Очерк иудаизма
Следующий план представляет собой обзор и актуальное руководство по иудаизму :
История [ править ]
Домонархический период [ править ]
- Угаритская мифология - регион Леванта был населен людьми, которые сами называли эту землю «ка-на-на-ум» еще в середине третьего тысячелетия до нашей эры.
- Древние семитские религии . Термин «древняя семитская религия» охватывает политеистические религии семитоязычных народов древнего Ближнего Востока и Северо-Восточной Африки. Его происхождение переплетается с месопотамской мифологией.
- Эль (божество) – верховный бог ханаанской религии и верховный бог месопотамских семитов в досаргонический период.
- Элион – «Бог Всевышний»
- Эль-Шаддай – «Бог Всемогущий».
- Элохим - грамматически существительное в единственном или множественном числе, обозначающее «бог» или «боги» как в современном, так и в древнем иврите.
- Ашера — семитская богиня-мать, жена или супруга шумерского Ану или угаритского Эль , старейших божеств их пантеонов.
- Баал - северо-западный семитский титул и почетное значение «господин» или «господин», который используется для обозначения различных богов, которые были покровителями городов Леванта и Малой Азии.
- Яхве – национальный бог царств железного века Израиля (Самарии) и Иуды. [1]
- Тетраграмматон – ЯХВЕ
Монархический период [ править ]
Объединенная монархия [ править ]
- Царь Саул – первый царь объединенного Израильского царства.
- Иевосфей – второй царь Соединенного Королевства.
- Царь Давид – третий царь Соединенного Королевства Израиля.
- Царь Соломон – последний царь перед северным Израильским царством и южным Иудейским царством.
- Храм Соломона – Первый Храм – был главным храмом древнего Иерусалима на Храмовой горе (также известной как гора Сион) до его разрушения Навуходоносором II после осады Иерусалима в 587 году до нашей эры.
Дополнительная информация:
- Стела Тель-Дан - стела (камень с надписью), обнаруженная в 1993/94 году во время раскопок в Тель-Дане на севере Израиля.
- Стела Меша - черный базальтовый камень с надписью правителя Моава Меши 9 века до нашей эры в Иордании.
Разделенная монархия [ править ]
Иудейское царство [ править ]Цари Иудеи [ править ]
Основные события [ править ]Дополнительная информация: | Королевство Израиль [ править ]Цари Израиля [ править ]
Дом Шаллума Дом Менахема Дом Факея Дом Осии Основные события [ править ]
|
Возвращение из плена [ править ]
Развитие раввинистического иудаизма
- Иерусалим
- Ирод
- Синедрион
- Фарисеи
- Саддукеи
- Ессеи
- Еврейско-римские войны
- Диаспора
- Средний возраст
- мусульманское правление
- Хаскала
- Эмансипация
- Холокост
- Алия
- История сионизма
- История Израиля
- Земля Израиля
Священные тексты [ править ]
Письменная Тора [ править ]
- Танах
- Тора
- Чумаш – Тора в печатном виде.
- Мой Неви
- На четверых
- Тора
Устная Тора [ править ]
- Устная Тора
- Талмуд (включающий в себя основной Устный Закон)
- Иерусалимский Талмуд
- Вавилонский Талмуд
- Мишна — первая крупная письменная редакция еврейских устных традиций, известная как «Устная Тора».
- Тосефта , сборник еврейских устных законов конца II века, периода Мишны.
- Мидраш , жанр раввинской литературы, который содержит ранние интерпретации и комментарии к Письменной Торе и Устной Торе (устному закону и проповедям), а также нелегалистическую раввинскую литературу (аггаду) и иногда еврейские религиозные законы (галаху), которые обычно составить подробный комментарий к конкретным отрывкам Еврейских Писаний (Танах).[2]
- Талмуд (включающий в себя основной Устный Закон)
- Мидраш галаха
- Муссар
- Геоним , президенты двух великих вавилонских талмудических академий Суры и Пумбедиты в Аббасидском халифате и общепризнанные духовные лидеры еврейской общины во всем мире в эпоху раннего средневековья.
- Ришоним , ведущие раввины и поскимы, жившие примерно в 11-15 веках, в эпоху до написания Шулхан Аруха (иврит: שׁוּלחָן עָרוּך, «Накрытый стол», общий печатный кодекс еврейского закона, 1563 г. н.э.) и после геонимов (589–1038 гг. Н. Э.)
- Ахаронимы , ведущие раввины и поскимы (еврейские законодатели), жившие примерно с 16 века по настоящее время, а точнее, со времени написания Шулхан Аруха (иврит: שׁוּלחָן עָרוּך, «Накрытый стол», кодекс еврейского закона) в 1563 год н.э.
