История евреев в Колумбии
Общая численность населения | |
---|---|
5,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Богота | |
Языки | |
Испанский , иврит , идиш , ладино | |
Религия | |
Иудаизм и христианство |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев испанской в Колумбии начинается в испанский колониальный период с прибытием первых евреев во время колонизации Америки .
История [ править ]
«Новые христиане», или марраны , бежали с Пиренейского полуострова, чтобы избежать преследований и искать религиозную свободу в 16 и 17 веках. Предполагается, что некоторые из них достигли северных районов Колумбии, которая в то время была известна как Новая Гранада . Большинство, если не все, эти люди ассимилировались в колумбийском обществе. Некоторые продолжают практиковать еврейские ритуалы как семейные традиции.
В 18 веке практикующие испанские и португальские евреи прибыли с Ямайки и Кюрасао , где они процветали под властью Англии и Голландии. Эти евреи начали открыто исповедовать свою религию в Колумбии в конце 18 века, хотя официально это было незаконно, учитывая существующую католическую церковь. После обретения независимости иудаизм был признан законной религией. Правительство предоставило евреям землю под кладбище.
Многие евреи, приехавшие в 18-19 веках, заняли видные позиции в колумбийском обществе. Некоторые женились на местных женщинах и чувствовали, что им необходимо отказаться от своей еврейской идентичности или принизить ее. В их число входили писатель Хорхе Айзекс английского еврейского происхождения, промышленник Джеймс Мартин Эдер (который принял более христианское имя Сантьяго Эдер, когда перевел свое имя на испанский), родившийся в латвийской еврейской общине, а также Де Лима, Салазар, Эспиноза. Ариас, Рамирес, Нуньес, Линдо, Тафур, Лозано, Лерма, Винаско, Де Кастро, Перес и Лобо Семьи антильских сефардов . По совпадению, эти люди и их семьи поселились в регионе долины Каука в Колумбии. Они продолжают оставаться влиятельными членами общества в таких городах, как Кали , Пальмира и Тулуа . На протяжении поколений большинство их потомков воспитывались как светские христиане.
В начале 20 века многочисленные еврейские иммигранты-сефарды прибыли из Греции, Турции, Северной Африки и Сирии . Вскоре после этого из Восточной Европы начали прибывать еврейские иммигранты. Волна иммигрантов -ашкенази пришла после подъема нацизма в 1933 году и введения антисемитских законов и практик, за ней последовали целых 17 000 немецких евреев. С 1939 года и до конца Второй мировой войны иммиграция была остановлена из-за антииммигрантских настроений в стране и ограничений на иммиграцию из Германии. [1]
Колумбия попросила немцев, которые были в черном списке США, покинуть страну и разрешила еврейским беженцам в стране незаконно оставаться. [2] Президент Лауреано Гомес активно поддерживал и помогал еврейской общине в это тревожное время. [ нужна ссылка ] Еврейское население резко возросло в 1950-х и 1960-х годах, и такие учреждения, как синагоги, школы и общественные клубы, были созданы во всех крупнейших городах страны. [3] Раввин Элиэзер Ройтблатт был первым раввином, прибывшим в Колумбию в 1946 году, и был первым главным раввином ашкенази. [4] В 1950-х годах была создана сефардская еврейская община, происходящая, в частности, из Сирии, Турции и Египта, раввин Давид Шарбани . главным раввином сефардов был [5]
Волна похищений людей в последнее десятилетие 20-го века привела к эмиграции некоторых членов еврейской общины Колумбии. Большинство из них поселились в Майами и других частях США. Успехи в национальной политике демократической безопасности побудили граждан вернуться; оно резко снизило уровень насилия в сельской местности и уровень преступности в городах, а также стимулировало экономику. [ нужна ссылка ] Ситуация в Колумбии улучшилась настолько, что многие венесуэльские евреи теперь ищут убежища в Колумбии. [ нужна ссылка ]
в регионе происхождение Еврейское Пайса
В департаменте Антиокия , а также в регионе Пайса , некоторые семьи хранят традиции и устные рассказы еврейского происхождения. Генетический анализ Y-ДНК в этой популяции показал происхождение основателей-мужчин преимущественно из «южной Испании, но также предполагает, что часть прибыла из северной Иберии, а некоторые, возможно, имели сефардское происхождение». [6] В Медельине существует традиция марранады , когда свинью забивают, разделывают и едят на улицах каждого района каждое Рождество . Этот обычай был истолкован как ежегодное подтверждение отказа от еврейского закона. [7]
Было известно, что некоторые испанские и португальские новые христиане сефардско-еврейского происхождения бежали от Картахены инквизиции и нашли убежище в горах Антиокии в шестнадцатом и семнадцатом веках. Некоторые колумбийские авторы, такие как Хорхе Айзекс и Мигель Анхель Осорио, утверждают, что бесспорно, что Пайсас имеет еврейское происхождение. Известно, что несколько фамилий Пайса были распространены среди новохристианских конверсо сефардского еврейского происхождения, например Эспиноза , Перес , Мехия и многие другие. [ нужна ссылка ]
Некоторые ученые утверждают, что присутствие евреев-сефардов среди предков пайсов является фактом, но это не означает, что все пайсы происходят от них, и что это единственный или преобладающий элемент среди тех, кто это делает, как доказывают пайсы. происхождением от других групп, таких как баски, эстремадурцы и андалузцы. [8]
История конверсос в Новой Гранаде , ныне известной как Колумбия, представляет собой богатое и сложное повествование, охватывающее различные регионы страны. Эти лица, первоначально искавшие убежища от испанской инквизиции, обосновались не только в регионе Пайса, но и на всей территории Новой Гранады. [9]
Они поселились в различных регионах, в том числе в районе Пайса (Антиокия), известном своей гористой местностью и относительной изоляцией. Эта изоляция предоставила убежище многим конверсос, бежавшим от преследований. Однако сефардская диаспора простиралась далеко за пределы региона Пайса. Значительные популяции конверсос были обнаружены в центральных частях королевства, особенно в регионах Бояка, Сантандер и Кундинамарка.Несмотря на обращение в христианство, конверсос в Новой Гранаде не были свободны от досягаемости инквизиции. Инквизиция преследовала подозреваемых еретиков и криптоевреев по всей стране. Многие конверсос предстали перед судом и преследовались по обвинению в возвращении в иудаизм. Центр королевства, включая Бояку, Сантандер и Кундинамарку, был особенно известен присутствием этих людей, и многие записи о процессах инквизиции происходят из этих областей. [10]
Влияние евреев-сефардов в Колумбии значительно. Установлено, что значительная часть населения Колумбии имеет сефардское происхождение. В частности, исследования показали, что значительный процент антиокеньо происходит от евреев-сефардов. Однако это наследие не ограничивается одной Антиокией. Подсчитано, что около 10% населения Колумбии несет еврейскую ДНК, особенно в регионах Анд, что указывает на широко распространенное сефардское влияние по всей стране.
