Ахмад ибн Аби Дуад
Ахмад ибн Аби Дуад Ахмед бин Аби Давад Аль-Ияди | |
---|---|
Главный судья Аббасидского халифата | |
В офисе 833–848 | |
Предшественник | Яхья ибн Актам |
Преемник | Мухаммад ибн Ахмад, затем Яхья ибн Аксам |
Официальный представитель Аббасидов и советник | |
В офисе 833–847 | |
Персональный | |
Рожденный | Ахмад (имя при рождении) в. 776/7 Басра , Аббасидский халифат |
Умер | июнь 854 г. |
Религия | ислам |
Дети | Абдулла ибн Ахмад, Мухаммад ибн Ахмад |
Родитель | Аби Дуад аль-Ияди |
Эра | Золотой век ислама |
Область | Аббасидский халифат |
Юриспруденция | Ханафитский [ 1 ] [ 2 ] |
Крид | Мутазила |
Основной интерес(и) | Исламская теология , Исламская юриспруденция |
Известные работы | Во время своего пребывания на посту главного судьи он стремился сохранить мутазилизм в качестве официальной идеологии государства и играл ведущую роль в преследовании инквизиции ( Михны ), чтобы обеспечить соблюдение доктрин мутазилитов среди чиновников и ученых. |
Известный | Сторонник Мутазилы , он был назначен главным судьей Аббасидского халифата в 833 году и стал очень влиятельным во время правления аль-Мутасима и аль-Ватика . |
Отношения | Ияд (племя) |
Абдаллах Ахмад ибн Аби Дуад аль-Ияди Абдаллах Ахмад Абу арабский ( Абу : ибн Аби Дуад аль- Ияди ) (776/7 – июнь 854) был исламским религиозным судьей ( кади ) середины девятого века. Сторонник мутазилизма , он был назначен главным судьей халифата Аббасидов в 833 году и стал очень влиятельным во время халифатов аль-Мутасима и аль-Ватика . Во время своего пребывания на посту главного судьи он стремился сохранить мутазилитизм в качестве официальной идеологии государства и играл ведущую роль в преследовании инквизиции ( михна ), чтобы обеспечить соблюдение мутазилитских доктрин среди чиновников и ученых. [ 3 ] В 848 году Ибн Аби Дуад перенес инсульт и передал свою должность своему сыну Мухаммеду , но влияние его семьи снизилось во время халифата аль-Мутаваккиля , который постепенно отказался от мутазилизма и положил конец мине .
Рост Ибн Аби Дуада как одного из самых высокопоставленных чиновников во время правления нескольких халифов при дворе Аббасидов сравнивали с ростом Бармакидов в период их расцвета. [ 4 ] Считавшийся ведущим мутазилитом и одним из главных архитекторов мины , его преследование ортодоксальных ученых, в том числе знаменитого богослова Ахмада ибн Ханбала , привело к тому, что его репутация пострадала после его смерти, и позднее он стал объектом поношения. Биографы- сунниты .
