Рой Бхаскар
Рой Бхаскар | |
---|---|
Рожденный | Рам Рой Бхаскар 15 мая 1944 г. Теддингтон , Англия |
Умер | 19 ноября 2014 г. Лидс , Англия | (70 лет)
Альма-матер | |
Эра | Современная философия |
Область | Западная философия |
Школа | Критический реализм (философия социальных наук) |
Докторантура | Ром Харре |
Основные интересы | |
Известные идеи |
Рам Рой Бхаскар [а] (15 мая 1944 — 19 ноября 2014) — английский философ науки , наиболее известный как инициатор философского движения критического реализма (КР). Бхаскар утверждал, что задачей науки является «получение знаний о тех устойчивых и постоянно действующих механизмах природы, которые производят явления мира». [1] а не открытие количественных законов, и что экспериментальная наука имеет смысл только в том случае, если такие механизмы существуют и действуют как вне лаборатории, так и внутри нее.
Рой Бхаскар, безусловно, является самым известным сторонником «критического реализма», но он не был инициатором ни этого термина, ни концепции. Этот термин ранее использовался Дональдом Кэмпбеллом (1974/1988, стр. 432), а концепция сочетания онтологического реализма и эпистемологического конструктивизма восходит, по крайней мере, к Герберту Блумеру (1969). [2] [3] Бхаскар продолжил применять этот реализм в отношении механизмов и причинных сил к философии социальных наук, а также разработал ряд аргументов в поддержку решающей роли философии и гуманитарных наук. [4] По мнению Бхаскара, изучение общества может и желательно быть научным.
Бхаскар был мировым стипендиатом Института образования Университетского колледжа Лондона . [5]
Фон
[ редактировать ]Бхаскар родился 15 мая 1944 года в Теддингтоне , Лондон , и был первым из двух сыновей. Его отец-индеец и мать-англичанка были теософами . Бхаскар сказал, что его детство было несчастливым, поскольку отец возлагал на него большие надежды. [5] [6]
В 1963 году Бхаскар поступил в Баллиол-колледж в Оксфорде , получив стипендию для изучения философии, политики и экономики . Стипендия освободила его от влияния отца на выбранный им академический путь. Окончив университет с отличием в 1966 году, он начал работу над докторской диссертацией, посвященной актуальности экономической теории для слаборазвитых стран. Его докторская степень изменила курс и была написана в Наффилд-колледже в Оксфорде , где Ром Харре его руководителем стал , по философии социальных наук , а затем по философии науки . Его диссертация дважды провалилась, что, по его мнению, отчасти произошло по политическим причинам, но вторая версия была опубликована практически без изменений в 1975 году как его влиятельный текст «Реалистическая теория науки» . [7]
Бхаскар читал лекции в Эдинбургском университете с 1975 года, а затем перешёл в Университет Сассекса . Он занимал должности приглашенного специалиста в нескольких скандинавских университетах - адъюнкт-профессор философии в Центре исследований мира Университета Тромсё , Норвегия, и приглашенный профессор философии и социальных наук на факультете наук о заботе Университета Эребру , Швеция. С 2007 года Бхаскар работал в Институте образования в Лондоне, где работал над применением CR в исследованиях мира . Он был одним из основателей Центра критического реализма , Международной ассоциации критического реализма и Международного центра критического реализма (2011), последнего при Институте образования.
Бхаскар женился на Хилари Уэйнрайт в 1971 году. [8] После расставания пара осталась близкими друзьями на всю жизнь и так и не развелась. [9] Он умер в Лидсе вместе со своей партнершей Ребеккой Лонг 19 ноября 2014 года. [10]
Влияния
[ редактировать ]Сам Бхаскар перечисляет десять основных факторов, оказавших влияние на его ранние работы, включая философские работы по философии науки и языка; социология знания; Маркс «и особенно его концепция практики»; мыслители-структуралисты, включая Леви-Стросса, Хомского и Альтюссера; метакритическая традиция Гегеля, Канта и даже Декарта; и перспективизм в руках Ницше, Фанона, Грамши и Ганди. [11]
Его диалектический поворот более глубоко связан с Гегелем, и он назвал свою работу на этом этапе «несохраняющим снятием гегелевской диалектики», поскольку она во многом опирается на работы Гегеля, но выходит за их рамки и совершенствует их. [12] Он также считал, что это сохраняет и развивает его собственные ранние работы и работы Маркса, и утверждал, что «Маркс был протодиалектическим критическим реалистом», но что в его работах остались остатки гегелевской мысли. [13]
Однако он отказался от дальнейшей работы над диалектическим критическим реализмом после того, как испытал трансцендентальную медитацию. Он обратил свое внимание на различные восточные философские традиции, которые оказали основное влияние на его более поздний поворот к философии метареальности. [14]
Критический реализм
[ редактировать ]Рассмотрение Бхаскаром философии науки и социальных наук привело к развитию критического реализма , философского подхода, который защищает критический и освободительный потенциал рационального (научного и философского) исследования как от позитивистских , широко определяемых, так и от «постмодернистских» проблем. Его подход подчеркивает важность проведения различия между эпистемологическими и онтологическими вопросами, а также значение правильно понятой объективности для критического проекта. Его концепция философии и социальных наук социально обусловлена, но не социально детерминирована; он сохраняет возможность объективной критики мотивировать социальные изменения, конечной целью которых является продвижение человеческой свободы.
Термин «критический реализм» изначально не использовался Бхаскаром. Философия зародилась как то, что Бхаскар назвал «трансцендентальным реализмом» в «Реалистической теории науки» (1975), который он распространил на социальные науки как критический натурализм в «Возможности натурализма» (1978). Термин «критический реализм» представляет собой исключение трансцендентального реализма и критического натурализма и был принят Бхаскаром после того, как он был предложен другими. [15]
Критический реализм не следует путать с различными другими критическими реализмами, включая Георга Лукача и эстетику « Алистера МакГрата Научную теологию» (или теологический критический реализм), хотя они преследуют общие цели. В современных текстах критического реализма «критический реализм» часто сокращается до CR.
