Мирза Мажар Джан-э-Джанаан
Мирза Мажар Джан-и Джанан | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 11-й Рамадан , 1111 г. хиджры/13 марта 1699 г. |
Умер | 10-й мухаррам, 1195 г. хиджры / 6 января 1781 г. (81 год) |
Область | Исламский ученый /суфий |
Школа | Ислам , Ханафит , Матуриди , Суфий |
Известные идеи | Принятие индуистов как Ахли Китаб, непоколебимая приверженность Сунне. |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
Джанан ( урду : مرزا مظہر جانِ جاناں ), также известный под его Шамсуддин Хабибуллах (13 марта 1699-6 января 1781 года), был Ханафи Четвертый Накшибан . Мирза Мажар Джан-и - известный прозвищем столпы поэзии урду ». [1] Он был также известен своим современникам как суннитараш , «Санникист», за его абсолютную, непоколебимую приверженность Сунне и подражание ей . [1]
Он основал накшбандийский подотряд Мажарийя Шамсийя.
Рождение и молодость
[ редактировать ]Датой рождения по-разному называют 1111 или 1113 год хиджры, и, согласно одному источнику, оно произошло в Кала Баге , Малва , а согласно другому источнику, он родился в Агре . [2] Шейх Мухаммад Тахир Бахши отмечает дату своего рождения как 11-й Рамадан 1111 года хиджры. [3] Он родился в знатной семье афганского происхождения, служившей в администрации Великих Моголов . [4] Его отец Мирза Джан служил в армии могущественного Великих Моголов императора Аурангзеба . Сообщается, что, следуя обычаю, согласно которому император имел право давать имена сыновьям своих офицеров, Аурангзеб сказал: [5]
«Сын — это душа своего отца. Поскольку имя его отца — Мирза Джан, имя сына будет Джан-и Джанан».
Его раннее религиозное обучение было поручено хаджи Афзалу Сиялкоти ( хадисы ) и хафизу Абд ар-Расулу Дихлави ( Коран ). В возрасте 18 лет он присоединился к ордену Накшбанди под руководством Нура Мухаммада Бадауни, который был тесно связан с учением шейха Ахмада Сирхинди , и завершил обучение за четыре года. Он также был посвящен в ордены Кадири, Чишти и Сухраварди . [5]
В расцвете сил Мажару посоветовали писать стихи на урду, а не на персидском, поскольку дни последнего языка в Индии считались сочтенными. Помимо стихов и полемики, Мажар также написал большое количество писем, касающихся суфийской мысли и практики.
Наследие и влияние
[ редактировать ]Среди его «учеников» или Муридана был великий ханафитский учёный Кади Танаулла Панипати , написавший знаменитый тафсир Корана под названием «Тафсир-и Мажари» , который он назвал в честь своего учителя. Также в его духовную линию ( силсила ) пришли великий ханафитский юрист Имам Ибн Абидин и толкователь Корана Аллама Алуси.
Его линия Накшбанди стала известна как Мажарийя Шамсийя. Мажар, очевидно, утвердил больше учеников, чем любой из его предшественников. Он регулярно переписывался со своими заместителями, и его письма составляют большую часть наших знаний о его жизни и идеях. [6]
Ему наследовал его халифа (заместитель) Абдулла по прозвищу Шах Гулам Али Дахлави, которого считают моджаддидом 13-го исламского века большинство современных последователей Накшбанди . Его тарикат распространился на всю Индию и Ближний Восток .
Смерть
[ редактировать ]Мирза Мажар был застрелен и серьезно ранен 7-го числа мухаррама 1195 года хиджры/1780 года нашей эры. Автор Аб-и Хаят пишет: [7]
«Причина этого убийства широко ходила по слухам в Дели среди высших и низших слоев общества: согласно обычаю, на седьмой день [мухаррама] знамена поднимались вверх [в процессии]. Мирза Мажар сидел на обочине дороги в верхняя веранда его дома, с некоторыми из его особых учеников. Как и обычные варвары, его [суннитская] группа и [шиитская] группа процессии, возможно, оскорбляли и оскорбляли, и какой-то варвар был оскорблен. Им был один человек с каменным сердцем по имени Фаулад [= стальной] Кхан, который был чрезвычайно варварским. Он совершил это злое дело. Но Хаким Кудратуллах Хан «Касим» в своей антологии говорит, что в своих стихах Мирза Сахиб сочинял ряд. из стихов, восхваляющих Хазрата Али, и некоторые сунниты восприняли это неправильно и совершили это злое дело.
