Jump to content

Еврейский народ Боснии и Герцеговины

Боснийские евреи
Боснийские евреи
Боснийские евреи
יהודים בוסנייםБоснийские евреи
Расположение Боснии и Герцеговины (зеленый) в Европе
Общая численность населения
281 [1]
Языки
Боснийский , иврит , идиш , ладино
Религия
иудаизм

Еврейский народ Боснии и Герцеговины (сербско-хорватский: Jevreji Bosne i Hercegovine ; Jevrejski narod Bosne i Hercegovine ) является одним из народов меньшинств Боснии и Герцеговины , согласно конституции страны . История евреев в Боснии и Герцеговине простирается от прибытия первых боснийских евреев в результате испанской инквизиции до выживания боснийских евреев во время Холокоста и югославских войн . Иудаизм и еврейская община в Боснии и Герцеговине имеют одну из старейших и самых разнообразных историй среди всех бывших югославских государств, и с точки зрения постоянного поселения им более 500 лет. Будучи тогда самоуправляющейся провинцией Османской империи , Босния была одной из немногих территорий в Европе, которая приветствовала евреев после их изгнания из Испании.

На пике своего развития еврейская община Боснии и Герцеговины в 1941 году насчитывала от 14 000 до 22 000 членов. Из них от 12 000 до 14 000 проживали в Сараево, что составляло 20% населения города. [2]

Сегодня в Боснии и Герцеговине проживает 281 еврей, признанный национальным меньшинством. У них хорошие отношения со своими соседями-неевреями. [3] [4] [5] [6]

Сефардская еврейская пара из Сараево в традиционной одежде. Фотография сделана в 1900 году.
Раввин Иуда Алкалай и его супруга Эстер в Вене в 1874 году.

Османское правление

[ редактировать ]

Первые евреи прибыли в Боснию и Герцеговину в период с 1492 по 1497 год из Испании и Португалии . [7]

Поскольку десятки тысяч евреев бежали от испанской и португальской инквизиции, султан Баязид II Османской империи приветствовал евреев, которые смогли добраться до его территорий. Евреев-сефардов, бежавших из Испании и Португалии, приветствовали – и они нашли свой путь – в Боснии и Герцеговине , Македонии , Фракии и других регионах Европы, находящихся под контролем Османской империи. Евреи из Османской империи начали массово прибывать в 16 веке, поселившись в основном в Сараево . Первые евреи-ашкенази прибыли из Венгрии в 1686 году, когда турки-османы были изгнаны из Венгрии. [8] Среди них был Цви Ашкенази , который оставался в Сараево в качестве раввина три года. Еврейская община процветала в Боснии , живя бок о бок со своими соседями-боснийскими мусульманами, как один из крупнейших европейских центров сефардского еврейства за пределами Испании. [3]

С евреями в Османской империи в целом обращались хорошо, и по закону они признавались немусульманами. Несмотря на некоторые ограничения, еврейские общины Империи процветали. Им была предоставлена ​​значительная автономия с различными правами, включая право покупать недвижимость, строить синагоги и вести торговлю на всей территории Османской империи. [9] К 1856 году евреям, как и другим немусульманским подданным Империи, было предоставлено полное равенство в соответствии с османским законодательством.

В конце османского периода живший в Сараево сефардский раввин Иуда Алкалай сыграл заметную роль предшественника современного сионизма , выступая за возвращение евреев на Землю Израиля.

Правило Габсбургов

[ редактировать ]
Синагога Сараево Ашкенази в 1914 году на берегу Милячки .

Австро -Венгерская империя оккупировала Боснию и Герцеговину в 1878 году и принесла с собой европейский капитал, компании и методы. Многие профессиональные, образованные евреи-ашкенази прибыли вместе с австро-венграми . Евреи -сефарды продолжали заниматься своими традиционными сферами деятельности, в основном внешней торговлей и ремеслами. [8]

Сефардские евреи, безусловно, играли более сильную роль в БиГ, учитывая, что только в Сараево , Баня-Луке и Тузле действовали отдельные ашкеназские общины, тогда как Тузла была единственным городом, в котором ашкенази были многочисленны (там Хильде Залошер родилась ).В этот период Моше бен Рафаэль Аттиас добился известности как исследователь исламской веры и средневековой персидской литературы.

