Jump to content

Ибн Туфаил

(Перенаправлено от Ибн Туфаила )
Ибн Туфаил
Воображаемый эскиз, изображающий Ибн Туфайла (1961).
Заголовок Ибн Туфаил
Абубасер Абен Тофаил
Абу Джафар Эбн Тофаил
Аветофаил
Персональный
Рожденный 1105
Умер 1185 (79–80 лет)
Религия ислам
Эра Золотой век ислама
Область Аль-Андалус
Крид Авиценнизм
Основной интерес(и) Ранняя исламская философия , литература , калам , исламская медицина.
Известная идея (ы) Написал первый философский роман , который был также первым романом, в котором были изображены сюжеты необитаемого острова , дикого ребенка и взросления , а также введены понятия самодидактизма и tabula rasa.
Известные работы Хай ибн Якдан
( философ-самоучка )
Занятие мусульманский ученый
Мусульманский лидер
Под влиянием

Ибн Туфайл (полное арабское имя : Абу Бакр Мухаммад бин Абд аль-Малик бин Мухаммад бин Туфайл аль-Кайси аль-Андалуси Абу Бакр Мухаммад бин Абд аль-Малик бин Мухаммад бин Туфайл аль-Кайсий аль-Андалузий ; латинизированная форма: Абубасер Абен иль Англиизированная Абу Джаафар ибн форма: Абубекар или Тофаил ; ок. 1105 — 1185) — арабский андалузский мусульманский эрудит : писатель , исламский философ , исламский богослов , врач , астроном и визирь . [1]

Как философ и писатель, он наиболее известен тем, что написал первый роман философский «Хай ибн Якдан» («Живой сын бдительного») , считающийся крупным произведением арабской литературы, возникшей в Аль-Андалусе . [2] Как врач, он был одним из первых сторонников вскрытия и вскрытия , что выразилось в его романе. [3]

Он родился в Гуадиксе, недалеко от Гранады , получил образование у Ибн Баджи (Авемпасе). [4] Его семья была из арабского племени Кайс . [5] Он был секретарем нескольких лидеров, включая правителей Сеуты и Танжера , в 1154 году. [6] Он также служил секретарем правителя Гранады , а позже визирем и врачом , Абу Якуба Юсуфа халифа Альмохадов . [4] которому он рекомендовал Ибн Рушда (Аверроэса) в качестве своего будущего преемника в 1169 году. [7] Ибн Рушд позже сообщает об этом событии и описывает, как Ибн Туфайл вдохновил его на написание своих знаменитых аристотелевских комментариев:

Абу Бакр ибн Туфайл однажды вызвал меня и рассказал, что слышал, как Повелитель правоверных жаловался на бессвязность способа выражения Аристотеля — или переводчиков — и, как следствие, на неясность его намерений. Он сказал, что если бы кто-то взялся за эти книги и мог бы обобщить их и прояснить их цели, предварительно полностью разобравшись в них сам, людям было бы легче их понять. «Если у тебя есть энергия, — сказал мне Ибн Туфайл, — ты сделаешь это. Я уверен, что ты сможешь, потому что я знаю, какой у тебя хороший ум и преданный характер, и насколько ты предан искусству. Ты понимаешь это только мой преклонный возраст, заботы о моем офисе — и моя приверженность другой задаче, которую я считаю еще более важной, — не позволяют мне сделать это самому». [8]

Ибн Рушд стал преемником Ибн Туфайла после того, как он ушел в отставку в 1182 году; Ибн Туфайл умер несколько лет спустя в Марокко в 1185 году. Астроном Нур Эд-Дин аль-Битруджи также был учеником Ибн Туфайла. Аль-Битруджи находился под его влиянием и заставил следовать аристотелевской системе астрономии, поскольку он первоначально следовал системе астрономии Птолемея. [9]

