Jump to content

Маймонид

Страница расширена и защищена

  • Маймонид
  • (Моше бен Маймон)
Предполагаемый портрет Маймонида, на основе которого созданы все современные портреты, Thesaurus Antiquitatum Sacrarum c. 1744 г. [1]
Рожденный 30 марта [2] или 6 апреля [3] 1135
Возможно рождение 28 марта или 4 апреля. [4] 1138
Умер 12 декабря 1204 г. (66–69 лет)
Notable work
Spouse(1) daughter of Nathaniel Baruch (2) daughter of Mishael Halevi
EraMedieval philosophy
RegionMiddle Eastern philosophy
SchoolAristotelianism
LanguageJudeo-Arabic, Medieval Hebrew
Main interests
Theology, Halakha, Astronomy, Medicine
Notable ideas
Maimonides' rule, Golden mean, 13 principles of faith
Signature

Моисей бен Маймон [а] (1138–1204), широко известный как Маймонид ( / m ˈ m ɒ n ɪ d z / my- MON -ih-deez ) [б] а также упоминается под еврейской аббревиатурой Рамбам ( иврит : רמב״ם ) [с] , был сефардским раввином и философом , который стал одним из самых плодовитых и влиятельных ученых Торы в средние века . В свое время он также был выдающимся астрономом и врачом , служа личным врачом Саладина . Он родился и жил в Кордове в Аль-Андалусе (ныне в Испании) в пределах Империи Альморавидов в канун Песаха 1138 или 1135 года. [д] , пока его семья не была изгнана за отказ принять ислам. [9] [10] [11] Позже он жил в Марокко и Египте и работал раввином, врачом и философом.

При его жизни большинство евреев приветствовали труды Маймонида по еврейскому праву и этике с одобрением и благодарностью, даже в таких далеких странах, как Ирак и Йемен. Тем не менее, хотя Маймонид и стал почитаемым главой еврейской общины Египта , его произведения также встречали громкую критику, особенно в Испании. Он умер в Фустате , Египет, и, согласно еврейской традиции, был похоронен в Тверии . Гробница Маймонида в Тверии – популярное место паломничества и туризма.

He was posthumously acknowledged as one of the foremost rabbinic decisors and philosophers in Jewish history, and his copious work comprises a cornerstone of Jewish scholarship. His fourteen-volume Mishneh Torah still carries significant canonical authority as a codification of Halacha.[12]

Aside from being revered by Jewish historians, Maimonides also figures very prominently in the history of Islamic and Arab sciences. Influenced by Aristotle, Al-Farabi, Ibn Sina, and his contemporary Ibn Rushd, he became a prominent philosopher and polymath in both the Jewish and Islamic worlds.

Name

Maimonides referred to himself as "Moses, son of Rabbi Maimon the Spaniard" (Hebrew: משה ברבי מימון הספרדי).[e] In Medieval Hebrew he was usually called ר״ם, short for "our Rabbi Moshe", but mostly he is called רמב״ם, short for "our Rabbi, Moshe son of Maimon" and pronounced Rambam.

In Arabic, he is sometimes called "Moses 'son of Amram'[f] son of Maimon, of Obadiah,[g] the Cordoban" (أَبُو عَمْرَان مُوسَى بْن مَيْمُون بْن عُبَيْد ٱللّٰه ٱلْقُرْطُبِيّ, Abū ʿImrān Mūsā bin Maimūn bin ʿUbaydallāh al-Qurṭubī), or more often simply "Moses, son of Maimon" (موسى بن ميمون).

In Greek, the Hebrew ben ('son of') becomes the patronymic suffix -ides, forming Μωησής Μαϊμονίδης "Moses Maimonides".[citation needed]

He is sometimes known as "The Great Eagle" (Hebrew: הנשר הגדול, romanized: haNesher haGadol).

Biography

Early years

The dominion of the Almohad Caliphate at its greatest extent, c. 1200

Maimonides was born 1138 (or 1135) in Córdoba in the Muslim-ruled Almoravid Caliphate at the end of the golden age of Jewish culture in the Iberian Peninsula after the first centuries of Muslim rule. His father, Maimon ben Joseph, was a dayyan or rabbinic judge. Aaron ben Jacob ha-Kohen later wrote that he had traced Maimonides' descent back to Simeon ben Judah ha-Nasi from the Davidic line.[13] His ancestry, going back four generations, is given in his Epistle to Yemen as Moses son of Maimon the Judge, son of Joseph the Wise, son of Isaac the Rabbi, son of Obadiah the Judge.[14] At the end of his commentary on the Mishnah, however, a slightly different genealogy is presented: Moses son of Maimon the Judge, son of Joseph the Wise, son of Isaac the Judge, son of Joseph the Judge, son of Obadiah the Judge, son of Solomon the Rabbi, son of Obadiah the Judge.[e]

Maimonides studied Torah under his father, who had in turn studied under Joseph ibn Migash, a student of Isaac Alfasi. At an early age, Maimonides developed an interest in sciences and philosophy. He read ancient Greek philosophy accessible via Arabic translations and was deeply immersed in the sciences and learning of Islamic culture.[15]

Maimonides, who was revered for his personality as well as for his writings, led a busy life, and wrote many of his works while travelling or in temporary accommodation.[16]

Exile

Maimonides' house in Fez, Morocco, according to local tradition. It is now occupied by the Dar al-Magana.[17]

A Berber dynasty, the Almohads, conquered Córdoba in 1148 and abolished dhimmi status (i.e., state protection of non-Muslims ensured through payment of a tax, the jizya) in some[which?] of their territories. The loss of this status forced the Jewish and Christian communities to choose between conversion to Islam, death, or exile.[16] Many Jews were forced to convert, but due to suspicion by the authorities of fake conversions, the new converts had to wear identifying clothing that set them apart and made them subject to public scrutiny.[18]

Maimonides' family, along with many other Jews,[dubiousdiscuss] chose exile. For the next ten years, Maimonides moved about in southern Spain and North Africa, eventually settling in Fez, Morocco. Some say that his teacher in Fez was Rabbi Yehuda Ha-Cohen Ibn Susan, until the latter was killed in 1165.[19]

During this time, he composed his acclaimed commentary on the Mishnah, during the years 1166–1168.[h]

Following this sojourn in Morocco, he lived in Palestine with his father and brother, before settling in Fustat in Fatimid Caliphate-controlled Egypt by 1168.[20] There is mention that Maimonides first settled in Alexandria, and moved to Fustat only in 1171. While in Cairo, he studied in a yeshiva attached to a small synagogue, which now bears his name.[21] In Palestine, he prayed at the Temple Mount. He wrote that this day of visiting the Temple Mount was a day of holiness for him and his descendants.[22]

Maimonides shortly thereafter was instrumental in helping rescue Jews taken captive during the Christian Amalric of Jerusalem's siege of the southeastern Nile Delta town of Bilbeis. He sent five letters to the Jewish communities of Lower Egypt asking them to pool money together to pay the ransom. The money was collected and then given to two judges sent to Palestine to negotiate with the Crusaders. The captives were eventually released.[23]

Death of his brother

Monument in Córdoba

Following this success, the Maimonides family, hoping to increase their wealth, gave their savings to his brother, the youngest son David ben Maimon, a merchant. Maimonides directed his brother to procure goods only at the Sudanese port of ʿAydhab. After a long, arduous trip through the desert, however, David was unimpressed by the goods on offer there. Against his brother's wishes, David boarded a ship for India, since great wealth was to be found in the East.[i] Before he could reach his destination, David drowned at sea sometime between 1169 and 1177. The death of his brother caused Maimonides to become sick with grief.

In a letter discovered in the Cairo Geniza, he wrote:

The greatest misfortune that has befallen me during my entire life—worse than anything else—was the demise of the saint, may his memory be blessed, who drowned in the Indian sea, carrying much money belonging to me, to him, and to others, and left with me a little daughter and a widow. On the day I received that terrible news I fell ill and remained in bed for about a year, suffering from a sore boil, fever, and depression, and was almost given up. About eight years have passed, but I am still mourning and unable to accept consolation. And how should I console myself? He grew up on my knees, he was my brother, [and] he was my student.[24]

Nagid

Bas relief of Maimonides in the United States House of Representatives

Around 1171, Maimonides was appointed the Nagid of the Egyptian Jewish community.[21] Arabist Shelomo Dov Goitein believes the leadership he displayed during the ransoming of the Crusader captives led to this appointment.[25] However he was replaced by Sar Shalom ben Moses in 1173. Over the controversial course of Sar Shalom's appointment, during which Sar Shalom was accused of tax farming, Maimonides excommunicated and fought with him for several years until Maimonides was appointed Nagid in 1195. A work known as "Megillat Zutta" was written by Abraham ben Hillel, who writes a scathing description of Sar Shalom while praising Maimonides as "the light of east and west and unique master and marvel of the generation."[26][27]