Критический реализм Бхаскара можно разделить на несколько этапов, но он настаивал на том, что более поздние этапы сохранили и расширили более ранние этапы его работы, а не аннулировали их. Самое простое и распространенное разделение состоит из трех фаз: исходной, диалектической и трансцендентальной. Однако оригинальный критический реализм также можно разделить на трансцендентальный реализм и критический натурализм.
Оригинальный критический реализм
[ редактировать ]Первая «фаза» критического реализма собрала большое количество приверженцев и сторонников в Великобритании, многие из которых были связаны с Группой радикальной философии и связанными с ней движениями. В журнале «Радикальная философия» впервые появилась большая часть ранних исследований CR. Он выступал за объективистско-реалистический подход к науке, основанный на кантовском трансцендентальном анализе научной экспериментальной деятельности. Подчеркивая необходимость сохранения как субъективной эпистемологической, или «транзитивной», стороны знания, так и объективной онтологической, или «интранзитивной», стороны знания, Бхаскар разработал теорию науки и социальных наук, которая, по его мнению, поддержала бы реальность объектов знания. науки и их познаваемости, но также включало в себя идеи движения « социологии знания », которое подчеркивало теоретическую, исторически случайную и социально обусловленную природу знания.
В результате возник союз онтологического реализма с эпистемологическим релятивизмом, который сформировал объективистскую, но в то же время фаллибилистскую теорию познания. Основная стратегия Бхаскара заключалась в том, чтобы доказать, что реальность имеет глубину и что знание может более или менее глубоко проникать в реальность, никогда не достигая дна. Бхаскар сказал, что он вновь ввел онтологию в философию науки, когда это было почти ересью. Он выступал за онтологию стратифицированной эмерджентности и дифференцированной структуры, которая поддерживала онтологическую реальность причинных сил независимо от их эмпирических эффектов. Такой шаг открыл возможность для нередуктивистского и непозитивистского подхода к причинному объяснению в человеческой и социальной сфере.
Этот объяснительный проект был связан с критическим проектом, главной идеей которого является учение об объяснительной критике. Бхаскар полностью развил ее в книге «Научный реализм и человеческая эмансипация» (1987), которая развила критическую традицию критики идеологии в рамках CR, утверждая, что определенные виды объяснительных объяснений могут напрямую вести к оценкам, и поэтому наука может функционировать нормативно, а не только описательно, как предполагал позитивизм со времен закона Юма . Была надежда, что такой шаг станет Святым Граалем критической теории, объективной нормативной основой.
Трансцендентальный реализм
[ редактировать ]«Трансцендентальный реализм» — термин, использованный Бхаскаром для описания аргумента, который он развил в своей первой книге «Реалистическая теория науки» (1975). [16] (Не путать с трансцендентальным реализмом Ф.В. Дж. Шеллинга или трансцендентальным реализмом Артура Шопенгауэра Бхаскара .) Эта позиция основана на трансцендентальных аргументах в пользу определенных онтологических и эпистемологических позиций, основанных на том, какой должна быть реальность, чтобы научное знание было возможным.
Транзитивные и нетранзитивные домены
[ редактировать ]Реалистическая теория науки начинается с предполагаемого парадокса: как люди создают знания как продукт социальной деятельности, если знание состоит из вещей, которые вовсе не производятся людьми? [17]
Первый вдохновлен аргументами Куна о том, как научные сообщества развивают знания, и утверждает, что все наблюдения являются теоретическими, основанными на ранее приобретенных концепциях. По сути, это не наивно-реалистический взгляд на знание как прямое приобретение фактов посредством наблюдения за реальным миром, а скорее на то, что знание подвержено ошибкам. Этот аспект знаний описывается как переходная область знаний , поскольку знания могут меняться с течением времени.
Утверждается, что вторая часть парадокса основана на реальном мире, который существует и ведет себя одинаково независимо от того, существуют люди или нет и знают ли они о реальном мире. Это описывается как непереходные объекты познания . [17]
Бхаскар называет устранение непереходных объектов знания и, таким образом, сведение онтологии к эпистемологии эпистемической ошибкой , которая, как утверждает Бхаскар, неоднократно совершалась в течение последних 300 лет философии науки. Эпистемическая ошибка «состоит в том, что утверждения о бытии могут быть сведены к утверждениям о знании или проанализированы с их точки зрения». [18]
Трансцендентальный аргумент экспериментальной науки
[ редактировать ]Основной аргумент « Реалистической теории науки» начинается с критики позитивистского/эмпиристского понимания того, как работает наука. Бхаскар сосредотачивается на аргументе эмпириков о том, что наука производит истинное знание инвариантных причинных законов путем наблюдения причинных закономерностей: «постоянного соединения воспринимаемых событий». [19] Бхаскар развивает то, что он называет имманентной критикой эмпиризма, в которой он считает некоторые из его основных предположений верными для цели аргументации, а затем показывает, что это приводит к бессвязности эмпирической аргументации. В частности, он принимает предпосылку, что экспериментальная наука производит полезные знания (хотя он не берет на себя обязательство утверждать, что знания, которые она производит, истинны), а затем задается вопросом, каким должен быть мир, если это так. [20] В этом смысле его аргументы принимают форму, аналогичную трансцендентальным аргументам Канта, термин, который он использует для их описания. [21]
Он утверждает, что экспериментальная наука необходима только тогда и потому, что «без нее не была бы возможна картина событий, происходящих в экспериментальных условиях». [19] В экспериментах ученые манипулируют условиями, чтобы исключить некоторые причинные факторы и сосредоточиться на других. Любая наблюдаемая причинная закономерность отчасти является продуктом их деятельности, которая необходима только потому, что причинные закономерности не происходят последовательно во внешнем мире, который Бхаскар называет открытыми системами . Таким образом, регулярности не являются постоянными соединениями в том смысле, которого требует эмпиризм. Однако считается, что они дают полезные знания о том, как устроен мир, и, в частности, учёные формируют представления о том, как устроен мир за пределами лаборатории, на основе своих экспериментов; однако учёным известно, что за пределами лаборатории постоянные соединения не происходят. Действительно, экспериментальная наука имеет смысл только в том случае, если она сообщает нам что-то полезное о том, что происходит за пределами лаборатории. [19]
Следовательно, то, что изучают ученые-экспериментаторы, не может быть причинными законами, которые понимаются как инвариантные закономерности событий. Вместо этого, утверждает Бхаскар, они изучают причинные механизмы, которые действуют как тенденции в том смысле, что они имеют тенденцию, но не всегда приводят к определенным результатам. [22] Они могут действовать только при определенных условиях или им могут препятствовать другие причинные механизмы, поскольку для создания любого данного события взаимодействуют несколько механизмов. [23] Роль учёных-экспериментаторов состоит в том, чтобы предотвратить подобные препятствия и позволить изолировать конкретный механизм. [24] Механизмы, или порождающие механизмы , как он их часто называет, в свою очередь являются свойствами вещей (объектов), и он обычно отождествляет их также с причинными силами этих вещей. [25]
Реальные, фактические и эмпирические области
[ редактировать ]На этом основании Бхаскар утверждает, что мир можно разделить на вложенные области реального , фактического и эмпирического .
