аль-Фудайл ибн Ияд
Аль-Фудайл ибн Ийад ибн Бишр ибн Масуд Абу Али ат-Тамими аль-Ярбуи аль-Хурасани Аль-Фудайл бин Айад бин Масуд бин Бишр Абу Али Аль-Тамими Аль-Ярбуи Аль-Хорасани | |
---|---|
Умер | 803 г. н.э. Мекка |
Почитается в | ислам |
Главный храм | Багдад |
Влияния | Абдул Вахид бин Заид Джафар ас-Садик |
Под влиянием | Ибрагим ибн Адхам |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
Аль-Фудайл ибн Ияд (умер в 803 г. / 187 г. хиджры, аль-Фадиль ибн Айад , полное имя Аль-Фудайл ибн Ияд ибн Бишр ибн Масуд Абу Али ат-Тамими аль-Ярб аль-Хурасани , также известный как Абу Али и ат-Талагани ) был исламским суннитским ученым.
Нередко его историю путают с историей Фудайла ибн Яхьи, современника, который был чиновником халифа Харуна ар-Рашида . [ 1 ] [ нужна полная цитата ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Фудайлу приписывают ряд мест рождения, включая Самарканд , Мерв , Мосул и Балх .
Нисбах означает , ат -Тамими означает принадлежность Фудайла к арабскому племени Бану Тамим , а нисбах аль-Хурасани что он был родом из Хорасана ; это означает, что он, скорее всего, идентифицирован как перс арабского происхождения или араб .
До своего обращения Фудайл возглавлял группу бандитов, или разбойников , в Сирии и Хорасане , совершая набеги на караваны и грабя путешественников. [ 2 ] [ нужна страница ] Даже в это время он был мусульманином, соблюдал пять ежедневных намазов , постился, как требовалось, и запрещал своим людям раскрывать женщин, найденных среди жертв. [ 3 ] В это время он глубоко влюбился в женщину и часто посылал ей жетоны из своих украденных сокровищ. [ 3 ]
В одной из историй о его бандитизме богатый торговец, опасаясь столкнуться с бандитами, принял Фудайла за честного человека и попросил его спрятать большую часть своего богатства, чтобы его не нашли бандиты. Когда купец продолжал свой путь, люди Фудайла украли у него оставшееся богатство. Когда купец вернулся в Фудайл, чтобы вернуть большую часть своего богатства, он был встревожен, обнаружив, что бандиты, ограбившие его, окружили человека, которому он доверял; однако Фудайл указал, что он богобоязненный человек и не предаст своего доверия, поэтому предложил купцу вернуть богатство, которое он оставил ему в доверительном управлении. [ 3 ]
Фудайл взбирался на стену, просто наблюдая за проходящим караваном; [ 3 ] когда Фудайл услышал, как кто-то декламирует Корана главу Аль-Хадида , и когда он услышал 57:16, в котором говорится: «Разве не пришло время для верующих, чтобы их сердца со всем смирением занимались поминанием Аллаха и Истины, которая было открыто (им), и что они не должны стать такими, как те, которым было дано Откровение прежде, но долгие века прошли над ними, и их сердца ожесточились. Для многих из них? они — мятежные преступники», он понял, что был лицемером, заявлявшим и о подчинении Богу, и о бандитизме. [ 3 ] [ 4 ]
Обладая вновь обретенным благочестием , Фудайл оставил свои преступные пути и бродил по пустыне, где нашел стоянку каравана - и услышал, как двое мужчин предупреждали друг друга быть осторожными, чтобы бандит Фудайл ибн Ияд не нашел их. Фудайл вышел и представился, признав, что он раскаялся и больше не представляет опасности. [ 4 ] [ 5 ]
После этого Фудайл попытался посетить каждую из своих известных жертв, чтобы отплатить им за то, что он у них украл, а когда у него закончились доступные товары, он посетил их, чтобы попросить у них прощения. Однако один еврей отказался простить его, пока он не получит долг, и приказал Фудайлу переместить кучу земли перед его домом, чтобы отработать свой долг. После нескольких дней работы ураган сдул кучу земли, и Фудайл объяснил еврею, что ему помог Бог. Затем еврей положил мешок с землей на свою кровать и попросил Фудайл принести его ему, и, обнаружив, что земля превратилась в золото, заметил, что теперь он верит в религию Фудайл, и попросил стать мусульманином. [ 2 ] [ 6 ] [ нужна страница ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Мир подобен приюту, а его обитатели — сумасшедшим. Сумасшедших всегда держат в тюрьме.
