Экофантастика
Эко-фантастика (также «эко-фантастика» или «эко-фантастика») — это раздел литературы , охватывающий природу или окружающую среду произведения, ориентированные на художественные . [1] Хотя корни этого супержанра уходят в классический , пасторальный , магический реализм , метаморфозы животных, научную фантастику и другие жанры, термин «экофантастика» не стал популярным до 1960-х годов, когда различные движения создали платформу для взрыва литературы об окружающей среде и природе. что также вдохновило экокритицизм . [2] Экокритицизм — это изучение литературы и окружающей среды с междисциплинарной точки зрения, когда литературоведы анализируют тексты, иллюстрирующие экологические проблемы, и исследуют различные способы, которыми литература трактует тему природы . [3] Экологи утверждали, что отношения человека с экосистемой часто оставались незамеченными в более ранней литературе.
По словам Джима Дуайера, автора книги «Где дикие книги: практическое руководство по экофантастике» , «Мои критерии определения того, является ли данное произведение экофантастикой, во многом аналогичны критериям Лоуренса Бьюэлла»:
- Нечеловеческая среда присутствует не просто как обрамляющее устройство, но как присутствие, которое начинает наводить на мысль о том, что человеческая история связана с естественной историей.
- Человеческий интерес не понимается как единственный законный интерес.
- Ответственность человека перед окружающей средой является частью этической ориентации текста.
- Некоторое ощущение окружающей среды как процесса, а не как константы или данности, по крайней мере, неявно присутствует в тексте». [4]
Определения и пояснения
[ редактировать ]«Термины «экологическая фантастика», «зеленая фантастика» и «природоориентированная фантастика» лучше рассматривать как категории экофантастики... [Экофантастика] касается экологических проблем или отношений между человечеством и физической средой, который контрастирует с традиционной и индустриальной космологией или в котором природа или земля играют заметную роль… [Он] состоит из многих стилей, в первую очередь модернизма, постмодернизма, реализма и магического реализма, и его можно найти во многих жанрах, в первую очередь в мейнстриме. Спекулятивная фантастика включает в себя научную фантастику и фэнтези, иногда смешанные с реализмом, как в работах Урсулы К. Ле Гуин». -Джим Дуайер [Там же. Глава 2.]
«Истории, действие которых происходит в вымышленных пейзажах, отражают суть природных экосистем… [Они] могут строиться вокруг человеческих отношений с этими экосистемами или вообще исключать людей. Однако сама история переносит читателя в мир природы и переносит его живой... В идеале ландшафт и экосистемы – будь то фантастические или реальные – должны быть максимально «реалистичными», а ограничения сюжета должны соответствовать экологическим принципам». -Майк Васи [5]
Различие между истинной и ложной экофантастикой провела Дайан Акерман. «Часто в художественной литературе природа предстает чудовищным персонажем, противником, возмездием за моральное упущение, или кошмарной областью хаоса и ужаса, где клыкастые звери приседают, готовые напасть. Но иногда она манит как зона магии, мистицизма, вдохновение и святое обращение. [6] «Ложная экофантастика основана на страхе, что что-то пойдет не так, но истинная экофантастика основана на интегративном взгляде на реальность». -Габриэль Наварра [7]
Другая точка зрения заключается в том, что экофантастика делится не на правду и ложь, а на три категории: «Произведения, изображающие экологическое движение и/или экологический активизм, произведения, изображающие конфликт по поводу экологической проблемы и выражающие убеждения автора, и произведения, в которых представлены Экологический апокалипсис». -Патриция Д. Нетцли [8]
«Экофикция — это эластичный термин, достаточно емкий, чтобы вместить множество художественных произведений, затрагивающих отношения между природными условиями и живущими в них человеческими сообществами. Этот термин появился вскоре после того, как экология утвердилась в качестве популярной научной парадигмы и широкого культурного подхода. в 1960-е и 1970-е годы». -Джонатан Левин [9]
«Экофикция формирует основанный на литературе путь к более глубокому пониманию места природы в человеческой жизни и является частью нового этапа в написании природы , который стремится включить современное сознание в повествования о местах. Хоппер считает, что для того, чтобы изменить нашу жизнь Чтобы приспособиться к имеющимся у нас знаниям о нашем экологическом кризисе, нам предстоит проделать большую тяжелую культурную работу. Чтобы осмысленно заново познакомиться с миром природы, мы должны обратить на него наши способности к интерпретации, любознательности и вдохновению». Деде Каммингс, Green Writers Press
Ashland Creek Press часто заявляет, что «экофантастика — это совестливая фантастика». -Джон Юнкер
Характеристики
[ редактировать ]Учитывая, что « экокритицизм по своей природе кажется междисциплинарным, межкультурным, синкретическим, целостным и эволюционным», [10] казалось бы полезным применить эти черты к большой области литературы, которой является экофантастика, особенно с учетом ее истории, охвата и преемственности.
