История суфизма
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
Суфизм – это мистическая ветвь ислама , в которой мусульмане ищут божественной любви и истины посредством непосредственного личного переживания Бога . [1] Эта мистическая традиция в исламе развивалась в несколько стадий роста, возникая сначала в форме раннего аскетизма , основанного на учении Хасана аль-Басри , прежде чем войти во вторую стадию более классического мистицизма божественной любви, пропагандируемого аль-Газали. и Аттар из Нишапура , и, наконец, возникшая в институционализированной форме сегодняшней сети братских суфийских орденов , основанных на таких суфиях, как Руми и Юнус Эмре . [2] [1] Однако по своей сути суфизм остается индивидуальным мистическим опытом, и суфия можно охарактеризовать как человека, стремящегося к в Боге уничтожению эго . [3]
Ранняя история
[ редактировать ]Точное происхождение суфизма оспаривается. Некоторые источники утверждают, что суфизм является внутренним измерением учения Мухаммеда, тогда как другие говорят, что суфизм возник во время Золотого века ислама, примерно с восьмого по десятый века. По словам Ибн Халдуна, уже практиковали суфизм сахабы , но с распространением материальных тенденций термин «суфий» стал применяться только к тем, кто подчеркивает духовную практику ислама. [4]
Происхождение
[ редактировать ]Абу Бакр Мухаммад Закария в своей книге «Хиндусият ва Тасур» утверждает, что Камель Амиэль аль-Шайби и Абдулла Варис бин Исхак в отдельных текстах говорят, что первым человеком, который использовал слово «суфий», был Абу Хашем аль-Куфи (2 век хиджры), и Ибн Таймийа сказал в своей Маджмуал-фетве, что Басра в то время была центром суфизма. [5]
Ахмет Карамустафа описывает отречение ( زُهد zuhd ) как широко распространенную форму благочестия в мусульманских общинах в первом веке правления Аббасидов . [6] Ибрагим ибн Адхам аль-Балхи (ум. 777–78) вел аскетический образ жизни с «радикальным отвращением» к основной общественной жизни. [6] Последователи проповедника Хасана аль-Басри основали рибат на острове Абадан на реке Тигр недалеко от Басры . [6] Карамустафа также цитирует Рабию аль-Адавийю , Шакика аль-Балхи , аль-Дарани , Зуль-Нуна аль-Мисри , Яхью ибн Муаза ар-Рази и Баязида Бастами как некоторых новаторских фигур в интроспективных тенденциях, которые привели бы к то, что позже будет названо суфизмом. [7]
Суфии Багдада
[ редактировать ]Особая практика благочестия, связанная с самоанализом, основанная на различных практиках и идеях, сформировалась в Багдаде во второй половине IX века. [6] Среди членов первого поколения суфиев в Багдаде были Харит аль-Мухасиби , Абу Хамза аль-Багдади , Абу Саид аль-Харраз , Абу аль-Хусейн ан-Нури , Джунейд аль-Багдади , Рувайм и Хайр ан. -Нассай . [8] Следующее поколение включало Абу Бакра аль-Шибли , Аль-Джурайри , Радбари и Джафара аль-Хульди . [8]
Кодификация доктрины
[ редактировать ]К концу I тысячелетия н.э. начал писаться ряд руководств, обобщающих учения суфизма и описывающих некоторые типичные суфийские практики . Двумя наиболее известными из них являются Кашф аль-Маджуб («Откровение сокрытого») Худжвири и Аль-Рисала аль-Кушайрия («Послание») Аль-Кушайри . [9] По словам мистика позднего средневековья Джами , Абдаллах ибн Мухаммад ибн аль-Ханафия (умер около 716 г.) был первым человеком, которого назвали «суфием». [10]
Два из аль-Газали лучших трактатов , « Возрождение религиозных наук » и « Алхимия счастья », изображают суфизм как полное исполнение исламского закона. Эта позиция стала основной позицией среди исламских учёных на протяжении веков, и лишь недавно она была оспорена на основе ориентализма и ваххабизма . [11]

Все суфийские ордена заявляют о прямой цепочке руководства от Мухаммеда через Али, за исключением накшбандитов, которые заявляют о прямой связи с Мухаммедом через Абу Бакра. В одиннадцатом веке суфийские ордена (тарика) сыграли важную роль в институциональном распространении суфизма. [12]
Мусульманская Испания
