Jump to content

Отменить заказ

Здание бывшего Халвети Текке в Берате , Албания.
Интерьер гробницы шейха Шабан -и Вели в Кастамону , Турция

Орден Халвати (также известный как Халватия , Халватия или Халвети , как его называют в Турции) — исламское суфийское братство ( тарикат ). Наряду с орденами Накшбанди , Кадири и Шазили он входит в число самых известных суфийских орденов. Орден получил свое название от арабского слова «халва» , что означает «метод ухода или изоляции от мира в мистических целях». [1]

Орден был основан Умаром аль-Халвати в городе Герат в средневековом Хорасане (ныне расположен на западе Афганистана ). Умара Однако именно ученик Яхья Ширвани основал «Путь Халвати». [2] Яхья Ширвани написал «Вирд ас-Саттар», религиозный текст, который читают представители почти всех ветвей Халватии. [3]

Орден Халвати известен строгим ритуальным обучением дервишей и упором на индивидуализм. [3] В частности, орден пропагандировал индивидуальный аскетизм ( зухд ) и уединение ( халва ), отличаясь от других орденов того времени. [3] Орден считается одной из исходных школ многих других суфийских орденов.

14-17 веков

[ редактировать ]

Существовало два основных исторических движения ордена Халвати. Первый начался в конце 14 века и закончился в 17 веке. Первое историческое движение отмечает свое зарождение и распространение на обширной территории, ныне являющейся частью Ирана, Ирака, Сирии и Турции. [1] Второе движение началось в конце 15-го - середине 19-го века, в основном сосредоточенное в Египте, которое считается периодом реформ ордена Халвати. [2] Орден потерял популярность в 1865 году, но многие из его лидеров разделились на отдельные ордена с целью распространения ислама по всей Африке. [4] Орден проживал в основном в крупных городских районах. [1]

Аль-Хасан аль-Басри, Умар аль-Халвати, создание ордена Халвати и Сайид Яхья Ширвани

[ редактировать ]

Истоки ордена Халвати неясны, но, по словам шейха Халвати по имени Осман Шеху (родился в 1970 году, умер в 2017 году, был лидером ордена Халвати Карабас в Джунике, Косово), Аль-Хасан Аль-Басри был основателем ордена Халвати. Многие выступают против этого факта из-за существующих в Тарикате внутренних конфликтов по поводу того, кто является отцами-основателями. Шейх Осман продолжил и добавил, что Халва или уединение – это практика, которой в основном жил Аль-Хасан Аль-Басри, и это фундаментальная практика в ордене Халвати. [ нужна ссылка ] Аль-Хасан аль-Басри известен как пир из пиров, от которого все 12 орденов тариката берут свои силсилы. Он также добавил, что Умар аль-Халвати — шейх, который умер в уединении, пробыв в нем 40 дней. Он продолжал подчеркивать, что силсилы всех остальных орденов исходят от Халвати. Потому что для достижения самореализации мюриду или дервишу необходимо практиковать халву. Есть и другие, которые приписывают Умара аль-Халвати ее основателю, или «первому пиру ». [4] Однако Умар-Халвати считался загадочным человеком, который очень мало сделал для распространения ордена. Шейх Яхья Ширвани считался «вторым пиром», ответственным за распространение ордена Халвати. [4] Яхья Ширвани жил во времена большой политической нестабильности после монгольского вторжения. После монгольского нашествия турецкие кочевники начали собираться в городских центрах исламского мира . Во всех этих городах были суфийские шейхи, совершавшие чудеса для кочевников. Таким образом, эти турецкие кочевники легко обратились в мистический ислам, когда суфийские шейхи пообещали им союз с Аллахом. [4] Яхья Ширвани приехал в Баку в период религиозного рвения и политической нестабильности и смог начать движение. Яхья Ширвани смог собрать в свое движение десять тысяч человек. У Яхьи было много популярных и харизматичных учеников, которые распространяли орден, включая Пира Ильяса. [1]

Период правления османского султана Баязида II и шейха Челеби Халифы.

