Исайя из Трани
Исайя ди Трани бен Мали (Старший) (ок. 1180 — ок. 1250) ( ивр . ישעיה бен Мали זקן דטראני ), более известный как РИД, был выдающимся итальянским талмудистом . [1]
Биография
[ редактировать ]Исайя родился в Трани , [2] древнее поселение еврейских ученых, проживавшее, вероятно, в Венеции . Он вел переписку с Симхой из Шпейера и с двумя учениками Симхи, Исааком бен Моисеем из Вены. [3] и Абигдор Коэн из Вены. Сам Исайя, вероятно, некоторое время жил на Востоке . У него остался ученый сын Давид и дочь, с сыном которой, Исайей бен Илией ди Трани , его часто путали. [1]
Работает
[ редактировать ]Исайя был очень плодовитым писателем. Он написал: «Ниммуким или Ниммукей Хомеш», комментарий к Пятикнижию , состоящий в основном из толкований Раши , которые показывают, что он был, как говорит Гудеманн , острым критиком, а не беспристрастным экзегетом . Работа была напечатана как приложение к Азулая » « Пенеи Давиду (Ливхорн, 1792 г.); выдержки из него были опубликованы в издании Штерна Пятикнижия (Вена, 1851 г.) под названием Peturei Tzitzim. [4] а Седекия бен Авраам , автор «Шибболей ха-Лекет» и ученик Исайи, составил к ней толкования в 1297 году. [5] Что касается других приписываемых ему комментариев к Библии, см. Исайю ди Трани Младшего . Исаия также написал введение ( петиха ) к селихе, начинающееся с איכה שפתי, [6] который был метрически переведен на немецкий язык Цунцем. [7] [8]
Однако главное значение Исайи основано на том факте, что он был самым видным представителем талмудической науки в Италии . Он написал комментарии почти ко всему Талмуду в форме тосафот , хиддушим ( новеллы ) или песаким (решения). Из его тосафота были напечатаны следующие: к в Кидушину издании Саббионетта (1553 г.) этого трактата; [9] о Тааните и Кидушине в Элеазара бен Арье Лёва ( «Эйней хаЭда» Прага, 1809 г.); о Баба Батра , Баба Камма , Баба Меция , Авода Зара , Хагига , Шаббат , Нидда , Эрувин , Рош ха-Шана , Сукка , Мегила , Моэд Катан , Песахим , Беза , Недарим и Назир , в Йома двух сборниках Тосафот Р. Йешаягу (Лемберг, 1861, 1869). Некоторые отрывки также содержатся в Бецалеля Ашкенази «Шитта Мекуббецет » . [8]
Из его песаким были напечатаны на Рош ха-Шана, Хагига и Таанит в Охолей Ицхаке (Ливхорн, 1819 г.); о Берахоте в Н. Коронеля ( «Бейт-Натане» Вена, 1854); о сукке, тфилине, циците и мезузе в Сам-Хайиме (Ливхорн, 1803 г.); а некоторые другие существуют только в рукописях. [10]
Автор иногда цитирует песаким в своем тосафоте, из чего кажется, что первый он составил раньше, чем второй. Как и во многих случаях, песаким , похоже, был вставлен в тосафот переписчиками ; их не всегда можно различить. О некоторых тосафотах Исаия сделал две или более версий. [8]
Исайя также написал под названием Хамахрия галахические дискуссии и решения по девяносто двум галахическим темам. Первое издание этой работы (Ливхорн, 1779 г.) содержит также его тосафот (или чидушим ) о Тааните. Исайя упоминает и другие его произведения; например, второй комментарий к « Сифре» , «Контрес ха-Зикронот», «Сефер ха-Лекет» и некоторым респонсам , том, который, как утверждает Азулай , он видел в рукописи и который существует в коллекции рукописей Кембриджского университета . [8]
Исайя обладал замечательной ясностью выражения, которая позволяла ему легко и ясно излагать самые трудные темы. Ту же самую суровую критику, которую он подвергал таким уважаемым авторитетам, как Раши , Альфаси , Якоб Там , Самуил бен Меир , Исаак бен Самуил (Род-Айленд) и другим, он применял к своим собственным галахическим решениям всякий раз, когда менял свою точку зрения. Он был за более умеренное толкование Закона и осуждал ритуальную строгость учителей Франции и Германии . По мнению Гудеманна, Исайя как галахический авторитет имел для Италии такое же значение, какое Маймонид имел для Востока, а Рабейну Там — для евреев Франции и Германии. Он пользовался большим уважением как у современников, так и у учителей последующих столетий; даже такой важный человек, как Исаак бен Моисей из Вены, называл его и Элиезера бен Самуила из Вероны «двумя царями Израиля». [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Певец, Исидор ; Адлер, Сайрус , ред. (1916). Еврейская энциклопедия: описательный отчет об истории, религии, литературе и обычаях еврейского народа с древнейших времен до наших дней, том 6 . Фанк и Вагналлс.
- ^ Дэвид Конфорте , Хоре ха-Дорот, с. 15а
- ^ Или Заруа, i.88, 218, 220.
- ^ См. также Берлинер, Раши, с. xii
- ^ Лейпциг МС. Нет. 15, с. 318
- ^ Махзор Рим, изд. Луццато, с. 32, Введение
- ^ «СП» с. 299; см. там же, Literatursch. п. 336
- ^ Перейти обратно: а б с д Певец, Исидор ; Адлер, Сайрус , ред. (1916). Еврейская энциклопедия: описательный отчет об истории, религии, литературе и обычаях еврейского народа с древнейших времен до наших дней, том 6 . Фанк и Вагналлс.
- ^ См. Штейншнайдер , Кат. Бодл. № 1718
- ^ МС. Вена, нет. XLI., МС. Париж, №1. 364, 365, 976, 2; Нойбауэр , Кат. Бодл. Евр. МСС. Нас. 334-336; Штейншнейдер, евр. Библия. iv. 54).
- ^ Или Заруа, 1:755
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Исайя (бен Мали) ди Трани» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Его библиография:
- Азулай , Шем ха-Гедолим, я;
- Авраам Берлинер , Плетат Соферим , стр. 8, 13 и последующие;
- Мориц Гудеманн , Gesch. ii.184 и последующие, 320 и последующие. (лучшая монография по теме);
- Генрих Гретц , владелец бизнеса VII.160;
- Мориц Штайншнейдер , кот. Бодл. столбцы. 1389 и последующие;
- Зима и пожелания, Еврейская литература, II.483;
- Цунц , З.Г., стр. 58 и последующие, 101, 566;
- Марко Мортара , Индекс, с. 66;
- Ландсхут , Аммуде ха-Абода, с. 134;
- Фуэнн , Кенесет Исраэль, с. 678;
- Шехтер в JQR , iv.95.