Феликс Гваттари
Феликс Гваттари | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Пьер-Феликс Гваттари 30 марта 1930 г. Вильнёв-ле-Саблон , Уаза , Франция |
Умер | 29 августа 1992 г. Клиника La Borde , Кур-Шеверни , Франция | ( 62 года
Альма-матер | Парижский университет |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Континентальная философия , постмарксизм , фрейдомарксизм , психоанализ , постструктурализм , [ 1 ] [ 2 ] |
Учреждения | Парижский университет VIII |
Основные интересы | Психоанализ , марксистская философия , политическая философия , философия языка , семиотика [ 1 ] |
Известные идеи | Сборка , желающее производство , детерриторизация , экософия , шизоанализ [ 1 ] |
Часть серии о |
Антропология природы, наука и технологии |
---|
Социальная и культурная антропология |
Пьер-Феликс Гваттари ( / ɡ w ə ˈ t ɑː r i / gwə- TAR -ee , Французский: [pjɛʁ feliks ɡwataʁi] ; 30 марта 1930 — 29 августа 1992) — французский психоаналитик , политический философ , семиотик , общественный деятель и сценарист . Он стал соучредителем шизоанализа вместе с Жилем Делезом и экософии с Арне Нэссом , и наиболее известен своим литературным и философским сотрудничеством с Делёзом, в первую очередь «Анти-Эдипом» (1972) и «Тысячей плато» (1980), двумя томами их теоретических работ. Работа «Капитализм и шизофрения» . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Клиника Ла Борд
[ редактировать ]Гваттари родился в Вильнёв-ле-Саблон , рабочем пригороде на северо-западе Парижа , Франция. [ 3 ] Его отец был директором фабрики, и в подростковом возрасте он занимался троцкистской политической деятельностью (и подвергался его анализу) , а затем учился и тренировался у французского психоаналитика Жака Лакана в начале 1950-х годов. [ 4 ] Впоследствии он всю жизнь проработал в экспериментальной психиатрической клинике Ла Борд под руководством ученика Лакана, психиатра Жана Ури . Впервые он встретил Ури в частной психиатрической клинике в Сомери в регионе Луары по предложению брата Ури Фернана, который был учителем средней школы Гваттари. Гваттари последовал за Ури в Ла-Борд в 1955 году, через два года после его основания. [ 5 ] Ла Борд был местом общения многих студентов, изучающих философию , психологию , этнологию и социальную работу .
Одна особенно новая ориентация, разработанная в Ла Борде, заключалась в отстранении от классической пары аналитик/анализируемый в пользу открытой конфронтации в групповой терапии . В отличие от индивидуалистического стиля анализа школы Фрейда , эта практика изучала динамику нескольких субъектов в сложном взаимодействии. Это привело Гваттари к более широкому философскому исследованию и политическому участию в широком спектре интеллектуальных и культурных областей ( философия , этнология , лингвистика , архитектура и т. д.).
1960-1970-е годы
[ редактировать ]С 1955 по 1965 год Гваттари редактировал и сотрудничал с газетой La Voie Communee ( «Коммунистический путь ») троцкистской . [ 6 ] Он поддерживал антиколониалистскую борьбу, а также итальянских автономистов . Гваттари также принял участие в ГТПСИ, собравшей в начале 1960-х годов множество психиатров и создавшей в ноябре 1965 года Ассоциацию институциональной психотерапии. В это же время он вместе с другими активистами основал ФГЕРИ (Федерацию групп для институциональных исследований и исследований) и его обзор Recherche ( Исследования ), работающий в области философии, психоанализа, этнологии, образования , математики , архитектуры. и т. д. FGERI стал представлять аспекты многочисленных политических и культурных связей Гваттари: Группу молодых выходцев из Латинской Америки, Франко-китайскую дружбу (во времена народных коммун ), оппозиционную деятельность во время войн в Алжире и Вьетнаме. , участие в MNEF, с UNEF, политика отделений психологической академической помощи (BAPU), организация университетских рабочих групп (GTU), а также реорганизация курсы обучения в Центрах обучения методам образовательной деятельности (CEMEA) для психиатрических медсестер-мужчин, а также создание Товарищества медсестер (Amicales d'infirmiers) (в 1958 г.), исследования по архитектуре и проектам строительства дневного стационара для «студентов и рабочей молодежи».