Королевство Югославия

[ редактировать ]
Лаура Папо Бохорета

Первая мировая война привела к распаду Австро -Венгерской империи , а после войны Босния и Герцеговина вошла в состав Королевства Югославия .По переписи 1921 года ладино был родным языком для 10 000 из 70 000 жителей Сараево. [10] проживало 13 000 евреев К 1926 году в Боснии и Герцеговине . [2]

Боснийская еврейская община оставалась заметной после объединения Югославии. В 1920-х и 1930-х годах Калми Барух был пионером сефардских и латиноамериканских исследований , а также выдающимся левым интеллектуалом. Даниэль Озмо работал в Белграде как прогрессивный художник и гравер. Исак Самоковлия также начал свою литературную карьеру в 1930-х годах, которую продолжил после войны. Лаура Папо Богорета была активной феминисткой и писательницей.

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Интерьер Старого храма Сараево (до 1940 г.)

проживало около 14 000 евреев В 1940 году в Боснии и Герцеговине . [8] с 10 000 в Сараево .

После вторжения в Югославию в апреле 1941 года нацистов и их союзников Босния и Герцеговина перешла под контроль Независимого государства Хорватия , нацистского марионеточного государства. Независимое государство Хорватия возглавлялось известными антисемитами усташами , и они не теряли времени на преследование нехорватов, таких как сербы , евреи и цыгане .

22 июля 1941 года Миле Будак - старший министр хорватского правительства и один из главных идеологов усташского движения - заявил, что целью усташей является истребление « иностранных элементов » в Независимом государстве Хорватия . Его послание было простым: « Основой движения усташей является религия. Для таких меньшинств, как сербы , евреи и цыгане , у нас есть три миллиона пуль » . [11] В 1941 году Анте Павелич – лидер движения усташей – заявил, что « евреи будут ликвидированы в очень короткое время ». [11]

В сентябре 1941 года начались депортации евреев: большинство боснийских евреев были депортированы в Освенцим (многие сначала в концентрационный лагерь Крушчица) или в концентрационные лагеря в Хорватии . Усташи создали концентрационные лагеря в Керестинаце , Ядовне , Метайне и Слане . Наиболее известные из них, где жестокость невообразимых масштабов была проявлена ​​в отношении еврейских и сербских заключенных, произошли в Паге и Ясеноваце . Только в Ясеноваце было убито около ста тысяч человек (половина из которых были сербы), в том числе 20 000 евреев.

К 14 концу войны 10 000 из 000 довоенного еврейского населения Боснии были убиты. [2] Большинство из 4000 выживших сделали это, сражаясь с югославскими , еврейскими или советскими партизанами. [12] или сбежав в контролируемую Италией зону [11] (около 1600 человек бежали в контролируемую Италией зону на побережье Далмации. [4] — среди них Флори Ягода , урожденная Папо). Еврейские военнослужащие югославской армии стали немецкими военнопленными и пережили войну. Они вернулись в Сараево после войны. [11] Авраам Леви-Лаззарис , эмигрировавший в Бразилию, стал исследователем первых алмазных рудников в Рондонии , а Мозес Леви-Лаззарис (1944–1990), инженер-механик, стал троцкистским боевиком.

Праведник народов мира из Боснии и Герцеговины

[ редактировать ]

Жители Сараево помогли многим евреям скрыться и покинуть страну, в том числе история семей Хардага и Кабилио. [13] а также семей Собер-Драгойе и Бесревич. [14] стал особенно заметен после войны. Праведники народов мира из Боснии и Герцеговины – это те боснийцы, которые были удостоены чести Мемориала Яд Вашем как Праведники народов мира , то есть неевреи, которые пожертвовали своей жизнью, чтобы спасти евреев от убийств. Сорок девять боснийцев удостоены звания «Праведник народов мира». [15]

Социалистическая Югославия

[ редактировать ]
Оскар Данон во время репетиции с Мариборским симфоническим оркестром в 1961 году.

Еврейская община Боснии и Герцеговины была восстановлена ​​после Холокоста , но большинство выживших предпочли эмигрировать в Израиль . [11] Община перешла под эгиду Федерации еврейских общин Югославии, базирующейся в столице Белграде .