Physician

With the loss of the family funds tied up in David's business venture, Maimonides assumed the vocation of physician, for which he was to become famous. He had trained in medicine in both Spain and in Fez. Gaining widespread recognition, he was appointed court physician to al-Qadi al-Fadil, the chief secretary to Sultan Saladin, then to Saladin himself; after whose death he remained a physician to the Ayyubid dynasty.[28]

An autograph from the Cairo Geniza with words in Arabic and their Romance translations, both written in Hebrew script[29]

In his medical writings, Maimonides described many conditions, including asthma, diabetes, hepatitis, and pneumonia, and he emphasized moderation and a healthy lifestyle.[30] His treatises became influential for generations of physicians. He was knowledgeable about Greek and Arabic medicine, and followed the principles of humorism in the tradition of Galen. He did not blindly accept authority but used his own observation and experience.[30] Julia Bess Frank indicates that Maimonides in his medical writings sought to interpret works of authorities so that they could become acceptable.[28] Maimonides displayed in his interactions with patients attributes that today would be called intercultural awareness and respect for the patient's autonomy.[31] Although he frequently wrote of his longing for solitude in order to come closer to God and to extend his reflections—elements considered essential in his philosophy to the prophetic experience—he gave over most of his time to caring for others.[32] In a famous letter, Maimonides describes his daily routine. After visiting the Sultan's palace, he would arrive home exhausted and hungry, where "I would find the antechambers filled with gentiles and Jews [...] I would go to heal them, and write prescriptions for their illnesses [...] until the evening [...] and I would be extremely weak."[33]

As he goes on to say in this letter, even on Shabbat he would receive members of the community. Still, he managed to write extended treatises, including not only medical and other scientific studies but some of the most systematically thought-through and influential treatises on halakha (rabbinic law) and Jewish philosophy of the Middle Ages.[j]

In 1172–74, Maimonides wrote his famous Epistle to Yemen.[34] It has been suggested that his "incessant travail" undermined his own health and brought about his death at 69 (although this is a normal lifespan).[35]

Death

The Tomb of Maimonides in Tiberias

Maimonides died on 12 December 1204 (20th of Tevet 4965) in Fustat. A variety of medieval sources beginning with Al-Qifti maintain that his body was interred near Lake Tiberias, though there is no contemporary evidence for his removal from Egypt. Gedaliah ibn Yahya records that "He was buried in the Upper Galilee with elegies upon his gravestone. In the time of [David] Kimhi, when the sons of Belial rose up to besmirch [Maimonides] . . . they did evil. They altered his gravestone, which previously had been inscribed 'choicest of the human race (מבחר המין האנושי)', so that instead it read 'the excommunicated heretic (מוחרם ומין)'. But later, after the provocateurs had repented of their act, and praised this great man, a student repaired the gravestone to read 'choicest of the Israelites (מבחר המין הישראלי)'".[36] Today, Tiberias hosts the Tomb of Maimonides, on which is inscribed "From Moses to Moses arose none like Moses."[37]

Maimonides and his wife, the daughter of Mishael ben Yeshayahu Halevi, had one child who survived into adulthood,[38] Abraham Maimonides, who became recognized as a great scholar. He succeeded Maimonides as Nagid and as court physician at the age of eighteen. Throughout his career, he defended his father's writings against all critics. The office of Nagid was held by the Maimonides family for four successive generations until the end of the 14th century.

A statue of Maimonides was erected near the Córdoba Synagogue.

Maimonides is sometimes said to be a descendant of King David, although he never made such a claim.[39][40]

Works

Mishneh Torah

With Mishneh Torah, Maimonides composed a code of Jewish law with the widest-possible scope and depth. The work gathers all the binding laws from the Talmud, and incorporates the positions of the Geonim (post-Talmudic early Medieval scholars, mainly from Mesopotamia). It is also known as Yad ha-Chazaka or simply Yad (יד) which has the numerical value 14, representing the 14 books of the work. The Mishneh Torah made following Jewish law easier for the Jews of his time, who were struggling to understand the complex nature of Jewish rules and regulations as they had adapted over the years.

Later codes of Jewish law, e.g. Arba'ah Turim by Rabbi Jacob ben Asher and Shulchan Aruch by Rabbi Yosef Karo, draw heavily on Mishneh Torah: both often quote whole sections verbatim. However, it met initially with much opposition.[41] There were two main reasons for this opposition. First, Maimonides had refrained from adding references to his work for the sake of brevity; second, in the introduction, he gave the impression of wanting to "cut out" study of the Talmud,[42] to arrive at a conclusion in Jewish law, although Maimonides later wrote that this was not his intent. His most forceful opponents were the rabbis of Provence (Southern France), and a running critique by Rabbi Abraham ben David (Raavad III) is printed in virtually all editions of Mishneh Torah. Nevertheless, Mishneh Torah was recognized as a monumental contribution to the systemized writing of halakha. Throughout the centuries, it has been widely studied and its halakhic decisions have weighed heavily in later rulings.

In response to those who would attempt to force followers of Maimonides and his Mishneh Torah to abide by the rulings of his own Shulchan Aruch or other later works, Rabbi Yosef Karo wrote: "Who would dare force communities who follow the Rambam to follow any other decisor [of Jewish law], early or late? [...] The Rambam is the greatest of the decisors, and all the communities of the Land of Israel and the Arabistan and the Maghreb practice according to his word, and accepted him as their rabbi."[43]

An oft-cited legal maxim from his pen is: "It is better and more satisfactory to acquit a thousand guilty persons than to put a single innocent one to death." He argued that executing a defendant on anything less than absolute certainty would lead to a slippery slope of decreasing burdens of proof, until defendants would be convicted merely according to the judge's caprice.[44]

Other Judaic and philosophical works

An autograph fragment of Maimonides' Guide for the Perplexed (Judeo-Arabic)
Autograph manuscript of Maimonides' Commentary to Tractate Sukkah, written in Judeo-Arabic solitreo

Maimonides composed works of Jewish scholarship, rabbinic law, philosophy, and medical texts. Most of Maimonides' works were written in Judeo-Arabic. However, the Mishneh Torah was written in Hebrew. In addition to Mishneh Torah, his Jewish texts were:

  • Commentary on the Mishna (Arabic Kitab al-Siraj, translated into Hebrew as Pirush Hamishnayot), written in Classical Arabic using the Hebrew alphabet. This was the first full commentary ever written on the entire Mishnah, which took Maimonides seven years to complete. It is considered one of the most important Mishnah commentaries, having enjoyed great popularity both in its Arabic original and its medieval Hebrew translation. The commentary includes three philosophical introductions which were also highly influential:
    • The Introduction to the Mishnah deals with the nature of the oral law, the distinction between the prophet and the sage, and the organizational structure of the Mishnah.
    • The Introduction to Mishnah Sanhedrin, chapter ten (Pereḳ Ḥeleḳ), is an eschatological essay that concludes with Maimonides' famous creed ("the thirteen principles of faith").
    • The Introduction to Pirkei Avot, popularly called The Eight Chapters, is an ethical treatise.
  • Sefer Hamitzvot (The Book of Commandments). In this work, Maimonides lists all the 613 mitzvot traditionally contained in the Torah (Pentateuch). He describes fourteen shorashim (roots or principles) to guide his selection.
  • Sefer Ha'shamad (Letter of Martydom)
  • The Guide for the Perplexed, a philosophical work harmonising and differentiating Aristotle's philosophy and Jewish theology. Written in Judeo-Arabic under the title Dalālat al-ḥāʾirīn, and completed between 1186 and 1190.[45][better source needed] It has been suggested that the title is derived from the Arabic phrase dalīl al-mutaḥayyirin (guide of the perplexed) a name for God in a work by al-Ghazālī, echoes of whose work can be found elsewhere in Maimonides.[46] The first translation of this work into Hebrew was done by Samuel ibn Tibbon in 1204 just prior to Maimonides' death.[47]
  • Teshuvot, collected correspondence and responsa, including a number of public letters (on resurrection and the afterlife, on conversion to other faiths, and Iggereth Teiman—addressed to the oppressed Jewry of Yemen).
  • Hilkhot ha-Yerushalmi, a fragment of a commentary on the Jerusalem Talmud, identified and published by Saul Lieberman in 1947.
  • Commentaries to the Babylonian Talmud, of which fragments survive.[48]

Medical works

Maimonides' achievements in the medical field are well known, and are cited by many medieval authors. One of his more important medical works is his Guide to Good Health (Regimen Sanitatis), which he composed in Arabic for the Sultan al-Afdal, son of Saladin, who suffered from depression.[49] The work was translated into Latin, and published in Florence in 1477, becoming the first medical book to appear in print there.[50] While his prescriptions may have become obsolete, "his ideas about preventive medicine, public hygiene, approach to the suffering patient, and the preservation of the health of the soul have not become obsolete."[51] Maimonides wrote ten known medical works in Arabic that have been translated by the Jewish medical ethicist Fred Rosner into contemporary English.[30][52] Lectures, conferences and research on Maimonides, even recently in the 21st century, have been done at medical universities in Morocco.

