Jump to content

Ахмад ибн Аби Дуад

Ахмад ибн Аби Дуад
Ахмед бин Аби Давад
Аль-Ияди
Главный судья Аббасидского халифата
В офисе
833–848
Предшественник Яхья ибн Актам
Преемник Мухаммад ибн Ахмад, затем Яхья ибн Аксам
Официальный представитель Аббасидов и советник
В офисе
833–847
Персональный
Рожденный
Ахмад (имя при рождении)

в. 776/7
Басра , Аббасидский халифат
Умер июнь 854 г.
Религия ислам
Дети Абдулла ибн Ахмад,
Мухаммад ибн Ахмад
Родитель Аби Дуад аль-Ияди
Эра Золотой век ислама
Область Аббасидский халифат
Юриспруденция Ханафитский [ 1 ] [ 2 ]
Крид Мутазила
Основной интерес(и) Исламская теология , Исламская юриспруденция
Известные работы Во время своего пребывания на посту главного судьи он стремился сохранить мутазилизм в качестве официальной идеологии государства и играл ведущую роль в преследовании инквизиции ( Михны ), чтобы обеспечить соблюдение доктрин мутазилитов среди чиновников и ученых.
Известный Сторонник Мутазилы , он был назначен главным судьей Аббасидского халифата в 833 году и стал очень влиятельным во время правления аль-Мутасима и аль-Ватика .
Отношения Ияд (племя)

Абдаллах Ахмад ибн Аби Дуад аль-Ияди Абдаллах Ахмад Абу арабский ( Абу : ибн Аби Дуад аль- Ияди ) (776/7 – июнь 854) был исламским религиозным судьей ( кади ) середины девятого века. Сторонник мутазилизма , он был назначен главным судьей халифата Аббасидов в 833 году и стал очень влиятельным во время халифатов аль-Мутасима и аль-Ватика . Во время своего пребывания на посту главного судьи он стремился сохранить мутазилитизм в качестве официальной идеологии государства и играл ведущую роль в преследовании инквизиции ( михна ), чтобы обеспечить соблюдение мутазилитских доктрин среди чиновников и ученых. [ 3 ] В 848 году Ибн Аби Дуад перенес инсульт и передал свою должность своему сыну Мухаммеду , но влияние его семьи снизилось во время халифата аль-Мутаваккиля , который постепенно отказался от мутазилизма и положил конец мине .

Рост Ибн Аби Дуада как одного из самых высокопоставленных чиновников во время правления нескольких халифов при дворе Аббасидов сравнивали с ростом Бармакидов в период их расцвета. [ 4 ] Считавшийся ведущим мутазилитом и одним из главных архитекторов мины , его преследование ортодоксальных ученых, в том числе знаменитого богослова Ахмада ибн Ханбала , привело к тому, что его репутация пострадала после его смерти, и позднее он стал объектом поношения. Биографы- сунниты .

Ранняя карьера

[ редактировать ]

Ибн Аби Дуад родился в Басре в 776 или 777 году и принадлежал к арабской семье, происходящей из деревни недалеко от Киннасрина на севере Сирии. [ 5 ] и который принадлежал аднанитскому племени Ияд , хотя последнее утверждение позже было оспорено врагами Ибн Аби Дуада. [ 6 ] В начале своей жизни он переехал в Дамаск со своим отцом и провел свою юность, изучая исламскую юриспруденцию ( фикх ) и схоластическую теологию ( калам ). Его учитель Хайядж ибн аль-Ала аль-Сулами ранее был учеником Василя ибн Аты , основателя мутазилизма, и под его опекой Ибн Аби Дуад стал защитником мутазилитских доктрин. [ 7 ]

После завершения учебы Ибн Аби Дуад стал сторонником Яхьи ибн Актама , главного судьи ( кади аль-кудат ) при халифе аль-Мамуне (годы правления 813–833). Именно во время службы у Яхьи он впервые встретил аль-Мамуна - согласно одному анекдоту, это произошло еще в год прибытия аль-Мамуна в Багдад в 819 году - и быстро завоевал расположение халифа. [ 8 ] Аль-Мамун сам был склонен к мутазилизму, который представлял собой умеренную альтернативу между ортодоксальностью и Алидами , одновременно подтверждая свою власть как имама, руководящую религиозными вопросами. [ 9 ] а в 827 году он провозгласил свою веру в центральный принцип мутазилитов, согласно которому Коран был создан . [ 10 ] К концу правления аль-Мамуна в 833 году Ибн Аби Дуад стал близким соратником халифа, и на смертном одре аль-Мамун рекомендовал своему брату и преемнику аль-Мутасиму признать Ибн Аби Дуад своему кругу советников. [ 11 ]

