История евреев в Венесуэле
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев иудаизму в Венесуэле относится к середине 17 века, когда записи свидетельствуют о том, что группы маррано (испанские и португальские потомки крещеных евреев, подозреваемых в тайной приверженности ) жили в Тукакасе , Каракасе и Маракайбо . Однако еврейская община сформировалась в Венесуэле только в середине XIX века. С тех пор, как Уго Чавес пришел к власти в 1999 году, между правительством и еврейским населением существовала напряженность, из-за которой большое количество эмигрировало. [1] Сегодня большинство венесуэльских евреев живут в Израиле , в то время как в современной Венесуэле по-прежнему проживает скромное еврейское население.
16 век [ править ]
В поисках Эльдорадо в Восточной Венесуэле в 1568 году завоеватель Педро Малавер де Силва набрал около 600 мужчин, многие из которых имели жен и детей, в основном новообращенных евреев (под подозрением в продолжении своей религиозной практики их называли марранами). изгнан из различных европейских городов, находящихся под властью Испании. Как только сбор был завершен, приготовления были завершены, были доставлены два корабля, и люди воссоединились со своими семьями в Севилье. 19 марта 1569 года они вышли в море в Санлукар-де-Баррамеда и отплыли в Венесуэлу. После остановки на Канарском архипелаге они прибыли на остров Маргарита . Прежде чем покинуть Маргариту, братья Идальго и более 150 человек, которых он привел, покинули его. Остальные экспедиции высаживаются в порту Борбурата на материке. Малавер де Силва начал свой маршрут с восхождения на прибрежный горный массив, разбив лагерь в венесуэльском городе Валенсия-дель-Рей. Малавер перенес серьезное заболевание, из-за которого он долгое время был прикован к постели, помимо сезона дождей. Его племянник Гарси Гонсалес де Силва , который вместе с еще 40 ветеранами оставил дона Педро в беде и отбыл на восток Венесуэлы. Имея всего 130 человек, Малавер продвигается вдоль горного хребта к равнинам. Вскоре экспедиция начала ощущать на себе тяготы этой негостеприимной и безлюдной местности. Хотя поначалу надежда на обретение великих богатств в Эльдорадо заставляла людей терпеть все невзгоды, бесконечность равнин в конечном итоге их обескуражила. Усталость сказалась и на темпераменте Малавера де Силвы, который вместо того, чтобы подбадривать своих солдат, становился все более отстраненным и несговорчивым. Но мужчина не сдался и из Баркисимето уехал в Перу. По пути он поднялся на горный массив Анд, проезжал через Санта-Фе-де-Богота. Позже он отправился в Чачапояс в Перу, продал свои земли и вернулся в Испанию, чтобы потребовать новой капитуляции.
17 век [ править ]
В 1693 году большая группа евреев-гранас родом из Ливорно покинула голландскую колонию Кюрасао и перебралась в Тукакас . С появлением здесь евреев это место стало оживленным торговым центром. Евреи строили дома, разводили скот, возводили крепость и строили синагогу. Они начали закупать какао-бобы и табак во внутренних районах Венесуэлы, а поезда мулов, перевозившие какао из Новой Гранады и Кито, прибывали в Тукакас, продавали свою продукцию евреям и взамен покупали текстиль и другие европейские товары. Попытки испанских войск атаковать поселение провалились из-за защиты голландских военно-морских подразделений, местного венесуэльского населения и защиты самих евреев. Этот голландский анклав находился под командованием Хорхе Кристиана, маркиза Тукакаса, и Самуэля Градиса Габая под титулом сеньор де Лас Тукакас. Самуил также был президентом еврейской общины под названием «Санта Ирмандад» (Святое Братство).
18 век [ править ]
Власти испанской провинции сотрудничали с евреями Тукакаса, поскольку видели в них рынок сбыта для экспорта и поставщиков столь необходимых европейских товаров, поскольку чрезмерно разросшийся испанский флот не мог удовлетворить потребности всех своих американских колоний. [ нужна ссылка ] В конце 1717 года провинция Венесуэла стала частью вице-королевства Нуэва-Гранада, в которое также входили фактические Колумбия и Эквадор. Вице-король Хорхе де Вильялонга из-за жалоб со стороны католического духовенства инквизиции и испанской короны решил устранить Тукакаса. Педро Хосе де Оливарриага был назначен комиссаром по борьбе с так называемой еврейской «контрабандой». С помощью специальных армейских подразделений и 40 кораблей он атаковал и захватил город в 1720 году. По свидетельствам очевидцев, синагога была разрушена, евреи сожгли собственные дома и уехали на Кюрасао.
