Гази Сайяд Салар Масуд
Гази Салар Масуд | |
---|---|
Рожденный | 10 февраля 1014 г. |
Умер | 15 июня 1034 г. | (20 лет)
Место отдыха | Берега священного водоема |
Другие имена | Суп Гази |
Занятие | Военный лидер |
Известный | Военные кампании в Индии |
Родитель | Гази Сайед Салар Саху (отец) |
Родственники | Племянник Махмуда Газни |
Салар Масуд или Гази Миян (1014–1034 гг. н.э.) был полулегендарным мусульманским деятелем из Индии. К XII веку он прославился как воин, а его могила ( дарга ) в Бахрейче , штат Уттар-Прадеш , Индия, стала местом паломничества.
Основным источником информации о нем является рыцарский роман « Мират-и-Масуди» («Зеркало Масуда»), агиография на персидском языке, написанная Абдуром Рахманом Чишти в 1620-х годах. Согласно этой биографии, он был племянником газовидского завоевателя Махмуда и сопровождал своего дядю при завоевании Индии в начале 11 века. Однако в хрониках Газневидов он не упоминается, и другие утверждения в Мират-и-Масуди также имеют сомнительную историчность.
Мират-и-Масуди Легенда
[ редактировать ]« Мират-и-Масуди» повествует легенду о Саларе Масуде следующим образом:
Ранний период жизни
[ редактировать ]В 1011 году мусульмане Джалгаона , чьи права ущемлялись местными индуистскими правителями, обратились за помощью к султану Махмуду Газни . Махмуд согласился помочь им при условии, что они упомянут его имя в пятничных проповедях ( хутбах ), что будет означать признание его сюзеренитета. Генерал Махмуда Салар Саху разгромил индуистских правителей Аджмера и прилегающих регионов. В награду Махмуд женил свою сестру на Салар Саху; Масуд родился в результате этого брака. [1] Масуд родился 10 февраля 1014 г. [2] в Аджмере . [3]
Военная карьера
[ редактировать ]Даже в детстве Масуд был способным военачальником и участвовал в кампаниях своего дяди Махмуда. Фактически, именно Масуд убедил Махмуда снести знаменитого идола в индуистском храме Сомнатх , вопреки совету визиря Ходжи Хасана Майманди. [1]
Движимый военным и религиозным рвением, Масуд попросил императора Газневидов разрешить ему отправиться в Индию и распространить там свою империю и ислам. В 16 лет он вторгся в Индию, переправившись через реку Инд . Он завоевал Мултан и на 18-м месяце своего похода прибыл под Дели . С помощью подкрепления из Газни он завоевал Дели и оставался там 6 месяцев. Затем он завоевал Меерут после некоторого сопротивления. Далее он проследовал в Каннаудж , правитель которого принял его как друга. [4]
Масуд разместил свою штаб-квартиру в Сатрихе и направил отдельные силы для захвата Бахрайха , Гопамау и Бенареса . Местные правители, в том числе раджа Бахрейча, заключили союз против его армии. Затем его отец Салар Саху прибыл в Бахрайх и разгромил врагов. [4] Его отец Салар Саху умер в Сатрихе 4 октября 1032 года. [1] Масуд продолжил свои экспедиции.
