Критический реализм (философия социальных наук)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Исследовать |
---|
Философский портал |
Критический реализм — это философский подход к пониманию науки , и в частности социальных наук, первоначально разработанный Роем Бхаскаром (1944–2014). Он конкретно выступает против форм эмпиризма и позитивизма , рассматривая науку как задачу выявления причинных механизмов . В последние десятилетия двадцатого века оно также выступало против различных форм постмодернизма и постструктурализма, настаивая на реальности объективного существования. основы позитивизма В отличие от методологической основы постструктурализма и эпистемологической , критический реализм настаивает на том, что (социальная) наука должна строиться на основе явной онтологии . Критический реализм — один из множества типов философского реализма , а также форм реализма, пропагандируемых в социальных науках, таких как аналитический реализм. [1] и тонкий реализм . [2] [3] [ нужна страница ]
Современный критический реализм
[ редактировать ]![]() | В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Обзор
[ редактировать ]Бхаскар разработал общую философию науки , которую он назвал трансцендентальным реализмом, и специальную философию гуманитарных наук, которую он назвал критическим натурализмом. Другие авторы объединили эти два термина в общий термин «критический реализм». [4]
Трансцендентальный реализм пытается установить, что для того, чтобы научное исследование имело место, объект этого исследования должен иметь реальные, управляемые внутренние механизмы, которые можно активировать для получения определенных результатов. Именно это мы и делаем, когда проводим эксперименты. Это противоречит утверждению ученых-эмпириков о том, что все, что могут сделать ученые, — это наблюдать отношения между причиной и следствием и навязывать смысл. В то время как эмпиризм и позитивизм в более общем плане размещают причинные отношения на уровне событий, критический реализм размещает их на уровне порождающего механизма, утверждая, что причинные отношения несводимы к эмпирическим постоянным соединениям доктрины Дэвида Юма ; иными словами, постоянная конъюнктивная связь между событиями не является ни достаточной, ни даже необходимой для установления причинной связи. [5] [ нужна страница ]
Из этого следует, что науку следует понимать как непрерывный процесс, в котором ученые совершенствуют концепции, которые они используют, чтобы понять механизмы, которые они изучают. В отличие от утверждения эмпириков, речь не должна идти об идентификации совпадения между постулируемой независимой переменной и зависимой переменной. Позитивизм и наивный фальсификационизм также отвергаются на том основании, что механизм может существовать, но либо а) оставаться неактивным, б) активироваться, но не восприниматься, или в) активироваться, но ему противодействовать другие механизмы, что приводит к непредсказуемым последствиям. . Таким образом, нереализация постулируемого механизма не может (в отличие от утверждения некоторых позитивистов) означать его несуществование. Фальсификационизм можно рассматривать на уровне утверждений (наивный фальсификационизм) или на уровне теорем (более распространенный на практике). Таким образом, оба подхода могут быть в некоторой степени согласованы. [ нужна ссылка ]
Критический натурализм утверждает, что трансцендентально-реалистическая модель науки в равной степени применима как к физическому, так и к человеческому миру. Однако, утверждается в нем, когда мы изучаем человеческий мир, мы изучаем нечто фундаментально отличное от физического мира и, следовательно, должны адаптировать нашу стратегию для его изучения. Критический натурализм, таким образом, предписывает социальные научные методы, направленные на выявление механизмов, производящих социальные события, но с признанием того, что они находятся в гораздо большем состоянии изменения, чем структуры физического мира (поскольку человеческие структуры изменяются гораздо быстрее, чем структуры человека). , скажем, лист). В частности, мы должны понимать, что человеческая активность становится возможной благодаря социальным структурам, которые сами требуют воспроизводства определенных действий/предварительных условий. Более того, люди, населяющие эти социальные структуры, способны сознательно размышлять и изменять действия, которые их производят, — практика, которой частично способствуют социальные научные исследования. [ нужна ссылка ]
Критический реализм стал влиятельным движением в британской социологии и социальных науках в целом как реакция на постмодернистскую критику и примирение с ней. [3] [ нужна страница ]
События
[ редактировать ]С тех пор как Бхаскар сделал первые большие шаги в популяризации теории критического реализма в 1970-х годах, она стала одним из основных направлений социального научного метода, соперничая с позитивизмом/эмпиризмом и постструктурализмом / релятивизмом / интерпретативизмом . [6] [7] [8]
После развития критического реализма Бхаскар продолжил разработку философской системы, которую он назвал диалектическим критическим реализмом, которая наиболее четко изложена в его весомой книге « Диалектика: Пульс свободы» .
Доступное введение к произведениям Бхаскара написал Эндрю Коллиер . Эндрю Сэйер написал доступные тексты по критическому реализму в социальных науках. Данермарк и др. также создали доступную учетную запись. Маргарет Арчер С этой школой связана , как и писатель- экосоциалист Питер Диккенс.
Дэвид Гребер опирается на критический реализм, который он понимает как форму « гераклитовой » философии, подчеркивающей текучесть и изменение стабильных сущностей, в своей антропологической книге о концепции ценности « На пути к антропологической теории ценности: наша собственная фальшивая монета». мечты .
В последнее время внимание переключилось на проблему реализации критического реализма в прикладных социальных исследованиях, включая его использование при изучении организаций. [9] [ нужна страница ] ). Другие авторы (Флетчер 2016, [10] Парр 2015, [11] Бунт 2018, [12] Годди 2018 [13] ) обсудили, какие конкретные исследовательские методологии и методы способствуют (или нет) исследованиям, руководствующимся критическим реализмом как философией науки.
