Иудаизм и защита окружающей среды
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( Август 2020 г. ) |
Иудаизм и защита окружающей среды пересекаются на многих уровнях. Мир природы играет центральную роль в еврейском законе , литературе , литургии и других практиках. В сфере еврейской мысли взгляды на отношение человека к окружающей среде сильно различаются. [1] [2] [3]
Еврейский закон и окружающая среда
[ редактировать ]В еврейском законе ( галахе ) экологические проблемы отражены в нескольких случаях. К ним относятся библейская защита фруктовых деревьев , правила Мишны , запрещающие причинение вреда общественному достоянию , талмудические от шума и дыма дебаты о вреде , а также современные меры реагирования на сельскохозяйственное загрязнение . [4] Правило цаар баалей хайим – это ограничение жестокого обращения с животными.
В консервативном иудаизме новая инициатива приняла идеи Эко-кашрута с 1970-х годов. Еврейские активисты также использовали принципы Галахи в экологических целях, например, запрет на ненужное разрушение, известный как бал ташхит . [5] Некоторые пророческие традиции говорят о моральном упадке общества, вызывающем экологическую катастрофу. [6] [7]
Другие еврейские представления об окружающей среде
[ редактировать ]В Бытии Бог поручает человечеству господствовать над природой, но это можно интерпретировать с точки зрения управления . [ нужна ссылка ]
Хотя Библия и раввинская традиция поставили иудаизм на антропоцентрический путь, на протяжении всей еврейской истории можно также встретить созидательные или экоцентрические интерпретации иудаизма. Многие богословы считают землю основным партнером еврейского завета, а иудаизм, особенно практики, описанные в Торе , можно рассматривать как выражение полностью местной, ориентированной на землю традиции. [8] [9]
Экоцентрические дискуссии об иудаизме можно найти в работах современных учёных и раввинов, в том числе Артура Грина , [10] Артур Васков , [11] Эйлон Шварц, Линн Готлиб , Майк Коминс, Эллен Бернштейн и Дэвид Меворах Зайденберг. [12] По словам Дэвида Фогеля , иудаизм не поддерживает беспрепятственное господство человека над природой. Оно накладывает многочисленные ограничения на использование природной среды, часто отражая экоцентрические или биоцентрические ценности, а не чисто антропоцентрические. [13]
Еврейские обычаи и литургия
[ редактировать ]В современной еврейской литургии экологические проблемы особенно усиливаются путем адаптации каббалистического ритуала проведения седера к Новому году деревьев Ту Бишват . [14] Библейские и раввинские тексты также использовались для молитв об окружающей среде во всех либеральных движениях, особенно в реформистского иудаизма и еврейского обновления движениях .
Одним из основных еврейских экологических мероприятий является седер Ту биШват, который часто называют «Еврейским Днем Земли», а иногда с юмором называют «Днем Дерева Б». [15] Ту би-Шват («15-е число месяца Шват»), выпадающий ранней весной, за два полнолуния перед Песахом, обычно совпадает с первым соком, поднимающимся на фруктовых деревьях Израиля. Поскольку в раввинистическом иудаизме этот день был назван «Новым годом Дерева», мистики 17-го века создали ритуальную трапезу или седер из фруктов и орехов в честь дня, посвященного «Древу Жизни», поддерживающему вселенную. Еврейский национальный фонд (ЕНФ) применил эти мотивы в 1950-х годах, чтобы пропагандировать Ту би-Шват как день посадки деревьев в Израиле.
История седера также проливает свет на развитие еврейского экологического движения. Одним из первых моментов пробуждения экологических проблем в еврейской общине стало то, что раввины и еврейские активисты использовали символику кампаний Еврейского национального фонда для создания кампании по лесовосстановлению «Деревья для Вьетнама» в 1971 году в ответ на использование агента Orange. со стороны США. В 1976 году Джонатан Вольф в Нью-Йорке создал и возглавил один из первых современных экологических седеров, объединив литургию каббалистов с информацией израильских экологических групп, таких как Неот Кедумим («Древние поля», группа по охране природы, посвященная библейским видам) и Общество защиты природы Израиля .
