История евреев в Ирландии
Общая численность населения | |
---|---|
2892 (перепись 2016 г., Ирландия, перепись 2011 г., Северная Ирландия) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Дублин , Белфаст | |
Языки | |
Английский ; исторически Хиберно-Идиш , [1] и Ладен [2] | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Литовские евреи , евреи-ашкенази , евреи-сефарды |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История Ирландии |
---|
Портал Ирландии |
История евреев в Ирландии насчитывает более тысячелетия. Еврейская . община в Ирландии в современной истории всегда была небольшой по численности: по крайней мере с 1891 года она не превышала 5500 человек
Средние века до 16 века
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о евреях в Ирландии относится к 1079 году. В «Анналах Инисфоллена» записано: «Пять евреев прибыли из-за границы с подарками Тойрдельбаху [ Тойрдельбаху Уа Бриану , королю Мюнстера ], и их снова отправили обратно за границу». [3]
Никаких дальнейших упоминаний не обнаружено до вторжения норманнов в Ирландию в 1169 году , предпринятого Ричардом де Клером, 2-м графом Пембруком, вопреки запрету Генриха II Английского . Стронгбоу, судя по всему, получал финансовую помощь от еврейского ростовщика, поскольку под датой 1170 года имеется следующая запись: «Джоссе еврей из Глостера должен 100 шиллингов в качестве вознаграждения за деньги, которые он одолжил тем, кто вопреки королевскому запрету перешел на сторону Ирландия". [4]
К 1232 году в Ирландии, вероятно, уже существовала еврейская община, поскольку дар от 28 июля 1232 года короля Генриха III Питеру де Ривелю дает ему должность казначея и канцлера ирландской казначейства, королевские порты и побережье, а также « опека над королевским иудаизмом в Ирландии». [5] Этот грант содержит дополнительную инструкцию о том, что «все евреи в Ирландии должны быть внимательными и отзывчивыми к Петру как к своему хранителю во всем, что касается короля». [6] Евреи этого периода, вероятно, проживали в Дублине или вблизи него . В Дублинской Белой книге 1241 года есть сведения о предоставлении земли, содержащие различные запреты на ее продажу или распоряжение грантополучателем. Часть запрета гласит: «vel in Judaismo Ponere» (запрещает продавать его евреям). Последнее упоминание о евреях в «Календаре документов, касающихся Ирландии» появляется около 1286 года. После указа 1290 года об изгнании евреев из Англии евреям, живущим в английской черте вокруг Дублина, возможно, пришлось покинуть английскую юрисдикцию.
Евреи определенно жили в Ирландии задолго до того, как Оливер Кромвель в 1657 году отменил английский эдикт об изгнании . Постоянное поселение евреев определенно было основано в конце 15 века. После изгнания из Португалии в 1497 году некоторые из этих евреев-сефардов поселились на южном побережье Ирландии. Один из них, Уильям Анньяс , был избран мэром Йола , графство Корк , в 1555 году . Фрэнсис Анньяс (Анес) был трижды мэром Йола в 1569, 1576 и 1581 годах. [7] [8]
17-19 века
[ редактировать ]Первая синагога Ирландии была основана в 1660 году недалеко от Дублинского замка . Община приобрела земельный участок в 1718 году. [9] Ирландии это стало первым еврейским кладбищем , получившим название Ballybough Cemetery . Кладбище расположено в районе Дублина Фэрвью , где находилась небольшая еврейская колония. [10]
Эмансипация
[ редактировать ]В декабре 1714 года ирландский философ Джон Толанд выпустил брошюру под названием « Причины натурализации евреев в Великобритании и Ирландии» . [11] [12] был внесен законопроект В 1746 году в ирландскую палату общин «о натурализации лиц, исповедующих еврейскую религию в Ирландии». До сих пор это было первое упоминание о евреях в Палате общин. Другой был представлен в следующем году, согласован без поправок и представлен лорду -лейтенанту Ирландии Уильяму Стэнхоупу, 1-му графу Харрингтону для передачи в Лондон, хотя он так и не получил королевского одобрения. Однако эти ирландские законопроекты привели к одному решающему результату; а именно, формирование Комитета усердия, который был организован в это время британскими евреями для наблюдения за ходом принятия меры. В конечном итоге это привело к организации Совета депутатов . [13] важный орган, существующий и по сей день. Евреи были прямо исключены из закона о натурализации Ирландии 1783 года. Исключения из Закона о натурализации 1783 года были отменены в 1846 году. Закон о браке в Ирландии 1844 года прямо предусматривал браки по еврейским обрядам. [ нужна ссылка ]
