Критическая теория
Часть серии о |
Социология |
---|
![]() |
Часть серии о |
Франкфуртская школа |
---|
![]() |
Критическая теория — это любой подход к гуманитарным наукам и социальной философии , который фокусируется на обществе и культуре с целью выявить, подвергнуть критике и бросить вызов структурам власти . [1] Имея корни в социологии и литературной критике , она утверждает, что социальные проблемы проистекают больше из социальных структур и культурных предположений, чем из отдельных людей. [ нужна ссылка ] Некоторые считают это идеологией, [2] другие утверждают, что идеология является основным препятствием на пути к освобождению человека. [3] Критическая теория находит применение в различных областях исследования, включая психоанализ , теорию кино , теорию литературы , культурологию , историю , теорию коммуникации , философию и феминистскую теорию . [4]
Критическая теория (с заглавной буквы) — это школа мысли, которую практиковали Франкфуртской школы теоретики Герберт Маркузе , Теодор Адорно , Вальтер Беньямин , Эрих Фромм и Макс Хоркхаймер . Хоркхаймер назвал эту теорию критической, поскольку она стремится « освободить людей от обстоятельств, которые их порабощают». [5] Хотя критическая теория является продуктом модернизма и многие из прародителей критической теории скептически относились к постмодернизму , она является одним из основных компонентов как современной, так и постмодернистской мысли и сегодня широко применяется в гуманитарных и социальных науках. [6] [7] [8]
Помимо своих корней во Франкфуртской школе первого поколения, критическая теория также находилась под влиянием Дьёрдя Лукача и Антонио Грамши . Некоторые ученые Франкфуртской школы во втором поколении оказали влияние, в частности Юрген Хабермас . В работах Хабермаса критическая теория вышла за рамки своих теоретических корней в немецком идеализме и приблизилась к американскому прагматизму . Забота о социальной « базе и надстройке » является одной из оставшихся марксистских философских концепций во многих современных критических теориях. [9] Наследие критической теории как главного ответвления марксизма вызывает споры. Общая нить связь марксизма и критической теории - это интерес к борьбе за демонтаж структур угнетения, исключение и доминирование. [10] Философские подходы в рамках этого более широкого определения включают феминизм , критическую расовую теорию , постструктурализм , квир-теорию и формы постколониализма . [11] [12]
Часть серии о |
марксизм |
---|
![]() |
История [ править ]
Макс Хоркхаймер впервые определил критическую теорию ( нем . Kritische Theorie ) в своем эссе 1937 года «Традиционная и критическая теория» как социальную теорию , ориентированную на критику и изменение общества в целом, в отличие от традиционной теории, ориентированной только на его понимание или объяснение. Желая отличить критическую теорию как радикальную, освободительную форму марксистской философии , Хоркхаймер подверг критике как модель науки, выдвинутую логическим позитивизмом , так и то, что он и его коллеги считали скрытым позитивизмом и авторитаризмом ортодоксального марксизма и коммунизма . Он назвал эту теорию критической , поскольку она стремится «освободить людей от обстоятельств, которые их порабощают». [13] Критическая теория включает в себя нормативное измерение, либо критикуя общество с точки зрения некоторой общей теории ценностей или норм ( должностей ), либо критикуя общество с точки зрения его собственных поддерживаемых ценностей (т.е. имманентная критика ). [14] Примечательно, что критическая теория не только концептуализирует и критикует структуры социальной власти, но также устанавливает эмпирически обоснованную модель, связывающую общество с человеческим субъектом. [15] Он защищает универсалистские амбиции традиции, но делает это в конкретном контексте социально-научных и исторических исследований. [15]
Основные концепции критической теории заключаются в том, что она должна:
- быть направлено на совокупность общества в его исторической специфике (т. е. на то, как оно сформировалось в конкретный момент времени)
- улучшить понимание общества путем интеграции всех основных социальных наук , включая географию , экономику , социологию , историю , политологию , антропологию и психологию.
Постмодернистская критическая теория — еще один важный продукт критической теории. Он анализирует фрагментацию культурной идентичности , чтобы бросить вызов конструкциям модернистской эпохи, таким как метанарративы , рациональность и универсальные истины, одновременно политизируя социальные проблемы, «помещая их в исторический и культурный контекст, вовлекая себя в процесс сбора и анализа данных». и релятивизировать свои выводы». [16]
Маркс [ править ]
Маркс открыто развил понятие критики в критику идеологии , связав ее с практикой социальной революции , как сказано в 11-м разделе его «Тезисов о Фейербахе» : «Философы лишь интерпретировали мир различными способами; дело в том, что чтобы изменить его». [17] В ранних работах, в том числе в «Немецкой идеологии» , Маркс развивал свои концепции ложного сознания и идеологии как интересов одной части общества, маскирующихся под интересы общества в целом.