Его работа в области астрономии имела историческое значение, поскольку он сыграл важную роль в опровержении идей Птолемея в астрономии. [10] Это событие в истории называется «Андалузским восстанием», когда он повлиял на многих, в том числе на Аль-Битруджи, которые отказались от идей Птолемея. [10] Он оказал влияние на развитие исламской астрономии. Многие более поздние астрономы и ученые основывались на его идеях и использовали его работы как основу для своих собственных исследований и открытий. [11]

Многие исламские философы, писатели, врачи и астрономы находились под влиянием Ибн Туфайла и его работ. В число этих людей входят Нур ад-Дин аль-Битруджи , Абу Абдаллах Мухаммад б. аль-Аббар, Абд аль-Вахид аль-Марракуши , Ахмед Мохаммед аль-Маккари и Ибн аль-Хатиб . [12]

Ибн Туфайл служил секретарем губернатора Альмохадов в Гранаде, а затем секретарем губернатора Альмохадов в Сеуте и Танжере (Абу Саид Усман, один из Абд аль-Мумина сыновей ). В конце концов, Ибн Туфайл перешел на службу к Абу Якубу Юсуфу , который в то время был принцем, а позже стал вторым халифом Альмохадов. [13]

Хай ибн Якзан

[ редактировать ]

Ибн Туфайл был автором «Хай бин Якхан» ( араб . حي بن يقظان , букв. «Живой, сын Пробуждения»), также известного на латыни как Philosophus Autodidactus , философского романа и аллегорического романа, вдохновленного авиценнизмом и суфизмом и в котором рассказывается история самоучки дикого ребенка- , воспитанного газелью и живущего в одиночестве на необитаемом острове , который, не контактируя с другими людьми, открывает высшую истину посредством систематического процесса аргументированного исследования . В конечном итоге Хай вступает в контакт с цивилизацией и религией, когда встречает потерпевшего кораблекрушение по имени Абсал (Асал в некоторых переводах). Он определяет, что определенные атрибуты религии , а именно образы и зависимость от материальных благ, необходимы множеству людей для того, чтобы они могли вести достойную жизнь. Однако образы и материальные блага отвлекают от истины, и от них следует отказаться тем, чей разум признает это. Имена героев романа — Хайя ибн Якана, Саламана и Абсала — были заимствованы из Рассказы Ибн Сины . [14] Название романа такое же, как у романа Ибн Сины. Ибн Туфайл сделал это намеренно, чтобы использовать символы и название как небольшую отсылку к Ибн Сине, поскольку он хотел затронуть его философию. [14]

Ибн Туфайла «Философ-самодидактус» был написан как ответ на аль-Газали » « Непоследовательность философов . В 13 веке ан-Нафис позже написал « Аль-Рисала аль-Камилия фил Сиера ан-Набавия» (известный на Западе как «Теолог-автодидактус» ) как ответ на « Философ-автодидактус» Ибн Ибн Туфайла.

Хай ибн Якдан оказал значительное влияние как на арабскую , так и на европейскую литературу . [15] и впоследствии он стал влиятельным бестселлером во всей Западной Европе в 17 и 18 веках. [16] [17] Работа также оказала «глубокое влияние» как на классическую исламскую философию , так и на современную западную философию . [18] Он стал «одной из важнейших книг, провозгласивших научную революцию » и европейское Просвещение , а мысли, выраженные в романе, можно найти «в разных вариациях и в разной степени в книгах Томаса Гоббса , Джона Локка , Исаака Ньютона , и Иммануил Кант ». [19]