Домен Реала | Домен фактического | Область эмпирического | |
---|---|---|---|
Механизмы | х | ||
События | х | х | |
Опыт | х | х | х |
Эмпирическое . содержит события, которые люди действительно переживают Это подмножество реальных событий , полный набор событий, которые действительно происходят, независимо от того, знают ли о них люди или нет. Это, в свою очередь, является подмножеством реального , которое включает в себя объекты, их структуры, а также их причинные силы. [26] Важно отметить, что объекты и структуры могут быть способны проявлять определенные причинные силы, но эти силы могут не влиять на данную ситуацию, если условия запуска отсутствуют, и даже если они срабатывают, их характерные эффекты могут не проявиться. если им препятствуют другие причинные силы. Ошибка эмпиризма, таким образом, состоит в том, чтобы построить свою онтологию исключительно на категории опыта и, таким образом, свести все три области в одну. [27]
Стратификация и эмерджентность
[ редактировать ]Для Бхаскара причинные силы вещей зависят от их структуры как сложных объектов. [28] Они эмерджентны в том смысле, что являются свойствами целого, которые появляются только в результате того, что части структурированы так, как они есть в этом типе целого. Как объясняет Коллиер в своей книге о критическом реализме Бхаскара, это приводит к представлению о целых как о состоящих из частей, которые сами по себе являются целыми и обладают собственными возникающими силами. [29] Таким образом, реальность стратифицирована в двух смыслах: в том смысле, который подразумевается в разделении между эмпирическим, актуальным и реальным, а также в том смысле, что она состоит из вещей, состоящих из частей, которые сами являются вещами на более низком уровне стратификации.
Отношения между объектами и комбинации их причинных сил могут создавать совершенно новые структуры с новыми причинными силами. Типичным примером является вода, обладающая причинной способностью тушить огонь, но она состоит из водорода и кислорода, обладающих причинной силой горения. [30] Эта стратификация присутствует во всех науках: физике, химии, биологии, социологии и т. д. Это означает, что объекты социологии (рынки труда, капитализм и т. д.) столь же реальны, как и объекты физики. Позиция не является редукционистской : каждый слой зависит от объектов и их отношений в слоях, находящихся ниже него, но разница в причинных силах означает, что это обязательно разные объекты.
Критический натурализм
[ редактировать ]Критический натурализм — это термин, который Бхаскар использовал для описания аргумента, который он развивает в своей второй книге «Возможность натурализма» (1979). [31] Он определяет натурализм как точку зрения, согласно которой «социальные объекты можно изучать по существу так же, как и естественные, то есть «научно»». [32] С одной стороны, Бхаскар выступает за натурализм в том смысле, что трансцендентально-реалистическая модель науки в равной степени применима как к физическому, так и к человеческому миру. С другой стороны, однако, он утверждает, что изучение человеческого мира — это изучение чего-то фундаментально отличного от физического мира, и поэтому стратегия его изучения должна быть адаптирована. Критический натурализм, таким образом, подразумевает социальные научные методы, которые стремятся идентифицировать механизмы, производящие социальные события, но с признанием того, что они находятся в гораздо большем состоянии изменения, чем события физического мира (человеческие структуры изменяются гораздо быстрее, чем, скажем, структуры человека). , лист). В частности, необходимо понимать, что человеческая активность становится возможной благодаря социальным структурам, которые сами требуют воспроизводства определенных действий/предварительных условий. Более того, люди, населяющие социальные структуры, способны сознательно размышлять и изменять действия, которые их производят, - практика, которой частично способствуют социальные научные исследования.
