Климатическая справедливость

Климатическая справедливость – это разновидность экологической справедливости. [1] в котором основное внимание уделяется неравномерному воздействию изменения климата на маргинализированные или иным образом уязвимые группы населения. [2] Климатическая справедливость хочет добиться справедливого распределения как бремени изменения климата , так и усилий по смягчению последствий изменения климата . [3] Экономическое бремя смягчения последствий изменения климата оценивается некоторыми примерно в 1–2% ВВП . [4] [5]
Климатическая справедливость исследует такие концепции, как равенство , права человека , коллективные права и историческая ответственность за изменение климата. [6] Это достигается путем соотнесения причин и последствий изменения климата с концепциями справедливости , особенно экологической справедливости и социальной справедливости . Маргинализированные сообщества часто сталкиваются с худшими последствиями изменения климата. В зависимости от страны и контекста сюда могут входить люди с низкими доходами, коренные общины или цветные сообщества . Растет согласие с тем, что люди в регионах, которые несут наименьшую ответственность за изменение климата, часто страдают от самых серьезных последствий. [7] [8] [9] Они также могут оказаться в невыгодном положении из-за мер реагирования на изменение климата, которые могут усугубить существующее неравенство. Эта ситуация известна как «тройная несправедливость» изменения климата. [10] [11] [12]
Концепции климатической справедливости можно сгруппировать по принципу процессуальной справедливости и распределительной справедливости . В первом подчеркивается справедливое, прозрачное и инклюзивное принятие решений. Последнее подчеркивает справедливое распределение издержек и последствий изменения климата ( основные права ). [10] Существует как минимум десять различных принципов, которые помогают справедливо распределять климатические затраты. [13] Климатическая справедливость также пытается решить социальные последствия смягчения последствий изменения климата . Если эти проблемы не будут решены должным образом, это может привести к глубокой экономической и социальной напряженности. Это может даже привести к задержкам в осуществлении необходимых изменений. [14]
Действия по климатической справедливости могут включать в себя растущее глобальное количество судебных разбирательств по климату . [15] В 2017 году в отчете Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде было выявлено 894 текущих судебных процесса по всему миру. [16]
Определение и цели
[ редактировать ]Использование и популярность терминологии климатической справедливости резко возросли в последние годы, однако климатическая справедливость понимается по-разному, и различные значения иногда оспариваются. В самом простом виде концепции климатической справедливости можно сгруппировать по следующим двум направлениям: [10]
- процессуальная справедливость , которая подчеркивает справедливость, прозрачность и инклюзивность принятия решений, и
- справедливость распределения , которая делает акцент на том, кто несет расходы как за изменение климата, так и за действия, предпринятые для его решения.
Цели климатической справедливости можно охарактеризовать так: «охватывать набор прав и обязанностей, которые корпорации, отдельные лица и правительства имеют по отношению к тем уязвимым людям, которые в некотором смысле непропорционально сильно пострадают от изменения климата». [17]
Климатическая справедливость исследует такие концепции, как равенство , права человека , коллективные права и историческая ответственность за изменение климата. Существуют процедурные аспекты смягчения последствий изменения климата , а также распределительно-этические аспекты. Признание и уважение являются основой распределительной и процессуальной справедливости. [18]
Смежными областями являются экологическая справедливость и социальная справедливость .
Причины несправедливости
[ редактировать ]Экономические системы
[ редактировать ]Вопрос о том, являются ли фундаментальные различия в экономических системах, таких как капитализм и социализм, коренной причиной климатической несправедливости, является спорным вопросом. В этом контексте возникают принципиальные разногласия между консервативными экологическими группами с одной стороны и левыми организациями с другой. В то время как первые часто склонны обвинять крайности неолиберализма в изменении климата и выступать за рыночные реформы внутри капитализма, вторые рассматривают капитализм с его эксплуататорскими чертами как основную центральную проблему. [21] Другие возможные причинные объяснения включают иерархии, основанные на групповых различиях и природе самой индустрии ископаемого топлива. [22]
Системные причины
[ редактировать ]
Утверждалось, что неоправданные темпы изменения климата, наряду с неравенством бремени, являются структурной несправедливостью. Существует политическая ответственность за поддержание и поддержку существующих структурных процессов. [23] И это несмотря на предполагаемые жизнеспособные потенциальные альтернативные модели, основанные на новых технологиях и средствах. В качестве критерия определения ответственности за изменение климата индивидуальный причинный вклад не имеет такого большого значения, как ответственность за сохранение углеродоемких практик и институтов. Эти структуры составляют глобальную политико-экономическую систему, а не позволяют структурные изменения в сторону системы , которая не способствует эксплуатации людей и природы. [24] [25]
По мнению других, климатическая справедливость может быть достигнута посредством существующих экономических рамок, глобальных организаций и политических механизмов. Таким образом, коренные причины могут быть найдены в причинах, которые до сих пор препятствовали глобальному осуществлению таких мер, как схемы торговли выбросами . [26]
Диспропорция между причинностью и бременем
[ редактировать ]Ответственность за изменение климата существенно различается среди отдельных лиц и групп. Многие из людей и стран, наиболее затронутых изменением климата, несут наименьшую ответственность за него. [30] [31] Ответственность за большую часть воздействия на окружающую среду несут самые богатые граждане мира. Для уменьшения этих последствий необходимы решительные действия со стороны них и их правительств. [32] [33]
Согласно отчету Oxfam и Стокгольмского института окружающей среды за 2020 год , [34] [35] За 25 лет с 1990 по 2015 год 1% самых богатых жителей планеты вызвал вдвое больше выбросов углекислого газа, чем 50% самых бедных. [36] [37] [27] Это составило, соответственно, за тот период 15% совокупных выбросов по сравнению с 7%. [38] Второй отчет 2023 года показал, что 1% самых богатых людей производят больше выбросов углекислого газа, чем 66% самых бедных, в то время как на долю 10% самых богатых людей приходится более половины глобальных выбросов углерода. [39] [40]
Нижняя половина населения несет прямую ответственность за менее чем 20% энергетического следа и потребляет менее 5% верхней части населения с точки зрения энергии, скорректированной с учетом торговли. У людей с высокими доходами обычно более высокий энергетический след , поскольку они используют более энергоемкие товары. В частности, наибольшая диспропорция выявлена в сфере транспорта, где верхние 10% потребляют 56% автомобильного топлива и совершают 70% покупок автомобилей. [41]
В обзорной статье 2023 года было обнаружено, что если бы было 2 тот При повышении температуры к 2100 году примерно 1 миллиард преимущественно бедных людей умрет в результате выбросов парниковых газов преимущественно богатыми людьми. [42] [43]
Справедливость между поколениями
[ редактировать ]
Людям необходимо внести изменения, в том числе пойти на жертвы, чтобы обеспечить климатическую справедливость для будущих поколений . [45] Это может включать в себя неприятные изменения образа жизни, [46] [47] изменения в государственных расходах и другие индивидуальные действия по изменению климата .