литература Раввинистическая
Раввинская литература , в самом широком смысле, может означать весь спектр раввинских сочинений на протяжении всей еврейской истории. Но этот термин часто относится конкретно к литературе эпохи Талмуда , в отличие от средневековых и современных раввинских писаний, и, таким образом, соответствует еврейскому термину Сифрут Хазал (ספרות חז"ל; «Литература [наших] мудрецов [] благословенной памяти»). (где Хазал обычно относится только к мудрецам эпохи Талмуда). Этот более конкретный смысл «раввинистической литературы» — относящийся к Талмудиму , Мидрашу и родственным писаниям, но почти никогда к более поздним текстам — является тем, как обычно подразумевается этот термин. С другой стороны, термины мефоршим и паршаним (комментаторы/комментаторы) при использовании в современной академической литературе почти всегда относятся к более поздним, постталмудическим авторам раввинистических толкований библейских и талмудических текстов.
литература Мишнаическая
Мишна (составленные на основе материалов, датированных ранее 200 годом) являются самыми ранними из и Тосефта иудаизма сохранившихся произведений раввинской литературы, излагающими и развивающими Устный закон , а также этические учения. Вслед за ними появились два Талмуда :
- Иерусалимский Талмуд , ок. 450
- Вавилонский Талмуд , ок. 600
- Малые трактаты (часть Вавилонского Талмуда)
Мидраш [ править ]
Мидраш [2] — жанр раввинской литературы , который содержит ранние интерпретации и комментарии к Письменной Торе и Устной Торе , а также незаконническую раввинистическую литературу ( аггада ) и иногда еврейские религиозные законы ( галаха ), которые обычно представляют собой текущие комментарии к конкретным отрывкам. в Танахе. [3] Термин «мидраш» также может относиться к сборнику мидрашских учений в форме юридического, экзегетического, гомилетического или повествовательного письма, часто представляющего собой комментарий к Библии или Мишне .
Более поздние работы по категориям [ править ]
Основные кодексы еврейского права [ править ]
Еврейская мысль, мистика и этика [ править ]
- Агада :
- Еврейская философия :
- Еврейская мистика и Каббала :
- Работы хасидского иудаизма :
- Таня (В поисках Амарима)
- Ликутей Мохаран
- Шем Мишмуэль
- Цаваат ха-Риваш
- Мусарская литература :
Литургия [ править ]
раввинские произведения по историческим Более поздние периодам
Работы Геонима [ править ]
Геонимы — раввины Суры и Пумбедиты в Вавилоне (650–1250 гг.):
- Ше'илтот из Ахай Гаона
- Галахот Гедолот
- Эмунот ве-Деот ( Саадия Гаон )
- Сидур Амрама Гаона
- Ответы
Работы ришонимов ( ранних» раввинских комментаторов « )
Ришоним — это раввины периода раннего средневековья (1000–1550 гг.), например следующие основные примеры:
- Комментарии к Торе , такие как комментарии Раши , Авраама ибн Эзры и Нахманида .
- Комментарии к Талмуду , в основном написанные Раши , его внуком Самуэлем бен Меиром и Ниссимом из Героны .
- Талмудические новеллы ( чидушим ) тосафистов , Нахманида , Ниссима Геронского , Соломона бен Адерета (РаШБА), Йомтова бен Ашбили (Ритвы)
- Произведения Галахи ( Ашер бен Йехиэль , Мордехай бен Гилель )
- Кодексы Маймонида и Якова бен Ашера и, наконец, Шулхана Аруха.
- Юридический ответ , например, Соломон бен Адерет (РаШБА)
- Еврейские философские рационалистические произведения ( Маймонид , Герсонид и др.)
- Каббалистические мистические произведения (такие как Зоар )
- Муссарская литература, этические произведения ( Бахья ибн Пакуда , Иона Геронский )
Работы Ахаронимов ( более поздних» раввинских комментаторов « )
Ахаронимы - это раввины с 1550 года по настоящее время, например следующие основные примеры:
- Важные комментарии к Торе включают Кели Якар ( Шломо Эфраим Луншиц ), Ор ха-Хаим Хаима бен -Аттара , комментарий Самсона Рафаэля Хирша и комментарий Нафтали Цви Иегуда Берлина.
- Важные произведения талмудических новелл включают: Пней Иегошуа , Хафлаа , Шаагат Арьеи.
- Кодексы галахи , например, для сефардов : Бен Иш Хай Йосефа Хайима , Каф ха-Хаим Яакова Хаима Софера и Ялкута Йосефа ;
для ашкенази : Мишна Берура Исраэля Меира Кагана и Арух ха-Шулхан Йехиэля Мишеля Эпштейна. - Юридический ответ , например, Моисей Софер , Моше Файнштейн
- Каббалистические мистические комментарии
- Философско-метафизические произведения (работы Пражского Махарала Моше Хаима Луццатто и Нефеш ха-Хаим Хаима Воложинского )
- Хасидские произведения ( Кедушат Леви , Сефат Эммет , Шем ми-Шмуэль )
- муссарской литературы Этические произведения : Моше Хаим Луццатто , Исраэль Меир Каган и движение Муссар
- Исторические работы, например, «Шем ха-Гедолим» Хаима Джозефа Давида Азулая .
Мефоршим [ править ]
- Мефоршим — еврейское слово, означающее «(классические раввинские) комментаторы» (или примерно означающее « экзегеты »), и используется вместо правильного слова перушим , которое означает «комментарии». В иудаизме этим термином обозначаются комментарии к Торе (пяти книгам Моисея), Танаху , Мишне , Талмуду , респонсе , даже сидуру (еврейскому молитвеннику) и многим другим.