Трансформационная модель социальной деятельности (ТМСА)
[ редактировать ]
Бхаскар отвергает методологическую индивидуалистическую доктрину, согласно которой социальные события можно объяснить исключительно с точки зрения фактов об отдельных людях. [34] но признает, что у общества нет другого материального присутствия, кроме людей и продуктов их действий. [35] В равной степени он отвергает коллективистское понятие, которое он связывал с Эмилем Дюркгеймом , которое материализует социальные группы и объясняет социальное с точки зрения влияния групп, исключая влияние личностей. На самом деле Дюркгейм не отвергает психологию целиком . Две главы «Самоубийства» Дюркгейм посвящает психологическим объяснениям самоубийства. Реальная позиция Дюркгейма заключается в том, что не только психология, но и социальные факты играют роль в объяснении уровня самоубийств. [35] Вместо этого Бхаскар выступает за итеративные отношения между людьми и обществом, которые он понимает как «совокупность структур, практик и соглашений». [33] Люди никогда не создают общество с нуля, поскольку оно всегда предшествует им и обеспечивает контекст, в котором они действуют, но общество зависит от человеческой деятельности в плане своего воспроизводства и/или трансформации с течением времени. Таким образом, общество является необходимым условием человеческой деятельности и влияет на нее, но человеческая деятельность, в свою очередь, является необходимым условием общества, которое оно постоянно формирует и изменяет. [36] Первоначально Бхаскар рассматривал работу Энтони Гидденса о двойственности структуры как соответствующую TMSA. [37] но позже он принял критику Гидденса со стороны Маргарет Арчер , которая утверждала, что Гидденс смешивает структуру и свободу действий. [38] Собственная концепция Арчера о морфогенетическом цикле, разработанная независимо, удивительно похожа на TMSA. Это привело к тому, что оба начали работать вместе под лозунгом критического реализма.
Социальные структуры
[ редактировать ]Бхаскар считает, что социальные структуры обладают возникающими свойствами по той же модели, что и структуры в мире природы. Однако он перечисляет три ключевых различия между социальными и природными структурами, которые влияют как на то, как они могут вести себя, так и на то, как их можно изучать. Во-первых, как описано в TMSA, они «не существуют независимо от деятельности, которой они управляют», а это означает, что их нельзя эмпирически идентифицировать независимо от этой деятельности. Во-вторых, они зависят от «концепций агентов о том, что они делают», что дает несколько конструктивистское понимание социальных структур и их зависимости от человеческих убеждений и, следовательно, возможностей их трансформации. В-третьих, эта зависимость от убеждений делает их менее устойчивыми и более легко трансформируемыми, чем естественные структуры. [39]
Агентство
[ редактировать ]Бхаскар понимает людей прежде всего как материальные существа, обладающие способностью к намеренному действию как возникающее следствие их нейрофизиологической сложности. [37] На этом основании он отвергает редукционистские объяснения человеческой деятельности как детерминированной чисто физиологически и вместо этого выступает за то, что он называет «материализмом синхронных возникающих сил». [40] Он заключает: «Силы, связанные с разумом, одновременно реальны, то есть причинно эффективны... и нередуцируемы, то есть возникают из материи». [41] Это позволяет ему утверждать, что причины могут быть причинами человеческого поведения, поскольку причины являются примерами возникающих умственных способностей, а это означает, что люди могут объяснять человеческие действия (по крайней мере частично) с точки зрения интенциональности. [42]
Объяснительная критика и этический натурализм
[ редактировать ]Одна из основных тем работы Бхаскара, к которой он возвращается несколько раз на разных этапах, заключается в том, что философские аргументы могут быть предоставлены в поддержку социально-политической критики. Его первая попытка обеспечить такую поддержку пришла в форме концепции объяснительной критики, которая была впервые представлена в «Возможности натурализма» , но более полно развита в «Научном реализме и эмансипации человека» (1987). Его аргумент заключается в том, что при прочих равных условиях, если что-то (S) ответственно за возникновение ложного убеждения, можно перейти к отрицательной этической оценке S и к положительной оценке действий, направленных на его устранение. [43] Полезно объяснить аргумент, если рассматривать его как связанный с критикой марксистской идеологии, в которой S — это своего рода социальная структура, скажем, капитализм, которая порождает ложные убеждения (идеологию), но в которой основой критической реакции не является причиненный вред. капитализмом, но он вводит людей в заблуждение относительно своей истинной природы. Важность этого аргумента, предполагает Бхаскар, заключается в том, что он подкрепляет критический потенциал гуманитарных наук, поскольку они могут обеспечить основу для политических действий, раскрывая ложность убеждений и их источников. [44]
Позже Бхаскар расширяет этот аргумент от когнитивной формы объяснительной критики, которая утверждает, что источники ложных знаний должны быть удалены, до формы, основанной на потребностях, которая применяет аналогичный аргумент к источникам неспособности удовлетворить человеческие потребности. [45] В контексте предыдущего примера это было бы равносильно утверждению, что капитализм следует уничтожить, потому что он причиняет человеческие страдания, а не потому, что он вводит людей в заблуждение.
Бхаскар утверждает, что этот аргумент опровергает то, что иногда называют « законом Юма »: утверждение, что этический вывод не может быть получен из чисто фактических предпосылок. Действительно, он утверждает, что пока известно, что убеждение ложно, существует достаточно оснований для его отрицательной оценки и для действий, направленных на его устранение. [46] Это, по его мнению, дает достаточные основания для этического натурализма , веры в то, что этические выводы могут быть получены из чисто фактических предпосылок, что также, по-видимому, влечет за собой моральный реализм , веры в то, что некоторые этические утверждения объективно верны. [47]
Диалектический критический реализм
[ редактировать ]Вторая фаза критического реализма, диалектический поворот, начатый в книге «Диалектика: Пульс свободы» (1993) и получивший дальнейшее развитие в «Платоне и т. д.» (1994), завоевал новых сторонников, но вызвал критику со стороны некоторых критических реалистов. Он приводил доводы в пользу «диалектизации» CR посредством тщательного прочтения Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Карла Маркса . Доказывая против Гегеля и Маркса, что диалектические связи, отношения и противоречия сами по себе онтологичны (объективно реальны), Бхаскар разработал концепцию реального отсутствия , которая, как он утверждал, могла бы обеспечить более прочную основу для реальности и объективности ценностей и критики. Он попытался включить критическую рациональную человеческую активность в диалектическую фигуру с помощью своего «Четвертого измерения» диалектики, которое заложило бы систематическую модель рациональной освободительной преобразующей практики.
