Глубокая экология
Среда |
---|
|
Часть серии о |
Зеленая политика |
---|
Глубокая экология — это экологическая философия , которая продвигает внутреннюю ценность всех живых существ независимо от их полезности для человеческих нужд и утверждает, что современные человеческие общества должны быть реструктурированы в соответствии с такими идеями.
Глубинные экологи утверждают, что мир природы представляет собой комплекс отношений, в которых существование организмов зависит от существования других организмов внутри экосистем . Они утверждают, что нежизненное вмешательство человека в природный мир или его разрушение представляет угрозу не только для людей, но и для всех организмов, составляющих естественный порядок вещей.
Основным принципом глубинной экологии является вера в то, что живую среду в целом следует уважать и рассматривать как имеющую определенные основные моральные и юридические права на жизнь и процветание, независимо от ее инструментальных преимуществ для использования человеком. Глубинная экология часто формулируется в терминах идеи гораздо более широкой социальности: она признает разнообразные сообщества жизни на Земле, которые состоят не только из биотических факторов, но также, где это применимо, через этические отношения, то есть оценку других существ. как нечто большее, чем просто ресурсы. Его называют «глубоким», потому что считается, что он позволяет более глубоко изучить реальность взаимоотношений человечества с миром природы и прийти к более глубоким с философской точки зрения выводам, чем выводы господствующего энвайронментализма. [1] Движение не придерживается антропоцентрического энвайронментализма (который занимается сохранением окружающей среды только для эксплуатации человеком и в целях человека), поскольку глубокая экология основана на другом наборе философских предположений. Глубинная экология использует целостный взгляд на мир, в котором живут люди, и стремится применить к жизни понимание того, что отдельные части экосистемы (включая человека) функционируют как единое целое. Философия обращается к основным принципам различных экологических и зеленых движений и защищает систему экологической этики, выступающую за сохранение дикой природы , непринудительную политику, поощряющую сокращение численности населения , и простой образ жизни . [2]
Происхождение и история
[ редактировать ]В своей оригинальной статье по глубокой экологии 1973 года [3] Арне Нэсс заявил, что его вдохновили экологи , изучавшие экосистемы по всему миру. Нэсс также ясно дал понять, что, по его мнению, настоящая мотивация «освободить природу» была духовной и интуитивной. «Ваша мотивация исходит из вашего общего взгляда или ваших философских, религиозных взглядов, — сказал он, — так что вы чувствуете, что, когда вы работаете в пользу свободной природы, вы работаете ради чего-то внутри себя, что… требует изменений». . Итак, ваша мотивация исходит из того, что я называю «более глубокими предпосылками». [4]
В эссе 2014 года [5] Защитник окружающей среды Джордж Сешнс назвал трех человек, действовавших в 1960-х годах, которых он считал основополагающими для движения: писательница и защитник природы Рэйчел Карсон , защитник окружающей среды Дэвид Брауэр и биолог Пол Р. Эрлих . Сешнс считает публикацию плодотворной книги Карсона « Тихая весна» в 1962 году началом современного движения за глубинную экологию. [5] Нэсс также считал Карсон создателем движения, заявив: «Эврика, я нашел это», встретив ее произведения. [6]
Еще одно событие 1960-х годов, которое было предложено в качестве основополагающего для движения, - это изображения Земли, плавающей в космосе, сделанные астронавтами Аполлона. [7]
Принципы
[ редактировать ]Глубокая экология предполагает принятие экологических идей и экологической этики (то есть предложений о том, как люди должны относиться к природе). [8] Это также общественное движение, основанное на целостном видении мира. [1] Глубинные экологи считают, что выживание любой части зависит от благополучия целого, и критикуют повествование о человеческом превосходстве, которое, по их словам, не было характерной чертой большинства культур на протяжении всей человеческой эволюции. [7] Глубинная экология представляет экоцентрическую (ориентированную на Землю) точку зрения, а не антропоцентрическую (ориентированную на человека) точку зрения, развитую в своей последней форме философами Просвещения, такими как Ньютон, Бэкон и Декарт. Сторонники глубинной экологии выступают против представления о том, что человек отделен от природы, отвечает за природу или является ее распорядителем. [9] или что природа существует как ресурс, который можно свободно эксплуатировать. Они ссылаются на тот факт, что коренные народы недостаточно эксплуатировали свою окружающую среду и сохраняли устойчивое общество на протяжении тысячелетий, как доказательство того, что человеческие общества не обязательно разрушительны по своей природе. Они считают, что нынешняя материалистическая парадигма должна быть заменена – как отметил Нэсс, это предполагает нечто большее, чем просто избавление от капитализма и концепции экономического роста или « прогресса », которая представляет критическую угрозу для биосферы. «Нам нужны такие изменения в обществе, чтобы разум и эмоции поддерживали друг друга», — сказал он. «...не только изменение технологической и экономической системы, но изменение, которое затрагивает все фундаментальные аспекты индустриального общества. Вот что я имею в виду под изменением «системы». [10]