Предотвратимые серьезные последствия изменения климата , вероятно, возникнут в течение жизни нынешнего взрослого населения. Согласно текущим обязательствам в области климатической политики, дети, родившиеся в 2020 году (например, « Поколение Альфа »), в течение своей жизни испытают в 2–7 раз больше волн жары , а также больше других экстремальных погодных явлений по сравнению с людьми, родившимися в 1960 году. вопросы равенства между поколениями , поскольку именно эти поколения (отдельные люди и их коллективное управление и экономические системы) несут основную ответственность за бремя изменения климата. [48] [49]
Это показывает, что выбросы, производимые любым конкретным поколением, могут нанести ущерб одному или нескольким будущим поколениям. Изменение климата может постепенно стать более угрожающим для затронутых поколений, чем для поколения, ответственного за эти угрозы. Климатическая система содержит переломные моменты , такие как масштабы вырубки лесов Амазонки, которые вызовут необратимое сокращение лесов. [50] [51] Поколение, продолжающиеся выбросы которого выводят климатическую систему за пределы столь важных переломных моментов, причиняет серьезную несправедливость многим будущим поколениям. [52]
Непропорциональное воздействие на обездоленные группы населения
[ редактировать ]Из-за продолжающегося изменения климата особенно пострадают обездоленные группы населения. [53] Эти группы пострадают из-за неравенства, основанного на демографических характеристиках, таких как пол, раса, этническая принадлежность, возраст и доход. [54] Неравенство увеличивает уязвимость обездоленных групп населения к пагубным последствиям изменения климата. [54] Ущерб усугубляется тем, что обездоленные группы получают чрезвычайную помощь последними и редко включаются в процесс планирования на местном, национальном и международном уровнях для преодоления последствий изменения климата. [55]
Цветные сообщества, женщины, коренные народы и люди с низкими доходами сталкиваются с большей уязвимостью к изменению климата. [56] [18] На эти группы непропорционально повлияют волны тепла, качество воздуха и экстремальные погодные явления. [57] Женщины также находятся в неблагоприятном положении, и изменение климата повлияет на них иначе, чем на мужчин. [58] Это может повлиять на способность групп меньшинств адаптироваться, если не будут приняты меры по предоставлению этим группам большего доступа к универсальным ресурсам. [59] Коренные народы страдают от последствий изменения климата, хотя исторически они внесли наименьший вклад в его возникновение. [57] Коренные народы неоправданно страдают из-за своих низких доходов и по-прежнему имеют меньше ресурсов для борьбы с изменением климата. [60]
Ответные меры по улучшению климатической справедливости
[ редактировать ]Нельзя позволять одному поколению потреблять большую часть бюджета CO 2 , принимая на себя относительно незначительную долю усилий по сокращению выбросов, если это приведет к тому, что последующие поколения будут вынуждены нести бремя резкого сокращения выбросов и подвергнуть свою жизнь полной утрате свободы.
Германии - Федеральный конституционный суд
апрель 2021 г. [61]
Права природы защищают экосистемы и природные процессы за их внутреннюю ценность, дополняя их тем самым правом человека на здоровую и экологически сбалансированную окружающую среду. Природные права, как и все конституционные права, подлежат судебной защите и, следовательно, судьи обязаны их гарантировать.
— Конституционный суд Эквадора [62] [63]
10 ноября 2021 г.
Общие принципы справедливости при распределении бремени
[ редактировать ]Существует три принципа справедливости в распределении бремени, которые можно использовать при принятии решений о том, кто несет большее бремя изменения климата в глобальном и внутреннем масштабе: а) те, кто больше всего вызвал проблему, б) те, кто обладает наибольшей способностью нести бремя и в) те, кто получил наибольшую выгоду от деятельности, вызывающей изменение климата. [64] задолжает совокупную компенсацию климатических ущерба в размере 5,4 триллиона долларов. По оценкам исследования 2023 года, 21 крупнейшая компания, работающая на ископаемом топливе , за период 2025–2050 годов [65]
Другой метод принятия решений начинается с цели предотвращения изменения климата, например, за пределами 1,5 °C, а затем рассуждает в обратном направлении: кто и что должен делать. [66] При этом используются принципы справедливости при распределении бремени для поддержания справедливости.
Судебные дела и судебные разбирательства
[ редактировать ]
К декабрю 2022 года количество исков, связанных с изменением климата, выросло до 2180, более половины приходится на США (1522 иска). [68] На основании существующих законов некоторые заинтересованные стороны уже могут быть принуждены к действиям через суд. [67]
Права человека
[ редактировать ]... признавая , что изменение климата является общей проблемой человечества, Стороны должны, принимая меры по решению проблемы изменения климата, уважать, поощрять и учитывать свои соответствующие обязательства в области прав человека, права на здоровье , прав коренных народов, местных общин. , мигранты, дети, люди с ограниченными возможностями и люди, находящиеся в уязвимом положении, и право на развитие, а также гендерное равенство, расширение прав и возможностей женщин и равенство между поколениями, ...
— Климатический пакт Глазго [73]
13 ноября 2021 г.
Проблемы
[ редактировать ]Социальные потрясения и политическая поддержка
[ редактировать ]Климатическая справедливость часто может противоречить социальной стабильности. Например, меры, направленные на установление более справедливого ценообразования на продукцию, могут привести к социальным волнениям. [79] . [80] Меры по декарбонизации могут привести к уменьшению материальных благ, комфорта и сохранению привычек. [32] [ необходимы дополнительные ссылки ]
По оценкам многочисленных исследований, если будет осуществлен быстрый переход, количество рабочих мест может увеличиться в целом, по крайней мере временно, из-за увеличения спроса на рабочую силу, например, для строительства общественной инфраструктуры и других «зеленых» рабочих мест для построения системы возобновляемой энергии . [81] [82] [83]
Острая необходимость перемен, особенно когда речь идет об изменении образа жизни и сдвигах в масштабах отрасли, может привести к социальной напряженности и снижению уровня общественной поддержки политических партий, находящихся у власти. [84] [85] Например, сохранение низких цен на газ зачастую «действительно полезно для бедных и среднего класса». [86]
Обсуждения потерь и ущерба
[ редактировать ]Некоторые могут рассматривать аргументы климатической справедливости о компенсации богатыми странами за стихийные бедствия в развивающихся странах как способ «безграничной ответственности». Высокие уровни компенсаций могут отвлечь ресурсы, усилия, внимание и финансовые средства общества от эффективных превентивных мер в связи с изменением климата . по смягчению последствий изменения климата в сторону, например, немедленных компенсаций [87] [88]
Государства, зависимые от ископаемого топлива
[ редактировать ]По прогнозам, поэтапный отказ от ископаемого топлива повлияет на государства и их граждан с крупными или центральными отраслями добычи ископаемого топлива, включая ОПЕК государства , иначе, чем на другие страны. Эти государства препятствовали переговорам по климату, и утверждалось, что благодаря их богатству им не нужно получать финансовую поддержку от других стран, но они могут осуществить адекватные переходы самостоятельно с точки зрения финансовых ресурсов. [91] [92] [93]
Исследование показало, что правительства стран, которые исторически получали выгоду от добычи полезных ископаемых, должны взять на себя ведущую роль, а страны, которые имеют высокую зависимость от ископаемого топлива, но имеют низкий потенциал для перехода, нуждаются в некоторой поддержке. [94] В частности, считается, что переходные последствия быстрого сокращения добычи лучше усваиваются в диверсифицированных, более богатых экономиках, поскольку они могут иметь больше возможностей для принятия адаптивной социально-экономической политики. [95]
Противоречивые интерпретации, обусловленные интересами, как препятствия для соглашений
[ редактировать ]
Различные интерпретации и точки зрения, вытекающие из разных интересов, потребностей, обстоятельств, ожиданий, соображений и истории, могут привести к весьма различным представлениям о том, что является справедливым . Это может затруднить достижение соглашения между странами. [97] Разработка эффективных, законных и осуществимых соглашений может оказаться сложной задачей. Это особенно актуально, если используются традиционные методы или инструменты разработки политики.
Фундаментальные принципы справедливости могут включать: Ответственность, возможности и права (потребности). Для этих принципов характеристики страны могут предсказать относительную поддержку. [98] [ необходимы дополнительные ссылки ]

История
[ редактировать ]Развитые страны , как главная причина изменения климата, принимая на себя свою историческую ответственность, должны признать и соблюдать свой климатический долг во всех его измерениях как основу для справедливого, эффективного и научного решения проблемы изменения климата. (...) В центре внимания должна быть не только финансовая компенсация, но и восстановительное правосудие, понимаемое как восстановление целостности нашей Матери-Земли и всех ее существ.
Всемирная народная конференция по изменению климата и правам Матери-Земли, Народное соглашение, апрель 2010 г., Кочабамба, Боливия. [100]

Концепция климатической справедливости оказала глубокое влияние на переговоры по климату за годы до того, как к этой концепции стал регулярно применяться термин «климатическая справедливость». В декабре 1990 года Организация Объединенных Наций назначила Межправительственный комитет по переговорам (МКП) для разработки проекта Рамочной конвенции об изменении климата (РКИК), принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года. [102] Как видно из названия «Окружающая среда и развитие», основная цель заключалась в координации действий по борьбе с изменением климата с действиями по устойчивому развитию . Было невозможно разработать текст FCCC, не столкнувшись с центральными вопросами климатической справедливости, касающимися того, как справедливо разделить ответственность за замедление изменения климата между развитыми и развивающимися странами .