Латинский перевод произведения под названием Philosophus Autodidactus впервые появился в 1671 году, подготовленный Эдвардом Пококом Младшим. Первый английский перевод ( Саймона Окли ) был опубликован в 1708 году. Эти переводы позже, возможно, вдохновили Даниэля Дефо на написание «Робинзона Крузо» , в котором также содержалось повествование о необитаемом острове . [20] [21] [22] Роман также вдохновил концепцию « tabula rasa », развитую в «Очерке о человеческом понимании » (1690) Джона Локка , который был учеником Покока. [23] Его «Эссе» впоследствии стало одним из основных источников эмпиризма в современной западной философии и оказало влияние на многих философов- просветителей , таких как Дэвид Юм и Джордж Беркли . Идеи Хэя о материализме в романе также имеют некоторое сходство с Карла Маркса историческим материализмом . [24] Это также предвещало «Проблему Молинье» , предложенную Уильямом Молинье Локку, который включил ее во вторую книгу «Опыта о человеческом понимании» . [25] [26] Среди других европейских писателей, оказавшихся под влиянием Философа Автодидакта, были Готфрид Лейбниц , [15] Мельхиседек Тевено , Джон Уоллис , Христиан Гюйгенс , [27] Джордж Кит , Роберт Барклай , квакеры , [28] Сэмюэл Хартлиб , [29] и Вольтер . [30] В более поздних чтениях Надя Мафтуни ввела термин «Скиарт» для обозначения переплетающейся художественной и научной деятельности и описала «Хай ибн Якзан » Ибн Туфайла как ведущее произведение, затрагивающее такие вопросы, как анатомия человека , вскрытие и вивисекция в рамках его романа. [31]