Глубинные экологи полагают, что ущерб, нанесенный природным системам со времен промышленной революции, теперь угрожает социальному коллапсу и возможному вымиранию человечества, и стремятся вызвать идеологические, экономические и технологические изменения, упомянутые Нэссом. Глубинная экология утверждает, что экосистемы могут поглощать ущерб только в пределах определенных параметров, и утверждает, что цивилизация ставит под угрозу биоразнообразие Земли. Глубинные экологи предполагают, что человеческое население должно быть существенно сокращено, но выступают за постепенное сокращение населения, а не за какое-либо апокалиптическое решение. [11] : 88 В интервью 1982 года Арне Нэсс заметил, что желательно, чтобы население планеты составляло 100 миллионов (0,1 миллиарда). [12] Однако другие утверждают, что численность населения в 1–2 миллиарда человек будет совместима с глубоким экологическим мировоззрением. [11] Глубинная экология избегает традиционной политики левого и правого крыла, но рассматривается как радикальная («глубокая зеленая») в своей оппозиции капитализму и защите экологической парадигмы. В отличие от консервации, глубинная экология выступает не за контролируемое сохранение суши, а скорее за «невмешательство» в природное разнообразие, за исключением жизненно важных потребностей. Ссылаясь на «людей» как на ответственных за чрезмерное разрушение окружающей среды, глубинные экологи на самом деле имеют в виду «людей внутри цивилизации, особенно индустриальной цивилизации», признавая тот факт, что подавляющее большинство когда-либо живших людей не жили в экологически деструктивных обществах – Чрезмерный ущерб биосфере был нанесен в основном за последние сто лет.
В 1985 году Билл Девалл и Джордж Сешнс подытожили свое понимание концепции глубинной экологии следующими восемью пунктами: [13]
- Благополучие человеческой и нечеловеческой жизни на Земле имеет внутреннюю ценность, независимо от ее ценности для людей.
- Разнообразие форм жизни является частью этой ценности.
- Люди не имеют права сокращать это разнообразие, кроме как для удовлетворения жизненно важных потребностей человека.
- Расцвет человеческой и нечеловеческой жизни совместим со значительным сокращением численности населения.
- Люди уже вмешались в природу до критического уровня, и это вмешательство ухудшается.
- Политика должна быть изменена, затрагивая нынешние экономические, технологические и идеологические структуры.
- Это идеологическое изменение должно быть сосредоточено на оценке качества жизни, а не на стремлении к все более высокому уровню жизни.
- Все, кто согласен с вышеуказанными принципами, обязаны их соблюдать.
Разработка
[ редактировать ]Фраза «Глубинная экология» впервые появилась в 1973 году в статье норвежского философа Арне Нэсса . [3] Нэсс сослался на «биосферный эгалитаризм в принципе», который, как он объяснил, является «интуитивно ясной и очевидной ценностной аксиомой. Его ограничение на людей — это… антропоцентризм с пагубным воздействием на качество жизни самих людей… Попытка игнорировать нашу зависимость». а установление роли господина-раба способствовало отчуждению человека от самого себя». [3] Нэсс добавил, что с точки зрения глубокой экологии «право всех форм [жизни] на жизнь является универсальным правом, которое не может быть измерено количественно. Ни один отдельный вид живых существ не имеет большего количества этого конкретного права на жизнь и развитие, чем любой другой вид». разновидность". [14]
Источники
[ редактировать ]Глубинная экология — это экофилософия, основанная на интуитивных этических принципах. Она не претендует на звание науки, хотя в целом основана на новой физике, которая в начале 20 века подорвала редукционистский подход и понятие объективности, продемонстрировав, что человек является неотъемлемой частью природы; Это общая концепция, которой всегда придерживались первобытные народы. [15] [16] Девалл и Сешнс, однако, отмечают, что работа многих экологов способствовала принятию «экологического сознания», цитируя точку зрения защитника окружающей среды Альдо Леопольда о том, что такое сознание «меняет роль Homo sapiens из завоевателя земельного сообщества в простого члена и гражданин этого». [17] Хотя некоторые недоброжелатели утверждают, что глубинная экология основана на дискредитированной идее « баланса природы », глубинные экологи не делают такого заявления. Они не оспаривают теорию о том, что человеческие культуры могут оказывать благотворное влияние на земельные ресурсы, а только идею контроля над природой или человеческого превосходства, которая является центральной опорой индустриальной парадигмы. Принципы глубинной экологии гласят, что люди не имеют права вмешиваться в природное разнообразие, за исключением жизненно важных потребностей: различие между «жизненными» и «другими потребностями» невозможно провести точно. [18] Глубинные экологи отвергают любую механическую или компьютерную модель природы и рассматривают Землю как живой организм, к которому следует относиться и понимать соответствующим образом. [19]
