Jump to content

Гази Сайяд Салар Масуд

Гази Салар Масуд
Рожденный 10 февраля 1014 г.
Умер 15 июня 1034 г. (1034-06-15) (20 лет)
Место отдыха Берега священного водоема
Другие имена Суп Гази
Занятие Военный лидер
Известный Военные кампании в Индии
Родитель Гази Сайед Салар Саху (отец)
Родственники Племянник Махмуда Газни

Салар Масуд или Гази Миян (1014–1034 гг. н.э.) был полулегендарным мусульманским деятелем из Индии. К XII веку он прославился как воин, а его могила ( дарга ) в Бахрейче , штат Уттар-Прадеш , Индия, стала местом паломничества.

Основным источником информации о нем является рыцарский роман « Мират-и-Масуди» («Зеркало Масуда»), агиография на персидском языке, написанная Абдуром Рахманом Чишти в 1620-х годах. Согласно этой биографии, он был племянником газовидского завоевателя Махмуда и сопровождал своего дядю при завоевании Индии в начале 11 века. Однако в хрониках Газневидов он не упоминается, и другие утверждения в Мират-и-Масуди также имеют сомнительную историчность.

Мират-и-Масуди Легенда

[ редактировать ]

« Мират-и-Масуди» повествует легенду о Саларе Масуде следующим образом:

Ранний период жизни

[ редактировать ]

В 1011 году мусульмане Джалгаона , чьи права ущемлялись местными индуистскими правителями, обратились за помощью к султану Махмуду Газни . Махмуд согласился помочь им при условии, что они упомянут его имя в пятничных проповедях ( хутбах ), что будет означать признание его сюзеренитета. Генерал Махмуда Салар Саху разгромил индуистских правителей Аджмера и прилегающих регионов. В награду Махмуд женил свою сестру на Салар Саху; Масуд родился в результате этого брака. [1] Масуд родился 10 февраля 1014 г. [2] в Аджмере . [3]

Военная карьера

[ редактировать ]

Даже в детстве Масуд был способным военачальником и участвовал в кампаниях своего дяди Махмуда. Фактически, именно Масуд убедил Махмуда снести знаменитого идола в индуистском храме Сомнатх , вопреки совету визиря Ходжи Хасана Майманди. [1]

Движимый военным и религиозным рвением, Масуд попросил императора Газневидов разрешить ему отправиться в Индию и распространить там свою империю и ислам. В 16 лет он вторгся в Индию, переправившись через реку Инд . Он завоевал Мултан и на 18-м месяце своего похода прибыл под Дели . С помощью подкрепления из Газни он завоевал Дели и оставался там 6 месяцев. Затем он завоевал Меерут после некоторого сопротивления. Далее он проследовал в Каннаудж , правитель которого принял его как друга. [4]

Масуд разместил свою штаб-квартиру в Сатрихе и направил отдельные силы для захвата Бахрайха , Гопамау и Бенареса . Местные правители, в том числе раджа Бахрейча, заключили союз против его армии. Затем его отец Салар Саху прибыл в Бахрайх и разгромил врагов. [4] Его отец Салар Саху умер в Сатрихе 4 октября 1032 года. [1] Масуд продолжил свои экспедиции.

Индуистские вожди Бахрейха не были полностью покорены, поэтому сам Масуд прибыл в Бахрейч в 1033 году нашей эры. [4] Там он увидел руины индуистского храма Бога Солнца возле священного водоема. Он неоднократно выражал желание построить на этом месте мечеть, «чтобы нейтрализовать злые чары материального солнца силой духовного солнца ислама». [5] Он хотел разрушить храм и поселиться там. [4]

Масуд наносил поражение за поражением своим индуистским королям в Бахрейхе, пока не прибыл правитель по имени Сухалдев . Он потерпел поражение и смертельно ранен в битве против Сухалдева 15 июня 1034 года. Умирая, он попросил своих последователей похоронить его на берегу священного водоема. Его похоронили там, где раньше присутствовало изображение солнца. Поскольку он был убит в бою, он стал известен как Гази (религиозный воин). [5] [4]

Другие легенды

[ редактировать ]

Согласно одной легенде, не засвидетельствованной Мират-и-Масуди , Масуд вылечил одну Зухру (или Зору) Биби от слепоты. За него вышла замуж Зухра Биби, выходец из дворянского рода Рудаули . Но прежде чем этот брак удалось заключить, Масуд был убит. Зухра Биби также была похоронена в Бахрейхе после ее смерти. Позже камень из ее усыпальницы был перевезен в Рудаули, где кенотаф в ее память был построен . В Рудаули ежегодная ярмарка под названием Зохра - Мела привлекала индуистов и мусульман низших каст. Во время этого праздника паломники приносили подношения, называемые « приданым к кенотафу Зухры». Зухра Биби также отмечалась во время ритуала во время Бахраич урса , который включал в себя одевание двух мальчиков в Масуда и Зухру Биби соответственно. [6]

Наследие

[ редактировать ]

Период Делийского султаната

[ редактировать ]