  • Regimen Sanitatis, Suessmann Muntner (ed.), Mossad Harav Kook: Jerusalem 1963 (translated into Hebrew by Moshe Ibn Tibbon) (OCLC 729184001)
  • The Art of Cure – Extracts from Galen (Barzel, 1992, Vol. 5)[53] is essentially an extract of Galen's extensive writings.
  • Commentary on the Aphorisms of Hippocrates (Rosner, 1987, Vol. 2; Hebrew:[54] פירוש לפרקי אבוקראט) is interspersed with his own views.
  • Medical Aphorisms[55] of Moses (Rosner, 1989, Vol. 3) titled Fusul Musa in Arabic ("Chapters of Moses", Hebrew:[56] פרקי משה) contains 1500 aphorisms and many medical conditions are described.
  • Treatise on Hemorrhoids (in Rosner, 1984, Vol. 1; Hebrew:[57] ברפואת הטחורים) discusses also digestion and food.
  • Treatise on Cohabitation (in Rosner, 1984, Vol. 1) contains recipes as aphrodisiacs and anti-aphrodisiacs.
  • Treatise on Asthma (Rosner, 1994, Vol. 6)[58] discusses climates and diets and their effect on asthma and emphasizes the need for clean air.
  • Treatise on Poisons and Their Antidotes (in Rosner, 1984, Vol. 1) is an early toxicology textbook that remained popular for centuries.
  • Regimen of Health (in Rosner, 1990, Vol. 4; Hebrew:[59] הנהגת הבריאות) is a discourse on healthy living and the mind-body connection.
  • Discourse on the Explanation of Fits advocates healthy living and the avoidance of overabundance.
  • Glossary of Drug Names (Rosner, 1992, Vol. 7)[60] represents a pharmacopeia with 405 paragraphs with the names of drugs in Arabic, Greek, Syrian, Persian, Berber, and Spanish.

The Oath of Maimonides

The Oath of Maimonides is a document about the medical calling and recited as a substitute for the Hippocratic Oath. It is not to be confused with a more lengthy Prayer of Maimonides. These documents may not have been written by Maimonides, but later.[28] The Prayer appeared first in print in 1793 and has been attributed to Markus Herz, a German physician, pupil of Immanuel Kant.[61]

Treatise on logic

The Treatise on Logic (Arabic: Maqala Fi-Sinat Al-Mantiq) has been printed 17 times, including editions in Latin (1527), German (1805, 1822, 1833, 1828), French (1936) by Moïse Ventura and in 1996 by Rémi Brague, and English (1938) by Israel Efros, and in an abridged Hebrew form. The work illustrates the essentials of Aristotelian logic to be found in the teachings of the great Islamic philosophers such as Avicenna and, above all, Al-Farabi, "the Second Master," the "First Master" being Aristotle. In his work devoted to the Treatise, Rémi Brague stresses the fact that Al-Farabi is the only philosopher mentioned therein. This indicates a line of conduct for the reader, who must read the text keeping in mind Al-Farabi's works on logic. In the Hebrew versions, the Treatise is called The words of Logic which describes the bulk of the work. The author explains the technical meaning of the words used by logicians. The Treatise duly inventories the terms used by the logician and indicates what they refer to. The work proceeds rationally through a lexicon of philosophical terms to a summary of higher philosophical topics, in 14 chapters corresponding to Maimonides' birthdate of 14 Nissan. The number 14 recurs in many of Maimonides' works. Each chapter offers a cluster of associated notions. The meaning of the words is explained and illustrated with examples. At the end of each chapter, the author carefully draws up the list of words studied.

Until very recently, it was accepted that Maimonides wrote the Treatise on Logic in his twenties or even in his teen years.[62] Herbert Davidson has raised questions about Maimonides' authorship of this short work (and of other short works traditionally attributed to Maimonides). He maintains that Maimonides was not the author at all, based on a report of two Arabic-language manuscripts, unavailable to Western investigators in Asia Minor.[63] Rabbi Yosef Kafih maintained that it is by Maimonides and newly translated it to Hebrew (as Beiur M'lekhet HaHiggayon) from the Judeo-Arabic.[64]

Philosophy

Through The Guide for the Perplexed and the philosophical introductions to sections of his commentaries on the Mishna, Maimonides exerted an important influence on the Scholastic philosophers, especially on Albertus Magnus, Thomas Aquinas and Duns Scotus. He was a Jewish Scholastic. Educated more by reading the works of Arab Muslim philosophers than by personal contact with Arabian teachers, he acquired an intimate acquaintance not only with Arab Muslim philosophy, but with the doctrines of Aristotle. Maimonides strove to reconcile Aristotelianism and science with the teachings of the Torah.[47] In his Guide for the Perplexed, he often explains the function and purpose of the statutory provisions contained in the Torah against the backdrop of the historical conditions. The book was highly controversial in its day, and was banned by French rabbis, who burnt copies of the work in Montpellier.[65]

Thirteen principles of faith

In his commentary on the Mishnah (Tractate Sanhedrin, chapter 10), Maimonides formulates his "13 principles of faith"; and that these principles summarized what he viewed as the required beliefs of Judaism:

  1. The existence of God.
  2. God's unity and indivisibility into elements.
  3. God's spirituality and incorporeality.
  4. God's eternity.
  5. God alone should be the object of worship.
  6. Revelation through God's prophets.
  7. The preeminence of Moses among the prophets.
  8. That the entire Torah (both the Written and Oral law) are of Divine origin and were dictated to Moses by God on Mt. Sinai.
  9. The Torah given by Moses is permanent and will not be replaced or changed.
  10. God's awareness of all human actions and thoughts.
  11. Reward of righteousness and punishment of evil.
  12. The coming of the Jewish Messiah.
  13. The resurrection of the dead.

Maimonides is said to have compiled the principles from various Talmudic sources. These principles were controversial when first proposed, evoking criticism by Rabbis Hasdai Crescas and Joseph Albo, and were effectively ignored by much of the Jewish community for the next few centuries.[66] However, these principles have become widely held and are considered to be the cardinal principles of faith for Orthodox Jews.[67] Two poetic restatements of these principles (Ani Ma'amin and Yigdal) eventually became canonized in many editions of the Siddur (Jewish prayer book).[68]

The omission of a list of these principles as such within his later works, the Mishneh Torah and The Guide for the Perplexed, has led some to suggest that either he retracted his earlier position, or that these principles are descriptive rather than prescriptive.[69][70][71][72][73]

Theology

Depiction of Maimonides teaching students about the 'measure of man' in an illuminated manuscript

Maimonides equated the God of Abraham to what philosophers refer to as the Necessary Being. God is unique in the universe, and the Torah commands that one love and fear God (Deut 10:12) on account of that uniqueness. To Maimonides, this meant that one ought to contemplate God's works and to marvel at the order and wisdom that went into their creation. When one does this, one inevitably comes to love God and to sense how insignificant one is in comparison to God. This is the basis of the Torah.[74]

The principle that inspired his philosophical activity was identical to a fundamental tenet of scholasticism: there can be no contradiction between the truths which God has revealed and the findings of the human mind in science and philosophy. Maimonides primarily relied upon the science of Aristotle and the teachings of the Talmud, commonly claiming to find a basis for the latter in the former.[75]

Maimonides' admiration for the Neoplatonic commentators led him to doctrines which the later Scholastics did not accept. For instance, Maimonides was an adherent of apophatic theology. In this theology, one attempts to describe God through negative attributes. For example, one should not say that God exists in the usual sense of the term; it can be said that God is not non-existent. One should not say that "God is wise"; but it can be said that "God is not ignorant," i.e., in some way, God has some properties of knowledge. One should not say that "God is One," but it can be stated that "there is no multiplicity in God's being." In brief, the attempt is to gain and express knowledge of God by describing what God is not, rather than by describing what God "is."[76]

Maimonides argued adamantly that God is not corporeal. This was central to his thinking about the sin of idolatry. Maimonides insisted that all of the anthropomorphic phrases pertaining to God in sacred texts are to be interpreted metaphorically.[76] A related tenet of Maimonidean theology is the notion that the commandments, especially those pertaining to sacrifices, are intended to help wean the Israelites away from idolatry.[77]

Maimonides also argued that God embodied reason, intellect, science, and nature, and was omnipotent and indescribable.[78] He said that science, the growth of scientific fields, and discovery of the unknown by comprehension of nature was a way to appreciate God.[78]

Character development

Maimonides taught about the developing of one's moral character. Although his life predated the modern concept of a personality, Maimonides believed that each person has an innate disposition along an ethical and emotional spectrum. Although one's disposition is often determined by factors outside of one's control, human beings have free will to choose to behave in ways that build character.[79] He wrote, "One is obligated to conduct his affairs with others in a gentle and pleasing manner."[80] Maimonides advised that those with antisocial character traits should identify those traits and then make a conscious effort to behave in the opposite way. For example, an arrogant person should practice humility.[81] If the circumstances of one's environment are such that it is impossible to behave ethically, one must move to a new location.[82]

Пророчество

Маймонид согласился с «Философом» (Аристотелем) в том, что использование логики — это «правильный» образ мышления. Он утверждал, что для того, чтобы понять, как познать Бога, каждый человек должен путем изучения и медитации достичь степени совершенства, необходимой для достижения пророческого состояния. Несмотря на свой рационалистический подход, он не отвергает явно предыдущие идеи (как это изобразил, например, раввин Иегуда Халеви в его «Кузари» ) о том, что для того, чтобы стать пророком, необходимо вмешаться Бог. Маймонид учит, что пророчество — высшая цель самых образованных и утонченных людей.