Трансцендентальный диалектический критический реализм
[ редактировать ]В 2000 году Бхаскар опубликовал книгу «С Востока на Запад: Одиссея души» , в которой он впервые выразил идеи, связанные с духовными ценностями, которые стали рассматриваться как начало его так называемого «духовного» поворота, приведшего к заключительной фазе духовного развития. критический реализм, получивший название «Трансцендентальный диалектический критический реализм». Эта публикация и последующие за ней вызвали большие споры и привели к некоторому расколу среди сторонников Бхаскара. Некоторые уважаемые критические реалисты осторожно поддержали «духовный поворот» Бхаскара, но другие придерживались мнения, что это развитие поставило под угрозу статус критического реализма как серьезного философского движения.
В своих «Размышлениях о метареальности » он описывает метареальность как «новую философскую точку зрения». [48] Главным отклонением, по-видимому, является акцент на переходе от западного дуализма к недвойственной модели, в которой эмансипация влечет за собой «распад, преодоление двойственности и разделённости между вещами». Статья Джейми Моргана «Что такое мета-реальность» представляет собой очень четкое введение в этот этап работы Бхаскара. [49]
Политика
[ редактировать ]Программа Бхаскара была глубоко политической. Он считал это «недостаточной работой» над работой, проделанной в области гуманитарных наук в целях реализации «проекта человеческого самоосвобождения». [50] Одной из нитей, объединяющих различные этапы его работы, является постоянное стремление обеспечить философскую поддержку освободительной политики.
Его иногда называют мыслителем-марксистом, но его отношение к марксизму было двойственным. В дебатах с Бхаскаром известный марксист Алекс Каллиникос назвал его «значительным вкладчиком в современную марксистскую мысль в широком понимании». [51] В той же дискуссии Бхаскар поддержал некоторые ключевые элементы мысли Маркса, в том числе его объяснение глубоких структур капиталистического способа производства . [52] Бхаскар явно восхищался Марксом как философом эмансипации и оба опирался на некоторые аспекты этой работы, по крайней мере, до периода диалектического критического реализма включительно.
Однако во время тех же дебатов с Каллиникосом Бхаскар упомянул «марксистов», как будто этот термин не включал его самого, и раскритиковал их за пренебрежение ролью женщин в домашнем труде. [53] Когда он прикрепил свои цвета к политическому флагу, это был более общий флаг социализма. [54] Несмотря на свою поддержку в дебатах с Каллиникосом, он редко уделял много внимания менее философским аспектам работы Маркса, включая политическую экономию и классовую политику. Возможно, было бы справедливее рассматривать работу Бхаскара как пересекающуюся с марксистской традицией, а не как ее часть. Его творчество относится к политике прежде всего на философском уровне. Он редко занимался вопросами практической политики, за исключением его недавней совместной работы по изменению климата. [55]
Критика
[ редактировать ]Трансцендентальный реализм
[ редактировать ]Критика высказывалась по существу аргументов Бхаскара по различным пунктам.
» Бхаскара Одно из возражений, выдвинутых Каллиникосом и другими, заключается в том, что так называемые « трансцендентальные аргументы на самом деле не таковы. Они не являются типичными трансцендентальными аргументами, как их определяли такие философы, как Чарльз Тейлор , отличительной чертой которых является выявление некоторого предполагаемого условия возможности опыта. (Однако его аргументы действуют аналогичным образом, поскольку они пытаются доказать, что научная практика была бы непонятной и/или необъяснимой в отсутствие онтологических особенностей, которые он идентифицирует.)
С другой стороны, некоторые критики поверили Бхаскару на слово, критикуя использование им трансцендентальных аргументов на том основании, что этот термин предполагает (из-за его использования Кантом), что такие аргументы обеспечивают фундаментальные выводы с абсолютной уверенностью, но в другом месте Бхаскар выступал за фаллибилистский взгляд на познание. [56] Бхаскар, однако, неоднократно разъяснял, что «трансцендентальный реализм подвержен ошибкам, так же исправимым, как и результат любого другого человеческого аргумента». [57]
Утверждение Бхаскара о том, что теория объяснительной критики оправдывает этический натурализм и/или моральный реализм, также подвергалось критике, в том числе со стороны других критических реалистов, как совершающее натуралистическую ошибку . [58] Мартин Хаммерсли, например, утверждает, что версия объяснительной критики, основанная на потребностях, вводит ценностную предпосылку в предположительно чисто фактические предпосылки аргумента, поскольку концепция потребности уже несет в себе этический вывод о том, что потребность должна быть удовлетворена. [59] Точно так же Дэйв Элдер-Васс утверждает, что когнитивная версия объяснительной критики основана на этической предпосылке, согласно которой ложное знание — это плохо. [60] Если аргумент Бхаскара опирается на подобные этические предпосылки, то он не может предоставить примеры вывода этических выводов из чисто фактических предпосылок, что, по-видимому, опровергает его утверждение о том, что теория объяснительной критики обеспечивает оправдание этического натурализма.
