Предложение теста
Часть серии статей о |
Священство в иудаизме |
---|
![]() |
Священнический завет |
В иудаизме приношение теста (или мицват терумат хала , «заповедь отделять халу » на иврите : מצוות תרומת חלה ) — это настойчивая команда, требующая от владельца хлебного теста отдать часть замешанного теста коэну ( еврейскому священнику). Обязанность отделить тестовое приношение (далее: хала ) от теста возникает с момента замеса теста, но может быть отделена и после выпекания хлебов. [ 1 ] Эта заповедь — один из двадцати четырёх коханических даров . [ 2 ] и, согласно библейскому предписанию, оно обязательно только в Земле Израиля , но, по мнению раввинов, оно применимо также к хлебу, приготовленному за пределами Земли Израиля. [ 3 ]
Обычная современная практика в ортодоксальном иудаизме состоит в том, чтобы сжечь (хотя разрешается просто выбросить тесто в контейнере, завернутом в двойную упаковку) часть, которую нужно дать Коэну, хотя давать халу Коэну для употребления разрешено - даже поощряется. [ 4 ] — за пределами Израиля (разрешено с ограничениями, подробнее см. статью ниже).
В еврейской Библии
[ редактировать ]Происхождение подношения можно найти в Книге Чисел 15:17–21:
Говори сынам Израилевым и скажи им: «Когда вы войдете в землю, куда Я приведу вас, тогда, когда вы будете есть от пищи земли, поднимайте приношение Господин . От начатка теста твоего возьми лепешку в приношение; как приношение с гумна, так подними его. От начатка теста твоего отдавай Господи, приношение во все поколения твои. [ 5 ]
В приведенном выше отрывке «лепешка» — это хала ( иврит : חלה ), а «из теста» — это «ариса» ( עריסה ). Возвращение евреев из вавилонского изгнания ознаменовало возобновление соблюдения многочисленных заповедей, и приношение теста, «начаток теста нашего», указано как одна из них (Неемия 10:37). [ 6 ]
В Мишне и Талмуде
[ редактировать ]Мишна Халла и Иерусалимский Талмуд содержат трактат, известный как , посвященный приношению теста. [ 7 ] Среди постановлений только пять зерен требуют разделения тестового приношения: пшеница , ячмень , полба , дикий ячмень (или овес ) и рожь . [ 8 ] В том же трактате говорится о запрете откладывать тестовое приношение и десятину из теста из «нового» зерна ( чадаш ) в пользу теста из «старого» зерна ( яшан ). [ 9 ] Иерусалимский Талмуд подразумевает, что заповедь была дана до греха Двенадцати соглядатаев . [ 10 ]
Некоторые виды приготовления теста были освобождены от обязанности разделения тестового приношения, например, тесто Суфгенин , которое готовили из тонкого теста, смешанного по-разному со специями или молочными продуктами, и обжаривали во фритюре в масле для приготовления оладий. [ 11 ] [ 12 ] В это исключение входит тесто, замешанное на молоке и меде для обжарки во фритюре на плите с получением медовых лепешек ( иврит : дудшанин ). [ 11 ] Хотя они и освобождены от приношения теста, они все же требуют отделения регулярной десятины. [ 13 ] Иерусалимский Талмуд [ 14 ] освобождает от разделения приношения теста хлеб, приготовленный на сковороде или в кастрюле на плите , а не испеченный в духовке. Если бы они были выпечены как хлеб в печи , то все равно потребовалось бы отделение теста-приношения. [ 15 ] Количество теста, равное 1,6 килограмма или более, которое было приготовлено для приготовления затвердевшего печенья ( иврит : канудкаот ), требует отделения приношения из теста. [ 16 ]
В Галахе
[ редактировать ]Галахическими источниками мицвы являются Шулхан Арух , Йоре Деа 322 и Мишне Тора Биккурим, глава 5, раздел 1.
свое берет начало мицва халы полагают, что Некоторые ученые-текстологи в священническом источнике и возникла позже кодексов законов Халы, представленных в Торе . [ 17 ]
Раввинские интерпретации
[ редактировать ]Халла , как один из двадцати четырех коганических даров, была средством существования для коганов, которые, поскольку от них ожидалось постоянное участие в храмовых обязанностях и обучении Торе , не предназначались для получения земли или дохода, получаемого от нее. в отличие от других колен Израиля (хотя в эпоху Второго Храма это часто было не так ).