19 век [ править ]
На рубеже XIX века Венесуэла вела войны за независимость против своих испанских колонизаторов. В 1812 году Симон Боливар , считавшийся освободителем Венесуэлы, нашел убежище и материальную поддержку своей армии в домах евреев Кюрасао , тогдашней британской колонии. Такие евреи, как Мордехай Рикардо и братья Рикардо и Авраам Меза, предложили гостеприимство изгнанному Боливару, когда он сражался против испанцев, тем самым установив братские отношения между евреями и новой независимой Венесуэльской республикой. Несколько евреев Кюрасао даже сражались в рядах армии Боливара во время войны, как адмирал Луис Брион, комендант военно-морской экспедиции Кайес, Давид Хаим де Моше Лопес Пенья, который служил полковником пехоты; Бенджамин Энрикес, ставший капитаном кавалерии; и Хуан де Сола, который командовал кавалерией в битве при Карабобо в 1821 году, чтобы присоединиться к его борьбе за независимость Латинской Америки . [ нужна ссылка ] Связи между евреями голландских островных колоний и Венесуэлой еще более резко усилились в период с 1819 по 1821 год после того, как новая конституция страны призвала к религиозной свободе. В 1820 году Куриэлы были первой еврейской семьей, поселившейся в городе Санта-Ана-де-Коро. Еврейское кладбище Коро — старейшее постоянно действующее еврейское кладбище в Америке . [2] Его происхождение можно отнести к XIX веку, когда евреи-сефарды из голландской колонии Кюрасао начали мигрировать в венесуэльский город Санта-Ана-де-Коро в 1824 году. Другие еврейские общины начали возникать в Каракасе и Пуэрто-Кабельо в 1840-х годах. В 1844 году в город Барселону приехали группы евреев из Марокко. К сожалению, годы спустя, в 1854 году, жестокий акт антисемитизма привел к тому, что все еврейское население Коро, насчитывавшее 168 человек, было изгнано правительством обратно на Кюрасао. Когда они потребовали голландского гражданства, генеральный консул Нидерландов Ван Лансберге проинформировал правительство страны в Амстердаме, и три военных корабля были отправлены в Ла-Гуайру, главный морской порт Венесуэлы, и требуемое возмещение было немедленно удовлетворено. Правительство Венесуэлы согласилось приветствовать голландский флаг; вернуть евреям их собственность в Коро; и выплатить компенсацию в размере 200 000 песо (160 000 долларов США), причем последний пункт вступил в силу в 1859 году, после длительных дипломатических переговоров с послом Нидерландов Дж. Хр. О. ван Рис. [3] Ассимиляция евреев в Венесуэле была трудной, но в последнее десятилетие XIX века небольшие общины можно было найти в Пуэрто-Кабельо , Коро, Каракасе, Маракайбо, Вилья-де-Кура, Барселоне, Карупано, Рио-Чико и Баркисимето. [ нужна ссылка ]
20 век [ править ]
2 апреля 1902 года в ответ на растущую политическую напряженность между Нидерландами и Венесуэлой, вызванную эвакуацией евреев Коро на Кюрасао , HNLMS Koningin Regentes и HNLMS Utrecht прибыли в венесуэльский порт Ла-Гуайра . До их прибытия ВМС Венесуэлы неоднократно проверяли голландские и антильские торговые суда, и присутствие голландских военных кораблей служило сдерживающим фактором от дальнейших действий. [4]
Иммиграционные ограничения были наложены на евреев в начале 20 века и были отменены в конце 1950-х годов.К 1950 году в Венесуэле проживало около 6000 евреев. [5] а самые большие волны иммиграции произошли после Второй мировой войны и Шестидневной войны 1967 года . [6] [7] Еврейское население Венесуэлы было в основном сосредоточено в Каракасе , с меньшей концентрацией в Маракайбо . Большинство евреев Венесуэлы принадлежат либо к первому, либо ко второму поколению. [7] [8]
В 1907 году Израильское благотворительное общество, которое в 1919 году стало Израильской ассоциацией Венесуэлы , было создано как организация, призванная объединить евреев, разбросанных по всей стране. Еврейские молитвы и праздничные службы проходили в небольших домах Каракаса и таких городов, как Лос-Текес и Ла-Гуайра . К 1917 году число еврейских граждан выросло до 475, а в 1926 году — до 882. В 1920-х и 1930-х годах еврейская община начала развиваться с прибытием евреев из Северной Африки и Восточной Европы. [5] Еврейская иммиграция из Восточной и Центральной Европы увеличилась после 1934 года, но к тому времени Венесуэла ввела конкретные ограничения на еврейскую иммиграцию, которые оставались в силе до 1950-х годов.