Ранняя карьера
[ редактировать ]Ибн Аби Дуад родился в Басре в 776 или 777 году и принадлежал к арабской семье, происходящей из деревни недалеко от Киннасрина на севере Сирии. [ 5 ] и который принадлежал аднанитскому племени Ияд , хотя последнее утверждение позже было оспорено врагами Ибн Аби Дуада. [ 6 ] В начале своей жизни он переехал в Дамаск со своим отцом и провел свою юность, изучая исламскую юриспруденцию ( фикх ) и схоластическую теологию ( калам ). Его учитель Хайядж ибн аль-Ала аль-Сулами ранее был учеником Василя ибн Аты , основателя мутазилизма, и под его опекой Ибн Аби Дуад стал защитником мутазилитских доктрин. [ 7 ]
После завершения учебы Ибн Аби Дуад стал сторонником Яхьи ибн Актама , главного судьи ( кади аль-кудат ) при халифе аль-Мамуне (годы правления 813–833). Именно во время службы у Яхьи он впервые встретил аль-Мамуна - согласно одному анекдоту, это произошло еще в год прибытия аль-Мамуна в Багдад в 819 году - и быстро завоевал расположение халифа. [ 8 ] Аль-Мамун сам был склонен к мутазилизму, который представлял собой умеренную альтернативу между ортодоксальностью и Алидами , одновременно подтверждая свою власть как имама, руководящую религиозными вопросами. [ 9 ] а в 827 году он провозгласил свою веру в центральный принцип мутазилитов, согласно которому Коран был создан . [ 10 ] К концу правления аль-Мамуна в 833 году Ибн Аби Дуад стал близким соратником халифа, и на смертном одре аль-Мамун рекомендовал своему брату и преемнику аль-Мутасиму признать Ибн Аби Дуад своему кругу советников. [ 11 ]
Главный судья при аль-Мутасиме
[ редактировать ]После прихода на престол аль-Мутасима новый халиф последовал совету своего брата, назначив Ибн Аби Дуада главным судьей, заменив бывшего покровителя последнего Яхью ибн Актама. Во время правления аль-Мутасима (годы правления 833–842) Ибн Аби Дуад обладал огромным политическим и экономическим влиянием, и халиф, как говорили, находился полностью под его властью, и ни его государственные, ни частные дела не велись без его совета. . Он стал одним из высших чиновников государства, хотя и был вынужден соперничать с визирем Мухаммадом ибн аз-Зайятом , который стал его главным соперником в администрации. [ 12 ]

Во время правления аль-Мутасима мутазилизм сохранялся как официальное кредо государства. Хотя халифу, как сообщается, не хватало личного рвения аль-Мамуна к мутазилизму, он, тем не менее, продолжал религиозную политику своего брата, предположительно из-за влияния Ибн Аби Дуада. Чтобы обеспечить соблюдение доктрины созданного Корана, главный судья продолжал инквизицию или михну . , инициированная аль-Мамуном всего за четыре месяца до его смерти, Михна требовала, чтобы официальные лица, судьи и ученые прошли проверку на предмет их убеждений относительно природы Корана; лица, отказывавшиеся придерживаться созданной ею позиции, подвергались увольнению, аресту или пыткам. Среди жертв михны в этот период был Ахмад ибн Ханбал , основатель ханбалитской школы юриспруденции, которого судил Ибн Аби Дуад и пороли за сохранение своих ортодоксальных убеждений. Ибн Аби Дуад также руководил назначением нескольких кади -единомышленников в различные города по всей империи, которые аналогичным образом преследовали михна в пределах своей юрисдикции. [ 13 ]
Помимо надзора за михной , Ибн Аби Дуад проводил время при дворе, развивая репутацию умеренного и сострадательного человека, несколько раз ходатайствуя о спасении людей, подвергшихся гневу аль-Мутасима, от наказания и добиваясь благосклонности от халифа для различных покровителей. [ 14 ] В то же время он стал играть важную роль в финансовых делах халифата: его штаб курировал, например, раздел добычи во время кампании Амориума в 838 году; Говорят также, что он продвинул проект строительства ирригационного канала в Хорасане , а после большого пожара в Багдаде ему удалось убедить халифа поручить ему раздать пять миллионов дирхамов для оказания помощи тамошним гражданам. [ 15 ] Ибн Аби Дуад дополнительно принял участие в переезде в новую столицу Самарру в 836 году, где получил земельный надел в центральном городе. [ 16 ] а в 840 году он председательствовал на судебном процессе по ереси над опальным генералом аль-Афшином . [ 17 ]