Междисциплинарный и целостный : эко-фантастику можно рассматривать как зонтик для многих жанров и поджанров или по отношению к ним, и она хорошо работает в рамках параметров основных категорий спекулятивной фантастики , современной фантастики, антропоценовой фантастики, климатической фантастики , литературной фантастики , экологической фантастики. футуристическая фантастика и соларпанк , магический реализм , экологическая фантастика и многое другое. Кроме того, хотя экофантастика — это «выдумка с совестью», по мнению Джона Юнкера, как показано выше, она раскрывает целостность заботы о нашем мире природы, а также то, что можно найти на многочисленных платформах повествования: детектив , триллер , саспенс, романтика , антиутопический , апокалиптический и постапокалиптический , аркадский, футуристический, криминальный , детективный и так далее. Учитывая влияние таких проблем, как изменение климата, гидроразрыв, добыча угля, справедливость в отношении животных, загрязнение окружающей среды, вырубка лесов и т. д., эта ветвь художественной литературы не является всеобъемлющей и не имеет никаких других границ, кроме воздействия на окружающую среду и природу, посредством которого она определяется и поясняется.
Межкультурный и синкретический : экофантастику пишут авторы со всего мира. Проблемы окружающей среды, желание защитить наши естественные экологические системы и восхваление природы — это всеобъемлющее намерение многих авторов, которое пересекает все границы, языки, этнические группы и системы верований. Многие экофантастические романы включают ЛГБТ и другие эгалитарные социальные проблемы, отражающие устойчивое, мирное и справедливое экологическое будущее.
В разработке : полевой путеводитель Дуайера содержит сотни примеров экофантастики разных времен, от истоков и предшественников — самых ранних наскальных рисунков, пасторальных, классических и т. д. — до 21 века. Преемственность продолжается. В мае 2017 года в статье для The New York Times ученый из Йельского университета Вай Чи Димок написал рецензию на роман Джеффа Вандермеера « Рожденный » и сказал: «Эта история о взрослении сигнализирует о том, что эко-фантастика тоже достигла зрелости: более дикая, более безрассудная и более захватывает дух, чем считалось ранее, это ставка и обещание, что то, что выйдет из 21-го века, будет не хуже, чем из 20-го или 19-го». [11] Два месяца спустя 17-я конференция Ассоциации по изучению литературы и окружающей среды (ASLE), проводимая раз в два года. [12] сосредоточился на экофантастике как одном из своих основных направлений. Экофантастика продолжает быть живой и актуальной, превращаясь в современное исследование и способ мышления о новой литературе.
Экофантастика, верная своей эволюционной природе, отражает самый последний из наших экологических кризисов: изменение климата . К тому времени, когда в 2010 году было опубликовано большое полевое исследование Дуайера, изменение климата уже в течение нескольких десятилетий привлекало авторов к написанию предостерегающих историй или историй о катастрофах. В своем путеводителе Дуайер привел такие примеры художественной литературы об изменении климата, как «Рой» и «Послезавтра» , а также отметил, что «экологическая фантастика редко преуспевает в эскапистском Голливуде». [Там же. п. 92.] Первым романом об антропогенном глобальном потеплении (AGW), возможно, был роман Артура Херцога « Жара» , опубликованный в 1977 году, хотя до этого во многих романах воображалось или размышлялось об изменении климата или событиях. [13] [14] В то время как экофантастика включает в себя художественную литературу AGW с 1970-х годов, за последнее десятилетие также появились новые конкретные жанры, посвященные изменению климата, такие как климатическая фантастика , антропоценовая фантастика и солнечный панк . Таким образом, в соответствии с эволюционной характеристикой экофантастики, от раннего скотоводства до современного научного понимания глобального потепления, сотни авторов рассматривали проблему изменения климата, по крайней мере, как фон для своих романов или, что более важно, как моральный принцип. дидактическая поучительная история, сосредоточенная вокруг этого предчувствия, текущей и вполне реальной экологической катастрофы. В базе данных экологической фантастики перечислены сотни романов о климате и других романов, относящихся к жанру экофантастики. [15] Есть также свидетельства появления гибридных поджанров, таких как новая ультракороткая форма научной фантастики, получившая название «Эко-научно-фантастическая флэш-фантастика». [16]
История
[ редактировать ]Хотя термин «экофантастика» является современным, начиная с 1970-х годов, его предшественники древние и включают в себя беллетризующую природу многих первых людей в письменной форме, включая пиктограммы, петроглифы и мифы о сотворении мира. Овидия Классическая литература, такая как «Метаморфозы» и латинская пасторальная литература, продолжила это превознесение природы, как и средневековая европейская литература, такая как предания о короле Артуре и сказки Шекспира, за которыми последовали романтизм, традиционный скотоводство и трансцендентализм. [17]
Дуайер отмечает, что книги Кеннета Грэма «Ветер и ивы» , а также многие авторы научной литературы, такие как Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо, Джон Берроуз, Маргарет Фуллер и Джон Мьюир, оказали «сильное влияние на современную экологическую мысль, энвайронментализм и экофантастика».
