Фазл-э-Хак Хайрабади
Аллама Фазл-э-Хак Хайрабади | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 1796 или 1797 год Хайрабад , Авад |
Умер | 19 августа 1861 г. Андаманские острова , Британская Индия | ( 1861-08-19 )
Религия | Суннитский ислам |
Известные работы | Савратул Индия |
Занятие | Поэт, учёный, юрист |
Фазл-э-Хак Хайрабади (1796/1797 - 19 августа 1861) был ханафитским юристом , ученым-рационалистом, Матуриди теологом , философом и поэтом. Он был активистом движения за независимость Индии и выступал против британской оккупации. Он издал ранний религиозный указ в пользу ведения военного джихада против британского колониализма в 1857 году и вдохновил других на участие в восстании 1857 года . Он написал «Тахкикулфатва фи ибтал ат-тугхва» в опровержение Исмаила Дельви » «Таквият аль-Иман и стал автором таких книг, как «Ас-Саура аль-Хиндия» .
Жизнь
[ редактировать ]Фазл-э-Хак родился в семье индийских мусульман. Он родился в 1796 или 1797 году в Хайрабаде, Ситапур . [а 1] [1] [2] Его отцом был садр-уль-садур, главный советник Великих Моголов по религиозным вопросам. В 13 лет он стал учителем. В 1828 году он был назначен на должность муфтия департамента Каза. [2]
Помимо того, что он был знатоком исламоведения и теологии, он также был литературным деятелем , особенно в области урду, арабской и персидской литературы. Ему приписывают более 400 куплетов на арабском языке. он отредактировал первый диван Мирзы Галиба . По его просьбе [ нужна ссылка ] Он следовал ханафитской школе мысли и был богословом школы Матуриди . Он также был поэтом. [3] [4]
За глубокие знания и эрудицию его называли « Аллама », а позже почитали как великого суфия . Ему также были присвоены титулы имама хикмата и калаама (имама логики, философии и литературы). Ученые считали его высшим авторитетом в издании фетв или религиозных постановлений. [5]
Он обладал большим присутствием духа и был очень остроумен. Существует много историй о его репликах с Мирзой Галибом и другими выдающимися поэтами, писателями и интеллектуалами современности. Он и его сын Абдул аль-Хак Хайрабади основали медресе Хайрабад на севере Индии, где получили образование многие ученые. Он написал «Рисала-е-Сауратул Хиндиа» на арабском языке и написал отчет о восстании под названием « Ас-Саурат аль-Хиндия» . [2]
Фетвы против теорий ваххабитов и деобанди
[ редактировать ]Хайрабади за свою карьеру написал различные маснави против ваххабитов. [6] В 1825 году Хайрабади издал фетвы против Исмаила Дельви за его учение о предполагаемой способности Бога лгать (Имкан-э-Кизб). [7] Исмаил считается интеллектуальным предком Деобандиса. [8] Дарул Улум Деобанд, основатель Рашид Ахмад Гангохи, позже принял доктрину Делви об Имкан э кизб, заявив, что Бог обладает способностью лгать. [9] Это учение называется Имкан-и Кизб . [10] [9] Согласно этой доктрине, поскольку Бог всемогущ, Бог способен лгать. [10] Гангохи поддерживал учение о том, что Бог обладает способностью создавать дополнительных пророков после Мухаммеда ( Имкан-и Назир ) и других пророков, равных Мухаммеду. [10] [9]
Аллама Фазле Хак Хайрабади опроверг эти теории и написал, что, согласно Корану и хадисам , Мухаммед — последний пророк, и после него не может быть другого пророка или «посланника». Вера в то, что может быть другой Мухаммед, потребовала бы, чтобы Аллах сделал что-то помимо того, что он заявил в Коране, то есть что Аллах солгал. Ложь – это недостаток, а у Аллаха не может быть недостатка. [11] Это отражает его глубокое понимание политической, социальной и религиозной среды, которая складывалась по мере роста влияния англичан и, наконец, захвата ими Дели. [12]
Джихад против британского правления
[ редактировать ]Когда индийцы начали борьбу против британской оккупации, Хайрабади провел несколько частных встреч с императором Великих Моголов Бахадур-шахом Зафаром , которые продолжались до мая 1857 года. 26 июня 1857 года, когда генерал Бахт-хан вместе со своей 14-тысячной армией достиг Дели из Барейли. Хайрабади произнес пятничную проповедь , на которой присутствовало множество мусульманских ученых, и издал религиозный указ в поддержку джихада против колониального правительства. Фетву . подписали Садруддин Аазурда, Абдул Кадир, Файзулла Дехелви, Фаиз Ахмед Бадаюни, Вазир Хан и Сайед Мубарак Шах Рампури Этим указом он вдохновил людей на участие в восстании 1857 года . [13] [14] британцы разместили вокруг Дели армию численностью около 90 000 человек для защиты своих интересов и сдерживания распространения джихада . Впоследствии после издания указа Хайрабади [15] [16] Позже его отправили в ссылку в тюрьму Калапани на Андаманских и Никобарских островах . [17] [18] [19] [11]