[ редактировать ]Начиная с девятого века и на протяжении всего десятого века, Аль-Андалус был домом для довольно строгих ортодоксальных верований и обычаев. [13] Коранические исследования и юриспруденция ( фикх ) были признанными и пропагандируемыми видами науки, которые сформировали верования и обычаи региона. Ранние факихи в Испании несколько скептически относились к философской мысли, а также к суфизму. В последующие века, особенно в двенадцатом и тринадцатом, суфизм стал более приемлемым и в некоторой степени ассимилировался с андалузским исламом. [14] Ученые, как правило, видели, что это позднее процветало по двум разным направлениям. Для некоторых это отражает влияние мистической традиции в Кордове, приписываемой Ибн Масарре . [15] Другие отдают должное исключительно влиянию восточных мистиков, чаще всего включая мысли и учения аль-Газали . [16]
В частности, одного человека часто называют самым ранним представителем суфизма в Испании: Ибн Масарра . [17] Он жил с 883 по 931 год и родился за пределами Кордовы. Многие считают, что он основал первую суфийскую школу в провинции; однако его учение выходило за рамки так называемого «основного» суфизма, который был более распространен на Востоке при его жизни. [18]
При Ибн Масарре наступил «краткий расцвет». [19] суфизма в Испании, а позднее и испанские суфии отразили на них его влияние. После смерти Ибн Масарры в 940 году его последователи подверглись жестоким преследованиям со стороны юристов, которые уничтожили труды Ибн Масарры, а также заставили его последователей отречься. [20] Результаты его мысли и мыслей его учеников снова проявятся в двенадцатом и тринадцатом веках среди более поздних суфиев, таких как Ибн Араби. [21]
К двенадцатому веку произошел сдвиг в сторону принятия – или, по крайней мере, терпимости – философии и суфизма к тому, что раньше было строго ортодоксальными верованиями. Многие люди начали читать и переводить труды таких философов, как Аристотель и Платон . В авангарде философского движения в Испании были Ибн Баджа , Ибн Туфаил , Ибн Рушд и еврейский учёный по имени Ибн Маймун . [22] Ибн Туфаил внес в этот философский образ мышления элемент суфизма. Андалузский суфизм в это время находился на пике своего развития. [23] Также в это время восточный суфизм развивался скорее как общинное движение, тогда как на Западе (в том числе в Аль-Андалусе) он оставался в основном индивидуальным занятием. [24]
Группа суфийских мастеров, защищавших работы таких теософов, как Газали и аль-Кушайри, начала появляться в конце одиннадцатого и начале-середине двенадцатого веков. Абу ль-Аббас ибн аль-Ариф (1088-1141) был одним из самых выдающихся суфиев в Испании и одним из первых суфистов в период расцвета суфизма на полуострове. [13] Он принадлежал к тому, что испанский ученый-исламовед Мигель Асин Паласиос назвал «школой Альмерии», названной так из-за своего географического положения. [25]
Ибн аль-Ариф был одним из первых, кто интерпретировал Газали на Западе, а также основал метод духовного обучения, называемый тарикат. [22] Ученик Ибн аль-Арифа Ибн Каси основал группу религиозных последователей в Португалии и построил монастырь в Силвеше. Он является автором «Халь ан-На'лайн», к которому Ибн Араби позже напишет комментарий. [26] Ибн Барраджана (ум. 1141), ученика и друга Ибн аль-Арифа, который жил и преподавал в Севилье, но был родом из Северной Африки, называли Газали Запада. [27] Ибн Барраджан и Ибн аль-Ариф были осуждены за ересь, поскольку их взгляды противоречили взглядам Альморавидов, находящихся у власти; однако Ибн Барраджан, похоже, более активно использовал суфизм как средство бросить вызов знатокам Корана и юристам. [28]
Ибн Араби , еще одна ключевая фигура этого периода суфизма в регионе, родился в Мурсии в 1165 году в начале правления Альмохадов . Он является одним из самых влиятельных суфиев Испании, хотя он, как и многие другие суфии Андалусии, в конечном итоге покинул полуостров и путешествовал по Северной Африке и Востоку. [29] Его работы в Андалусии были сосредоточены главным образом на совершенной человеческой личности , монашеской метафизике и мистическом пути к духовному и интеллектуальному совершенству. Центральными темами Ибн Араби были единство всех существ, или « вахдат аль-вуджуд », а также то, как Бог отражает Самого Бога в мире. [30] По словам Ибн Араби, основные практики андалусских суфиев включали аскезу, бедность и преданность Корану. [31]