Дэниел О'Коннелл наиболее известен своей кампанией за эмансипацию католиков , но он также поддерживал аналогичные усилия в отношении евреев. В 1846 году по его настоянию был отменен закон «Об иудаизме», предписывавший евреям особую одежду. О'Коннелл сказал: «Ирландия имеет претензии на вашу древнюю расу, это единственная страна, которую я знаю, незапятнанную каким-либо актом преследования евреев ». Во время Великого голода (1845–1852 гг.), в результате которого погибло около 1 миллиона ирландцев, многие евреи помогали организовываться и щедро жертвовали на помощь голодающим. [14] [15] Дублинская газета в своих комментариях в 1850 году отметила, что барон Лайонел де Ротшильд и его семья:
... внесли свой вклад во время ирландского голода 1847 года ... сумма, намного превышающая совместные вклады Девонширов , а также Херефордов , Лэнсдаунов , Фицуильямов и Гербертов, которые ежегодно получали во много раз большую сумму из своих ирландских поместий. [16]
В 1874 году Вормсер Харрис был избран в Дублинскую корпорацию олдерменом Льюис Саут-Док округа . Два года спустя он был избран лорд-мэром Дублина , но умер 1 августа 1876 года, не вступив в должность. [17] В 1901 году Альберт Л. Альтман, успешный торговец солью в Дублине, был избран в Корпорацию членом городского совета округа Ашерс-Ки. Он прослужил три года до своей смерти в 1903 году. За время своего пребывания на посту он оказался в центре некоторых из самых взрывоопасных националистических противоречий той эпохи, включая раскол Пост-Парнелла внутри Ирландской парламентской партии, его собственное руководство Восстание трезвых рабочих в кругах самоуправления, а также решение Совета отказать в официальном приеме Эдуарду VII во время его первого визита в Сити в качестве нового короля – событие, которое Джеймс Джойс сделал центром своего рассказа о дублинцах «День плюща в Комната комитета». Несмотря на то, что Альтман обратился в католицизм, он страдал от травли евреев и антисемитских насмешек на протяжении многих лет, пока добивался муниципальной должности. [18]
В конце 19 века наблюдался рост еврейской иммиграции в Ирландию. В 1871 году еврейское население Ирландии составляло 258 человек; к 1881 году их число выросло до 453. Большая часть иммиграции к этому времени прибыла из Англии или Германии. Группа, поселившаяся в Уотерфорде , была валлийцами, чьи семьи родом из Центральной Европы. [19]
В 1892 году была основана новая штаб-квартира Дублинской еврейской конгрегации . Здание было освящено Германом Адлером , главным раввином Британской империи, который заявил, что «Ирландия — единственная страна в мире, которую нельзя обвинить в преследовании евреев». [20]
20 век
[ редактировать ]После русских погромов в Ирландию возросла иммиграция евреев, в основном из Восточной Европы (в частности, из Литвы ). К 1901 году в Ирландии проживал примерно 3771 еврей, более половины из них (2200) проживали в Дублине. К 1904 году общая еврейская численность населения составляла примерно 4800 человек. Для обслуживания иммигрантов были открыты новые синагоги и школы, многие из которых открыли магазины и другие предприятия. Многие из последующих поколений стали известными в деловых, академических, политических и спортивных кругах. [ нужна ссылка ]
Еврейское население Ирландии достигло около 5500 человек в 1940-х годах, но, согласно переписи 2016 года, оно сократилось примерно до 2500 человек, в основном из-за ассимиляции и эмиграции, хотя менее 800 человек являются гражданами Ирландии. Численность ирландского еврейского населения значительно сократилась в 1948 году после создания Израиля ; туда переезжает большое количество ирландских евреев по идеологическим и религиозным убеждениям. В последующие десятилетия все больше евреев также эмигрируют в Израиль, Великобританию и Соединенные Штаты из-за упадка еврейской жизни в Ирландии и ради улучшения экономических перспектив. Кроме того, уровень смешанных браков и ассимиляции, включая обращение в католицизм для вступления в брак, также был высоким.