Он был арестован британскими властями 30 января 1859 года в Хайрабаде за подстрекательство к насилию. [20] Его судили и признали виновным в подстрекательстве к убийству и участии в «джихаде». [20] Власти считали его «выдающимся умом и проницательностью, которого следует считать самой опасной угрозой британскому присутствию в Индии, и поэтому он должен быть изгнан с основной территории Индии. Его обвиняли в том, что он был главной силой мятежа, убеждая массы поднять восстание против власти Компании, проводя кампании и мотивируя массы присоединиться к мятежу, называя его войной за независимость и издавая фетвы, подстрекая к насилию и произнося подстрекательские речи. [15] [16]
Он решил быть своим собственным защитником и защищал себя, используя аргументы и манеру защиты своего дела, которая была настолько убедительной, что председательствующий судья писал решение, чтобы оправдать его, когда он признался в вынесении фетвы, заявив, что он может не врать. Он был приговорен к пожизненному заключению в Калапани ( клеточной тюрьме ) на Андаманском острове, а его имущество было конфисковано судебным комиссаром суда Авада . Он достиг Андаманских островов 8 октября 1859 года на борту пароходового фрегата «Огненная королева». Он оставался там в заключении до своей смерти в 1861 году.Одной из основных причин начала войны был страх людей перед тем, что христианское британское правительство собирается уничтожить их религию и обратить индейцев в христианство. [15]
Литературные произведения
[ редактировать ]Хайрабади написал Тахкикулфатву в «Ибтал ат-тугхва», опровергая Дельви Исмаила «Таквият аль-Иман» . [21] Среди других его работ: [21]
- аль-Хадият ас-Саидия
- Алроз аль-маджуд: маслах-йи вахдат аль-ваджуд ки буланд пайях такхуллик
- аль-Хашия лил-Мавлави Фадлхак аль-Хайрабади Ала Шарх аль-Саллам лил-Кади Мубарак
- аль-Саура аль-Хиндия
Личная жизнь
[ редактировать ]Он был Фаруки . Его отцом был имам Фазл-и-Иман. Один из его сыновей, Абдул Хак, также был выдающимся и уважаемым ученым и получил титул Шамсула Улема. Его внуком был Музтар Хайрабади . Известный поэт и автор текстов Ян Нисар Ахтар был его правнуком, а Джавед Ахтар , Фархан Ахтар и Зоя Ахтар - его потомки. [22]
Среди его сыновей Абдул Хак Хайрабади был рациональным учёным и учителем Маджида Али Джаунпури . [23] [1]
Смерть
[ редактировать ]Он пробыл в плену в Андамане 22 месяца. Аллама написал ряд свидетельств очевидцев в виде стихов на арабском языке (Касида), помимо книги «Альсоорат-уль-Хиндия», представляющей собой критический анализ войны и событий 1857 года. Это также первая книга о событиях 1857 года. [15] Фазл-э-Хак Хайрабади умер 19 августа 1861 года в изгнании на Андаманских островах . [1]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Год его рождения указан Индийским историческим конгрессом как 1796 , но в различных источниках, включая Асир Адрави, указан 1797 год . [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Асир Адрави (апрель 2016 г.). «Мауляна Фазл-э-Хак Хайрабади». Тазкира Машахир-э-Хинд: Карван-э-Рафта (на урду) (2-е изд.). Деобанд : Дарул Моаллифин. стр. 210–211.
- ^ Перейти обратно: а б с ХУСЕЙН, ИКБАЛ (1987). «Фазл Хак из Хайрабада - ученый бунтовщик 1857 года». Труды Индийского исторического конгресса . 48 : 355–365. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44141709 .
- ^ Хайрабади, Фазл-э-Хак. Аль-Рауд аль-Мукаввад . Муфид Аль Ислам. п. 3.
- ^ Хан, Сиддик Хасан (2002). Абджад аль-Улум . Дар Ибн Хазм. п. 714.
- ^ Анил Сегал (2001). Али Сардар Джафри Бхаратия Джнанпитх. стр. 213–. ISBN 978-81-263-0671-8 .
- ^ Муджиб., Ашраф (1982). Отношение мусульман к британскому правлению и западной культуре в Индии: в первой половине девятнадцатого века . Идара-и Адабият-и Делли. OCLC 1203516311 .