- Фудахиль ибн Ияд [ 3 ]
После своего обращения Фудайл переехал в Куфу , на территории современного Ирака, и учился у Джафара ас-Садика и Абдула Вахида бин Заида . [ 7 ] [ нужна страница ] и обучал Ибрагима ибн Адхама , Бишра Босогого и Сари ас-Сакати . [ 7 ] [ нужна страница ] Когда Фудайл решил совершить хадж в Мекку , он подошел к своей жене и сказал ей, что ему нужно отправиться в долгое и опасное путешествие, но он готов дать ей развод, если она захочет снова выйти замуж в его отсутствие. Она отказалась и сказала, что предпочла бы сопровождать его в поездке. [ 3 ] Он оставался в Мекке долгое время и учился у Абу Ханифы . [ 3 ] У него был по крайней мере один сын по имени Али и две дочери. [ 3 ]
Фудайл был известен своим асоциальным характером, и этому существует множество примеров. Когда вокруг его мекканского дома начали собираться толпы, жаждущие возможности увидеть его, он часто отговаривал их, однажды стоя на своей крыше, чтобы поблагодарить их всех и сказать, что он молится, чтобы Бог дал им содержательную работу для их времени. Он был довольно известен своим предпочтением одиночества: в какой-то момент он сказал, что хотел бы заболеть, чтобы не встречаться с людьми и не выходить на публичные молитвы. [ 3 ] Еще одна сохранившаяся его цитата: «Я благодарен человеку, который не здоровается со мной, когда видит меня, и не навещает меня, когда я болею». [ 3 ]
Сын Фудайл страдал от инфекции мочевыводящих путей , которую удалось вылечить, когда Фудайл полагался только на молитву и веру. [ 8 ]
Когда Фудайл понял, что его смерть может быть близка, он сказал своей жене отвезти его дочерей на гору Абу Кайс в Мекке и рассказать Богу, что Фудайл заботился о них всю свою жизнь, и теперь они в руках Бога. [ 3 ]
Он умер во время намаза в начале 187 года хиджры , причем некоторые ученые предполагают, что это был третий день Раби аль-авваля. [ 9 ] [ нужна страница ] .
Следуя его желанию, его вдова отвезла двух их дочерей на гору Абу Кайс, где их встретил лидер Йемена, путешествовавший со своими двумя сыновьями, и таким образом были заключены два брака. [ 3 ]
построен храм был В его честь в Багдаде . [ нужна ссылка ]
Поговорки
[ редактировать ]«Он поместил всё зло в дом и сделал свой ключ к любви к миру, и он вложил всё добро в дом, И его ключом было подвизаться в этом мире». [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Агиография в Тазкират аль-Аулия, Аттар Нишапура
- ^ Jump up to: а б Сиддики, Иктидар Хусейн (2010). Индо-персидская историография до XIII века . Книги Примуса. ISBN 978-81-908918-0-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м :: Хазрат Абдул Фудайл Ибн Ияд (рахматуллах алейх) :: Архивировано 14 июля 2017 г. в Wayback Machine. [ сомнительно – обсудить ]
- ^ Jump up to: а б Мувакиф Мушриках фи Хайатис Салаф
- ^ Как завоевать сердце жены. Ибрагим ибн Салех аль-Махмуд
- ^ Джавамиут Хикаат, Том I, Часть I
- ^ Jump up to: а б Бил, Томас Уильям (1881). Восточный биографический словарь . Калькутта: Азиатское общество.
- ^ Долс, Майкл Уолтерс (1992). Иммиш, Диана Э. (ред.). Меджнун: безумец в средневековом исламском обществе Кларендон Пресс. п. 228. ИСБН 978-0-19-820221-9 .
- ^ Хан, К.Д. (2004). Ходжа Мойнуддин Чишти: социальная и образовательная значимость . Саруп и сыновья. ISBN 978-81-7625-515-8 .
- ^ Китаб Зухд Аль-Кабир, Байхаки, стр. 133
- Фа ад-Дин Аттар, пер. Артур Джон Арберри, мусульманские святые и мистики: эпизоды из Тадкират аль-Аулия , Routledge, 1983 (переиздание 2007 г.), стр. 52.