Работает

[ редактировать ]
  • Раагаз Тавиль фи ат-Тибб ( арабский : رجز طويل في الطب , букв. «Длинная поэма в раджаз-метре о медицинской науке» [9] ): длинное стихотворение, описывающее, как диагностировать болезни и находить их лекарства. Стихотворение написано арабским раджаз- метром. недавно в столице Марокко Рабате . Его нашли совсем [9] [32]
  • Арабский текст Хайя бин Якзана из Wikisource
  • Полный PDF-файл французского перевода Хайя бин Якзана из Google Книги
  • Английские переводы Хайя бин Якзана (в хронологическом порядке)
    • Улучшение человеческого разума, проявленное в жизни Хай ибн Йокдана , написанной на арабском языке более 500 лет назад Абу Джафаром ибн Тофаилом и недавно переведенной с оригинального арабского языка Саймоном Окли. С приложением, в котором кратко рассматривается возможность достижения человеком истинного познания Бога и вещей, необходимых для спасения, без наставления. Лондон: напечатано и продано Э. Пауэллом, 1708 г.
    • Абу Бакр ибн Туфаил, История Хайя ибн Якзана , перевод с арабского Саймона Окли, отредактированный, с введением А. С. Фултона. Лондон: Чепмен и Холл, 1929. доступно онлайн (вводный раздел опущен).
    • «Хай ибн Якзан» Ибн Туфайла: философский рассказ , переведенный с введением и примечаниями Ленна Эвана Гудмана. Нью-Йорк: Туэйн, 1972.
    • Путешествие души: история Хай бин Якзана , рассказанная Абу Бакром Мухаммадом бин Туфаилом, новый перевод Риада Кочаче. Лондон: Октагон, 1982.
    • Два андалузских философа , перевод с арабского с предисловием и примечаниями Джима Колвилла. Лондон: Кеган Пол, 1999.
    • Средневековые исламские философские сочинения , изд. Мухаммад Али Халиди. Cambridge University Press, 2005. (опускает вводный раздел; опускает заключение, начинающееся со знакомства главного героя с Абсалом; включает §§1–98 из 121, пронумерованных в версии Окли-Фултона)
    • Бен-Закен, Авнер, «Укрощение мистика», в книге «Чтение Хайя Ибн-Якзана: межкультурная история автодидактизма» (издательство Университета Джонса Хопкинса, 2011). ISBN   978-0801897399 .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Avempace , Британская энциклопедия , 2007.
  2. ^ Стернс, Питер Н. «Арабский язык и литература». В Оксфордской энциклопедии современного мира . Издательство Оксфордского университета, 2008.
  3. ^ Джон Макгиннис, Классическая арабская философия: Антология источников , стр. 284, Издательская компания Хакетт , ISBN   0-87220-871-0 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тэтчер, Гриффитс Уилер (1911). «Ибн Туфаил» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 14 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 223.
  5. ^ Карра де Во, Б., «Ибн Туфайл», в: Энциклопедия ислама, второе издание, под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс. Консультация онлайн 16 апреля 2020 г. http://dx.doi.org/10.1163/1573-3912_islam_SIM_3394
  6. ^ «Абу Бакр Мухаммад ибн Туфайл» . Энциклопедия мировой биографии . 8 : 96. 2004 г. - через электронные книги Гейла.
  7. ^ Авнер Бен-Закен, «Укрощение мистика», в книге «Чтение Хайя Ибн-Якзана: межкультурная история самодидактизма» (издательство Университета Джонса Хопкинса, 2011). ISBN   978-0801897399 .
  8. ^ Сейед Хоссейн Наср и Оливер Лиман (1996), История исламской философии , стр. 314, Рутледж , ISBN   0-415-13159-6 .
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Ибн Туфайл, Абу Бакр Мухаммад» . Полный словарь научной биографии . 13 : 488–489. 2008 г. - через Encyclepedia.com.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Божович, Михаил (2017). «Процесс цивилизации в «Хайе ибн Якзане» Ибн Туфайла» . Ком (Белград) . 2 :77–90 – через ResearchGate.
  11. ^ «Влияние арабской и исламской философии на иудаистскую мысль» . Стэнфордская энциклопедия философии . 10 декабря 2007 г. Проверено 22 февраля 2023 г.
  12. ^ Матар, Набиль (2013). «Ибн Туфайл (ок. 1105–85)» . Принстонская энциклопедия исламской политической мысли : 241–242 - через электронные книги Гейла.
  13. ^ Фиерро, Марибель (1 октября 2020 г.). «Хай ибн Якхан Ибн Туфайла: Чтение Альмохадов». Ислам и христианско-мусульманские отношения . 31 (4): 385–405. дои : 10.1080/09596410.2020.1846448 . hdl : 10261/236766 . S2CID   230610974 .
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Корбин, Генри (2006). «Ибн Туфайл (ум. 580 г. хиджры / 1185 г. н.э.)» . Энциклопедия философии . 4 : 550–551 – через электронные книги Гейла.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мартин Уэйнрайт, Сценарии необитаемого острова , The Guardian , 22 марта 2003 г.
  16. ^ Авнер Бен-Закен, Чтение Хайя Ибн-Якзана: межкультурная история автодидактизма (издательство Университета Джонса Хопкинса, 2011). ISBN   978-0801897399 .
  17. ^ Г. А. Рассел (1994), «Арабский» интерес натурфилософов в Англии семнадцатого века , с. 228, издательство «Брилл» , ISBN   978-90-04-09888-6 .
  18. ^ Г.Дж. Тумер (1996), Восточная мудрость и обучение: изучение арабского языка в Англии семнадцатого века , стр. 218, Издательство Оксфордского университета , ISBN   0-19-820291-1 .
  19. ^ Самар Аттар , Жизненно важные корни европейского Просвещения: влияние Ибн Туфайла на современную западную мысль , Lexington Books, ISBN   0-7391-1989-3 .
  20. ^ Наваль Мухаммад Хасан (1980), Хай бин Якзан и Робинзон Крузо: исследование раннего арабского влияния на английскую литературу , Дом публикаций Аль-Рашида.
  21. ^ Сирил Гласс (2001), Новая энциклопедия ислама , стр. 202, Роуман Альтамира, ISBN   0-7591-0190-6 .
  22. ^ Эмбер Хак (2004), «Психология с исламской точки зрения: вклад ранних мусульманских ученых и проблемы современных мусульманских психологов», Journal of Religion and Health 43 (4): 357–377 [369].
  23. ^ Г. А. Рассел (1994), «Арабский» интерес натурфилософов в Англии семнадцатого века , стр. 224–239, Brill Publishers , ISBN   978-90-04-09888-6 .
  24. ^ Доминик Урвуа, «Рациональность повседневной жизни: Андалузская традиция? (Аропос из первых опытов Хайя)», в Лоуренсе И. Конраде (1996), Мир Ибн Туфайла: междисциплинарные взгляды на Хайя Ибн Якана , стр. 38– 46, Издательство «Брилл» , ISBN   90-04-09300-1 .
  25. ^ «Мухаммад ибн Абд аль-Малик ибн Туфайл и Леон Готье (1981), Рисалат Хай ибн Якзан , стр. 5, Méditerranée Editions » . 19 апреля 2007 г.