- ^ Хайр Абади, Фазл э Хак (1825 г.). Тахкикулфатва фи ибтал ат-тугхва . Шаха Абд аль-Хакка Мухаддиса и Дехлави . Академия
- ^ Джамал, Малик (2008). Медресе в Южной Азии: обучение террору? . Рутледж. ISBN 978-0-415-44247-3 . OCLC 759884386 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ингрэм, Брэннон Д. (2009), «Суфии, ученые и козлы отпущения: Рашид Ахмад Гангохи (ум. 1905) и критика суфизма Деобанди» , «Мусульманский мир » , 99 (3), Blackwell Publishing: 484, doi : 10.1111/ j.1478-1913.2009.01281.x , заархивировано из оригинала 28 октября 2021 г. , получено 12 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ингрэм, Брэннон Д. (21 ноября 2018 г.), Возрождение снизу: движение Деобанда и глобальный ислам , University of California Press, стр. 7, 64, 100, 241, ISBN 9780520298002 , заархивировано из оригинала 9 февраля 2024 года , получено 14 сентября 2020 года.
- ^ Перейти обратно: а б Вивек Айер (2012). Галиб, Ганди и Гита . Полиглот Публикации Лондон. стр. 43–. ISBN 978-0-9550628-3-4 .
- ^ «Каид-и-Инкилаб Аллама Фазл-э-Хак Хайрабади» . Суфинама . Архивировано из оригинала 12 мая 2021 года . Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ Сиркар, Джаухар (8 мая 2017 г.). «Андаманская сотовая тюрьма преподает уроки нынешнему индийскому государству» . ДНК Индии . Архивировано из оригинала 12 мая 2021 года . Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ Али Сардар Джафри Бхаратия Джнанпитх. 2001. ISBN 9788126306718 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Аллама Фазле Хак Хайрабади – ученый-бунтарь 1857 года» . Нация . 23 января 2021 года. Архивировано из оригинала 1 мая 2021 года . Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Специальный выпуск ко Дню независимости: Аллама Фазле Хак был наказан черной водой за дачу фетвы Lucknow News» . Дайник Ягран . Архивировано из оригинала 12 мая 2021 года . Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ «Семинар по Аллама Фазле Хак Хайрабади прошел в Бхиванди» . TwoCircles.net . 1 февраля 2012 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2020 г. Проверено 14 июля 2020 г.
- ^ Шер, Али (5 ноября 2014 г.). Роль мусульман в политике Индии до обретения независимости: историческое исследование (PDF) . Джунджхуну, Раджастхан: Факультет изящных искусств Университета Шри Джагдишпрасада Джабармала Тибаревалы. п. 125. Архивировано (PDF) из оригинала 16 июля 2020 года . Проверено 14 июля 2020 г.
- ^ «Роль народных мусульманских движений» . Американский журнал исламских социальных наук . 25 (1–3). Университет Индианы: опубликовано совместно Ассоциацией мусульманских социологов; Международный институт исламской мысли: 150. 2008. Архивировано из оригинала 10 февраля 2024 года . Проверено 14 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Андерсон, К. (2007) Индийское восстание 1857–1858 годов: тюрьмы, заключенные и «джихад», Anthem Press, Лондон, P17
- ^ Перейти обратно: а б «Фазил Хак Кахайрабади 1797-1861» . МирКэт . Архивировано из оригинала 31 августа 2021 года . Проверено 31 августа 2021 г.
- ^ «Фархан Ахтар хочет проследить свои корни обратно в Уттар-Прадеш» . Индостан Таймс . 10 января 2017 года. Архивировано из оригинала 12 мая 2021 года . Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ Сайед Мехбуб Ризви . Тарих Даруль Улум Деобанд [ История Дар аль-Улума (Том 2) ]. Перевод Муртаза Хусейна Ф. Курайши. Идара-э-Эхтемам, Дар аль-Улум Деобанд. п. 55.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рао, Маллади Рама (2022). «Ода невоспетому суфийскому святому» . Южноазиатская трибуна .
- Бейтс, Криспин; Картер, Марина (2009). «Религия и возмездие в индийском восстании 1857 года». Лейдшриф. Империя и Сопротивление. Религиозные убеждения против правящей власти . 24 (1): 51–68.
- Малик, Джамал (2006). «Письма, тюремные зарисовки и автобиографическая литература: дело Фадл-е Хакка Хайрабади в Андаманской исправительной колонии». Обзор экономической и социальной истории Индии . 43 (77). дои : 10.1177/001946460504300104 . S2CID 145540286 .
- Мусульманские ученые ислама XIX века
- Индийские суфийские религиозные лидеры
- сунниты-суфии
- Индийские суфии
- 1797 рождений
- 1861 смертей
- Индийцы, умершие в тюрьме
- Заключенные и задержанные Британской Индии
- Революционеры Индийского восстания 1857 года.
- Индийские судьи XIX века
- Индийские активисты за независимость из Уттар-Прадеша
- Индийские мусульманские ученые-сунниты ислама
- Ханафиты
- Матуридис
- Жители района Ситапур