Вскоре после смерти Ибн Араби Аль-Андалус испытал «духовную засушливость». [32] в середине четырнадцатого века. Единственным исключением из этой тенденции был Ибн Аббад ар-Рунди (1332–1390), член ордена Шазилия, родившийся в Ронде и чья ученость объединила мистический и юридический пути. [33] Его работа помогла суфизму стать более признанным в исламских науках . [34]
Хотя суфизм больше не был прямой частью жизни Андалусии после того, как католические монархи отвоевали всю Испанию, некоторые заметили длительное влияние суфизма в Испании. [35]
Средневековье и тюрко-монгольский период
[ редактировать ]В средневековый период ислам и суфизм были практически синонимами, а различие между суфизмом и исламской ортодоксальностью практически отсутствовало. [36] (стр. 20–22) Неортодоксальность мистицизма, в отличие от формального богословия, позволила исламу выжить в тюрко-монгольский период тринадцатого века. [37] Под тюрко-монгольским правлением во всем исламском мире процветали суфийские авторы и учения, такие как Ахмад Ясави , Абу ан-Наджиб Сухраварди , Руми и Султан Валад , ведущий толкователь ибн Араби. [36] (стр.8) В этот период суфизм сосредоточился на очищении души для достижения статуса «совершенного человека» (аль-Инсан аль-Камиль). [38] (стр.9)
Такие авторы, как Ахмад Ясави и Юнус Эмре, распространяли суфизм и персидско-арабские идеи через Анатолию и Центральную Азию . [36] (стр. 20) Идея синкретизма между тюрко-шаманской религией и исламом, поддерживаемая многими более ранними учеными, была подвергнута сомнению в недавних исследованиях. [36] (стр. 21) Возможно, в этот период наблюдается отсутствие сходства между шаманизмом и анатолийским суфизмом, а также отсутствие единой ортодоксальности ислама и суфизма. [36] (стр. 21-22)
13-16 века
[ редактировать ]Между 13 и 16 веками нашей эры суфизм породил процветающую интеллектуальную культуру во всем исламском мире, «золотой век», физические артефакты которого существуют до сих пор. Во многих местах ложа (известная по-разному как завия , ханка или такья ) финансировалась через благочестивый фонд навечно ( вакф ), чтобы обеспечить место сбора суфийских адептов, а также жилье для странствующих искателей знаний. Та же система пожертвований могла бы быть использована для оплаты комплекса зданий, таких как здание, окружающее мечеть Сулеймание в Стамбуле , включая домик для суфийских искателей, хоспис с кухнями, где эти искатели могли бы обслуживать бедных и/или завершать период посвящения, библиотека и другие структуры. В этот период ни одна важная сфера исламской цивилизации не осталась незатронутой суфизмом. [39]
Суфизм был важным фактором в историческом распространении ислама и создании региональных исламских культур, особенно в Африке. [40] и Азия. Недавние академические работы по этим темам были сосредоточены на роли суфизма в создании и распространении культуры Османского мира , включая изучение различных ветвей Накшбанди . [41] и Халвати приказывает, [42] и в сопротивлении европейскому империализму в Северной Африке и Южной Азии. [43]
Распространение в Индию
[ редактировать ]
Мусульмане Южной Азии в основном следуют орденам Чиштия , Накшбандия , Кадирия и Сухравардия . Из них наиболее заметен ордер Чишти. Ходжа Мойнуддин Чишти , ученик Ходжи Усмана Харуни , инициатора этого ордена, представил его в Индии. Он прибыл в Индию из Афганистана с армией Шихаб-уд-Дина Гури в 1192 году нашей эры и с 1195 года начал постоянно жить в Аджмере . Спустя столетия, при поддержке правителей Великих Моголов , его святыня стала местом паломничества. Акбар посещал храм каждый год. [2]
Тюркские завоевания в Южной Азии сопровождали четыре суфийских мистика ордена Чиштийя из Афганистана: Мойнуддин (ум. 1233 в Аджмере), Кутбуддин (ум. 1236 в Дели ), Низамуддин (ум. 1335 в Дели ) и Фаридуддин (ум. 1265). в Пакпаттане, теперь в Пакистане) [3] . Во время правления Мухаммеда бин Туглука , который распространил Делийский султанат на юг, Чистия распространила свои корни по всей Индии. [4] суфийские сиятели в Аджмере в Раджастане и Низамуддин Аулия в Дели, Ашраф Джахангир Семнани К этому ордену принадлежат в Кичауча Шарифе.