Под аль-Ватиком
[ редактировать ]Ибн Аби Дуад оставался влиятельным при сыне и преемнике аль-Мутасима аль-Ватике (годы правления 842–847), который также поддерживал учение о том, что Коран был создан. На протяжении большей части правления аль-Мутасима мина , как правило, соблюдалась лишь незначительно, хотя Ибн Аби Дуад и его союзные кади активизировали свою деятельность в последний год жизни халифа. [ 18 ] Однако с приходом на престол аль-Ватика новый халиф приказал усилить строгость михны , дав сторонникам инквизиции разрешение действовать с энергией. В начале правления аль-Ватика Ибн Аби Дуад назначил в Багдад нескольких новых кади , которые поддерживали мину , а в провинциях произошло заметное усиление преследований против лиц, считавшихся инакомыслящими. В 845 году мина была распространена даже на мусульманских пленников, удерживаемых византийцами , когда Ибн Аби Дуад послал агента, чтобы проверить их мнение о сотворении Корана, и выкупил только тех, кто поддерживал его, оставив тех, кто этого не сделал, под стражей в Византии. [ 19 ]
Продолжающаяся приверженность Аль-Ватика вере в созданный Коран в конечном итоге вызвала негативную реакцию традиционалистов, которая проявилась в 846 году в виде запланированного народного восстания в Багдаде. Однако заговор был раскрыт раньше времени, а его главарь Ахмад ибн Наср аль-Хузаи был арестован и отправлен в аль-Ватик в Самарре, где его допросили на предмет его убеждений относительно природы Корана. Заявления Ахмада во время допроса привели аль-Ватика в ярость, и, несмотря на нежелание Ибн Аби Дуада убить его, пленник был лично казнен халифом и его солдатами. Публичная смерть Ахмада лишь еще больше усилила популистскую агитацию в Багдаде против религиозной политики халифа, и вскоре сторонники ортодоксальности превратили Ахмада в мученика. [ 20 ]
При аль-Ватике продолжалось соперничество между Ибн Аби Дуадом и визирем Ибн аз-Зайятом. Во время всеобщего подавления государственной бюрократии в 843–844 годах Ибн аз-Зайят принял меры против главного судьи и других должностных лиц суда жалоб ( мазалим ), которые в результате были подвергнуты расследованию и в результате заключены в тюрьму. Их дела вел Исхак ибн Ибрагим аль-Мусаби , и они были публично выставлены напоказ и с ними обращались жестко. [ 21 ]
Падение и смерть
[ редактировать ]После смерти аль-Ватика в 847 году Ибн Аби Дуад сформировал совет с Ибн аз-Зайятом и другими высокопоставленными чиновниками, чтобы определить, кто должен стать преемником халифа, в конечном итоге остановившись на брате аль-Ватика Джафаре. Ибн Аби Дуад дал кандидату царственный титул аль -Мутаваккиль , и последний, соответственно, был наделен халифатом. [ 22 ]
Правление аль-Мутаваккиля (годы правления 847–861) ознаменовало значительный разрыв с политикой аль-Мутасима и аль-Ватика. Новый халиф был полон решимости устранить чиновников, которые играли доминирующую роль в правительствах двух его предшественников, и в первые годы своего правления ему удалось убить или отстранить от власти большинство этих людей, включая Ибн аз-Зайята. и камергер Итах . Аль-Мутаваккиль также решил отойти от религиозной политики предыдущих халифов, решив вместо этого положить конец спорам о том, был ли Коран создан или нет. Хотя он не был сторонником традиционалистской партии, он постепенно отказался от мутазилизма и приостановил деятельность мины , в конечном итоге положив конец доктринальному режиму, существовавшему с 833 года. [ 23 ]
Новый халиф первоначально не предпринял никаких действий против Ибн Аби Дуада, который продолжал назначать кади в провинциальные города. [ 24 ] Однако менее чем через год после вступления аль-Мутаваккиля на престол главный судья перенес изнурительный инсульт, в результате которого он был частично парализован, и его сын Мухаммед был вынужден приступить к фактическому исполнению своих обязанностей. Мухаммед оказался менее влиятельным, чем его отец, и положение семьи ухудшилось, поскольку следующие несколько лет аль-Мутаваккиль провел враждебные шаги против мутазилитов, отстранив от должности ряд кади Ибн Аби Дуада и приказав положить конец дискутировать о природе Корана. [ 25 ]