Автора «Аб-и Хаят», решительного шиита , подозревают в пристрастии к религиозной предвзятости. Профессор Фрэнсис Притчетт отметила, что последнее описание смерти Мирзы Мажара в «Аб-и Хаят» является преднамеренным искажением. [8] Профессор Фридман, а также Аннемари Шиммель и Ицхад Вейсман отметили, что Мирза Мажар был убит шиитским фанатиком. [1] [5] [6]
Большинство его биографов на урду также писали, что он был убит выстрелом шиита 7-го мухаррама и умер 10-го мухаррама 1195 года хиджры. [3]
Духовная цепь преемственности
[ редактировать ]Мирза Мажар принадлежал к Муджаддиди ордену суфизма , который является основной ветвью суфийского тариката Накшбанди . Его духовная линия проходит через шейха Ахмада Сирхинди , моджаддида одиннадцатого века хиджры . [9]
Хулафа
[ редактировать ]В «Макамат Мажари» его выдающийся халиф и преемник Шах Гулам Али Дахлвай пишет краткие биографии многих своих хулафа (заместителей). Среди них были: [10]
- Кади Танаулла Панипати , автор Тафсира Мажари и других известных исламских книг, потомок Усмана, третьего халифа ислама.
- Мавлана ФадалУлла, старший брат Кади Танауллы Панипати
- Мавлана Ахмадулла, старший сын Кади Танауллы Панипати , известный своей храбростью и боевыми навыками.
- Жена Кади Танауллы Панипати.
- Шах НаимУлла Бахраичи Накшбанди, автор книги «Мамулаат-э-Мажария, Башараат-э-Мажария» (рукописная копия в Британского музея индийском офисе в Лондоне) .
- Шах Абдул Гани Муджадиди
- Маулви Калим Фаруки, знаток хадисов и основатель семьи Маулви в Силхете
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с И Мухаммед - Его Посланник: Почитание Пророка в исламском благочестии, Аннемари Шиммель (Чаппел-Хилл: The University of North Carolina Press, 1985)
- ^ Хазарон Хавайшен Айси: Чудесный мир газелей на урду . ХарперКоллинз. 2018. с. 3. ISBN 9789353023409 .
- ^ Jump up to: а б Джалва Гах-э-Дост (урду), 2-е издание (2008 г.) Мухаммада Тахира Бахши Накшбанди: «Джалва Гах-э-Дост» . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года . Проверено 5 июля 2010 г.
- ^ Вейсманн, Ицхак (2019). «Жан-и Джанан, Мажар» . Во флоте, Кейт; Крамер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- ^ Jump up to: а б с Средневековые мусульманские взгляды на индийскую религию, Ю. Фридман, JOAS 95, 1975.
- ^ Jump up to: а б Накшбандия: ортодоксия и активизм во всемирной суфийской традиции, Ицхак Вейсманн, Routledge, 2007.
- ^ АБ-Е ХАЙАТ: Формирование канона поэзии урду МУХАММАД ХУСЕЙН АЗАД, переведенный и отредактированный Фрэнсис В. Притчетт совместно с Шамсуром Рахманом Фаруки: http://dsal.uchicago.edu/books/PK2155.H8413/123141d3.html
- ^ Сети осведомленности: поэты урду и его критики, Фрэнсис В. Притчетт.
- ^ «Золотая цепь (Шиджра)» . Архивировано из оригинала 24 ноября 2010 года . Проверено 14 июля 2010 г.
- ^ «Макамат-э-Мажари (урду) Биография Хазрата Мирзы Мажара Джан-э-Джанана» . Архивировано из оригинала 13 октября 2011 года . Проверено 8 июля 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Поэты на языке урду из Индии
- Суфийские поэты
- Индийские поэты-мужчины
- сунниты-суфии
- Накшбандийский орден
- Зиярат
- Мусульманские ученые-исламоведы XVIII века
- Индийские суфии
- Индийцы афганского происхождения
- Поэты из Дели
- Ханафиты
- Матуридис
- 1699 рождений
- 1781 смертей
- Писатели XVIII века на языке урду
- Писатели на языке урду из Империи Великих Моголов
- Индийские поэты XVIII века.
- Писатели-мужчины XVIII века
- Суфии Империи Великих Моголов
- Поэты Империи Великих Моголов
- Люди Империи Великих Моголов XVIII века