Диалектический критический реализм
[ редактировать ]Его ранние книги считались «образцами ясности и строгости», но Бхаскара критиковали за «поистине ужасающий стиль» ( Алекс Каллиникос , 1994), в котором были написаны его «диалектические» работы. Он выиграл конкурс плохих сочинений в 1996 году за отрывок из Платона и др. (1994). [61]
Концепция реального отсутствия Бхаскара подвергалась сомнению со стороны таких, как Эндрю Коллиер , который утверждает, что она не может правильно провести различие между реальным и номинальным отсутствием. [62]
Трансцендентальный диалектический критический реализм
[ редактировать ]Последний «духовный» этап Бхаскара подвергся критике со стороны многих приверженцев раннего критического реализма за отход от фундаментальных позиций, которые сделали его важным и интересным, без предоставления философской поддержки его новым идеям. [63] Краткое изложение метареальности Джейми Моргана представляет собой ряд осторожных возражений против аргумента Бхаскара. [64]
Библиография
[ редактировать ]- Бхаскар, Р., 1997 [1975], Реалистическая теория науки , Лондон: Verso. ISBN 1-85984-103-1
- Бхаскар, Р., 1998 [1979], Возможность натурализма (3-е издание), Лондон: Routledge. ISBN 0-415-19874-7
- Бхаскар Р., 1987, Научный реализм и человеческая эмансипация , Лондон: Verso. ( гл.1 )
- Бхаскар, Р., 1989, Возвращение реальности: критическое введение в современную философию , Лондон: Verso. ISBN 0-86091-951-X
- Бхаскар Р., 1990, Философия и идея свободы , Лондон: Блэквелл.
- Бхаскар, Р. (ред.). 1990, Харре и его критики: Очерки в честь Рома Харра с его комментариями к ним . Оксфорд: Блэквелл.
- Бхаскар Р. и Эджли Р. (ред.). 1991. Встреча умов: социалисты обсуждают философию . Лондон: Социалистическое общество.
- Бхаскар, Р., 1993, Диалектика: Пульс свободы , Лондон: Оборотная сторона. ISBN 0-86091-583-2
- Бхаскар Р., 1994, Платон и др.: Проблемы философии и их решение , Лондон: Verso. ISBN 0-86091-649-9
- Бхаскар Р., 2000, С востока на запад: Одиссея души . Лондон: Рутледж.
- Бхаскар, Р., 2002, Размышления о метареальности: философия настоящего , Нью-Дели/Лондон Sage. ISBN 0-7619-9691-5
- Бхаскар Р., 2002, От науки к эмансипации: отчуждение и актуальность просветления . Лондон: SAGE.
- Бхаскар Р., 2002, Философия метареальности: творчество, любовь и свобода . Нью-Дели: Публикации Sage.
- Бхаскар Р., 2002, Размышления о метареальности: трансцендентность, просветление и повседневная жизнь . Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications.
- Бхаскар Р., 2002, За пределами Востока и Запада: духовность и сравнительное религиоведение в эпоху глобального кризиса . Нью-Дели; Таузенд-Оукс, Калифорния: Публикации Sage.
- Бхаскар Р., 2006 г., Понимание мира и безопасности . Рутледж.
- Бхаскар Р. и др. 2007, Междисциплинарность и здоровье . Рутледж.
- Бхаскар Р., 2008, Постижение глубин реальности . Лондон: Рутледж.
- Бхаскар Р. и др. 2008, Формирование критического реализма: личный взгляд . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж.
- Бхаскар Р. и др. (ред.) 2010, Междисциплинарность и изменение климата: трансформация знаний и практики для нашего глобального будущего . Абингдон, Оксон ; Нью-Йорк: Рутледж.
- Бхаскар, Р. 2016. Просвещенный здравый смысл: философия критического реализма . Абингдон, Оксон ; Нью-Йорк: Рутледж.
- Бхаскар Р. и др. 2018. Междисциплинарность и благополучие: критическая реалистическая общая теория междисциплинарности. Абингдон, Оксон ; Нью-Йорк: Рутледж .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Произносится / ˈ b æ s k ɑːr / .
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Бхаскар, Рой (2008). Реалистическая теория науки . Лондон: Версо. п. 47. ИСБН 978-1-84467-204-2 . OCLC 154707552 .
- ^ Блумер, Х. (1969). Методологическая позиция символического интеракционизма. В книге Х. Блюмера «Символический интеракционизм: перспектива и метод». Беркли: Калифорнийский университет Press, 1969.
- ^ Кэмпбелл, DT (1974). Эволюционная эпистемология. В П. А. Шлиппе (ред.), Философия Карла Поппера, стр. 413–463. Ла Саль, Иллинойс: Open Court Publishing Co.
- ^ Бхаскар, Рой, 1944–2014 гг. (2010). Возвращение реальности: критическое введение в современную философию . Лондон: Рутледж. стр. 1–10. ISBN 978-0-203-84331-4 . OCLC 712652144 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Биография Роя Бхаскара» . roybhaskar.wordpress.com .
- ^ Хартвиг, М. (2008), «Введение», в Бхаскар, Р., Реалистическая теория науки (издание Routledge «С новым введением»), Абингдон: Routledge.
- ^ Бхаскар, Рой, 1944–2014 гг. (2010). Формирование критического реализма: личный взгляд . Хартвиг, Мервин. (1-е изд.). Лондон: Рутледж. стр. 42–49. ISBN 978-0-415-45502-2 . OCLC 455418555 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Гребер, Дэвид (4 декабря 2014 г.). «Некролог Роя Бхаскара» . Хранитель . Проверено 25 мая 2018 г.
- ^ Рейш, Мэтью (11 декабря 2014 г.). «Рой Бхаскар, 1944–2014» . Высшее образование Таймс . Проверено 25 мая 2018 г.
- ^ «Рой Бхаскар, 1944–2014» . www.sociantology.eu. 20 ноября 2014 г. Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 г.
- ^ Бхаскар, Рой (2010). Формирование критического реализма: личный взгляд . Мервин Хартвиг. Лондон: Рутледж. стр. 33–4. ISBN 978-0-415-45502-2 . OCLC 455418555 .
- ^ Бхаскар, Рой (2008). Диалектика: пульс свободы . Лондон: Рутледж. п. xiii. ISBN 978-0-203-89263-3 . OCLC 263493107 .
