Еврейский народ Боснии и Герцеговины
Эта статья содержит подробный перефраз несвободных источников, защищенных авторским правом . ( Октябрь 2022 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
281 [1] | |
Языки | |
Боснийский , иврит , идиш , ладино | |
Религия | |
иудаизм |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История Босния и Герцеговина |
---|
Портал Боснии и Герцеговины |
Еврейский народ Боснии и Герцеговины (сербско-хорватский: Jevreji Bosne i Hercegovine ; Jevrejski narod Bosne i Hercegovine ) является одним из народов меньшинств Боснии и Герцеговины , согласно конституции страны . История евреев в Боснии и Герцеговине простирается от прибытия первых боснийских евреев в результате испанской инквизиции до выживания боснийских евреев во время Холокоста и югославских войн . Иудаизм и еврейская община в Боснии и Герцеговине имеют одну из старейших и самых разнообразных историй среди всех бывших югославских государств, и с точки зрения постоянного поселения им более 500 лет. Будучи тогда самоуправляющейся провинцией Османской империи , Босния была одной из немногих территорий в Европе, которая приветствовала евреев после их изгнания из Испании.
На пике своего развития еврейская община Боснии и Герцеговины в 1941 году насчитывала от 14 000 до 22 000 членов. Из них от 12 000 до 14 000 проживали в Сараево, что составляло 20% населения города. [2]
Сегодня в Боснии и Герцеговине проживает 281 еврей, признанный национальным меньшинством. У них хорошие отношения со своими соседями-неевреями. [3] [4] [5] [6]
История
[ редактировать ]Османское правление
[ редактировать ]Первые евреи прибыли в Боснию и Герцеговину в период с 1492 по 1497 год из Испании и Португалии . [7]
Поскольку десятки тысяч евреев бежали от испанской и португальской инквизиции, султан Баязид II Османской империи приветствовал евреев, которые смогли добраться до его территорий. Евреев-сефардов, бежавших из Испании и Португалии, приветствовали – и они нашли свой путь – в Боснии и Герцеговине , Македонии , Фракии и других регионах Европы, находящихся под контролем Османской империи. Евреи из Османской империи начали массово прибывать в 16 веке, поселившись в основном в Сараево . Первые евреи-ашкенази прибыли из Венгрии в 1686 году, когда турки-османы были изгнаны из Венгрии. [8] Среди них был Цви Ашкенази , который оставался в Сараево в качестве раввина три года. Еврейская община процветала в Боснии , живя бок о бок со своими соседями-боснийскими мусульманами, как один из крупнейших европейских центров сефардского еврейства за пределами Испании. [3]
С евреями в Османской империи в целом обращались хорошо, и по закону они признавались немусульманами. Несмотря на некоторые ограничения, еврейские общины Империи процветали. Им была предоставлена значительная автономия с различными правами, включая право покупать недвижимость, строить синагоги и вести торговлю на всей территории Османской империи. [9] К 1856 году евреям, как и другим немусульманским подданным Империи, было предоставлено полное равенство в соответствии с османским законодательством.
В конце османского периода живший в Сараево сефардский раввин Иуда Алкалай сыграл заметную роль предшественника современного сионизма , выступая за возвращение евреев на Землю Израиля.
Правило Габсбургов
[ редактировать ]Австро -Венгерская империя оккупировала Боснию и Герцеговину в 1878 году и принесла с собой европейский капитал, компании и методы. Многие профессиональные, образованные евреи-ашкенази прибыли вместе с австро-венграми . Евреи -сефарды продолжали заниматься своими традиционными сферами деятельности, в основном внешней торговлей и ремеслами. [8]
Сефардские евреи, безусловно, играли более сильную роль в БиГ, учитывая, что только в Сараево , Баня-Луке и Тузле действовали отдельные ашкеназские общины, тогда как Тузла была единственным городом, в котором ашкенази были многочисленны (там Хильде Залошер родилась ).В этот период Моше бен Рафаэль Аттиас добился известности как исследователь исламской веры и средневековой персидской литературы.
