 595978 .
- Оуэн, Стивен; Поллок, Шелдон (2018). «Разбираемся с Вавилоном: литература и ее меняющийся язык». В Эльмане, Бенджамин; Поллок, Шелдон (ред.). Чем когда-то были Китай и Индия: прошлое, которое может сформировать глобальное будущее . Издательство Колумбийского университета.
В случае династии Лоди, предшествовавшей Моголам, полуофициальный язык назывался хиндави, ранняя форма сегодняшнего хинди. Персидский язык в своем индийском воплощении во многих отношениях тоже был элитным языком. Несмотря на то, что он проник в большую часть повседневного языка Северной Индии на уровне словарного запаса (процесс, все еще неясный для ученых; предполагается проникновение бюрократии), его использование было по существу литературным, как кодекс придворных и религиозных профессионалов; Персидский язык был едва ли более повседневным языком, чем санскрит.