Критические реалистические метатеории
[ редактировать ]![]() | В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
В своей основе критический реализм предлагает теорию бытия и существования (онтологию), но занимает более открытую позицию по отношению к теории познания (гносеологии). В результате был разработан широкий спектр подходов, призванных предложить основу для социальных исследований. Поскольку они не являются теориями конкретных дисциплин или теориями, касающимися конкретных аспектов общества, эти подходы обычно известны как «метатеории». [14] [ нужна страница ] К критическим реалистическим метатеориям относятся: трансформационная модель социальной деятельности, [15] [ нужна страница ] морфогенетический подход, [16] [ нужна страница ] Кембриджская социальная онтология, [17] [ нужна страница ] критический анализ дискурса , [18] [ нужна страница ] культурная политическая экономия, [19] [ нужна страница ] критический реалистический феминизм, [20] [ нужна страница ] и критический реалистический марксизм. [21] [ нужна страница ]
Морфогенетический подход
[ редактировать ]Морфогенетический подход представляет собой критическую реалистическую основу для анализа социальных изменений, первоначально разработанную Маргарет Арчер в ее тексте «Социальные истоки образовательных систем». [22] [ нужна страница ] и систематизированы в трилогии текстов по социальной теории: «Культура и агентность» (1988), «Реалистическая социальная теория» (1995) и «Быть человеком» (2000). [ по мнению кого? ] Этот подход был разработан прежде всего как критический реалистический ответ на проблему структуры и агентности , в которой «мы одновременно свободны и ограничены, и мы также в некоторой степени осознаем это». [23] [ Эта цитата нуждается в цитировании ] В центре ответа Арчера на эту проблему находится «аналитический дуализм», который влечет за собой аналитическое разделение структуры и агентности, чтобы исследователи могли изучать и моделировать взаимодействие между ними; на этом основании Арчер отвергает альтернативные подходы, которые «объединяют» структуру и агентность в единую концепцию « практики », в первую очередь направляя свою критику на Гидденса структурации теорию . [ по мнению кого? ] Арчер расширяет понятие аналитического дуализма до различия между «материальными и идейными аспектами социальной жизни». [24] [ Эта цитата нуждается в цитировании ] определение «культуры» как третьего фундаментального аспекта общества, наряду со структурой и деятельностью. Таким образом, анализ социальных изменений зависит от структуры моделирования (S), агентности (A) и культуры (C), так что «социальная жизнь происходит в SAC - всегда и везде». [25] [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Эти концепции составляют основу «морфогенетического цикла», который разделяет социальные изменения на три процесса: [T1] кондиционирование → [T2-T3] взаимодействие → [T4] разработка :
- На этапе Т1 агенты (как отдельные личности, так и группы) обусловлены социальной структурой и культурной системой.
- От Т2 до Т3 агенты действуют, реагируют и взаимодействуют.
- На Т4 социальная структура и культурная система изменяются (морфогенез) или сохраняются (морфостаз). [ нужна ссылка ]
Морфогенетический подход был развит Дугласом Порпорой, чья «Реконструкция социологии» стремилась ввести морфогенетический критический реализм в основное русло американской социологии. [26] Прежде чем открыто присоединиться к морфогенетическому подходу и критическому реализму, Порпора опубликовал две статьи о природе культуры и социальной структуры, которые позже оказали большое влияние на морфогенетический критический реализм. [27]
Кембриджская социальная онтология
[ редактировать ]Кембриджская социальная онтология — подход к онтологии , который в первую очередь связан с творчеством философа Тони Лоусона . [28] В основе этого подхода лежит Кембриджская группа социальной онтологии и ее еженедельный семинар реалистов, проводимый Кембриджским университетом и возглавляемый Лоусоном. [29] Хотя группа придерживается критического реализма, она идентифицирует свои цели с изучением онтологии в более общем плане, а не с необходимой приверженностью философии критического реализма. [30] В основе кембриджского подхода лежит теория социального позиционирования, согласно которой любая социальная система создает роли (или «места», или «слоты»), занимаемые отдельными людьми. [31] [ нужна страница ] Каждая из этих ролей связана с рядом прав и обязанностей; например, одним из прав преподавателя университета является право пользоваться университетской библиотекой и одна из его обязанностей читать лекции. [32] Эти права и обязанности взаимосвязаны, образуя социальные структуры, так что права человека, занимающего одно социальное положение, обычно соответствуют обязанностям человека, занимающего другое; например, права лектора могут соответствовать обязанностям библиотекаря. [32] В некоторых случаях эти социальные позиции занимают не отдельные люди, а «сообщества», которые определяются как «идентифицируемая, ограниченная и относительно устойчивая сплоченная группа людей, разделяющих определенный набор проблем». [33] [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Важно подчеркнуть, что эти сообщества могут существовать в широком диапазоне масштабов, они не обязательно привязаны к определенному географическому пространству и могут перекрываться и встраиваться различными сложными способами. Таким образом, люди сидят в социальных системах, выполняя определенную роль, и они сидят в сообществах, так или иначе разделяя интересы сообщества. Последней важной концепцией кембриджского подхода к социальной онтологии является понятие «коллективных практик»: коллективная практика — это способ действия, который (неявно) имеет статус (коллективно) принятого внутри сообщества. [34] Другими словами, коллективные практики — это распространенные способы действия в той или иной ситуации, которые подкрепляются конформизмом, например формированием очередей за товарами в магазинах или этикетом конкретной игры или спорта. [ нужна ссылка ]
Критический анализ дискурса