Орден Сухараварди был основан Абу ан-Наджибом Сухраварди , персидским суфием, родившимся в Сохреварде недалеко от Зенджана в Иране и привезенным в Индию Бахауддином Закарией из Мултана . популярность в Суфизмский орден Сухравардийя приобрел Бенгалии . [5] Кроме того, орден Сухравардия под руководством Абу Хафса Умара аль-Сухраварди (ум. 1234) также оставил в наследство ряд учений и институтов, которые оказали влияние на формирование других орденов, возникших в более поздние периоды.
Орден Халвати был основан Умаром аль-Халвати, азербайджанским суфием, известным своими длительными одиночными ретритами в пустыне Азербайджана и северо-западного Ирана. Хотя ветви ордена на Индийском субконтиненте не дожили до наших дней, позже орден распространился на Османскую империю и стал там влиятельным после того, как подвергся преследованиям со стороны прихода к власти Сефевид- шахов в шестнадцатом веке. [42]
Орден Кадирия, основанный Абдулом Кадиром Гилани, могила которого находится в Багдаде. Он популярен среди мусульман Южной Индии . Баха-уд-Дин Накшбанд (1318-1389) из Туркестана основал Накшбанди суфизмский орден . Ходжа Рази-уд-Дин Мухаммад Баки Биллах, могила которого находится в Дели, основал орден Накшбанди в Индии. Суть этого приказа заключалась в строгом соблюдении шариата. [ нужна ссылка ] и воспитание любви к Пророку . Ему покровительствовали правители Великих Моголов , так как его основателем был их предок Пир (Духовный наставник). «Завоевание Индии Бабуром в 1526 году дало значительный импульс развитию ордена Накшбандия» [6] . Его ученики оставались верными престолу из-за общего тюркского происхождения . При королевском покровительстве большинства правителей Великих Моголов орден Накшбанди вызвал возрождение ислама в его чистой форме.Суфийские ордена иногда были близки к правящим державам, таким как Османская империя, что способствовало их распространению и влиянию. [44]
Суфизм в Бангладеш
[ редактировать ]Суфизм в Бангладеш более или менее похож на суфизм на всем Индийском субконтиненте. Утверждается, что Индия является одним из пяти великих центров суфизма, остальные четыре — это Персия (включая Центральную Азию), Багдад, Сирия и Северная Африка. Суфийские святые процветали в Индостане (Индия), проповедуя мистические учения суфизма, которые легко достигали простых людей, особенно духовных искателей истины в Индии. [45] Суфизм в Бангладеш также называют пиризмом , в честь пиров или учителей суфийской традиции. [46] (также называемый Факир ). [47] Суфизм оказал огромное влияние на местное население, и поэтому эти суфийские мастера были единственным и наиболее важным фактором в обращении в ислам в Южной Азии, особенно на территории нынешнего Бангладеш. Большинство бангладешских мусульман в той или иной степени находятся под влиянием суфизма. Обращение в ислам населения территории, которая впоследствии стала Бангладеш, началось в тринадцатом веке и продолжалось сотни лет. Мусульманские пиры, которые бродили по деревням и городам, были виновниками многих обращений. [48]
Большинство мусульман Бангладеш воспринимают суфиев как источник духовной мудрости и руководства, а их ханки и дарги - как нервные центры мусульманского общества. [49] Большинство мусульман в Бангладеш являются суннитами , которые в основном следуют ханафитской школе мысли ( мазхаб ). [50]
Современная история
[ редактировать ]В число нынешних суфийских орденов входят Ба'Алавия , Чишти , Халвати , Накшбанди , Ниматуллахи , Овейси, Кадриа Ношахия , Кадирия Бутшишиа, Кадирия , Каландарийя , Сарвари Кадири , Шадхлия , Тиджанияхвард и Сухрария . [51]