Королевство Югославия
[ редактировать ]Первая мировая война привела к распаду Австро -Венгерской империи , а после войны Босния и Герцеговина вошла в состав Королевства Югославия .По переписи 1921 года ладино был родным языком для 10 000 из 70 000 жителей Сараево. [10] проживало 13 000 евреев К 1926 году в Боснии и Герцеговине . [2]
Боснийская еврейская община оставалась заметной после объединения Югославии. В 1920-х и 1930-х годах Калми Барух был пионером сефардских и латиноамериканских исследований , а также выдающимся левым интеллектуалом. Даниэль Озмо работал в Белграде как прогрессивный художник и гравер. Исак Самоковлия также начал свою литературную карьеру в 1930-х годах, которую продолжил после войны. Лаура Папо Богорета была активной феминисткой и писательницей.
Вторая мировая война
[ редактировать ]проживало около 14 000 евреев В 1940 году в Боснии и Герцеговине . [8] с 10 000 в Сараево .
После вторжения в Югославию в апреле 1941 года нацистов и их союзников Босния и Герцеговина перешла под контроль Независимого государства Хорватия , нацистского марионеточного государства. Независимое государство Хорватия возглавлялось известными антисемитами усташами , и они не теряли времени на преследование нехорватов, таких как сербы , евреи и цыгане .
22 июля 1941 года Миле Будак - старший министр хорватского правительства и один из главных идеологов усташского движения - заявил, что целью усташей является истребление « иностранных элементов » в Независимом государстве Хорватия . Его послание было простым: « Основой движения усташей является религия. Для таких меньшинств, как сербы , евреи и цыгане , у нас есть три миллиона пуль » . [11] В 1941 году Анте Павелич – лидер движения усташей – заявил, что « евреи будут ликвидированы в очень короткое время ». [11]
В сентябре 1941 года начались депортации евреев: большинство боснийских евреев были депортированы в Освенцим (многие сначала в концентрационный лагерь Крушчица) или в концентрационные лагеря в Хорватии . Усташи создали концентрационные лагеря в Керестинаце , Ядовне , Метайне и Слане . Наиболее известные из них, где жестокость невообразимых масштабов была проявлена в отношении еврейских и сербских заключенных, произошли в Паге и Ясеноваце . Только в Ясеноваце было убито около ста тысяч человек (половина из которых были сербы), в том числе 20 000 евреев.
К 14 концу войны 10 000 из 000 довоенного еврейского населения Боснии были убиты. [2] Большинство из 4000 выживших сделали это, сражаясь с югославскими , еврейскими или советскими партизанами. [12] или сбежав в контролируемую Италией зону [11] (около 1600 человек бежали в контролируемую Италией зону на побережье Далмации. [4] — среди них Флори Ягода , урожденная Папо). Еврейские военнослужащие югославской армии стали немецкими военнопленными и пережили войну. Они вернулись в Сараево после войны. [11] Авраам Леви-Лаззарис , эмигрировавший в Бразилию, стал исследователем первых алмазных рудников в Рондонии , а Мозес Леви-Лаззарис (1944–1990), инженер-механик, стал троцкистским боевиком.
- Вышеградская синагога (1905-1941)
- Вышеградская синагога и железнодорожный туннель, 1910 г.
- Биелина (1900-1941) Синагога
- Синагога Баня-Лука (1884-1941)
- Место предполагаемой Мостара синагоги
Праведник народов мира из Боснии и Герцеговины
[ редактировать ]Жители Сараево помогли многим евреям скрыться и покинуть страну, в том числе история семей Хардага и Кабилио. [13] а также семей Собер-Драгойе и Бесревич. [14] стал особенно заметен после войны. Праведники народов мира из Боснии и Герцеговины – это те боснийцы, которые были удостоены чести Мемориала Яд Вашем как Праведники народов мира , то есть неевреи, которые пожертвовали своей жизнью, чтобы спасти евреев от убийств. Сорок девять боснийцев удостоены звания «Праведник народов мира». [15]
Социалистическая Югославия
[ редактировать ]Еврейская община Боснии и Герцеговины была восстановлена после Холокоста , но большинство выживших предпочли эмигрировать в Израиль . [11] Община перешла под эгиду Федерации еврейских общин Югославии, базирующейся в столице Белграде .