Адорно и Хоркхаймер [ править ]
Одной из отличительных характеристик критической теории, как это Теодор В. Адорно и Макс Хоркхаймер разработали в своей «Диалектике Просвещения» (1947), является двойственное отношение к конечному источнику или основе социального господства, двойственное отношение, которое породило « пессимизм ». новой критической теории о возможности человеческого раскрепощения и свободы . [18] Эта двойственность коренилась в исторических обстоятельствах, в которых эта работа была первоначально создана, в частности, в росте нацизма , государственного капитализма и культурной индустрии как совершенно новых форм социального доминирования, которые не могли быть адекватно объяснены в терминах традиционной марксистской социологии . [19] [20]
По мнению Адорно и Хоркхаймера, государственное вмешательство в экономику фактически устранило традиционную напряженность между марксистскими « производственными отношениями » и «материальными производительными силами » общества. Рынок (как «бессознательный» механизм распределения товаров) был заменен централизованным планированием . [21]
Вопреки предсказанию Маркса в предисловии к «Критике политической экономии» , этот сдвиг привел не к «эре социальной революции », а к фашизму и тоталитаризму . По существу, критическая теория осталась, по словам Хабермаса, «без ничего в запасе, к чему она могла бы апеллировать, и когда производительные силы вступают в губительный симбиоз с производственными отношениями, которые они должны были широко раскрыть, возникает больше нет никакого динамизма, на котором критика могла бы основывать свои надежды». [22] Для Адорно и Хоркхаймера это поставило проблему того, как объяснить кажущееся сохранение доминирования в отсутствие того самого противоречия, которое, согласно традиционной критической теории, было источником самого доминирования.
Хабермас [ править ]
В 1960-е годы Хабермас , сторонник критической социальной теории , [23] поднял эпистемологическую дискуссию на новый уровень в своей книге «Знание и человеческие интересы» (1968), определив критическое знание как основанное на принципах, которые отличали его либо от естественных , либо от гуманитарных наук посредством его ориентации на саморефлексию и эмансипацию. [24] Хотя Хабермас не удовлетворен мыслью Адорно и Хоркхаймера в «Диалектике Просвещения» , он разделяет точку зрения, что в форме инструментальной рациональности эпоха современности знаменует собой переход от освобождения просвещения к новой форме порабощения. [9] : 6 В работах Хабермаса критическая теория вышла за рамки своих теоретических корней в немецком идеализме и приблизилась к американскому прагматизму .
Идеи Хабермаса о соотношении современности и рационализации находятся в этом смысле под сильным влиянием Макса Вебера . Далее он растворил элементы критической теории, заимствованные из гегелевского немецкого идеализма , хотя его эпистемология остается в целом марксистской. Возможно, две его наиболее влиятельные идеи — это концепции публичной сферы и коммуникативного действия , причем последняя возникла отчасти как реакция на новые постструктурные или так называемые « постмодернистские » вызовы дискурсу современности. Хабермас вел регулярную переписку с Ричардом Рорти сильное чувство философского прагматизма , и в его мысли чувствуется , которое часто пересекает границы между социологией и философией.
Современные критические теоретики
Среди современных философов и исследователей, которые сосредоточились на понимании и критике критической теории, — Нэнси Фрейзер , Аксель Хоннет , Джудит Батлер и Рахель Джегги . Хоннет известен своими работами «Патология разума» и «Наследие критической теории» , в которых он пытается объяснить цель критической теории в современном контексте. [25] [26] Джегги фокусируется как на первоначальном замысле критической теории, так и на более современном понимании, которое, как утверждают некоторые, создало новую основу для современного использования критической теории. [25] Батлер контекстуализирует критическую теорию как способ риторически бросить вызов угнетению и неравенству, особенно концепциям пола. [27]
Хоннет разработал теорию, которую многие используют для понимания критической теории, — теорию признания . [28] В этой теории он утверждает, что для того, чтобы кто-то мог нести ответственность за себя и свою собственную идентичность, он также должен быть признан окружающими: без признания со стороны сверстников и общества критическая теория не могла бы возникнуть.
