Проблема грязных рук
Проблема грязных рук касается того, могут ли политические лидеры и те, кто занимает аналогичные должности, когда-либо быть оправданы в совершении даже крайне аморальных действий, когда «загрязнение рук» таким образом необходимо для реализации какой-то важной моральной или политической цели, такой как сохранение дальнейшее существование сообщества или предотвращение неминуемой социальной катастрофы. Если политические акторы могут быть оправданы таким образом, то, по-видимому, возникает парадокс или противоречие, поскольку оказывается, что эти акторы могут или даже должны совершать действия, которые ex гипотетически являются морально недопустимыми. Классическими примерами ситуаций, в которых может возникнуть проблема грязных рук, являются сценарии с бомбой замедленного действия, популяризированные телесериалом 24 . Проблема грязных рук лежит в точке моральной философии , политической философии и политической этики пересечения .
Уолцер и Уильямс о грязных руках
[ редактировать ]Хотя разговор о грязных руках восходит к Макиавелли , современный философский интерес к проблеме грязных рук был оживлен работами американского политического теоретика Майкла Уолцера и других мыслителей. Сам термин взят из пьесы Жан-Поля Сартра » 1948 года «Грязные руки , в которой Хёдерер говорит о том, что у него грязные руки до локтей, а затем спрашивает: «Но на что вы надеетесь? Думаете ли вы, что сможете управлять невинно?» [1]
Уолцер утверждал, что в случаях « чрезвычайной чрезвычайной ситуации », когда дальнейшее существование политического сообщества находится под непосредственной угрозой, его лидеры могут быть вынуждены запачкать руки и санкционировать крайне аморальные действия ради спасения сообщества. Обсуждая британские бомбардировки немецких городов в 1940-1942 годах, Вальцер писал:
[Мне] кажется, что чем более несомненной казалась победа Германии в отсутствие наступления бомбардировщиков, тем более оправданным было решение начать наступление. Не только то, что такая победа была пугающей, но и то, что она казалась в те годы очень близкой; дело не только в том, что это было близко, но и в том, что это было так страшно. Это была чрезвычайная чрезвычайная ситуация, когда вполне могло потребоваться нарушить права невинных людей и разрушить военную конвенцию.Учитывая точку зрения на нацизм, которую я придерживаюсь, вопрос принимает следующую форму: должен ли я поставить это определенное преступление (убийство невинных людей) против этого неизмеримого зла (триумф нацистов)? [2]
Британский философ Бернард Уильямс исследовал проблему грязных рук в менее гиперболических ситуациях, скорее, в повседневных потребностях политической жизни, чем в чрезвычайных начинаниях по защите своего сообщества от прямого разрушения: «[Это] предсказуемая и вероятная опасность общественной жизни, которую будут такие ситуации, в которых явно потребуется что-то морально неприятное. Отказ по моральным соображениям когда-либо делать что-либо подобное, скорее всего, будет означать, что никто не может серьезно преследовать даже моральные цели политики». [3]
Мартин Холлис о грязных руках
[ редактировать ]Мартин Холлис , английский философ, также писал о проблеме грязных рук. он привел резню в Гленко В качестве примера . Совершение убийства по доверию являлось наказуемым правонарушением, и приказ «нельзя было отдавать и, будучи отданным, подчиняться». [4] Однако Холлис указывает на утилитарную ценность создания «кровавого примера» в качестве предупреждения другим вождям. [4] Он сказал, что вопрос не в том, оправдывает ли цель средства, потому что другие стратегии объединения нации могли иметь столь же плохие последствия. Ценность объединения страны делает эту проблему проблемой грязных рук, поскольку вовлеченным лидерам пришлось принять этически сомнительное решение ради того, что, по их мнению, будет способствовать всеобщему благу. Холлис утверждает, что политика – это искусство компромисса, а «лучшее – враг хорошего». [4]
Еще одним примером проблемы грязных рук, о которой упоминает Холлис, является решение Уинстона Черчилля, принятое во время Второй мировой войны, не предупреждать жителей Ковентри о том, что немцы планируют массированный воздушный налет на их город. На первый взгляд кажется неправильным, что он не послал никаких предупреждений, но если бы он сделал это, немцы знали бы, что британцы взломали их шифр «Энигмы», что, как утверждает Холлис, Черчилль считал большей потерей в долгосрочной перспективе. [4]
См. также
[ редактировать ]- Исключительное положение (Агамбен) — родственное понятие, исключительное положение предполагает приостановку действия верховенства закона, которую можно сравнить с приостановлением действия нормы морали в «чрезвычайных чрезвычайных ситуациях».
- Консеквенциализм против деонтологии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Жан-Поль Сартр, Грязные руки , в трех пьесах Жан-Поля Сартра , пер. Лайонел Абель (Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1949), 121.
- ^ Майкл Уолцер, Справедливые и несправедливые войны: моральный аргумент с историческими иллюстрациями , 2-е изд. (Нью-Йорк: Basic Books, 1992), 259.
- ^ Бернард Уильямс, «Политика и моральный характер», в «Общественной и частной морали» , изд. Стюарт Хэмпшир (Кембридж, Великобритания: издательство Кембриджского университета, 1978), 62 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Холлис, Мартин (1982). «Грязные руки». Британский журнал политической науки . 12 (4): 385–398. дои : 10.1017/s0007123400003033 . JSTOR 193668 .
Ссылки
[ редактировать ]- Коуди, CAJ, « Проблема грязных рук ». Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск весной 2014 г.) под редакцией Эдварда Н. Залты.
- Коуди, CAJ, « Тони Коуди о грязных руках в политике », о философских укусах . Интервью Найджела Уорбертона. 25 октября 2009 г.
- Статья в Международной энциклопедии этики «Грязные руки».