Проблема зла

Маймонид писал о теодицее (философской попытке примирить существование Бога с существованием зла). Он исходил из предпосылки, что всемогущий и добрый Бог существует. [83] [84] [85] [86] В «Путеводителе для растерянных » Маймонид пишет, что все зло, существующее внутри людей, проистекает из их индивидуальных качеств, в то время как все добро исходит от универсально разделяемой человечности (Руководство 3:8). Он говорит, что есть люди, которые руководствуются высшей целью, а есть те, кто руководствуется телесностью и должен стремиться найти высшую цель, которой можно руководствоваться в своих действиях.

Чтобы оправдать существование зла, предполагая, что Бог одновременно всемогущ и всеблагожелателен, Маймонид постулирует, что тот, кто создал что-то, заставив его противоположность не существовать, - это не то же самое, что создать что-то существующее; так что зло — это просто отсутствие добра. Бог не создал зла, скорее Бог создал добро, а зло существует там, где нет добра (Руководство 3:10). Поэтому все добро есть божественное изобретение, а зло как таковым не является и приходит на второй план.

Маймонид оспаривает распространенное мнение о том, что зло в мире перевешивает добро. Он говорит, что если рассматривать существование только с точки зрения человечества, то этот человек может наблюдать, как зло доминирует над добром, но если посмотреть на всю вселенную, то он увидит, что добро встречается значительно чаще, чем зло (Руководство 3: 12). Человек, рассуждает он, слишком незначительная фигура в бесчисленных творениях Бога, чтобы быть их основной характеризующей силой, и поэтому, когда люди видят в своей жизни в основном зло, они не принимают во внимание масштабы позитивного Творения вне себя.

Маймонид считает, что в мире существует три вида зла: зло, вызванное природой, зло, которое люди навлекают на других, и зло, которое человек навлекает на себя (Руководство 3:12). Первый тип зла, по утверждению Маймонида, является самой редкой формой, но, возможно, одной из самых необходимых: баланс жизни и смерти как в человеческом, так и в животном мире, как он признает, важен для Божьего плана. Маймонид пишет, что второй тип зла встречается относительно редко и что человечество навлекает его на себя. Третий тип зла, которое люди навлекают на себя, является источником большинства мировых бед. Это результат того, что люди становятся жертвами своих физических желаний. Чтобы предотвратить большую часть зла, которое проистекает из вреда, который человек причиняет самому себе, человек должен научиться реагировать на свои телесные потребности.

Скептицизм астрологии

Маймонид ответил на вопрос об астрологии, адресованный ему из Марселя . [87] Он ответил, что человеку следует верить только в то, что может быть подтверждено либо рациональными доказательствами, либо чувственными свидетельствами, либо заслуживающими доверия авторитетами. Он утверждает, что изучал астрологию и что она не заслуживает того, чтобы ее называли наукой. Он высмеивает идею о том, что судьба человека может зависеть от созвездий; он утверждает, что такая теория лишила бы жизнь смысла и сделала бы человека рабом судьбы. [88]

Истинные убеждения против необходимых убеждений

В книге «Путеводитель для растерянных» III, глава 28, [89] Маймонид проводит различие между «истинными верованиями», то есть верованиями о Боге, которые привели к интеллектуальному совершенству, и «необходимыми верованиями», которые способствовали улучшению социального порядка. Маймонид относит утверждения антропоморфической персонификации о Боге к последнему классу. В качестве примера он использует идею о том, что Бог «гневается» на людей, которые поступают неправильно. По мнению Маймонида (взято из Авиценны ), Бог не гневается на людей, так как у Бога нет человеческих страстей; но для них важно верить, что Бог верит, чтобы они воздерживались от неправильных поступков.

Праведность и благотворительность

Маймонид разработал восьмиуровневую иерархию цдаки , где высшая форма — это дар, ссуда или партнерство, в результате которых получатель станет самодостаточным, а не будет жить за счет других. По его мнению, самая низкая форма цдаки – это давать неохотно. [90] Восемь уровней: [91]

  1. Давать неохотно
  2. Давать меньше, чем следует, но давать с радостью
  3. Давать после того, как об этом попросили
  4. Давать до того, как тебя попросят
  5. Дарение, когда вы не знаете личность получателя, но получатель знает вашу личность
  6. Дарение, когда вы знаете личность получателя, но получатель не знает вашу личность
  7. Дарение, когда ни одна из сторон не знает личности другого
  8. Предоставление получателю возможности стать самостоятельным

Эсхатология

Мессианская эпоха

Возможно, одним из наиболее высоко оцененных и известных сочинений Маймонида является его трактат о мессианской эпохе, написанный первоначально на иудео-арабском языке и который он очень подробно развивает в своем «Комментарии к Мишне» (Введение к 10-й главе трактата Синедрион , также известный как Перех Хелех ).

Воскресение

Религиозные евреи верили в бессмертие в духовном смысле, и большинство из них верили, что будущее будет включать мессианскую эпоху и воскресение мертвых. Это предмет еврейской эсхатологии . Маймонид много писал на эту тему, но в большинстве случаев он писал о бессмертии души для людей усовершенствованного интеллекта; его сочинения обычно не были посвящены воскрешению мертвых тел. Раввины его времени критически относились к этому аспекту этой мысли, и по поводу его истинных взглядов возникли разногласия. [к]

В конце концов Маймонид почувствовал необходимость написать трактат на эту тему, известный как «Трактат о воскресении». В нем он написал, что те, кто утверждал, что он считает стихи еврейской Библии, относящиеся к воскресению, лишь аллегорическими, распространяли ложь. Маймонид утверждает, что вера в воскресение является фундаментальной истиной иудаизма, по поводу которой нет разногласий. [92]

Хотя его позиция в отношении Мира Грядущего (бестелесная вечная жизнь, как описано выше) может рассматриваться как противоречащая его позиции в отношении телесного воскресения, Маймонид разрешил их, предложив уникальное на тот момент решение: Маймонид считал, что воскресение не было постоянным или общий. По его мнению, Бог никогда не нарушает законы природы. Скорее, божественное взаимодействие осуществляется посредством ангелов , которых Маймонид часто считает метафорами законов природы, принципов, по которым действует физическая вселенная, или платоновских вечных форм. [л] Таким образом, если уникальное событие действительно происходит, даже если оно воспринимается как чудо, оно не является нарушением мирового порядка. [93]

С этой точки зрения, любой воскресший мертвец в конечном итоге должен умереть снова. В его обсуждении 13 принципов веры первые пять связаны с познанием Бога, следующие четыре — с пророчествами и Торой, а последние четыре — с наградой, наказанием и окончательным искуплением. В этой дискуссии Маймонид ничего не говорит о всеобщем воскресении. Все, что он говорит, это то, что какое бы воскресение действительно ни произошло, оно произойдет в неопределенное время до того, как наступит мир грядущий, который, как он неоднократно заявляет, будет чисто духовным.

Будущий мир

Маймонид различает в человеке два вида интеллекта: материальный в том смысле, что он зависит от тела и находится под его влиянием, и другой нематериальный, то есть независимый от телесного организма. Последний является прямой эманацией универсального активного интеллекта ; это его интерпретация nous poietikós аристотелевской философии. Оно приобретается в результате усилий души по достижению правильного познания абсолютного, чистого разума Бога. [ нужна ссылка ]

Познание Бога — это форма познания, которая развивает в нас нематериальный разум и, таким образом, наделяет человека нематериальной, духовной природой. Это сообщает душе то совершенство, в котором состоит человеческое счастье, и наделяет душу бессмертием . Тот, кто достиг правильного познания Бога, достиг такого состояния существования, которое делает его неуязвимым от всех случайностей судьбы, от всех соблазнов греха и от самой смерти. Человек в состоянии осуществить свое собственное спасение и свое бессмертие. [ нужна ссылка ]

Баруха Спинозы Учение о бессмертии было поразительно схожим. Однако Спиноза учит, что путь к познанию, дарующему бессмертие, — это прогресс от чувственного познания через научное познание к философской интуиции всех вещей sub specie æternitatis , в то время как Маймонид считает, что путь к совершенству и бессмертию — это путь долга как такового. описано в Торе и раввинистическом понимании устного закона . [ нужна ссылка ]

