Берберские евреи
Языки | |
---|---|
• Литургический: Мизрахи иврит. • Традиционный: берберский ; также иудео-арабский с иудео-берберским языком в качестве контактного языка •Современный: обычно язык той страны, в которой они сейчас проживают, включая современный иврит в Израиле. | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
евреи Мизрахи евреи Сефардские евреи Другие еврейские группы |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Берберские евреи — это еврейские общины Магриба в Северной Африке , которые исторически говорили на берберских языках .Между 1950 и 1970 годами большинство эмигрировало во Францию , США или Израиль . [1]
История [ править ]
Античность [ править ]
Евреи поселились в Магрибе, по крайней мере, с третьего века до нашей эры. [2] Согласно одной теории, основанной на трудах арабского философа Ибн Халдуна четырнадцатого века и имевшей влияние в XX веке, берберы переняли иудаизм от прибывших евреев еще до арабского завоевания Северной Африки. [2] [3] Например, французский историк Эжен Альбертини датирует иудаизацию некоторых берберских племен и их экспансию из Триполитании в Сахары оазисы концом I века. [4] Марсель Симон , со своей стороны, видит первую точку контакта между западными берберами и иудаизмом в великом еврейском восстании 66–70 гг. н.э. [5] Некоторые историки, основываясь на трудах Ибн Халдуна и других свидетельствах, полагают, что некоторые или все древние иудаизированные берберские племена позже приняли христианство, а затем и ислам, и неясно, являются ли они частью предков современных бербероязычных племен. Евреи. [6] По словам Джозефа Четрита , недавние исследования показали слабость доказательств, подтверждающих заявление Ибн Халдуна, и «по-видимому, подтверждают гипотезу ученых о том, что евреи пришли в Северную Африку из древнего Израиля после пребывания в Египте и постепенно рассеялись с Востока на Запад, из Египта». Ближний Восток до Атлантики в Эллинско-Римской империи». [2]
Исламский период [ править ]
Вполне возможно, что конфедерация Баргавата имела иудео-берберское происхождение, хотя сообщения о целых берберских племенах, исповедующих иудаизм, появляются позже и ненадежны. [7] : 167
В то время как большинство еврейских общин от Ифрикии на запад через Магриб, Сахару и Аль-Андалус были в основном городскими, коренные иудо-берберы западного Магриба жили в деревнях. [7] : 167
После арабо-израильской войны [ править ]
После арабо-израильской войны 1948 года напряженность между еврейской и мусульманской общинами возросла. [8] Сегодня коренная берберская еврейская община в Марокко больше не существует . Еврейское население Марокко составляет около 2200 человек, большинство из которых проживает в Касабланке . [9] некоторые из них, возможно, все еще говорят на берберском языке. [10]
Происхождение [ править ]
В прошлом было бы очень трудно решить, имели ли эти еврейские берберские кланы изначально израильское происхождение и ассимилировались с берберами по языку и некоторым культурным привычкам, или же они были коренными берберами, которые с течением веков стали евреями. путем обращения еврейских поселенцев. Вторая теория была разработана главным образом в первой половине 20-го века как часть стремления французских колониальных властей обнаружить и подчеркнуть доисламские обычаи среди берберско-мусульманского населения, поскольку такие обычаи и образ жизни считались более поддающийся и ассимилируемый с французским правлением, что узаконивает политику, согласно которой берберы будут руководствоваться своим собственным «обычным» правом, а не исламским правом.
Следовательно, основными сторонниками этой теории были такие ученые, как Наум Слоуш, которые тесно сотрудничали с французскими властями. [11] Другие ученые, такие как Андре Гольденберг и Симон Леви, также поддержали его. [12]
Франц Боас писал в 1923 году, что сравнение евреев Северной Африки с евреями Западной Европы и России « очень ясно показывает, что в каждом отдельном случае мы имеем заметную ассимиляцию между евреями и людьми, среди которых они живут» и что «Евреи Северной Африки по своим основным чертам являются североафриканцами». [13]
Хаим Хиршберг, крупный историк североафриканского еврейства, поставил под сомнение теорию массовой иудаизации берберов в статье под названием «Проблема иудаизированных берберов». Один из моментов, которые Хиршберг поднял в своей статье, заключался в том, что Ибн Халдун , источник теории иудаизированных берберов, писал лишь о том, что лишь немногие племена «могли» быть иудаизированными в древние времена, и утверждал, что в римский период те же самые племена были христианизированы . [6]
Теория массовой иудаизации берберского населения была опровергнута в исследовании 2008 года по мтДНК (передаваемой от матери к детям). Исследование, проведенное Бехаром и соавт. Проанализированные небольшие выборки североафриканских евреев ( Ливия (83); Марокко (149); Тунис (37)) показывают, что у евреев из Северной Африки отсутствуют типично североафриканские мтДНК Hg M1 и U6. [14] Следовательно, по мнению авторов, отсутствие гаплогрупп U6 и M1 у североафриканских евреев делает маловероятной возможность значительного смешения, как между местным арабским и берберским населением, с евреями. Генетические данные показывают, что они отличаются от берберского населения, но больше похожи на еврейское население ашкенази. [14]
Более поздние исследования показали, что гаплогруппы M1 и U6 на самом деле в редких случаях являются носителями североафриканских евреев. Например, образец, собранный Луизой Перейра и др. для их статьи 2010 года [15] помечен как «человек еврейского происхождения» из Туниса, принадлежащий к гаплогруппе U6a7. [16] и то же исследование обнаружило гаплогруппу U6a1 у двух евреев из Марокко. [17] [18] Остается неясным, были ли их первоначальные предки обращенными берберами, а не испанцами или другими людьми.