Вплоть до конца XIX века такие классические произведения, как «Моби Дик» » Марка Твена Германа Мелвилла, «Приключения Гекльберри Финна » Герберта Уэллса , «Остров доктора Моро » У.Х. Хадсона , «Хрустальный век и «Белая цапля и другие рассказы » Сары Орн Джуэтт и «Страна остроконечных елей» , среди многих других, имела эко-тематику. В 20-м и 21-м веках художественная литература, связанная с природой, развивалась и продолжалась, включая таких писателей-фантастов-экофеминисток, как Шарлотта Перкинс Гилман и Мэри Остин. На сцену вышли также четыре «радикальных» автора: Джек Лондон, Д. Х. Лоуренс, Б. Травен и Эптон Синклер. Научная фантастика об окружающей среде также стала популярной благодаря таким авторам, как Лоуренс Мэннинг, Джордж Оруэлл, Уильям Голдинг и Олдос Хаксли. Региональные экологи и авторы, такие как Зора Нил Хатсон, Уильям Фолкнер и Джон Стейнбек, также писали о проблемах в своих регионах. Защитники природы и защитники окружающей среды, такие как Уоллес Стегнер и Джордж Р. Стюарт, также внесли свой вклад. Классика мифологии Дж. Р. Р. Толкина вошла в историю, показывая знаменитые и знаковые битвы индустриализации с природой. Прибыли и послевоенные писатели-экофантасты, такие как авторы научной фантастики, которые были осторожны в отношении окружающей среды: Клиффорд Саймак, Джек Вэнс, Рэй Брэдбери и Курт Воннегут, и это лишь некоторые из них. Введите Питера Маттиссена и Эдварда Эбби, которые, по словам Дуайера, «возможно, самые важные и устойчивые новые зеленые голоса, появившиеся в этот период». А другие, такие как Джек Керуак, Гэри Снайдер и Майкл МакКлюр, представляли собой «презентации зарождающегося экологического сознания бит-движения». [Там же.]
Это подводит нас к 1970-м годам, когда, как отмечает Дуайер, «экологическая фантастика во всех жанрах по-настоящему процветала... что можно считать decada de oro (золотым веком)», провозглашенным антологией Джона Стадлера «Эко-фантастика» , содержащей научную литературу. и основная экофантастика, написанная между 1920-ми и 1960-ми годами. [Там же.]
Эко-фантастика , антология, начинается с такой предпосылки: «Земля — это экосистема. Она обладает коллективной памятью. Все, что происходит, каким бы незначительным это ни казалось, так или иначе влияет в какое-то время на существование всего еще в этой системе. Эко-фантастика поднимает важные вопросы о месте человека в системе: будет ли человек продолжать игнорировать предупреждения окружающей среды и разрушать свой источник жизни? Будет ли он следовать за стадом на бойню? В антологию вошли авторы Рэй Брэдбери , Джон Стейнбек , Эдгар Аллан По , А.Э. Коппард, Джеймс Эйджи, Роберт М. Коутс, Дафна дю Морье , Робли Уилсон-младший, Э.Б. Уайт , Дж. Ф. Пауэрс, Курт Воннегут-младший , Сара Орн Джуэтт, Фрэнк Герберт , Х. Х. Манро , Дж. Г. Баллард , Стивен Шардер, Айзек Азимов и Уильям Сароян. [18] Дуайер заявил, что название «Эко-фантастики» Стадлера было его первым знакомством с термином «экофантастика». [Там же.]