Аспекты
[ редактировать ]Экологическое образование
[ редактировать ]В 2010 году Ричард Кан продвигал движение экопедагогики , предлагая использовать радикальный экологический активизм в качестве образовательного принципа, чтобы научить студентов поддерживать «демократию Земли», которая продвигает права животных, растений, грибов, водорослей и бактерий. Биолог доктор Стефан Хардинг разработал концепцию «холистической науки», основанную на принципах экологии и глубинной экологии. В отличие от материалистической, редукционистской науки, холистическая наука изучает природные системы как живое целое. Он пишет:
Мы призываем… студентов использовать [своё] чувство принадлежности к разумной вселенной (открытое глубоким опытом) для глубокого анализа своих фундаментальных убеждений и для воплощения этих убеждений в личных решениях, образе жизни и действиях. Акцент на действии важен. Именно это делает глубокую экологию не только философией, но и движением. [8]
Духовность
[ редактировать ]Глубинный эколог и физик Фрихоф Капра сказал, что «[Глубинная] экология и духовность фундаментально связаны, потому что глубокое экологическое осознание — это, в конечном счете, духовное осознание». [20]
Арне Нэсс отметил, что его вдохновили работы Спинозы и Ганди, оба из которых основывали свои ценности на религиозном чувстве и опыте. Хотя он считал глубинную экологию духовной философией, он объяснил, что не был «верующим» в смысле следования каким-либо конкретным статьям религиозных догм. «...было бы совершенно правильно сказать, что меня иногда называли религиозным или духовным, - сказал он, - потому что я верю, что живые существа обладают собственной внутренней ценностью, а также что существуют фундаментальные интуиции относительно того, что несправедливо». .'. [21]
Нэсс раскритиковал иудео-христианскую традицию, заявив, что библейское «высокомерие управления состоит в идее превосходства, которая лежит в основе мысли о том, что мы существуем, чтобы охранять природу как весьма уважаемый посредник между Творцом и Творением». [14] Нэсс далее критикует взгляд реформации на творение как на собственность, которую следует использовать максимально продуктивно.
Однако Нэсс добавил, что, хотя он чувствовал, что слово «Бог» «слишком перегружено предвзятыми идеями», он принял идею Спинозы о Боге как «имманентную» — «единственную творческую силу»… «постоянно творящую мир, будучи творческая сила в Природе». По его словам, он не «исключал возможности того, что христианские богословские принципы истинны в определенном смысле…». [21]
Джоанна Мэйси в «Работе, которая воссоединяет» объединяет буддийскую философию с глубокой экологической точкой зрения.
Критика
[ редактировать ]Евроцентрический уклон
[ редактировать ]Гуха и Мартинес Альер критикуют четыре определяющие характеристики глубинной экологии. Во-первых, поскольку глубинные экологи считают, что экологические движения должны перейти от антропоцентрического к экоцентрическому подходу, они не могут признать два наиболее фундаментальных экологических кризиса, с которыми сталкивается мир: чрезмерное потребление на глобальном севере и растущую милитаризацию. Во-вторых, упор глубинной экологии на дикую природу дает импульс империалистическим устремлениям Запада. В-третьих, глубинная экология присваивает восточные традиции, характеризует восточные духовные верования как монолитные и отрицает свободу действий восточных народов. И в-четвертых, поскольку глубокая экология приравнивает защиту окружающей среды к сохранению дикой природы, ее радикальные элементы ограничены американским движением за сохранение дикой природы. [22]
Хотя глубинные экологи признают, что чрезмерное потребление и милитаризация являются серьезными проблемами, они отмечают, что импульс к спасению дикой природы является интуитивным и не имеет никакой связи с империализмом. Это заявление Гухи и Мартинеса Альера, в частности, очень напоминает заявления, сделанные, например, президентом Бразилии Жаиром Болсонару, заявившим о праве Бразилии на вырубку тропических лесов Амазонки. «Амазонка принадлежит Бразилии, и европейские страны могут заниматься своими делами, потому что они уже разрушили свою собственную окружающую среду». Вывод, очевидно, состоит в том, что, поскольку европейские страны уже разрушили свою окружающую среду, Бразилия также имеет право сделать это: глубокие экологические ценности не должны применяться к ним, поскольку у них еще не настала «очередь» к максимальному экономическому росту. [23]