К концу 1970-х годов еврейские группы разработали новаторские ритуалы Ту би-Шват, которые связали библейские и раввинские учения с материалами кибуцного движения или ЕНФ, а также с текущими экологическими проблемами. [16] В 1980-х годах по всей стране использовались десятки самодельных литургических книг или хагадот Ту би-Шват, созданных по образцу пасхального седера, чтобы праздновать деревья и говорить о местных и национальных проблемах окружающей среды, земли и экологии.
Еврейский энвайронментализм по странам
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]1970-е и 1980-е годы
[ редактировать ]В Северной Америке движение во многом было мотивировано возрождением ценностей возвращения на землю в 1960-х и 70-х годах, а также влиянием сионистского идеализма, который также делал упор на возвращение на землю. После арабо-израильской войны 1967 года, вызвавшей огромный всплеск симпатий и идентификации с Израилем среди независимых евреев, мотив возвращения на землю стал мостом, связавшим прогрессивных еврейских активистов с еврейской общиной, от которой они часто были отчуждены. В Израиле различные инициативы, движения и мыслители, такие как ЕНФ, движение кибуцев и Ахад Хаам , были предшественниками еврейского движения за защиту окружающей среды. Однако эти тенденции не всегда соответствовали четко выраженному еврейскому пониманию окружающей среды.Пионеры защиты окружающей среды в еврейской общине Северной Америки часто были глубоко привержены вегетарианству . (Этот идеал все еще можно найти в более новых организациях, таких как Институт Шамаима Ваарца и Farm Forward .) Среди первых новаторов еврейского вегетарианства выделяется Ричард Шварц, издатель Иудаизм и вегетарианство в 1982 году, а затем «Иудаизм и глобальное выживание» в 1984 году.
Большая часть еврейской экологической работы также заключалась в придании еврейской практике экологического значения посредством проповедей, учений и книг. Ранние писатели, Эрик Фрейденштайн [18] и раввин Эверетт Гендлер , [19] оказал влияние на многих активистов и учителей через свои учения и сельское хозяйство. Раввин Артур Васков также является одним из лидеров в этой области исследований, начиная с его работы 1982 года « Времена нашей радости: современный путеводитель по еврейским праздникам» . [20] который следует литургическому календарю через изменения на земле. (Работа Васкоу была частью направления, которое теперь называется «Еврейское обновление», которое включало объединение ценностей, связанных с 1960-ми годами или духовной контркультурой Нью-Эйдж, с еврейской практикой.) В том же году Дэвид Эренфельд и раввин Джерри Серотта из Университета Рутгерса организовали первую в истории еврейскую организацию. Экологическая конференция. В 1983 году Васков основал Центр «Шалом», который со временем переключил свою энергию с ядерного оружия на окружающую среду. Центр «Шалом» в настоящее время является одной из основных организаций в Северной Америке и мире, которая пропагандирует активистское экологическое понимание иудаизма.
В 1988 году была создана Шомрей Адама («Стражи Земли») как первая национальная еврейская организация, занимающаяся проблемами окружающей среды. Основанная Эллен Бернштейн в Филадельфии, группа выпустила руководства по иудаизму и окружающей среде, такие как «Пусть земля научит вас Торе» (1992), которая была одной из работ, положивших начало еврейскому экологическому образованию. Шомрей Адама захватил воображение евреев Северной Америки, обеспокоенных проблемами окружающей среды, и быстро вытеснил такие группы, как L'OLAM в Нью-Йорке, на национальном уровне. Несмотря на то, что такие региональные группы, как Шомрей Адама из Большого Вашингтона, округ Колумбия (основанная в 1990 году), начали заниматься общественной организацией, национальная организация отстранилась от участия в региональных группах.
1990-е годы
[ редактировать ]Позже другие региональные группы, такие как Северо-западный еврейский экологический проект в Сиэтле (NWJEP или NJEP), основанный в 1997 году, применили другой подход. Хотя еврейская идентификация с землей и еврейский экологический активизм до сих пор шли рука об руку, эти новые группы сосредоточились на том, чтобы сделать природу источником еврейской идентичности и явно преуменьшили значение политической активности. Корни этого подхода можно проследить в еврейских туристических группах и в национальной сети групп, таких как Mosaic Outdoor Clubs of America (основанная в 1988 году).