Как и многие другие, кто придерживается критической теории, Джеги открыто заявляет о том, какую цену капитализм обойдется обществу. На протяжении всех своих работ она по-прежнему сомневалась в необходимости и использовании капитализма в отношении критической теории. [29] Большинство интерпретаций критической теории Джегги, похоже, противоречат основам Хабермаса и больше следуют идеям Хоннета с точки зрения того, как смотреть на экономику через призму теории. [30] Она разделяет многие убеждения Хоннета, и многие из ее работ пытаются защитить их от критики, которую получил Хоннет. [31]
Чтобы обеспечить диалектическую противоположность концепции отчуждения Джегги как «отношения отсутствия отношений», Хартмут Роза предложил концепцию резонанса . [32] [33] Роза использует этот термин для обозначения моментов, когда субъекты позднего модерна испытывают кратковременное чувство самоэффективности в обществе, приводящее их во временный момент связи с каким-либо аспектом мира. [33] Роза описывает себя как работающего в рамках традиции критической теории Франкфуртской школы, предоставляя обширную критику поздней современности через свою концепцию социального ускорения. [34] Однако его теория резонанса была подвергнута сомнению из-за того, что она слишком далеко вышла за рамки адорнойанской традиции «холодного взгляда на общество». [35]
Школы и производные [ править ]
социальная критическая Постмодернистская теория
Критическая теория, сосредотачивающаяся на языке , символизме, коммуникации и социальном построении , применяется в социальных науках как критика социального строительства и постмодернистского общества . [7]
В то время как модернистская критическая теория (как описано выше) занимается «формами власти и несправедливости, которые сопровождали эволюцию промышленного и корпоративного капитализма как политико-экономической системы», постмодернистская критическая теория политизирует социальные проблемы, «помещая их в исторический и культурный контексты». , вовлечь себя в процесс сбора и анализа данных и релятивизировать свои выводы». [16] Смысл сам по себе рассматривается как нестабильный из-за быстрой трансформации социальных структур. В результате исследования фокусируются на местных проявлениях, а не на широких обобщениях.
Постмодернистские критические исследования также характеризуются кризисом репрезентации , который отвергает идею о том, что работа исследователя представляет собой «объективное изображение стабильного другого». Вместо этого многие ученые-постмодернисты приняли «альтернативы, которые поощряют размышления о« политике и поэтике »их работ. В этих отчетах проясняются воплощенные, совместные, диалогические и импровизационные аспекты качественных исследований». [36]
Термин критическая теория часто применяется , когда автор работает в социологических терминах, но при этом атакует социальные или гуманитарные науки, пытаясь таким образом остаться «вне» этих рамок исследования. Мишель Фуко был описан как один из таких авторов. [37] Жана Бодрийяра также называют критическим теоретиком в той степени, в которой он был нетрадиционным и критическим социологом; [38] это присвоение также носит случайный характер и имеет мало или вообще никакого отношения к Франкфуртской школе . [39] Напротив, Хабермас является одним из ключевых критиков постмодернизма. [40]
исследования Коммуникационные
Когда в 1970-х и 1980-х годах Хабермас переопределил критическую социальную теорию как исследование коммуникации , с коммуникативной компетентностью и коммуникативной рациональностью , с одной стороны, и искаженным общением с другой, две версии критической теории начали пересекаться в гораздо большей степени. степень, чем раньше. [ нужна ссылка ]
юридические Критические исследования
исследования Иммиграционные
Критическая теория может использоваться для интерпретации права на убежище. [43] и иммиграционное право . [44]
менеджмента Критические исследования
отношений Критическая теория международных
расовая Критическая теория
Критическая педагогика [ править ]
Критические теоретики широко отдают должное Пауло Фрейре за первое применение критической теории в образовании/ педагогике , считая его самой известной работой «Педагогика угнетенных» , основополагающим текстом в том, что сейчас известно как философия и социальное движение критической педагогики . [51] [52] Посвятив себя угнетенным и основываясь на своем собственном опыте помощи взрослым бразильским людям научиться читать и писать, Фрейре включает подробный марксистский классовый анализ в свое исследование отношений между колонизатором и колонизированными. В книге он называет традиционную педагогику « банковской моделью образования », поскольку она рассматривает ученика как пустой сосуд, который нужно наполнить знаниями. Он утверждает, что педагогика должна вместо этого относиться к учащемуся как к сотворцу знаний.