Суфизм популярен в таких африканских странах, как Марокко и Сенегал , где его считают мистическим выражением суннитского ислама . [52] Суфизм является традиционным в Марокко, но он стал свидетелем растущего возрождения с обновлением суфизма вокруг современных духовных учителей, таких как Сиди Хамза аль-Кадири аль-Бутшиши .Суфизм потерпел неудачу в Северной Африке в колониальный период; жизнь алжирского суфийского мастера эмира Абд аль-Кадира . В этом отношении поучительна [53] Примечательны также жизни Амаду Бамбы и Хаджа Умара Талля в Африке к югу от Сахары, а также шейха Мансура Ушурмы и Имама Шамиля в Кавказском регионе.В 20 веке некоторые мусульмане-модернисты назвали суфизм суеверной религией, которая сдерживает достижения ислама в области науки и техники. [54] Ряд западных новообращенных в ислам также приняли суфизм. [ нужна ссылка ] иногда это приводит к значительному синкретизму или родовому спиритуализму, оторванному от ислама, как в случае « универсального суфизма » или сочинений Рене Генона или Г.И. Гурджиева .
Одним из первых, кто вернулся в Европу в качестве официального представителя суфийского ордена и с конкретной целью распространения суфизма в Западной Европе, был Иван Агуэли .Среди других заслуживающих внимания суфийских учителей, действовавших на Западе, — Бава Мухайаддин , Инайят Хан , Назим Аль-Хаккани , Джавад Нурбахш , Бюлент Рауф , Ирина Твиди , Идрис Шах и Музаффер Озак .В настоящее время активными суфийскими учеными и издателями являются Ллевелин Воан-Ли , Нух Ха Мим Келлер , Абдулла Нуруддин Дурки , Абдал Хаким Мурад , Сайед Вахид Ашраф и франко-марокканец Фаузи Скали .
ориентализм
[ редактировать ]Востоковеды предложили множество теорий происхождения суфизма, например, что он возник как индоевропейский ответ на семитское влияние, буддизм, неоплатонизм и христианский аскетизм или гностицизм . [55] [56] Однако современные академики и ученые отвергли ранние ориенталистские теории, утверждавшие неисламское происхождение суфизма. [57] [58] [59] Карл Эрнст утверждает, что тенденция отделить ислам от суфизма была попыткой востоковедов создать разрыв между тем, что они находили привлекательным в исламской цивилизации (т.е. исламской духовностью), и негативными стереотипами ислама, которые присутствовали в Великобритании. [60] [61] Хосейн Наср утверждает, что неисламские теории происхождения ложны с точки зрения суфизма. [55] Многие утверждают, что суфизм уникален в рамках исламской религии, и утверждают, что суфизм развился от таких людей, как Баязид Бастами , который, в своем величайшем почтении к сунне , отказался есть арбуз, потому что не нашел никаких доказательств того, что Мухаммед когда-либо ел это. [62] [63] По словам Уильяма Читтика , суфизм можно просто описать как «интериоризацию и усиление исламской веры и практики». [62]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Титус, Мюррей Т., Индийский ислам , 1979, стр. 117.
- ^ Марковиц, Клод (редактор), История современной Индии , Anthen Press, 2002, стр. 30.
- ^ Современная актуальность суфизма , 1993, опубликовано Индийским советом по культурным связям.
- ^ Ризви, Сайид Атар Аббас, История суфизма в Индии , Том 2, 1992, стр. 180.
- Чопра, Р.М., «СУФИЗМ» (Происхождение, Рост, Затмение, Возрождение), 2016, Анурадха Пракашан, Нью-Дели. ISBN 978-93-85083-52-5 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Суфизм» . Британника . 5 января 2024 г.