Еврейские деятели оставались видными в социалистической Боснии и Герцеговине. Цветко Рихтман был первым директором Сараевской оперы в 1946–1947 годах; его сын Ранко позже станет участником сараевской рок-группы Indexi. Оскар Данон также прославился как композитор и дирижер во времена Югославии. Эрнест Грин был одним из ведущих югославских врачей и членом Академии наук и искусств Боснии и Герцеговины. Эмерик Блюм , основатель компании «Энергоинвест» , был мэром Сараево с 1981 по 1983 год и членом Организационного комитета Зимних Олимпийских игр 1984 года . Иван Цересньес работал архитектором, руководя реставрацией еврейских зданий и объектов, в том числе ашкеназской синагоги , храма Кал Нуэво и Старого еврейского кладбища XVI века в Сараево , проект которого он должен был представить за 24 часа до начала войны. вышел в марте 1992 года.
В начале 1990-х годов, до югославских войн , еврейское население Боснии и Герцеговины составляло более 2000 человек. [2] и отношения между евреями и их соседями-католиками, православными и мусульманами были очень хорошими.
Война в Боснии и Герцеговине
[ редактировать ]Еврейскую общину Боснии и Герцеговины возглавлял Иван Цересньес с 1992 года до его эмиграции в Израиль в 1996 году. [16] [17] [18] [19] Его пребывание в должности совпало с Боснийской войной 1992–1995 годов. [17] [20] Когда осаждающая сербская армия заняла еврейское кладбище в Сараево, откуда велась стрельба по городу, Цересньес дал разрешение армии Республики Боснии и Герцеговины атаковать кладбище. [21]
Сараевское еврейское гуманитарное общество La Benevolencija также оказывало помощь тысячам осажденных жителей Сараево, снабжая продовольствием, медикаментами, а также почтой и радиосвязью. [22] [23] Цересньес сообщил местной газете, что несектантская помощь была отчасти жестом благодарности местным мусульманам, которые скрывали евреев во время нацистской оккупации Югославии . [24] После начала войны La Benevolencija помогла Американскому еврейскому объединенному распределительному комитету в эвакуации 2500 жителей Сараево, только одна треть из которых были евреями. Всего было проведено 11 эвакуаций: три по воздуху в начале войны и восемь автобусным конвоем после того, как аэропорт был закрыт для гражданского движения. [22] В то время как другие конвои были остановлены, все конвои Сересне прошли, поскольку полевые сотрудники Джойнта договорились о прекращении огня для обеспечения безопасной перевозки. [25]
В 1997 году еврейское население Боснии и Герцеговины составляло 600 человек, около половины из которых проживало в Сараево. [26] Большинство евреев, бежавших из Сараево и Боснии, предпочли остаться в Израиле после окончания войны, хотя некоторые вернулись. [4] и другие переехали в другое место, например, Роберт Ротбарт (урожденный Борис Каймакович).
Независимая Босния и Герцеговина
[ редактировать ]Еврейскую общину Боснии и Герцеговины возглавляет Якоб Финчи с 1995 года.Конституция Боснии и Герцеговины резервирует определенные высшие политические должности, включая членство в Президиуме и Палате народов за членами трех составных народов (боснийцев, хорватов и сербов). [27] В 2009 году Европейский суд по правам человека вынес постановление по делу Сейдич и Финчи против Боснии и Герцеговины , что Конституция страны нарушает Европейскую конвенцию по правам человека . Соглашение между политическими партиями о внесении соответствующих поправок в Конституцию все еще находится на рассмотрении, несмотря на международное давление. [28] Это не помешало боснийским евреям занять видные должности: среди них Свен Алкалай был министром иностранных дел с 2007 по 2012 год.
В 2024 году евреи и мусульмане из Боснии совместно отметили Международный день памяти жертв Холокоста , чтобы способствовать диалогу и уважению в ответ на войну между Израилем и Хамасом . [29]
Культура
[ редактировать ]Сараевская Агада
[ редактировать ]Сараевская Агада XIV века — это иллюминированная рукопись , которая пережила множество испытаний и разрушений. Историки полагают, что ее вывезли из Испании испанские евреи , изгнанные инквизицией в 1492 году. Заметки на полях Агады указывают на то, что она появилась в Италии в 16 веке. Он был продан национальному музею в Сараево в 1894 году человеком по имени Джозеф Коэн.