В 1939 году пароходы «Кёнигштайн» и «Карибия» покинули нацистскую Германию и пришвартовались в Венесуэле. Один еврейский беженец прокомментировал в венесуэльской газете La Esfera : «Представьте себе нашу радость от того, что мы свободны и находимся вдали от страны, где все угрожает нам смертью. Это такое святое событие, учитывая, что мы были изгнаны из Германии, а вы приняли нас. ." [9] К 1950 году, несмотря на иммиграционные ограничения, в Венесуэле проживало около 6000 евреев. [5] Самые большие волны иммиграции произошли после Второй мировой войны и Шестидневной войны 1967 года . [6] когда прибыл большой приток евреев-сефардов , которые поселились в основном в столице Каракасе. Одновременно с этим притоком в середине 60-х годов в страну переехал первый представитель Хабада , чтобы служить многочисленным евреям, сделавшим Венесуэлу своим домом. [10] Еврейское население Венесуэлы достигло пика в 45 000 человек. [9] в основном сосредоточены в Каракасе, но с меньшей концентрацией в Маракайбо. Большинство евреев Венесуэлы принадлежат либо к первому, либо ко второму поколению. [8]
Венесуэла была гостеприимна к еврейской жизни, и евреи «развили глубокие связи со страной и сильное чувство патриотизма», приобщившись к культуре и установив «комфортные отношения с правительством по принципу «живи и давай жить другим». [7] По словам Дэвида Харриса, исполнительного директора Американского еврейского комитета : [8]
- Они создали впечатляющую общественную инфраструктуру, построенную вокруг центральной головной организации, Конфедерации израильских ассоциаций Венесуэлы (CAIV), с которой Американский еврейский комитет подписал соглашение об ассоциации в прошлом году, пятнадцати синагог (все, кроме одной православной) и, возможно, Самый поразительный из всех — еврейский кампус «все в одном», Гебраика. Сочетая в себе еврейские детские сады и дневные школы, загородный клуб, культурный центр, зеленую местность и разнообразные спортивные мероприятия, Гебраика служит центром внимания большей части общины.
- Результаты этих общественных усилий говорят сами за себя. Община сплочена, подавляющее большинство еврейских детей посещают еврейские школы, уровень участия высок, идентификация с Израилем интенсивна, а уровень смешанных браков низок по сравнению с Соединенными Штатами или Великобританией.
- Что не менее поразительно в разговорах с евреями Венесуэлы, насколько вообще возможны обобщения, так это очевидная гордость за то, что вы венесуэльцы. Они не только продолжают ценить убежище, предоставленное страной (евреи приехали в поисках безопасности и возможностей), но они также признают послевоенную историю терпимости и относительного отсутствия антисемитизма в стране, а также ее поддержку событий 1947 года. Резолюция ООН, призывающая к созданию еврейского государства.
