Муин ад-Дин Чишти
Муин ад-Дин Чишти | |
---|---|
![]() Миниатюра Великих Моголов, изображающая Мухин ад-Дина Чишти. | |
Заголовок | Ходжа |
Персональный | |
Рожденный | Сайид Муинуддин Хасан 1 февраля 1143 г. |
Умер | 15 марта 1236 г. (93 года) [ нужна ссылка ] |
Место отдыха | Аджмер Шариф Дарга |
Религия | ислам |
процветал | Золотой век ислама |
Дети | Три сына — Абу Саид, Фахур ад-Дин и Хусам ад-Дин — и одна дочь Биби Джамал. |
Родители) | Ходжа ад-Дин Хасан, Умм аль-Вара |
Номинал | сунниты [3] [4] |
Юриспруденция | Ханафитский |
Крид | Матуриди |
Тарикат | Чишти |
Другие имена | Ходжа Гариб Наваз, Султан Э Хинд, Ходжа Мойнуддин Чишти, Ходжа-э-Хваджаган |
Профессия | Исламский проповедник |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием | |
Под влиянием | |
Профессия | Исламский проповедник |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
Муин ад-Дин Хасан Чишти Сиджзи ( персидский : معین الدین چشتی , латинизированный : Муин ад-Дин Чишти ; февраль 1143 - март 1236), почтительно известный как Хаваджа Гариб Наваз ( персидский : خواجہ غریب نواز , латинизированный : Хаваджа Гариб Наваз ) , был персидским исламским ученым и мистиком из Систана , который в конце концов поселился на Индийском субконтиненте в начале 13-го века, где он провозгласил знаменитый Чиштийя орден суннитского мистицизма . Этот конкретный Тарикат (орден) стал доминирующим исламским духовным орденом в средневековой Индии. Большинство индийских суннитских святых [4] [8] [9] являются Чишти по своей принадлежности, включая Низамуддина Аулию (ум. 1325) и Амира Хосрова (ум. 1325). [6]
Прибыв в Делийский султанат во время правления султана Илтутмиша ( ум. 1236), Мухин ад-Дин вскоре после этого переехал из Дели в Аджмер , после чего на него все больше повлияли труды известного суннитского ханбалитского ученого и мистика Абдаллаха Ансари. (ум. 1088), чей знаменитый труд о жизни ранних исламских святых, « Табакат ас-Суфийя» , возможно, сыграл роль в формировании мировоззрения Мухин ад-Дина. [6] Именно во время своего пребывания в Аджмере Мухин ад-Дин приобрел репутацию харизматичного и сострадательного духовного проповедника и учителя; и биографические отчеты о его жизни, написанные после его смерти, сообщают, что он получил дары многих «духовных чудес ( карамат ), таких как чудесные путешествия, ясновидение и видения ангелов». [10] в эти годы своей жизни. Мухин ад-Дин, похоже, после его смерти единогласно считался великим святым. [6]
Наследие Мухина ад-Дина Чишти основано прежде всего на том, что он был «одной из самых выдающихся фигур в анналах исламского мистицизма». [2] Кроме того, по словам Джона Эспозито , Мухин ад-Дин Чишти также примечателен тем, что был одним из первых крупных исламских мистиков, официально разрешивших своим последователям включать «использование музыки» в свои богослужения, литургии и гимны Богу . что он сделал для того, чтобы сделать «иностранную» арабскую веру более доступной коренным народам, недавно принявшим эту религию. [11]
Ранний период жизни
[ редактировать ]происхождения Персидского , [12] Мухин ад-Дин Чишти родился в 1143 году в Систане . Ему было шестнадцать лет, когда умер его отец, Сайид Гохият ад-Дин (ок. 1155 г.). [2] оставив мельницу и фруктовый сад сыну. [2]
Несмотря на то, что он планировал продолжить дело своего отца, в его личном благочестии развились мистические наклонности. [2] [ нужны разъяснения ] и вскоре начал жизнь в нищих странствиях. Он поступил в семинарии Бухары (ум. 870 ) и Самарканда и (вероятно) посетил святыни Мухаммада аль-Бухари и Абу Мансура аль-Матуриди (ум. 944), двух широко почитаемых деятелей в исламском мире . [2]