Во время Второй мировой войны рукопись спрятал от нацистов доктор Йозо Петрович. [30] директор городского музея [31] и Дервиш Коркут, главный библиотекарь, который тайно переправил Агаду мусульманскому священнослужителю в горной деревне недалеко от Трескавицы, где она была спрятана в мечети среди Корана и других исламских текстов. [32] Во время боснийской войны 1992–1995 годов, когда Сараево находилось в постоянной осаде со стороны боснийских сербов, рукопись сохранилась в подземном банковском хранилище.
Впоследствии рукопись была восстановлена в рамках специальной кампании, профинансированной Организацией Объединенных Наций и боснийской еврейской общиной в 2001 году, и в декабре 2002 года была выставлена в постоянной экспозиции музея. [3]
Синагоги
[ редактировать ]Самые старые синагоги в Боснии и Герцеговине были построены сефардской общиной в 16 веке.В австро-венгерский период новая община ашкенази также строила свои собственные храмы, часто принимая архитектурный стиль мавританского возрождения , как в случае с синагогой ашкенази в Сараево . Большинство из них были разрушены во время Второй мировой войны, в том числе сараевский Иль-Кал-Гранде . [33] В Сараево осталось четыре синагоги:
- Старый храм ( Стари Храм / Кал Вьежу , также известный как Сиявуш-пашина дайра или Велика Авлия ): известно, что сефардская синагога вместе с большой гостиницей под названием «Большой двор» была построена в 1581 году на пожертвование турецкого бейлербея Сиджамуша-паши. помочь бедным членам еврейской общины Сараево. Он пережил два пожара в 1697 и 1768 годах. Нынешний вид храма обусловлен реставрацией/ремонтом 1821 года. Сейчас он служит еврейским музеем.
- Новый храм ( Новый Храм / Кал Нуэво ): построенный рядом со Старым храмом, сегодня он служит художественной галереей, принадлежащей еврейской общине Сараево.
- Синагога Бьелаве ( Кал ди ла Билава ): во время Второй мировой войны здание было конфисковано усташами и использовалось в качестве места содержания под стражей.
- Ашкеназская синагога : спроектирована Карелом Паржиком и построена в 1902 году для растущей общины ашкенази в архитектурном стиле мавританского возрождения .
Еврейские общины
[ редактировать ]Еврейский муниципалитет Сараево
[ редактировать ]Еврейский муниципалитет Сараево , также еврейская община Сараево, — религиозная организация граждан Боснии и Герцеговины еврейского происхождения с местонахождением в Сараево .
История еврейской иммиграции в Боснию и Герцеговину и Сараево началась в 1492 году после того, как испанскому католическому государству под руководством Фердинанда и Изабеллы удалось сломить власть мусульманских правителей в Испании. Для оставшихся граждан мусульманской и иудейской конфессий началось время дискриминации и давления с целью заставить их принять христианство или уйти. В этот момент османское правительство разрешило евреям-изгнанникам из Испании поселиться на своей территории. Около 1551 года в Сараево переселились первые еврейские семьи, а уже в 1565 году еврейский ( сефардский в Сараево был основан ) муниципалитет. По просьбе мусульманских лидеров Сараево Каниели Сиявуш-паша , когда он прибыл в Сараево в 1581 году, построил большую гостиницу в качестве квартир для евреев, чтобы они могли жить в городе как особые люди. Однако османское правительство не навязало евреям условия гетто, впервые установленные христианскими правителями. Сиявуш-паше удалось добиться от султана разрешения евреям Сараево на строительство собственного дома. синагога . [34]
В других городах и поселках
[ редактировать ]Еврейская община в Добое
[ редактировать ]В остальной части страны некоторые здания синагог были сохранены и отремонтированы (например, в Добое ), но в них не проводятся службы.