- ^ Бхаскар, Рой (1994). Платон и др.: проблемы философии и их разрешение . Лондон: Версо. п. 131. ИСБН 0-86091-499-2 . ОСЛК 30703185 .
- ^ Бхаскар, Рой (2010). Формирование критического реализма: личный взгляд . Мервин Хартвиг. Лондон: Рутледж. стр. 146–9. ISBN 978-0-415-45502-2 . OCLC 455418555 .
- ^ Бхаскар, Рой, 1944–2014 гг. (2010). Возвращение реальности: критическое введение в современную философию . Лондон: Рутледж. п. 190. ИСБН 978-0-203-84331-4 . OCLC 712652144 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Бхаскар, Рой, 1944–2014 гг. (2008). Реалистическая теория науки . Лондон: Версо. п. 25. ISBN 978-1-84467-204-2 . OCLC 154707552 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Бхаскар, Рой, 1944–2014 гг. (2008). Реалистическая теория науки (3-е изд.). Лондон: Версо. п. 21. ISBN 978-1-84467-204-2 . OCLC 154707552 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Бхаскар, Рой, 1944–2014 гг. (2008). Реалистическая теория науки (3-е изд.). Лондон: Версо. п. 36. ISBN 978-1-84467-204-2 . OCLC 154707552 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Бхаскар, Рой, 1944–2014 гг. (2008). Реалистическая теория науки . Лондон: Версо. п. 33. ISBN 978-1-84467-204-2 . OCLC 154707552 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Бхаскар, Рой, 1944–2014 гг. (2008). Реалистическая теория науки . Лондон: Версо. п. 36. ISBN 978-1-84467-204-2 . OCLC 154707552 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Бхаскар, Рой, 1944–2014 гг. (2008). Реалистическая теория науки . Лондон: Версо. п. 30. ISBN 978-1-84467-204-2 . OCLC 154707552 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Бхаскар, Рой, 1944–2014 гг. (2008). Реалистическая теория науки . Лондон: Версо. п. 49. ИСБН 978-1-84467-204-2 . OCLC 154707552 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Бхаскар, Рой, 1944–2014 гг. (2008). Реалистическая теория науки . Лондон: Версо. стр. 46–7. ISBN 978-1-84467-204-2 . OCLC 154707552 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Бхаскар, Рой, 1944–2014 гг. (2008). Реалистическая теория науки . Лондон: Версо. стр. 46, 53. ISBN. 978-1-84467-204-2 . OCLC 154707552 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Бхаскар, Рой, 1944–2014 гг. (2008). Реалистическая теория науки . Лондон: Версо. п. 50. ISBN 978-1-84467-204-2 . OCLC 154707552 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Бхаскар, Рой (2008). Реалистическая теория науки . Лондон: Версо. п. 56. ИСБН 978-1-84467-204-2 . OCLC 154707552 .
Таблица 1.1
- ^ Бхаскар, Рой (2008). Реалистическая теория науки . Лондон: Версо. стр. 56–7. ISBN 978-1-84467-204-2 . OCLC 154707552 .
- ^ Бхаскар, Рой (2008). Реалистическая теория науки . Лондон: Версо. п. 51. ИСБН 978-1-84467-204-2 . OCLC 154707552 .
- ^ Кольер, Эндрю (1994). Критический реализм: введение в философию Роя Бхаскара . Лондон: Версо. п. 117. ИСБН 0-86091-437-2 . OCLC 29477588 .
- ^ Сэйер, Р. Эндрю (1992). Метод в социальных науках: реалистический подход (2-е изд.). Лондон: Рутледж. п. 119. ИСБН 0-203-31076-4 . OCLC 52112061 .
- ^ Бхаскар, Рой (1998). Возможность натурализма: философская критика современных гуманитарных наук (3-е изд.). Лондон: Рутледж. п. VII. ISBN 0-203-97662-2 . OCLC 252978412 .
- ^ Бхаскар, Рой (1998). Возможность натурализма: философская критика современных гуманитарных наук (3-е изд.). Лондон: Рутледж. п. ix. ISBN 0-203-97662-2 . OCLC 252978412 .
- ^ Jump up to: а б Бхаскар, Рой (1998). Возможность натурализма: философская критика современных гуманитарных наук (3-е изд.). Лондон: Рутледж. п. 36. ISBN 0-203-97662-2 . OCLC 252978412 .
- ^ Бхаскар, Рой (1998). Возможность натурализма: философская критика современных гуманитарных наук (3-е изд.). Лондон: Рутледж. п. 27. ISBN 0-203-97662-2 . OCLC 252978412 .
- ^ Jump up to: а б Бхаскар, Рой (1998). Возможность натурализма: философская критика современных гуманитарных наук (3-е изд.). Лондон: Рутледж. п. 30. ISBN 0-203-97662-2 . OCLC 252978412 .
- ^ Бхаскар, Рой (1998). Возможность натурализма: философская критика современных гуманитарных наук (3-е изд.). Лондон: Рутледж. стр. 34–7. ISBN 0-203-97662-2 . OCLC 252978412 .
- ^ Jump up to: а б Бхаскар, Рой (1998). Возможность натурализма: философская критика современных гуманитарных наук (3-е изд.). Лондон: Рутледж. п. 35. ISBN 0-203-97662-2 . OCLC 252978412 .
- ^ Бхаскар, Рой (2010). Формирование критического реализма: личный взгляд . Мервин Хартвиг. Лондон: Рутледж. п. 80. ИСБН 978-0-415-45502-2 . OCLC 455418555 .
- ^ Бхаскар, Рой (1998). Возможность натурализма: философская критика современных гуманитарных наук (3-е изд.). Лондон: Рутледж. п. 38. ISBN 0-203-97662-2 . OCLC 252978412 .