- ^ ТИ - ЖУРAU – Сала, РенатоПГ - 01.01.2018СП - 115ЕР - 138T1 - АХМЕД ЯСАВИ: ЖИЗНЬ, СЛОВА И ЗНАЧЕНИЕ В КАЗАХСКОЙ КУЛЬТУРЕВЛ-89DO - 10.26577/JH-2018-2-228ДЖО - Журнал историискорая помощь -
- ^ Анга, Нахид (1991). Принципы суфизма (переиздание). Фремонт, Калифорния: Jain Publishing Company (опубликовано в 2024 г.). стр. 6–8. ISBN 9780875730615 . Проверено 24 июня 2018 г.
- ^ Голамали Хаддад Адель, Мохаммад Джафар Эльми, Суфизм Хасана Тароми-Рада: запись из Энциклопедии мира ислама EWI Press 2012 ISBN 978-1-908-43308-4 стр. 3
- ^ Закария, Абу Бакр Мухаммад (2016). аль-Хиндусия ва-тастур баад аль-фирак аль-Исламия би-ха . Джидда. пп. 1240–1250. ISBN 978-603-90755-6-1 . Проверено 7 января 2022 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Карамустафа, Ахмет Т., 1956- (2007). Суфизм: период становления . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 1, 20. ISBN. 978-0-520-25268-4 . OCLC 72799902 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Карамустафа, Ахмет Т., 1956- (2007). Суфизм: период становления . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 3. ISBN 978-0-520-25268-4 . OCLC 72799902 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Карамустафа, Ахмет Т., 1956- (2007). Суфизм: период становления . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 20–21. ISBN 978-0-520-25268-4 . OCLC 72799902 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Самая последняя версия Аль-Рисала аль-Кушайрия - это перевод Александра Кныша, Послания Аль-Кушайри о суфизме: Аль-рисала Аль-Кушайрия Фи 'илм Аль-тасаввуф ( ISBN 978-1859641866 ). Более ранние переводы включают частичную версию Рабии Терри Харрис ( «Суфийская книга духовного восхождения ») и полные версии Харриса и Барбары Р. фон Шлегель.
- ^ Рашид Ахмад Джулландри, Толкование Корана в классической литературе , Нью-Вестминстер : The Other Press, 2010. ISBN 9789675062551
- ^ Несколько разделов книги «Возрождение религиозных наук» были опубликованы в переводе Обществом исламских текстов; см. http://www.fonsvitae.com/sufism.html. Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine . «Алхимия счастья» была опубликована в полном переводе Клодом Филдом ( ISBN 978-0935782288 ), и в краткой форме представляет аргументы гораздо более масштабного возрождения религиозных наук .
- ^ Карл В. Эрнст (2003), Тасаввуф [Суфизм] , Энциклопедия ислама и мусульманского мира,
Институциональное распространение суфизма осуществлялось посредством «путей» или суфийских орденов (см. Тарикат), которые с одиннадцатого века все чаще предлагали перспективу духовного сообщества, организованного вокруг харизматических учителей, авторитет которых восходит к самому Пророку Мухаммеду.
- ^ Jump up to: а б Тримингем, Дж. Спенсер (1998). Суфийские ордена в исламе . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 46.
- ^ Саррано Руано, Дельфина (2006). «Почему ученые Аль-Андалуса не доверяли аль-Газали?: Фетва Ибн Рушда аль-Джадда об Аулия-Аллахе». Ислам: Журнал истории и культуры исламского Востока . 83 (1, 137–156): 152.
- ^ Марибель Фиерро, «Полемика о Карамат аль-авалие и развитии суфизма в Аль-Андалусе», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований 55, вып. 2 (1992), 236.
- ^ Аддас, Клод (1994). Сальма Хадра Джайюси (ред.). Наследие мусульманской Испании . Лейден: Брилл. стр. 909–936. См. стр. 911.
- ^ Марин, Мануэла (1994). Сальма Хадра Джайюси (ред.). Наследие мусульманской Испании . Лейден: Брилл. стр. 878–894. См. стр. 890.
- ^ Кныш, Александр (2000). Исламский мистицизм: Краткая история . Лейден: Брилл. п. 113.
- ^ Тримингем, Дж. Спенсер (1998). Суфийские ордена в исламе . Лейден: Брилл. п. 46.