В конце 851 года аль-Мутаваккиль решил полностью отстранить Ибн Аби Дуада от власти и лишил Мухаммеда его должностей в мазалимских судах. Он также приказал захватить и ликвидировать поместья Ибн Аби Дуада и его семьи, а Мухаммеда и его братьев поместить в тюрьму. В то же время халиф предпринял шаги, чтобы окончательно положить конец мине . Вместо Ибн Аби Дуада главным судьей был вновь назначен Яхья ибн Актам, а еще несколько кади Ибн Аби Дуада были уволены. Халиф также попытался примириться с Ахмадом ибн Ханбалом и убрал тело Ахмада ибн Насра с публичного показа, и, наконец, в марте 852 года он приказал освободить всех заключенных, удерживаемых по вине инквизиции, тем самым в значительной степени завершив период . михны . [ 26 ]
Ибн Аби Дуад прожил всего три года после потери поста главного судьи. Он умер в июне 854 года, через двадцать дней после смерти своего сына Мухаммеда. [ 27 ]
Наследие и оценка
[ редактировать ]С политическим упадком мутазилизма и победой ортодоксальности Ибн Аби Дуад подвергся критике за свои доктринальные убеждения и преследование мины . Суннитские писатели часто не пытались скрыть своей враждебности по отношению к нему и сурово осуждали его пребывание на посту. [ 28 ] Особенно осуждались суд и порка Ахмада ибн Ханбала в 834–835 гг., в которых Ибн Аби Дуад сыграл главную роль. Цитируется, что сам Ахмад заметил, что Ибн Аби Дуад был «неверующим во Всевышнего Бога ( кафирун би'ллах аль-азим )». [ 29 ] и «самый невежественный из людей в знаниях ( 'илм ) и богословии ( калам )», [ 30 ] а более поздние источники изображали Ахмада героически защищающим дело традиционалистов перед лицом невежественного фанатика. [ 31 ] Лица, связанные с Ибн Аби Дуадом, также иногда сталкивались с дискриминацией после его смерти, например, когда халиф аль-Мутаз (годы правления 866–869) отменил назначения восьми человек кади и сослал их в Багдад, узнав, что они были последователями бывшего судьи. [ 32 ]
Хотя Ибн Аби Дуад осуждался за свою религиозную политику и деятельность, источники одновременно хвалили его за его терпимый и гуманный характер, а также за его ученость и великодушие. Многочисленные анекдоты постоянно изображают главного судью как человека компромисса и щедрости, и он часто вмешивается в разрешение споров между халифами и их противниками, пытаясь предотвратить кровопролитие. Он также был известен как компетентный поэт и покровительствовал различным поэтам и литераторам. В частности, он был связан с другим мутазилитом и писателем аль-Джахизом , который посвятил ему по крайней мере одну из своих работ и предоставил ему богословские аргументы, которые можно было использовать против традиционалистов. [ 33 ]
Совсем недавно некоторые современные ученые утверждали, что роль Ибн Аби Дуада в поддержании мины при аль-Мутасиме и аль-Ватике, возможно, была преувеличена источниками. Тайеб эль-Хибри считал, что с постепенной реабилитацией ортодоксальности халифата после отказа от мутазилизма ортодоксальные традиционалисты стали менее склонны обсуждать роль халифов в развитии михны ; в результате халифы были заново представлены как неохотные сторонники или даже явные противники мутазилизма и инквизиции, и вместо этого вина за них была переложена на Ибн Аби Дуада. [ 34 ] Мухаммад Касим Заман, который охарактеризовал главного судью как «весьма оклеветанную фигуру» в суннитских источниках, также рассматривал изображение аль-Мутасима и аль-Ватика как без энтузиазма продолжающих политику аль-Мамуна как повествование, продвигаемое традиционалисты в попытке делегитимизировать мину . Сделав инквизицию продуктом подчиненного чиновника, а не самих халифов, сторонники ортодоксальности надеялись доказать моральное банкротство этого дела и смягчить вину халифов. [ 35 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Рахман, Замиелур (1 марта 2014 г.). «Ответы на сомнения по поводу акиды имама Абу Ханифы» . Дарул Маариф . Проверено 23 декабря 2020 г.
...его главными врагами, помимо правящей элиты, были некоторые ученые ханафитской школы, в частности судья Ахмад ибн Аби Дауд.