Что касается «присвоения духовных убеждений», Арне Нэсс отметил, что суть глубинной экологии заключается в убеждении, что «все живые существа имеют свою собственную внутреннюю ценность, ценность, независимо от того, какую пользу они могут принести человечеству». [24] Нэсс заявил, что сторонники движения за глубокую экологию происходят из различных религиозных и духовных традиций и были объединены в одной вере, хотя и основывали ее на различных ценностях. [25]
Знание нечеловеческих интересов
[ редактировать ]Этот раздел может потребовать очистки Википедии , чтобы он соответствовал стандартам качества . Конкретная проблема заключается в следующем: нет цитат для основного аргумента. Читается как мнение. Формулировка неясна. ( февраль 2024 г. ) |
Активисты по защите прав животных заявляют, что для того, чтобы организация требовала неотъемлемых прав, у нее должны быть интересы. [26] Глубинных экологов раскритиковали [ кем? ] за то, что они настаивают на том, что они могут каким-то образом понимать мысли и интересы нечеловеческих существ, таких как растения или протисты, что, по их утверждению, доказывает, что нечеловеческие формы жизни обладают разумом. Например, одноклеточная бактерия могла бы двигаться в сторону определенной химической стимуляции, хотя такое движение можно было бы рационально объяснить, глубокий эколог мог бы сказать, что все это неверно, потому что, согласно его лучшему пониманию ситуации, намерение, сформулированное этим конкретным Бактерии руководствовались своим глубоким желанием добиться успеха в жизни. Одна из критических замечаний по поводу этого убеждения состоит в том, что интересы, которые глубинные экологи приписывают нечеловеческим организмам, такие как выживание, воспроизводство, рост и процветание, на самом деле являются человеческими интересами. Глубинные экологи [ ВОЗ? ] опровергнуть эту критику, указав сначала, что «выживание», «воспроизведение», «рост» и «процветание» (процветание) являются общепринятыми атрибутами всех живых организмов: «добиться успеха в жизни», в зависимости от того, как определить «успех», безусловно, можно рассматривается как цель всей жизни. [27] Кроме того, множество недавних работ по мимесису [ нужны разъяснения ] . Томас Нагель в книге « Каково быть летучей мышью? » (впервые опубликовано в 1974 году) [ соответствующий? ] , предполагает: «[B]слепые люди способны обнаруживать объекты рядом с собой с помощью сонара, используя голосовые щелчки или постукивания тростью. Возможно, если бы кто-то знал, на что это похоже, то мог бы примерно представить, что это такое хотелось бы обладать гораздо более совершенным эхолотом летучей мыши». [28] Другие, такие как Дэвид Абрам, говорили, что сознание не присуще только людям, а является свойством всей вселенной, проявлением которой являются люди. [29]
Глубокий против мелководья
[ редактировать ]Когда Арне Нэсс придумал термин «глубокая экология» , он выгодно сравнил его с поверхностной экологией , которую он критиковал за ее утилитарное и антропоцентрическое отношение к природе, а также за ее материалистический и потребительский взгляд на вещи. [30] [ мертвая ссылка ] описывая свою «центральную цель» как «здоровье и благосостояние людей в развитых странах». [3] Уильям Д. Грей считает, что разработка неантропоцентрического набора ценностей - это «безнадежный поиск». Он ищет улучшенный «поверхностный» взгляд. [31] Однако глубинные экологи отмечают, что «поверхностная экология» (сохранение ресурсов) контрпродуктивна, поскольку она служит главным образом поддержке капитализма, средства, с помощью которого индустриальная цивилизация разрушает биосферу. Таким образом, экоцентрический взгляд становится «безнадежным» только в рамках структур и идеологии цивилизации. Однако за ее пределами неантропоцентрическое мировоззрение характеризовало большинство «первобытных» культур с незапамятных времен и, по сути, сохранялось во многих группах коренных народов до промышленной революции и после нее. [32] Некоторые культуры до сих пор придерживаются этой точки зрения. По существу, экоцентрическое повествование не чуждо людям и может рассматриваться как нормативный этос человеческой эволюции. [13] : 97 Точка зрения Грея представляет собой реформистский дискурс, который глубинная экология отвергла с самого начала. [13] : 52
Мизантропия
[ редактировать ]Социальный эколог Мюррей Букчин интерпретировал глубокую экологию как человеконенавистническую , отчасти из-за характеристики человечества Дэвидом Форманом из группы по защите окружающей среды « Земля прежде всего!» , как «патологическое заражение на Земле». Букчин упоминает, что некоторые, такие как Форман, защищают человеконенавистнические меры, такие как организация быстрого геноцида большей части человечества. [33] В ответ глубинные экологи заявили, что заявление Формана противоречит основной концепции глубинной экологии, первый принцип которой подчеркивает внутреннюю ценность как нечеловеческой, так и человеческой жизни. Арне Нэсс предположил медленное сокращение численности населения в течение длительного периода, а не геноцид. [34]