Еврейские деятели оставались видными в социалистической Боснии и Герцеговине. Цветко Рихтман был первым директором Сараевской оперы в 1946–1947 годах; его сын Ранко позже станет участником сараевской рок-группы Indexi. Оскар Данон также прославился как композитор и дирижер во времена Югославии. Эрнест Грин был одним из ведущих югославских врачей и членом Академии наук и искусств Боснии и Герцеговины. Эмерик Блюм , основатель компании «Энергоинвест» , был мэром Сараево с 1981 по 1983 год и членом Организационного комитета Зимних Олимпийских игр 1984 года . Иван Цересньес работал архитектором, руководя реставрацией еврейских зданий и объектов, в том числе ашкеназской синагоги , храма Кал Нуэво и Старого еврейского кладбища XVI века в Сараево , проект которого он должен был представить за 24 часа до начала войны. вышел в марте 1992 года.

В начале 1990-х годов, до югославских войн , еврейское население Боснии и Герцеговины составляло более 2000 человек. [2] и отношения между евреями и их соседями-католиками, православными и мусульманами были очень хорошими.

Война в Боснии и Герцеговине

[ редактировать ]

Еврейскую общину Боснии и Герцеговины возглавлял Иван Цересньес с 1992 года до его эмиграции в Израиль в 1996 году. [16] [17] [18] [19] Его пребывание в должности совпало с Боснийской войной 1992–1995 годов. [17] [20] Когда осаждающая сербская армия заняла еврейское кладбище в Сараево, откуда велась стрельба по городу, Цересньес дал разрешение армии Республики Боснии и Герцеговины атаковать кладбище. [21]

Сараевское еврейское гуманитарное общество La Benevolencija также оказывало помощь тысячам осажденных жителей Сараево, снабжая продовольствием, медикаментами, а также почтой и радиосвязью. [22] [23] Цересньес сообщил местной газете, что несектантская помощь была отчасти жестом благодарности местным мусульманам, которые скрывали евреев во время нацистской оккупации Югославии . [24] После начала войны La Benevolencija помогла Американскому еврейскому объединенному распределительному комитету в эвакуации 2500 жителей Сараево, только одна треть из которых были евреями. Всего было проведено 11 эвакуаций: три по воздуху в начале войны и восемь автобусным конвоем после того, как аэропорт был закрыт для гражданского движения. [22] В то время как другие конвои были остановлены, все конвои Сересне прошли, поскольку полевые сотрудники Джойнта договорились о прекращении огня для обеспечения безопасной перевозки. [25]

В 1997 году еврейское население Боснии и Герцеговины составляло 600 человек, около половины из которых проживало в Сараево. [26] Большинство евреев, бежавших из Сараево и Боснии, предпочли остаться в Израиле после окончания войны, хотя некоторые вернулись. [4] и другие переехали в другое место, например, Роберт Ротбарт (урожденный Борис Каймакович).

Независимая Босния и Герцеговина

[ редактировать ]
Свен Алкалай , министр иностранных дел с 2007 по 2012 год.

Еврейскую общину Боснии и Герцеговины возглавляет Якоб Финчи с 1995 года.Конституция Боснии и Герцеговины резервирует определенные высшие политические должности, включая членство в Президиуме и Палате народов за членами трех составных народов (боснийцев, хорватов и сербов). [27] В 2009 году Европейский суд по правам человека вынес постановление по делу Сейдич и Финчи против Боснии и Герцеговины , что Конституция страны нарушает Европейскую конвенцию по правам человека . Соглашение между политическими партиями о внесении соответствующих поправок в Конституцию все еще находится на рассмотрении, несмотря на международное давление. [28] Это не помешало боснийским евреям занять видные должности: среди них Свен Алкалай был министром иностранных дел с 2007 по 2012 год.

В 2024 году евреи и мусульмане из Боснии совместно отметили Международный день памяти жертв Холокоста , чтобы способствовать диалогу и уважению в ответ на войну между Израилем и Хамасом . [29]

Культура

[ редактировать ]
Сараевская Агада

Сараевская Агада

[ редактировать ]

Сараевская Агада XIV века — это иллюминированная рукопись , которая пережила множество испытаний и разрушений. Историки полагают, что ее вывезли из Испании испанские евреи , изгнанные инквизицией в 1492 году. Заметки на полях Агады указывают на то, что она появилась в Италии в 16 веке. Он был продан национальному музею в Сараево в 1894 году человеком по имени Джозеф Коэн.