- ^ Аль Багдади, История Багдада 15:518
- ^ Тилье, Матье (2009-12-05), «Я - Великий кади» , Кади Ирака и государства Аббасидов (132/750-334/945) , Арабские, средневековые и современные исследования, Бейрут: Presses de Ifpo, стр. 426–461, ISBN 978-2-35159-278-6 , получено 13 июня 2020 г.
- ^ Гурвиц 2002 , стр. 123–24.
- ^ Зеттерстен и Пеллат 1960 , с. 271; Ибн Халликан 1871 , стр. 61–62, 70–71.
- ^ Fück 1997 , с. 289.
- ^ Паттон 1897 , с. 55; Ибн Халликан 1871 , с. 62.
- ^ Зеттерстен и Пеллат 1960 , с. 271; Ибн Халликан 1871 , с. 65.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 161–62.
- ^ Паттон 1897 , с. 52; Аль-Табари 1985–2007 , т. 32: стр. 176–77.
- ^ Гурвиц 2002 , с. 124; Зеттерштейн и Пеллат 1960 , с. 271; Аль-Табари 1985–2007 , с. 32: с. 229–30; Ибн Халликан 1871 , с. 65.
- ^ Гурвиц 2002 , с. 123–25; Зеттерштейн и Пеллат 1960 , с. 271; Паттон 1897 , с. 55; Ибн Халликан 1871 , стр. 62, 66, 69; Тилье 2009 , с. 426-461; Тернер 2010 , с. 90.
- ^ Хиндс 1993 , стр. 3–4; Гурвиц 2002 , стр. 123 и далее; Паттон 1897 , стр. 56 и далее, 89 и далее.
- ^ Зеттерштейн и Пеллат 1960 , с. 271; Эль-Хибри 2001 , с. 48; Ибн Халликан 1871 , стр. 62–64, 68–69.
- ^ Гурвиц 2002 , с. 125.
- ^ Нортедж 2008 , с. 114.
- ^ Al-Tabari 1985–2007 , v. 33: pp. 185 ff..
- ^ Гурвиц 2002 , с. 126; Хиндс 1993 , с. 4. Оба автора предполагают, что мина могла усилиться после того, как аль-Мутасим окончательно заболел и ушел из политики.
- ^ Гурвиц 2002 , с. 126; Хиндс 1993 , с. 4; Аль-Табари 1985–2007 , т. 34: стр. 38–43.
- ^ Эль-Хибри 1999 , стр. 107-1. 121–22; Хиндс 1993 , с. 4; Аль-Табари 1985–2007 , вып. 34: стр. 101-1. 26-3
- ^ Аль-Табари 1985–2007 , т. 34: стр. 8–11. Тернер 2010 , стр. 90–91, отмечает, что рассказ ат-Табари об этом эпизоде несколько загадочный.
- ^ Аль-Табари 1985–2007 , том. 34: стр. 101-1. 61-64; Зеттерштейн и Пеллат 1960 , с. 271. Тернер 2010 , с. 91–93, отмечает, что у аль-Якуби есть отчет о вступлении на престол аль-Мутаваккиля, который значительно отличается от рассказа ат-Табари, и дает сравнение двух версий.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 167–68; Тернер 2010 , стр. 90 и далее; Мельчерт 1996 , с. 322.
- ^ Мельхерт 1996 , с. 321.
- ^ Turner 2010 , p. 95; Melchert 1996 , pp. 321–25; Ibn Khallikan 1871 , pp. 66, 69–70; Al-Tabari 1985–2007 , v. 34: p. 75.
- ^ Тернер 2010 , с. 95–98; Мельчерт 1996 , с. 325–26; Хиндс 1993 , стр. 101-1. 4–5; Зеттерштейн и Пеллат 1960 , с. 271; Ибн Халликан 1871 , с. 70; Аль-Табари 1985–2007 , вып. 34: стр. 101-1. 116-1
- ^ Тернер 2010 , с. 95; Зеттерштейн и Пеллат 1960 , с. 271; Ибн Халликан 1871 , стр. 70–71 (с указанием точной даты смерти 23 июня 854 г.); Аль-Табари 1985–2007 , вып. 34: стр. 101-1. 129 ,
- ^ Зеттерстон и Пеллат 1960 , стр. 271.