21 век [ править ]
Эмиграция [ править ]
По данным Латиноамериканского еврейского конгресса, на момент прихода Чавеса к власти в 1999 году еврейская община Венесуэлы насчитывала около 22 000 человек. [11] В начале 2000-х годов эмиграция венесуэльских евреев в Израиль неуклонно росла. [12] Газета Algemeiner Journal заявила, что эта эмиграция из Венесуэлы произошла из-за «экономического кризиса в стране... а также антисемитской риторики, которая ознаменовала поддержку левым режимом Ирана, Сирии и палестинских исламистских организаций, таких как Хамас » и что «сначала Чавес, а теперь и Мадуро нашли политическое применение антиеврейской риторике». [13]
К 2007 году, на фоне растущих обвинений в антисемитизме , [9] [14] [15] [16] [17] эмиграция привела к тому, что 20-тысячное еврейское население Венесуэлы сократилось на 20%. [18] до 45%. [11] Например, по оценкам Латиноамериканского еврейского конгресса, в 2007 году в Венесуэле все еще проживало от 12 000 до 13 000 евреев. [11] К ноябрю 2010 года более 50% венесуэльских евреев покинули страну с тех пор, как Чавес пришел к власти, а некоторые из тех, кто остался, жаловались на «официальный антисемитизм». [19] К началу 2013 года в Венесуэле проживало всего 9000 евреев, а в начале 2015 года сообщалось, что в стране проживает менее 7000 евреев. [13]
Среди пунктов назначения 15–16 000 евреев, покидающих Венесуэлу, основным пунктом назначения были Соединенные Штаты , особенно Майами . Остальные отправились в Израиль , а также в Панаму , Колумбию , Мексику , Коста-Рику и Гватемалу . [20]
В связи с экономическим кризисом в Венесуэле 2010-х годов еврейская эмиграция резко возросла. На этот раз они в первую очередь переехали в Израиль, поскольку девальвация их собственности и других активов фактически закрыла другие возможности, такие как Соединенные Штаты и Панама. [21]
Антисемитизм [ править ]
Антисемитизм периодически возникал на протяжении всей истории Венесуэлы, включая случаи антиеврейских беспорядков в 19 веке и иммиграционные ограничения в начале 20 века, что привело к трудной ассимиляции евреев в стране.
С тех пор, как Уго Чавес пришел к власти в 1999 году, в адрес правительства часто звучали обвинения в антисемитизме. Члены Всемирного еврейского конгресса и Центра Симона Визенталя назвали комментарии Чавеса антисемитскими, включая сравнение других политиков с Гитлером и использование фразы « бродячие евреи» в отношении лидеров оппозиции. [14] [22] [23] [24] Венесуэльская конфедерация израильских ассоциаций также выразила обеспокоенность тем, что риторика Чавеса, которая «когда-то четко отличала критику Израиля от критики венесуэльской еврейской общины», объединила его антисионистские взгляды с антисемитскими, начиная с 2004 года. [25] в то время как Еврейское телеграфное агентство заявило, что критика Чавесом военных действий Израиля во время ливанской войны 2006 года «разжигала пламя антисемитизма». [26]
Имели место и публичные случаи антисемитизма. Вооруженный рейд, проведенный силами безопасности в ноябре на еврейскую начальную и среднюю школу в Каракасе, был описан Институтом Стивена Рота как «возможно, самый серьезный инцидент, когда-либо имевший место в истории еврейской общины». Институт также заявил, что сторонники Чавеса несут ответственность за частые антисемитские инциденты, такие как осквернения и нападения на синагоги, а также за написанные граффити лозунги, такие как «Евреи, идите домой». [14]
Несмотря на это, Государственный департамент США заявил в своем докладе о международной религиозной свободе за 2005 год, что Венесуэла является «исторически открытым обществом без значительного антисемитизма», отметив при этом, что «правительство и его сторонники время от времени демонстрировали возможный антисемитизм». [24] Еврейское телеграфное агентство заявило, что антисемитское поведение нетипично для Венесуэлы. [26]
См. также [ править ]
- польский венесуэльский ; в основном о польских евреях, иммигрирующих в Венесуэлу
- Список венесуэльских евреев
- Отношения Израиля и Венесуэлы
- История евреев на Кюрасао
Ссылки [ править ]
- ^ Кандия, Карла. «Венесуэла: еще один еврейский исход» . Журнал мировой политики (зима 2011/2012 г.) . Проверено 31 мая 2012 г.