[ редактировать ]

Время наибольшей популярности ордена Халвати пришлось на тридцатилетнее правление « суфия Баязида II » (1481–1511) в Османской Турции. [1] За это время султан практиковал суфийские ритуалы, что, без сомнения, привлекло в орден множество людей, желавших продвинуться в политической карьере. Это период времени, когда представители высшего класса, османские военные и высшие чины государственной службы были связаны с орденом Халвати. Суфийский шейх Челеби Халифа перенес штаб-квартиру ордена Халвати из Амасьи в Стамбул . [1] Здесь они перестроили бывшую церковь в текке , или суфийский домик. Текке стала известна как мечеть Коджа Мустафа-паши . [1] Эти здания распространились по всему региону по мере роста популярности Халвати. Орден распространился от своего происхождения на Ближнем Востоке до Балкан (особенно в южной Греции, Косово и Северной Македонии ), до Египта, Судана и почти всех уголков Османской империи .

Период Сунбула Эфенди

[ редактировать ]

После смерти Челеби Халифы власть перешла к его зятю Сунбулу Эфенди . Его считали очень духовным человеком, спасшим мечеть Коджа Мустафа-паши . [1] Согласно чудесному рассказу, новый султан Селим I с подозрением относился к ордену Халвати и хотел уничтожить его текке . Селим I послал рабочих снести текке , но разгневанный Сунбул Эфенди отверг их. Услышав это, Селим I сам спустился туда только для того, чтобы увидеть сотни молчаливых дервишей, собравшихся вокруг шейха Сунбуля, одетого в хирку . Селим был поражен духовной силой Сунбула и отказался от планов по уничтожению текке . [1]

Нападки со стороны улемов , ортодоксального религиозного класса, в конечном итоге оказались более серьезными. Их враждебность проявлялась ко многим суфийским орденам, а не только к Халватии. Их критика была политической проблемой, которая предполагала, что халвати были нелояльны по отношению к Османскому государству, и доктринальной проблемой, что улемы считали суфиев слишком близкими к народному исламу и слишком далекими от шариата . Улемы также испытывали к ним культурную враждебность, что делало улемов нетерпимыми к суфиям. [4]

Периоды Вали Шабан-и Кастамони и Омера эль-Фуада и движение Кадизадели

[ редактировать ]

Орден начал трансформироваться в течение 16 и 17 веков, поскольку он все больше внедрялся в Османской империи социальную и религиозную жизнь . Хорошим примером этого является филиал ордена, основанный Шабан-и Вели (ум. 1569) в Кастамону . В то время как Шабан был уходящим на покой аскетом, который в 16 веке вел себя сдержанно, к 17 веку его духовный последователь Омер эль-Фуади (ум. 1636) написал множество книг и трактатов, стремившихся закрепить доктрины ордена и практики, а также борьбу с растущими антисуфийскими настроениями, которые позже оформились в форму движения Кадизадели. [5] Также в этот период орден стремился восстановить свою суннитскую идентичность, отмежевавшись от шиитского врага. Во времена правления Сулеймана Великолепного и Селима II орден возродился. Они имели связи со многими высокопоставленными чиновниками османской администрации и получали значительные пожертвования наличными и имуществом, что помогло привлечь больше членов. [6]

Влияние Ниязи аль-Мисри

[ редактировать ]

К этому времени члены ордена Халвати порвали связи с простым народом, с которым они ранее так тесно сблизились. Они попытались превратить народный исламский порядок в более ортодоксальный. [1] Халвати очень заботились о своем общественном имидже и хотели, чтобы орден стал более эксклюзивным членством для высшего класса. Отсюда порядок Халвати распался на множество подотрядов. В 1650-х годах поднялся один из самых известных анатолийских шейхов Халвати Ниязи аль-Мисри . Ниязи был известен своей поэзией, духовной силой и общественной оппозицией правительству. [1] Он был лидером, который представлял старый орден Халвати, предназначенный для масс. [1] Ниязи снова дал простым людям и их духовным устремлениям голос в ордене Халвати. Поэзия Ниязи демонстрирует некоторые аспекты отступления Халвати. В одном из своих стихотворений он пишет:

«Я думал, что на свете не осталось для меня друга…
Я ушел сам, и вот, не осталось у меня ни одного злодея» [7]

XVIII и XIX века: реформа Халвати

[ редактировать ]

Большинство ученых полагают, что Халвати пережил возрождение в 18 веке, когда Мустафа ибн Камаль ад-Дин аль-Бакри (1688-1748) [8] был ответственным. Аль-Бакри считался великим шейхом, который написал множество книг, изобрел суфийские техники и был очень харизматичным. [1] Он путешествовал по Иерусалиму, Алеппо, Стамбулу, Багдаду и Басре. Перед смертью он написал 220 книг, в основном об Адабе . [2] Говорят, что он видел Пророка девятнадцать раз, а аль-Хидра три раза. Во многих городах люди собирались толпой аль-Бакри, чтобы получить его благословение. [1] После смерти аль-Бакри исследователи купола Халвати полагают, что аль-Бакри положил начало «великому суфийскому возрождению». [1] Его считали реформатором, обновившим порядок Халвати в Египте. Орден Халвати по-прежнему силен в Египте , где суфийские ордена получают определенную поддержку со стороны правительства. Орден Халвати также остается сильным в Судане .