Смерть
[ редактировать ]Индуистские вожди Бахрейха не были полностью покорены, поэтому сам Масуд прибыл в Бахрейч в 1033 году нашей эры. [4] Там он увидел руины индуистского храма Бога Солнца возле священного водоема. Он неоднократно выражал желание построить на этом месте мечеть, «чтобы нейтрализовать злые чары материального солнца силой духовного солнца ислама». [5] Он хотел разрушить храм и поселиться там. [4]
Масуд наносил поражение за поражением своим индуистским королям в Бахрейхе, пока не прибыл правитель по имени Сухалдев . Он потерпел поражение и смертельно ранен в битве против Сухалдева 15 июня 1034 года. Умирая, он попросил своих последователей похоронить его на берегу священного водоема. Его похоронили там, где раньше присутствовало изображение солнца. Поскольку он был убит в бою, он стал известен как Гази (религиозный воин). [5] [4]
Другие легенды
[ редактировать ]Согласно одной легенде, не засвидетельствованной Мират-и-Масуди , Масуд вылечил одну Зухру (или Зору) Биби от слепоты. За него вышла замуж Зухра Биби, выходец из дворянского рода Рудаули . Но прежде чем этот брак удалось заключить, Масуд был убит. Зухра Биби также была похоронена в Бахрейхе после ее смерти. Позже камень из ее усыпальницы был перевезен в Рудаули, где кенотаф в ее память был построен . В Рудаули ежегодная ярмарка под названием Зохра - Мела привлекала индуистов и мусульман низших каст. Во время этого праздника паломники приносили подношения, называемые « приданым к кенотафу Зухры». Зухра Биби также отмечалась во время ритуала во время Бахраич урса , который включал в себя одевание двух мальчиков в Масуда и Зухру Биби соответственно. [6]
Наследие
[ редактировать ]Период Делийского султаната
[ редактировать ]В современных хрониках Газневидов XI века Масуд вообще не упоминается. [7] Однако он стал известной фигурой в Делийском султанате , по-видимому, началось паломничество к его могиле в Бахрейхе к XII веку, когда, во времена правления Гуридов . [8] В 1250 году делийский султан Насируддин Махмуд во время своего пребывания в Бахрейче построил архитектурный комплекс вокруг гробницы. [9] Поэт XIII века Амир Хусро , кажется, упоминает могилу Масуда ( дарга ) в письме 1290 года нашей эры. Согласно этому письму, «ароматная могила замученного полководца» в Бахрайхе распространила «аромат пахучего дерева» по всему Индостану . посетили делийский султан Мухаммад бин Туглук и марокканский путешественник Ибн Баттута В 1341 году даргу Бахрайча . [10] Ибн Баттута передает легенды о святых, а также приводит некоторые сведения о его культе, в том числе о ритуальном почитании его знамени и копья. [9]
Самым ранним источником, связывающим Масуда с Газневидами, является Зиауддина Барани « Тарих-и-Фируз Шахи» (1357 г.), написанный почти триста лет спустя. [11] Барани упоминает Масуда как одного из героев походов Махмуда в Индию. [7] Текст был составлен во время правления делийского султана Фируз Шаха Туглака , считавшего себя духовным учеником Масуда. [9] В 1353 году правитель Лахнаути ( Бенгалия ) вторгся в Бахрейч якобы потому, что считал, что посещение дарги Масуда может излечить его от витилиго . В ответ Фируз Шах Туглук вторгся в Бенгалию. [10] Бахрайха Он также посетил даргу в 1372 году. По словам придворного историка султана Шамс-и Сираджа Афифа, Масуд явился во сне султану и попросил его подготовиться к дню Страшного суда и пропагандировать ислам , приняв более жесткие правила. политика в отношении немусульман. На следующий день султан Фируз Шах Туглук побрил голову, как суфийский неофит, и начал проводить ночи в молитвах. Не все султаны Дели относились к Масуду с одинаковым почтением: в 1490 году султан Сикандар Лоди запретил урс (годовщину смерти) на дарге из-за «непристойности совершаемых там обрядов». [9]
В 16 веке индо-афганский солдат Датту Сарвани утверждал, что видел Масуда во сне. [12]
Период Великих Моголов
[ редактировать ]Самый ранний источник, в котором Масуд упоминается как родственник Махмуда, - это могольского придворного историка Абул Фазла « Айн -и-Акбари» (16 век). В тексте говорится: «Салар Масуд... был связан кровью с Махмудом Газни... храбро отдал свою жизнь в бою и оставил нетленное имя». [7] По словам Абул Фаза, культ Масуда был очень популярен: его дарга привлекала паломников из отдаленных районов. Эти паломники несли подношения и разноцветные флаги в даргу и разбили лагерь в столице Великих Моголов Агре по пути в Бахрейх. Абул Фазл далее утверждает, что в 1561 году нашей эры император Великих Моголов Акбар сам ходил среди этих паломников, замаскированный под обычного торговца, посетившего празднование ура в дарге . [9] В 1571 году Акбар предоставил грант на строительство храма Бахрейха. [10]