Вопрос о справедливых условиях разделения ответственности был настоятельно поднят для ИНК заявлениями развивающихся стран о климатической справедливости. [103] В ответ FCCC приняла ныне известные (и до сих пор спорные) принципы климатической справедливости, воплощенные в статье 3.1: [104] «Стороны должны защищать климатическую систему на благо нынешнего и будущих поколений человечества на основе справедливости и в соответствии со своими общими, но дифференцированными обязанностями и соответствующими возможностями. Соответственно, развитые страны-Стороны должны взять на себя ведущую роль в борьбе с изменением климата. изменения и их неблагоприятные последствия». Первый принцип климатической справедливости, закрепленный в статье 3.1, заключается в том, что расчеты выгод (и бремени) должны включать выгоды не только для нынешнего поколения, но и для будущих поколений . Во-вторых, ответственность является «общей, но дифференцированной», то есть каждая страна имеет определенные обязанности, но справедливая ответственность различна для разных типов стран. В-третьих, решающим примером различных обязанностей является то, что по справедливости ответственность развитых стран должна быть больше. Насколько большее значение продолжает обсуждаться в политике. [105] [106]
В 2000 году, одновременно с Шестой Конференцией Сторон (COP 6) состоялся первый Саммит по климатической справедливости , в Гааге . Целью этого саммита было «подтвердить, что изменение климата является вопросом прав» и «построить альянсы между государствами и границами» против изменения климата и в пользу устойчивого развития. [107]
Впоследствии, в августе – сентябре 2002 года, международные экологические группы встретились в Йоханнесбурге на Саммите Земли . [108] На этом саммите, также известном как Рио+10, поскольку он состоялся через десять лет после Саммита Земли 1992 года , были приняты Балийские принципы климатической справедливости. [109] были приняты.
Климатическая справедливость подтверждает права сообществ, чьи средства к существованию и культура зависят от природных ресурсов, на владение ими и управление ими на устойчивой основе, и выступает против превращения природы и ее ресурсов в товар.
Балийские принципы климатической справедливости, статья 18, 29 августа 2002 г. [109]
была сформирована Дурбанская группа по климатической справедливости В 2004 году на международной встрече в Дурбане , Южная Африка, . Здесь представители НПО и народных движений обсуждали реалистичную политику решения проблемы изменения климата. [110]
В 2007 году на 13-й Конференции Сторон (COP 13) на Бали глобальная коалиция « Климатическая справедливость сейчас!» была основана, а в 2008 году Глобальный гуманитарный форум сосредоточил внимание на климатической справедливости на своей первой встрече в Женеве . [111]
В 2009 году была создана Сеть действий по обеспечению климатической справедливости в преддверии Копенгагенского саммита . [112] оно предложило гражданское неповиновение и прямые действия Во время саммита , и многие активисты по борьбе с изменением климата использовали лозунг «изменение системы, а не изменение климата».
В апреле 2010 года Всемирная народная конференция по изменению климата и правам Матери-Земли прошла в Тикипайе , Боливия, . Он был организован правительством Боливии как глобальная встреча гражданского общества и правительств. Конференция опубликовала «Народное соглашение», призывающее, среди прочего, к большей климатической справедливости. [100]
В сентябре 2013 года Диалог о климатической справедливости, организованный Фондом Мэри Робинсон и Институтом мировых ресурсов, опубликовал свою Декларацию о климатической справедливости в обращении к тем, кто разрабатывает предлагаемое соглашение, которое будет обсуждаться на COP-21 в Париже в 2015 году. [113]
В декабре 2018 года «Народные требования климатической справедливости», подписанные 292 000 человек и 366 организациями, призвали правительственных делегатов на COP24 выполнить список из шести требований климатической справедливости. [114] Одним из требований было «обеспечить, чтобы развитые страны соблюдали свою «справедливую долю» за то, что они в значительной степени разжигают этот кризис».
Некоторый прогресс был достигнут на Парижском саммите по климатическому финансированию в июне 2023 года. Всемирный банк разрешил странам с низкими доходами временно прекратить выплату долгов, если они пострадают от климатической катастрофы. Большая часть финансовой помощи странам, уязвимым к изменению климата, поступает в виде долгов, что часто ухудшает ситуацию, поскольку эти страны перегружены долгами. Около 300 миллиардов долларов было обещано в качестве финансовой помощи в ближайшие годы, но для реального решения проблемы необходимы триллионы. [115] [116] Более 100 ведущих экономистов подписали письмо, призывающее к введению экстремального налога на богатство в качестве решения (налог в размере 2% может принести около 2,5 триллионов долларов). Это может служить механизмом потерь и ущерба , поскольку на 1% самых богатых людей приходится вдвое больше выбросов, чем на 50% самых бедных людей. [117]
Примеры
[ редактировать ]Натуральные фермеры в Латинской Америке
[ редактировать ]Несколько исследований, в которых изучалось влияние изменения климата на сельское хозяйство в Латинской Америке, показывают, что в более бедных странах Латинской Америки сельское хозяйство составляет наиболее важный сектор экономики и основную форму существования для мелких фермеров. [118] [119] Кукуруза — единственное зерно, которое до сих пор производят в качестве продовольственной культуры на небольших фермах в странах Латинской Америки. [118] Прогнозируемое сокращение производства этого зерна и других культур может поставить под угрозу благосостояние и экономическое развитие общин в Латинской Америке. [120] [118] Продовольственная безопасность вызывает особую озабоченность в сельских районах, где слабые или вообще отсутствуют продовольственные рынки, на которые можно положиться в случае нехватки продовольствия. [121] В августе 2019 года Гондурас объявил чрезвычайное положение, когда из-за засухи южная часть страны потеряла 72% кукурузы и 75% бобов. Ожидается, что проблемы продовольственной безопасности в Центральной Америке ухудшятся из-за изменения климата. Прогнозируется, что к 2070 году урожайность кукурузы в Центральной Америке может упасть на 10%, фасоли – на 29%, риса – на 14%. Поскольку в потреблении сельскохозяйственных культур в Центральной Америке преобладают кукуруза (70%), фасоль (25%) и рис (6%), ожидаемое падение урожайности основных культур может иметь разрушительные последствия. [122]
Ожидаемые последствия изменения климата для фермеров, ведущих натуральное хозяйство в Латинской Америке и других развивающихся регионах, несправедливы по двум причинам. [119] [123] Во-первых, фермеры, ведущие натуральное хозяйство в развивающихся странах, в том числе в Латинской Америке, непропорционально уязвимы к изменению климата. [123] Во-вторых, эти страны несли наименьшую ответственность за возникновение проблемы антропогенного климата. [123] [ нужен лучший источник ]
Непропорциональная уязвимость к климатическим катастрофам определяется обществом. [119] [123] Например, социально-экономические и политические тенденции, затрагивающие мелких землевладельцев и фермеров, ведущих натуральное хозяйство, ограничивают их способность адаптироваться к изменениям. [119] История политики и экономической динамики негативно повлияла на сельских фермеров. [118] В 1950-е и 1980-е годы высокая инфляция и повышение реального обменного курса снизили стоимость сельскохозяйственного экспорта. [118] В результате фермеры Латинской Америки получили более низкие цены на свою продукцию по сравнению с ценами мирового рынка. [118] После этих результатов латиноамериканская политика и национальные программы растениеводства были направлены на стимулирование интенсификации сельского хозяйства. [118] Эти национальные программы растениеводства принесли больше пользы крупным коммерческим фермерам. В 1980-х и 1990-х годах низкие мировые рыночные цены на зерновые и животноводство привели к замедлению роста сельского хозяйства и увеличению сельской бедности. [118]
Воспринимаемая уязвимость к изменению климата различается даже внутри сообществ, как, например, у фермеров, ведущих натуральное хозяйство в Калакмуле, Мексика. [124]
Адаптивное планирование сталкивается с проблемой сложности прогнозирования последствий изменения климата в местном масштабе. [119] Важнейшим компонентом адаптации должны стать усилия правительства по смягчению последствий нехватки продовольствия и голода. [125] Планирование справедливой адаптации и устойчивости сельского хозяйства потребует участия фермеров в процессах принятия решений. [125]
Ураган Катрина
[ редактировать ]
, что из-за изменения климата тропических циклонов Ожидается интенсивность увеличится , количество осадков увеличится, а штормовые нагоны будут более сильными , но во всем мире их может быть меньше. Эти изменения вызваны повышением температуры моря и увеличением максимального содержания водяного пара в атмосфере по мере нагревания воздуха. [126] Ураган Катрина в 2005 году показал, как катастрофы, связанные с изменением климата, влияют на разных людей индивидуально. [127] поскольку это оказало непропорционально сильное воздействие на группы с низкими доходами и меньшинства. [127] Исследование расовых и классовых аспектов урагана Катрина показывает, что наиболее уязвимыми являются бедные, чернокожие, коричневые, пожилые, больные и бездомные люди. [128] У малообеспеченных и чернокожих сообществ было мало ресурсов и ограниченная мобильность, чтобы эвакуироваться перед ураганом. [129] [130] После урагана от загрязнения больше всего пострадали общины с низкими доходами. [127] Ситуация усугублялась тем фактом, что правительственные меры по оказанию помощи не смогли оказать адекватную помощь тем, кто подвергался наибольшему риску. [131] [128]
См. также
[ редактировать ]- Климатический долг
- Климатические компенсации
- Экологический расизм
- Глобальное движение за справедливость
- Права на строительство теплиц
- Международное право
- Просто переход
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шлосберг, Дэвид; Коллинз, Лизетт Б. (май 2014 г.). «От экологической к климатической справедливости: изменение климата и дискурс экологической справедливости» . WIRE Изменение климата . 5 (3): 359–374. Бибкод : 2014WIRCC...5..359S . дои : 10.1002/wcc.275 . ISSN 1757-7780 . S2CID 145546565 .