Однако не все ученые согласны с влиянием аль-Бакри. Фредерик де Йонг в своих сборниках исследований утверждает, что влияние аль-Бакри было ограниченным. Он утверждает, что многие ученые говорят о его влиянии, но без особых подробностей о том, что он на самом деле сделал. [9] Чон утверждает, что влияние аль-Бакри ограничивалось добавлением молитвенной ектении к ритуалам Халвати. [2] Он заставил своих учеников прочитать эту ектению перед восходом солнца и назвал ее Вирд ас-Сахар. Аль-Бакри сам написал эту молитвенную ектению и счел необходимым добавить ее к практике ордена Халвати. Чон утверждает, что аль-Бакри не следует приписывать возрождению суфийского ордена из-за его ограниченного эффекта. [2]

Политическое влияние XIX века

[ редактировать ]

Члены ордена Хвальти были вовлечены в политические движения, сыграв огромную роль в восстании Ураби в Египте. Приказ помог другим противостоять британской оккупации Египта. Группы Халвати в Верхнем Египте протестовали против британской оккупации из-за высоких налогов и неоплачиваемого труда, что, помимо засухи, очень усложнило жизнь в 1870-х годах. [2] Их протесты смешались с массовым потоком националистических протестов, которые привели к восстанию Ураби. Можно сказать, что борьба Халвати за улучшение условий жизни в конечном итоге привела к более масштабным националистическим протестам. [2]

20 век до наших дней

[ редактировать ]

Ситуация варьируется от региона к региону. В 1945 году правительство Албании признало основные тарикаты как независимые религиозные общины, но этому пришел конец после Албанской культурной революции в 1967 году. В 1939 году в Албании , Македонии и Косово было двадцать пять текке Халватия . В 1925 году в Турции были отменены порядки, все текке и завия были закрыты, а их имущество конфисковано правительством, а данных о статусе Халватии нет. В Египте до сих пор существует множество действующих отделений Халватии. [10]

Современность привела к тому, что приказы приобрели совершенно разные формы в разных средах. Они различаются в зависимости от местности, личности шейха и потребностей общины. Также могут быть разные молитвенные практики, модели общения и характер отношений, связывающих учеников с шейхом и друг с другом. [11]

Халвати технология

[ редактировать ]

Орден Халвати имел множество текке в Стамбуле , наиболее известными из которых были Джеррахи , Уссаки , Сунбули , Рамазани и Насухи . Хотя суфийские ордена сейчас упразднены в Турецкой Республике , почти все вышеперечисленные теперь являются мечетями и/или местами посещения мусульманами для молитвы.

Действующие филиалы в эпоху Османской империи

[ редактировать ]
  • Филиал Пир Ильяс Амаси
  • Сейида Яхья-йы Ширвани Филиал
    • Филиал Молла Хабиба Карамани
    • Отделение Джемалийе (Последователи Челеби Халифе Джемали-и Халвети)
      • Сунбулийе
      • Ассальийе
      • Бахшьийе
      • Шабанийе
        • Карабашийе
          • Bekr’îyye
            • Кемальийе
            • Хуфнийе
              • Течанийе
              • Дырдырыйе
              • Савийе
            • Самманийе
              • Фейзийе
          • Насухийе
            • Черкешийе
              • Ибрагимийе/Кушадавийе
            • Халилийе
    • Отделение Ахмедийе (Последователи Йигитбаши Ахмеда Шемседдина бин Исы Мармарави)
      • Это Рамадан
      • Это место
      • Синаньийе
      • мусульманин
      • Ядовитый
      • Хаятийе
      • Ушакыйе
        • Кахидийе
        • Салахийе
      • Ниязийе/Мисрийе
      • Беюмийе
    • Филиал Роушенийе (Последователи Деде Омер-и Рушени)
    • Отделение Шемсийе (Последователи Шемседдина Ахмеда Сиваси)