Во время Второй мировой войны рукопись спрятал от нацистов доктор Йозо Петрович. [30] директор городского музея [31] и Дервиш Коркут, главный библиотекарь, который тайно переправил Агаду мусульманскому священнослужителю в горной деревне недалеко от Трескавицы, где она была спрятана в мечети среди Корана и других исламских текстов. [32] Во время боснийской войны 1992–1995 годов, когда Сараево находилось в постоянной осаде со стороны боснийских сербов, рукопись сохранилась в подземном банковском хранилище.

Впоследствии рукопись была восстановлена ​​в рамках специальной кампании, профинансированной Организацией Объединенных Наций и боснийской еврейской общиной в 2001 году, и в декабре 2002 года была выставлена ​​в постоянной экспозиции музея. [3]

Синагоги

[ редактировать ]
Интерьер синагоги Ашкенази в Сараево
Синагога в Добое

Самые старые синагоги в Боснии и Герцеговине были построены сефардской общиной в 16 веке.В австро-венгерский период новая община ашкенази также строила свои собственные храмы, часто принимая архитектурный стиль мавританского возрождения , как в случае с синагогой ашкенази в Сараево . Большинство из них были разрушены во время Второй мировой войны, в том числе сараевский Иль-Кал-Гранде . [33] В Сараево осталось четыре синагоги:

  • Старый храм ( Стари Храм / Кал Вьежу , также известный как Сиявуш-пашина дайра или Велика Авлия ): известно, что сефардская синагога вместе с большой гостиницей под названием «Большой двор» была построена в 1581 году на пожертвование турецкого бейлербея Сиджамуша-паши. помочь бедным членам еврейской общины Сараево. Он пережил два пожара в 1697 и 1768 годах. Нынешний вид храма обусловлен реставрацией/ремонтом 1821 года. Сейчас он служит еврейским музеем.
  • Новый храм ( Новый Храм / Кал Нуэво ): построенный рядом со Старым храмом, сегодня он служит художественной галереей, принадлежащей еврейской общине Сараево.
  • Синагога Бьелаве ( Кал ди ла Билава ): во время Второй мировой войны здание было конфисковано усташами и использовалось в качестве места содержания под стражей.
  • Ашкеназская синагога : спроектирована Карелом Паржиком и построена в 1902 году для растущей общины ашкенази в архитектурном стиле мавританского возрождения .

Еврейские общины

[ редактировать ]

Еврейский муниципалитет Сараево

[ редактировать ]

Еврейский муниципалитет Сараево , также еврейская община Сараево, — религиозная организация граждан Боснии и Герцеговины еврейского происхождения с местонахождением в Сараево .

История еврейской иммиграции в Боснию и Герцеговину и Сараево началась в 1492 году после того, как испанскому католическому государству под руководством Фердинанда и Изабеллы удалось сломить власть мусульманских правителей в Испании. Для оставшихся граждан мусульманской и иудейской конфессий началось время дискриминации и давления с целью заставить их принять христианство или уйти. В этот момент османское правительство разрешило евреям-изгнанникам из Испании поселиться на своей территории. Около 1551 года в Сараево переселились первые еврейские семьи, а уже в 1565 году еврейский ( сефардский в Сараево был основан ) муниципалитет. По просьбе мусульманских лидеров Сараево Каниели Сиявуш-паша , когда он прибыл в Сараево в 1581 году, построил большую гостиницу в качестве квартир для евреев, чтобы они могли жить в городе как особые люди. Однако османское правительство не навязало евреям условия гетто, впервые установленные христианскими правителями. Сиявуш-паше удалось добиться от султана разрешения евреям Сараево на строительство собственного дома. синагога . [34]

В других городах и поселках

[ редактировать ]

Еврейская община в Добое

[ редактировать ]

В остальной части страны некоторые здания синагог были сохранены и отремонтированы (например, в Добое ), но в них не проводятся службы.