- ^ «Что такое климатическая справедливость?» . Глобальный Свидетель . 2 декабря 2021 г. Проверено 25 октября 2023 г.
- ^ «Климатическое равенство: планета для 99%» (PDF) . Оксфам. Ноябрь 2023 года . Проверено 24 ноября 2023 г.
- ^ «Может ли анализ затрат и выгод понять проблему изменения климата? И можем ли мы…» Школа Оксфордского Мартина . Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ Коц, Мазимилиан.; Леверманн, Андерс; Венц, Леони (17 апреля 2024 г.). «Экономическая приверженность изменению климата» . Природа . 628 (8008): 551–557. Бибкод : 2024Natur.628..551K . дои : 10.1038/s41586-024-07219-0 . ПМЦ 11023931 . ПМИД 38632481 .
- ^ Библиотекарь палаты общин (17 июня 2024 г.). «Ресурсы по социальной справедливости для учителей: Тематическое руководство. Изменение климата» . Библиотека социальных изменений Commons . Проверено 7 июля 2024 г.
- ^ «Кофи Аннан запускает кампанию за климатическую справедливость» . Глобальный гуманитарный форум . 1 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 15 июля 2011 г. Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ Кох, Венди (7 марта 2011 г.). «Исследование: изменение климата влияет на тех, кто наименее ответственен» . США сегодня . Архивировано из оригинала 7 декабря 2015 года.
- ^ «Африка высказывается по поводу изменения климата» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2018 года.
В богатых странах надвигающийся климатический кризис вызывает беспокойство, поскольку он повлияет на благосостояние экономики. Но в Африке, которая вряд ли способствует изменению климата, это будет вопрос жизни и смерти.
- ^ Jump up to: а б с Ньюэлл, Питер; Шривастава, Шилпи; Нэсс, Ларс Отто; Торрес Контрерас, Херардо А.; Прайс, Роз (июль 2020 г.). «На пути к преобразующей климатической справедливости: ключевые проблемы и будущие направления исследований» (PDF) . Рабочий документ, том 2020 (540). Сассекс, Великобритания: Институт исследований развития. hdl : 20.500.12413/15497 . Архивировано (PDF) из оригинала 16 ноября 2020 года . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ Политические инновации для преобразовательных изменений: реализация Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (PDF) (Отчет). Женева: Научно-исследовательский институт социального развития ООН (ЮНРИСД). 2016. ISBN 9789290850984 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 мая 2022 года . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ Джафри, Тахсин, изд. (2019). Справочник Routledge по климатической справедливости . Абингдон, Оксон. ISBN 9781315537689 . ОСЛК 1056201868 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Справедливость в климатической политике . дои : 10.1007/978-3-031-59427-4 .
- ^ Пауэрс, Мелисса (4 декабря 2019 г.). «Энергетический переход: реформирование социального метаболизма». Справочник по исследованиям конституционализма глобального климата . дои : 10.4337/9781788115810.00020 . ISBN 9781788115810 . S2CID 213458540 .
- ^ «База данных по климатическому праву» . Программа климатической справедливости. Архивировано из оригинала 9 апреля 2011 года.
- ^ Джолли, Патрисия (9 октября 2018 г.). «Les Pays-Bas sommés par la Justice d'intensifier leur lutte Contre le Changement Climatique» [Суды обязали Нидерланды усилить борьбу с изменением климата]. Ле Монд (на французском языке). Архивировано из оригинала 12 октября 2018 года . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Манзо, Роза (19 марта 2021 г.). «Климатическое равенство или климатическая справедливость? Больше, чем вопрос терминологии» . Международный союз охраны природы (МСОП). Архивировано из оригинала 28 сентября 2022 года.
- ^ Jump up to: а б «ДО6 Изменение климата 2022: последствия, адаптация и уязвимость — МГЭИК» . Архивировано из оригинала 18 марта 2022 года . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ «Исторические выбросы парниковых газов / Глобальные исторические выбросы» . ClimateWatchData.org . Климатическая стража. 2021. Архивировано из оригинала 21 мая 2021 года. ● Данные о населении из «Список населения стран, зависимых территорий и территорий мира» . britannica.com . Британская энциклопедия. Архивировано из оригинала 26 июня 2021 года.
- ^ Диаграмма основана на: Милман, Оливер (12 июля 2022 г.). «Почти 2 триллиона долларов ущерба, нанесенного другим странам выбросами США» . Хранитель . Архивировано из оригинала 12 июля 2022 года. Guardian. Цитирует Каллахан, Кристофер В.; Манкин, Джастин С. (12 июля 2022 г.). «Национальная атрибуция исторического климатического ущерба» . Климатические изменения . 172 (40): 40. Бибкод : 2022ClCh..172...40C . дои : 10.1007/s10584-022-03387-y . S2CID 250430339 .
- ^ «Возможен ли успешный экологический поворот капитализма?» . Архивировано из оригинала 17 декабря 2018 года . Проверено 6 апреля 2016 г.
- ^ Митчелл, Тимоти (2011). Углеродная демократия: политическая власть в эпоху нефти . Лондон. ISBN 978-1-84467-896-9 . OCLC 882609648 . Архивировано из оригинала 30 мая 2022 года . Проверено 20 марта 2022 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ньюэлл, Питер; Шривастава, Шилпи; Нэсс, Ларс Отто; Контрерас, Херардо А. Торрес; Прайс, Роз (2021). «На пути к преобразующей климатической справедливости: новая программа исследований» . WIRE Изменение климата . 12 (6): е733. Бибкод : 2021WIRCC..12E.733N . дои : 10.1002/wcc.733 . ISSN 1757-7799 . S2CID 238789301 . Архивировано из оригинала 30 мая 2022 года . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Сардо, Майкл Кристофер (14 сентября 2020 г.). «Ответственность за климатическую справедливость: политическая, а не моральная». Европейский журнал политической теории . 22 :26–50. дои : 10.1177/1474885120955148 . ISSN 1474-8851 . S2CID 224971164 .
- ^ Го, Киан (2 апреля 2020 г.). «Планирование нового зеленого курса: климатическая справедливость и политика мест и масштабов» . Журнал Американской ассоциации планирования . 86 (2): 188–195. дои : 10.1080/01944363.2019.1688671 . ISSN 0194-4363 . S2CID 212762011 .