Маймонид описывает будущий мир как этап после того, как человек проживет свою жизнь в этом мире, а также как окончательное состояние существования после Мессианской Эры. Через некоторое время после воскресения мертвых души будут жить вечно без тел. Они будут наслаждаться сиянием Божественного Присутствия без необходимости в еде, питье или сексуальных удовольствиях. [94]

Маймонид и Каббала

Маймонид не был известен как сторонник каббалы , хотя в его философии просматривался сильный интеллектуальный тип мистицизма. [95] В «Путеводителе для растерянных » Маймонид заявляет о своем намерении скрыть от обычного читателя свои объяснения Сода. [м] эзотерические значения Торы. Природа этих «тайн» обсуждается. Религиозные еврейские рационалисты и господствующие академические взгляды воспринимают аристотелизм Маймонида как взаимоисключающую метафизику, альтернативную каббале . [96] Некоторые ученые считают, что проект Маймонида боролся с протокаббалой его времени. [97]

Маймонид использовал рационализм для защиты иудаизма, а не ограничивал исследование Сода только рационализмом. Его рационализм, если не воспринимать его как оппозицию, [н] также помогал каббалистам, очищая передаваемое ими учение от ошибочных телесных интерпретаций, которые могли быть сделаны из литературы Хейхалот , [the] хотя каббалисты считали, что только их теософия открывает человеку доступ к Божественным тайнам. [98]

Влияние и наследие

Титульный лист «Путеводителя для растерянных»

Маймонида Мишне Тора даже сегодня рассматривается евреями как одна из главных авторитетных кодификаций еврейского закона и этики. Он отличается своей логической конструкцией, кратким и ясным выражением и необычайной ученостью, поэтому он стал стандартом, по которому часто сравнивались другие более поздние кодификации. [99] Его до сих пор внимательно изучают в раввинских иешивах (семинариях). Первым, кто составил обширный словарь, содержащий упорядоченный в алфавитном порядке список сложных слов из Мишне Торы Маймонида, был Танхум ха-Йерушалми (1220–1291). [100] Популярная средневековая поговорка, которая также послужила его эпитафией , гласит: «От Моше [Торы] до Моше [Маймонида] не было никого, подобного Моше». В основном это относилось к его раввинским сочинениям.

Однако Маймонид был также одной из самых влиятельных фигур в средневековой еврейской философии. Его адаптация аристотелевской мысли к библейской вере глубоко впечатлила более поздних еврейских мыслителей и оказала неожиданное непосредственное историческое влияние. [101] Некоторые более аккультурированные евреи в столетии, последовавшем за его смертью, особенно в Испании, стремились применить аристотелизм Маймонида таким образом, чтобы подорвать традиционалистские убеждения и обряды, что вызвало интеллектуальную полемику в еврейских кругах Испании и южной Франции. [102] Интенсивность дебатов побудила католическую церковь выступить против «ереси» и провести общую конфискацию раввинских текстов.

В ответ более радикальные интерпретации Маймонида потерпели поражение. По крайней мере, среди евреев-ашкенази существовала тенденция игнорировать его специфически философские сочинения и вместо этого делать упор на раввинские и галахические сочинения. Эти сочинения часто включали значительные философские главы или дискуссии в поддержку соблюдения галахических правил; Дэвид Хартман отмечает, что Маймонид ясно выразил «традиционную поддержку философского понимания Бога как в Агаде Талмуда, так и в поведении хасидов [благочестивых евреев]». [103] Идеи Маймонида продолжают оказывать влияние на традиционно соблюдающих евреев. [104] [105]

Самой строгой средневековой критикой Маймонида является книга Хасдая Крескаса « Ор Адонай ». Крескас воспротивился эклектичной тенденции, разрушив уверенность аристотелевского мировоззрения не только в религиозных вопросах, но и в самых основных областях средневековой науки (таких как физика и геометрия). Критика Крескаса побудила ряд ученых 15-го века написать защиту Маймонида.

Благодаря своему новаторскому синтезу Аристотеля и библейской веры Маймонид оказал влияние на христианского теолога Фому Аквинского , который ссылается на Маймонида в нескольких своих работах, включая «Комментарий к приговорам» . [106]

Объединенные способности Маймонида в области теологии, философии и медицины делают его работы сегодня привлекательными в качестве источника при обсуждении развивающихся норм в этих областях, особенно в медицине. Примером может служить современная цитата о его методе определения смерти тела в споре относительно объявления смерти для разрешения донорства органов для трансплантации . [107]

Маймонид и модернисты

Мемориальная доска Маймониду в медицинском центре Рамбам, Хайфа

Маймонид остается одним из самых обсуждаемых еврейских мыслителей среди современных ученых. Он был принят в качестве символа и интеллектуального героя почти всеми основными движениями современного иудаизма и оказался важным для таких философов, как Лео Штраус ; и его взгляды на важность смирения были подхвачены современными философами -гуманистами .В академических кругах, особенно в области иудаики, в преподавании Маймонида доминировали традиционные ученые, в основном ортодоксальные, которые уделяют Маймониду очень большое внимание как рационалисту; Одним из результатов является то, что некоторые стороны мысли Маймонида, включая его оппозицию антропоцентризму , были устранены. [ нужна ссылка ] В некоторых постмодернистских кругах существуют движения, утверждающие, что Маймонид преследует другие цели, например, в рамках дискурса экотеологии . [108] Примирение Маймонида философского и традиционного придало его наследию чрезвычайно разнообразное и динамичное качество.

Дань уважения и мемориалы

Маймонид раньше был на банкноте в 1 ILS .

Память Маймонида была увековечена по-разному. Например, его имя носит одно из учебных сообществ медицинского факультета Университета Тафтса . Существует также школа Маймонида в Бруклине, штат Массачусетс , школа Академии Маймонида в Лос-Анджелесе, Калифорния , лицей Маймонида в Касабланке, Академия Браузера Маймонида в Голливуде, Флорида . [109] и Медицинский центр Маймонида в Бруклине , Нью-Йорк. Конгрегация Бейт Харамбам , сефардская синагога в Филадельфии , штат Пенсильвания, названа в его честь. [110]

Выпущено с 8 мая 1986 по 1995 год. [111] Серия А израильского нового шекеля содержала изображение Маймонида на аверсе и место его захоронения в Тверии на реверсе купюры в 1 шекель. [112]

В 2004 году конференции прошли в Йельском университете , Международном университете Флориды , штат Пенсильвания , и в больнице Рамбам в Хайфе , Израиль, названной в его честь. В ознаменование 800-летия со дня его смерти Гарвардский университет выпустил мемориальный том. [113] В 1953 году Почтовое управление Израиля выпустило почтовую марку Маймонида (на фото).

В марте 2008 года во время конференции министров туризма Евромед министерства туризма Израиля, Марокко и Испании договорились работать вместе над совместным проектом, который проследит по следам Рамбама и тем самым будет способствовать развитию религиозного туризма в городах Кордова, Фес. и Тверия . [114]

С декабря 2018 года по январь 2019 года в Музее Израиля прошла специальная выставка, посвященная трудам Маймонида. [115]

Место захоронения

Надгробие на могиле раввина Моисея бен Маймона в Тверии.

Он похоронен в комплексе Ха-Рамбам в Тверии . Другие известные раввины, также похороненные в комплексе / комплексе Ха-Рамбам:

См. также

Примечания

  1. ^ Иврит : Моше бен -Маймон , латинизированный : Моше бен-Маймон ; Арабский : Муса бин Маймун. , латинизированный : Муса бин Маймун
  2. ^ Греческий : Моисей Маймонид , транслит.   Мусс Маймонидес ; Латынь : Моисей Маймонид.
  3. ^ / ˌ r ɑː m ˈ b ɑː m / , для Мше бен , раввин Маймона Раббену Маймона » «Наш Моисей , сын
  4. ^ Дата 1138 года нашей эры — это дата рождения, указанная самим Маймонидом в самой последней главе и комментарии, сделанном Маймонидом в его «Комментарии к Мишне» : [8] и где он пишет: «Я начал писать это сочинение, когда мне было двадцать три года, и завершил его в Египте, когда мне было тридцать лет, что является 1479-м годом эры Селевкидов (1168 г. н.э. )».
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Обычно он опускал слово «испанец» и иногда добавлял ztzel, сокращение от «[пусть] упоминание праведника принесет благословение». В конце своего комментария к Мишне он приводит более полную линию происхождения: «Я Моше Барби Маймон ». Хадаин рабби Йосеф Мудрый рабби Ицхак Хадаин рабби Йосеф Хадаин рабби Овадих Хадаин рабби Шломо рабби Овадиху Хадаин Захар Кедошим Ле Барха: «Я Моше, сын рабби Маймона-судьи, сын рабби Иосифа Мудрого, сын рабби Исаака-судьи, сын раввина Иосифа-судьи, сын раввина Обадии-судьи, сын раввина Соломона-Учителя, сын раввина Обадии-судьи; [пусть] упоминание о святых принесет благословение».
  6. Средневековые евреи по имени Моисей получили арабское прозвище Абу Имран , в котором слово Абу было перевернуто из его первоначального значения «отец», чтобы указать на библейского отца Моисея Амрама. Точно так же евреи по имени Исаак были известны как Абу Ибрагим , что означает «сын Авраама». Подробнее о еврейской системе библейских прозвищ см. Куня .
  7. ^ Убайдаллу следует рассматривать как фамилию Маймонида; его дедушку звали Джозеф. Оно не всегда присутствует ни в арабской, ни в еврейской версии имени Маймонида. В различных еврейских рукописях упоминаются бен Овадьяу и бен Эвед-Элогим («происшедший/сын Авдия»), но также и Евед-Элогим , подразумевая только «Моисея, сына Маймона, раба Божьего» (ср. Нав. 1:13–15). ) и латинские версии следуют, отображая servus dei . Видеть: Бар-Села А., Хофф Х.Э., Фарис Э., Маймонид М. (1964). «Два трактата Моисея Маймонида о режиме здоровья: Фи Тадбир ас-Сихха и Макала фи Баян Баад аль-Арад ва-аль-Джаваб Анха». Труды Американского философского общества . 54 (4). JSTOR: 3. номер документа : 10.2307/1005935 . ISSN   0065-9746 . JSTOR   1005935 .
  8. ^ Седер ха-Дорот (4927 год) цитирует Маймонида, который сказал, что он начал писать свой комментарий к Мишне, когда ему было 23 года, и опубликовал его, когда ему было 30. Из-за спора о дате рождения Маймонида это не так. ясно, в каком году была опубликована работа.
  9. «Торговля с Индией» (термин, придуманный арабистом С.Д. Гойтейном) представляла собой весьма прибыльное коммерческое предприятие, в рамках которого еврейские купцы из Египта, Средиземноморья и Ближнего Востока импортировали и экспортировали самые разные товары — от перца до латуни из различных портов вдоль побережья. Малабарское побережье XI–XIII веков. Для получения дополнительной информации см. главу «Индийские торговцы» в книге «Гойтейн, Письма средневековых еврейских торговцев», 1973 г., или «Гойтейн, Индийские торговцы средневековья», 2008 г.
  10. ^ Такие взгляды на его произведения встречаются почти во всех научных исследованиях человека и его значения. См., например, подраздел «Введение» Говарда Крейзеля к его обзорной статье «Моисей Маймонид» в « Истории еврейской философии » под редакцией Дэниела Х. Франка и Оливера Лимана, второе издание (Нью-Йорк и Лондон: Routledge, 2003), стр. 245–246.
  11. Согласно Маймониду, некоторые евреи в Йемене отправили ему письмо в 1189 году, очевидно раздраженные тем, почему он не упомянул о физическом воскрешении мертвых в своем «Хиле». Тешува , глава 8, и как некоторые люди в Йемене начали учить, основываясь на учении Маймонида, что, когда тело умирает, оно распадается, и душа никогда не возвращается в такие тела после смерти. Маймонид отрицал, что когда-либо намекал на подобные вещи, и повторил, что тело действительно воскреснет, но что «мир грядущий» будет чем-то другим по своей природе. Маймонида См.: « Маамар Техайят Хаметим» («Трактат о воскресении мертвых»), опубликованная в «Книге писем и респонса» ( ספר אגרות ותשובות ), Иерусалим, 1978, с. 9 (иврит).
  12. ^ Эта точка зрения не всегда одинакова во всех работах Маймонида; В «Хилхот Йесодеи а-Тора» , главы 2–4, Маймонид описывает ангелов, которые на самом деле являются сотворенными существами.
  13. ^ «В [Торе] есть еще одна часть, которая называется «скрытой» ( мутсна ), и она [касается] тайн ( содот ), которых человеческий интеллект не может постичь, например, значений уставов ( хуким ) и других сокровенные тайны, они не могут быть постигнуты ни посредством интеллекта, ни посредством чистого волеизъявления, но они открываются перед Тем, Кто создал [Тору]». (Раввин Авраам бен Ашер, Ор ха-Сехель )
  14. Современные академические взгляды на изучение еврейского мистицизма предполагают, что каббалисты 12–13 веков записали и систематизировали свои переданные устные доктрины в оппозиционном ответе на маймонидовский рационализм. См., например, Моше Идель, Каббала: новые перспективы.
  15. первый всеобъемлющий систематизатор каббалы Моисей бен Якоб Кордоверо Например, находился под влиянием Маймонида. Одним из примеров является его указание подорвать любую концепцию каббалистической идеи после ее понимания в уме. Интеллект человека обращается к Богу, изучая идею, а затем возвращается в квалифицированном отказе от ложных пространственных/временных представлений об истинности идеи, поскольку человеческий разум может мыслить только в материальных отношениях. Цитируется в Луи Джейкобсе, «Еврейская религия: спутник» , Oxford University Press, 1995, статья о Кордоверо.