Практики Халвати

[ редактировать ]

Отличительной чертой тариката Халватия , пути и его многочисленных подразделений, является периодическое затворничество ( халва ), которое требуется от каждого новичка. [12] Они могут длиться от трех до сорока дней. Халва для некоторых ответвлений Халватии важна для подготовки ученика, мюрида . Коллективный зикр следует одинаковым правилам во всех ветвях ордена Халватия. [13] Практика зикра описывается как повторяющаяся молитва. Практикующий должен повторять имя Аллаха и помнить Аллаха. Дервиш должен быть внимателен к Аллаху в своей повторяющейся молитве. [14] Они должны быть полностью сосредоточены на Аллахе, настолько, что один из первых суфийских мастеров сказал: «Истинный зикр — это то, что вы забываете свой зикр». [15] Другая практика, отличающая Халватийю от других тарикатов, заключается в том, что для них именно посредством участия в общинных обрядах и ритуалах человек достигает более продвинутой стадии осознания, которую теоретики ордена описывают как встречу лицом к лицу с Аллах. [16]

Подзаказы Халвати

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Кедди, Никки Р. (1972). Ученые, святые и суфии . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. п. 401.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Де Йонг, Фредерик (2000). Суфийские ордена в Османском и постосманском Египте и на Ближнем Востоке . Стамбул: Исис Пресс. п. 274. ИСБН  975-428-178-5 .
  3. ^ Jump up to: а б с Тримингем, Дж. Спенсер (1998). Суфийские ордена в исламе . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 333. ИСБН  0-19-512058-2 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и БГ (1972). «Краткая история ордена дервишей Халвати». В Никки Р. Кедди (ред.). Ученые, святые и суфии: мусульманские религиозные учреждения на Ближнем Востоке с 1500 года . Издательство Калифорнийского университета. стр. 275–306. ISBN  978-0-520-02027-6 .
  5. ^ Джон Дж. Карри, Трансформация мусульманской мистической мысли в Османской империи: Расцвет Ордена Халвети, 1350-1650 гг ., ISBN   978-0-7486-3923-6 .
  6. ^ Кныш, Александр (2000). Исламский мистицизм: Краткая история . Лейден: Брилл. стр. 265–266. ISBN  90-04-10717-7 .
  7. ^ Шиммель, Аннемари (1975). Мистические аспекты ислама . Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN  978-0-8078-1223-5 .
  8. ^ http://www.academy.ac.il/data/egeret/70/EgeretArticles/weigert%20article%201.pdf [ пустой URL PDF ]
  9. ^ Фредерик Де Йонг (1987). Неемия Левцион ; Джон О. Волл (ред.). Обновление и реформа в исламе восемнадцатого века . Сиракузы: Издательство Сиракузского университета. стр. 117–132. ISBN  0-8156-2402-6 .
  10. ^ Кныш, Александр (2000). Исламский мистицизм: Краткая история . Лейден: Брилл. стр. 270–271. ISBN  90-04-10717-7 .
  11. ^ Джулия Дэй Хауэлл и Мартин ван Брюнессен (2007). Мартин ван Брюнессен и Джулия Дэй Хауэлл (ред.). Суфизм и «современность» в исламе . Нью-Йорк: IB Tauris & Co Ltd., стр. 12–13 . ISBN  978-1-85043-854-0 .
  12. ^ Кныш, Александр (2000). Исламский мистицизм: Краткая история . Лейден: Брилл. п. 268. ИСБН  90-04-10717-7 .
  13. ^ Кныш, Александр (2000). Исламский мистицизм: Краткая история . Лейден: Брилл. п. 269. ИСБН  90-04-10717-7 .
  14. ^ Гилс, Антон (1996). «Заметки о психологии зикра: Орден дервишей Халвети-Джеррахи в Стамбуле». Международный журнал психологии религии . 6 (4): 229–251. дои : 10.1207/s15327582ijpr0604_1 .
  15. ^ Шиммель, Аннемари (1975). Мистические аспекты ислама . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. п. 172 . ISBN  0-8078-1271-4 .
  16. ^ Кныш, Александр (2000). Исламский мистицизм: Краткая история . Лейден: Брилл. п. 270. ИСБН  90-04-10717-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 76ec440ab405b03da7c3db5914610f44__1717858800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/44/76ec440ab405b03da7c3db5914610f44.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khalwati order - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)