[ редактировать ]Дискурс-анализ – это анализ текстов и других значимых знаков с целью понимания и/или объяснения социальных явлений. Критический дискурс-анализ (CDA) в первую очередь занимается анализом отношений между дискурсом и социальными отношениями власти в любом данном контексте. [35] В отличие от постструктуралистских и постмодернистских подходов к анализу дискурса (таких как школа Эссекса ), CDA опирается на философские различия между дискурсом и другими аспектами реальности, особенно настаивая на относительной независимости властных отношений, материального существования и индивидуальной активности. [36] [37] Хотя не все CDA явно приписывают критический реализм (см., например, работу Рут Водак или Теуна ван Дейка ), критическая реалистическая онтология обеспечивает философское обоснование социальных различий, присущих ее подходу к анализу. [35] Главным сторонником критического реалистического подхода к CDA является Норман Фэйрклаф , чьи философские основы изменились. [ по мнению кого? ] с точки зрения Фуко в своей книге «Дискурс и социальные изменения» 1992 года. [38] [ нужна страница ] к явно критическому реалистическому подходу в его сотрудничестве с Лилиан Чулиараки в 1999 году «Дискурс в поздней современности» . [39] [ нужна страница ] Впоследствии Фэйрклаф опубликовал работу, развивающую критические реалистические основы своей версии CDA, особенно в сотрудничестве со своими из Ланкастерского университета коллегами Эндрю Сэйером и Бобом Джессопом . [40] [35] Фэрклаф объясняет, как основные концепции трансцендентального реализма лежат в основе его подхода к анализу текстов. Во-первых, существует различие между знанием («переходное измерение») и тем, о чем идет речь («непереходное измерение»); это лежит в основе различия CDA между дискурсом и другими аспектами реальности. Во-вторых, существует различие между пережитыми событиями («эмпирическими»), самими событиями («действительными») и лежащими в их основе механизмами, которые порождают события («реальными»); это лежит в основе различия между чтением текста (эмпирическим), самим текстом (действительным) и причинными структурами, лежащими в основе социальных эффектов текста (реальными). [41] [ нужна страница ] Хотя эти критические реалистические различия обычно не используются при эмпирическом применении CDA Фэрлкоу, они имеют фундаментальное значение для лежащей в основе социальной теории, которая оправдывает ее применение. Совсем недавно другие теоретики еще больше развили критически-реалистические основы CDA, сосредоточив внимание на различии между структурой и агентностью . [42] различие между дискурсом и «недискурсом», [43] и концепция социальных практик. [44]
Культурная политическая экономия
[ редактировать ]Давние сотрудники Нгай-Линг Сум и Боб Джессоп первоначально разработали «культурную политическую экономию» (CPE) на форуме журнала « Новая политическая экономия» , отвечая на строгую дисциплинарность существующих подходов к политической экономии. [45] CPE также имеет корни в плодотворном сотрудничестве Джессопа с Норманом Фэйрклафом и Эндрю Сэйером, которое изложило критический реалистический подход к «семиозизу», интерсубъективному производству смысла. [46] [47] CPE наиболее подробно изложено в книге Сума и Джессопа 2013 года « Культурная политическая экономия», где критический реализм и стратегически-реляционный подход определены как двойные основы подхода. [48] [ нужна страница ] Эти основы приводят к центральному различию, лежащему в основе CPE, между «семиотическими и структурными аспектами социальной жизни». «Семиотика» включает в себя (а) процесс, посредством которого люди приходят к пониманию, восприятию и осмыслению природного и социального мира, и (б) процесс, посредством которого люди (индивидуально и в группах) приходят к созданию смысла посредством общения. и значение, особенно (хотя и не исключительно) посредством формирования и использования языка. [48] [ нужна страница ] Семиотика считается основополагающей для всех социальных отношений и причинно эффективной, так что она является одновременно частью социальных отношений и причинной силой сама по себе. Для «структурных» аспектов социальной жизни Сум и Джессоп заимствовали фразу «структуризация» у Энтони Гидденса , но отвергли его более широкий подход из-за его атемпоральности и смешения агентов и их действий. [48] [ нужна страница ] В CPE, как и во всех критических реалистических метатеориях, социальная структура рассматривается как социально сконструированная, встроенная в семиозис, но также не сводящаяся к этим семиотическим процессам, имеющая свое собственное материальное существование в социальных институтах, действиях индивидов и физический мир. [47] Джессоп объясняет, что «семиотические» и «структурные» аспекты социальной жизни меняются со временем посредством трех эволюционных механизмов: [47] (i) вариации – существуют постоянные вариации в человеческой практике и социальных устройствах, особенно во времена кризисов; некоторые практики, семиотические конструкции и структурные механизмы (ii) отбор – выбираются , особенно как возможные пути выхода из кризиса; (iii) сохранение – из выбранных механизмов и практик сохраняются те, которые доказали свою эффективность, особенно когда они помогают преодолеть кризис. [48] [ нужна страница ] Важно отметить, что этот процесс изменения-отбора-сохранения не является функционалистской концепцией, согласно которой общество постоянно «улучшается», поскольку этот процесс формируется стратегиями отдельных агентов и социальных структур (неравной) власти. [ нужна ссылка ]
Критический реалистический марксизм
[ редактировать ]Развитие критического реализма Бхаскара лежит в онтологических корнях некоторых современных течений марксистской политической и экономической теории. [49] [ нужна страница ] [50] [ нужна страница ] Эти авторы считают, что реалистическая философия, описанная Бхаскаром в «Реалистической теории науки», совместима с работами Маркса в том смысле, что она проводит различие между непереходной реальностью, которая существует независимо от человеческого знания о ней, и социально созданным миром науки и эмпирического знания. Эта дуалистическая логика присутствует в марксистской теории идеологии, согласно которой социальная реальность может сильно отличаться от ее эмпирически наблюдаемой поверхности. Примечательно, что Алекс Каллиникос выступал за онтологию «критического реализма» в философии социальных наук и открыто признает влияние Бхаскара (одновременно отвергая «спиритуалистический поворот» последнего в его более поздних работах). [51] Отношения между философией критического реализма и марксизмом также обсуждались в статье, написанной в соавторстве с Бхаскаром и Каллиникосом и опубликованной в « Журнале критического реализма» . [52]
Дисциплинарные заявления
[ редактировать ]Экономика
[ редактировать ]Неортодоксальные экономисты, такие как Тони Лоусон , Ларс Полссон Силл , Фредерик Ли или Джеффри Ходжсон, использовали идеи критического реализма в экономике, особенно динамическую идею макро-микро взаимодействия.
По мнению критически настроенных экономистов-реалистов, главная цель экономической теории — дать объяснения с точки зрения скрытых порождающих структур. Эта позиция сочетает в себе трансцендентальный реализм с критикой господствующей экономической теории . Он утверждает, что господствующая экономическая теория (i) чрезмерно полагается на дедуктивистскую методологию, (ii) придерживается некритического энтузиазма по отношению к формализму и (iii) верит в сильные условные прогнозы в экономике, несмотря на неоднократные неудачи.
Мир, который изучают ведущие экономисты, — это эмпирический мир. Но, по мнению критических реалистов, этот мир «не в фазе» (Лоусон) с лежащей в его основе онтологией экономических закономерностей. Таким образом, господствующая точка зрения представляет собой ограниченную реальность, поскольку эмпирические реалисты предполагают, что объектами исследования являются исключительно «эмпирические закономерности», то есть объекты и события на уровне опыта.