    «Если вы хотите сравнения, которое поможет вам ясно уловить разницу между восприятием , каким его понимает эта секта [суфии], и восприятием, как его понимают другие, представьте себе человека, рожденного слепым , наделенного, однако, счастливым естественным темперамент , живой и твердый ум , надежная память , прямой дух, выросший с младенчества в городе, где он никогда не переставал учиться посредством чувств, которыми он располагал, познавать жителей индивидуально, многочисленные виды существ, как живых, так и неживых, там, на улицах и переулках, в домах, на ступенях, таким образом, чтобы иметь возможность пересечь город без проводника и сразу распознать тех, он встретил только цвета, которые были бы ему известны только по названиям, которые они носили, и по определенным определениям, которые их обозначали. Предположим, что он достиг этой точки и внезапно его глаза открылись, он обрел зрение и он. пересекает весь город, совершая по нему экскурсию. Он не нашел бы ни одного объекта, отличного от того представления, которое он о нем составил; он не встретил бы ничего, чего бы он не узнал, он нашел бы цвета сообразными с данными ему описаниями; и в этом для него было бы только две новые важные вещи, одна из которых является следствием другой: ясность, большее яркость и великое сладострастие».

  26. ^ Диана Лобель (2006), Суфийско-еврейский диалог: философия и мистицизм в «Обязанностях сердца» Бахьи ибн Пакуды , с. 24, Университет Пенсильвании Пресс , ISBN   0-8122-3953-9 .
  27. ^ Г. А. Рассел (1994), «Арабский» интерес натурфилософов в Англии семнадцатого века , с. 227, издательство «Брилл» , ISBN   978-90-04-09888-6 .
  28. ^ Г. А. Рассел (1994), «Арабский» интерес натурфилософов в Англии семнадцатого века , с. 247, издательство «Брилл» , ISBN   978-90-04-09888-6 .
  29. ^ Г.Дж. Тумер (1996), Восточная мудрость и обучение: изучение арабского языка в Англии семнадцатого века , стр. 222, Издательство Оксфордского университета , ISBN   0-19-820291-1 .
  30. ^ Тор Эйгеланд, Годы созревания. Архивировано 1 марта 2008 г. в Wayback Machine , Saudi Aramco World , сентябрь – октябрь 1976 г.
  31. ^ Мафтуни, Надя (2019). «Понятие скиарта у андалузца Ибн Туфаила» . Мысль. Обзор исследований и философская информация . 75 (283 S.Esp): 543–551. дои : 10.14422/pen.v75.i283.y2019.031 . S2CID   171734089 .
  32. ^ «Когда медицина была написана в стихах... Красноречие Ибн Туфайла в описании болезней и их лечении » . www.aljazeera.net (на арабском языке) . Проверено 21 августа 2021 г.
  • П. Брённле, Пробуждение души (Лондон, 1905).
  • Самар Аттар, Жизненно важные корни европейского просвещения: влияние Ибн Туфайла на современную западную мысль (Lanham, 2010)
  • Бен-Закен, Авнер, «Укрощение мистика», в книге «Чтение Хайя Ибн-Якзана: межкультурная история автодидактизма» (издательство Университета Джонса Хопкинса, 2011). ISBN   978-0801897399 .
  • Махмуд Баруд, Моряк, потерпевший кораблекрушение в арабской и западной литературе: Ибн Туфайл и его влияние на европейцев (Лондон, 2012 г.)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 86f313a359a8a1ee1fafb2d54f73a984__1719158700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/84/86f313a359a8a1ee1fafb2d54f73a984.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ibn Tufayl - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)