Лифнейское рвение
В иудаизме Лифней Ивер ( иврит : לפני אוֵר , латинизированный : lifnê ʿiwwēr , «Перед слепыми») — еврейское выражение, определяющее запрет на введение людей в заблуждение с помощью « камня преткновения » или позволяющего человеку действовать врасплох, ничего не подозревая. опасность или вина. Происхождение происходит от заповеди Левит «Перед слепым не ставь камня преткновения» ( 19:14 ).
Еврейский термин «лифней ивер» — одно из преступлений, за которые, как утверждает Талмуд наказываются отлучением , в иудаизме от церкви .
Камнем преткновения как отдельной и негативной концепции является также установленное в христианском богословии: в католической церкви оно известно как создание скандала .
Библейский контекст
[ редактировать ]Постановление появляется среди краткого набора правил, касающихся этического поведения, охватывающих такие вопросы, как забота о глухих , « злой язык» , отсутствие злобы, беспристрастность правосудия и оставление крупицы бедным , демонстрируя аналогичную озабоченность против эксплуатации людей. но сосредоточьтесь на других вопросах.
В еврейском устном законе
[ редактировать ]Многие галахические принципы заимствованы из Лифней ивер , устной Торы, расширяющей свои разветвления за пределы чисто буквального толкования. В классической раввинской литературе лифней ивер рассматривается как образно выраженный запрет на введение людей в заблуждение; Сифра , ( мидраш времен Мишны ) утверждает, что, поскольку получатель совета будет метафорически слеп в отношении его точности, он метафорически споткнется если совет будет вредным или плохим по другим причинам. [ 1 ]
Талмуд расширяет этот принцип , запрещая также содействие совершению греховного действия со стороны другого человека, если в противном случае у данного человека не было бы возможности или средств для совершения греха; [ 2 ] например, в Талмуде содержится постановление, запрещающее подавать чашу вина тому, кто принял обет назирита (который включает в себя обет не употреблять вина или виноградных продуктов). Талмуд выражает осторожность в отношении образного толкования этого принципа, подчеркивая, что закон действительно охватывает только те ситуации, когда другой человек не мог совершить проступок без помощи первого лица, нарушившего правило жизни ивера ; в Талмуде это известно как два берега реки ( Трей Ивра де Нахара ) — если, например, человек, принявший назорейский обет, все равно собирался выпить бокал вина, то подавать ему бокал вина не следует. преступить Лифней Ивер . Примеры Лифни ивер: как Амнон обратился за советом к Ионадаву, чтобы изнасиловать свою сводную сестру Фамарь, Авессалом обратился за советом к Ахитофелу, который посоветовал Авессалому иметь кровосмесительные отношения с наложницами своего отца, чтобы показать всему Израилю, насколько он ненавистен. своему отцу [2 Царств 16:20].
Лифней ивер как принцип многократно повторяется в более практических применениях еврейского закона. Например, Шулхан Арух , авторитетная систематизация еврейского закона (Галаха), предупреждает отца о том, чтобы он не наказывал детей старшего возраста физически, поскольку это только побудит их нанести ответный удар, что, по его мнению, было бы преступлением, караемым смертной казнью ( Шулхан Арух Йоре Деа 240:20).
Академические перспективы
[ редактировать ]По мнению редакторов Еврейской энциклопедии 1906 года , в древних культурах Ближнего Востока преобладало представление о том, что телесные недуги и дефекты, такие как слепота и потеря слуха, а также косвенные недуги, такие как бедность, были наказанием за грех; [ 3 ] слепые, а также калеки и прокаженные были изгнаны обществом, им не разрешалось входить в города, и в результате они становились нищими. [ 3 ] Библейские положения законов, защищающих людей, пострадавших таким образом, имели бы эффект, возможно, преднамеренный, чтобы уменьшить ущерб, от которого они пострадали. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]- Столперштейн , немецкое выражение «камень преткновения», своего рода мемориальное произведение Гюнтера Демнига, посвященное памяти депортированных и убитых нацистами.
- Камень преткновения
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Сифра де-вей Рав, Кедошим 2:14
- ^ Авода Зара 6б
- ^ Перейти обратно: а б с Еврейская энциклопедия
- Хоффман, Яир (2004). Вводя растерянных в заблуждение: Законы Лифнея Ивера . Лейквуд, Нью-Джерси: Книжный магазин Израиля. ISBN 1-931681-59-7 . OCLC 56559095 .