Вторая серьезная критика Букчина заключается в том, что глубинная экология не может связать экологические кризисы с авторитаризмом и иерархией . Он предполагает, что глубинные экологи не осознают потенциал человечества в решении экологических проблем. [33] В ответ глубинные экологи утверждают, что индустриальная цивилизация с ее классовой иерархией является единственным источником экологического кризиса. [35] : 18 Экоцентрическое мировоззрение исключает любое принятие социального класса или власти на основе социального статуса. [3] Глубинные экологи считают, что, поскольку экологические проблемы созданы индустриальной цивилизацией, единственным решением является деконструкция самой культуры. [35]
Сциентизм
[ редактировать ]Дэниел Боткин заключает, что, хотя глубинная экология бросает вызов предположениям западной философии и к ней следует относиться серьезно, она проистекает из неправильного понимания научной информации и выводов, основанных на этом недоразумении, которые, в свою очередь, используются в качестве оправдания ее идеологии. Оно начинается с идеологии и имеет политическую и социальную направленность. Боткин также раскритиковал утверждение Нэсса о том, что все виды морально равны, и его пренебрежительное описание видов-первопроходцев . [36] Глубинные экологи противостоят этой критике, утверждая, что забота о политических и социальных ценностях имеет первостепенное значение, поскольку разрушение природного разнообразия вытекает непосредственно из социальной структуры цивилизации и не может быть остановлено реформами внутри системы. Они также ссылаются на влиятельные работы защитников окружающей среды и активистов, таких как Рэйчел Карсон , Альдо Леопольд , Джон Ливингстон и других, и иногда критикуют то, как наука об экологии используется неправильно. [3]
Утопизм
[ редактировать ]Экокритик Джонатан Бэйт назвал глубинных экологов «утопистами», указав, что «утопия» на самом деле означает «нигде», и процитировав утверждение Руссо о том, что «естественного состояния больше не существует, и, возможно, никогда не существовало и, вероятно, никогда не будет». Бэйт спрашивает, как планета переполнена городами
можно ли вернуть его в естественное состояние? И...кто захочет его туда вернуть? ... Жизнь в естественном состоянии, как Томас Гоббс напомнил читателям Левиафана в 1650 году, одинока, бедна, невежественна, жестока и коротка. Возможно, необходимо подвергнуть критике ценности Просвещения, но полностью отвергнуть Просвещение означало бы отвергнуть справедливость, политическую свободу и альтруизм. [37]
Критика Бейтса частично основана на идее о том, что индустриальная цивилизация и техника, от которой она зависит, сами по себе «естественны», поскольку созданы людьми. Глубинные экологи указали, что концепция техники как «естественной» и, следовательно, «морально нейтральной» является заблуждением индустриальной цивилизации: не может быть ничего «нейтрального», например, в ядерном оружии, единственной целью которого является крупномасштабное разрушение. Историк Льюис Мамфорд [38] делит технологию на «демократическую» и «авторитарную» технику («техника» включает в себя как технические, так и культурные аспекты технологии). В то время как «демократическая» техника, доступная небольшим сообществам, может быть нейтральной, «авторитарная» техника, доступная только крупномасштабным, иерархическим, авторитарным обществам, таковой не является. Такая техника не только неустойчива, но и «приводит к планетарным убийствам». От них нужно срочно отказаться, что подтверждает пункт №6 платформы глубинной экологии. [39]
Что касается степени естественности ландшафтов, Питер Воллебен проводит временную линию (примерно эквивалентную развитию «авторитарной» техники Мамфорда) на сельскохозяйственной революции около 8000 г. до н. э., когда «практика выборочного земледелия начала менять виды». [40] Это также время, когда ландшафт начал намеренно превращаться в экосистему, полностью посвященную удовлетворению потребностей человека. [40]
Что касается заявления Гоббса о «естественном состоянии», глубинные экологи и другие отметили, что оно ложно и было сделано просто для того, чтобы узаконить идею предполагаемого «общественного договора», согласно которому одни люди подчиняются другим. Нет никаких доказательств того, что члены первобытных обществ, применявшие «демократические технологии», жили короче, чем члены цивилизации (по крайней мере, до 20-го века); их жизнь была противоположностью одинокой, поскольку они жили в сплоченных сообществах, и хотя «бедность» является социальным отношением, отсутствующим в общих культурах, «невежественные» и «жестокие» оба приравниваются к термину «дикари», используемому колониалы первобытных народов, имея в виду отсутствие авторитарных технологий в их культурах. Справедливость, политическая свобода и альтруизм характерны для эгалитарных первобытных обществ, а не для цивилизации, которая определяется классовой иерархией и, следовательно, по определению несправедлива, аморальна и лишена альтруизма.