История евреев в Баня-Луке
[ редактировать ]Евреи-сефарды впервые упоминаются в Баня-Луке в 16 веке. До австро-венгерского времени еврейское население Баня-Луки состояло исключительно из евреев-сефардов, выходцев из Испании и Португалии. Они занимались ремеслами и торговлей; ремеслами занимаются более бедные евреи, в то время как несколько более обеспеченные занимались торговлей. С 1878 года евреи дали большой толчок расширению капиталистической экономики и распространению западноевропейских идей в Баня-Луке . По данным с 1815 по 1878 год, держателями импортно-экспортной торговли были сербы , евреи и мусульмане , ориентированные на внутреннюю торговлю и ремесла. [35] Ашкенази также поселились в городе в 19 веке. До мировой войны Второй Баня-Луки еврейская община состояла из нескольких сотен семей. Почти все они были уничтожены во время Холокоста в Югославии. Сегодня число еврейских семей в Баня-Луке исчисляется десятками. Еврейский культурный центр «Арье Ливне» открылся в Баня-Луке в 2015 году.
- Старый храм Сараево ( Кал Вьежу )
- Новый храм Сараево ( New Cal )
- Синагога Бьелаве (Мейташ) Сарагосы ( Kal di la Bilava )
- в Сараево Синагога Ашкенази
- Открытка с изображением Иль Кал Гранде между 1932 и 1941 годами.
Кладбища
[ редактировать ]- Старое еврейское кладбище, Сараево
- Еврейское кладбище Рогатица : основано в 1900 году, на нем находится 16 надгробий и еще 10, вероятно, более старых, камней, зарытых в землю. Тумбы содержат надписи на иврите, ладино и сербско-хорватском языках. Есть также мемориал жертвам Второй мировой войны. [36]
- Место захоронения раввина Моше Данона в Столаце (1832 г., Сараевская Мегила), восстановленное Иваном Цереснеем в 1990-1991 гг.
- Еврейское кладбище Сараево на гравюре 1900 года.
- Могила главного раввина Сараево Моше Данона (1815-1830), расположенная в Столаце , Босния и Герцеговина.
- Еврейское кладбище в Рогатице
Выдающиеся боснийские евреи
[ редактировать ]- Иуда Алкалай , раввин, один из первых членов сионистского движения
- Свен Алкалай , министр иностранных дел Боснии и Герцеговины с 2007 по 2012 год.
- Моше бен Рафаэль Аттиас (1845–1916), ученый исламского права и средневековой персидской литературы.
- Калми Барух , писатель и философ [37]
- Эмерик Блюм , бизнесмен, основатель компании «Энергоинвест» , бывший мэр Сараево [38]
- Лаура Папо Бохорета , писательница-феминистка (1891–1942)
- Иван Цересньес , архитектор-исследователь, бывший президент еврейской общины Боснии и Герцеговины и вице-председатель Югославской федерации еврейских общин с 1992 по 1996 год. [39]
- Оскар Данон , композитор и дирижер [40]
- Рав Моше Данон , известный как раввин Столаца
- Давид Элазар , израильский генерал и начальник штаба Израиля Армии обороны [41]
- Якоб Финчи , нынешний духовный лидер боснийской еврейской общины.
- Моше Давид Гаон (1889-1958), историк, исследователь сефардского мира, библиограф, педагог, журналист, поэт, пионер ладино . исследования
- Эрнест Грин (1899–1976), академик, профессор, врач, член Академии наук и искусств Боснии и Герцеговины, лауреат премии AVNOJ , эксперт ВОЗ , основатель нескольких медицинских учреждений после Второй мировой войны.
- Флори Ягода — американская гитаристка, композитор и певица, известная своими интерпретациями песен ладино , в том числе композицией для Хануки « Очо Канделикас» .
- Авраам Леви-Лаззарис (1905–2008), бизнесмен, исследователь первых алмазных рудников в Рондонии , Бразилия, переживший Холокост.
- Мозес Леви-Лаззарис (1944–1990), инженер-механик, троцкистский боевик в Бразилии, переживший Холокост.
- Зоран Мандльбаум (1946–2015), лидер еврейской общины Мостара во время войны.
- Дэниел Озмо (1912–1942), художник и гравер.
- Роза Папо , военный врач и генерал ЮНА .