- ^ Кныш, Александр (2000). Исламский мистицизм: краткая история . Лейден: Брилл. п. 115.
- ^ Урвой, Доминик (1994). Сальма Хадра Джайюси (ред.). Наследие мусульманской Испании . Лейден: Брилл. стр. 849–877. См. стр. 855.
- ^ Jump up to: а б Маккин, А. М. Мохамед (1971). «Ранняя история суфизма в Магрибе до Аль-Шадхили (ум. 656/1258)». Журнал Американского восточного общества . 91 (3): 398–408. дои : 10.2307/600258 . JSTOR 600258 .
- ^ Фиерро, Марибель (1992). «Полемика о карамат аль-авлия» и развитии суфизма в Аль-Андалусе (четвертый/десятый-пятый-одиннадцатый века)». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 55 (2): 236–249. дои : 10.1017/s0041977x00004596 . hdl : 10261/117194 . S2CID 161137958 .
- ^ Аддас, Клод (1994). Сальма Хадра Джайюси (ред.). Наследие мусульманской Испании . Лейден: Брилл. стр. 909–936. См. стр. 910.
- ^ Круз Эрнандес, Мигель (1994). Сальма Хадра Джайюси (ред.). Наследие мусульманской Испании . Лейден: Брилл. стр. 777–803. См. па. 780.
- ^ AM Мохамед Маккин, «Ранняя история суфизма в Магрибе до Аль-Шадхили», Журнал Американского восточного общества 91, № 3 (1971): 403
- ^ Фор, А. (2013). «Ибн Барраджан» . Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл Онлайн.
- ^ Урвой, Доминик (1994). Наследие мусульманской Испании . Лейден: Брилл. стр. 849–877. См. стр. 864.
- ^ Кныш, Александр (2000). Исламский мистицизм: краткая история . Лейден: Брилл. п. 164.
- ^ Кныш, Александр (2000). Исламский мистицизм: краткая история . Лейден: Брилл. стр. 168–169.
- ^ Аддас, Клод (1994). Сальма Хадра Джайюси (ред.). Наследие мусульманской Испании . Лейден: Брилл. стр. 909–936. См. стр. 928.
- ^ Тримингем, Дж. Спенсер (1998). Суфийские ордена в исламе . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 84.
- ^ Хонеркамп, Кеннет Л. (2009). Амина Гонсалес Коста и Грасия Лопес Ангита (ред.). История суфизма в Аль-Андалусе: суфийские мастера Аль-Андалуса и Магриба . Кордова, Испания: Альмусара. стр. 143–164.
- ^ Хонеркамп, Кеннет Л. (2009). Амина Гонсалес Коста и Грасия Лопес Ангита (ред.). История суфизма в Аль-Андалусе: суфийские мастера Аль-Андалуса и Магриба . Кордова, Испания: Альмусара. стр. 145, 163.
- ^ Лопес-Баральт, Люсе (1994). Сальма Хадра Джайюси (ред.). Наследие мусульманской Испании . Лейден: Брилл. стр. 505–554. См. стр. 530.
- ^ Jump up to: а б с д и Павлин, САУ (2019). Ислам, литература и общество в Монгольской Анатолии . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108582124 . ISBN 978-1-108-58212-4 . S2CID 211657444 .
- ^ Иран после монголов. (2019). Великобритания: Издательство Bloomsbury.
- ^ ТИ - ЖУРAU – Сала, РенатоПГ - 01.01.2018СП - 115ЕР - 138Т1 - Ахмед Ясави: жизнь, слова и значение в казахской культуреВЛ-89DO - 10.26577/JH-2018-2-228ДЖО - Журнал историискорая помощь -
- ^ Виктор Даннер - «Исламская традиция: Введение». Дом Дружелюбия. Февраль 1988 года.
- ^ О досовременной эпохе см. Винсент Дж. Корнелл, Царство святого: сила и власть в марокканском суфизме , ISBN 978-0-292-71209-6 ; а для колониальной эпохи - Кнут Викир, суфий и ученый на краю пустыни: Мухаммад Б. Оали Аль-Сануси и его братство , ISBN 978-0-8101-1226-1 .