В 1993 году была создана Коалиция по окружающей среде и еврейской жизни (COEJL), чтобы сделать еврейское экологическое движение массовым. COEJL заполнил вакуум, оставленный Шомреем Адама, работая с другими религиозными группами под эгидой Национального религиозного партнерства по охране окружающей среды (NRPE). COEJL была основана тремя учреждениями: Еврейской теологической семинарией Америки , Центром религиозных действий реформистского иудаизма и Еврейским советом по связям с общественностью (ранее Национальный консультативный совет по связям с евреями). Еврейские защитники окружающей среды представлены во всех сферах религиозной жизни, начиная от организации раввина Васкова и Центра «Шалом» и заканчивая ортодоксальной образовательной группой «Канфей Нешарим».
Новое поколение еврейских экологических организаций, включая движение за сельское хозяйство и еду, можно проследить до Учебного альянса Teva (бывший Учебный центр Teva ), основанного в 1994 году Эми Мельцер и Адамом Берманом в Кэмп-Изабелле Фридман в Коннектикуте для предоставления обучения на открытом воздухе. опыт еврейских дневных школ. Первоначальная учебная программа Teva основывалась на ресурсах, разработанных лагерем Тавонга, расположенным в секвойах Калифорнии.
2000-е
[ редактировать ]Hazon была основана Найджелом Сэвиджем в 2000 году во время первой велосипедной поездки по Северной Америке с целью сбора денег на еврейские экологические инициативы в Северной Америке и Израиле. С тех пор Hazon значительно расширился. Он способствовал развитию еврейского продовольственного движения и кампании по повышению осведомленности о субботнем году среди еврейской общины во всем мире.
Сельскохозяйственное товарищество Адама также было основано в 2003 году в IF (теперь называемом Ретритным центром Изабеллы Фридман) Шаму Саде, бывшим преподавателем программы Teva. За последние несколько лет еврейское экологическое сознание вылилось в фермерское движение, инициированное Адамой и движением за еду и сосредоточенное Хазоном.
Другие проекты включают Neohasid, основанный раввином Дэвидом Зайденбергом в 2005 году, Wilderness Torah, основанный Зелигом Голденом в 2009 году, и лагерь Eden Village Camp , впервые задуманный Йони и Вивиан Стадлин в 2006 году и открытый в 2010 году. Ферма Каям в Перлстоуне, основанная в В 2006 году также организовал ежегодную конференцию по еврейскому сельскохозяйственному праву.
В 2013 году Хазон, уже крупнейшая еврейская экологическая организация в Северной Америке, объединилась с Изабеллой Фридман. Наряду с распространением фермерских программ в Северной Америке и сетью CSA на базе еврейских общин, организованной Хазоном, возникло движение за возвращение шехиты, кошерного убоя, на небольшие фермы с использованием гуманно и устойчиво выращенных животных. Grow and Behold Foods (основана в 2010 году) является крупнейшим коммерческим поставщиком такого мяса. Существует также широкий интерес к сертификации кошерности, которая гарантировала бы, что продукты питания производятся с соблюдением этических норм.
Израиль
[ редактировать ]В Израиле Центр экологического обучения и лидерства «Хешель» и кибуц Лотан реформаторского движения, основанные в 1983 году, оказали долгое и продолжительное влияние. [22]
В 2001 году был основан Зеленый Сионистский Альянс, ныне называемый Айцим , как первая экологическая организация, когда-либо участвовавшая во Всемирной Сионистской Организации и входящих в нее организациях. Айцим работает в Северной Америке, чтобы обучать и мобилизовать евреев всего мира на защиту окружающей среды Израиля, а также поддерживать израильское экологическое движение. [23]
С 2003 по 2008 год раввин Карми Вайсемон совместно с Советом общины Рамат-Шломо, Министерством окружающей среды Израиля и муниципалитетом Иерусалима выпустил четыре журнала под названием «Окружающая среда в еврейской мысли и праве», посвященных Галахе (еврейскому закону). ) и энвайронментализм, написанные ортодоксальными учеными-раввинами. Среди примечательных недавних событий можно назвать компанию «Тева Иври», основанную в 2009 году Эйнат Крамер, которая возглавляла движение и проект «Шмита Исраэлит», Межконфессиональный центр устойчивого развития, основанный в Иерусалиме в 2010 году раввином Йонатаном Нерилом, и «Шорашим/Корни», группу мира, основанную в 2014 г. на Западном берегу как поселенцами, так и палестинцами, в ходе которого основное внимание уделяется земельным вопросам.