Критический реалист рассматривает область реальных причинных механизмов как соответствующий объект экономической науки, тогда как позитивистский взгляд состоит в том, что реальность исчерпывается эмпирической, то есть переживаемой реальностью. Тони Лоусон утверждает, что экономика должна принять «социальную онтологию», включающую основные причины экономических явлений.
Экологическая экономика
[ редактировать ]Британский экономист-эколог Клайв Спэш придерживается мнения, что критический реализм предлагает основательную основу — как философию науки — для теоретического фундамента экологической экономики. [53] [54] [ нужна страница ] Поэтому он использует призму критического реализма для проведения исследований в области (экологической) экономики.
Однако и другие ученые основывают экологическую экономику на критическом реалистическом фундаменте. [55] [ нужна страница ] например, Ли Прайс из Университета Родоса . [56] [ нужна страница ]
Экология, изменение климата и экологическая устойчивость
[ редактировать ]Последствия критического реализма для экологии , изменения климата и экологической устойчивости были исследованы Роем Бхаскаром и другими в их книге 2010 года «Междисциплинарность и изменение климата: трансформация знаний и практики для нашего глобального будущего» . [57] [ нужна страница ] Скандинавские экофилософы , такие как Карл Георг Хойер, Зигмунд Квалой Сетренг и Тронд Гансмо Якобсен, видели ценность критического реализма как основу подхода к экологии, популяризированного норвежским философом Арне Нэссом , версии которого иногда называют глубокой экологией . [ по мнению кого? ] Рой Бхаскар, Петтер Нэсс и Карл Хойер совместно работали над отредактированной книгой под названием « Экофилософия в мире кризиса: критический реализм и вклад стран Северной Европы» . [ соответствующий? ] [58] [ нужна страница ] Экофилософ Ли Прайс, родившаяся в Зимбабве, использовала критический реализм для разработки философии экологии, которую она называет глубоким натурализмом , и выступала за разумный подход к изменению климата и управлению окружающей средой. [59] Она также использовала онтологию критического реализма Бхаскара, чтобы прийти к определению экологической устойчивости как «процесса, посредством которого внутренняя сложность экосистемы и ее согласованность в целом – вытекающие из относительного «богатства» или «модульности» возникающих структур и поведение/рост/история жизни видов - приводит к взаимозависимости его компонентов или их связыванию как целостностей, так что идентичность экосистемы имеет тенденцию оставаться нетронутой, несмотря на внутренние и/или внешние энтропийные силы». [60] Среди других ученых в этой области, которые работали с критическим реализмом, - Дженнет Паркер, директор по исследованиям Института устойчивых систем Шумейкера. [61] [ нужна страница ] и Сара Корнелл, доцент Стокгольмского центра устойчивости . [ нужна ссылка ]
Международные отношения
[ редактировать ]С 2000 года философия критического реализма также становится все более влиятельной в области теории международных отношений (МО). В 2011 году Ивер Б. Нойманн заявил, что это «почти в моде» среди тех ученых в области международных отношений, которые интересуются вопросами философии науки. [62] Боб Джессоп , Колин Уайт, Миля Курки, Джонатан Джозеф и Хидеми Суганами — все они опубликовали крупные работы о полезности начала МО-исследований с критической реалистической социальной онтологии — онтологии, создание которой они все приписывают Рою Бхаскару. [63] [ нужна полная цитата ]
Образование
[ редактировать ]![]() | В этом разделе нечеткий стиль цитирования . ( январь 2022 г. ) |
Критический реализм (CR) предлагает основу, которую можно использовать для решения сложных вопросов на стыке теории образования и образовательной практики. Тем не менее, CR — это не теория, а философский подход, предназначенный для поддержки исследований в области социальных наук. Как метатеория она не объясняет ни одного социального явления. Вместо этого процессы и методы дисциплины, в данном случае образования, предоставят средства для воплощения принципов CR в предметное исследование. Это означает, что для любого исследования, проведенного в рамках подхода CR, необходимо выбрать социальную теорию (разделяющую реалистическую онтологию), которая объясняет, почему дела обстоят именно так, а не каким-то другим образом. Как и в различных дисциплинах, описанных выше, в исследованиях в области образования в рамках подхода CR общая цель состоит в том, чтобы объяснить образовательные явления с точки зрения скрытых порождающих механизмов, которые заставляют происходить события, которые мы наблюдаем. Ребекка Эйнон из Оксфордского института Интернета считает, что при исследовании вопросов в области В образовательных технологиях крайне важно решать реальные проблемы, которые, как она утверждает, относятся к более глубоким и в большинстве случаев незаметным структурным проблемам, которые ограничивают использование технологий. В области образовательных технологий, особенно при изучении того, как технологии используются или присваиваются учителями и учениками, полезно понимание социального мира как сложного и многослойного. Клайв Лоусон из Cambridge Social Ontology Group рассмотрел тему технологий с точки зрения CR. В книге «Изоляция и технологии» (2017) излагается убедительная «онтология технологий» и применяется эта точка зрения для объяснения причинно-следственных сил технологий, что весьма актуально для образовательных целей. Его главный аргумент заключается в том, что технология способна расширить человеческие возможности, но только в том случае, если технология/артефакт включены в сеть взаимозависимостей в конкретной системе. Он предлагает концепцию технической деятельности «как деятельности, которая использует причинные возможности и силы материальных артефактов с целью расширения человеческих возможностей» (стр. 109). [ нужна ссылка ]
Дэвид Скотт много писал о корпоративной ответственности и образовании. В своей книге «Образование, эпистемология и критический реализм» (2010) он утверждает, что необходимо уделять больше внимания метатеориям, лежащим в основе исследований в области образования. Важным вопросом для исследований в области образования, утверждает Скотт, являются отношения между структурой и агентностью. Работа Маргарет Арчер [64] [ нужна страница ] использует морфогенетический цикл (объясненный в одном из разделов выше) в качестве аналитического инструмента, который позволяет исследователю исследовать взаимодействие между структурой и действием в любой данный момент времени. Она использует аналитический дуализм — методологический маневр, который помогает (только ради анализа) отделить структуру от агентности, чтобы исследовать их взаимодействие в конкретный момент времени. Последний был использован Робертом Арчером в его книге «Политика образования и реалистическая социальная теория» (2002). [65] [ нужна страница ]