В отличие от банковской модели, учитель в модели критической теории — это не распространитель всех знаний, а участник, который учится вместе со студентами и у них — в разговоре с ними, даже когда они учатся у учителя. Цель состоит в том, чтобы освободить учащегося от репрессивной конструкции учителя и ученика, дихотомии, аналогичной колонизатору и колонизированному. Студенту недостаточно анализировать структуры и иерархии общественной власти, а просто признать дисбаланс и неравенство; Педагогика критической теории также должна дать учащемуся возможность размышлять и действовать на основе этих размышлений, чтобы бросить вызов репрессивному статус-кво. [51] [53]
Критика [ править ]
![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2024 г. ) |
Хотя критических теоретиков часто называют марксистскими интеллектуалами, их склонность осуждать некоторые марксистские концепции и сочетать марксистский анализ с другими социологическими и философскими традициями привела к обвинениям в ревизионизме со стороны ортодоксальных марксистов и марксистско-ленинских философов. Мартин Джей сказал, что первое поколение критической теории лучше всего понимать не как продвижение определенной философской программы или идеологии, а как « овода других систем». [54]
Критическая теория подвергалась критике за то, что она не предлагала какой-либо четкой дорожной карты политических действий ( практики ), часто явно отвергая любые решения. [55] Эти возражения в основном относятся к Франкфуртской школе первого поколения, тогда как в современной теории вопрос политики рассматривается гораздо более настойчиво. [56]
Другая критика критической теории «заключается в том, что она не может предоставить рациональные стандарты, с помощью которых она может показать свое превосходство над другими теориями познания, науки или практики». Рекс Гибсон утверждает, что критическая теория страдает от кликовости, конформизма, элитарности, нескромности, антииндивидуализма, наивности, слишком критичности и противоречивости. Хьюз и Хьюз утверждают, что теория идеального публичного дискурса Хабермаса «много говорит о рациональных говорящих, но очень мало о действующих актерах: чувственный, перцептивный, воображаемый, телесный опыт не соответствует этим теориям». [57] [58]
Некоторые феминистки утверждают, что критическая теория «может быть такой же узкой и репрессивной, как рационализация, бюрократизация и культуры, которые они стремятся разоблачить и изменить. [57] [58]
Язык критической теории подвергался критике как слишком сложный для понимания, хотя «Контраргументы по этим вопросам языка включают утверждения о том, что призыв к более ясному и доступному языку является антиинтеллектуальным, что необходим новый «язык возможностей» и что его угнетают». народы могут понимать новые языки и вносить свой вклад в их развитие». [58]
Брюс Парди, пишущий для National Post , утверждал, что любые вызовы «легитимности [критической теории] можно интерпретировать как демонстрацию их [сторонников критической теории] тезиса: утверждение разума, логики и доказательств является проявлением привилегии и власть, таким образом, любой претендент рискует получить клеймо фанатичного угнетателя». [59]
Роберт Дэниш, пишущий для The Conversation , утверждал, что критическая теория и современные гуманитарные науки в более широком смысле слишком сосредоточены на критике нынешнего мира, а не на попытках сделать его лучше. [60] Китти Хелмик, пишущая для The Critic , утверждала, что: [61]
В академических кругах растет осознание того, что расцвет критической теории уже прошел. Ученые-литературоведы ищут альтернативы деконструкции и разоблачению, предпринимают пробные шаги в направлении разработки совместного подхода к гуманитарным исследованиям, изучают возможности привязки своих исследований к физической реальности. Новые предприятия варьируются от проектов в области цифровых гуманитарных наук, объединяющих десятки ученых со всего мира; к когнитивной критике, опирающейся на нейробиологию и психологию... Бесконечный самореферентный и самоотрицающий процесс выявления проблем и подрыва предпосылок исчерпал себя. Вопрос лишь в том, что придет на смену ему, как он, заменил модернизм . в свою очередь,
— Китти Хелмик
См. также [ править ]
- Модернизм
- Антипозитивизм
- Культурология
- Критическая философия
- Информационная критика
- Марксистский культурный анализ
- Очерк критической теории
- Исследования популярной культуры
- Очерк организационной теории
Списки [ править ]
Журналы [ править ]
Ссылки [ править ]
Сноски [ править ]
- ^ «Критическая теория» . Британника . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Дискотека, Корнелис. «Критическая теория как идеология нового класса: перечитывая Юргена Хабермаса». Теория и общество (1979): 159–214.