Обадия бен Якоб Сфорно объясняет, что Бог хотел свести на нет негативный эффект греха « Двенадцати соглядатаев» , установив эту мицву, чтобы браха («божественное благословение») находилась в домах и на хлебных изделиях евреев. [ 18 ]
Шломо Эфраим Луншиц объясняет, что Земля Израиля поддерживается за счет осадков, тогда как посевы в Египте орошаются водами реки Нил , что требует вмешательства человека, что делает логичным представление первых плодов Израиля Богу, который приносит дождь.
Другие идеи о символике Халы появляются в мидраше и каббалистической литературе. Мицва отделения халы традиционно считается одной из трех заповедей, выполняемых особенно женщинами (Мишна, Шаббат 2:6).
В некоторых каббалистических литературах, таких как Шломо Ха-Кохайна из Греции комментарий к « Зогару» , выполнение этой заповеди женщинами, которые традиционно занимались приготовлением пищи, поднимает тесто из состояния тевел (духовной неготовности) и доводит его до состояния готовности. состояние хуллина (мирское и разрешенное его владельцу), исправляющее тем самым действие Евы , давшей запретный плод своему мужу. [ 19 ]
Компоненты мицвы
[ редактировать ]Мицва халы — это одна мицва, состоящая из двух частей: (1) отделение необходимого теста ( Хафрашат хала), (2) передача теста Коэну ( Нетинат Халла ). [ 20 ] Нахманид [ 21 ] а также тосафист Исайя ди Трани [ 22 ] объясните, что именно передача части халы Коэну является основным компонентом мицвы.
Согласно Талмуду , требование отделить халу от теста возлагалось на хозяина теста, а не на того, кто его замешивал; следовательно, если владелец не был евреем, даже если им был меситель, Хафрашат Халла не была обязательной. Требование не распространяется на количества менее одного омера , а также на хлеб, приготовленный в качестве корма для животных. [ 23 ] Хотя библейское выражение « ешь от хлеба земли» можно понимать как применимое только к хлебу, который едят в Земле Израиля, раввинистические источники интерпретируют, что Хафрашат Халла должна соблюдаться в Диаспоре и .
Минимальное количество исходного теста
[ редактировать ]Минимальное количество теста, приготовление которого требует выполнения мицвы, Хазал определяет как порцию муки, эквивалентную 43 и 1/5 яйца . [ 24 ] также известный как один омер (одна десятая часть ефы). По мнению Маймонида , проверить тригонометрические расчеты можно на объеме 43,2 яйца. Это количество муки можно измерить, заполнив квадрат размером 10 x 10 пальцев (ширина пальца примерно 2,5 см), глубиной 3 ширины пальца и 1/10 ширины другого пальца, а также еще немного муки. чем 1/100 ширины другого пальца. [ 25 ] Говоря современным языком;
- Количество, необходимое для чтения Брочи, составляет около 1,64 кг. [ 26 ] (Некоторые не произносят благословение, если количество не превышает 2,25 кг.)
- Количество муки весом примерно от 2 фунтов 11 унций (1,23 кг) до 3 фунтов 11 унций (1,666 кг) позволяет давать халу, но Броха не читается. [ 27 ]
Сумма фактического подарка
[ редактировать ]В Торе не указано, сколько теста необходимо отдать Коэну, об этом говорится в Талмуде . Раввинское условие состоит в том, что 1/24 должна отдаваться в случае частных лиц и 1/48 в случае коммерческой пекарни. Если пекарь забудет отложить халу , то можно оставить часть халы после выпечки.
Разная специфика
[ редактировать ]Мицва указана как заповедь, действующая в Израиле даже в течение года Шмиты (суббота). [ 28 ] Даже бедняк, имеющий право на сбор гороха и освобожденный от уплаты маасера (десятины), обязан отдавать халу из своей части теста. Тесто из Маасера Шени также не освобождается от дарения халы. [ 29 ]
Божественное следствие
[ редактировать ]Мицва в современной практике
[ редактировать ]Употребление халы коэнами в Земле Израиля запрещено законом Торы из-за отсутствия пепла Красной телицы, необходимого для ритуальной чистоты.