Главный судья при аль-Мутасиме

[ редактировать ]

После прихода на престол аль-Мутасима новый халиф последовал совету своего брата, назначив Ибн Аби Дуада главным судьей, заменив бывшего покровителя последнего Яхью ибн Актама. Во время правления аль-Мутасима (годы правления 833–842) Ибн Аби Дуад обладал огромным политическим и экономическим влиянием, и халиф, как говорили, находился полностью под его властью, и ни его государственные, ни частные дела не велись без его совета. . Он стал одним из высших чиновников государства, хотя и был вынужден соперничать с визирем Мухаммадом ибн аз-Зайятом , который стал его главным соперником в администрации. [ 12 ]

Карта с указанием известных городов, где мина проходила

Во время правления аль-Мутасима мутазилизм сохранялся как официальное кредо государства. Хотя халифу, как сообщается, не хватало личного рвения аль-Мамуна к мутазилизму, он, тем не менее, продолжал религиозную политику своего брата, предположительно из-за влияния Ибн Аби Дуада. Чтобы обеспечить соблюдение доктрины созданного Корана, главный судья продолжал инквизицию или михну . , инициированная аль-Мамуном всего за четыре месяца до его смерти, Михна требовала, чтобы официальные лица, судьи и ученые прошли проверку на предмет их убеждений относительно природы Корана; лица, отказывавшиеся придерживаться созданной ею позиции, подвергались увольнению, аресту или пыткам. Среди жертв михны в этот период был Ахмад ибн Ханбал , основатель ханбалитской школы юриспруденции, которого судил Ибн Аби Дуад и пороли за сохранение своих ортодоксальных убеждений. Ибн Аби Дуад также руководил назначением нескольких кади -единомышленников в различные города по всей империи, которые аналогичным образом преследовали михна в пределах своей юрисдикции. [ 13 ]

Помимо надзора за михной , Ибн Аби Дуад проводил время при дворе, развивая репутацию умеренного и сострадательного человека, несколько раз ходатайствуя о спасении людей, подвергшихся гневу аль-Мутасима, от наказания и добиваясь благосклонности от халифа для различных покровителей. [ 14 ] В то же время он стал играть важную роль в финансовых делах халифата: его штаб курировал, например, раздел добычи во время кампании Амориума в 838 году; Говорят также, что он продвинул проект строительства ирригационного канала в Хорасане , а после большого пожара в Багдаде ему удалось убедить халифа поручить ему раздать пять миллионов дирхамов для оказания помощи тамошним гражданам. [ 15 ] Ибн Аби Дуад дополнительно принял участие в переезде в новую столицу Самарру в 836 году, где получил земельный надел в центральном городе. [ 16 ] а в 840 году он председательствовал на судебном процессе по ереси над опальным генералом аль-Афшином . [ 17 ]

Под аль-Ватиком

[ редактировать ]

Ибн Аби Дуад оставался влиятельным при сыне и преемнике аль-Мутасима аль-Ватике (годы правления 842–847), который также поддерживал учение о том, что Коран был создан. На протяжении большей части правления аль-Мутасима мина , как правило, соблюдалась лишь незначительно, хотя Ибн Аби Дуад и его союзные кади активизировали свою деятельность в последний год жизни халифа. [ 18 ] Однако с приходом на престол аль-Ватика новый халиф приказал усилить строгость михны , дав сторонникам инквизиции разрешение действовать с энергией. В начале правления аль-Ватика Ибн Аби Дуад назначил в Багдад нескольких новых кади , которые поддерживали мину , а в провинциях произошло заметное усиление преследований против лиц, считавшихся инакомыслящими. В 845 году мина была распространена даже на мусульманских пленников, удерживаемых византийцами , когда Ибн Аби Дуад послал агента, чтобы проверить их мнение о сотворении Корана, и выкупил только тех, кто поддерживал его, оставив тех, кто этого не сделал, под стражей в Византии. [ 19 ]