- ^ Гойсс, Раймонд (1981). Идея критической теории . Издательство Кембриджского университета. стр. 2–3. ISBN 0521240727 .
В основе критической теории общества лежит критика идеологии. Их идеология – это то, что мешает агентам общества правильно воспринимать свое истинное положение и реальные интересы; если они хотят освободиться от социальных репрессий, агенты должны избавиться от идеологических иллюзий.
- ^ «Левое полушарие» . Версо . Проверено 18 мая 2023 г.
- ^ Хоркхаймер 1982, 244.
- ^ Ритцер, Джордж (2008). «Социологическая теория». От современной к постмодернистской социальной теории (и за ее пределами) . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Высшее образование Макгроу-Хилла . стр. 567–568.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аггер, Бен (2012), «Бен Аггер», Североамериканская критическая теория после постмодернизма , Пэлгрейв Макмиллан , стр. 128–154, doi : 10.1057/9781137262868_7 , ISBN 978-1349350391 .
- ^ Критическая теория и общество: читатель . Рутледж . 1990.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аутуэйт, Уильям (2009) [1988]. Хабермас: Ключевые современные мыслители (2-е изд.). Политика. стр. 5–8. ISBN 978-0745643281 .
- ^ Фукс, Кристиан (2021). «Что такое критическая теория?». Основы критической теории . Рутледж . стр. 17–51. дои : 10.1017/CBO9781139196598.007 .
- ^ Бохман, Джеймс; Флинн, Джеффри; Селикатес, Робин. «Критическая теория» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2019 г.).
- ^ «Критическая теория сегодня: удобное руководство» . Рутледж и CRC Press . Проверено 18 мая 2023 г.
- ^ Хоркхаймер 1982, с. 244.
- ^ Боман, Джеймс (8 марта 2005 г.). «Критическая теория» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2016 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Архивировано из оригинала 13 июня 2019 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бохман, Джеймс; Флинн, Джеффри; Селикатес, Робин (2021 г.), «Критическая теория» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весной 2021 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 10 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линдлоф и Тейлор 2002 , с. 49 : «формы власти и несправедливости, которые сопровождали эволюцию промышленного и корпоративного капитализма как политико-экономической системы.
- ^ «Тезисы о Фейербахе» . §XI. Интернет-архив марксистов . Архивировано из оригинала 16 апреля 2015 года . Проверено 11 апреля 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Адорно, Теодор В. и Макс Хоркхаймер . [1947] 2002. Диалектика Просвещения , перевод Э. Джефкотта. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета . п. 242.
- ^ Хабермас, Юрген . 1987. «Переплетение мифа и просвещения: Хоркхаймер и Адорно». В «Философском дискурсе современности: двенадцать лекций » в переводе Ф. Лоуренса. Кембридж, Массачусетс: MIT Press . п. 116: «Критическая теория изначально была разработана в кругу Хоркхаймера, чтобы осмыслить политические разочарования по поводу отсутствия революции на Западе, развития сталинизма в Советской России и победы фашизма в Германии. Предполагалось, что она объясняет ошибочные марксистские прогнозы. но не нарушая марксистских намерений».
- ^ Дубиэль, Гельмут. 1985. Теория и политика: исследования по развитию критической теории , перевод Б. Грегга. Кембридж, Массачусетс.
- ^ Диалектика Просвещения . п. 38: «[G]one являются объективными законами рынка, которые управляли действиями предпринимателей и имели тенденцию к катастрофе. Вместо этого сознательное решение управляющих директоров приводит в исполнение результаты (которые более обязательны, чем самые слепые ценовые механизмы) старый закон стоимости и, следовательно, судьба капитализма».
- ^ «Переплетение мифа и просвещения», с. 118.
- ^ Кациафикас, Джордж Н. , Роберт Джордж Киркпатрик и Мэри Лу Эмери. 1987. Введение в критическую социологию . Издательство Ирвингтон. п. 26.
- ^ Лори, Тимоти, Ханна Старк и Брайони Уокер. 2019. « Критические подходы к континентальной философии: интеллектуальное сообщество, дисциплинарная идентичность и политика включения ». Архивировано 11 декабря 2019 года в Wayback Machine . Парресия 30:1–17. дои : 10.1007/s10691-011-9167-4 . (Обсуждает критическую социальную теорию как форму саморефлексии.)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фасио, Джорджио (21 мая 2021 г.). «Положение Рахель Джегги в современной франкфуртской критической теории». Критические горизонты . 22 (2): 116. дои : 10.1080/14409917.2019.1676943 . S2CID 210490119 .