Великобритания
[ редактировать ]Еврейская защита окружающей среды была активна в Великобритании в начале 2000-х годов, когда проект «Ной» . действовал [24] В 2002 году проект сотрудничал с Советом депутатов британских евреев .
Ферма Саде в Кенте вдохновлена работой Адамы. [25]
Инициатива EcoSynagogue консультирует синагоги по всей Великобритании по вопросам экологического аудита и обследований в местах отправления культа. [26]
Австралия
[ редактировать ]В Австралии существует несколько организаций, продвигающих экологическую работу, в том числе некоммерческая организация Еврейская экологическая коалиция (JECO) в Мельбурне , основанная в июле 2003 года. Еврейская инициатива устойчивого развития в Сиднее, целью которой является содействие устойчивому использованию природных ресурсов Земли. Другие включают Mazon и «Вместе за человечество» в Новом Южном Уэльсе . [27] [28] [29] [30]
См. также
[ редактировать ]- Дерех ХаТева
- Экологические проблемы
- Зеленый сионизм
- Еврейский овощ
- Еврейское вегетарианство
- Духовная экология
- Управление (теология)
- Ту бишват
- Коалиция по окружающей среде и еврейской жизни
- Лагерь Иден-Виллидж
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Еврейские взгляды на природу и окружающую среду» . Мое еврейское образование . Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ «Еврейский энвайронментализм» . Еврейский женский архив . Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ Бенштайн, Джереми (2006). Путь в иудаизм и окружающая среда . Издательство «Еврейские огни». ISBN 978-1-58023-268-5 . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ Ева, Нахид. «Тема: Иудаизм и энвайронментализм» .
- ^ «Бал Ташит: Тора запрещает расточительное разрушение» . Мое еврейское образование . Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ Герстенфельд, Манфред (2001). «Еврейские экологические исследования: новое поле» . Обзор еврейских политических исследований . 13 (1/2): 3–62. JSTOR 25834503 .
- ^ «Еврейские взгляды на природу и окружающую среду» . Мое еврейское образование . Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ Герстенфельд, Манфред (1999). «Иудаизм, защита окружающей среды и окружающая среда: картирование и анализ» (PDF) . Университет Амстердама . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Тирош-Самуэльсон, Хава. «Природа в источниках иудаизма» . Американская академия искусств и наук . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ «Радикальный эко-иудаизм Артура Грина» . Раввин Майк Коминс . Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ «Мультимедиа» . fore.yale.edu . Йельский форум по религии и экологии . Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ «Дэвид Меворах Зайденберг - Каббала и экология - Образ Бога в более чем человеческом мире» . esxatos.com . Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ Фогель, Дэвид (ноябрь 1999 г.). «Насколько «зелен» иудаизм? Изучение еврейской экологической этики» (PDF) . Школа бизнеса Хааса . Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ «Еврейский энвайронментализм в Северной Америке» , Энциклопедия религии и природы (Лондон: Continuum, 2005).
- ^ «Ту би-Шват 2022, Еврейский День Земли» . 14 января 2022 г.
- ^ «Ту биШват: История» .
- ^ В этом разделе цитируются как статья «Еврейский энвайронментализм в Северной Америке», впервые опубликованная в « Энциклопедии религии и природы» в 2005 году и доступная в Интернете на сайте neohasid.org , так и соответствующие примечания в книге «Каббала и экология: образ Бога в мире». Чем-человеческий мир (Издательство Кембриджского университета, 2015), оба Дэвида Мевораха Зайденберга.
- ^ «Экология и еврейская традиция» Иудаизм 19:4 (1970), 406–14.
- ^ «Об иудаизме природы» в книге Джеймса А. Слипера и Алана Л. Минца, ред. Новые евреи (Нью-Йорк: Random House, 1971), 233–43.
- ^ Нью-Йорк: Bantam, исправленная Филадельфия: JPS, 2012.
- ^ В этом разделе цитируются соответствующие заметки из книги «Каббала и экология: образ Бога в более чем человеческом мире» (Cambridge University Press, 2015). Дэвида Мевораха Зайденберга
- ^ «Решения Израиля по сохранению природы и планеты» . Природа Израиля . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ Сайт Айцима
- ^ Всемирный сайт ARC
- ^ Веб-сайт Sadeh Farm UK.