Связи с другими философиями
[ редактировать ]Питер Сингер критикует антропоцентризм и выступает за предоставление прав животным. Однако Сингер не согласился с верой глубинной экологии в внутреннюю ценность природы, отдельную от вопросов страдания. [41] Циммерман объединяет глубокую экологию с феминизмом и движениями за гражданские права . [42] Нельсон противопоставляет это экофеминизму . [43] Связь с правами животных , пожалуй, самая сильная, поскольку «сторонники таких идей утверждают, что «вся жизнь имеет внутреннюю ценность»». [44]
Дэвид Форман, соучредитель радикального движения прямого действия « Земля прежде всего!» , сказал, что он является сторонником глубокой экологии. [45] [46] В какой-то момент Арне Нэсс также принял участие в прямом действии, когда он приковал себя цепью к камням перед Мардалсфоссеном , водопадом в норвежском фьорде , в успешном протесте против строительства плотины. [47]
Некоторые связывают это движение с зеленым анархизмом , о чем свидетельствует сборник эссе под названием « Глубокая экология и анархизм» . [48]
Кроме того, это движение связано с космополитическим локализмом , который был предложен в качестве структурной основы для организации производства, отдавая приоритет социально-экологическому благополучию над корпоративными прибылями, перепроизводством и избыточным потреблением. [49]
Объектно -ориентированный онтолог Тимоти Мортон исследовал подобные идеи в книгах «Экология без природы: переосмысление эстетики окружающей среды» (2009) и «Темная экология: для логики будущего сосуществования» (2016). [50] [51]
См. также
[ редактировать ]- Биоцентризм (этика)
- Гипотеза биофилии
- Биотическая этика
- Связанная система человек-среда
- освобождение Земли
- Экоцентризм
- Экофашизм
- Экологическая цивилизация
- Экосоциализм
- Экософия
- Гаянизм
- Внутренняя ценность (этика животных)
- Отрицательный прирост населения
- OpenAirФилософия
- Движение за добровольное вымирание человечества
- Теория иерархии
- Масштаб (аналитический инструмент)
Ссылки
[ редактировать ]Такие конструкции, как там же. , лок. цит. и idem руководством не рекомендуются в Википедии по стилю сносок , поскольку их легко сломать. Пожалуйста, улучшите эту статью , заменив ее именованными ссылками ( краткое руководство ) или сокращенным заголовком. ( Март 2024 г. ) |
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит, Мик (2014). «Глубинная экология: что сказано и (что будет) сделано?» . Трубач . 30 (2): 141–156. ПроКвест 1958537477 .
- ^ Барри, Джон; Франкленд, Э. Джин (2002). Международная энциклопедия экологической политики . Рутледж. п. 161. ИСБН 9780415202855 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Нэсс, Арне (январь 1973 г.). «Поверхностное и глубокое, долгосрочное экологическое движение. Краткое содержание». Расследование . 16 (1–4): 95–100. дои : 10.1080/00201747308601682 . S2CID 52207763 .
- ^ Интервью с норвежским экофилософом Арне Нэссом. Источник: www.naturearteducation.org/Interview_Arne_Naess_1995.pdf www.rerunproducties.nl.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сешнс, Джордж (2014). «Глубинная экология, новая охрана природы и мировоззрение антропоцена» . Трубач . 30 (2): 106–114. ПроКвест 1958534297 .
- ^ Арне, Нэсс; Ротенберг, Дэвид (1993). Больно ли думать? . Университет Миннесоты Пресс. стр. 131–132.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дренгсон, Алан; Девэлл, Билл; Шролл, Марк А. (2011). «Движение за глубинную экологию: истоки, развитие и перспективы на будущее (к трансперсональной экософии)» . Международный журнал трансперсональных исследований . 30 (1–2): 101–117. дои : 10.24972/ijts.2011.30.1-2.101 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хардинг, Стефан. Глубокая экология в программе целостной науки . Колледж Шумахера.
- ^ Маргулис, Линн . Оживить Землю .
- ^ Арне Нэсс «Философия жизни - разум и чувства в более глубоком мире», 2002, стр.6
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сешнс, Джордж, изд. (1995). Глубинная экология XXI века . Публикации Шамбалы. ISBN 9781570620492 .
- ^ Бодиан, Стефан (1982). «Простой в средствах, богатый в целях - разговор с Арне Нэссом» (PDF) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Девэлл, Билл; Сешнс, Джордж (1985). Глубокая экология . Гиббс М. Смит. п. 70. ИСБН 978-0-87905-247-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нэсс, Арне (1989). Экология, сообщество и образ жизни: очерк экософии. Перевод Д. Ротенберга . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 166, 187. ISBN. 0521344069 . LCCN 88005068 .