- ^ Эйткен М., Кристман Б., Бонавентура М., ван дер Хорст Д., Холбрук Дж. (2016). «Климатическая справедливость начинается дома: концептуальные, прагматические и преобразующие подходы к климатической справедливости в Шотландии» . Шотландские дела . 25 (2): 225–252. дои : 10.3366/SCOT.2016.0128 . hdl : 20.500.11820/9385e844-d046-41db-80e9-6c8e68d3e3dd . Архивировано (PDF) из оригинала 30 мая 2022 года . Проверено 30 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Отчет о разрыве в уровнях выбросов за 2020 год / Краткое содержание» (PDF) . Программа ООН по окружающей среде . 2021. с. XV Рис. ЭС.8. Архивировано (PDF) из оригинала 31 июля 2021 года.
- ^ Jump up to: а б Коцци, Лаура; Чен, Оливия; Ким, Хеджи (22 февраля 2023 г.). «1% стран с самым высоким уровнем выбросов в мире производят более чем в 1000 раз больше CO2, чем 1% с самыми низкими выбросами» . iea.org . Международное энергетическое агентство (МЭА). Архивировано из оригинала 3 марта 2023 года. «Методологическое примечание: ... В анализе учитывается CO2, связанный с энергетикой, а не другие парниковые газы, ни те, которые связаны с землепользованием и сельским хозяйством».
- ^ Стивенс, Гарри (1 марта 2023 г.). «Соединенные Штаты вызвали наибольшее глобальное потепление. Когда же Китай преодолеет это?» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 1 марта 2023 года.
- ^ «Изменение климата: к 2070 году более 3 миллиардов человек могут жить в условиях сильной жары» . Новости Би-би-си . 5 мая 2020 года. Архивировано из оригинала 5 мая 2020 года . Проверено 6 мая 2020 г.
- ^ Сюй, Чи; Колер, Тимоти А.; Лентон, Тимоти М.; Свеннинг, Йенс-Кристиан; Шеффер, Мартен (26 мая 2020 г.). «Будущее человеческой климатической ниши – Дополнительные материалы» . Труды Национальной академии наук . 117 (21): 11350–11355. Бибкод : 2020PNAS..11711350X . дои : 10.1073/pnas.1910114117 . ISSN 0027-8424 . ПМЦ 7260949 . ПМИД 32366654 .
- ^ Jump up to: а б Видманн, Томас; Ленцен, Манфред; Кейсер, Лоренц Т.; Штейнбергер, Юлия К. (19 июня 2020 г.). «Предупреждение ученых о богатстве» . Природные коммуникации . 11 (1): 3107. Бибкод : 2020NatCo..11.3107W . дои : 10.1038/s41467-020-16941-y . ISSN 2041-1723 . ПМК 7305220 . ПМИД 32561753 .
- ^ Нильсен, Кристиан С.; Николас, Кимберли А.; Крейциг, Феликс; Дитц, Томас; Стерн, Пол К. (30 сентября 2021 г.). «Роль людей с высоким социально-экономическим статусом в ограничении или быстром сокращении выбросов парниковых газов, связанных с энергетикой» . Энергия природы . 6 (11): 1011–1016. Бибкод : 2021NatEn...6.1011N . дои : 10.1038/s41560-021-00900-y . ISSN 2058-7546 . S2CID 244191460 .
- ^ Гор, Тим (23 сентября 2020 г.). «Противодействие углеродному неравенству» . Оксфам Интернэшнл . Архивировано из оригинала 24 марта 2022 года . Проверено 20 марта 2022 г.
- ^ Карта, Сиван; Кемп-Бенедикт, Эрик; Гош, Эмили; Назарет, Аниша; Гор, Тим (сентябрь 2020 г.). «Эра углеродного неравенства: оценка глобального распределения выбросов от потребления среди отдельных лиц с 1990 по 2015 год и далее» (PDF) . Стокгольмский институт окружающей среды . Архивировано (PDF) из оригинала 22 января 2022 года . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ Клиффорд, Кэтрин (26 января 2021 г.). «1%» является основной движущей силой изменения климата, но сильнее всего от него страдают бедные слои населения: отчет Oxfam» . CNBC . Архивировано из оригинала 28 октября 2021 года . Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ Берхаут, Эсме; Галассо, Ник; Лоусон, Макс; Ривер Моралес, Пол Эндрю; Танеха, Анжела; Васкес Пеппер, Диего Алехо (25 января 2021 г.). «Вирус неравенства » Оксфам Интернэшнл . Архивировано 28 октября. из оригинала Получено 28 октября.
- ^ Пэддисон, Лаура (28 октября 2021 г.). «Как богатые способствуют изменению климата» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 5 ноября 2021 года . Проверено 7 ноября 2021 г.
- ^ Уоттс, Джонатан (20 ноября 2023 г.). «На 1% самых богатых приходится больше выбросов углекислого газа, чем на 66% самых бедных», говорится в докладе . Хранитель . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 года . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Кэррингтон, Дамиан (20 ноября 2023 г.). «Выявлено: огромное влияние среднего класса на климат» . Хранитель . Архивировано из оригинала 20 ноября 2023 года . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Освальд, Янник; Оуэн, Энн; Штейнбергер, Юлия К. (март 2020 г.). «Значительное неравенство в международном и внутринациональном энергетическом следе между группами доходов и категориями потребления» (PDF) . Энергия природы . 5 (3): 231–239. Бибкод : 2020NatEn...5..231O . дои : 10.1038/s41560-020-0579-8 . ISSN 2058-7546 . S2CID 216245301 . Архивировано (PDF) из оригинала 28 октября 2021 года . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ «Глобальное потепление может привести к миллиарду преждевременных смертей к 2100 году: исследование | Weather.com» . Погодный канал . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ Пирс, Джошуа М.; Парнкатт, Ричард (2023). «Количественная оценка глобальных выбросов парниковых газов в результате человеческой смертности для определения энергетической политики» . Энергии . 16 (16): 6074. doi : 10.3390/en16166074 . ISSN 1996-1073 .
- ^ Jump up to: а б «Потепление между поколениями» . Климат Центральный. 22 марта 2023 г. Архивировано из оригинала 13 июня 2024 г.
- Источник данных о глобальной средней приземной температуре : «Глобальная температура/Глобальная средняя температура» . Метеорологическое бюро (Метеорологическое бюро, Великобритания). 2024. Архивировано из оригинала 17 января 2024 года. (прокрутите вниз до Беркли Земля в разделе «Глобальная средняя температура»).
- Концепция потепления климата от климатолога Эда Хокинса
- ^ Пуашундер, Юлия М. (7 мая 2017 г.). «Климат в 21 веке: макроэкономическая модель справедливого распределения выгод от глобального потепления для обеспечения климатической справедливости во всем мире и с течением времени». Материалы 8-й Международной конференции RAIS по социальным и гуманитарным наукам, организованной Исследовательской ассоциацией междисциплинарных исследований (RAIS) . дои : 10.2139/ssrn.2964385 . hdl : 10125/51976 . S2CID 157469780 . ССНН 2964385 .
- ^ Франьер, Огюстен (2016). «Изменение климата и индивидуальные обязанности». WIRE Изменение климата . 7 (6): 798–814. Бибкод : 2016WIRCC...7..798F . дои : 10.1002/wcc.422 . ISSN 1757-7799 . S2CID 156177435 .
- ^ Таллер, Аннина; Флейсс, Ева; Брудерманн, Томас (1 декабря 2020 г.). «Нет славы без жертв — движущая сила климатического (бездействия) среди населения в целом» . Экологическая наука и политика . 114 : 7–13. Бибкод : 2020ESPol.114....7T . дои : 10.1016/j.envsci.2020.07.014 . ISSN 1462-9011 . S2CID 225022617 .