XVII века на персидском языке Текст «Мират-и-Масуди» , написанный суфийским ученым Абдуром Рахманом Чишти, представляет собой наиболее полную биографию Масуда. [9] Текст представляет собой исторический роман , [4] и в биографии чувствуется «сплетня». [13] Автор утверждает, что Масуд являлся ему во сне, и описывает различные достижения и чудеса Масуда. [9] Он заявляет, что его работа основана на «Старой истории», написанной неким муллой Махмудом Газанави. [14] Далее автор утверждает, что Масуд XI века был учеником суфийского святого XII века Мойнуддина Чишти : более поздние историки полностью отвергли этот явный анахронизм . [1] По словам Музаффара Алама , целью Абдура Рахмана Чишти было прославить Чиштийскую ветвь суфисимов в противовес растущему влиянию Накшбандийской ветви при дворе Великих Моголов. [15]
В 1765 году грант Акбара был продлен Шуджой-уд-Даулой , навабом Авада . Его преемник Асаф-уд-Даула несколько раз посещал святыню Бахрейха. [2] Мирзы Мухаммада Катила В «Хафт Тамаша» » Казима Али (1811–1812 гг.) и «Барах Маса (1812 г.) описаны церемонии, проводимые в память Масуда. В «Хафт Тамаша» упоминается, что в Рудаули проводилась ежегодная церемония, посвященная смерти Масуда в ночь его свадьбы. Была сделана копия брачного ложа Масуда и вынесена на церемониальный осмотр. Барах Маса дает описание святыни Бахрайч и проводимой там церемонии. Однако ни один из этих текстов не описывает его жизнь. [2]
Постепенно Масуд стал известен среди мусульман как святой-воин, почитавшие его как «Гази Миян». Со временем паломничество к его дарге увеличилось настолько, что это место не могло вместить всех паломников. Следовательно, его святыни были воздвигнуты в других городах региона Авад , включая Саларгарх (названный в его честь), Файзабад , Сатрих и Рудаули . [5] Мазар его отца Салара Саху ( которого индусы называют «Бирдха Баба») в Сатрихе также стал местом паломничества. Также было возведено несколько могил людей, предположительно его товарищей по борьбе; большинство этих гробниц сфабрикованы. К числу таких гробниц относятся мазар Махдума Азизуддина (или Лал Пира) в Каннаудже , могила котвала Мияна Раджаба в Каннаудже и мавзолей Бурхануддина в Тамбауре . Люди утверждали, что видели призраков Мияна Раджаба в виде всадника без головы. Некоторые жители Файзабада утверждали, что видели всю армию Масуда в виде призраков. [16]
Последователи Масуда также почитали его как святого, чудесным образом исцелившего проказу . Самыми известными среди его последователей были мусульмане Мео (Меватис), которые, как говорят, были обращены им в ислам. [5] Хотя накшбанди , ваххабиты и некоторые исламские реформаторы критиковали его культ, его популярность не снизилась в XVIII веке. Пенджабский суфийский поэт Варис Шах назвал его одним из пяти наиболее почитаемых суфийских пиров (святых). [17]
Британский период
[ редактировать ]В 19 веке британские администраторы были сбиты с толку индуистским почитанием Масуда. [17] Уильям Генри Слиман , британский резидент в Аваде, заметил: [18]
Как ни странно, но индусы, так же как и магометане, приносят подношения этому храму и молят о благосклонности этого военного головореза, единственная зарегистрированная заслуга которого состоит в том, что он уничтожил огромное количество индусов в результате бессмысленного и неспровоцированного вторжения на их территорию. Они говорят, что он сделал то, что сделал против индусов, добросовестно исполняя свои обязанности, и не мог сделать этого без дозволения Бога - что тогда Бог, должно быть, разгневался на них за их проступки и использовал этого человека и всех другие мусульмане, захватившие их страну, как инструменты его мести и средства достижения его целей: то есть мыслящая часть индусов говорит так. Массы думают, что у старика все еще должен быть большой интерес к небесам, который он может побудить проявить в их пользу соответствующими подношениями и личными обращениями к его святыне.
