Яхья ибн Актам
Яхья ибн Актам Яхья бин Актам | |
---|---|
Судья (Кади Басры ) | |
В офисе 817 или 818 – 825 Халиф : аль-Мамун | |
Главный судья Аббасидского халифата | |
В офисе 825 – 833 Халиф : аль-Мамун | |
Преемник | Ахмад ибн Аби Дуад |
Главный судья Аббасидского халифата | |
В офисе 851 – 854 Халиф : аль-Мутаваккиль | |
Преемник | Джафар ибн Абд аль-Вахид ибн Джафар аль-Хашими |
Персональный | |
Рожденный | Мерв , Аббасидский халифат. |
Умер | апрель 857 г. Аль-Рабада , Аббасидский халифат (ныне Саудовская Аравия ) |
Религия | ислам |
Родитель | Актам |
Эра | Золотой век ислама |
Область | Аббасидский халифат |
Номинал | сунниты |
Юриспруденция | Ханафитский |
Основной интерес(и) | Исламская юриспруденция |
Известный | Участвовал в кампании аль-Мамуна против византийцев и был назначен командующим набеговым отрядом, отправившимся из Тианы в 831 году. |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием |
Абу Мухаммад Яхья ибн Актам ( араб . أبو محمد يحيى بن أكثم , умер в 857 г.) был арабским исламским юристом девятого века . Он дважды занимал должность главного судьи Аббасидского халифата , с ок. С 825 по 833 и с 851 по 854.
Карьера
[ редактировать ]Яхья родился в Марве в Хорасане и был членом Бану Тамим ; сам он заявлял о своем происхождении от судьи Актама ибн Сайфи . Он изучал хадисы и фикх в Басре . В 817–818 годах он был назначен кади (судьей) Басры и занимал эту должность до 825 года. [1]
После увольнения из Басры Яхья был выбран аль-Мамуном ( годы правления 813–833 ) на должность главного судьи ( кади аль-кудат ). Яхья имел прочные отношения с халифом и стал чрезвычайно влиятельным членом администрации: все решения, принимаемые визирями, как сообщается, сначала передавались ему на утверждение. [2] В 831 году он участвовал в кампании аль-Мамуна против византийцев и был назначен командующим набеговым отрядом, отправившимся из Тианы . [3] а в следующем году он сопровождал халифа в Египет и некоторое время исполнял обязанности там судьи. [4]
Однако к концу правления аль-Мамуна Яхья впал в немилость и решил вернуться в Ирак . На протяжении всей своей карьеры ему приходилось защищаться от постоянных обвинений в педерастии . [5] и к моменту смерти аль-Мамуна ему также предъявили обвинения в неумелом финансовом управлении. [6] Будучи сторонником суннитской ортодоксальности, [7] он также был против мутазилитской веры в то, что Коран был создан , что ставило его в противоречие с приверженностью халифа мутазилизму. [8] После прихода на престол брата аль-Мамуна аль-Мутасима ( годы правления 833–842 ) Яхья потерял свою должность и был заменен мутазилитом Ахмадом ибн Аби Дуадом . [9]
В 851 году, после отказа аль-Мутаваккиля от мутазилизма ( годы правления 847–861 ), Яхья снова был назначен главным судьей и переехал в Самарру . Во время своего пребывания на посту судьи он назначил несколько кади , выбрав как мужчин, которые ранее были связаны с мутазилизмом, так и тех, кто апеллировал к ортодоксальным ханбалитам . Он оставался главным судьей до июля 854 года, когда аль-Мутаваккиль уволил его в пользу Джафара ибн Абд аль-Вахида ибн Джафара аль-Хашими . При увольнении у него также были конфискованы деньги и земля, а сам он был помещен под домашний арест. [10]
В 857 году Яхья решил отправиться в паломничество и намеревался поселиться в Мекке . Узнав, что аль-Мутаваккиль простил его, он передумал и намеревался вернуться в Ирак , но умер в пути в апреле 857 года и был похоронен в ар-Рабаде . [11]
Юриспруденция
[ редактировать ]Обычно его характеризуют как связанного с ханафитами , и многие утверждают это, не указывая его учителя по фикху . Однако некоторые утверждают, что он учился, в частности, от Ваки ибн аль-Джарраха , который давал юридические заключения о позиции Абу Ханифы , и что он также передал хадисные сообщения от одного из главных учеников Абу Ханифы, Мухаммада аль-Шайбани . По мнению Ибн Хазма , он был частью независимой традиции Басран Рай , которая позже была включена в состав ханафитской школы. Аль-Даракутни далее альтернативно называет его шафиитом, но первоисточники сомневаются в этом. [12]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ибн Халликан 1871 , стр. 33–36; Аль-Масуди 1873 , стр. 100-1. 43, 48–49; Мельчерт 1997 , с. 43–44; Стюарт 2004 , с. 344; Босворт 2002 , с. 246.
