Мухаммад аль-Шайбани
Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Шайбани | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 749 |
Умер | 805 (55–56 лет) Шахр-э-Рай , Аббасидский халифат |
Религия | ислам |
Эра | Золотой век ислама |
Область | Аббасидский халифат |
Юриспруденция | Ханафитский |
Основной интерес(и) | Исламская юриспруденция |
Известная идея (ы) | Эволюция исламской юриспруденции |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Абу Абдаллах Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Фаркад аш-Шайбани ( араб . Абу Абдулла Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Фаркад аль-Шайбани ; 749/50 – 805), отец мусульманского международного права, [1] был мусульманским юристом и учеником Абу Ханифы (впоследствии являющегося эпонимом ханафитской школы исламского правоведения ), Малика ибн Анаса и Абу Юсуфа . [2]
Ранние годы
[ редактировать ]Мухаммад б. аль-Хасан родился в Васите, Ирак , в 750 году; Однако вскоре он переехал в Куфу , родной город Абу Ханифы, и вырос там. Хотя он родился в семье солдата, его гораздо больше интересовала интеллектуальная карьера, чем военная. Шайбани начал учиться в Куфе как ученик Абу Ханифы. Однако, когда аль-Шайбани было 18 лет (в 767 году), Абу Ханифа умер, проучив его всего два года. [2]
Затем Шайбани начал обучение у Абу Юсуфа, своего старшего и ведущего ученика Абу Ханифы. У него были и другие выдающиеся учителя: Суфьян аль-Саври и аль-Авзаи. позже он также посетил Медину и учился два-три года у Малика б. Анас , основатель школы фикха Малики . [3] Таким образом, в результате своего образования аль-Шайбани стал юристом в очень раннем возрасте. [2] По словам внука Абу Ханифы Исмаила, он преподавал в Куфе в двадцать лет ( ок. 770 г. н. э.). [4]
В Багдаде
[ редактировать ]Аль-Шайбани переехал в Багдад , где продолжил свое обучение. Его настолько уважали, что халиф Харун ар-Рашид назначил его кади (судьей) своей столицы Ракки (то есть, после 796 г. н. э.). [5] Аль-Шайбани был освобожден от этой должности в 803 году. Он вернулся в Багдад и возобновил свою просветительскую деятельность. Именно в этот период он оказал самое широкое влияние. Он обучал Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии , самого престижного из своих учеников. Даже позже, когда аш-Шафии не согласился со своим учителем и написал Китаб ар-Радд Хала Мухаммад б. аль-Хасана («Опровержение Мухаммада ибн аль-Хасана [аш-Шайбани]»), он по-прежнему сохранял огромное восхищение своим учителем. [2]
Аль-Рашид восстановил аль-Шайбани на судебной должности. Последний сопровождал халифа в Хорасан , где он служил кади до своей смерти в 805 году при Рее . Он умер в тот же день и в том же месте, что и выдающийся куфанский филолог и грамматист аль-Кисаи . Так, аль-Рашид заметил, что он «похоронил право и грамматику бок о бок». [2]
Работает
[ редактировать ]Аль-Шайбани написал «Введение в право народов » (он также написал Джами аль-Джабира, Джами аль-Сагира и других) в конце 8-го века, книгу, в которой содержались подробные рекомендации по ведению джихада против неверующих, а также руководящие принципы обращения с немусульманскими подданными под мусульманским правлением. Аль-Шайбани написал второй, более продвинутый трактат по этому вопросу, а вскоре за ним последовали другие юристы с рядом других многотомных трактатов. [6] Они занимались как международным публичным правом, так и международным частным правом . [7]
Эти ранние исламские юридические трактаты охватывали применение исламской этики , исламской экономической юриспруденции и исламской военной юриспруденции к международному праву. [8] и были обеспокоены рядом тем современного международного права, включая право договоров ; обращение с дипломатами , заложниками , беженцами и военнопленными ; право убежища ; поведение на поле боя ; защита женщин, детей и невоюющих гражданских лиц ; контракты между линиями боя ; применение отравляющего оружия; и опустошение вражеской территории. [6] Халифы Омейядов по таким вопросам и Аббасидов также вели постоянные дипломатические переговоры с Византийской империей , как мирные договоры , обмен военнопленными и выплата выкупов и дани . [9]