В современных хрониках Газневидов XI века Масуд вообще не упоминается. [7] Однако он стал известной фигурой в Делийском султанате , по-видимому, началось паломничество к его могиле в Бахрейхе к XII веку, когда, во времена правления Гуридов . [8] В 1250 году делийский султан Насируддин Махмуд во время своего пребывания в Бахрейче построил архитектурный комплекс вокруг гробницы. [9] Поэт XIII века Амир Хусро , кажется, упоминает могилу Масуда ( дарга ) в письме 1290 года нашей эры. Согласно этому письму, «ароматная могила замученного полководца» в Бахрайхе распространила «аромат пахучего дерева» по всему Индостану . посетили делийский султан Мухаммад бин Туглук и марокканский путешественник Ибн Баттута В 1341 году даргу Бахрайча . [10] Ибн Баттута передает легенды о святых, а также приводит некоторые сведения о его культе, в том числе о ритуальном почитании его знамени и копья. [9]

Самым ранним источником, связывающим Масуда с Газневидами, является Зиауддина Барани « Тарих-и-Фируз Шахи» (1357 г.), написанный почти триста лет спустя. [11] Барани упоминает Масуда как одного из героев походов Махмуда в Индию. [7] Текст был составлен во время правления делийского султана Фируз Шаха Туглака , считавшего себя духовным учеником Масуда. [9] В 1353 году правитель Лахнаути ( Бенгалия ) вторгся в Бахрейч якобы потому, что считал, что посещение дарги Масуда может излечить его от витилиго . В ответ Фируз Шах Туглук вторгся в Бенгалию. [10] Бахрайха Он также посетил даргу в 1372 году. По словам придворного историка султана Шамс-и Сираджа Афифа, Масуд явился во сне султану и попросил его подготовиться к дню Страшного суда и пропагандировать ислам , приняв более жесткие правила. политика в отношении немусульман. На следующий день султан Фируз Шах Туглук побрил голову, как суфийский неофит, и начал проводить ночи в молитвах. Не все султаны Дели относились к Масуду с одинаковым почтением: в 1490 году султан Сикандар Лоди запретил урс (годовщину смерти) на дарге из-за «непристойности совершаемых там обрядов». [9]

В 16 веке индо-афганский солдат Датту Сарвани утверждал, что видел Масуда во сне. [12]

Период Великих Моголов

[ редактировать ]

Самый ранний источник, в котором Масуд упоминается как родственник Махмуда, - это могольского придворного историка Абул Фазла « Айн -и-Акбари» (16 век). В тексте говорится: «Салар Масуд... был связан кровью с Махмудом Газни... храбро отдал свою жизнь в бою и оставил нетленное имя». [7] По словам Абул Фаза, культ Масуда был очень популярен: его дарга привлекала паломников из отдаленных районов. Эти паломники несли подношения и разноцветные флаги в даргу и разбили лагерь в столице Великих Моголов Агре по пути в Бахрейх. Абул Фазл далее утверждает, что в 1561 году нашей эры император Великих Моголов Акбар сам ходил среди этих паломников, замаскированный под обычного торговца, посетившего празднование ура в дарге . [9] В 1571 году Акбар предоставил грант на строительство храма Бахрейха. [10]

XVII века на персидском языке Текст «Мират-и-Масуди» , написанный суфийским ученым Абдуром Рахманом Чишти, представляет собой наиболее полную биографию Масуда. [9] Текст представляет собой исторический роман , [4] и в биографии чувствуется «сплетня». [13] Автор утверждает, что Масуд являлся ему во сне, и описывает различные достижения и чудеса Масуда. [9] Он заявляет, что его работа основана на «Старой истории», написанной неким муллой Махмудом Газанави. [14] Далее автор утверждает, что Масуд XI века был учеником суфийского святого XII века Мойнуддина Чишти : более поздние историки полностью отвергли этот явный анахронизм . [1] По словам Музаффара Алама , целью Абдура Рахмана Чишти было прославить Чиштийскую ветвь суфисимов в противовес растущему влиянию Накшбандийской ветви при дворе Великих Моголов. [15]

В 1765 году грант Акбара был продлен Шуджой-уд-Даулой , навабом Авада . Его преемник Асаф-уд-Даула несколько раз посещал святыню Бахрейха. [2] Мирзы Мухаммада Катила В «Хафт Тамаша» » Казима Али (1811–1812 гг.) и «Барах Маса (1812 г.) описаны церемонии, проводимые в память Масуда. В «Хафт Тамаша» упоминается, что в Рудаули проводилась ежегодная церемония, посвященная смерти Масуда в ночь его свадьбы. Была сделана копия брачного ложа Масуда и вынесена на церемониальный осмотр. Барах Маса дает описание святыни Бахрайч и проводимой там церемонии. Однако ни один из этих текстов не описывает его жизнь. [2]