Здоровье
[ редактировать ]![]() | В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Критический реализм широко использовался в медицинских исследованиях несколькими различными способами, включая (i) обоснование методологических решений, (ii) понимание причин здоровья и болезней и (iii) информирование о способах улучшения здоровья - будь то в программах здравоохранения или общественном здравоохранении. повышение. [ нужна ссылка ]
Подобно тому, как это наблюдается в других областях, исследователи, изучающие здоровье и болезни, использовали критический реализм для ориентации своих методологических решений. [ нужна ссылка ] Утверждалось, что критический реализм представляет собой философский подход к наукам о здоровье, который является альтернативным и предпочтительным по сравнению с эмпирическим акцентом в позитивизме и релятивистским акцентом в конструктивизме. [66] [ нужна полная цитата ] Сопоставимые аргументы приводятся в ряде областей, таких как социология здоровья и болезни, [67] [ нужна полная цитата ] [68] [ нужна полная цитата ] исследования психического здоровья, [69] [ нужна полная цитата ] и уход. [70] [ нужна полная цитата ] По мнению Уилтшира, использование критического реализма для ориентации методологических решений помогает стимулировать междисциплинарные исследования в области здравоохранения, разрушая давние качественно-количественные различия между дисциплинарными традициями. [71] [ нужна полная цитата ] Критический реализм также обсуждался в сравнении с альтернативами в науке о здоровье и реабилитации; в этой области ДеФордж и Шоу пришли к выводу, что «критические реалисты склонны выдвигать на первый план онтологические соображения и сосредотачиваться на скрытых, принимаемых как должное структурах из «области реального»». [72] [ нужна полная цитата ] Одним из важных методологических последствий исследований в области здравоохранения стало введение рамок оценки, подкрепленных критическими реалистическими идеями. [73] [ нужна полная цитата ] Оценочные исследования важны для исследований в области здравоохранения, в частности, потому, что новые вмешательства и программы, связанные со здоровьем, необходимо оценивать на предмет эффективности. Кларк и его коллеги резюмируют вклад критического реализма в эту область, утверждая, что он полезен для
(1) понимание сложных результатов, (2) оптимизация вмешательств и (3) исследование биопсихосоциальных путей. Такие вопросы занимают центральное место в научно обоснованной практике, ведении хронических заболеваний и здоровье населения. [74] [ нужна полная цитата ]
В недавней презентации Олдерсон позиционирует критический реализм как набор практических идей, который помогает исследователям расширять и уточнять свой анализ. [75] [ нужна полная цитата ]
Исследования, которые пытались лучше понять причины здоровья и болезней, также обратились к критическому реализму. [ нужна ссылка ] Скамблер применил социологию к пониманию медицины, здоровья и болезней, где он представляет роль классовых отношений и политической власти в воспроизводстве и усугублении неравенства в отношении здоровья. [76] [ нужна полная цитата ] [77] [ нужна полная цитата ] [78] [ нужна полная цитата ] Другие исследования социальных детерминант здоровья основывались на критическом реализме в понимании, например, неравенства в сфере здравоохранения, [79] [ нужна полная цитата ] сельские детерминанты здоровья, [80] [ нужна полная цитата ] и недетерминированная причинно-следственная связь между плохими жилищными условиями и болезнями. [81] [ нужна полная цитата ] Другие нашли критический реализм полезным для поиска подходящей социальной теории определения здоровья через сложные пути и механизмы, которые влияют на здоровье и болезнь. [82] [ нужна полная цитата ] Кроме того, критический реализм использовался для объяснения причин психических заболеваний. [83] [ нужна полная цитата ]
Критический реализм также использовался в медицинских исследованиях для определения путей улучшения здоровья — будь то в программах здравоохранения или в укреплении общественного здравоохранения. [ нужна ссылка ] Кларк и его коллеги утверждают, что критический реализм может помочь понять и оценить программы по здоровью сердца, отмечая, что их подход «охватывает измерение объективной эффективности, но также исследует механизмы, организационные и контекстуальные факторы, вызывающие эти результаты». [74] [ нужна полная цитата ] Он также использовался в качестве пояснительной основы для принятия решений в области здравоохранения, таких как использование домашнего диализа для пациентов с хронической болезнью почек. [84] [ нужна полная цитата ] Другой полезный пример в контексте сестринского дела утверждает, что критический реализм предлагает философию, которая естественным образом соответствует исследованиям в области науки о человеке и здравоохранении, включая сестринское дело. [85] [ нужна полная цитата ] На уровне общественного здравоохранения Коннелли решительно выступает за идеи критического реализма, заключив, что «для того, чтобы теория и практика укрепления здоровья изменили ситуацию, уже давно назрела необходимость взаимодействия с критическим реализмом». [86] [ нужна полная цитата ] Критический реализм также применяется в эмпирических исследованиях, таких как этнографическое исследование в Нигерии, в котором утверждается, что понимание основных механизмов, связанных с курением в разных обществах, позволит эффективно осуществлять политику борьбы против табака, которая работает в различных условиях. [87] [ нужна полная цитата ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алтейд, Д.Л., и Джонсон, Дж.М. (1994). Критерии оценки интерпретационной валидности в качественных исследованиях. В: Н.К. Дензин и Ю.С. Линкольн (редакторы), Справочник по качественным исследованиям , первое издание (стр. 485–499). Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж.
- ^ Хаммерсли, М. (1992). Этнография и реализм. В книге «Что не так с этнографией?» (стр. 43–56). Лондон: Рутледж.
- ^ Перейти обратно: а б Мэдилл, Анна (2012) «Реализм», в книге Лизы М. Гивен (ред.) Энциклопедия качественных методов исследования SAGE , Таузенд-Оукс, штат Нью-Джерси, Sage. [ нужна страница ]
- ^ Бхаскар, Рой (2010). Возвращение реальности: критическое введение в современную философию . Лондон: Рутледж. п. 190. ИСБН 978-0-203-84331-4 . OCLC 712652144 .
- ^ Кресвелл, Джон В.; Кресвелл, Дж. Дэвид (2 января 2018 г.). Дизайн исследования: качественные, количественные и смешанные методы (Пятое изд.). Таузенд-Оукс, Калифорния. ISBN 9781506386706 . OCLC 1004576152 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ нужна страница ] - ^ «Влияние Роя Бхаскара и критического реализма на международные отношения» . Электронные международные отношения . Проверено 19 июня 2018 г.