- Ранко Рихтман , музыкант, участник сараевской рок-группы Indexi
- Цветко Рихтман , музыковед, фольклорист, композитор и первый директор Сараевской оперы в 1946–1947 гг.
- Саломон Романо (1919-2006), генерал ЮНА
- Роберт Ротбарт , баскетболист [42]
- Исак Самоковлия , писатель [43]
- Санда Смитал , художник
- Марина Тощич , всемирно известный музыкант и мастер игры на уде .
- Хильда Залошер (1903–1999), всемирно известный историк искусства, египтолог и коптолог .
- Марина Финчи , художник
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Окончательные результаты переписи населения 2013 года. КНИГА 2 – ЭТНИЧЕСКАЯ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, РЕЛИГИЯ, РОДНОЙ ЯЗЫК/НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, РЕЛИГИЯ, ЯЗЫК . Федеральное бюро статистики. 13 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Босния-Герцеговина» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 24 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Макови, Майкл (10 ноября 2009 г.). «Сараевская роза: блокнот балканского еврейства» . Еврейство . Архивировано из оригинала 9 февраля 2010 года . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Американский еврейский объединенный распределительный комитет - Босния и Герцеговина. Архивировано 2 мая 2004 г., archive.today .
- ^ «Перепись населения, домохозяйств и жилищ в Боснии и Герцеговине ПО ЭТНИЧЕСКОЙ/НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, РЕЛИГИИ И РОДНОМУ ЯЗЫКУ» (PDF) . Перепись 2013 года . 2019. Архивировано (PDF) из оригинала 25 июля 2020 года . Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ « Джудан» и свастики на зданиях в Боснии» . Канал 7 (на иврите). 23 июля 2018 года . Проверено 16 января 2021 г.
- ^ «БОСНИЯ» . Еврейская энциклопедия.com . Проверено 24 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Отрывки из жизни евреев в Югославии - Часть I. Архивировано 16 июля 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ « Македония и еврейский народ », А. Асса, Скопье, 1992, стр.36.
- ^ Испанский в мире. Ежегодник 2004. Испанский язык в Боснии и Герцеговине. Ситуация с изучением испанского языка за пределами Сараевского университета , Соня Торрес Рубио .
- ^ Перейти обратно: а б с д и « Ясеновац-Доня Градина 1941–1945 ». Архивировано 13 января 2010 года в Wayback Machine.
- ^ «Вспоминая прошлое – еврейская культура борется за выживание в Македонии, Жидас Даскаловски» . Ce-review.org . Проверено 24 апреля 2012 г.
- ^ «Мустафа и Зейнеба Хардага, Изет и Бахрия Хардага, Ахмед Садик» . yadvashem.org .
- ^ «Роза Собер-Драгойе и Зекира Бесревич» . yadvashem.org .
- ^ «Имена и числа праведников народов мира» . yadvashem.org .
- ^ «Уничтожение памяти о еврейском присутствии в Восточной Европе; пример: бывшая Югославия – интервью с Иваном Цереснесом» . Иерусалимский центр по связям с общественностью . Декабрь 2008 года.
- ^ Перейти обратно: а б Серагельдин, Исмаил; Шлюгер, Эфи; Мартин-Браун, Джоан (январь 2001 г.). Исторические города и священные места: культурные корни городского будущего . Публикации Всемирного банка. п. 313. ИСБН 0-8213-4904-Х .
- ^ Шварц, Стивен (2005). Сараевская Роза: Записная книжка балканских евреев . Саки. п. 70 и далее . ISBN 0-86356-592-1 .
- ^ Давико, Леон (июнь 1993 г.). «Пасха в Сараево» . Курьер ЮНЕСКО.
- ^ Шварц, Стивен (2 января 2004 г.). «Историческое кладбище в Сербии осквернено» . Форвард .
- ^ Аллен, Беверли (февраль 1996 г.). Война изнасилований: скрытый геноцид в Боснии и Герцеговине и Хорватии . Университет Миннесоты Пресс. п. 14. ISBN 978-0-8166-2818-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Шанкер, Том (10 октября 1994 г.). «Поступайте с другими: в разгар этнической кровавой бойни в Боснии невинные находят спасательный круг в еврейской общине» . Чикаго Трибьюн .