- ^ Дина Ле Галль, Культура суфизма: Накшбанди в Османском мире, 1450-1700 гг ., ISBN 978-0-7914-6245-4 .
- ^ Jump up to: а б Джон Дж. Карри, Трансформация мусульманской мистической мысли в Османской империи: Расцвет Ордена Халвети, 1350-1650 гг ., ISBN 978-0-7486-3923-6 .
- ^ Артур Ф. Бюлер, Суфийские наследники Пророка: Индийская Накшбандия и возвышение суфийского шейха-посредника , ISBN 978-1-57003-783-2 .
- ^ Welle (www.dw.com), Deutsche. «Суфийский ислам: Что нужно знать | DW | 25.11.2017» . DW.COM . Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ Дастагир, штат Мэриленд Голам (июнь 2002 г.). «Некоторые аспекты суфизма Ходжи Энайетпури». Копула . 19 . Факультет философии Джахангирнагарского университета.
- ^ Дастагир, Голам. «Публичная лекция: Ислам и мультикультурализм в современном Бангладеш: размышление» . Международный институт перспективных исламских исследований (IAIS), Малайзия . Проверено 30 января 2018 г.
- ^ Итон, Ричард М. (1993). «Расцвет ислама и границы Бенгалии, 1204–1760 гг.» . ark.cdlib.org . Вопрос о суфиях и пограничной войне . Проверено 5 февраля 2018 г.
- ^ Хайцман, Джеймс; Уорден, Роберт, ред. (1989). «Ислам в Бангладеш» . Бангладеш: страновое исследование . Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса. стр. 73–76.
- ^ Клинтон Беннетт; Чарльз М. Рэмси (1 марта 2012 г.). Суфии Южной Азии: преданность, отклонение и судьба . А&С Черный. ISBN 978-1-4411-3589-6 .
- ^ «Бангладеш» . Закон Эмори – исламское семейное право . 2002. Архивировано из оригинала 21 июня 2014 года . Проверено 27 сентября 2008 г.
- ^ Джамаат Таблиг и Деобандис Саджида Абдул Каюма, Глава 1: Обзор и предыстория.
- ^ «Суфизм и религиозные братства в Сенегале», Бабу, Шейх Анта, Международный журнал африканских исторических исследований , т. 40 № 1 (2007), с. 184-6
- ↑ См., в частности, биографическое введение к Мишелю Ходкевичу , «Духовные сочинения Амира Абд Аль-Кадера» , ISBN 978-0-7914-2446-9 .
- ^ Из статьи о суфизме в Oxford исламских исследованиях онлайн.
- ^ Jump up to: а б Наср, Сейед Хосейн Наср (1 января 1993 г.). Введение в исламские космологические доктрины . СУНИ Пресс. п. 192 . ISBN 9780791415153 . Проверено 17 января 2015 г.
Истоки тасаввуфа.
- ^ Марк Седжвик Западный суфизм: от Аббасидов до New Age Oxford University Press 9780199977659 2016 стр. 36
- ^ Карл В. Эрнст (2003), Тасаввуф [суфизм] , Энциклопедия ислама и мусульманского мира
- ^ Читтик, Уильям (2007), Суфизм: Руководство для начинающих , Oneworld Publications, стр. 6, ISBN 978-1-78074-052-2
- ^ [1] Британская энциклопедия, дата обращения 1 августа 2016 г.
- ^ Читтик 2007 , с. 6.
- ^ Карл В. Эрнст, «Между ориентализмом и фундаментализмом: проблематизация преподавания суфизма» в журнале «Преподавание ислама» , Oxford University Press, стр. 108–123.
- ^ Jump up to: а б Читтик 2007 .
- ^ Наср, Хоссейн (1993). Введение в исламские космологические доктрины . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-1515-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- См. введение в книгу Р.М. Чопры «Великие суфийские поэты Пенджаба», 1999, Иранское общество, Калькутта.
- Чопра, Р.М., «СУФИЗМ» (Происхождение, Рост, Затмение, Возрождение), 2016, Анурадха Пракашан, Нью-Дели, ISBN 978-93-85083-52-5 .
- Риджон, Ллойд, изд. (2020). Справочник Рутледжа по суфизму (1-е изд.). Рутледж. ISBN 9781138040120 .