История евреев в Баня-Луке

[ редактировать ]
Баня-Луки до Второй мировой войны Старая синагога

Евреи-сефарды впервые упоминаются в Баня-Луке в 16 веке. До австро-венгерского времени еврейское население Баня-Луки состояло исключительно из евреев-сефардов, выходцев из Испании и Португалии. Они занимались ремеслами и торговлей; ремеслами занимаются более бедные евреи, в то время как несколько более обеспеченные занимались торговлей. С 1878 года евреи дали большой толчок расширению капиталистической экономики и распространению западноевропейских идей в Баня-Луке . По данным с 1815 по 1878 год, держателями импортно-экспортной торговли были сербы , евреи и мусульмане , ориентированные на внутреннюю торговлю и ремесла. [35] Ашкенази также поселились в городе в 19 веке. До мировой войны Второй Баня-Луки еврейская община состояла из нескольких сотен семей. Почти все они были уничтожены во время Холокоста в Югославии. Сегодня число еврейских семей в Баня-Луке исчисляется десятками. Еврейский культурный центр «Арье Ливне» открылся в Баня-Луке в 2015 году.


Кладбища

[ редактировать ]
Вид со старого еврейского кладбища в Сараево.
Бывший раввинский семинар в Сараево

Выдающиеся боснийские евреи

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Окончательные результаты переписи населения 2013 года. КНИГА 2 – ЭТНИЧЕСКАЯ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, РЕЛИГИЯ, РОДНОЙ ЯЗЫК/НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, РЕЛИГИЯ, ЯЗЫК . Федеральное бюро статистики. 13 апреля 2017 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д «Босния-Герцеговина» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 24 апреля 2012 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Макови, Майкл (10 ноября 2009 г.). «Сараевская роза: блокнот балканского еврейства» . Еврейство . Архивировано из оригинала 9 февраля 2010 года . Проверено 30 мая 2015 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Американский еврейский объединенный распределительный комитет - Босния и Герцеговина. Архивировано 2 мая 2004 г., archive.today .
  5. ^ «Перепись населения, домохозяйств и жилищ в Боснии и Герцеговине ПО ЭТНИЧЕСКОЙ/НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, РЕЛИГИИ И РОДНОМУ ЯЗЫКУ» (PDF) . Перепись 2013 года . 2019. Архивировано (PDF) из оригинала 25 июля 2020 года . Проверено 15 сентября 2020 г.
  6. ^ « Джудан» и свастики на зданиях в Боснии» . Канал 7 (на иврите). 23 июля 2018 года . Проверено 16 января 2021 г.
  7. ^ «БОСНИЯ» . Еврейская энциклопедия.com . Проверено 24 апреля 2012 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Отрывки из жизни евреев в Югославии - Часть I. Архивировано 16 июля 2006 г. в Wayback Machine.
  9. ^ « Македония и еврейский народ », А. Асса, Скопье, 1992, стр.36.
  10. ^ Испанский в мире. Ежегодник 2004. Испанский язык в Боснии и Герцеговине. Ситуация с изучением испанского языка за пределами Сараевского университета , Соня Торрес Рубио .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и « Ясеновац-Доня Градина 1941–1945 ». Архивировано 13 января 2010 года в Wayback Machine.
  12. ^ «Вспоминая прошлое – еврейская культура борется за выживание в Македонии, Жидас Даскаловски» . Ce-review.org . Проверено 24 апреля 2012 г.
  13. ^ «Мустафа и Зейнеба Хардага, Изет и Бахрия Хардага, Ахмед Садик» . yadvashem.org .
  14. ^ «Роза Собер-Драгойе и Зекира Бесревич» . yadvashem.org .
  15. ^ «Имена и числа праведников народов мира» . yadvashem.org .
  16. ^ «Уничтожение памяти о еврейском присутствии в Восточной Европе; пример: бывшая Югославия – интервью с Иваном Цереснесом» . Иерусалимский центр по связям с общественностью . Декабрь 2008 года.
  17. ^ Перейти обратно: а б Серагельдин, Исмаил; Шлюгер, Эфи; Мартин-Браун, Джоан (январь 2001 г.). Исторические города и священные места: культурные корни городского будущего . Публикации Всемирного банка. п. 313. ИСБН  0-8213-4904-Х .
  18. ^ Шварц, Стивен (2005). Сараевская Роза: Записная книжка балканских евреев . Саки. п. 70 и далее . ISBN  0-86356-592-1 .