- ^ Грэмлинг, Кэролин (1 октября 2021 г.). «Дети 2020 года могут пострадать от сильной жары в семь раз чаще, чем дети 1960-х годов» . Новости науки . Архивировано из оригинала 11 мая 2022 года . Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ Тьери, Вим; Ланге, Стефан; Рогель, Йоэри ; Шлейснер, Карл-Фридрих; Гудмундссон, Лукас; Сеневиратне, Соня И.; Андриевич, Марина; Фрилер, Катя; Эмануэль, Керри; Гейгер, Тобиас; Бреш, Дэвид Н.; Чжао, Фан; Уиллнер, Свен Н.; Бюхнер, Матиас; Фольхольц, Ян; Бауэр, Нико; Чанг, Цзиньфэн; Сиа, Филипп; Дьюри, Мари; Франсуа, Луи; Гриллакис, Манолис; Гослинг, Саймон Н.; Ханасаки, Наота; Хиклер, Томас; Хубер, Вероника; Ито, Акихико; Егермейр, Йонас; Хабаров, Николай; Кутрулис, Аристейдис; Лю, Вэньфэн; Лутц, Вольфганг; Менгель, Матиас; Мюллер, Кристоф; Остберг, Себастьян; Рейер, Кристофер ПО; Стэк, Тобиас; Вада, Ёсихидэ (8 октября 2021 г.). «Неравенство между поколениями в подверженности экстремальным климатическим явлениям» . Наука . 374 (6564): 158–160. Бибкод : 2021Sci...374..158T . дои : 10.1126/science.abi7339 . ПМИД 34565177 . S2CID 237942847 . Архивировано из оригинала 11 мая 2022 года . Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ Лентон, Тимоти М.; Рокстрем, Йохан; Гаффни, Оуэн; Рамсторф, Стефан; Ричардсон, Кэтрин; Штеффен, Уилл; Шелльнхубер, Ханс Иоахим (28 ноября 2019 г.). «Климатические переломные моменты — слишком рискованно, чтобы делать ставки против них» . Природа . 575 (7784): 592–595. Бибкод : 2019Natur.575..592L . дои : 10.1038/d41586-019-03595-0 . hdl : 10871/40141 . ISSN 0028-0836 . ПМИД 31776487 . S2CID 208330359 . Архивировано из оригинала 19 марта 2022 года . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Фонтан, Генри (7 марта 2022 г.). «Амазонка менее способна восстанавливаться после засухи и вырубки леса, показывают исследования» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 18 марта 2022 года . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Шу, Генри (2021). Ключевое поколение: почему мы несем моральную ответственность за замедление изменения климата прямо сейчас . Принстон, Нью-Джерси. ISBN 978-0-691-22007-9 . OCLC 1245960372 . Архивировано из оригинала 30 мая 2022 года . Проверено 18 марта 2022 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ КонтрАкт; Женский коллектив за климатическую справедливость (4 мая 2020 г.). «Сборник ресурсов по климатической справедливости и феминизму» . Библиотека социальных изменений Commons . Проверено 7 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Ислам, С. Назрул; Винкель, Джон (2017). Изменение климата и социальное неравенство (PDF) . Нью-Йорк: ДЭСВ ООН. Архивировано (PDF) из оригинала 16 января 2019 года . Проверено 31 октября 2019 г.
- ^ Бэрд, Рэйчел (апрель 2008 г.). «Воздействие изменения климата на меньшинства и коренные народы» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 20 мая 2019 года.
- ^ Робинсон, Мэри (2018). Климатическая справедливость: надежда, устойчивость и борьба за устойчивое будущее . Нью-Йорк. ISBN 978-1-63286-928-9 . OCLC 1019922693 . Архивировано из оригинала 30 мая 2022 года . Проверено 19 марта 2022 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Четвертая национальная оценка климата (Отчет). Программа исследования глобальных изменений США . 2018. стр. 1–470. Архивировано из оригинала 30 декабря 2018 года . Проверено 31 октября 2019 г.
- ^ Пирсон, Адам Р.; Баллью, Мэтью Т.; Найман, Сара; Шульдт, Джонатон П. (26 апреля 2017 г.). «Информация о расе, классе, гендере и изменении климата» . Оксфордская исследовательская энциклопедия климатологии . дои : 10.1093/акр/9780190228620.013.412 . ISBN 9780190228620 . Архивировано из оригинала 11 марта 2020 года . Проверено 31 октября 2019 г.
- ^ Четвертая национальная оценка климата . Межправительственная группа экспертов по изменению климата (Отчет). Архивировано из оригинала 27 октября 2019 года.
- ^ «Коренные народы, непропорционально затронутые изменением климата, систематически привлекаются к защите свобод, - говорят спикеры Постоянного форума | Освещение встреч и пресс-релизы» . www.un.org . 18 апреля 2018 года. Архивировано из оригинала 31 октября 2019 года . Проверено 31 октября 2019 г.
- ^ Джорданс, Фрэнк (29 апреля 2021 г.). «Суд: Германия должна разделить климатическое бремя между молодыми и старыми» . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 29 апреля 2021 года. ● «Конституционные жалобы на Закон о защите климата частично удовлетворены» . Bundesverfassungsgericht.de (на немецком языке). Федеральный конституционный суд. 29 апреля 2021 г. Архивировано из оригинала 3 мая 2021 г.
- ^ «КАСО № 1149-19-JP/20» . CorteConstitucional.gob.ec (на испанском языке). Конституционный суд Эквадора. 10 ноября 2021 г. стр. VI. Выводы. Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 года.
- ^ Сурма, Кэти (3 декабря 2021 г.). «Высокий суд Эквадора подтверждает конституционную защиту прав природы в знаковом решении» . Внутренние климатические новости . Архивировано из оригинала 3 декабря 2021 года. По делу о добыче полезных ископаемых в охраняемом регионе тропических лесов Эквадора Конституционный суд Эквадора вынес эпохальное решение, интерпретирующее конституционные положения страны, предоставляющие права и обеспечивающие защиту экосистем.
- ^ Кейни, Саймон (2021). «Климатическая справедливость» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2021 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. Архивировано из оригинала 18 марта 2022 года . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Грассо, Марко; Хиде, Ричард (19 мая 2023 г.). «Время платить волынщику: возмещение компаниями, добывающими ископаемое топливо, ущерба, причиненного климатом» . Одна Земля . 6 (5): 459–463. Бибкод : 2023OEart...6..459G . дои : 10.1016/j.oneear.2023.04.012 . hdl : 10281/416137 . S2CID 258809532 .
- ^ Кейни, Саймон (2014). «Два вида климатической справедливости: предотвращение вреда и разделение бремени». Журнал политической философии . 22 (2): 125–149. дои : 10.1111/jopp.12030 . ISSN 1467-9760 .
- ^ Jump up to: а б Изабелла Камински (20 декабря 2019 г.). «Верховный суд Нидерландов оставил в силе знаковое решение, требующее принять меры по борьбе с изменением климата» . Хранитель . Архивировано из оригинала 20 декабря 2019 года . Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Центр Сабина по праву изменения климата (2023 г.). «Отчет о глобальных климатических судебных разбирательствах / Обзор состояния за 2023 год» (PDF) . п. XIV. Архивировано (PDF) из оригинала 29 июля 2023 года.
- ^ Король; Маллетт, Вуд Маллесонс-Дейзи; Награ, Сати (27 февраля 2020 г.). «Судебный процесс по изменению климата – что это такое и чего ожидать? | Лексология» . www.lexology.com . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 года . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Паскуале Виола (29 марта 2022 г.). Импульс климатического конституционализма: адаптивные правовые системы . Спрингер Природа. ISBN 978-3-03-097336-0 . Архивировано из оригинала 16 марта 2024 года . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Орангиас, Джозеф (1 декабря 2021 г.). «К глобальным доктринам общественного доверия: анализ транснационализации обязанностей государственного управления» . Транснациональная правовая теория . 12 (4): 550–586. дои : 10.1080/20414005.2021.2006030 . S2CID 244864136 .
- ^ ван дер Зее, Биби; Бэтти, Дэвид (12 декабря 2009 г.). «Митинг протестующих против изменения климата в Копенгагене» . Хранитель . Архивировано из оригинала 20 марта 2018 года.
- ^ Washington Post Сотрудники (13 ноября 2021 г.). «Климатический пакт Глазго, аннотированный» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 14 ноября 2021 года.
- ^ Стивен Хамфрис, изд. (2010). Права человека и изменение климата . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-511-76998-6 . OCLC 652432164 .
- ^ «Новый доклад ООН подробно описывает связь между изменением климата и правами человека» . ООН Окружающая среда . 5 октября 2017 года . Проверено 20 марта 2022 г.