Продолжающаяся приверженность Аль-Ватика вере в созданный Коран в конечном итоге вызвала негативную реакцию традиционалистов, которая проявилась в 846 году в виде запланированного народного восстания в Багдаде. Однако заговор был раскрыт раньше времени, а его главарь Ахмад ибн Наср аль-Хузаи был арестован и отправлен в аль-Ватик в Самарре, где его допросили на предмет его убеждений относительно природы Корана. Заявления Ахмада во время допроса привели аль-Ватика в ярость, и, несмотря на нежелание Ибн Аби Дуада убить его, пленник был лично казнен халифом и его солдатами. Публичная смерть Ахмада лишь еще больше усилила популистскую агитацию в Багдаде против религиозной политики халифа, и вскоре сторонники ортодоксальности превратили Ахмада в мученика. [ 20 ]

При аль-Ватике продолжалось соперничество между Ибн Аби Дуадом и визирем Ибн аз-Зайятом. Во время всеобщего подавления государственной бюрократии в 843–844 годах Ибн аз-Зайят принял меры против главного судьи и других должностных лиц суда жалоб ( мазалим ), которые в результате были подвергнуты расследованию и в результате заключены в тюрьму. Их дела вел Исхак ибн Ибрагим аль-Мусаби , и они были публично выставлены напоказ и с ними обращались жестко. [ 21 ]

Падение и смерть

[ редактировать ]

После смерти аль-Ватика в 847 году Ибн Аби Дуад сформировал совет с Ибн аз-Зайятом и другими высокопоставленными чиновниками, чтобы определить, кто должен стать преемником халифа, в конечном итоге остановившись на брате аль-Ватика Джафаре. Ибн Аби Дуад дал кандидату царственный титул аль -Мутаваккиль , и последний, соответственно, был наделен халифатом. [ 22 ]

Правление аль-Мутаваккиля (годы правления 847–861) ознаменовало значительный разрыв с политикой аль-Мутасима и аль-Ватика. Новый халиф был полон решимости устранить чиновников, которые играли доминирующую роль в правительствах двух его предшественников, и в первые годы своего правления ему удалось убить или отстранить от власти большинство этих людей, включая Ибн аз-Зайята. и камергер Итах . Аль-Мутаваккиль также решил отойти от религиозной политики предыдущих халифов, решив вместо этого положить конец спорам о том, был ли Коран создан или нет. Хотя он не был сторонником традиционалистской партии, он постепенно отказался от мутазилизма и приостановил деятельность мины , в конечном итоге положив конец доктринальному режиму, существовавшему с 833 года. [ 23 ]

Новый халиф первоначально не предпринял никаких действий против Ибн Аби Дуада, который продолжал назначать кади в провинциальные города. [ 24 ] Однако менее чем через год после вступления аль-Мутаваккиля на престол главный судья перенес изнурительный инсульт, в результате которого он был частично парализован, и его сын Мухаммед был вынужден приступить к фактическому исполнению своих обязанностей. Мухаммед оказался менее влиятельным, чем его отец, и положение семьи ухудшилось, поскольку следующие несколько лет аль-Мутаваккиль провел враждебные шаги против мутазилитов, отстранив от должности ряд кади Ибн Аби Дуада и приказав положить конец дискутировать о природе Корана. [ 25 ]

В конце 851 года аль-Мутаваккиль решил полностью отстранить Ибн Аби Дуада от власти и лишил Мухаммеда его должностей в мазалимских судах. Он также приказал захватить и ликвидировать поместья Ибн Аби Дуада и его семьи, а Мухаммеда и его братьев поместить в тюрьму. В то же время халиф предпринял шаги, чтобы окончательно положить конец мине . Вместо Ибн Аби Дуада главным судьей был вновь назначен Яхья ибн Актам, а еще несколько кади Ибн Аби Дуада были уволены. Халиф также попытался примириться с Ахмадом ибн Ханбалом и убрал тело Ахмада ибн Насра с публичного показа, и, наконец, в марте 852 года он приказал освободить всех заключенных, удерживаемых по вине инквизиции, тем самым в значительной степени завершив период . михны . [ 26 ]

Ибн Аби Дуад прожил всего три года после потери поста главного судьи. Он умер в июне 854 года, через двадцать дней после смерти своего сына Мухаммеда. [ 27 ]

Наследие и оценка

[ редактировать ]