- ^ Бхаскар, Рой (1998). Возможность натурализма: философская критика современных гуманитарных наук (3-е изд.). Лондон: Рутледж. п. 97. ИСБН 0-203-97662-2 . OCLC 252978412 .
- ^ Бхаскар, Рой (1998). Возможность натурализма: философская критика современных гуманитарных наук (3-е изд.). Лондон: Рутледж. п. 107. ИСБН 0-203-97662-2 . OCLC 252978412 .
- ^ Бхаскар, Рой (1998). Возможность натурализма: философская критика современных гуманитарных наук (3-е изд.). Лондон: Рутледж. п. 80. ИСБН 0-203-97662-2 . OCLC 252978412 .
- ^ Бхаскар, Рой (1986). Научный реализм и эмансипация человека . Лондон: Версо. п. 177. ИСБН 0-86091-143-8 .
- ^ Бхаскар, Рой (1986). Научный реализм и эмансипация человека . Лондон: Версо. п. 180. ИСБН 0-86091-143-8 . OCLC 15235267 .
- ^ Бхаскар, Рой (2008). Диалектика: пульс свободы . Лондон: Рутледж. п. 262. ИСБН 978-0-203-89263-3 . OCLC 263493107 .
- ^ Бхаскар, Рой (1986). Научный реализм и эмансипация человека . Лондон: Версо. стр. 177–9. ISBN 0-86091-143-8 . OCLC 15235267 .
- ^ Бхаскар, Рой (1993). Диалектика: пульс свободы . Лондон: Версо. п. 259. ИСБН 0-86091-368-6 . ОСЛК 29031605 .
- ^ Бхаскар, Рой (2012). Размышления о метареальности: трансцендентность, эмансипация и повседневная жизнь . Лондон. п. 10. ISBN 978-0-415-61903-5 . OCLC 668196819 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Морган, Джейми (15 июля 2003 г.). «Что такое метареальность?». Журнал критического реализма . 1 (2): 115–146. дои : 10.1558/jocr.v1i2.115 . ISSN 1476-7430 . S2CID 142944490 .
- ^ Бхаскар, Рой (1989). Возвращение реальности: критическое введение в современную философию . Лондон: Версо. п. VII. ISBN 0-86091-951-Х . OCLC 19456690 .
- ^ Бхаскар, Рой; Каллиникос, Алекс (15 июля 2003 г.). «Марксизм и критический реализм». Журнал критического реализма . 1 (2): 89. doi : 10.1558/jocr.v1i2.89 . ISSN 1476-7430 . S2CID 142179010 .
- ^ Бхаскар, Рой; Каллиникос, Алекс (15 июля 2003 г.). «Марксизм и критический реализм». Журнал критического реализма . 1 (2): 100. дои : 10.1558/jocr.v1i2.89 . ISSN 1476-7430 . S2CID 142179010 .
- ^ Бхаскар, Рой; Каллиникос, Алекс (15 июля 2003 г.). «Марксизм и критический реализм». Журнал критического реализма . 1 (2): 105. doi : 10.1558/jocr.v1i2.89 . ISSN 1476-7430 . S2CID 142179010 .
- ^ Бхаскар, Рой (1989). Возвращение реальности: критическое введение в современную философию . Лондон: Версо. п. 1. ISBN 0-86091-951-Х . OCLC 19456690 .
- ^ Междисциплинарность и изменение климата: трансформация знаний и практики для нашего глобального будущего . Рой Бхаскар. Лондон. 2010. ISBN 978-0-415-57387-0 . OCLC 452273300 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Кайдесоя, Туукка. (2015). Натурализация критической реалистической социальной онтологии . Лондон. ISBN 978-1-138-91938-9 . OCLC 813857010 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бхаскар, Рой, 1944–2014 гг. (1998). Возможность натурализма: философская критика современных гуманитарных наук (3-е изд.). Лондон: Рутледж. п. 170. ИСБН 0-203-97662-2 . OCLC 252978412 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Элдер-Васс, Дэйв (14 апреля 2010 г.). «Реалистическая критика без этического натурализма и морального реализма». Журнал критического реализма . 9 (1): 36–7. дои : 10.1558/jcr.v9i1.33 . ISSN 1476-7430 . S2CID 145463963 .
- ^ Хаммерсли, Мартин (15 ноября 2002 г.). «Исследование как эмансипация». Журнал критического реализма . 1 (1): 41, 45. doi : 10.1558/jocr.v1i1.33 . ISSN 1476-7430 . S2CID 141836476 .
- ^ Элдер-Васс, Дэйв (14 апреля 2010 г.). «Реалистическая критика без этического натурализма и морального реализма». Журнал критического реализма . 9 (1): 36. дои : 10.1558/jcr.v9i1.33 . ISSN 1476-7430 . S2CID 145463963 .
- ^ «Конкурс плохих сочинений» . denisdutton.com . Архивировано из оригинала 15 мая 2006 года.
- ^ «О реальном и номинальном отсутствии», в книге « После постмодернизма» (2001).
- ^ Поусон, Рэй (2013). Наука оценки: реалистический манифест . Лондон: SAGE. п. 5. ISBN 978-1-4462-9098-9 .
- ^ Морган, Джейми (15 июля 2003 г.). «Что такое метареальность?». Журнал критического реализма . 1 (2): 134–143. дои : 10.1558/jocr.v1i2.115 . ISSN 1476-7430 . S2CID 142944490 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Арчер М. и др. 1998, Критический реализм: основные материалы для чтения . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-19632-9
- Кольер, А. , 1994, Критический реализм: введение в философию Роя Бхаскара , Лондон: Оборотная сторона. ISBN 0-86091-602-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Некролог в The Guardian
- Интервью Роя Бхаскара
- Реалистичная теория науки (1975), главы 1–3.
- Центр критического реализма
- Журнал критического реализма
- Веб-сайт критического реализма