- ^ Веб-сайт экоюдаизма Великобритании
- ^ Веб-сайт Planting Seeds Australia
- ^ Веб-сайт JewSI Австралии
- ^ Вместе ради человечества
- ^ «Окружающая среда» . Еврейская Австралия . Проверено 8 марта 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Александр Барзель. Мацау-мацав: июним би-тефисат ха-тева ба-махашава ха-Йехудит Сифрият «Хелал Бен-Хаим». Тель-Авив: Ха-Хибуц Ха-Мехад, 2004.
- Джереми Бенштайн. Путь в иудаизм и окружающая среда. Вудсток, Вермонт: паб «Jewish Lights», 2006. ISBN 1-58023-268-X ; 978-1-58023-268-5.
- Анита Бернштейн. Сформировано талидомидом: массовые правонарушения как ложное лекарство от токсического воздействия. Обзор закона Колумбии, ноябрь 1997 г.
- Эллен Бернштейн. Великолепие творения: библейская экология. Кливленд: Pilgrim Press, 2005. ISBN 0-8298-1664-X .
- Эллен Бернштейн. Экология и еврейский дух: где природа и священное встречаются Вудсток, Вермонт: паб Jewish Lights, 1998. ISBN 1-879045-88-5 .
- Эллен Бернштейн и Дэн Финк. Пусть земля научит вас Торе: руководство по обучению еврейской экологической мудрости Винкот, Пенсильвания: Шомрей Адама, 1992. ISBN 0-9632848-1-9 .
- Мэтт Бирс-Ариэль, Дебора Ньюбрун и Майкл Фокс Смарт. Дух в природе: преподавание иудаизма и экологии по следам Спрингфилда, Нью-Джерси: Behrman House, 2000. ISBN 0-87441-686-8 .
- Джей Джей Бурсема. Тора и Стоа о людях и природе: вклад в экологические дебаты об устойчивости и качестве. Баарн: Калленбах, 1997. ISBN 90-266-0901-9 .
- Хая М. Бурштейн. Детский каталог животных и земли. Филадельфия, Пенсильвания: Еврейское издательское общество, 2006. ISBN 0-8276-0785-7 .
- Джереми Коэн. «Плодородитесь и размножайтесь, наполняйте землю и овладевайте ею»: древний и средневековый путь библейского текста. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1989.
- Майк Коминс. Дикая вера: еврейские пути в пустыню, пустынные пути в иудаизм Вудсток VT: Jewish Lights Publishing, 2007.
- Молли Коун и Рой Доти. Слушайте деревья: евреи и земля Нью-Йорк: UAHC Press, 1995. ISBN 0-8074-0536-1 .
- Ирен Даймонд и Дэвид Меворах Зайденберг. «Чувственные умы и возможность еврейской экофеминистской практики». Этика и окружающая среда 4:2 (2000), 185–95; представитель как «Восстановление чувственного через еврейскую экофеминистскую практику». В Артуре Васкоу, изд. Тора Земли, т.2, Вудсток, ВТ: Издательство Jewish Lights, 2000, 245–260.
- Ари Илон , Наоми М. Хайман и Артур Оушен Васкоу . Деревья, земля и Тора: антология Ту би-Шват . Филадельфия: Еврейское издательское общество, 2000. ISBN 0-8276-0665-6 .
- Эрик Г. Фрейденштайн. «Экология и еврейская традиция». Иудаизм 19:4 (1970), 406–14; представитель в Милтоне Р. Конвитце, изд. Иудаизм и права человека. Нью-Йорк: В. В. Нортон, 1972, 265–74; и Марк Светлиц, изд. Иудаизм и экология. Филадельфия, Пенсильвания: Шомрей Адама, 1990, 29–33.
- Манфред Герстенфельд. Иудаизм, защита окружающей среды и окружающая среда: картирование и анализ Иерусалим: Иерусалимский институт израильских исследований: Рубин Масс, 1998.
- Роберт Гордис. «Экология в еврейской традиции» Midstream 28: август-сентябрь (1982), 202–21; представитель в «Иудейской этике для беззаконного мира». Нью-Йорк: JTS, 1986; и Марк Светлиц, изд. Иудаизм и экология. Филадельфия, Пенсильвания: Шомрей Адама, 1990, 47–52.