- ^ Нэнси Фрейзер (1985). Что критического в критической теории? Дело Хабермаса и гендер. Новая немецкая критика, 35, 97–131.
- ^ Гессен, Маша (9 февраля 2020 г.). «Джудит Батлер хочет, чтобы мы изменили нашу ярость» . Житель Нью-Йорка .
- ^ Бостон, Тимоти (май 2018 г.). «Новые направления критической теории труда: чтение Хоннета через Деранти». Критические горизонты . 19 (2): 111. дои : 10.1080/14409917.2018.1453287 . S2CID 149532362 .
- ^ Кондон, Родерик (апрель 2021 г.). «Нэнси Фрейзер и Рахель Джегги, Капитализм: разговор о критической теории». Ирландский журнал социологии . 29 (1): 129. дои : 10.1177/0791603520930989 . hdl : 10468/10810 . S2CID 225763936 .
- ^ Марко, Марко; Теста, Итало (май 2021 г.). «Имманентная критика капитализма как формы жизни: о критической теории Рахель Джагги» . Критические горизонты . 22 (2): 111. дои : 10.1080/14409917.2020.1719630 . S2CID 214465382 .
- ^ Фасио, Джорджио (21 мая 2021 г.). «Положение Рахель Джегги в современной франкфуртской критической теории». Критические горизонты . 22 (2): 116. дои : 10.1080/14409917.2019.1676943 . S2CID 210490119 .
- ^ Джегги, Рахель; Нойхаузер, Фредерик (2014). Отчуждение . Новые направления критической теории. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-15198-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роза, Хартмут (2016). Резонанс: социология мировых отношений (3-е изд.). Берлин: Зуркамп. ISBN 978-3-518-58626-6 .
- ^ Роза, Хартмут (31 декабря 2013 г.). Социальное ускорение: новая теория современности . Издательство Колумбийского университета. дои : 10.7312/rosa14834 . ISBN 978-0-231-51988-5 .
- ^ Брумлик, Миха (2016). Резонанс, или: Конец критической теории . ] (на немецком языке). стр. 120–123.
- ^ Линдлоф и Тейлор 2002 , с. 53.
- ^ Ривера Висенсио, Э. (2012). «Фуко: его влияние на исследования в области бухгалтерского учета и менеджмента. Построение карты подхода Фуко» . Международный журнал критического учета . 4 (5/6): 728–756. дои : 10.1504/IJCA.2012.051466 . Архивировано из оригинала 9 сентября 2018 года . Проверено 4 июля 2015 г.
- ^ «Введение в Жана Бодрийяра, модуль постмодерна» . www.cla.purdue.edu . Архивировано из оригинала 9 сентября 2018 года . Проверено 16 июня 2017 г.
- ^ Келлнер, Дуглас (22 апреля 2005 г.). «Жан Бодрийяр» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2015 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. Архивировано из оригинала 18 марта 2019 года.
- ^ Эйлсворт, Гэри. «Постмодернизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2015 г.).
- ^ Алан Хант, «Теория критических юридических исследований», Оксфордский журнал юридических исследований, Vol. 6, № 1 (1986): 1-45, особенно. 1, 5. См . [1] . DOI, 10.1093/ojls/6.1.1.
- ^ «Критическая правовая теория» , Юридическая школа Корнелла > Проверено 10 августа 2017 г.
- ^ Ингрэм, Дэвид (2021). «Какой этика дискурса и признания может внести вклад в критическую теорию рассмотрения заявлений о предоставлении статуса беженца: восстановление эпистемической справедливости для просителей убежища по гендерному признаку» (PDF) . Миграция, признание и критическая теория . Исследования в области глобальной справедливости. Том. 21. стр. 19–46. дои : 10.1007/978-3-030-72732-1_2 . ISBN 978-3-030-72731-4 .
- ^ Пулитано, Эльвира (2013). «В тени свободы: дискурс беженцев и просителей убежища в критической расовой теории и иммиграционном законодательстве / Политика» . Личности . 20 (2): 172–189. дои : 10.1080/1070289X.2012.763168 .
- ^ См., например, Hobden & Hobson 2002 .