  19. ^ Давико, Леон (июнь 1993 г.). «Пасха в Сараево» . Курьер ЮНЕСКО.
  20. ^ Шварц, Стивен (2 января 2004 г.). «Историческое кладбище в Сербии осквернено» . Форвард .
  21. ^ Аллен, Беверли (февраль 1996 г.). Война изнасилований: скрытый геноцид в Боснии и Герцеговине и Хорватии . Университет Миннесоты Пресс. п. 14. ISBN  978-0-8166-2818-6 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Шанкер, Том (10 октября 1994 г.). «Поступайте с другими: в разгар этнической кровавой бойни в Боснии невинные находят спасательный круг в еврейской общине» . Чикаго Трибьюн .
  23. ^ Полоновский, Макс (2002). Европейское еврейское наследие. Материалы международной конференции, состоявшейся в Париже, в Музее искусства и истории иудаизма, 26, 27 и 28 января 1999 г.: Материалы международной конференции, состоявшейся в Париже, в Музее искусства и истории из иудаизма, 26, 27 и 28 января 1999 года . Питерс. п. 44. ИСБН  90-429-1177-8 .
  24. ^ Гей, Лэнс (10 апреля 1993 г.). «Евреи платят боснийским мусульманам» . Воздаятель . Архивировано из оригинала 12 августа 2011 года.
  25. ^ Лондон, Чарльз (2009). Вдали от Сиона: В поисках глобальной еврейской общины . Уильям Морроу и компания . п. 137. ИСБН  978-0-06-156106-1 .
  26. ^ «Еврейская община Сараево» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
  27. ^ Еврей оспаривает запрет на пост президента Боснии [ постоянная мертвая ссылка ] , Yaniv Salama-Scheer , Jerusalem Post , 18 February 2007.
  28. ^ Боснийский еврей пытается отменить запрет на баллотирование в президенты , Гаарец , 5 июня 2009 г.
  29. ^ Никшич, Сабина. «Мусульмане и евреи в Боснии отмечают День памяти жертв Холокоста и призывают к миру и диалогу» . Служба религиозных новостей . Проверено 18 июня 2024 г.
  30. ^ Влайко Палавестра, ИСТОРИИ СУДЬБЫ САРАЕВСКОЙ ХАГГАДА. Архивировано 7 января 2007 г. в Wayback Machine. Босния и Герцеговина
  31. ^ Невоспетые герои Холокоста в Catholic Online
  32. Джеральдин Брукс, Хроники, «Книга Исхода», The New Yorker , 3 декабря 2007 г., стр. 74
  33. ^ «Наследие и объекты культурного наследия» . jewish-heritage-europe.eu . 7 февраля 2012 г.
  34. ^ Мадс Якобсен (12 октября 2017 г.). «Еврейская жизнь в Сараево» . Проверено 13 декабря 2019 г.
  35. ^ Евреи и Баня-Лука в турецкую эпоху
  36. ^ Дурмишевич, Мирсад (16 февраля 2011 г.). «Рогатические евреи» . romatica-bih.blogspot.com .
  37. ^ «Салон» . benevolencija.eu.org . 2001.
  38. ^ «Интернет-библиотека Центральной и Восточной Европы – онлайн-библиотека, где статьи, документы, журналы, периодические издания и книги стран ЦВЕ доступны для скачивания в Интернете» . Генеральный директор . Проверено 24 апреля 2012 г.
  39. ^ «Уничтожение памяти о еврейском присутствии в Восточной Европе; пример: бывшая Югославия – интервью с Иваном Цереснесом» . Иерусалимский центр по связям с общественностью . Декабрь 2008 года.
  40. ^ Голоса югославского еврейства Пола Бенджамина Гордиев, стр. 62
  41. ^ «Дэвид Элазар - Интернет-энциклопедия Britannica» . Британика.com. 14 апреля 1976 года.
  42. ^ «Скамейка — дом израильского баскетбола — информация, статистика и ежедневные новости обо всех игроках, командах и лигах» . Safsal.co.il. 24 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 г.
  43. ^ Палавестра, Предраг (2000). «Еврейские писатели в сербской литературе: Исак Самоковлия» (PDF) . Журнал Североамериканского общества сербских исследований . 14 (1). Перевод Э.Д. Гоя и Ясны Левингер-Гой. Блумингтон, Индиана, США: Издательство Славика: 65–68. ISSN   0742-3330 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 сентября 2007 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e94a934e99c237a644dc03a584455a37__1718712600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/37/e94a934e99c237a644dc03a584455a37.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jewish people of Bosnia and Herzegovina - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)