- ^ Фокс, Уорик. Интуиция глубинной экологии . , цитируется в Девэлл, Билл; Сешнс, Джордж (1985). Глубокая экология . Гиббс М. Смит. п. 90. ИСБН 978-0-87905-247-8 .
- ^ Бом, Дэвид (1980). Целостность и неявный порядок . Рутледж и Кеган Пол. п. 37. ИСБН 9780710003669 .
- ^ «Мы всего лишь попутчики других существ в одиссее эволюции», - утверждает Альдо Леопольд; цитируется в Девэлл, Билл; Сешнс, Джордж (1985). Глубокая экология . Гиббс М. Смит. п. 85. ИСБН 978-0-87905-247-8 .
- ^ Маклафлин, Эндрю (1995). Сешнс, Джордж (ред.). Сердце глубинной экологии . Публикации Шамбалы. п. 87. ИСБН 9781570620492 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Не существует ярлыков для прямого органического опыта». Моррис Берман, цит. Девэлл, Билл; Сешнс, Джордж (1985). Глубокая экология . Гиббс М. Смит. п. 89. ИСБН 978-0-87905-247-8 .
- ^ «ТОП 25 ЦИТАТ ФРИТЬОФА КАПРЫ (из 60)» . AZ Котировки .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Арне Нэсс «Философия жизни - разум и чувства в более глубоком мире, 2002, стр. 8»
- ^ Гуха, Р. и Дж. Мартинес-Алье. 1997. Радикальный американский энвайронментализм и охрана дикой природы: критика третьего мира . Разновидности энвайронментализма: Очерки Севера и Юга, стр. 92–108.
- ^ «Болсонару заявляет, что «Амазония принадлежит нам», и называет данные о вырубке лесов «ложью» » . Хранитель . 19 июля 2019 г.
- ^ Арне Нэсс «Философия жизни - разум и чувства в более глубоком мире», 2002, стр. 6)
- ^ там же
- ^ Фейнберг, Джоэл . «Права животных и будущие поколения» . Проверено 25 апреля 2006 г.
- ^ Вирбум, Яна К. (27 июля 2022 г.). Айдлер, Эллен Л. (ред.). «Чем все это заканчивается? Тенденции и различия в состоянии здоровья в конце жизни» . ПЛОС ОДИН . 17 (7): e0267551. Бибкод : 2022PLoSO..1767551V . дои : 10.1371/journal.pone.0267551 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 9328500 . ПМИД 35895597 .
- ^ Нагель, Томас (1997). «Каково быть летучей мышью?». Философское обозрение . 83 (4): 442. дои : 10.2307/2183914 . JSTOR 2183914 .
- ^ Абрам, Дэвид. Заклинание чувственности . п. 262.
- ^ Девэлл, Билл; Сешнс, Джордж. Глубокая экология: Экологизм, как если бы все существа имели значение . Архивировано из оригинала 24 июня 2017 г. Проверено 25 апреля 2006 г.
- ^ Грей, Уильям (1993). «Антропоцентризм и глубинная экология» . Австралазийский философский журнал . 71 (4): 463–75. дои : 10.1080/00048409312345442 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2001 г. Проверено 6 августа 2021 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Абрамс, Дэвид. Заклинание чувственности .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Букчин, Мюррей (1987). «Социальная экология против глубинной экологии: вызов экологическому движению» . Зеленые перспективы/Архивы анархии – через dwardmac.pitzer.edu.
- ^ Сешнс, Джордж, изд. (1995). Глубинная экология XXI века . Шамбала. п. 88. ИСБН 9781570620492 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дженсен, Деррик (2006). Финал, Том 2 .
- ^ Боткин, Дэниел Б. (2000). Ничейный сад: Торо и новое видение цивилизации и природы . Книги Шируотера. С. 42 42, 39]. ISBN 978-1-55963-465-6 .
- ^ Бейт, Джонатан (2000). Песня Земли . п. 37.
- ^ Мамфорд, Льюис (1966). Миф о машине — Техника и развитие человека .
- ^ Дженсен, Деррик ; Макбэй, Арик (2011). Техника (отрывок из главы «Технотопия: Промышленность») . Деррик Дженсен. п. 234. ИСБН 9781583229897 . Получено 5 августа 2021 г. - через derrickjensen.org.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Воллебен, Питер (2019). Тайная мудрость природы: деревья, животные и необыкновенный баланс всего живого . Перевод Джейн Биллингхерст. Институт Дэвида Сузуки, Greystone Books. ISBN 9781771643887 .