- ^ Ибн Халликан 1871 , с. 34; Мелчерт 1997 , стр. 44–45; Стюарт 2004 , с. 344; Босворт 2002 , с. 246.
- ^ Аль-Табари 1985–2007 , т. 32: с. 188; Босворт 2002 , с. 246.
- ^ Ибн Халликан 1871 , с. 47; Аль-Кинди 1912 , с. 441–42; Мельчерт 1997 , с. 45; Стюарт 2004 , с. 344–45; Босворт 2002 , с. 246.
- ^ Ибн Халликан 1871 , стр. 38 и далее; Аль-Масуди 1873 , стр. 43 и далее; Босворт 2002 , с. 246.
- ^ Al-Tabari 1985–2007 , v. 32: p. 230; Melchert 1997 , p. 45.
- ^ Ибн Халликан 1871 , с. 33-34.
- ^ Хиндс 1993 , стр. 2–3.
- ^ Мельхерт 1997 , с. 45; Стюарт 2004 , с. 345; Босворт 2002 , с. 246.
- ^ Ибн Халликан 1871 , стр. 47–48; Аль-Табари 1985–2007 , вып. 34: стр. 116–17, 131–32; Аль-Масуди 1873 , стр. 100-1. 214–15; Мельчерт 1996 , с. 325–26, 327, 328, 329; Мельчерт 1997 , с. 45; Стюарт 2004 , с. 345; Босворт 2002 , с. 246.
- ^ Ибн Халликан 1871 , с. 48; Аль-Масуди 1873 , с. 289; Мельхерт 1997 , с. 43; Стюарт 2004 , с. 344; Босворт 2002 , с. 246.
- ^ Ибн Халликан 1871 , стр. 33–36; Аль-Масуди 1873 , стр. 100-1. 43, 48–49; Мельчерт 1997 , с. 43–44; Стюарт 2004 , с. 344; Босворт 2002 , с. 246.
Ссылки
[ редактировать ]- Босворт, CE (2002). «Яхья б. Актам» . Энциклопедия ислама, новое издание, том XI: W – Z. Лейден и Нью-Йорк: БРИЛЛ. п. 246. ИСБН 90-04-12756-9 .
- Хиндс, М. (1993). «Михна» . Энциклопедия ислама, новое издание, том VII: Миф-Наз . Лейден и Нью-Йорк: БРИЛЛ. стр. 2–6. ISBN 90-04-09419-9 .
- Ибн Халликан, Шамс ад-Дин Абу аль-Аббас Ахмад ибн Мухаммад (1871 г.). Биографический словарь Ибн Халликана, Vol. IV . Пер. Барон Мак Гукин де Слейн. Париж: Фонд восточных переводов Великобритании и Ирландии.
- Аль-Кинди, Мухаммад ибн Юсуф (1912). Гость, Рувон (ред.). Правители и судьи Египта (на арабском языке). Лейден и Лондон: Э. Дж. Брилл.
- Аль-Масуди, Али ибн аль-Хусейн (1873 г.). «Золотые прерии», том седьмой . и Транс. Шарль Барбье де Мейнард и Абель Паве де Куртей . Париж: Национальная империя.
- Мельхерт, Кристофер (1997). Формирование суннитских юридических школ, 9-10 вв. Лейден: Brill. ISBN 90-04-10952-8 .
- Мельчерт, Кристофер (1996). «Религиозная политика халифов от аль-Мутаваккиля до аль-Муктадира: 232–295 хиджры / 847–908 годы нашей эры». Исламское право и общество . 3 (3): 316–342. дои : 10.1163/1568519962599069 . JSTOR 3399413 .
- Стюарт, Девон Дж. (2004). Мухаммеда бен Джарира ат-Табари « Аль-Баян ан Обычный аль-Ахкам и жанр Усула аль-Фикха в Багдаде девятого века» . В Монтгомери, Джеймс Э. (ред.). «Исследования Аббасидов: периодические статьи Школы исследований Аббасидов, Кембридж, 6–10 июля 2002 г.» . Левен: Питерс. ISBN 90-429-1433-5 .
- Аль-Табари, Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир (1985–2007). Эхсан Яр-Шатер (ред.). История Аль-Табари . Том. 40 томов. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Тилье, Матье. (2009). Кади Ирака и государства Аббасидов (132/750-334/945) . Дамаск: Французский институт Ближнего Востока, 2009.