Аль-Шайбани Сияр направлен на ответы на такие вопросы, как «когда боевые действия оправданы», «кто является целью боевых действий» и «как ведутся боевые действия». [10] Для Аль-Шайбани справедливой причиной войны было расширение исламской империи либо за счет увеличения территории мусульманских государств, либо за счет привлечения других государств в качестве клиентов . [10] Другие справедливые причины включали подавление восстаний (мусульман, зимми или отступников), наказание за разбой и обеспечение безопасности жизни и имущества от насилия. [10] Только те, кто представлял прямую военную угрозу, были законными целями для применения смертоносной силы. [11] При этом было запрещено убийство женщин, детей, стариков, инвалидов, душевнобольных. [11] Пленников на войне различают по статусу бойца: пленников-мужчин можно пощадить или убить, в зависимости от того, что командир считает лучшим вариантом. Аль-Шайбани также исследовал возможность использования оружия (например, «метательных машин»), которое может непреднамеренно убить мирных жителей. Он считал, что их разрешено использовать при условии, что необходимо нацеливаться на комбатантов и прилагать усилия, чтобы избежать убийства мирных жителей. [12] Мнения Аш-Шайбани в сияре оказали влияние на ханафитскую школу мысли, но расходились с мнениями шафиитов по нескольким вопросам. [13]
Ранние ученые ислама
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Табассум, Садия (20 апреля 2011 г.). «Комбатанты, а не бандиты: статус повстанцев в исламском праве». Международное обозрение Красного Креста . 93 (881): 121–139. дои : 10.1017/S1816383111000117 . S2CID 56196822 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Аш-Шайбани, Абу Абдаллах Мухаммад б. аль-Хасан б. Фархад» Энциклопедия ислама
- ^ `Абд аль-Хай аль-Лакнави из введения к « Муватте имама Мухаммада» , пер. Абдуррахман и Кларк, с. 27; цитируя Тахдиба аль-асма' ва'л-лугата аль-Хатиба: «Я стоял у двери Малика три с небольшим года».
- ^ аль-Хатиб, там же.
- ^ аль-Хатиб, там же.
- ^ Jump up to: а б Вирамантри 1997, с. 136.
- ^ Вирамантри 1997, стр. 138–9.
- ^ Келсей 2003 , с. 63-75.
- ^ Вирамантри 1997, с. 138.
- ^ Jump up to: а б с Келсей 2003 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б Келсей 2003 , с. 70.
- ^ Келсей 2003 , с. 71-72.
- ^ Келсей 2003 , с. 73.
Библиография
[ редактировать ]- Шомон, Э. (1997). «Аль-Сухайбани» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Без вещей . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Махмассани, Собхи . Философия юриспруденции в исламе в переводе Фархата Дж. Зиаде. Лейден: Брилл, 1961.
- Шахт, Йозеф. Истоки мусульманской юриспруденции. Оксфорд: Кларендон Пресс, 1975.
- Вирамантри, судья Кристофер Г. (1997), Справедливость без границ: продвижение прав человека , Brill Publishers , ISBN 90-411-0241-8
- Башир, К. Р. Исламское международное право: исторические основы и сияр Аль-Шайбани, Эдвард Элгар. Дата публикации: 2018 г. ISBN 978 1 78811 385 4
- Келси, Джон (2003). «Аль-Шайбани и исламский закон войны». 2 (1). Журнал военной этики.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рождения в 8 веке
- 805 смертей
- Жители провинции Васит
- Ханафиты
- Суннитские имамы
- Мусульманские ученые-сунниты ислама
- Мусульманские ученые ислама VIII века
- Ученые-международники
- Писатели VIII века
- Писатели 9 века
- Бану Шайбан
- Юристы VIII века
- Юристы 9 века
- Арабские люди 8-го века
- Люди 8-го века из Аббасидского халифата
- Таба ат-Табиин, передатчики хадисов