- ^ См., например, van der Tuin & Dolphin 2012 ; Прохлада и Мороз 2010 ; Коннолли 2013 .
- ^ Уоллес-Уэллс, Бенджамин (18 июня 2021 г.). «Как консервативный активист изобрел конфликт вокруг критической расовой теории» . Житель Нью-Йорка . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ Меклер, Лаура; Доуси, Джош (21 июня 2021 г.). «Республиканцы, вдохновленные маловероятной фигурой, видят политические перспективы в критической расовой теории» . Вашингтон Пост . Том. 144. ISSN 0190-8286 . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ Иати, Мариса (29 мая 2021 г.). «Что такое критическая расовая теория и почему республиканцы хотят запретить ее в школах?» . Вашингтон Пост .
вместо того, чтобы поощрять белых людей чувствовать себя виноватыми, По словам Томаса, критически настроенные расовые теоретики стремятся сместить акцент с плохих действий отдельных людей на то, как системы поддерживают расовое неравенство.
- ^ Кан, Крис (15 июля 2021 г.). «Многие американцы придерживаются ложных взглядов на критическую расовую теорию» . Рейтер . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Педагогика угнетенных Пауло Фрейре: Краткое содержание книги» . Педагог . 9 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2020 г. . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Историю возникновения критической теории в области образования см. Готтесман, Исаак (2016). Критический поворот в образовании: от марксистской критики к постструктуралистскому феминизму и критическим теориям расы . Нью-Йорк: Рутледж .
- ^ См., например, Колаковский, Лешек . [1976] 1979. Основные течения марксизма 3. WW Norton & Company. ISBN 0393329437 . гл. 10.
- ^ Джей, Мартин (1996). Диалектическое воображение: история Франкфуртской школы и Института социальных исследований, 1923–1950 . Издательство Калифорнийского университета . п. 41. ИСБН 978-0520204232 . Архивировано из оригинала 28 октября 2020 года . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Коррадетти, Клаудио. « Франкфуртская школа и критическая теория ». Архивировано 18 февраля 2018 года в Wayback Machine . Интернет-энциклопедия философии .
- ^ Боманн, Ульф; Соренсен, Пауль (20 июня 2022 г.). «Изучение критической теории политики» . Civitas - Журнал социальных наук . 22 : е42204. дои : 10.15448/1984-7289.2022.1.42204 . ISSN 1984-7289 . S2CID 249915438 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Понимание критической теории» . 3 ноября 2022 г. Проверено 25 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «9.8 ПРОБЛЕМЫ КРИТИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ ОБРАЗОВАНИЯ» . Members.aect.org . Проверено 25 июня 2023 г.
- ^ Парди, Брюс (24 июня 2023 г.). «Как в Канаде утвердилась светская религия культурной ненависти к себе» . Национальная почта .
- ^ Даниш, Роберт (10 января 2023 г.). «Гуманитарные науки должны учить тому, как сделать мир лучше, а не просто критиковать существующий» . Разговор . Проверено 25 июня 2023 г.
- ^ Хелмик, Китти (22 октября 2022 г.). «Критическая теория мертва» . Критик . Проверено 25 июня 2023 г.
Цитируемые работы [ править ]
- Коннолли, Уильям Э. (2013). «Новый материализм» и хрупкость вещей». Миллениум: Журнал международных исследований . 41 (3): 399–412. дои : 10.1177/0305829813486849 . ISSN 1477-9021 . S2CID 143725752 .
- Кул, Диана ; Фрост, Саманта, ред. (2010). Новые материализмы: онтология, агентность и политика . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-4753-8 .
- Хобден, Стивен; Хобсон, Джон М. , ред. (2002). Историческая социология международных отношений . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-80870-5 .
- Линдлоф, Томас Р.; Тейлор, Брайан С. (2002). Качественные методы исследования коммуникации . Публикации SAGE . ISBN 978-0761924944 .
- Ван дер Туин, Ирис; Долфейн, Рик (2012). Новый материализм: интервью и картографии . Анн-Арбор, Мичиган: Open Humanities Press. дои : 10.3998/ohp.11515701.0001.001 . ISBN 978-1-60785-281-0 .
Библиография [ править ]
- «Проблематизация глобального знания». Теория, культура и общество 23 (2–3). 2006. ISSN 0263-2764 .