Современное сообщество [ править ]
По состоянию на 21 век в Колумбии проживает около 5000 евреев. Большинство из них сосредоточены в Боготе , насчитывающей около 3500 членов, и Кали , насчитывающей около 1000 членов. Новые общины возникли в Барранкилье и Медельине . Очень немногие евреи соблюдают религиозные обряды; среди тех, кто это делает, большинство — православные . Немецкие еврейские общины в Боготе и Кали также сохраняют большую часть своих традиций. [11]
Меньшие общины находятся в Картахене и на острове Сан-Андрес . По всей стране существует около 10 официальных синагог. В Боготе евреи-ашкенази, сефарды и немецкие евреи имеют свои собственные религиозные и культурные учреждения. Конфедерация еврейских ассоциаций Колумбии, расположенная в Боготе, является центральной организацией, которая координирует евреев и еврейские учреждения в Колумбии.
В новом тысячелетии, после многих лет обучения, группа колумбийцев еврейского происхождения официально обратилась в иудаизм, чтобы быть принятыми в качестве евреев согласно раввинской интерпретации Галахи. [12]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Игнасио Клих и Джефф Лессер, Арабские и еврейские иммигранты в Латинской Америке: образы и реалии, Psychology Press, 1997, страницы 76-78
- ^ Латинская Америка во время Второй мировой войны, Томас М. Леонард, Джон Ф. Братцель, стр.117.
- ^ «#Еврейский виртуальный город Богота - Происхождение шести исторических синагог Боготы» . Ютуб . 14 июля 2020 г.
- ^ Ротстейн, Эльханан (27 ноября 2018 г.). «Кто такой Элиэзер Ройтблат?» . Кошерный портал .
- ^ «М-19 освобождает еще двоих заложников в Колумбии» . Эль Паис (на испанском языке). 3 апреля 1980 года.
- ^ Карвахаль-Кармона, LG; идентификатор Сото; Пинеда Н; Ортис-Барриентос Д; Дуке С; Оспина-Дюке Ж; Маккарти М; Монтойя П; Альварес В.М.; Бедоя Г; Руис-Линарес А (2000). «Сильная гендерная предвзятость между индейцами и белыми и возможный вклад сефардов среди основателей населения северо-западной Колумбии» . Американский журнал генетики человека . 67 (5): 1062–1066. дои : 10.1016/S0002-9297(07)62956-5 . ПМЦ 1288568 . ПМИД 11032790 .
- ^ Родос, Альбейро (2007). «Медельин сияет в декабре» . Проверено 16 октября 2009 г.
- ^ Хорхе Гильермо Анхель Р.: «Сефарды, небольшая история меньшинства» (на испанском языке) . Конференция Антиохийской исторической академии на тему «ХаБайт». http://www.habait.co.il/document/80,65,11.aspx Ссылка получена 6 апреля 2009 г. Цитата: « Конечно, тот факт, что многие сефарды приехали в Антиокию, не означает, что из них всех происходят, как иногда преувеличивают, антиокцы. Бесспорно, что сюда прибыли кастильцы с баскскими, андалузскими и эстремадурскими корнями, а также немцы и англичане, французы и португальцы, русские (фамилия Санин и имя Аделаида русские), турки. от которых произошло немалое количество людей и культурных форм, преобладающих в повседневной жизни , как это часто преувеличивают. Бесспорно, что сюда прибыли также кастильцы с баскскими корнями, андалузцы и эстремадурцы. а также немцы и британцы, французы и португальцы, русские (фамилия Санин русская, а имя Аделаида), турки и греки, от которых имеется большое количество потомков и их культурные корни преобладают в нашей повседневной жизни") и греки,
- ^ https://bibliotecadigital.univalle.edu.co/server/api/core/bitstreams/19e43453-0821-4ad7-aecf-f50248bd5cb9/content .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) Шаблон:Www.univalle.edu.com «La Diaspora Judeoconversa en Colombia - ^ https://revistas.unal.edu.co/index.php/achsc/article/view/16978/19238 , страницы 51-52.
- ^ Конгресс, Всемирный еврейский конгресс. «Всемирный еврейский конгресс» . www.worldjewishcongress.org . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ Флоренсия Арбисер, «Массовые новообращенные ставят перед латиноамериканскими евреями дилемму» , JTA, 18 июня 2009 г.