Имея это в виду, Тосефта , [ 30 ] за которым следовали ришоним , поощряли разделение «Халы», чтобы мицва не была забыта полностью, а также полное чтение благословения перед разделением теста. Произносится благословение: «ашер киддешану бемицвотав ветцивану лехафриш хала». [ 31 ]
Обычной практикой евреев диаспоры является сжигание халы; Домашние пекари выполняют это, бросая халу в заднюю часть духовки. [ 32 ] Однако в диаспоре галахически разрешено отдавать отделенную халу Коэну для употребления в пищу. [ 33 ] и даже поощряется некоторыми раввинистическими авторитетами, [ 34 ] с условием, что коэн погрузится в микву. [ 35 ] Коэн также обязан произнести необходимую Бераху , поблагодарив Бога за освящение Коэнов святостью Аарона . [ 36 ] В Йемене при выпечке такого количества теста, которое требовало разделения тестового приношения, одну небольшую лепешку вынимали из партии, обозначали как Хала и сжигали, а другую небольшую лепешку из той же партии считали неподготовленной. освященный хлеб давался маленькому ребенку из священнического рода и съедался им, чтобы практика дарения халы не была забыта среди Израиля. [ 37 ]
Если во время варки не было разделения, то это можно сделать и после без благословения.
Пасхальная хала из Шмура Маца
[ редактировать ]Комментаторы « Шулхан Арух» отмечают, что минхаг некоторых евреев диаспоры должен скрупулезно раздавать халу (в данном случае полностью испеченную пасхальную мацу) из теста, используемого для выпечки «мацот-мицвы» (шмура-мацы, которую едят во время Песаха ). несовершеннолетний Коэн, чтобы поесть. [ 38 ]
Коэны диаспоры начали инициировать просьбы еврейских общин и известных раввинов о широком внедрении этого Минхага, ссылаясь на то, что его реализация увеличится в Кидуш Хашем (согласно уникальному требованию броши ) и пробудит осознание ключевого компонента мицвы халы - фактическое вручение халы Коэну [ нужна ссылка ] .
Ежедневный урожай халы
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2023 г. ) |
По состоянию на 2011 год в диаспоре насчитывается около 13 пекарен по изготовлению шмуры-мацы. [ который? ] . В совокупности количество произведенной халы составляет следующее (приблизительно):
Пекарня Шмура Маца | Приблизительный ежедневный выход халы |
---|---|
Шотцер | 9,0 фунтов (4,1 кг) |
Краун Хайтс | 10,5 фунтов (4,8 кг) |
Боро Парк | 10,0 фунтов (4,5 кг) |
Хареидим ( Белз ) | 9,0 фунтов (4,1 кг) |
Куколка | 9,0 фунтов (4,1 кг) |
Сатмар ( Бруклин ) | 7,0 фунтов (3,2 кг) |
Керестье | 7,0 фунтов (3,2 кг) |
Сатмар (Монро) | 8,0 фунтов (3,6 кг) |
Монреаль | 9,0 фунтов (4,1 кг) |
Монси | 6,0 фунтов (2,7 кг) |
Лейквуд | 8,0 фунтов (3,6 кг) |
Кирьяс Йоэль | 7,0 фунтов (3,2 кг) |
Шотцер | 8,0 фунтов (3,6 кг) |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аарон ХаЛеви (1958). Сефер ха-Чинух (на иврите). Иерусалим. OCLC 233044594 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( справка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) , мицва # 385 - ^ Талмуд земли Израиля: предварительный перевод 28 стр. 121 Якоб Нойснер «Глава II вводит расширение Тосефты и добавляет значительное количество предметов. Точнее невозможно ... [C] Для приношения теста от имени теста, в отношении которого есть сомнение, имеет ли хлебное приношение…»
- ^ Иерусалимский Талмуд ( Орлах 3:7); Маймонид , Мишне Тора ( Хил. Биккурим 5:7); Иаков бен Ашер , Арбаа Турим ( Йоре Деа 322:3); Шулхан Арух ( Йоре Деа 322:3).
- ^ Игуд ха-Коханим, Тора Халлы; Дарение халы Коэну , 2-е изд. 2016, с. 6-24,.
- ↑ Числа 15:18-21, НАНБ.