- ^ Венесуэла: отремонтировано первое еврейское кладбище в Южной Америке . eSefarad.com (на испанском языке)
- ^ Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Коро» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ "scheepvaartmuseum.nl :: Морской календарь 1902 года" (на голландском языке) . Проверено 24 декабря 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Круш, Дэвид. Виртуальный тур по еврейской истории: Венесуэла. Еврейская виртуальная библиотека . Американо-израильское кооперативное предприятие. По состоянию на 13 августа 2006 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Люкснер, Ларри. Неустойчивая демократия угрожает венесуэльцам – евреям и неевреям. Архивировано 28 сентября 2011 г. в Wayback Machine JTA , 14 июля 2003 г. Доступ предоставлен Luxner News, Inc. 3 апреля 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Друкер, Джули. Евреи в Венесуэле: исчезающая община? Архивировано 21 марта 2006 г. в Wayback Machine JTA , 15 января 2003 г. Доступно с сайта JewishJournal.com 3 апреля 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Харрис, Дэвид А. Письмо из Каракаса. Архивировано 18 января 2015 г. в Американском еврейском комитете Wayback Machine , 20 октября 2005 г. Доступ осуществлен 3 апреля 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Тор Халворссен Мендоса (8 августа 2005 г.). «Ураган Хьюго» . Еженедельный стандарт . 10 (44) . Проверено 20 ноября 2010 г.
- ^ «Джабад Любавич Венесуэлы» . jabadve.com .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Руэда, Хорхе (4 декабря 2007 г.). «Еврейские лидеры осуждают полицейский рейд на общественный центр в Венесуэле» . UT Сан-Диего . Архивировано из оригинала 8 апреля 2015 года . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ «Венесуэла» . www.jewishvirtuallibrary.org .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «АДЛ осуждает антисемитские граффити, нанесенные на синагогу в Венесуэле» . Журнал Альгемайнер . 2 января 2015 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Годовой отчет 2004: Венесуэла. Архивировано 23 октября 2006 г. в Wayback Machine Институте Стивена Рота . По состоянию на 11 августа 2006 г.
- ^ Берриос, Джерри. Венесуэльцы Южной Флориды: Чавес разжигает антисемитизм. Архивировано 6 марта 2008 г. в Wayback Machine Miami Herald , 10 августа 2006 г.
- ^ Отчет: Рост антисемитизма в Венесуэле; Правительство Чавеса «разжигает ненависть» к евреям и Израилю. Пресс-релиз, Антидиффамационная лига , 6 ноября 2006 г. По состоянию на 3 апреля 2008 г.
- ^ Режим Чавеса: поощрение антисемитизма и поддержка радикального ислама. Антидиффамационная лига , 6 ноября 2006 г. По состоянию на 3 апреля 2008 г.
- ^ Хэл Вайцман (26 марта 2007 г.). «Венесуэльские евреи опасаются за будущее» . ДЖТА . Архивировано из оригинала 24 ноября 2007 года . Проверено 3 апреля 2008 г.
- ^ Шломо Папирблат (20 ноября 2010 г.). «В Венесуэле высказывания типа «Гитлер не довел дело до конца» стали обычным явлением» . Гаарец . Проверено 20 ноября 2010 г. См. также Гил Шефлер (1 сентября 2010 г.). «Еврейская община в Венесуэле сократилась вдвое» . «Джерузалем Пост» . Проверено 20 ноября 2010 г.
- ↑ После Чавеса венесуэльские евреи пускают корни в других местах — The Times of Israel.
- ^ Эглаш, Рут (01 января 2017 г.). «Венесуэльские евреи переезжают в Израиль, чтобы избежать растущей бедности» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 18 ноября 2020 г.
- ^ «Бывший партизан заново изобретает себя как кандидат». The New York Times , 1 июля 2006 г. По состоянию на 3 апреля 2008 г.
- ^ Перельман, Марк. «Евреи Венесуэлы защищают левого президента, игнорируя его высказывания» . Forward.com, 13 января 2006 г. Доступно в посольстве США в Венесуэле. Архивировано 15 января 2015 г. на Wayback Machine, по состоянию на 3 апреля 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Венесуэла: Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2005 г. Государственный департамент США (2005 г.). По состоянию на 13 августа 2006 г.
- ^ Гил Шефлер (2 декабря 2010 г.). «WikiLeaks проливает свет на тяжелое положение евреев Венесуэлы» . «Джерузалем Пост» . Проверено 13 января 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шрихарша, Винод. «Пока Чавес сближается с Ираном, венесуэльское сообщество содрогается». Архивировано 29 сентября 2006 г. в Wayback Machine JTA, 20 августа 2006 г.