- ^ Эль-Хибри 1999 , с. 111.
- ^ Время 1997 , с. 113.
- ^ Время 1997 , с. 112; Паттон 1897 , с. 56.
- ^ Melchert 1996 , p. 332; Al-Tabari 1985–2007 , v. 35: p. 143.
- ^ Зеттерстен и Пеллат 1960 , с. 271; Эль-Хибри 2001 , с. 48; Паттон 1897 , с. 56; Ибн Халликан 1871 , стр. 62–64, 68–69. Эль-Хибри считает положительное изображение персонажа Ибн Аби Дуада в источниках прямым доказательством того, что характеристика главного судьи как главного зачинщика михны является пропагандой.
- ^ Эль-Хибри 1999 , стр. 124–26.
- ^ Время 1997 , с. 112.
Ссылки
[ редактировать ]- Черт, JW (1997). "Помощь" . Энциклопедия ислама, новое издание, том IV: Иран – Ха . Лейден и Нью-Йорк: БРИЛЛ. п. 289. ИСБН 90-04-05745-5 .
- Эль-Хибри, Тайеб (2001). «Образ аль-Ватика: загадка религиозного и исторического значения». Тетради по арабистике . 19 : 41–60. JSTOR 25802930 .
- Эль-Хибри, Тайеб (1999). Переосмысление исламской историографии: Харун ар-Рашид и повествование об Аббасидском халифате . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-65023-2 .
- Хиндс, М. (1993). «Михна» . Энциклопедия ислама, новое издание, том VII: Миф-Наз . Лейден и Нью-Йорк: БРИЛЛ. стр. 2–6. ISBN 90-04-09419-9 .
- Гурвиц, Нимрод (2002). Формирование ханбализма: благочестие во власти . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-7007-1507-Х .
- Ибн Халликан, Шамс ад-Дин Абу аль-Аббас Ахмад ибн Мухаммад (1871). Биографический словарь Ибн Халликана, Vol. Я. Пер. Бн. Мак Гукин де Слейн. Париж: Фонд восточных переводов Великобритании и Ирландии.
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с шестого по одиннадцатый век (второе изд.). Харлоу: Пирсон Лонгман. ISBN 0-582-40525-4 .
- Мельчерт, Кристофер (1996). «Религиозная политика халифов от аль-Мутаваккиля до аль-Муктадира: 232–295 хиджры / 847–908 годы нашей эры». Исламское право и общество . 3 (3): 316–342. дои : 10.1163/1568519962599069 . JSTOR 3399413 .
- Нортедж, Аластер (2008). Историческая топография Самарры: Самаррские исследования I. Лондон: Британская школа археологии в Ираке. ISBN 9780903472227 .
- Паттон, Уолтер М. (1897). Ахмед ибн Ханбал и Михна: Биография имама, включая отчет о мусульманской инквизиции, называемой Михна, 218–234 . Лейден: Э. Дж. Брилл.
- Аль-Табари, Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир (1985–2007). Эхсан Яр-Шатер (ред.). История Аль-Табари . Том. 40 томов. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Тилье, Матье. (2009). Кади Ирака и государства Аббасидов (132/750-334/945). Дамаск: Французский институт Ближнего Востока, 2009. ISBN 978-2-35159-028-7 .
- Тернер, Джон П. (2010). «Конец Михны» . Ориенс . 38 : 89–106. дои : 10.1163/187783710X536671 . Проверено 29 марта 2016 г.
- Заман, Мухаммад Касим (1997). Религия и политика при ранних Аббасидах: появление прото-суннитской элиты . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-10678-2 .
- Зеттерстен, КВ ; Пелле, Ч. (1960). «Ахмад б. Аби Дуад» . Энциклопедия ислама, новое издание, том I: A – B. Лейден и Нью-Йорк: БРИЛЛ. стр. 271. ИСБН 90-04-08114-3 .