- ^ Шэй Дж. Д. Коэн От Маккавеев к Мишне , 1987 г., стр. 141 «отношения с «народами земли» в субботу: соблюдать седьмой год («год освобождения»); и поддерживать храм и его священство посредством самые разнообразные подношения (деньги, дрова, первенцы, первенцы, тесто»,
- ^ Эшли, Тимоти Р. (1993). Книга чисел . п. 283.
Целый трактат в Мишне называется Халла, основанный на этом слове и объясняющий так называемое приношение теста (см. особенно 1:1; 2:7; H. Danby, The Mishnah [Oxford: Oxford Univ. Press, 1933], с. 83-88). 10. См. БОБ, с. 175а. ...
- ^ Мишна Хала 1: 1-2
- ^ Баруха М. Боксера Самуэля Комментарий к Мишне: ее природа, формы и содержание, Том 1 , 1975 г. «Было запрещено откладывать приношение теста и десятину от теста, сделанного из «нового» зерна, в пользу теста, сделанного из «старое» зерно 354 Фактором, определявшим принадлежность зерна к урожаю одного года или следующего, было то,...»
- ^ Иерусалимский Талмуд ( рис. 23б)
- ^ Перейти обратно: а б Маймонид (1963). Мишна с комментарием Маймонида (на иврите). Том. 1. Перевод Йосефа Кафиха . Иерусалим: Моссад Харав Кук . п. 135. OCLC 741081810 . , Халла 1:4, sv וסופגנין ודובשנין ואסקיטין : « Суфгенин и т. д. Различные виды хлеба, в которые с самого начала замешивания добавляют масло, мед или специи и готовятся разными способами, предписанными в кулинарии, и называются так называемыми в зависимости от их ингредиентов, а также в зависимости от способа их приготовления».)
- ^ Сирилио, Соломон (2010), «Комментарий Р. Соломона Сирилио к Иерусалимскому Талмуду (Трактат Халла)», в книге Давида Йоны, Розенбойм (ред.), Талмуд Йерушалми , том. 8 (изд. Фридмана), Иерусалим: Мехон «Оз ве-хадар», с. 13а (Халла 1:4), OCLC 762536701 ,
Суфгенин , например, тесто, тесто которого жидкое, а затем его жарят в масле или готовят в воде; такое [выпечка] не называется хлебом, и оно освобождается от хлебного приношения, и над ним не благословляют «Того, кто производит хлеб из земли», а скорее «[Благословен Ты], творящий разные виды пищи, ' [и т. д.]
- ^ Мишна Халла 1:4 (гл. 83)
- ^ Халла 1:4 - конец
- ^ Маймонид (1974). Сефер Мишне Тора - Ха-Яд ха-Хазака (Свод еврейских законов Маймонида) (на иврите). Том. 4. Иерусалим: Пер ха-Тора. п. 70а ( Биккурим 6:12).
Замес теста, который был замешан с вином, или с маслом, или с медом, или с кипятком, или если бы он положил туда пряность, или кипяченой воды, и бросил туда муку, и замесил ее, если бы он испек ее в печи, или на ее на полу, на сковороде или в кастрюле, независимо от того, было ли тесто приклеено к [стенке] кастрюли или сковороды, а затем доведено до кипения на огне, зажженном внизу, до тех пор, пока хлеб не испекся (даже если он сначала раскалил его, а уже потом пристал к хлебному тесту [к печи]), все это требует отделения тестового приношения. А если он приготовил тесто только для того, чтобы высушить его на палящем солнце или приготовить в горшке, то вот, оно освобождается от хлебного приношения.
(КОНЕЦ ЦИТАТЫ); ср. Аарон ХаЛеви (1958). Сефер ха-Чинух (на иврите). Иерусалим: Эшкол. OCLC 233044594 . , мицва № 385; ср. Вавилонский Талмуд ( Песахим 37а) - ^ Мишна Халла 1:5; ср. Натан бен Авраам (1955), «Перуш Шиша Сидрей Мишна - комментарий к шести порядкам Мишны», в Sachs, Мордехай Иегуда Лейб (ред.), Шесть порядков Мишны: с комментариями Ришоним (в Иврит), Иерусалим: Эль ха-Мекорот, OCLC 233403923 , св Мишна ( Халла 1:5), который объясняет канукаот как каакин и которые традиционно запекались в печи.