- ^ «Рой Бхаскар: философ, чья школа критического реализма бросила вызов» . Независимый . Проверено 19 июня 2018 г.
- ^ Гребер, Дэвид (04 декабря 2014 г.). «Некролог Роя Бхаскара» . Хранитель . Проверено 19 июня 2018 г.
- ^ Эдвардс, Пол К.; О'Махони, Джо; Винсент, Стив (2014). Изучение организаций, использующих критический реализм: практическое руководство . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-966553-2 . [ нужна страница ]
- ^ Флетчер, Эмбер Дж. (2016). «Применение критического реализма в качественных исследованиях: методология встречается с методом». Международный журнал методологии социальных исследований . 20 (2): 181–194. дои : 10.1080/13645579.2016.1144401 . S2CID 147258771 .
- ^ Парр, Сэди (2015). «Интеграция критических реалистических и феминистских методологий: этические и аналитические дилеммы» (PDF) . Международный журнал методологии социальных исследований (представлена рукопись). 8 (2): 193–207. дои : 10.1080/13645579.2013.868572 . S2CID 53051718 .
- ^ Бунт, Сара (2018). «Критический реализм и обоснованная теория: анализ результатов усыновления детей-инвалидов с использованием концепции ретродукции». Качественная социальная работа . 17 (2): 176–194. дои : 10.1177/1473325016664572 . S2CID 151878799 .
- ^ Ходди, Эрик (2018). «Критический реализм в эмпирических исследованиях: использование методов методологии обоснованной теории» (PDF) . Международный журнал методологии социальных исследований . 22 : 111–124. дои : 10.1080/13645579.2018.1503400 . S2CID 149952268 .
- ^ Арчер, Маргарет, изд. (2013). Социальный морфогенез . Спрингер Нидерланды. ISBN 978-94-007-6127-8 . [ нужна страница ]
- ^ Бхаскар, Рой (2015). Возможность натурализма: философская критика современных гуманитарных наук (Четвертое изд.). Лондон. ISBN 978-1-138-79889-2 . OCLC 872522672 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ нужна страница ] - ^ Арчер, Маргарет, изд. (2013). Социальный морфогенез . Спрингер Нидерланды. ISBN 978-94-007-6127-8 . [ нужна страница ]
- ^ Праттен, Стивен, изд. (2015). Социальная онтология и современная экономика . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-317-70390-7 . OCLC 891449934 . [ нужна страница ]
- ^ Чулиараки, Лили; Фэрклаф, Норман (1999). Дискурс в позднем Новом времени: переосмысление критического анализа дискурса . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0-7486-1082-0 . OCLC 44013742 . [ нужна страница ]
- ^ Сум, Нгай-Линг; Джессоп, Боб (2005). На пути к культурной политической экономии: поставить культуру на свое место в политической экономии . Челтнем, Великобритания. ISBN 1-84542-036-5 . OCLC 58454749 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ нужна страница ] - ^ ван Инген, Мишель; Громанн, Стеф; Гуннарссон, Лена (2020). Критический реализм, феминизм и гендер: читатель . Абингдон, Оксон. ISBN 978-1-315-11213-8 . OCLC 1135913463 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ нужна страница ] - ^ Браун, Эндрю; Флитвуд, Стив; Робертс, Джон Майкл, ред. (2002). Критический реализм и марксизм . Лондон: Рутледж. ISBN 0-203-29922-1 . OCLC 56566655 . [ нужна страница ]
- ^ Арчер, Маргарет (5 марта 2013 г.). Социальные истоки образовательных систем . Рутледж. дои : 10.4324/9780203584002 . ISBN 978-0-203-58400-2 . [ нужна страница ]
- ^ Арчер, Маргарет С. (1995). Реалистическая социальная теория: морфогенетический подход . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-48176-2 . [ нужна страница ]
- ^ Арчер, Маргарет С. (1996). Культура и агентство: место культуры в социальной теории (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-56441-0 . [ нужна страница ]
- ^ Арчер, Маргарет, изд. (2013). Социальный морфогенез . Спрингер Нидерланды. ISBN 978-94-007-6127-8 . [ нужна страница ]
- ^ Арчер, Маргарет С. (7 августа 2016 г.). «Реконструкция социологии: подход критического реализма» . Журнал критического реализма . 15 (4): 425–431. дои : 10.1080/14767430.2016.1191809 . ISSN 1476-7430 . S2CID 147762206 .
- ^ Порпора, Дуглас В.; Морган, Джейми (19 октября 2020 г.). «Американская социология, реализм, структура и истина: интервью с Дугласом В. Порпорой» . Журнал критического реализма . 19 (5): 522–544. дои : 10.1080/14767430.2020.1782708 . ISSN 1476-7430 .
- ^ Порпора, Дуглас (2016). «Ответ Тони Лоусону: социология против экономики и философии» . Журнал теории социального поведения . 46 (4): 420–425. дои : 10.1111/jtsb.12130 . ISSN 1468-5914 .
- ^ «Кембриджская социальная онтология» . www.csog.econ.cam.ac.uk. Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Лоусон, Тони (13 сентября 2009 г.). «Кембриджская социальная онтология: интервью с Тони Лоусоном» . Журнал Эразмус по философии и экономике . 2 (1): 100–122. дои : 10.23941/ejpe.v2i1.26 . ISSN 1876-9098 .
- ^ «Природа социальной реальности: проблемы социальной онтологии» . Рутледж и CRC Press . Проверено 22 января 2021 г. [ нужна страница ]
- ^ Перейти обратно: а б Лоусон, Тони (2016). «Сравнение концепций социальной онтологии: возникающие социальные сущности и / или институциональные факты?» . Журнал теории социального поведения . 46 (4): 359–399. дои : 10.1111/jtsb.12126 . ISSN 1468-5914 .
- ^ «Природа социальной реальности: проблемы социальной онтологии» . Рутледж и CRC Press . Проверено 22 января 2021 г. [ нужна страница ]
- ^ «Кембриджская социальная онтология - концепция социальной онтологии» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 29 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Фэрклаф, Норман (1 июня 2005 г.). «Периферийное зрение: анализ дискурса в исследованиях организаций: аргументы в пользу критического реализма» . Организационные исследования . 26 (6): 915–939. дои : 10.1177/0170840605054610 . ISSN 0170-8406 . S2CID 144219030 .