В 1967 году он выступил как один из основателей OSARLA (Организации солидарности и помощи латиноамериканской революции). В 1968 году Гваттари познакомился с Даниэлем Кон-Бендитом , Жан-Жаком Лебелем и Джулианом Беком . Он участвовал в крупномасштабных французских протестах в мае 1968 года , начиная с Движения 22 марта . Это было после 1968 года, когда Гваттари встретил Жиля Делеза в Венсенском университете . Затем он начал закладывать основу для «Анти-Эдипа» (1972), который Мишель Фуко в предисловии к книге назвал «введением в нефашистскую жизнь». В 1970 году он создал Центр изучения и исследования институционального образования ), который развил подход, изложенный в журнале Recherches . В 1973 году Гваттари предстал перед судом и был оштрафован за «нарушение общественной приличия» из-за публикации номера журнала Recherches о гомосексуализме . [ 7 ] В 1977 году он создал CINEL для «новых пространств свободы», прежде чем присоединиться к экологическому движению со своей « экософией » в 1980-х годах .
1980-е - 1990-е годы
[ редактировать ]Гваттари рассматривал первичный товар, производимый при капитализме, как саму субъективность. [ 8 ] : 254 По мнению Гваттари, создание субъектов-потребителей с новыми желаниями, которые можно удовлетворить путем постоянной покупки товаров и опыта, является предварительным условием создания общества потребления. [ 8 ] : 254
В своей последней книге «Хаосмос» (1992) Гваттари вернулся к вопросу о субъективности: «Как ее производить, собирать, обогащать, постоянно заново изобретать, чтобы сделать ее совместимой с мутировавшими ценными Вселенными?» Эта озабоченность проходит через все его работы, от «Психоанализа и трансверсальности» (сборник статей с 1957 по 1972 год), « Годов зимы» (1980–1986) и «Шизоаналитических картографий» (1989) до его сотрудничества с Делёзом « Что такое философия?». (1991). В «Хаосмосе » Гваттари предлагает анализ субъективности с точки зрения четырех функторов: (1) материальных, энергетических и семиотических потоков; (2) конкретные и абстрактные машинные типы ; (3) виртуальные ценные вселенные; и (4) конечные экзистенциальные территории. [ 9 ] Эта схема пытается уловить гетерогенность компонентов, участвующих в производстве субъективности, как это понимает Гваттари, которые включают как означающие семиотические компоненты, так и «а-означающие семиологические измерения» (которые работают «параллельно или независимо» от любой означающей функции). что они могут иметь). [ 10 ]
Смерть и посмертные публикации
[ редактировать ]29 августа 1992 года, через две недели после интервью греческому телевидению, курируемому Йоргосом Вельтсосом , [ 11 ] Гваттари умер в Ла-Борде от сердечного приступа . [ 12 ] [ 13 ]
Гваттари В 1995 году в посмертном выпуске «Хаософии» были опубликованы эссе и интервью, посвященные работе Гваттари в качестве директора экспериментальной клиники Ла Борд и его сотрудничеству с Делёзом. В сборник вошли такие эссе, как «Балансовая программа для желающих машин», подписанная Делёзом (в соавторстве с которым он написал «Анти-Эдип» и «Тысяча плато» ) и «Все хотят быть фашистами». Он представляет собой введение в теории Гваттари о « шизоанализе », процессе, развивающем Зигмунда Фрейда , психоанализ но преследующем более экспериментальный и коллективный подход к анализу.
В 1996 году вышел еще один сборник эссе, лекций и интервью Гваттари — Soft Subversions , в котором прослеживается развитие его мысли и деятельности на протяжении 1980-х («зимних лет»). Его анализ искусства, кино, молодежной культуры, экономики и властных формирований развивает такие концепции, как «микрополитика», «шизоанализ» и «становление женщиной», которые направлены на освобождение субъективности и открытие новых горизонтов для политического и творческого сопротивления. к процессам стандартизации и гомогенизации глобального капитализма (который он называет «интегрированным мировым капитализмом») в «эру постмедиа». Например, он использовал термин «микрополитика», чтобы ограничить определенный уровень наблюдения за социальными практиками ( бессознательная экономика , где существует определенная гибкость в выражении желаний и институтов) и, практически, для определения в сегрегированном мире , поле вмешательства «людей, которые работают, чтобы заинтересоваться дискурсом другого » . [ 14 ]
Работает
[ редактировать ]Работы переведены на английский язык
[ редактировать ]- Делёз, Жиль и Феликс Гваттари. 1972. Анти-Эдип . Пер. Роберт Херли, Марк Сим и Хелен Р. Лейн. Лондон и Нью-Йорк: Континуум, 2004. Том. 1 Капитализм и шизофрения . 2 тома. 1972–1980. Пер. из «Анти-Эдипы» . Париж: Les Editions de Minuit. ISBN 0-8264-7695-3 .