Российский востоковед Анна Суворова отмечает, что ритуалы культа Масуда демонстрируют некоторое коренное индуистское влияние. [17] Местные индусы почитали Масуда как «Баде Миян» (Почтенный мальчик), «Бэйл Пир» (Святой мальчик), «Хатиле Пир» (Упрямый святой), «Пир Бахлим» и «Гаджан Дулха». [5] [7]
Независимая Индия
[ редактировать ]В 2000-х годах большинство посетителей ежегодной ярмарки, проходившей в дарге Масуда, были индуистами. [19] Согласно местным легендам, прославляющим Салара Масуда, его убийца Сухалдев был жестоким царем, притеснявшим своих подданных. [20] Однако индуистские организации попытались изобразить Суахлдева как индуистскую икону, сражавшуюся против мусульманских захватчиков. [21] В этих повествованиях Масуд изображается как жестокий правитель, разорявший индуистских женщин. [22]
По мнению местных индусов, Читтора недалеко от современного Бахрейха — место, где он погиб в бою. Индуистские националистические организации охарактеризовали Сухальдева как спасителя индуистов от мусульманского захватчика Масуда (широко известного как «Гази Миан»). Они построили храм Сухалдева в Читторе. [23]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Anna Suvorova 2004 , p. 157.
- ^ Jump up to: а б с Шахид Амин 2016 , с. 13.
- ^ Шахид Амин 2016 , с. xiii.
- ^ Jump up to: а б с д и ж WC Benett 1877 , с. 111–113.
- ^ Jump up to: а б с д и Anna Suvorova 2004 , p. 158.
- ^ Anna Suvorova 2004 , p. 159.
- ^ Jump up to: а б с д Шахид Амин 2016 , с. 9.
- ^ Anna Suvorova 2004 , p. 155.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Anna Suvorova 2004 , p. 156.
- ^ Jump up to: а б с Шахид Амин 2016 , с. 10.
- ^ Сима Алви (11 ноября 2015 г.). «Как Индия превратила турецкого захватчика в святого, почитаемого как индуистами, так и мусульманами» .
- ^ Шахид Амин 2016 , стр. 10–13.
- ^ Мирати Масуди, автор Абдур Рахман Чишти
- ^ Шахид Амин 2016 , с. 20.
- ^ Шахид Амин 2016 , с. 19.
- ^ Anna Suvorova 2004 , p. 161.
- ^ Jump up to: а б с Anna Suvorova 2004 , p. 160.
- ^ П.Д. Ривз 2010 , с. 69.
- ^ Бадри Нараян 2009 , стр. 83–84.
- ^ Бадри Нараян 2009 , с. 84.
- ^ Бадри Нараян 2009 , с. 82.
- ^ Бадри Нараян 2009 , с. 89.
- ^ Бадри Нараян 2009 , с. 95.
Библиография
[ редактировать ]- У. К. Бенетт (1877 г.). Справочник провинции Ауд . Том. 2. Северо-Западные провинции и правительственная пресса Ауда.
- Анна Суворова (2004). Мусульманские святые Южной Азии: с одиннадцатого по пятнадцатый века . Рутледж. ISBN 978-1-134-37006-1 .
- Бадри Нараян (2009). Увлекательная хиндутва: шафрановая политика и мобилизация далитов . Публикации SAGE. ISBN 978-81-321-0105-5 .
- П.Д. Ривз, изд. (10 июня 2010 г.). Слиман в Ауде . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-15309-6 .
- Шахид Амин (2016). Завоевание и сообщество: загробная жизнь воина Святого Гази Миана . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-37274-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Винай, Лал (10 октября 2015 г.). «Гази мира» . Индийский экспресс . Проверено 17 июля 2017 г.
- Алави, Сима. «Как Индия превратила турецкого захватчика в святого, почитаемого как индуистами, так и мусульманами - The Wire» . thewire.in . № 11 ноября 2015 г. Проверено 17 июля 2017 г.
- Калдип, Кумар (13 ноября 2015 г.). «О суфийском и магическом реализме» . Индус . Проверено 17 июля 2017 г.
- Аджаз, Ашраф (17 июля 2017 г.). «Как Амит Шах и БДП исказили историю Салара Масуда и Раджи Сухелдева» . прокрутка.в . Проверено 17 июля 2017 г.
- Мират-и-Масуди , английский перевод в «Истории Индии, рассказанной ее собственными историками»