С политическим упадком мутазилизма и победой ортодоксальности Ибн Аби Дуад подвергся критике за свои доктринальные убеждения и преследование мины . Суннитские писатели часто не пытались скрыть своей враждебности по отношению к нему и сурово осуждали его пребывание на посту. [ 28 ] Особенно осуждались суд и порка Ахмада ибн Ханбала в 834–835 гг., в которых Ибн Аби Дуад сыграл главную роль. Цитируется, что сам Ахмад заметил, что Ибн Аби Дуад был «неверующим во Всевышнего Бога ( кафирун би'ллах аль-азим )». [ 29 ] и «самый невежественный из людей в знаниях ( 'илм ) и богословии ( калам )», [ 30 ] а более поздние источники изображали Ахмада героически защищающим дело традиционалистов перед лицом невежественного фанатика. [ 31 ] Лица, связанные с Ибн Аби Дуадом, также иногда сталкивались с дискриминацией после его смерти, например, когда халиф аль-Мутаз (годы правления 866–869) отменил назначения восьми человек кади и сослал их в Багдад, узнав, что они были последователями бывшего судьи. [ 32 ]

Хотя Ибн Аби Дуад осуждался за свою религиозную политику и деятельность, источники одновременно хвалили его за его терпимый и гуманный характер, а также за его ученость и великодушие. Многочисленные анекдоты постоянно изображают главного судью как человека компромисса и щедрости, и он часто вмешивается в разрешение споров между халифами и их противниками, пытаясь предотвратить кровопролитие. Он также был известен как компетентный поэт и покровительствовал различным поэтам и литераторам. В частности, он был связан с другим мутазилитом и писателем аль-Джахизом , который посвятил ему по крайней мере одну из своих работ и предоставил ему богословские аргументы, которые можно было использовать против традиционалистов. [ 33 ]