- ^ «Отчет Совета по правам человека о его тридцать первой сессии. Предварительная неотредактированная версия» . Совет по правам человека . 22 июля 2016 года . Проверено 17 августа 2022 г.
- ^ Раджамани, Лаванья (26 июня 2019 г.). «Интеграция прав человека в климатическую архитектуру Парижа: конкуренция, контекст и последствия» . Климатическое право . 9 (3): 180–201. дои : 10.1163/18786561-00903003 . ISSN 1878-6553 . S2CID 199289341 .
- ^ «ДО6 Изменение климата 2022: последствия, адаптация и уязвимость — МГЭИК» . Проверено 20 марта 2022 г.
- ^ Мартин, Матильда; Ислар, Майн (1 марта 2021 г.). «Конец света» против «конца месяца»: понимание социального сопротивления программам перехода к устойчивому развитию: урок «желтых жилетов» во Франции» . Наука об устойчивом развитии . 16 (2): 601–614. Бибкод : 2021SuSc...16..601M . дои : 10.1007/s11625-020-00877-9 . ISSN 1862-4057 . S2CID 226303592 .
- ^ Браун, Бенджамин; Шпигель, Сэмюэл Дж. (1 мая 2019 г.). «Уголь, климатическая справедливость и культурная политика энергетического перехода» . Глобальная экологическая политика . 19 (2): 149–168. дои : 10.1162/glep_a_00501 . ISSN 1526-3800 . S2CID 207550608 .
- ^ Рам, Маниш; Осорио-Аравена, Хуан Карлос; Агахосейни, Арман; Богданов Дмитрий; Брейер, Кристиан (1 января 2022 г.). «Создание рабочих мест в ходе глобального энергетического перехода, соответствующего климату, в секторах электроэнергетики, теплоснабжения, транспорта и опреснения к 2050 году» . Энергия . 238 : 121690. Бибкод : 2022Ene...23821690R . дои : 10.1016/j.energy.2021.121690 . ISSN 0360-5442 .
- ^ Делл'Анна, Федерико (1 февраля 2021 г.). «Зеленые рабочие места и энергоэффективность как стратегии экономического роста и снижения воздействия на окружающую среду». Энергетическая политика . 149 : 112031. Бибкод : 2021EnPol.14912031D . doi : 10.1016/j.enpol.2020.112031 . ISSN 0301-4215 . S2CID 230525373 .
- ^ Джейкобсон, Марк З.; Делукки, Марк А.; Кэмерон, Мэри А.; Кофлин, Стивен Дж.; Хэй, Кэтрин А.; Маногаран, Инду Прия; Шу, Янбо; фон Крауланд, Анна-Катарина (20 декабря 2019 г.). «Влияние планов «Нового зеленого курса» в области энергетики на стабильность энергосистемы, затраты, рабочие места, здоровье и климат в 143 странах» . Одна Земля . 1 (4): 449–463. Бибкод : 2019AGUFMPA32A..01J . дои : 10.1016/j.oneear.2019.12.003 . ISSN 2590-3322 . S2CID 210964561 .
- ^ Дрюс, Стефан; ван ден Берг, Йерун CJM (2 октября 2016 г.). «Чем объясняется общественная поддержка климатической политики? Обзор эмпирических и экспериментальных исследований». Климатическая политика . 16 (7): 855–876. Бибкод : 2016CliPo..16..855D . дои : 10.1080/14693062.2015.1058240 . ISSN 1469-3062 . S2CID 155760317 .
- ^ Штадельманн-Штеффен, Изабель (1 июля 2011 г.). «Граждане как игроки с правом вето: политика изменения климата и ограничения прямой демократии». Экологическая политика . 20 (4): 485–507. Бибкод : 2011EnvPo..20..485S . дои : 10.1080/09644016.2011.589577 . ISSN 0964-4016 . S2CID 155026745 .
- ^ «Моральный элемент изменения климата» . Стэнфордские новости . Стэнфордский университет. 23 февраля 2017 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 г. Проверено 7 ноября 2021 г.
- ^ Матисен, Карл (20 ноября 2013 г.). «Переговоры о климате: должны ли богатые страны платить за ущерб, причиненный глобальным потеплением?» . Хранитель . Архивировано из оригинала 30 мая 2022 года . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Копра, Санна (ноябрь 2019 г.). «Ответственность за климатическую справедливость: роль великих держав» (PDF) . Университет Хельсинки. hdl : 10138/314725 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 ноября 2021 года . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Эванс, Саймон (5 октября 2021 г.). «Анализ: какие страны исторически несут ответственность за изменение климата? / Историческая ответственность за изменение климата находится в центре дебатов о климатической справедливости» . CarbonBrief.org . Углеродное резюме. Архивировано из оригинала 26 октября 2021 года.
Источник: Carbon Краткий анализ данных Global Carbon Project, CDIAC, Our World in Data, Carbon Monitor, Houghton and Nassikas (2017) и Hansis et al (2015).
- ^ Данные: Статистический обзор мировой энергетики и климата Ember BP (3 ноября 2021 г.). «Потребление электроэнергии из ископаемого топлива, атомной энергии и возобновляемых источников энергии, 2020 г.» . OurWorldInData.org . Наш мир в данных объединил данные BP и Ember. Архивировано из оригинала 3 ноября 2021 года.
- ^ Муттит, Грег; Карта, Сиван (13 сентября 2020 г.). «Справедливость, климатическая справедливость и добыча ископаемого топлива: принципы управляемого поэтапного отказа» (PDF) . Климатическая политика . 20 (8): 1024–1042. Бибкод : 2020CliPo..20.1024M . дои : 10.1080/14693062.2020.1763900 . ISSN 1469-3062 . S2CID 219681770 . Архивировано (PDF) из оригинала 8 ноября 2021 года . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Фаннелл, Доминика (4 ноября 2021 г.). «Австралия уклоняется от обещания поэтапно отказаться от угля к 2030-м годам» . СкайНьюс . Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 года . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ «COP26: Утечка документов показывает, что страны лоббируют изменение ключевого доклада о климате» . Новости Би-би-си . 21 октября 2021 г. Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 г. Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Уэлсби, Дэн; Прайс, Джеймс; Пай, Стив; Экинс, Пол (сентябрь 2021 г.). «Неизвлекаемые ископаемые виды топлива в мире с потеплением на 1,5 °C» . Природа . 597 (7875): 230–234. Бибкод : 2021Natur.597..230W . дои : 10.1038/s41586-021-03821-8 . ISSN 1476-4687 . ПМИД 34497394 . S2CID 237455006 .
- ^ Муттит, Грег; Карта, Сиван (13 сентября 2020 г.). «Справедливость, климатическая справедливость и добыча ископаемого топлива: принципы управляемого поэтапного отказа». Климатическая политика . 20 (8): 1024–1042. Бибкод : 2020CliPo..20.1024M . дои : 10.1080/14693062.2020.1763900 . ISSN 1469-3062 . S2CID 219681770 .
- ^ «Мировые энергетические инвестиции 2023» (PDF) . IEA.org . Международное энергетическое агентство. Май 2023. с. 61. Архивировано (PDF) из оригинала 7 августа 2023 года.
- ^ Окамото, Санаэ; Слейсманс, Раф. «COP26: Психологическая игра, лежащая в основе успешных переговоров» . физ.орг . Архивировано из оригинала 8 ноября 2021 года . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Торстад, Вегард; Сален, Хокон (28 мая 2018 г.). «Справедливость на переговорах по климату: чем объясняются различия в выраженных сторонами концепциях?». Климатическая политика . 18 (5): 642–654. Бибкод : 2018CliPo..18..642T . дои : 10.1080/14693062.2017.1341372 . hdl : 1814/48265 . ISSN 1469-3062 . S2CID 158916051 .
- ^ Jump up to: а б Буссо, Рон (8 февраля 2023 г.). «Большая нефть удвоит прибыль в блокбастере 2022 года» . Рейтер . Архивировано из оригинала 31 марта 2023 года. ● Подробности за 2020 год из более подробной диаграммы на странице Кинг, Бен (12 февраля 2023 г.). «Почему BP, Shell и другие нефтяные гиганты сейчас зарабатывают так много денег?» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 22 апреля 2023 года.