- ^ Кендалл, Джиллиан (май 2011 г.). «Высшее благо: Питер Сингер о том, как жить этичной жизнью» . Журнал Sun, интервью Sun (425) . Проверено 2 декабря 2011 г.
- ^ АтКиссон, Алан (лето 1989 г.). «Введение в глубокую экологию, интервью с Майклом Циммерманом» . Глобальное изменение климата (22). Институт контекста: 24. Архивировано из оригинала 23 января 2012 г. Получено 5 августа 2021 г. - через Context.org.
- ^ Нельсон, К. (август 2021 г.). Экофеминизм против глубинной экологии . Диалог, Сан-Антонио, Техас: факультет философии Университета Святой Марии .
- ^ Уолл, Дерек (1994). Зеленая история . Рутледж . ISBN 978-0-415-07925-9 .
- ^ Левин, Дэвид, изд. (1991). Защищая Землю: диалог Мюррея Букчина и Дэйва Формана .
- ^ Букчин, Мюррей; Грэм Покупка; Брайан Моррис; Родни Эйчти; Роберт Харт; Крис Уилберт (1993). Глубинная экология и анархизм . Свобода Пресс. ISBN 978-0-900384-67-7 .
- ^ Сид, Дж.; Мэйси, Дж.; Флемминг, П.; Нэсс, А. (1988). Думая как гора: к совету всех существ . Еретические книги. ISBN 0-946097-26-7 .
- ^ Глубинная экология и анархизм . Свобода Пресс. 1993.
- ^ Костакис, Василис; Ниарос, Василис; Джотитсас, Крис (30 июня 2023 г.). «За пределами глобального и локального: освещение космолокальных рамок для веселого развития технологий» . Наука об устойчивом развитии . 18 (5): 2309–2322. Бибкод : 2023SuSc...18.2309K . дои : 10.1007/s11625-023-01378-1 . ISSN 1937-0709 . S2CID 259749096 .
- ^ Мортон, Тимоти (2009). Экология без природы: переосмысление экологической эстетики . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674266162 .
- ^ Мортон, Тимоти (2016). Темная экология: к логике будущего сосуществования . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231541367 .
Дополнительные источники
[ редактировать ]- Бендер, Флорида, 2003. Культура вымирания: к философии глубинной экологии Амхерст, Нью-Йорк: Humanity Books.
- Кац Э., А. Лайт и др. 2000. Под поверхностью: критические очерки философии глубинной экологии Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- Лашапель, Д. 1992. Священная земля, священный секс: восторг глубин Дуранго: Kivakí Press.
- Пассмор, Дж. 1974. Ответственность человека за природу, Лондон: Дакворт.
- Кларк, Джон П. (2014). «Что живет в глубинной экологии?». Трубач: Журнал экософии . 30 (2): 157–183.
- Хокинс, Ронни (2014). «Почему глубинная экология должна была умереть». Трубач: Журнал экософии . 30 (2): 206–273.
- Дренгсон, Алан. «Движение за глубокую экологию». Зеленое большинство , CIUT 89.5 FM, Университет Торонто, 6 июня 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гецевска, Валентина; Донев, Ванчо; Поленаковик, Радмил (2016). «Обзор экологических инструментов на пути к устойчивому развитию». Летопись инженерного факультета Хунедоара — Международный инженерный журнал . 14 (1): 147–152.
- Глассер, Гарольд (редактор) 2005. Избранные произведения Арне Нэсса , тома 1–10. Спрингер , ISBN 1-4020-3727-9 . ( обзор )
- Холи-Лучай, Магдалена (2015). «Поддержка Хайдеггером глубокой экологии снова пересмотрена». Этика и окружающая среда . 20 (1): 45–66. дои : 10.2979/ethicsenviro.20.1.45 . S2CID 141921083 .
- Кеуларц, Йозеф 1998. Борьба за природу: критика радикальной экологии , Лондон [и др.]: Routledge.
- Линкола, Пентти 2011. Может ли жизнь преобладать? Великобритания: Arktos Media, 2-е исправленное изд. ISBN 1907166637
- Марк Р., Фелленц. «9. Экофилософия: глубокая экология и экофеминизм». Моральный зверинец: философия и права животных. 158. Шампейн: Университет Иллинойса, 2007.
- Ортон, Дэвид (9 января 2000 г.). «Глубинная экология и права животных: дискуссионный документ» . Зеленая паутина .
- Сильван, Ричард (1985a). «Критика глубинной экологии, часть I». Радикальная философия . 40 : 2–12.
- Сильван, Ричард (1985b). «Критика глубинной экологии, часть II». Радикальная философия . 41 : 1–22.
- Тобиас, Майкл (редактор) 1988 (1984). Глубокая экология . Книги Аванта. ISBN 0-932238-13-0 .