Путешествуя по Ирану , в районе Нишапура он встретил знаменитого суннитского мистика Хохваджа Утхамана, который инициировал его. [2] Сопровождая своего духовного наставника более двадцати лет в путешествиях последнего из региона в регион, Мухин ад-Дин также продолжал свои собственные независимые духовные путешествия в течение этого периода. [2] Именно во время своих независимых странствий Мухин ад-Дин встретил многих из самых известных суннитских мистиков той эпохи, в том числе Абдул-Кадира Гилани (ум. 1166) и Наджмуддина Кубру (ум. 1221), а также Наджиба ад-Дина Абда. аль-Хахир Сухраварди, Абу Саид Табризи и Абд аль-Вахид Гознави (все — около 1230 г.), которым суждено было стать одними из самых почитаемых святых в суннитской традиции. [2]
Южная Азия
[ редактировать ]Прибыв в Южную Азию в начале тринадцатого века вместе со своим двоюродным братом и духовным преемником Ходжой Саедом Фахром ад-Дином Гардези Чишти, [13] Мухин ад-Дин сначала отправился в Лахор, чтобы медитировать у могилы-святыни известного суннитского мистика и юриста Али Худжвири (ум. 1072). [2]
Из Лахора он продолжил путь в сторону Аджмера , где поселился и женился на двух женах, первой была дочь Сайяда Ваджиуддина, на которой он женился в 1209/10 году. Вторая была дочерью местного индуистского раджи , захваченного на войне и принявшего ислам. [2] [14] У него родилось трое сыновей — Абу Саид, Фаххур ад-Дин и Хусам ад-Дин — и одна дочь Биби Джамал. [2] Принято считать, что помимо Абу Саида сыновья происходят от дочери индуистского раджи. [14] Поселившись в Аджмере, Мухин ад-Дин стремился основать Чишти орден суннитского мистицизма в Индии ; во многих более поздних биографических отчетах рассказывается о многочисленных чудесах, сотворенных Богом руками святого в этот период. [2]
Проповедь в Индии
[ редактировать ]
Мухин ад-Дин Чишти не был создателем или основателем мистицизма Чиштийя, как его часто ошибочно считают. Напротив, Чиштийя уже был устоявшимся суфийским орденом еще до его рождения, первоначально являясь ответвлением более старого ордена Адхамийя, который возвел свое духовное происхождение и титульное имя от раннего исламского святого и мистика Ибрагима ибн Адхама (ум. 782). Таким образом, эта конкретная ветвь Адхамии была переименована в Чиштийю после того, как суннитский мистик 10-го века Абу Исхак аль-Шами (ум. 942) мигрировал в Чишти Шариф , город в современной провинции Герат в Афганистане, примерно в 930 году, чтобы проповедовать ислам в этой местности примерно за 148 лет до рождения основателя суфийского ордена Кадирия шейха Абдул Кадира Гилани . Однако орден распространился на Индийский субконтинент от рук перса Мухина ад-Дина в 13 веке. [7] после того, как считается, что святому приснился сон, в котором явился исламский пророк Мухаммед и сказал ему быть его «представителем» или «посланником» в Индии . [15] [16] [17]
Согласно различным хроникам, терпимое и сострадательное поведение Мухина ад-Дина по отношению к местному населению, по-видимому, было одной из основных причин его обращения в ислам. [18] [19] Говорят, что Мухин ад-Дин Чишти назначил Бахтияра Каки (ум. 1235) своим духовным преемником , который работал над распространением Чиштийи в Дели . Более того, сын Мухин ад-Дина, Фахр ад-Дин (ум. 1255), как говорят, способствовал дальнейшему распространению учения ордена в Аджмере , в то время как другой из главных учеников святого, Хамид ад-Дин Суфи Нагаури (ум. 1274), проповедовал в Нагауре, Раджастхан . [7]
Духовная линия
[ редактировать ]
Как и любой другой крупный суфийский орден, Чиштийя предлагает непрерывную духовную цепь передаваемых знаний, восходящих к Мухаммеду через одного из его сподвижников , которым в случае Чиштийа является Али (ум. 661). [7] Его духовное происхождение традиционно описывается следующим образом: [7]
- Мухаммед (570 – 632),
- `Али б. Аби Талиб (600 – 661),
- Хасан аль-Басри (ум. 728),
- Абдул Вахид бин Заид (ум. 786),
- аль-Фудайл б. Ийад (ум. 803),
- Ибрагим ибн Адхам аль-Балхи (ум. 783),
- Ходжа Садид ад-Дин Хузайфа аль-Мараши (ум. 823),
- Абу Хубайра аль-Басри (ум. 895),
- Ходжа Мумшад Улув Аль Динавари (ум. 911),
- Абу Исхак Шами (ум. 941),
- Абу Ахмад Абдал Чишти (ум. 966),
- Абу Мухаммад Чишти (ум. 1020),
- Абу Юсуф ибн Саман Мухаммад Саман Чишти (ум. 1067),
- Модуд Чишти (ум. 1133),
- Шариф Зандани (ум. 1215),
- Усман Харуни (ум. 1220).