- ^ Ньюман, Джек (19 октября 2020 г.). «Критический реализм, критический анализ дискурса и морфогенетический подход» . Журнал критического реализма . 19 (5): 433–455. дои : 10.1080/14767430.2020.1758986 . ISSN 1476-7430 . S2CID 219481489 . Архивировано из оригинала 20 мая 2020 года.
- ^ Лаклау, Эрнесто; Бхаскар, Рой (12 июля 1998 г.). «Теория дискурса против критического реализма» . Алетия . 1 (2): 9–14. дои : 10.1558/aleth.v1i2.9 . ISSN 0711-3625 .
- ^ «Дискурс и социальные изменения | Уайли» . Wiley.com . Проверено 28 января 2021 г. [ нужна страница ]
- ^ Чулиараки, Лили; Фэрклаф, Норман (1999). Дискурс в позднем Новом времени: переосмысление критического анализа дискурса . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0-7486-1082-0 . OCLC 44013742 . [ нужна страница ]
- ^ Фэрклаф, Норман; Джессоп, Боб; Сэйер, Эндрю (15 июля 2002 г.). «Критический реализм и семиозис» . Алетия . 5 (1): 2–10. дои : 10.1558/aleth.v5i1.2 . ISSN 0711-3625 . S2CID 8535904 .
- ^ Чулиараки, Лили; Фэрклаф, Норман (1999). Дискурс в поздней современности: переосмысление критического анализа дискурса . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0-7486-1082-0 . OCLC 44013742 . [ нужна страница ]
- ^ Flatchart, Элмар (01 января 2016 г.). «Критический реалистический критический дискурс-анализ: необходимая альтернатива постмарксистской теории дискурса» . Журнал критического реализма . 15 (1): 21–52. дои : 10.1080/14767430.2015.1118588 . ISSN 1476-7430 . S2CID 146508384 .
- ^ Банта, Бенджамин (23 апреля 2012 г.). «Анализ дискурса как причинного механизма» . Европейский журнал международных отношений . 19 (2): 379–402. дои : 10.1177/1354066111428970 . S2CID 146918607 .
- ^ Ньюман, Джек (19 октября 2020 г.). «Критический реализм, критический анализ дискурса и морфогенетический подход» . Журнал критического реализма . 19 (5): 433–455. дои : 10.1080/14767430.2020.1758986 . ISSN 1476-7430 . S2CID 219481489 .
- ^ Джессоп, Боб; Сум, Нгай-Линг (01 марта 2001 г.). «Додисциплинарные и постдисциплинарные перспективы» . Новая политическая экономия . 6 (1): 89–101. дои : 10.1080/13563460020027777 . ISSN 1356-3467 . S2CID 58930932 .
- ^ Фэрклаф, Норман; Джессоп, Боб; Сэйер, Эндрю (15 июля 2002 г.). «Критический реализм и семиозис» . Алетия . 5 (1): 2–10. дои : 10.1558/aleth.v5i1.2 . ISSN 0711-3625 . S2CID 8535904 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джессоп, Боб (1 октября 2004 г.). «Критический семиотический анализ и культурная политическая экономия» . Критические дискурсивные исследования . 1 (2): 159–174. дои : 10.1080/17405900410001674506 . ISSN 1740-5904 . S2CID 218547365 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Сум, Нгай-Линг; Джессоп, Боб (2005). На пути к культурной политической экономии: поставить культуру на свое место в политической экономии . Челтнем, Великобритания. ISBN 1-84542-036-5 . OCLC 58454749 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ нужна страница ] - ^ Марш, Д. (2002), «Марксизм», в Марш Д. Стокер, Г. (ред.), «Теория и методы в политической науке» , Бейзингсток, Пэлгрейв Макмиллан. [ нужна страница ]
- ^ Марш, Д., и Ферлонг, П. (2002), «Онтология и эпистемология в политической науке», в Марш Д. Стокер, Г. (ред.), « Теория и методы в политической науке», Бейзингсток , Пэлгрейв Макмиллан. [ нужна страница ]
- ^ Каллиникос, А. (2006), Ресурсы критики , Кембридж, Политика, стр. 155-158.
- ^ Бхаскар, Р. Каллиникос, А. (2003), «Марксизм и критический реализм: дебаты», в Журнале критического реализма , 1.2.
- ^ Спаш, Клайв Л. (26 мая 2012 г.). «Новые основы экологической экономики». Экологическая экономика . 77 : 36–47. CiteSeerX 10.1.1.634.2763 . doi : 10.1016/j.ecolecon.2012.02.004 . ISSN 0921-8009 .
- ^ Спэш, Клайв (31 января 2017 г.), «Социальные, экологические и экономические знания о синтезирующем потенциале критического реализма», Линднер, Урс; Мадер, Дмитрий (ред.), «Критический реализм встречается с критической социальной теорией» , стенограмма Verlag, doi : 10.14361/9783839427255-008 , ISBN 9783839427255 [ нужна страница ]
- ^ Спэш, Клайв Л. (07 апреля 2017 г.). Справочник Routledge по экологической экономике: природа и общество . Абингдон, Оксон. ISBN 9781317395096 . OCLC 982187453 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ нужна страница ] - ^ Прайс, Ли; Лотц-Систка, Хейла (14 декабря 2015 г.). Критический реализм, экологическое обучение и социально-экологические изменения . Лотц-Сиситка, Хейла; Прайс, Ли. Лондон. ISBN 9781317338475 . OCLC 932622677 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ нужна страница ] - ^ Бхаскар, Рой, изд. (2010). Междисциплинарность и изменение климата . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9780203855317 . ISBN 9781136996702 . [ нужна страница ]
- ^ Бхаскар, Р., Нэсс, П. и Хойер, К.Г., ред., 2011. Экофилософия в мире кризиса: критический реализм и вклад стран Северной Европы . Рутледж. [ нужна страница ]
- ^ Прайс, Л., 2019. «Возвращение к здравому смыслу: почему экологии нужен трансцендентальный реализм». Журнал критического реализма , 18 (1), стр. 31–44. дои : 10.1080/14767430.2019.1580178
- ^ Прайс, Л., 2019. «Возможность глубокого натурализма: философия экологии». Журнал критического реализма , 18 (4), стр. 352–367. дои : 10.1080/14767430.2019.1667169
- ^ Паркер, Дженнет (21 марта 2014 г.). Критика устойчивого развития, изменение философии . Рутледж. дои : 10.4324/9780203095577 . ISBN 978-0-203-09557-7 . [ нужна страница ]
- ^ Джексон, Патрик Таддеус (2011) Проведение расследования в международных отношениях , Routledge p. xiv.