Джонатан Левин продолжает объяснять: «Два ключевых события помогли зажечь это новое экологическое осознание [что привело к экофантастике]: споры вокруг предлагаемых плотин на реке Колорадо, которые в конечном итоге привели к строительству плотины Глен-Каньон (начавшееся в середине 1950-х годов). и завершено примерно десять лет спустя), а также публикация в 1962 году « Безмолвной весны» , разоблачения Рэйчел Карсон воздействия на окружающую среду токсичных пестицидов, таких как ДДТ. Оба эти явления вызвали широкое освещение в средствах массовой информации, поднимая сложные и неотложные экологические проблемы и экологические словари, которые помогли объяснить их. их в американский лексикон». [19]
Социальное воздействие
[ редактировать ]Экофантастику часто называют движущей силой социальных перемен. Например, в 2016 году Розамунд Хатт с Всемирного экономического форума [20] перечислил «9 романов, изменивших мир». Джона Стейнбека Среди них были два романа, которые можно считать экофантастикой, в том числе «Гроздья гнева» (о пылевой чаше, вызванной неспособностью фермеров использовать разумные экологические принципы) и «Джунгли » Эптона Синклера (о мясоперерабатывающей промышленности Чикаго). Оба романа получили широкое распространение и считаются классикой романов о социальных изменениях.
Недавно исследователи начали эмпирически изучать влияние литературы, посвященной проблемам окружающей среды, на читателей. Например, ученые обнаружили, что художественная литература может заставить читателей больше беспокоиться о благополучии животных. [21] и изменение климата [22] [23] и повысить осведомленность об экологической несправедливости. [24]
Академические группы
[ редактировать ]- Ассоциация литературы и окружающей среды (ASLE)
- Ассоциация литературы, окружающей среды и культуры Канады (ALECC)
- Книжная группа Cambridge Ecofiction: инициатива MML и библиотек факультета английского языка Кембриджского университета.
- Европейская ассоциация по изучению литературы, культуры и окружающей среды (EASLCE)
Примеры
[ редактировать ]- «Как мы были прекрасны», Имболо Мбуэ
- Медведь, Андрей Кривак
- Эффект бабочки, Раджат Чаудхури
- «Дорога Дьявола» , Грегори Норминтон
- Борн, Джефф Вандермеер
- Память воды, Эмми Итаранта
- Бангкок просыпается под дождем , автор Питчая Судбантад [25]
- «Исповедь природы», Дж . Л. Морен [26]
- Ракета, Лоранн Велла
- Водяной нож, Паоло Бачигалупи
- Слово «Мир — лес», Урсула К. Ле Гуин
- Поведение в полете, Барбара Кингсолвер
- Американская война, Омар Эль Аккад
- Джунгли, Аптон Синклер
- Масло на воде , Хелон Хабила [27]
- Банда гаечных ключей, Эдвард Эбби
- Барскинс, Энни Пру
- Флоат, ДжоЭнн Харт и Мой последний континент, Мидж Рэймонд
- «Человек со сложными глазами», У Мин-И
- Притча о сеятеле, Октавия Батлер
- «Оверистория», Ричард Пауэрс
- Side Chick Nation, Айя-де-Леон
- Марсианская трилогия Кима Стэнли Робинсона
См. также
[ редактировать ]- Экология в художественной литературе
- Изменение климата в популярной культуре
- Климатическая фантастика
- Экокритицизм
- Экологические гуманитарные науки
- Экопоэзия
- Написание природы
- Соларпанк
- Спекулятивная фантастика
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мерфи, Патрик Д. (2000). Дальнейшее изучение природоориентированной литературы . Шарлоттсвилл: Университетское издательство Вирджинии. п. 1.
- ^ Дуайер, Джим (2010). Где дикие книги: Полевое руководство по экофантастике . Университет Невады Пресс.
- ^ «Что такое экокритика? – Эколого-гуманитарный центр» . Проверено 26 февраля 2020 г.
- ^ Дуайер, Джим. Конференция «Путь к устойчивому развитию» . Штат Чико . Штат Чико. Архивировано из оригинала 3 января 2017 года . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ Васи, Майк (20 февраля 1996 г.). Биорегиональные исследования - Переписка с Джимом Дуайером .
- ^ Акерман, Дайан (2002). В нашей природе, истории дикой природы . Афины: Издательство Университета Джорджии. п. Предисловие.
- ^ Наварра, Габриэль (1980). Земляные работы: десять лет на экологическом фронте . Сан-Франциско: Друзья Земли. стр. 218–219.
- ^ Нетцли, Патрисия (1991). Экологическая литература: энциклопедия произведений, авторов и тем . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio. п. 78.
- ^ Левин, Джонатан (июль 2011 г.). Кембриджская история американского романа . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780511782046 .