Дарга Шариф
[ редактировать ]Гробница ( дарга ) Мухин ад-Дина стала глубоко почитаемым местом через столетие после смерти проповедника в марте 1236 года. К гробнице, почитаемой представителями всех социальных слоев, с большим уважением относились многие из наиболее важных суннитских правителей той эпохи. , в том числе Мухаммад бин Туглук , султан Дели с 1324 по 1351 год, который совершил знаменитый визит к гробнице в 1332 году, чтобы почтить память святого. [20] Подобным же образом и более поздний император Великих Моголов Акбар (ум. 1605) посещал храм не менее четырнадцати раз за время своего правления. [21]
В настоящее время могила Мухин ад-Дина продолжает оставаться одним из самых популярных мест религиозного посещения мусульман-суннитов на Индийском субконтиненте. [6] более «сотни тысяч людей со всего Индийского субконтинента собрались там по случаю урса [святого] или годовщины смерти». [2] Кроме того, это место также привлекает многих индуистов , которые также почитали исламского святого со времен средневековья. [2] Скандал в Аджмере 1992 года представлял собой серию групповых изнасилований и шантажа, жертвами этого чудовищного преступления, как сообщается, стали 250 школьниц и учениц колледжей в возрасте от 11 до 20 лет. Преступниками выступила группа мужчин во главе с Фаруком и Нафисом Чишти, дальними членами семьи Хадим, которая курирует дело Аджмер Шарифа Дарги Ajmer_rape_case . В результате взрыва бомбы, заложенной индуистскими экстремистами 11 октября 2007 года в Дарге суфийского святого Хаваджи Мойнуддина Чишти во время ифтара, трое паломников погибли и 15 получили ранения. Специальный суд Национального агентства расследований (NIA) в Джайпуре приговорил к пожизненному заключению двух осужденных по делу о взрыве в Аджмер-Дарге в 2007 году . [22]
Популярная культура
[ редактировать ]Индийские фильмы о святом и его дарге в Аджмере включают «Мере Гариб Наваз» Г. Ишвара, «Султан Э Хинд» (1973) К. Шарифа, «Хаваджа Ки Дивани» (1981) Акбара Балама и «Просто дата Гариб Наваз» (1994) М. Гульзара. Султани. [23] [24] [25] [26] Песня из индийского фильма 2008 года «Джодхаа Акбар» под названием «Khwaja Mere Khwaja», написанная А.Р. Рахманом , отдает дань уважения Мухину ад-Дину Чишти. [27] [28]
Различные каввали изображают преданность святому, в том числе Нусрата Фатеха Али Хана «Khwaja E Khwajgan» братьев Сабри , «Khawaja Ki Deewani» и «Kabhi rab se Mila Diya» Кодзи Бадаюни . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]
- Список вещей, названных в честь Муин ад-Дина Чишти
- Библиография Муин ад-Дина Чишти
- Указатель статей на тему суфизма
- Список суфиев
- Взрыв в Аджмер-Дарге
- Али Худжвири
- Ата Хусейн Фани Чишти
- Алаул Хак Пандави
- Фестиваль Урс, Аджмер
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Чишти, Муин ад-Дин Мухаммад» . Оксфордские исламские исследования .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Низами, К.А., «Чисахти», в: Энциклопедия ислама, второе издание , под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс.
- ^ Франческа Орсини и Кэтрин Батлер Шофилд, Рассказы и тексты: музыка, литература и исполнение в Северной Индии (Open Book Publishers, 2015), стр. 463
- ^ Jump up to: а б Арья, Голам-Али и Негахбан, Фарзин, «Чиштия», в: Исламская энциклопедия , главные редакторы: Вильферд Маделунг и Фархад Дафтари: «Последователи ордена Чиштийя, который имеет самое большое количество последователей среди суфийских орденов в Индийский субконтинент – мусульмане-ханафи-сунниты».