- Артур Грин. Ищите Мое Лицо, Произнесите Мое Имя. Нью-Йорк: Джейсон Аронсон, 1994.
- Хадасса и Шомрей Адама. Иудаизм и экология: учебное пособие «Хадасса» в сотрудничестве с Шомреем Адамой, «Хранители Земли» , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Департамент еврейского образования, «Хадасса», 1993.
- Даниэль Гилель. Естественная история Библии : экологическое исследование еврейских писаний Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2006. ISBN 0-231-13362-6 .
- Алоис Хюттерманн. Экологическое послание Торы: знания, концепции и законы, которые сделали возможным выживание в стране «молока и меда» Исследования Южной Флориды по истории иудаизма. 199, Атланта, Джорджия: Scholars Press, 1999. ISBN 0-7885-0580-7 .
- Рональд Х. Айзекс. Еврейский справочник по окружающей среде и экологии Нортвейл, Нью-Джерси: Джейсон Аронсон, 1998. ISBN 0-7657-9979-0 .
- Эрик Кац, «Вера, Бог и природа: иудаизм и глубокая экология» в книге «Глубинная экология и мировые религии: новые очерки о священных землях», ред. Дэвид Лэндис Барнхилл, Роджер С. Готлиб (Олбани, штат Нью-Йорк: SUNY Press, 2001), 155–61.
- Дэвид Кранц. «Еврейский энергетический путеводитель». Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Альянс и коалиция зеленых сионистов по окружающей среде и еврейской жизни, 2014 г.
- Нил Левинджер, «Иудаизм, Библия и экологическое сознание» (Йоркский университет, магистерская диссертация, 1993), 36–7, 47–8.
- Мерказ ха-Йерушалми ле-иниене цибур у-медина и Центр исследований еврейской общины. Еврейские экологические перспективы». Филадельфия, Пенсильвания: Центр исследований еврейской общины, 2001.
- Нахум Раковер. Защита окружающей среды: еврейская точка зрения. Политическое исследование. 4, Иерусалим: Институт Всемирного еврейского конгресса , 1996.
- Эдуардо Раух и др., ред. Специальные выпуски по экологии The Melton Journal 24 и 25 (1991 и 1992).
- Обри Роуз. Иудаизм и экология. Мировые религии и экология . Лондон, Англия ; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Касселл, 1992. ISBN 0-304-32378-0 .
- Или Н. Роуз, Джо Эллен Грин Кайзер и Марджи Кляйн. Праведное негодование: еврейский призыв к справедливости. Вудсток, Вермонт: паб Jewish Lights, 2007. ISBN 978-1-58023-336-1 ; 1-58023-336-8.
- Лилиан Росс. Иудаистские корни экологии Майами, Флорида, 4200 Biscayne Blvd., Майами 33137: Центральное агентство еврейского образования, 1983.
- Исраэль Розенсон. Те-Хинех Тов Меход. ха-Сидра ха-йеруха. 2, Йерушалаим: Иешиват «Бет Орот», 2001.
- Давид Саломон и Меир Зихль. Эхут ха-севивах (экология) би-мехорот ха-Яхадут. Рамат-Ган: Пройет ха-ш. и. Бе-Университет Бар-Илан, 1989.
- Эрл Шварц, Барри Д. Сайтрон. Кто обновляет творение. (Мехадеш бе-хол йом тамид мааше ве-решит) Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Национальная молодежная комиссия, Объединенная синагога консервативного иудаизма , 1993.
- Эйлон Шварц. «Бал Ташит: еврейская экологическая заповедь» в журнале «Экологическая этика» 18 (зима 1997 г.): 355–74 (повторение в «Деревьях, Земле и Торе», 83–106).
- Эйлон Шварц. «Иудаизм и природа: теологические и моральные вопросы, которые следует учитывать при пересмотре еврейских отношений с миром природы» в журнале Judaism 44:4 (1985): 437–47, перепечатано в Waskow, Torah of the Earth, vol.2 (см. 22) и «Иудаизм и экологическая этика», под ред. Мартин Яффе (Lanham MD: Lexington Books, 2001), 297–308.