- ^ Jump up to: а б Всемирная народная конференция по изменению климата и правам Матери-Земли, 22 апреля, Кочабамба, Боливия – Народное соглашение (доклад). Всемирная народная конференция по изменению климата и правам Матери-Земли. 22 апреля 2010 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2019 г. . Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ «Показатели изменения климата: выбросы парниковых газов в США / Рисунок 3. Выбросы парниковых газов в США на душу населения и на доллар ВВП, 1990–2020 годы» . EPA.gov . Агентство по охране окружающей среды США. 27 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 г.
- ^ Болин, Берт (2007). История науки и политики изменения климата: роль Межправительственной группы экспертов по изменению климата . Берт Болин. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. п. 69. ИСБН 978-0-521-08873-2 . OCLC 1058098098 .
- ^ Агарвал, Анил; Нараин, Сунита (21 ноября 2019 г.). Глобальное потепление в неравном мире: пример экологического колониализма . Издательство Оксфордского университета. стр. 81–91. дои : 10.1093/oso/9780199498734.003.0005 . ISBN 978-0-19-949873-4 . Архивировано из оригинала 9 марта 2022 года . Проверено 9 марта 2022 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «РАМОЧНАЯ КОНВЕНЦИЯ ООН ПО ИЗМЕНЕНИЮ КЛИМАТА» (PDF) . 1992. Архивировано (PDF) из оригинала 7 мая 2022 года . Проверено 9 марта 2022 г.
- ^ Криппс, Элизабет (2022). Что означает климатическая справедливость и почему нас это должно волновать . Лондон. ISBN 978-1-4729-9183-6 . OCLC 1295438411 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мёллендорф, Даррел (2022). Мобилизуя надежду: изменение климата и глобальная бедность . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. ISBN 978-0-19-087561-9 . OCLC 1285485609 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Альтернативный саммит открывается призывом к климатической справедливости» . КорпВотч . 19 ноября 2000 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2016 г.
- ^ «ВСЕМИРНЫЙ САММИТ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ (WSSD): ЙОХАННЕСБУРГ, 26 АВГУСТА – 4 СЕНТЯБРЯ 2002 г.» . worldsummit2002.org . Фонд Генриха Бёлля . Архивировано из оригинала 30 сентября 2002 года.
- ^ Jump up to: а б Балийские принципы климатической справедливости (PDF) . EJNet.org (Отчет). 29 августа 2002 г. Архивировано (PDF) из оригинала 1 апреля 2016 г. Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ «Дурбанская группа за климатическую справедливость» . Транснациональный институт . 6 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 18 апреля 2016 г. Проверено 6 апреля 2016 г.
- ^ «Ежегодное собрание Глобального гуманитарного форума 2008 г.» . Архивировано из оригинала 15 января 2010 года . Проверено 28 июня 2017 г.
- ^ «Изменение климата и справедливость: по дороге в Копенгаген» . Фонд Генриха Бёлля . Архивировано из оригинала 21 декабря 2018 года.
- ^ «Фонд Мэри Робинсон – Климатическая справедливость | Диалог о климатической справедливости» . www.mrfcj.org . Архивировано из оригинала 17 февраля 2022 года . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ «Народные требования климатической справедливости» . Народные требования климатической справедливости . Архивировано из оригинала 8 декабря 2018 года . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ Харви, Фиона (22 июня 2023 г.). «Всемирный банк предлагает развивающимся странам приостановить выплату долга в случае климатического кризиса» . Хранитель . Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ Андерсон, Стефан (26 июня 2023 г.). «Парижский саммит по климатическому финансированию открывает доступ к финансированию и уклоняется от долгов» . Политика здравоохранения смотреть . Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ Харви, Фиона (19 июня 2023 г.). «Налог на богатство может помочь бедным странам справиться с климатическим кризисом, говорят экономисты» . Хранитель . Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бэтген В.Е. (1997). «Уязвимость сельскохозяйственного сектора Латинской Америки к изменению климата» (PDF) . Климатические исследования . 9 : 1–7. Бибкод : 1997ClRes...9....1B . дои : 10.3354/cr009001 . Архивировано (PDF) из оригинала 11 мая 2022 года . Проверено 11 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Мортон Дж. Ф. (декабрь 2007 г.). «Влияние изменения климата на мелкое и натуральное сельское хозяйство» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 104 (50): 19680–5. дои : 10.1073/pnas.0701855104 . ПМК 2148357 . ПМИД 18077400 .
- ^ Джонс П., Торнтон П. (апрель 2003 г.). «Потенциальное влияние изменения климата на производство кукурузы в Африке и Латинской Америке в 2055 году». Глобальное изменение окружающей среды . 13 (1): 51–59. Бибкод : 2003GEC....13...51J . дои : 10.1016/S0959-3780(02)00090-0 .
- ^ Тиммонс Робертс, Дж. (декабрь 2009 г.). «Международное измерение климатической справедливости и необходимость международного финансирования адаптации». Экологическая справедливость . 2 (4): 185–190. дои : 10.1089/env.2009.0029 .
- ^ Мастерс, Джефф (23 декабря 2019 г.). «Пятый год подряд засуха в Центральной Америке способствует миграции» . Научный американец . Архивировано из оригинала 7 июня 2021 года . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дэвис М., Гюнтер Б., Ливи Дж., Митчелл Т., Таннер Т. (февраль 2009 г.). «Адаптация к изменению климата, снижение риска стихийных бедствий и социальная защита: взаимодополняющие роли в сельском хозяйстве и росте сельских районов?» . Рабочие документы IDS . 2009 (320): 01–37. дои : 10.1111/j.2040-0209.2009.00320_2.x . Архивировано из оригинала 30 мая 2022 года . Проверено 11 марта 2022 г.
- ^ Грин, Лиза; Шмук, Биргит; Радель, Клаудия; Мардеро, София (март 2020 г.). «Живая уязвимость мелких землевладельцев: повседневный опыт изменения климата в Калакмуле, Мексика» . Журнал латиноамериканской географии . 19 (2). Издательство Техасского университета: 110–142. дои : 10.1353/lag.2020.0028 . S2CID 216383920 . Архивировано из оригинала 18 июня 2022 года . Проверено 11 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Адгер, Нил ; Йоуни Паавола; Салимул Хук; и др., ред. (2006). Справедливость в адаптации к изменению климата . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0-262-01227-0 .
- ^ Уолш, KJE; Камарго, С.Дж.; Кнутсон, Т.Р.; Коссин Дж.; Ли, Т.-К.; Мураками, Х.; Патрикола, К. (1 декабря 2019 г.). «Тропические циклоны и изменение климата» . Исследование и обзор тропических циклонов . 8 (4): 240–250. Бибкод : 2019TCRR....8..240W . дои : 10.1016/j.tcrr.2020.01.004 . hdl : 11343/192963 . ISSN 2225-6032 .
- ^ Jump up to: а б с Кристиан-Смит, Джульетта; Питер Х. Глейк; Хизер Кули; и др. (2012). Водная политика США XXI века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199859443 .
- ^ Jump up to: а б Жиру, Генри А. (2006). «Чтение урагана Катрина: раса, класс и биополитика одноразового использования». Колледжская литература . 33 (3): 171–196. дои : 10.1353/лит.2006.0037 . S2CID 144188079 .
- ^ Эллиотт, Джеймс Р.; Пайс, Джереми (2006). «Раса, класс и ураган Катрина: социальные различия в реакции человека на катастрофу». Социально-научные исследования . 35 (2): 295–321. doi : 10.1016/j.ssresearch.2006.02.003 .
- ^ Масозера, Мишель (2007). «Распределение последствий стихийных бедствий по группам доходов: пример Нового Орлеана». Экологическая экономика . 63 (2–3): 299–306. Бибкод : 2007EcoEc..63..299M . doi : 10.1016/j.ecolecon.2006.06.013 .
- ^ Мохай, Пол; Пеллоу, Дэвид; Робертс, Дж. Тиммонс (2009). «Экологическая справедливость» . Ежегодный обзор окружающей среды и ресурсов . 34 (1): 405–430. doi : 10.1146/annurev-environ-082508-094348 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Углубленные вопросы и ответы: Что такое «климатическая справедливость»? Углеродный обзор, 2021 г.