- ^ Jump up to: а б Хамид ад-Дин Нагаури, Сурур аль-Судур ; цитируется по Ауэру, Блейну, «Чишти Муин ад-Дин Хасан», в: Энциклопедия ислама, ТРИ , под редакцией: Кейт Флит, Гудрун Кремер, Денис Матриндж, Джон Навас, Эверетт Роусон.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Блейн Ауэр, «Чишти Муин ад-Дин Хасан», в: Энциклопедия ислама, ТРИ , под редакцией: Кейт Флит, Гудрун Кремер, Денис Матриндж, Джон Навас, Эверетт Роусон.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Арья, Голам-Али; Негабан, Фарзин. «Чиштия». В Маделунге, Уилферд; Дафтари, Фархад (ред.). Исламская энциклопедия .
- ^ См. Эндрю Риппин (ред.), «Блэквеллский компаньон Корана» (John Wiley & Sons, 2008), стр. 357.
- ^ М. Али Хан и С. Рам, Энциклопедия суфизма: Суфизм Ордена Чисти и различная литература (Анмол, 2003), с. 34.
- ^ Мухаммад б. Мубарак Кирмани, Сияр аль-авлия , Лахор, 1978, стр. 54-58.
- ^ Джон Эспозито (редактор), Оксфордский словарь ислама (Оксфорд, 2004), стр. 53
- ^ Авари 2013 , с. 544.
- ^ Храм Чишти в Аджмере: пиры, паломники, практики , Сайед Лиякат Хусейн Мойни, Схема публикации, 2004.
- ^ Jump up to: а б Сайед Атар Аббас Ризви (1978). История суфизма в Индии . Том. 1. Издательство Мунширам Манохарлал. п. 124.
- ^ Алави Кирмани, Мухаммад, Сияр аль-авлия , изд. Иджаз аль-Хакк Куддуси (Лахор, 1986), с. 55
- ^ Фириштах, Мухаммад Касим, Тарих (Канпур, 1301/1884), 2/377
- ^ Дара Шукух, Мухаммад, Сафинат аль-авлия (Канпур, 1884), стр. 93.
- ^ Ризви, Атар Аббас, История суфизма в Индии (Нью-Дели, 1986), I/стр. 116-125
- ^ Низами, Халик Ахмад, «Суфийское движение в Декане», в HK Shervani, изд., История средневекового Декана , том. 2 (Хайдарабад, 1974), стр. 142–147.
- ^ Абд аль-Малик Исами, Футух аль-Салатин , изд. А. С. Уша, Мадрас, 1948 г., с. 466 .
- ^ Абу л-Фадл, Акбар-нама , изд. Абд ар-Рахим, 3 тома, Калькутта, 1873–1887 гг.
- ^ «Приговор за взрыв в Аджмере: пожизненное заключение для двоих по делу о взрыве в Аджмер-Дарге | Новости Индии — Times of India» . Таймс оф Индия . 22 марта 2017 г.
- ^ «75 славных лет индийского кино» по версии Screen World Publication: полная фильмография всех фильмов (немых и хинди), снятых в период с 1913 по 1988 год . Издание Screen World. 1988. с. 85.
- ^ Рамнатх, Нандини (4 сентября 2015 г.). «Пророки и прибыль: чудесный мир индийских религиозных фильмов» . Прокрутка.в . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ «Султан Э Хинд» . Домашние развлечения Eagle. 3 марта 2016 г.
- ^ "Простые данные Гариба Наваза, VCD (1994)" . Индуна.com .
- ^ «Музыкальное обозрение Джодха Акбара» . Планета Болливуд. Архивировано из оригинала 29 июля 2017 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ «Хваджа Мере Ходжа» . Перевод текста . Проверено 25 мая 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- Авари, Бурджор (2013). Исламская цивилизация в Южной Азии: история мусульманской власти и присутствия на Индийском субконтиненте . Рутледж. ISBN 978-0-415-58061-8 .

- Иранцы XIII века
- Индийские суфийские святые
- Ханафиты
- Матуридис
- Индийский народ арабского происхождения
- 1143 рождения
- 1236 смертей
- Иранцы XII века
- Хусейниды
- Суфийские поэты
- История Аджмера
- Чиштинский Орден
- Индийские философы XIII века
- Люди из Систана
- Иранские эмигранты в Индию
- Чиштис
- Муин ад-Дин Чишти