- ^ См.:
- Джессоп, Боб (2007). Государственная власть . Кембридж, Англия: КУБОК. [ нужна страница ]
- Курки, Миля (2008). Причинность в международных отношениях: восстановление причинного анализа . Кембридж, Англия: КУБОК. [ нужна страница ]
- Уайт, Колин (2006). Агенты, структуры и международные отношения: политика как онтология . Кембридж, Англия: КУБОК. [ нужна страница ]
- Джозеф, Джонатан (2012). Социальное в глобальном масштабе . Кембридж, Англия: КУБОК. [ нужна страница ]
- ^ Арчер, Маргарет С. (19 октября 1995 г.). Реалистическая социальная теория: морфогенетический подход (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511557675 . ISBN 978-0-521-48442-8 . [ нужна страница ]
- ^ Арчер, Роберт (2002). Образовательная политика и реалистическая социальная теория: учителя начальной школы, детско-ориентированная философия и новый менеджеризм (Первое изд.). Рутледж. дои : 10.4324/9780203166536 . ISBN 9780203166536 . [ нужна страница ]
- ^ Крукшанк, 2012. [ нужна полная цитата ]
- ^ Уильямс, 1999. [ нужна полная цитата ]
- ^ Уильямс, 2003. [ нужна полная цитата ]
- ^ Пилигрим, 2013. [ нужна полная цитата ]
- ^ Кларк и др., 2008. [ нужна полная цитата ]
- ^ Уилтшир, 2018. [ нужна полная цитата ]
- ^ ДеФордж и Шоу, 2011. [ нужна полная цитата ]
- ^ Например, см. МакЭвой и Ричардс, 2002. [ нужна полная цитата ] и Коста и Магальяйнс, 2019 г. [ нужна полная цитата ]
- ^ Перейти обратно: а б Кларк и др., 2007. [ нужна полная цитата ]
- ^ Олдерсон, Присцилла (2021). Критический реализм в исследованиях здоровья и болезней: практическое введение . [ нужна полная цитата ]
- ^ Мошенник, Грэм. Социология, здоровье и расколотое общество: критический реалистический взгляд . [ нужна полная цитата ]
- ^ Мошенник, 2001. [ нужна полная цитата ]
- ^ Мошенник и Мошенник, 2013. [ нужна полная цитата ]
- ^ Коста и Магальяйнс, 2020. [ нужна полная цитата ]
- ^ Рид, 2019. [ нужна полная цитата ]
- ^ Аллен, 2000. [ нужна полная цитата ]
- ^ Коллинз и др., 2015. [ нужна полная цитата ]
- ^ Пилигрим и Роджерс, 1997. [ нужна полная цитата ]
- ^ Харвуд и Кларк, 2012. [ нужна полная цитата ]
- ^ Уильямс и др., 2016. [ нужна полная цитата ]
- ^ Коннелли, 2001. [ нужна полная цитата ]
- ^ Оладеле и др., 2012. [ нужна полная цитата ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Олдерсон, П. 2013. Реальное и воображаемое детство: введение в исследования детства и критический реализм, том 1. Лондон: Routledge.
- Олдерсон, П. 2021. Критический реализм в исследованиях здоровья и болезней: практическое введение. Бристоль: Политическая пресса.
- Арчер М., Бхаскар Р., Кольер А. , Лоусон Т. и Норри А., 1998, Критический реализм: основные материалы для чтения (Лондон, Routledge).
- Арчер, Р. (2002) Образовательная политика и реалистическая социальная теория (Лондон, Routledge).
- Бхаскар, Р., 1975 [1997], Реалистическая теория науки : 2-е издание (Лондон, Verso).
- Бхаскар, Р., 1998, Возможность натурализма: философская критика современных гуманитарных наук : третье издание (Лондон, Routledge)
- Бхаскар Р., 1993, Диалектика: Пульс свободы (Лондон, Verso).
- Бхаскар, Рой, Берт Данермарк и Ли Прайс. Междисциплинарность и благополучие: критическая реалистическая общая теория междисциплинарности. Рутледж, 2017.
- Бхаскар, Р. (2016) Просвещенный здравый смысл: философия критического реализма, под редакцией Хартвига, М. Лондон: Routledge.
- Кольер, А. 1994, «Критический реализм: введение в философию Роя Бхаскара», (Лондон, Версо). Фрейли, Дж. и Пирс, Ф. (ред.). 2007. Критический реализм и социальные науки . (Торонто и Буффало. Университет Торонто Press).
- Данермарк, Б., М. Экстрем, Л. Якобс и Дж.Ч. Карлссон, Объяснение общества: введение в критический реализм в социальных науках . (Критический реализм: вмешательства), Рутледж, Абингдон, 2002.
- Хартвиг, М. Словарь критического реализма, 2007 г. Лондон: Рутледж.
- Лопес Дж. и Поттер Г., 2001, После постмодернизма: введение в критический реализм (Лондон, The Athlone Press).
- Мэтон К. и Мур Р. (ред.). (2010). Социальный реализм, знание и социология образования: Коалиции разума. Лондон: Континуум.
- Нэсс, Петтер и Ли Прайс, ред. 2016. Кризисная система: критический реалист и экологическая критика экономики и экономики. Рутледж.
- Прайс, Ли и Хейла Лотц-Систка, ред. 2015. Критический реализм, экологическое обучение и социально-экологические изменения. Рутледж.
- Сэйер, А. (1992) Метод в социальных науках: реалистический подход (Лондон, Routledge)
- Сэйер, А. (2000) Реализм и социальные науки (Лондон, Sage)