- Кэлхун, Крейг . 1995. Критическая социальная теория: культура, история и проблема различий . Блэквелл. ISBN 1557862885 - Обзор и введение в современное состояние критической социальной теории.
- Чармаз, К. 1995. «Между позитивизмом и постмодернизмом: последствия для методов». Исследования символического взаимодействия 17:43–72.
- Конкергуд, Д. 1991. « Переосмысление этнографии: на пути к критической культурной политике ». Коммуникационные монографии 58(2):179–94. дои : 10.1080/03637759109376222 .
- Корчиа, Лука. 2010. Логика культурных процессов. Юрген Хабермас между философией и социологией . Генуя: Издания ECIG. ISBN 978-8875441951 .
- Дамс, Гарри , изд. 2008. Нет социальной науки без критической теории ( Современные перспективы социальной теории 25). Изумруд /JAI.
- Гандлер, Стефан . 2009. Фрагменты Франкфурта. Очерки критической теории . Мексика: Издатели 21 века / Автономный университет Керетаро . ISBN 978-6070300707 .
- Гойсс, Раймонд . 1981. Идея критической теории. Хабермас и Франкфуртская школа. Издательство Кембриджского университета . ISBN 0521284228 .
- Хоннет, Аксель . 2006. Общество презрения. На пути к новой критической теории «Открытие». ISBN 978-2707147721 .
- Хоркхаймер, Макс . 1982. Избранные очерки критической теории . Нью-Йорк: Издательство Continuum Publishing .
- Морган, Марсия. 2012. Кьеркегор и критическая теория . Нью-Йорк: Лексингтон Букс .
- Роллинг, Джеймс Х. 2008. « Секулярное богохульство: абсолютные (ред.) преступления против имен и отцов в эпоху постмодерна ». Качественное исследование 14(6):926–48. – Пример критического постмодернистского творчества.
- Сим, Стюарт и Борин Ван Лун . 2001. Знакомство с критической теорией . ISBN 1840462647 . – Краткий вводный том с иллюстрациями.
- Томас, Джим. 1993. Занимаюсь критической этнографией . Лондон: Сейдж. стр. 1–5 и 17–25.
- Трейси, SJ 2000. « Становление персонажа для коммерции: эмоциональный труд, самоподчинение и дискурсивное построение идентичности в целом институте ». Ежеквартальный информационный бюллетень 14(1):90–128. – Пример критического качественного исследования.
- Уиллард, Чарльз Артур . 1982. Аргументация и социальные основы познания . Пресса Университета Алабамы .
- — 1989. Теория аргументации. Издательство Университета Алабамы.
- - 1996. Либерализм и проблема знаний: новая риторика современной демократии . Чикаго: Издательство Чикагского университета .
- Глава 9. Критическая теория Соломон, Роберт С. , изд. (2007). Путеводитель Блэквелла по континентальной философии . Дэвид Л. Шерман. Оксфорд: Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1405143042 . OCLC 437147422 .
Внешние ссылки [ править ]


- «Франкфуртская школа и критическая теория» . Интернет-энциклопедия философии .
- Герхардт, Кристина. «Франкфуртская школа». Международная энциклопедия революции и протеста. Несс, Иммануэль (ред.). Blackwell Publishing, 2009. Интернет-справочник Blackwell .
- «Теория: Смерть - это не конец» N + 1 . Краткая история академической критической теории журнала
- Критическое юридическое мышление Веб -сайт критических юридических исследований , который использует критическую теорию для анализа права и политики.
- Л. Корчиа, Юрген Хабермас. Библиография: работы и исследования (1952–2013 гг.) , Пиза, Edizioni Il Campano – Книги Университета Арнуса, 2013 г., 606 страниц.
- Сим, С.; Ван Лун, Б. (2009). Введение в критическую теорию: графическое руководство. ООО "Икона Букс"
Архивные коллекции [ править ]
- Путеводитель по коллекции отпечатков критической теории. Специальные коллекции и архивы, Библиотеки Калифорнийского университета в Ирвине, Ирвин, Калифорнийский справочник по аудио- и видеозаписям Института критической теории, Калифорнийский университет, Ирвин. Специальные коллекции и архивы, Библиотеки Калифорнийского университета в Ирвине, Ирвин, Калифорния.
- Калифорнийский университет, Ирвайн, Рукописные материалы Института критической теории. Специальные коллекции и архивы, Библиотеки Калифорнийского университета в Ирвине, Ирвин, Калифорния.