люди берберско- происхождения Известные еврейского
- Андре Азуле
- Одри Азуле
- Ракель Биттон
- Дунаш бен Лабрат
- Эдмонд Амран Эль Малех
- Гад Эльмалех
- Элен Гримо
- Салим Халали
- Раймонд Лейрис
- Энрико Масиас
- Хен Мазиг
- Эрик Земмур
См. также [ править ]
- Иудео-берберский язык
- Мизрахи евреи
- Евреи Магриби
- Североафриканские сефарды
- История евреев в Марокко
- История евреев в Алжире
- История евреев в Тунисе
Ссылки [ править ]
- ^ Шокейд, Моше. Двойное наследие: иммигранты из Атласских гор в израильской деревне .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Патай, Рафаэль и Бар-Ицхак, Хая (ред.): Энциклопедия еврейского фольклора и традиций , стр. 389. М.Э. Шарп, 2013.
- ^ Берберские племена обратились в иудаизм:
- «многие берберские племена обратились в иудаизм». Реувен Файерстоун, Дети Авраама: введение в иудаизм для мусульман , Издательство Ктав, апрель 2001 г., стр. 138.
- «Кроме того, ряд берберских племен обратились в иудаизм». Тару Бахл, М. Х. Сайед. Энциклопедия мусульманского мира , Anmol Publications PVT. ЛТД., 2003, с. 50.
- «...целые берберские племена обратились в иудаизм». Марвин Хоу. Марокко: исламистское пробуждение и другие проблемы , Oxford University Press, США, 2005, с. 184.
- «...они имели растущее влияние среди берберских племен Северной Африки, некоторые из которых обратились в иудаизм». Майкл Маас. Кембриджский спутник эпохи Юстиниана , Издательство Кембриджского университета, 2005, стр. 411.
- «Значительное количество североафриканских евреев происходят от берберских племен, принявших иудаизм в поздней античности». Дэниел Дж. Шретер, Вивиан Б. Манн. Марокко: евреи и искусство на мусульманской земле , Меррел, 2000, с. 27.
- «Именно в ответ на эти жестокие репрессии многие киренайские евреи бежали вглубь Сахары и жили там среди берберских племен, некоторые из которых позже обратились в иудаизм». Мартин Гилберт . В доме Измаила: история евреев в мусульманских странах , Макклелланд и Стюарт, 2010, с. 4.
- «Их влияние распространилось среди языческого берберского населения, так что к шестому веку многие берберские племена обратились в иудаизм. В некоторых случаях целые берберские племена в Атласских горах стали иудаизированными». Кен Блейди. Еврейские общины в экзотических местах , Джейсон Аронсон, 2000, с. 294.
- ^ Эжен Альбертини, Римская империя , 1929, стр.165.
- ^ Марсель Симон, «Берберский иудаизм в древней Африке», в Revue d'histoire et de philosophie, XXVI, 1946, стр.69.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хиршберг, Х.З. (1963). «Проблема иудаизированных берберов». Журнал африканской истории . 4 (3). Издательство Кембриджского университета: 313–339. дои : 10.1017/s0021853700004278 . JSTOR 180026 . S2CID 162261998 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4681-4 . JSTOR 10.3366/j.ctvhrczbp .
- ^ «Возвращение в Марокко» . www.aljazeera.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2017 г. Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Евреи в исламских странах: Марокко» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ «Возвращение в Марокко» . www.aljazeera.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2017 г. Проверено 13 апреля 2016 г.
- ^ Шретер, Дэниел Дж. (2008). «Сдвигающиеся границы марокканской еврейской идентичности» (PDF) . Еврейские социальные исследования . 15 (1): 148.
- ^ Гольденберг, Андре (1992). Евреи Марокко . Париж: Editions du Scribe. ISBN 2-86765-013-5 .
- ^ Франц Боас , Евреи - это раса? , Мир завтрашнего дня, 1923 г., перепечатано в журнале «Раса и демократическое общество» , Нью-Йорк, Огюстин, 1945 г., стр. 39–41.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бехар, Дорон М.; и др. (2008). «Подсчет основателей. Матрилинейное генетическое происхождение еврейской диаспоры» . ПЛОС ОДИН . 3 (4): е2062. Бибкод : 2008PLoSO...3.2062B . дои : 10.1371/journal.pone.0002062 . ПМЦ 2323359 . ПМИД 18446216 .
- ^ Перейра, Луиза; и др. (21 декабря 2010 г.). «Расширение населения в позднем плейстоцене Северной Африки, о котором свидетельствует гаплогруппа U6 митохондриальной ДНК» . Эволюционная биология BMC . 10 (1). BioMed Central : 390. Бибкод : 2010BMCEE..10..390P . дои : 10.1186/1471-2148-10-390 . ПМК 3016289 . ПМИД 21176127 .
- ^ GenBank Инвентарный номер : HQ651709.1.
- ^ GenBank Номер доступа : HQ651705.1.
- ^ GenBank Номер доступа : HQ651708.1.
Внешние ссылки [ править ]
- (на французском языке) Последние иудео-берберы
- Берберы и евреи
- Амазигские евреи
- (на французском языке) Открытие берберских евреев
- Мьюир Аппельбаум, Диана (10 августа 2011 г.). «Последние берберские евреи» . Еврейские идеи ежедневно .
- Давид Бенсуссан , Однажды в Марокко: свидетельства из иудео-марокканского прошлого , изд. du Lys, www.editionsdulys.ca, Монреаль, 2010 г. ( ISBN 2-922505-14-6 ); Второе издание: www.iuniverse.com, ISBN 978-1-4759-2608-8 , 620 стр. электронная книга ISBN 978-1-4759-2609-5 , Премия Хаима Зафрани Университетского института Эли Визеля, Париж, 2012 г.