Постепенно Масуд стал известен среди мусульман как святой-воин, почитавшие его как «Гази Миян». Со временем паломничество к его дарге увеличилось настолько, что это место не могло вместить всех паломников. Следовательно, его святыни были воздвигнуты в других городах региона Авад , включая Саларгарх (названный в его честь), Файзабад , Сатрих и Рудаули . [5] Мазар его отца Салара Саху ( которого индусы называют «Бирдха Баба») в Сатрихе также стал местом паломничества. Также было возведено несколько могил людей, предположительно его товарищей по борьбе; большинство этих гробниц сфабрикованы. К числу таких гробниц относятся мазар Махдума Азизуддина (или Лал Пира) в Каннаудже , могила котвала Мияна Раджаба в Каннаудже и мавзолей Бурхануддина в Тамбауре . Люди утверждали, что видели призраков Мияна Раджаба в виде всадника без головы. Некоторые жители Файзабада утверждали, что видели всю армию Масуда в виде призраков. [16]

Последователи Масуда также почитали его как святого, чудесным образом исцелившего проказу . Самыми известными среди его последователей были мусульмане Мео (Меватис), которые, как говорят, были обращены им в ислам. [5] Хотя накшбанди , ваххабиты и некоторые исламские реформаторы критиковали его культ, его популярность не снизилась в XVIII веке. Пенджабский суфийский поэт Варис Шах назвал его одним из пяти наиболее почитаемых суфийских пиров (святых). [17]

Британский период

[ редактировать ]

В 19 веке британские администраторы были сбиты с толку индуистским почитанием Масуда. [17] Уильям Генри Слиман , британский резидент в Аваде, заметил: [18]

Как ни странно, но индусы, так же как и магометане, приносят подношения этому храму и молят о благосклонности этого военного головореза, единственная зарегистрированная заслуга которого состоит в том, что он уничтожил огромное количество индусов в результате бессмысленного и неспровоцированного вторжения на их территорию. Они говорят, что он сделал то, что сделал против индусов, добросовестно исполняя свои обязанности, и не мог сделать этого без дозволения Бога - что тогда Бог, должно быть, разгневался на них за их проступки и использовал этого человека и всех другие мусульмане, захватившие их страну, как инструменты его мести и средства достижения его целей: то есть мыслящая часть индусов говорит так. Массы думают, что у старика все еще должен быть большой интерес к небесам, который он может побудить проявить в их пользу соответствующими подношениями и личными обращениями к его святыне.

Российский востоковед Анна Суворова отмечает, что ритуалы культа Масуда демонстрируют некоторое коренное индуистское влияние. [17] Местные индусы почитали Масуда как «Баде Миян» (Почтенный мальчик), «Бэйл Пир» (Святой мальчик), «Хатиле Пир» (Упрямый святой), «Пир Бахлим» и «Гаджан Дулха». [5] [7]

Независимая Индия

[ редактировать ]

В 2000-х годах большинство посетителей ежегодной ярмарки, проходившей в дарге Масуда, были индуистами. [19] Согласно местным легендам, прославляющим Салара Масуда, его убийца Сухалдев был жестоким царем, притеснявшим своих подданных. [20] Однако индуистские организации попытались изобразить Суахлдева как индуистскую икону, сражавшуюся против мусульманских захватчиков. [21] В этих повествованиях Масуд изображается как жестокий правитель, разорявший индуистских женщин. [22]

По мнению местных индусов, Читтора недалеко от современного Бахрейха — место, где он погиб в бою. Индуистские националистические организации охарактеризовали Сухальдева как спасителя индуистов от мусульманского захватчика Масуда (широко известного как «Гази Миан»). Они построили храм Сухалдева в Читторе. [23]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Anna Suvorova 2004 , p. 157.
  2. ^ Jump up to: а б с Шахид Амин 2016 , с. 13.
  3. ^ Шахид Амин 2016 , с. xiii.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж WC Benett 1877 , с. 111–113.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Anna Suvorova 2004 , p. 158.
  6. ^ Anna Suvorova 2004 , p. 159.
  7. ^ Jump up to: а б с д Шахид Амин 2016 , с. 9.
  8. ^ Anna Suvorova 2004 , p. 155.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г Anna Suvorova 2004 , p. 156.
  10. ^ Jump up to: а б с Шахид Амин 2016 , с. 10.
  11. ^ Сима Алви (11 ноября 2015 г.). «Как Индия превратила турецкого захватчика в святого, почитаемого как индуистами, так и мусульманами» .
  12. ^ Шахид Амин 2016 , стр. 10–13.
  13. ^ Мирати Масуди, автор Абдур Рахман Чишти
  14. ^ Шахид Амин 2016 , с. 20.
  15. ^ Шахид Амин 2016 , с. 19.
  16. ^ Anna Suvorova 2004 , p. 161.
  17. ^ Jump up to: а б с Anna Suvorova 2004 , p. 160.
  18. ^ П.Д. Ривз 2010 , с. 69.
  19. ^ Бадри Нараян 2009 , стр. 83–84.
  20. ^ Бадри Нараян 2009 , с. 84.
  21. ^ Бадри Нараян 2009 , с. 82.
  22. ^ Бадри Нараян 2009 , с. 89.
  23. ^ Бадри Нараян 2009 , с. 95.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6e2947369245852aaeb633190fbc99c0__1721679780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/c0/6e2947369245852aaeb633190fbc99c0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ghazi Saiyyad Salar Masud - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)