Подмастерье Шейна
В законе еврейском гезель шейна ( גזל שנה , кража сна ) означает пробуждение другого человека против его воли. Этот термин впервые использовал раввин Исраэль Меир Каган в своей книге «Агавас Хесед».
Ни один закон Торы или Талмуда прямо не запрещает нарушать сон другого человека. Тем не менее, некоторые раввины запрещают или одобряют такое поведение, считая его недобрым по отношению к другим и не поддающимся исправлению. [ 1 ] Ближайший закон Торы, который здесь используется, — это «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19:18). Опасения заключаются в том, что лишение чужого сна вредит человеку, делая его менее продуктивным, менее способным правильно концентрироваться после неожиданного пробуждения, менее компетентным в выполнении своих обязанностей из-за недостатка сна, более злым и лишающим человека значимого сна. [ 2 ]
Пробуждение родителя
[ редактировать ]К разбуждению родителей предъявляется более строгая степень строгости в силу законов почитания родителей .
Разрешается будить отца, если это необходимо для того, чтобы он совершил миньян прочитал Шма . или вовремя [ 3 ]
точки зрения
[ редактировать ]Раввин Шмуэль Вознер отмечает, что гезель шейна не является настоящим актом кражи, поскольку от жертвы к вору не передается ничего ценного. Тем не менее, это запрещено, поскольку жертве был причинен физический и эмоциональный ущерб. [ 4 ]
Раввин Менаше Кляйн утверждает, что, хотя на самом деле никакой кражи не произошло, гезель шейна , тем не менее, классифицируется как акт кражи, поскольку это форма генеивават даат (кражи разума) в виде физической и эмоциональной боли, которую оно причиняет жертве. [ 2 ]