Имманентная критика
Имманентная критика — это метод анализа культуры, который выявляет противоречия в правилах и системах общества. Самое главное, это противопоставляет идеалы, сформулированные обществом, неадекватной реализации этих идеалов в институтах общества.
Имманентная критика как метод критики идеологии анализирует культурные формы в философии, социальных и гуманитарных науках. Имманентная критика уделяет пристальное внимание логике и смыслу идей, выраженных в культурном тексте. Кроме того, он стремится контекстуализировать не только конкретный культурный объект своего исследования, но и более широкую идеологическую основу этого текста: он стремится показать, что идеология является продуктом исторического процесса и не отражает вечные истины.
Имманентная критика уходит корнями в диалектику Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и критику Пьера -Жозефа Прудона и Карла Маркса . Сегодня оно тесно связано с критическими теоретиками , такими как Теодор Адорно , а также с теоретиками литературы, такими как Фредрик Джеймсон , который в своей основополагающей работе «Политическое бессознательное » исследовал идею имманентного анализа текстов, чтобы доказать главенство политической интерпретации. Рой Бхаскар отстаивал это как один из ключевых методологических элементов критического реализма . [1]
Адорно противопоставлял имманентную критику «трансцендентной» критике, которая обычно сводит набор идей к их политическому использованию или к классовым интересам, которые они выражают. Трансцендентная критика, в отличие от имманентной критики, принимает внешнюю перспективу и фокусируется на историческом генезисе идей, отрицая при этом ценности, выраженные в культурном тексте. [2] Вместо этого целью имманентной критики является обнаружение социальных противоречий, которые предполагают возможности освободительных социальных изменений. Рассматривается роль идей в формировании общества. Имманентная критика культурного текста обсуждает идеальные принципы (явные или неявные), предлагаемые текстом. Это подчеркивает разрыв между тем, что что-то означает, и тем, что на самом деле делается в обществе. Имманентная критика пытается найти противоречия во внутренней логике культурного текста и косвенно предложить альтернативы, не создавая при этом совершенно новой теории. Он способен апеллировать к общим идеалам людей, одновременно подчеркивая, как далеко обществу предстоит пройти, прежде чем эти идеалы будут реализованы.
Цитируя Маркса, Роберт Дж. Антонио пишет:
- «Отправляясь из идеализма ... я пришел к поиску Идеи в самой реальности. Если раньше боги обитали над миром, то теперь они стали его центром». Маркс пришел к выводу, что имманентные принципы являются необходимым оружием в борьбе за прогрессивные социальные изменения, поскольку они обеспечивают основу для критики в рамках исторической реальности. Позднее это имманентное основание стало осью его освободительной критики капитализма . [3]
По словам Дэвида Л. Харви:
- «Критическая теория на самом абстрактном и общем уровне... начинается как формальная «негативность». В качестве диссидентского мотива он выбирает для анализа некую традицию, идеологическую предпосылку или институционализированную ортодоксальность. В качестве имманентной критики он затем «входит в свой объект», так сказать, «скучно изнутри». Временно принимая методологические предпосылки, основные предпосылки и утверждения ортодоксии как свои собственные, имманентная критика проверяет постулаты ортодоксии с помощью собственных стандартов доказательства и точности. При «входе» в теорию предпосылки и утверждения ортодоксальности регистрируются и регистрируются. обнаруживаются определенные стратегические противоречия. Эти противоречия затем развиваются в соответствии со своей собственной логикой, и в какой-то момент этого процесса внутреннего расширения односторонние провозглашения ортодоксальности рушатся как материальные примеры, и их противоречиям позволено развиваться «естественным образом». [4]
См. также
[ редактировать ]- Франкфуртская школа
- Рефлексивное раскрытие
- Квиетизм
- Аргументы «раскрытия мира»
- Герман Дойевеерд # Критика философии Дойевеердом
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бхаскар, Р. (2008) [1975], Реалистическая теория науки (издание Routledge «С новым введением»), Абингдон: Routledge.
- ^ Адорно, Т. (1982), Призмы , MIT Press: Кембридж.
- ^ «Имманентная критика как ядро критической теории». Британский социологический журнал Vol. 32, № 3, с. 333 (1981)
- ^ Социологические перспективы: Том 33, № 1, «Критическая теория», с. 5 (1990)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Имманентная критика с богословской точки зрения
- Что такое Имманентная критика? Сеть исследований социальных наук , редакция от 3 июня 2014 г., Титус Шталь, факультет философии
- Прокишин, Алексей (02.01.2022). «Условия имманентной критики» . Критические горизонты . 23 (1): 22–43. дои : 10.1080/14409917.2019.1616485 . ISSN 1440-9917 . S2CID 197707814 .