Торе и Классические комментарии к Талмуду
Классические комментарии к Торе и/или Талмуду были написаны следующими людьми:
- Геоним
- Саадия Гаон , Вавилон X века.
- Ришоним
- Раши (Шломо Ицхаки), Франция, XII век.
- Авраам ибн Эзра
- Нахманид (Моше бен Нахман)
- Самуэль бен Меир, Рашбам , Франция, XII век.
- Леви бен Гершом (известный как Ралбаг или Герсонид )
- Давид Кимхи , Франция, 13 век.
- Иосиф бен Исаак Бехор Шор , Франция, XII век.
- Ниссим Жеронский , РаН, Испания, 14 век.
- Исаак Абарбанель (1437–1508)
- Обадия бен Якоб Сфорно , Италия, 16 век.
- Ахароним
Классические комментарии к Талмуду были написаны Раши . После Раши был написан Тосафот , который представлял собой сводный комментарий к Талмуду, написанный учениками и потомками Раши; этот комментарий был основан на дискуссиях, проведенных в раввинских академиях Германии и Франции .
Филиалы и конфессии [ править ]
- Саддукеи (во времена Второго Храма )
- Эллинистический иудаизм
- Караимский иудаизм
- саббатианцы
- Раввинистический иудаизм
- Консервативный (масорти) иудаизм
- Реформистский иудаизм
- Новое религиозное движение
- Реконструктивистский иудаизм
- Еврейское обновление
- Гуманистический иудаизм
- Неолог иудаизм
- Еврейская наука
- Мессианский иудаизм (рассматриваемый практически всеми основными еврейскими конфессиями как христианская группа)
- Черный иудаизм
- Франкизм
- Религиозный сионизм (межконфессиональный)
Поведение и опыт [ править ]
- Еврей (слово)
- Кто такой еврей?
- Аборт
- Принятие
- Бар и бат-мицва
- тяжелая утрата
- Брит мила (обрезание)
- Кухня
- Свадьба
- Менструация
- Миньян
- Пидьон хабен (Искупление первенца)
- Шиддух (Сватовство)
- Зевед хабат (Церемония наречения новорожденных девочек)
- Свадьба
Святые дни и обряды [ править ]
Главный
Незначительный
Постные дни
Вера и доктрина [ править ]
- Монотеизм
- Философия
- Принципы веры
- Избранные люди
- Эсхатология
- Еврейская этика
- Теология Холокоста
- Цдака
- Цниут
- Шатнез
Закон [ править ]
правовые кодексы произведения и Основные
- Мидраш галаха
- Арбаа Турим и Шулхан Арух
- Мишне Тора
- Сефер Хамицвот
- Шулхан Арух ха-Рав
- Чайей Адам
- Кицур Шулхан Арух
- Мишна Берура
- Аруч ха-Шулхан
Примеры правовых принципов [ править ]
- Авейра
- Бемицид
- Б'ров ам Хадрат Мелех
- Чумра
- Д'Орайта и Д'Раббанан
- Мицва горерет-мицва
- Ikar v'tafel
- Не работает
- Эсек бмицва патур мин хамицва
- Пикуах нефеш
- Позитивные заповеди, ограниченные по времени
- Самопожертвование в еврейском законе
- Шомеа Конех
- Все еще к'дей дибур
- Яд солнечный бо
Примеры библейских наказаний [ править ]
и Диетические обычаи законы
Имена Бога [ править ]
Мистика и эзотерика [ править ]
- Категория:Еврейская мистика
- Каббала
Религиозные статьи и молитвы [ править ]
- Алейна
- Амида
- Четыре вида
- Гартель
- Халель
- Авдала
- Кадиш
- Киттель
- Кол Нидре
- О Тов
- Менора
- Ханукия
- Мезуза
- Молитвы
- Сефер Тора
- Услуги
- Шма Исраэль
- Шофар
- Киоски
- Тфилин
- Цицит
- Яд
- Кипа/ермолка
Конверсия [ править ]
Возвращение к иудаизму [ править ]
Неверие [ править ]
- Хаскала
- Еврейский секуляризм
- Еврейский атеизм
- Вне дереха (бывшие харедим, Йеция бишейла )
- Еврейский анархизм
Отступничество [ править ]
- Отступничество в иудаизме
- Эпикорос
- Ересь в иудаизме
- Еврейские расколы
- Категория:Обратившиеся из иудаизма
другими религиями и Взаимодействие с культурами
- Авраамические религии
- Черные евреи-израильтяне
- Христианство и иудаизм
- Исламско-еврейские отношения
- еврейский буддист
- Еврейские взгляды на религиозный плюрализм
- Семитское неоязычество
Ссылки [ править ]
- ^ Миллер 1986 , с. 110.
- ^ "Мидраш" . Полный словарь Random House Webster .
- ^ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИУДАИКА, второе издание, том 14, стр. 182, Моше Давид Герр