- Ричард Х. Шварц, «Иудаизм и глобальное выживание» , впервые опубликовано в 1984 году, 2-е издание, издательство Lantern Books, Нью-Йорк, 2002 год. ISBN 1930051875
- Дэвид Меворах Зайденберг. Каббала и экология: образ Бога в более чем человеческом мире . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2015.
- Цеви Шиновер и Ицхах Гольдберг. Эхут ха-Хаим Теха-севивах би-мехорот ха-Яхадут. Нехалим: Хоцаат «Мофет», 1993.
- Носсон Слифкин . Времена года: отражение еврейского года в мире природы. Вселенная Торы. Саутфилд, Мичиган; Нануэт, Нью-Йорк: Targum Press совместно с Мишнас Ришоним; Распространено Feldheim, 1998 г. ISBN 1-56871-110-7 .
- Ора Р. Шейнсон. Уроки еврейского закона о правах собственности для современных дебатов о доходах в Америке. Колумбийский журнал экологического права , 2001 г.
- Рут Соншайн, Джонатан Рейсс, Дэниел Поллак, Карен Р. Кавано. «Ответственность за экологический ущерб: американская и еврейская правовая перспектива», Temple Environmental Law & Technology , осень 2000 г.
- Дэвид Э. Стейн. Сад отборных фруктов: 200 классических еврейских цитат о людях и окружающей среде Винкот, Пенсильвания: Шомрей Адама, 1991. ISBN 0-9632848-0-0 . (Ссылка на первое издание.)
- Хава Тирош-Самуэльсон, «Иудаизм», в Оксфордском справочнике по религии и экологии, изд. Роджер С. Готлиб (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2006).
- Хава Тирош-Самуэльсон. Иудаизм и экология: сотворенный мир и явленное слово. Религии мира и экология. Кембридж, Массачусетс: Центр изучения мировых религий, Гарвардская школа богословия , 2002. ISBN 0-945454-35-X ; 0-945454-36-8.
- Альберт Ворспан и Дэвид Саперштейн . Еврейские измерения социальной справедливости: трудный моральный выбор нашего времени. Нью-Йорк, Нью-Йорк: UAHC Press, 1998. ISBN 0-8074-0650-3 .
- Артур Оушен Васкоу . Тора Земли: изучение 4000 лет экологии в еврейской мысли. Два тома. Вудсток, Вермонт: Паб Jewish Lights, 2000. ISBN 1-58023-086-5 ; 1-58023-087-3.
- Тони Уотлинг. Экологические представления в мировых религиях: этнографический анализ , Лондон и Нью-Йорк: Continuum International Publishers, 2009.
- Карми Уайзмон. «Окружающая среда в еврейской мысли и праве, тома I-IV, Свива Исраэль, Бейт-Шемеш, 2004–2008 гг.
- Мартин Д. Яффе. Иудаизм и экологическая этика: читатель Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books, 2001. ISBN 0-7391-0117-X ; 0-7391-0118-8.
Учебные программы и учебные ресурсы
[ редактировать ]- Пища для размышлений: справочник Хазона по евреям, еде и современной жизни
- Дэвид Зайденберг, neohasid.org. «Программа Дня Радуги, посвященная Завету Радуги»
- Справочник по Хазону Шмите
- Ноам Долгин. «Завет Илии между поколениями» — учебная программа по изменению климата для 7–11 классов, опубликованная Центром «Шалом».
- Ноам Долгин. Учебная программа по окружающей среде для всей школы — разнообразные мгновенные уроки по окружающей среде для 1–8 классов, опубликованные Torah Aura.
- Найджел Сэвидж и Анна Стивенсон. Пища для размышлений: Справочник Хазона по евреям, еде и современной жизни - Справочник по еврейской пищевой этике, опубликованный Хазоном.
- Евкология - обширная коллекция ресурсов и учебных программ от многих участников еврейского экологического движения.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История еврейского энвайронментализма в Северной Америке - Дэвид Зайденберг, Энциклопедия религии и природы (2005)
- Коалиция по защите окружающей среды и еврейской жизни
- Деревья
- neohasid.org
- я скажу
- Свива Израиль
- Радиоинтервью с раввином Дэниелом Б. Финком: Иудаизм и окружающая среда , Университет Торонто, ноябрь 2008 г.
- Пустынная Тора