- ^ Ричард Эллиот Фридман Кто написал Библию? 1987 год; М. Блэк, «Комментарий Его Святейшества Роули Пика к Библии », passim name="pcode"> Еврейская энциклопедия , Священнический кодекс и др.
- ^ Сфорно к Числам 15:20
- ^ Шломо Ха-Кохайн из Греции Шаат Рацон аль ха Зоар, том. 1 р. 36б
- ^ Нода бехуда Махадура Теньяна гл. 201, где первый делает исходное тесто не- Тевель , а второй передает Отделённую часть («Кодеш») Кохейну.
- ^ Нахманид, Хасагот к Заповедям 12
- ^ к Кидушину гл. 2 (на даф 58б)
- ^ Еврейская энциклопедия
- ^ Овадия из комментария Бертиноро к Мишне Халла 2:6; Мидраш Раббы (Числа Раббы); арамейский перевод псевдо-Ионафана бен Уззиила на Исход 16:36, который помещает 1/10 ефы в 1/10 трех сеев ; Шейлтот рава Ахай Гаона гл. 73
- ^ Мишна с комментарием Маймонида , Йосеф Кафих (редактор), том. 1, Моссад Харав Кук : Иерусалим, 1963 г., св. Халла 2:6 (стр. 240); там же (том 2), Моссад Харав Кук : Иерусалим, 1965, св. Эдуйот 1:2 (стр. 189)
- ↑ Маймонид приводит его приблизительный вес в египетских дирхамах , написав в Мишне Эдуйот 1:2: «...И я нашел, что норма порции теста в этом измерении составляет примерно пятьсот двадцать дирхамов пшеничной муки, в то время как все эти дирхамы — египетские [ дирхамы ]». Эту точку зрения повторяет Марана Шулхан Арух (Хил. Халла, Йоре Деа 324:3) от имени Тура . В комментарии Маймонида к Мишне ( Эдуйот 1:2, примечание 18) раввин Йосеф Кафих объясняет, что вес каждого египетского дирхама составлял примерно 3,333 грамма, и в этом случае общий вес муки, требующий отделения части теста, равен примерно 1,733 кг. Раввин Овадия Йосеф ( Сефер Халихот Олам , том 1, стр. 288-291) постановил, что египетский дирхам весит примерно 3,0 грамма, то есть минимальное требование для приношения теста составляет 1560 кг. Другие (например, раввин Авраам Хаим Наэ ) говорят, что египетский дирхам весил примерно 3,205 грамма, то есть минимальное требование для приношения теста составляет 1,666 кг. Раввин Шеломо Кора (главный раввин Бней Барак ) снизил традиционный вес, используемый в Йемене для каждого дирхама , заявив, что он весил 3,36 грамма, то есть минимальное требование для подношения теста составляет 1,77072 кг.
- ^ на основе измерений раввина Хаима Нааха, цитируемых Ю. Фликсом в его работе «Растение и жизнь в Мишне» в Мишне.
- ^ Талмуд Бавли, Бехорот стр. 12
- ^ Сифри Бамидбару 15:21
- ^ Тосефта, Хала 4:4
- ^ Шулхан Арух ( Йоре Деа 328:1)
- ↑ Рама — Йоре Деа 322:5
- ^ поскольку мицва дарования Трумат-Халы за пределами Израиля является только раввинской, а не Д'ораитой.
- ^ Тосефта, Хала 4:4. Рамбан
- ^ (до потребления) - И никакая тума не выделяется из его тела - Шулхан Арух Ха-Рав 457:20
- ↑ Рама Шулхан Аруху , Йоре Деа 322:5 (цитата из Рамбама ): «Благослови Господа Бога нашего, Царя мира, который освятил нас святостью Аарона и повелел нам есть приношение»
- ^ См. сравнение. Иштори Хапарчи (2007). Авраам Йосеф Хавацелет (ред.). Сефер Кафтор Вефера (на иврите). Том. 2 (глава 11) (3-е изд.). Иерусалим: Бет ха-мидраш ла-галаха ба-хитяшвут. п. 32. ОСЛК 32307172 . ; ср. Галахот Гедолот , т. 3 издания Макитцеи Нирдамим , изд. Эзриэль Хильдесхаймер, «Хилкот Халла», Иерусалим, 1987, с. 400
- ↑ Беэр-Хетев — Йоре Деа, гл. 322 (малый пар. 7), Ша"ч к вышеуказанной главе