- ^ Дуайер, Джим (2010). Где дикие книги: Полевое руководство по экофантастике . Университет Невады Пресс. п. 2 . ISBN 9780874178111 .
- ^ Димок, Вай Чи (5 мая 2017 г.). «Нет спасения от загрязнения над токсичным морем» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Ржавчина/Сопротивление: Работы по восстановлению» . АСЛЕ . АСЛЕ . Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ Мандель-Герцог, Лесли (21 июля 2014 г.). «Произведения Артура Герцога и разговор с его вдовой Лесли» . Стрекоза . Проверено 21 июля 2014 г.
- ^ Боулд, Марк (30 марта 2009 г.). Routledge Companion к научной фантастике . Рутледж. ISBN 9781135228354 .
- ^ Вудбери, Мэри (18 июля 2014 г.). «База данных эко-фантастики «Стрекозы»» . Эко-фантастика .
- ^ «Антропосфера (Мультидисциплинарный климатический журнал); выпуск 8; 2022 г. - содержит «Дождь» (пример эко-научно-фантастической флэш-фантастики)» . Проверено 24 ноября 2023 г.
- ^ Дуайер, Джим (2010). Где дикие книги: Полевое руководство по экофантастике . Университет Невады Пресс. стр. Глава 2.
- ^ Стадлер, Джон (3 августа 1978 г.). Эко-фантастика . Вашингтон-Сквер Пресс. ISBN 978-0671824785 .
- ^ Левин, Джонатан (июль 2011 г.). Кембриджская история американского романа . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780511782046 .
- ^ Хатт, Розамунд. «9 романов, которые изменили мир» . Всемирный экономический форум . Проверено 16 января 2019 г.
- ^ Малецкий, Войцех; Павловский, Богуслав; Сороковский, Петр (2016). «Литературная фантастика влияет на отношение к защите животных» . ПЛОС ОДИН . 11 (12): e0168695. Бибкод : 2016PLoSO..1168695M . дои : 10.1371/journal.pone.0168695 . ПМК 5179074 . ПМИД 28006033 .
- ^ Шнайдер-Майерсон, Мэтью (ноябрь 2018 г.). «Влияние климатической фантастики: эмпирический опрос читателей» . Экологические гуманитарные науки . 10 (2). дои : 10.1215/22011919-7156848 .
- ^ Шнайдер-Майерсон, Мэтью; Густавсон, Абель; Лейзеровиц, Энтони; Голдберг, Мэтью Х.; Розенталь, Сет А.; Баллью, Мэтью (15 сентября 2020 г.). «Экологическая литература как убеждение: экспериментальная проверка эффектов чтения художественной литературы о климате» . Экологическая коммуникация : 1–16. дои : 10.1080/17524032.2020.1814377 . ISSN 1752-4032 . S2CID 224996198 .
- ^ Шнайдер-Майерсон, Мэтью (01 мая 2020 г.). « Как в книге»? Влияние литературы на осведомленность читателей о климатической несправедливости и восприятие климатических мигрантов» . Междисциплинарные исследования в области литературы и окружающей среды . 27 (2): 337–364. дои : 10.1093/остров/isaa020 . ISSN 1076-0962 .
- ^ Шауб, Майкл (20 февраля 2019 г.). «Истории сходятся в затопленном «Бангкоке» » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ «Исповедь природы» . Издания Гарвард-сквер . Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ «Масло на воде Хелона Хабилы | Рецензия на книгу» . Хранитель . 28 августа 2010 г. Проверено 17 апреля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Зеленый поворот: западноканадские писатели об экофантастике (CanLit)
- «Дорога» Кормака Маккарти: мрачно красивое путешествие по опустошенной американской пустоши.
- Dragonfly.eco: Изменение климата и экотемы в художественной литературе
- Знакомство с экологической фантастикой: трилогия Маргарет Этвуд «Безумный аддам»
- 5 новых романов, которые превратили экологическую катастрофу в вымысел
- Goodreads Listopia: лучшая эко-фантастика
- В пыль вы вернетесь: о «Великой американской пустыне» Терезы Свободы
- Десять художественных произведений, которые могут изменить ваш взгляд на природу
- Книги Кеннета Г. Беннета: Расцвет эко-фантастики
- LitHub: 5 важных произведений эко-фантастики, которые вам нужно прочитать
- Каждый день — День Земли: 365 книг, с которых можно начать свою библиотеку по изменению климата. Часть третья, художественная литература и поэзия
- 5 произведений эко-фантастики, которые стоит прочитать прямо сейчас
- Путеводитель преподобного по экофантастике
- 10 лучших книг экофантастики