- ^ Полоновский, Макс (2002). Европейское еврейское наследие. Материалы международной конференции, состоявшейся в Париже, в Музее искусства и истории иудаизма, 26, 27 и 28 января 1999 г.: Материалы международной конференции, состоявшейся в Париже, в Музее искусства и истории из иудаизма, 26, 27 и 28 января 1999 года . Питерс. п. 44. ИСБН 90-429-1177-8 .
- ^ Гей, Лэнс (10 апреля 1993 г.). «Евреи платят боснийским мусульманам» . Воздаятель . Архивировано из оригинала 12 августа 2011 года.
- ^ Лондон, Чарльз (2009). Вдали от Сиона: В поисках глобальной еврейской общины . Уильям Морроу и компания . п. 137. ИСБН 978-0-06-156106-1 .
- ^ «Еврейская община Сараево» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
- ^ Еврей оспаривает запрет на пост президента Боснии [ постоянная мертвая ссылка ] , Yaniv Salama-Scheer , Jerusalem Post , 18 February 2007.
- ^ Боснийский еврей пытается отменить запрет на баллотирование в президенты , Гаарец , 5 июня 2009 г.
- ^ Никшич, Сабина. «Мусульмане и евреи в Боснии отмечают День памяти жертв Холокоста и призывают к миру и диалогу» . Служба религиозных новостей . Проверено 18 июня 2024 г.
- ^ Влайко Палавестра, ИСТОРИИ СУДЬБЫ САРАЕВСКОЙ ХАГГАДА. Архивировано 7 января 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Невоспетые герои Холокоста в Catholic Online
- ↑ Джеральдин Брукс, Хроники, «Книга Исхода», The New Yorker , 3 декабря 2007 г., стр. 74
- ^ «Наследие и объекты культурного наследия» . jewish-heritage-europe.eu . 7 февраля 2012 г.
- ^ Мадс Якобсен (12 октября 2017 г.). «Еврейская жизнь в Сараево» . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ Евреи и Баня-Лука в турецкую эпоху
- ^ Дурмишевич, Мирсад (16 февраля 2011 г.). «Рогатические евреи» . romatica-bih.blogspot.com .
- ^ «Салон» . benevolencija.eu.org . 2001.
- ^ «Интернет-библиотека Центральной и Восточной Европы – онлайн-библиотека, где статьи, документы, журналы, периодические издания и книги стран ЦВЕ доступны для скачивания в Интернете» . Генеральный директор . Проверено 24 апреля 2012 г.
- ^ «Уничтожение памяти о еврейском присутствии в Восточной Европе; пример: бывшая Югославия – интервью с Иваном Цереснесом» . Иерусалимский центр по связям с общественностью . Декабрь 2008 года.
- ^ Голоса югославского еврейства Пола Бенджамина Гордиев, стр. 62
- ^ «Дэвид Элазар - Интернет-энциклопедия Britannica» . Британика.com. 14 апреля 1976 года.
- ^ «Скамейка — дом израильского баскетбола — информация, статистика и ежедневные новости обо всех игроках, командах и лигах» . Safsal.co.il. 24 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 г.
- ^ Палавестра, Предраг (2000). «Еврейские писатели в сербской литературе: Исак Самоковлия» (PDF) . Журнал Североамериканского общества сербских исследований . 14 (1). Перевод Э.Д. Гоя и Ясны Левингер-Гой. Блумингтон, Индиана, США: Издательство Славика: 65–68. ISSN 0742-3330 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 сентября 2007 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отрывки из жизни евреев в Югославии - Часть I. Архивировано 16 июля 2006 г. в Wayback Machine.
- Еврейская виртуальная библиотека – Босния и Герцеговина, Стефани Персен
- Американский еврейский объединенный распределительный комитет – Босния и Герцеговина
- Боснийское еврейство: небольшая община сталкивается с уникальным вызовом во время войны 1990-х годов. Архивировано 10 января 2008 года в Wayback Machine - Интервью с Ивикой Цересньес (интервью Манфреда Герстенфельда).
- Интересная история о евреях, живущих в БиГ с 1930-х годов по сегодняшний день