Совсем недавно некоторые современные ученые утверждали, что роль Ибн Аби Дуада в поддержании мины при аль-Мутасиме и аль-Ватике, возможно, была преувеличена источниками. Тайеб эль-Хибри считал, что с постепенной реабилитацией ортодоксальности халифата после отказа от мутазилизма ортодоксальные традиционалисты стали менее склонны обсуждать роль халифов в развитии михны ; в результате халифы были заново представлены как неохотные сторонники или даже явные противники мутазилизма и инквизиции, и вместо этого вина за них была переложена на Ибн Аби Дуада. [ 34 ] Мухаммад Касим Заман, который охарактеризовал главного судью как «весьма оклеветанную фигуру» в суннитских источниках, также рассматривал изображение аль-Мутасима и аль-Ватика как без энтузиазма продолжающих политику аль-Мамуна как повествование, продвигаемое традиционалисты в попытке делегитимизировать мину . Сделав инквизицию продуктом подчиненного чиновника, а не самих халифов, сторонники ортодоксальности надеялись доказать моральное банкротство этого дела и смягчить вину халифов. [ 35 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Рахман, Замиелур (1 марта 2014 г.). «Ответы на сомнения по поводу акиды имама Абу Ханифы» . Дарул Маариф . Проверено 23 декабря 2020 г. ...его главными врагами, помимо правящей элиты, были некоторые ученые ханафитской школы, в частности судья Ахмад ибн Аби Дауд.
  2. ^ Аль Багдади, История Багдада 15:518
  3. ^ Тилье, Матье (2009-12-05), «Я - Великий кади» , Кади Ирака и государства Аббасидов (132/750-334/945) , Арабские, средневековые и современные исследования, Бейрут: Presses de Ifpo, стр. 426–461, ISBN  978-2-35159-278-6 , получено 13 июня 2020 г.
  4. ^ Гурвиц 2002 , стр. 123–24.
  5. ^ Зеттерстен и Пеллат 1960 , с. 271; Ибн Халликан 1871 , стр. 61–62, 70–71.
  6. ^ Fück 1997 , с. 289.
  7. ^ Паттон 1897 , с. 55; Ибн Халликан 1871 , с. 62.
  8. ^ Зеттерстен и Пеллат 1960 , с. 271; Ибн Халликан 1871 , с. 65.
  9. ^ Кеннеди 2004 , стр. 161–62.
  10. ^ Паттон 1897 , с. 52; Аль-Табари 1985–2007 , т. 32: стр. 176–77.
  11. ^ Гурвиц 2002 , с. 124; Зеттерштейн и Пеллат 1960 , с. 271; Аль-Табари 1985–2007 , с. 32: с. 229–30; Ибн Халликан 1871 , с. 65.
  12. ^ Гурвиц 2002 , с. 123–25; Зеттерштейн и Пеллат 1960 , с. 271; Паттон 1897 , с. 55; Ибн Халликан 1871 , стр. 62, 66, 69; Тилье 2009 , с. 426-461; Тернер 2010 , с. 90.
  13. ^ Хиндс 1993 , стр. 3–4; Гурвиц 2002 , стр. 123 и далее; Паттон 1897 , стр. 56 и далее, 89 и далее.
  14. ^ Зеттерштейн и Пеллат 1960 , с. 271; Эль-Хибри 2001 , с. 48; Ибн Халликан 1871 , стр. 62–64, 68–69.
  15. ^ Гурвиц 2002 , с. 125.
  16. ^ Нортедж 2008 , с. 114.
  17. ^ Al-Tabari 1985–2007 , v. 33: pp. 185 ff..
  18. ^ Гурвиц 2002 , с. 126; Хиндс 1993 , с. 4. Оба автора предполагают, что мина могла усилиться после того, как аль-Мутасим окончательно заболел и ушел из политики.
  19. ^ Гурвиц 2002 , с. 126; Хиндс 1993 , с. 4; Аль-Табари 1985–2007 , т. 34: стр. 38–43.
  20. ^ Эль-Хибри 1999 , стр. 107-1. 121–22; Хиндс 1993 , с. 4; Аль-Табари 1985–2007 , вып. 34: стр. 101-1. 26-3
  21. ^ Аль-Табари 1985–2007 , т. 34: стр. 8–11. Тернер 2010 , стр. 90–91, отмечает, что рассказ ат-Табари об этом эпизоде ​​несколько загадочный.
  22. ^ Аль-Табари 1985–2007 , том. 34: стр. 101-1. 61-64; Зеттерштейн и Пеллат 1960 , с. 271. Тернер 2010 , с. 91–93, отмечает, что у аль-Якуби есть отчет о вступлении на престол аль-Мутаваккиля, который значительно отличается от рассказа ат-Табари, и дает сравнение двух версий.
  23. ^ Кеннеди 2004 , стр. 167–68; Тернер 2010 , стр. 90 и далее; Мельчерт 1996 , с. 322.
  24. ^ Мельхерт 1996 , с. 321.
  25. ^ Turner 2010 , p. 95; Melchert 1996 , pp. 321–25; Ibn Khallikan 1871 , pp. 66, 69–70; Al-Tabari 1985–2007 , v. 34: p. 75.
  26. ^ Тернер 2010 , с. 95–98; Мельчерт 1996 , с. 325–26; Хиндс 1993 , стр. 101-1. 4–5; Зеттерштейн и Пеллат 1960 , с. 271; Ибн Халликан 1871 , с. 70; Аль-Табари 1985–2007 , вып. 34: стр. 101-1. 116-1
  27. ^ Тернер 2010 , с. 95; Зеттерштейн и Пеллат 1960 , с. 271; Ибн Халликан 1871 , стр. 70–71 (с указанием точной даты смерти 23 июня 854 г.); Аль-Табари 1985–2007 , вып. 34: стр. 101-1. 129 ,
  28. ^ Зеттерстон и Пеллат 1960 , стр. 271.
  29. ^ Эль-Хибри 1999 , с. 111.
  30. ^ Время 1997 , с. 113.
  31. ^ Время 1997 , с. 112; Паттон 1897 , с. 56.
  32. ^ Melchert 1996 , p. 332; Al-Tabari 1985–2007 , v. 35: p. 143.
  33. ^ Зеттерстен и Пеллат 1960 , с. 271; Эль-Хибри 2001 , с. 48; Паттон 1897 , с. 56; Ибн Халликан 1871 , стр. 62–64, 68–69. Эль-Хибри считает положительное изображение персонажа Ибн Аби Дуада в источниках прямым доказательством того, что характеристика главного судьи как главного зачинщика михны является пропагандой.
  34. ^ Эль-Хибри 1999 , стр. 124–26.
  35. ^ Время 1997 , с. 112.
Предшественник Главный судья Аббасидского халифата
833–848
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e847f8a0ae596f2e57d23b6a07c087d4__1718477580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/d4/e847f8a0ae596f2e57d23b6a07c087d4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ahmad ibn Abi Du'ad - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)