Ссылки

  1. ^ Шварц Ю. (31 июля 2011 г.). «Портрет Маймонида: оценка одной из самых известных картин мира» . Медицинский журнал Рамбама Маймонида . 2 (3): e0052. дои : 10.5041/RMMJ.10052 . ПМЦ   3678793 . ПМИД   23908810 .
  2. ^ «Моисей Маймонид | Биография, философия и учения» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 8 декабря 2016 г.
  3. ^ «Конвертер дат на иврите – 14 нисана, 4895 г.» . Еврейский еврейский календарь . Архивировано из оригинала 7 марта 2021 года . Проверено 31 марта 2021 г.
  4. ^ «Конвертер дат на иврите – 14 нисана, 4898 год» . Еврейский еврейский календарь . Архивировано из оригинала 7 марта 2021 года . Проверено 31 марта 2021 г.
  5. ^ «Х-Нет» . Архивировано из оригинала 9 октября 2007 года . Проверено 6 мая 2007 г.
  6. ^ Пессин С (весна 2016 г.). «Влияние исламской мысли на Маймонида» . В Эдварде Н. Залте (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Стэнфорд. Архивировано из оригинала 9 декабря 2014 года . Проверено 6 мая 2007 г.
  7. ^ «Исаак Ньютон: «иудейский монотеист школы Маймонида» » . Ахгут.com. 19 июня 2007 года. Архивировано из оригинала 28 апреля 2015 года . Проверено 13 марта 2010 г.
  8. Комментарий к Мишне , Маймонид (1967), св. Укцин 3:12 (конец)
  9. ^ Джоэл Э. Крамер, «Моисей Маймонид: интеллектуальный портрет», с. 47 Примечание 1. В Кеннет Сискин , изд. (сентябрь 2005 г.). Кембриджский компаньон Маймонида . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-52578-7 .
  10. ^ 1138 в Струмсе, Маймонид в своем мире: портрет средиземноморского мыслителя , Princeton University Press, 2009, стр. 8
  11. ^ Шервин Б. Нуланд (2008), Маймонид , Random House LLC, стр. 38
  12. ^ Мардер М. (11 ноября 2014 г.). Философское растение: интеллектуальный гербарий . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 97. ИСБН  978-0-231-53813-8 . Архивировано из оригинала 17 июля 2021 года . Проверено 20 сентября 2020 г.
  13. ^ Джоэл Л. Кремер, Маймонид: Жизнь и мир одного из величайших умов цивилизации, Crown Publishing Group, 2008 г. ISBN   978-0-385-52851-1 стр.486 №6.
  14. ^ «Иггерот ха-Рамбам, Иггерет Тейман» . sefaria.org . Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 31 марта 2021 г.
  15. ^ Струмса, Маймонид в своем мире: портрет средиземноморского мыслителя , Princeton University Press, 2009, стр.65
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б 1954 года Американская энциклопедия , том. 18, с. 140.
  17. ^ Тури А., Бенабуд М., Буджибар Эль-Хатиб Н., Лахдар К., Меззин М. (2010). Андалузское Марокко: открытие в живом искусстве (2-е изд.). Министерство культуры Королевства Марокко и Музей без границ. ISBN  978-3-902782-31-1 .
  18. ^ Ю.К. Стиллман, изд. (1984). «Либас». Энциклопедия ислама . Том. 5 (2-е изд.). Академическое издательство «Брилл». п. 744. ИСБН  978-90-04-09419-2 .
  19. ^ См., например: Соломон Цейтлин, «МАЙМОНИД», Американский еврейский ежегодник , Vol. 37, стр. 65–66. Архивировано 25 декабря 2021 года в Wayback Machine.
  20. ^ Дэвидсон, с. 28.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гойтейн, С.Д. Письма средневековых еврейских торговцев , Princeton University Press, 1973 ( ISBN   0-691-05212-3 ), с. 208
  22. ^ Левенберг М. (октябрь – ноябрь 2012 г.). «Ни одному еврею не разрешили войти в священный город, который стал христианским бастионом с тех пор, как крестоносцы завоевали его в 1096 году» . Еврейский журнал . Архивировано из оригинала 3 ноября 2018 года . Проверено 9 февраля 2018 г.
  23. ^ Коэн, Марк Р. Бедность и благотворительность в еврейской общине средневекового Египта . Издательство Принстонского университета, 2005 г. ( ISBN   0-691-09272-9 ), стр. 115–116.
  24. ^ Гойтейн, Письма средневековых еврейских торговцев , с. 207
  25. ^ Коэн, Бедность и благотворительность в еврейской общине средневекового Египта , с. 115
  26. ^ Барон С.В. (1952). Социальная и религиозная история евреев: Средневековье, 500–1200 гг . Издательство Колумбийского университета. п. 215. ИСБН  978-0-231-08843-5 . Архивировано из оригинала 25 декабря 2021 года . Проверено 16 ноября 2020 г.
  27. ^ Рустоу М. (1 октября 2010 г.). «Сар Шалом бен Моисей ха-Леви» . Энциклопедия евреев в исламском мире . Архивировано из оригинала 18 июня 2020 года . Проверено 17 июня 2020 г.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джулия Бесс Франк (1981). «Моисей Маймонид: раввин или лекарство» . Йельский журнал биологии и медицины . 54 (1): 79–88. ПМЦ   2595894 . ПМИД   7018097 .
  29. ^ Шмиерер-Ли М. (12 октября 2022 г.). «Вопросы и ответы в среду: Маймонид, скрывающийся на виду, с Хосе Мартинесом Дельгадо» . lib.cam.ac.uk. ​Проверено 31 мая 2023 г.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фред Рознер (2002). «Жизнь Моисея Маймонида, выдающегося средневекового врача» (PDF) . Эйнштейн Кварт Дж Биол Мед . 19 (3): 125–128. Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2009 года . Проверено 14 января 2009 г.
  31. ^ Гезундхейт Б, Ор Р, Гамлиэль С, Рознер Ф, Стейнберг А (апрель 2008 г.). «Лечение депрессии Маймонидом (1138–1204): раввин, врач и философ» (PDF) . Am J Психиатрия . 165 (4): 425–428. дои : 10.1176/appi.ajp.2007.07101575 . ПМИД   18381913 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2009 года.
  32. ^ Авраам Хешель, Маймонид (Нью-Йорк: Фаррар Штраус, 1982), глава 15, «Размышление о Боге», стр. 157–162, а также стр. 178–180, 184–185, 204 и т. д. Исадор Тверски, редактор , Читатель Маймонида (Нью-Йорк: Behrman House, 1972), начинает свое «Введение» со следующих замечаний, стр. 1: «Биография Маймонида сразу же наводит на мысль о глубоком парадоксе. Философ по темпераменту и идеологии, ревностный приверженец созерцательной жизни, красноречиво изображавший и стремившийся к безмятежности одиночества и духовному изобилию медитации, он, тем не менее, вел неустанно активную жизнь. это регулярно доводило его до грани истощения».
  33. ^ Респонса Пеэр ХаДор , 143.
  34. ^ Нажмите, чтобы увидеть полный английский перевод «Послания Маймонида к Йемену».
  35. ^ Комментарий о влиянии его «непрекращающихся родов» на его здоровье сделан Сало Бароном, «Моисеем Маймонидом», в книге «Великие еврейские личности в древности и средневековье » под редакцией Саймона Новека (Отдел взрослых евреев Бней-Брит). Просвещение, 1959), с. 227, где Барон также цитирует письмо Маймонида Ибн Тиббону о его ежедневном режиме.
  36. ^ Шалшелет ха-Каббала (Венеция, 1587 г.) f. 33б, М.С.Гюнцберг 652 ф. 76а.
  37. ^ «Маймонид» . he.chabad.org (на иврите). Архивировано из оригинала 1 августа 2021 года . Проверено 2 августа 2021 г.
  38. ^ Марки Рамбама, издание Шилот.
  39. ^ Сара Э. Кареш, Митчелл М. Гурвиц (2005). Энциклопедия иудаизма . Факты в файле. п. 305. ИСБН  978-0-8160-5457-2 . Архивировано из оригинала 25 декабря 2021 года . Проверено 20 сентября 2020 г.
  40. ^ Х. Дж. Зиммельс (1997). Ашкенази и сефарды: их отношения, различия и проблемы, отраженные в раввинской респонсе (пересмотренная редакция). Издательство Ктав. п. 283. ИСБН  978-0-88125-491-4 . Архивировано из оригинала 25 декабря 2021 года . Проверено 20 сентября 2020 г.
  41. ^ Сигельбаум, Хана Браха (2010) Женщины на распутье: женский взгляд на еженедельную главу Торы. Архивировано 12 сентября 2015 года в Wayback Machine Гуш-Эцион: Мидрешет Берот Бат Айин. ISBN   9781936068098 стр. 199
  42. ^ Последний раздел введения Маймонида к Мишне Торе.
  43. ^ Каро Дж. Вопросы и ответы Авкат Рохель разносчик порошка (на иврите). ответ № 32 . Проверено 31 августа 2023 г. (впервые напечатано в Салониках в 1791 г.)
  44. ^ Моисей Маймонид, Заповеди, Нег. Комм. 290 , стр. 269–71 (пер. Чарльза Б. Чавела, 1967).
  45. ^ Издательское общество Кехот, Chabad.org.
  46. ^ Сара Струмса , Маймонид в его мире: портрет средиземноморского мыслителя, Princeton University Press, 2011 г. ISBN   978-0-691-15252-3 стр.25
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Путеводитель для растерянных» . Всемирная цифровая библиотека. Архивировано из оригинала 23 июля 2013 года . Проверено 22 января 2013 г.
  48. ^ Опубликовано здесь ; см. обсуждение здесь .
  49. ^ Маймонид (1963), Введение, стр. XIV
  50. ^ Маймонид (1963), Предисловие, с. VI
  51. ^ Маймонид (1963), Предисловие, с. VII
  52. ^ Том 5 в переводе Барзеля (предисловие Рознера).
  53. ^ Титульный лист , Оглавление .
  54. ^ «Медицинские сочинения - С (комментарий к главам Авократа) / Моше бен Маймон (Рамбам) / 1997-1972 - Оцар Хахахам» . Архивировано из оригинала 21 июня 2016 года. Проверено 19 июля 2016 года .
  55. ^ Маймонид. Медицинские афоризмы (Трактаты 1–5, 6–9, 10–15, 16–21, 22–25) , Университет Бригама Янга , Прово , Юта
  56. ^ «Медицинские сочинения — Б (главы Моше в медицине) / Моше бен Маймон (Рамбам) / 1997-1972 — Оцар Хачахама» . Архивировано из оригинала 21 июня 2016 года. Проверено 19 июля 2016 года .
  57. ^ «Медицинские сочинения — Д (о лечении геморроя) / Моше бен Маймон (Рамбам) / 2009-2017 — Оцар Хахахам» . Архивировано из оригинала 21 июня 2016 года. Проверено 19 июля 2016 года .
  58. ^ Титульный лист , Оглавление .
  59. ^ «Медицинские сочинения - А (Лидерство в здравоохранении) / Моше бен Маймон (Рамбам) / 2009-2017 - Отзар Хачахама» . Архивировано из оригинала 29 июня 2016 года . Проверено 19 июля 2016 года .