- 1975. Кафка: К второстепенной литературе . Пер. Дана Полан. Теория и история литературы 30. Миннеаполис и Лондон: Университет Миннесоты, 1986. Пер. Кафки : для второстепенной литературы . Париж: Les Editions de Minuit. ISBN 0-8166-1515-2 .
- 1980. Тысяча плато . Пер. Брайан Массуми . Лондон и Нью-Йорк: Континуум, 2004. Том. 2 Капитализма и Шизофрении . 2 тома. 1972–1980. Пер. Милле плато . Париж: Les Editions de Minuit. ISBN 0-8264-7694-5 .
- 1991. Что такое философия? . Пер. Грэм Берчелл и Хью Томлинсон. Лондон и Нью-Йорк: Версо, 1994. Пер. из Что такое философия? . Париж: Les Editions de Minuit. ISBN 0-86091-686-3 .
- 1979. Машинное бессознательное: очерки шизоанализа . Пер. Тейлор Адкинс. Лос-Анджелес, Калифорния: Semiotext(e) , 2011. Пер. « Машинное бессознательное: очерки шизоанализа» . Париж: Исследования. ISBN 2-8622-201-08
- 1977. Молекулярная революция: психиатрия и политика . Пер. Розмари Шид. Хармондсворт: Пингвин, 1984. ISBN 0-14-055160-3 .
- 1989а. Шизоаналитические картографии . Транс Эндрю Гоффи. Лондон и Нью-Йорк: Блумсбери, 2013. Пер. шизоаналитических картографий . Париж: Editions Galilée ISBN 978-2718603490 .
- 1989б. Три экологии . Пер. Ян Пиндар и Пол Саттон. Лондон и Нью-Йорк: Континуум, 2000. Пер. из трех экологий . Париж: Editions Galilée. ISBN 1-84706-305-5 .
- 1992. Хаосмос: этико-эстетическая парадигма . Пер. Пол Бэйнс и Джулиан Пефанис. Блумингтон и Индианаполис: Индиана, UP, 1995. Пер. Хаосмоса . Париж: Издания Галилея. ISBN 0-909952-25-6 .
- 1995. Хаософия (Тексты и интервью с 1972 по 1977 год) . Эд. Сильвер Лотренже. Полутекст(д) Иностранные агенты Сер. Нью-Йорк: Семиотекст (е). ISBN 1-57027-019-8 .
- 1996. Мягкие подрывные действия (тексты и интервью с 1977 по 1985 год) . Эд. Сильвер Лотренже. Пер. Дэвид Л. Свит и Чет Винер. Полутекст(д) Иностранные агенты Сер. Нью-Йорк: Семиотекст (е). ISBN 1-57027-030-9 .
- 1996. Читатель Гваттари . Эд. Гэри Дженоско. Читатели Блэквелла сер. Оксфорд и Кембридж, Массачусетс: Блэквелл. ISBN 0-631-19708-7 .
- 2006. Анти-Эдиповы документы . Эд Стефан Надо. Пер. Келина Готман. Нью-Йорк: Семиотекст (е). ISBN 1-58435-031-8 .
- 2015. Линии полета: для другого мира возможностей . Академик Блумсбери. ISBN 978-147250-735-8 .
- 2015. Машинный Эрос: Сочинения о Японии . Ред. Гэри Дженоско и Джей Хетрик. Унивокальное издательство. ISBN 978-193756-120-8 .
- 2015. Психоанализ и трансверсальность: тексты и интервью 1955–1971 . Пер. Эймс Ходжес. МТИ Пресс. ISBN 978-158435-127-6
- 2016. Любовь к UIQ . Пер. Грэм Томсон и Сильвия Мальони. Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. ISBN 978-1-937561-95-6
- Гваттари, Феликс и Луис Инасио Лула да Силва . 2003. Партия без боссов: уроки антикапитализма от Гваттари и Лулы . Эд. Гэри Дженоско. Издательство Arbeiter Ring . ISBN 978-189403-718-1 .
- Гваттари, Феликс и Тони Негри . 1985. Коммунисты, подобные нам: новые пространства свободы, новые линии союза . Пер. Майкл Райан. Полутекст(д) Иностранные агенты Сер. Нью-Йорк: Semiotext(e), 1990. Пер. « Новых пространств свободы» . Париж: Бедон. ISBN 0-936756-21-7 .