  60. ^ Титульный лист , Оглавление .
  61. ^ «Клятва и молитва Маймонида» . Library.dal.ca. Архивировано из оригинала 29 июня 2008 года . Проверено 13 марта 2010 г.
  62. ^ Авраам Хешель, Маймонид . Нью-Йорк: Фаррар Штраус, 1982 с. 22 («в шестнадцать»)
  63. ^ Дэвидсон, стр. 313 и далее.
  64. ^ «В свете ремесла логики / Моше бен Маймон (Рамбам) / 5777 – сокровище мудрости» . Архивировано из оригинала 21 июня 2016 года . Проверено 19 июля 2016 г.
  65. ^ Джонатан Клаванс, Чистота, жертвоприношение и храм: символизм и суперсессионизм в изучении древнего иудаизма, Oxford University Press , 2009 г. ISBN   978-0-195-39584-6 стр.8.
  66. ^ Догма в средневековой еврейской мысли , Менахем Келлнер
  67. ^ См., например: Марк Б. Шапиро . Границы православного богословия: переоценка тринадцати принципов Маймонида . Литтманская библиотека еврейской цивилизации (2011). стр. 1–14.
  68. ^ например «Сидур Эдот Ха-Мицрах 2C, Дополнения к Шахарит: Тринадцать принципов веры» . sefaria.org . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 27 сентября 2020 г.
  69. ^ Ландау Р.Р. (1884). Сефер Дегель Махане Реувен (на иврите). Черновицы. OCLC   233297464 . Архивировано из оригинала 5 августа 2021 года . Проверено 27 сентября 2020 г.
  70. ^ Браун Дж (2008). «Раввин Реувен Ландау и еврейская реакция на коперниканскую мысль в Европе девятнадцатого века» . Журнал Тора У-Мадда . 15 (2008). Теологическая семинария раввина Исаака Эльханана, филиал Университета Иешива: 112–142. JSTOR   40914730 . Архивировано из оригинала 2 ноября 2020 года . Проверено 27 сентября 2020 г.
  71. ^ Шапиро М.Б. (1993). «Тринадцать принципов Маймонида: последнее слово еврейской теологии?» . Журнал Тора У-Мадда . 4 (1993). Теологическая семинария раввина Исаака Эльханана, филиал Университета Иешива: 187–242. JSTOR   40914883 . Архивировано из оригинала 4 октября 2020 года . Проверено 27 сентября 2020 г.
  72. ^ Леви ДБ. «Рецензия на книгу: Новые небеса и новая земля: еврейский взгляд на коперниканскую мысль» . Touroscholar.touro.edu . 8(1) (2015). Журнал еврейской идентичности: 218–220. Архивировано из оригинала 11 июля 2020 года . Проверено 27 сентября 2020 г.
  73. ^ Браун Дж (2013). Новые небеса и новая земля: еврейский взгляд на коперниканскую мысль . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199754793.001.0001 . ISBN  978-0-19-975479-3 .
  74. ^ Кремер, 326-8.
  75. ^ Кремер, 66 лет.
  76. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Робинсон, Джордж. «Концепция Бога Маймонида /». Архивировано 1 мая 2018 года в Wayback Machine My Jewish Learning . 30 апреля 2018 г.
  77. ^ Реувен Хаим Кляйн, « Отлучение от идолопоклонства: Маймонид с целью ритуальных жертвоприношений. Архивировано 29 октября 2021 г. в Wayback Machine », Religions 12 (5), 363.
  78. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сокол Т., Блатнер Д. (2019). Иудаизм для чайников (2-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons, Inc., стр. 25, 27, 30–31. ISBN  978-1-119-64307-4 . OCLC   1120116712 .
  79. ^ Телушкин, 29
  80. ^ Комментарий к «Этике отцов» 1:15. Квт. в Телушкине, 115
  81. ^ Кремер, 332-4.
  82. ^ МТ Деот 6:1
  83. ^ Моисей Маймонид (2007). Путеводитель для растерянных . Издательство БН.
  84. ^ Джозеф Джейкобс. «Моисей Бен Маймон» . Еврейская энциклопедия . Архивировано из оригинала 23 мая 2011 года . Проверено 13 марта 2011 г.
  85. ^ Шломо Пайнс (2006). «Маймонид (1135–1204)». Энциклопедия философии . 5 : 647–654.
  86. ^ Исадор Тверски (2005). «Маймонид, Моисей». Энциклопедия религии . 8 : 5613–5618.
  87. ^ Джоэл Э. Крамер, «Моисей Маймонид: интеллектуальный портрет», с. 45. В Кеннет Сискин, изд. (сентябрь 2005 г.). Кембриджский компаньон Маймонида . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-52578-7 .
  88. ^ Рудавский Т. (март 2010 г.). Маймонидии . Сингапур: Уайли-Блэквелл. п. 10. ISBN  978-1-4051-4898-6 .
  89. ^ «Путеводитель для недоумевающих» . Sacred-texts.com. Архивировано из оригинала 14 апреля 2010 года . Проверено 13 марта 2010 г.
  90. ^ «Восемь уровней милосердия Маймонида» . Проверено 11 марта 2023 г.
  91. ^ «Маймонид Восемь степеней цдаки» (PDF) . Сеть спонсоров еврейских подростков . Архивировано из оригинала (PDF) 23 ноября 2018 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
  92. ^ Кремер, 422
  93. ^ Комментарий к Мишне, Авот 5:6.
  94. ^ «Мишне Тора, Покаяние 9:1» . sefaria.org . Архивировано из оригинала 1 августа 2021 года . Проверено 2 августа 2021 г.
  95. ^ Авраам Хешель, Маймонид (Нью-Йорк: Фаррар Штраус, 1982), глава 15, «Размышление о Боге», стр. 157–162.
  96. Например, первая (религиозная) критика Каббалы, Ари Нохем , со стороны Леона Модены в 1639 году. В ней Модена призывает вернуться к маймонидовскому аристотелизму. Скандал Каббалы: Леон Модена, еврейский мистицизм, Венеция раннего Нового времени , Яакоб Двек, Princeton University Press, 2011.
  97. ^ Менахем Келлнер, Противостояние Маймонида мистицизму , Библиотека Литтмана, 2006 г.
  98. ^ Норман Ламм, Религиозная мысль хасидизма: текст и комментарии , Ktav Pub, 1999: Введение в главу о вере/разуме содержит исторический обзор религиозных причин оппозиции еврейской философии, включая онтологическую причину, которую один средневековый каббалист считает, что «мы начинаются там, где заканчиваются».
  99. ^ Исидор Тверски, Введение в Кодекс Маймонида (Мишне Тора) , Йельская серия иудаики, том. XII (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 1980), passim, и особенно глава VII, «Эпилог», стр. 515–38.
  100. ^ Рейф СК (1994). Хесус Пелаес дель Росаль (ред.). «Рецензия на книгу «О жизни и творчестве Маймонида» ». Журнал семитских исследований . 39 (1): 124. дои : 10.1093/jss/XXXIX.1.123 .
  101. ^ Это описано во всех историях евреев. Например, включая такой краткий обзор, как Сесил Рот, «История евреев» , исправленное издание (Нью-Йорк: Schocken, 1970), стр. 175–179.
  102. DJ Silver, «Критика Маймонида и полемика Маймонида, 1180–1240» (Лейден: Брилл, 1965) по-прежнему является наиболее подробным отчетом.
  103. ^ Дэвид Хартман, Маймонид: Тора и философские поиски (Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1976), стр. 98.
  104. ^ Об обширных философских аспектах галахических произведений Маймонида см., в частности, « Введение Исидора Тверски в Кодекс Маймонида (Мишне Тора)» , Yale Judaica Series, vol. XII (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 1980). Тверски посвящает большую часть этого авторитетного исследования философским аспектам самой Мишне Торы .
  105. ^ Споры о маймунисте или маймониде освещаются во всех историях еврейской философии и общих историях евреев. Обзор с библиографическими ссылками см. в: Идит Доббс-Вайнштейн, «Маймонидовский спор», в «Истории еврейской философии » , второе издание, под редакцией Дэниела Х. Франка и Оливера Лимана (Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 2003), стр. . 331–349. См. также Колетт Сират, «История еврейской философии в средние века» (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1985), стр. 205–272.
  106. ^ Мерседес Рубио (2006 г.). «Фома Аквинский и Маймонид о божественных именах». Фома Аквинский и Маймонид о возможности познания Бога . Спрингер-Верлаг . стр. 11, 65 –126, 211, 218. doi : 10.1007/1-4020-4747-9_2 . ISBN  978-1-4020-4720-6 .
  107. ^ Вивиан Макалистер, Период охлаждения Маймонида и извлечение органов ( Canadian Journal of Surgery 2004; 47: 8–9)
  108. ^ «NeoHasid.org | Рамбам и Гея» . neohasid.org . Архивировано из оригинала 8 декабря 2013 года . Проверено 11 декабря 2013 г.
  109. ^ Дэвид Моррис. «Крупный грант присужден Маймониду» . Еврейский журнал Флориды . Архивировано из оригинала 30 июля 2007 года . Проверено 13 марта 2010 г.
  110. ^ Эйснер Дж. (1 июня 2000 г.). «Страх встречается с общением» . Филадельфийский исследователь . п. 25. Архивировано из оригинала 23 ноября 2020 года . Проверено 29 августа 2020 г. - через Newspapers.com . Значок открытого доступа
  111. ^ «1 новый израильский шекель (раввин Моисей Маймонид) – обменяй свой» . Оставшаяся валюта .
  112. ^ Линцмайер О (2012). «Израиль» . Банкнотная книга . Сан-Франциско, Калифорния: BanknoteNews.com. Архивировано из оригинала 29 августа 2012 года . Проверено 25 декабря 2021 г.
  113. ^ «Издательство Гарвардского университета: Маймонид через 800 лет: очерки Джея М. Харриса о Маймониде и его влиянии» . Hup.harvard.edu. Архивировано из оригинала 19 мая 2009 года . Проверено 13 марта 2010 г.
  114. ^ Шелли Пас (8 мая 2008 г.) Министерство туризма планирует совместный проект с Марокко, Испания . Иерусалим Пост
  115. ^ «Маймонид» . Музей Израиля . Иерусалим. 2 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 20 мая 2019 г. Проверено 11 июля 2019 г.


Библиография

Дальнейшее чтение

Внешние ссылки

О Маймониде
Работы Маймонида
Тексты Маймонида
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4741d4c02308d3a798a9413154e8e321__1719092700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/21/4741d4c02308d3a798a9413154e8e321.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maimonides - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)