- Гваттари, Феликс и Сьюли Рольник. 1986. Молекулярная революция в Бразилии . Нью-Йорк: Semiotext(e), 2008. Пер. микрополитики : картографии желаний . ISBN 1-58435-051-2 .
Непереведенные произведения
[ редактировать ]Примечание. Многие эссе, содержащиеся в этих работах, были переведены индивидуально и их можно найти в английских сборниках.
- Молекулярная революция (1977, 1980). Версия 1980 года (выпуски 10/18) содержит эссе, существенно отличающиеся от версии 1977 года.
- Зимние годы 1980–1985 (1986).
Другое сотрудничество:
- Институциональное вмешательство (Париж: Petite Bibliothèque Payot, № 382 – 1980). Об институциональной педагогике . С Жаком Ардуано, Ж. Лапассадом, Жераром Менделем, Рене Луро.
- Институциональная и политическая практика (1985). С Жаном Ури и Франсуа Тоскелем.
- Желание и революция. Интервью Паоло Бертетто (Милан: Squilibri, 1977). Беседа с Франко Берарди (Бифо) и Паоло Бертетто.
См. также
[ редактировать ]- Антипсихиатрия
- Критические взгляды на психоанализ
- Критика капитализма
- Деинституционализация
- Делёз и Гваттари
- История капитализма
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Лецеркль, Жан-Жак (октябрь 2012 г.). Дюканж, Жан-Нюма; Сибертен-Блан, Гийом (ред.). «Махинации делузо-гуаттариенны» . Настоящий Маркс . 52 (2). Париж : PUF: 108–120. дои : 10.3917/amx.052.0108 . eISSN 1969-6728 . ISBN 978-2-13-059331-7 . ISSN 0994-4524 – через Cairn.info .
- ^ Саймон Чоат, Маркс через постструктурализм: Лиотар, Деррида, Фуко, Делёз , Continuum, 2010, гл. 5.
- ^ Гваттари (1989, ix).
- ^ Шац, Адам (2010). «Желание было повсюду. Обзор Доссе Ф. 2010, Жиля Делёза и Феликса Гваттари. Пересекающиеся жизни. Колумбия, перевод Деборы Глассман». Лондонское обозрение книг . 32 (24).
- ^ Робцис, Камилла (2021). Разотчужденность. Политика, философия и радикальная психиатрия в послевоенной Франции . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 75–77.
- ^ Гваттари (1989, х).
- ^ Массуми, Брайан (1993). Руководство пользователя по капитализму и шизофрении: отклонения от Делеза и Гваттари . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 144 . ISBN 0-262-63143-1 .
- ^ Jump up to: а б Симпсон, Тим (2023). Ставки на Макао: капитализм казино и потребительская революция в Китае . Серия «Глобализация и сообщество». Миннеаполис, Миннесота: Издательство Университета Миннесоты . ISBN 978-1-5179-0031-1 .
- ^ Гваттари (1992, 124).
- ^ Гваттари (1992, 4).
- ^ « Интервью с Феликсом Гваттари на греческом телевидении. Архивировано 9 марта 2016 г. на Wayback Machine » («Интервью Феликса Гваттари на греческом телевидении»), Revue Chimères , 4 февраля 2009 г. (на французском языке )
- ^ « Некролог: Феликс Гваттари » Джеймса Киркупа , The Independent , 31 августа 1992 г.
- ^ « Феликс Гваттари, психоаналитик и философ, [ так в оригинале ] умер в 62 года » , Алан Райдинг , The New York Times , 3 сентября 1992 г.
- ^ Гваттари, Феликс; Рольник, Суэли (2007). Микрополитика (на французском языке). Препятствующие мышлению в раунде. ISBN 9782846711586 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- https://wikimania.wikimedia.org/wiki/User:Fr%C3%A9quence_Paris_Plurielle_FPP_radio_issus_de_la_mouvance_Autonome_de_F%C3%A9lix_Guattari#link_esterno
- Фрактальная онтология (с неопубликованными английскими переводами Гваттари и других)
- Сайт Химеров на Гваттари (на французском языке)
- «Желание было повсюду» , Адам Шац, London Review of Books , Vol. 32 № 24 · 16 декабря 2010 г.
- Феликс Гваттари
- 1930 рождений
- 1992 смертей
- Французские философы XX века
- Академический состав Парижского университета
- Анализы Жака Лакана
- Антипсихиатрия
- Автономизм
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Критические теоретики
- Французские коммунисты
- Французские политические философы
- Французские психоаналитики
- Люди из Уазы
- Постмодернистская теория
- Выпускники Парижского университета