В настоящее время в Ирландской Республике есть две синагоги в Дублине: одна православная и одна реформистская. Еще одна синагога есть в Белфасте в Северной Ирландии . Синагога в Корке закрылась в 2016 году.
Лимерик Бойкот
[ редактировать ]Экономический бойкот, развязанный против небольшой еврейской общины в Лимерик-Сити в первом десятилетии 20-го века, известен как Лимерикский бойкот (иногда известный как Лимерикский погром), и привел к тому, что многие евреи покинули город. Оно было спровоцировано влиятельным священником- редемптористом отцом Джоном Кригом , который призвал к бойкоту во время проповеди в январе 1904 года. Подросток Джон Рэли был арестован полицией и ненадолго заключен в тюрьму за нападение на еврейского ребе , но вернулся домой в гостеприимная толпа. Согласно отчету RIC , 5 еврейских семей покинули Лимерик «непосредственно из-за волнений», а 26 семей остались. Некоторые отправились в Корк , где трансатлантические пассажирские суда пришвартовались в Кобхе (тогда известном как Квинстаун). Они намеревались поехать в Америку . Джеральд Голдберг , сын этой миграции, стал лорд-мэром Корка в 1977 году.
Бойкот был осужден многими в Ирландии, среди которых был влиятельный Стэндиш О'Грэйди в своей газете All Ireland Review , изображающей евреев и ирландцев как «братьев в общей борьбе», хотя и используя язык, проводящий различие между ними. Член Земельной лиги Майкл Дэвитт (автор книги «Правдивая история антисемитских преследований в России ») в журнале Freeman's Journal напал на тех, кто участвовал в беспорядках и посещал дома еврейских жертв в Лимерике. [21] У его друга, члена парламента Коркмана Уильяма О'Брайена , лидера Объединенной ирландской лиги и редактора журнала Irish People , была жена-еврейка Софи Раффалович.
Отца Крига начальство перевезло сначала в Белфаст, а затем на остров в Тихом океане. В 1914 году Папа назначил его апостольским викарием Кимберли, Западная Австралия , и занимал эту должность до 1922 года. [22] Он умер в Веллингтоне , Новая Зеландия, в 1947 году. Джо Бриско, сын Роберта Бриско , дублинского еврейского политика, описывает эпизод в Лимерике как «отклонение в почти идеальной истории Ирландии и ее обращения с евреями ». [23]
ли описание этого события как погрома . С 1983 года несколько комментаторов поставили под сомнение традиционное повествование об этом событии, и особенно о том, уместно [24] [25] Историк Дермот Кио сочувствовал использованию этого термина евреями, пережившими это событие, и уважал его использование последующими авторами, но предпочитал термин «бойкот». [26] [27] Антисемитская кампания Крига, хотя и была опасной, не привела к гибели людей в еврейской общине Лимерика. Перепись 1911 года показала, что не только 13 из оставшихся 26 семей все еще проживали в Лимерике шесть лет спустя, но и что к ним присоединились 9 новых еврейских семей. [28] Еврейское население насчитывало 122 человека в 1911 году по сравнению со 171 в 1901 году. К 1926 году оно сократилось до 30 человек.
Война за независимость
[ редактировать ]Два ирландских еврея поддерживали Ирландскую республиканскую армию (ИРА) и Первую Дейл во время ирландской войны за независимость . Майкл Нойк был адвокатом литовского происхождения, прославившимся защитой захваченных в плен ирландских республиканцев, таких как Шон МакЭойн . Роберт Бриско был видным членом ИРА во время ирландской войны за независимость и гражданской войны в Ирландии . отправил его В 1920 году Майкл Коллинз в Германию в качестве главного агента по закупкам оружия для ИРА. Бриско оказался весьма успешным в этой миссии, и оружие прибыло в Ирландию, несмотря на британскую блокаду. [29] Позже Бриско также участвовал в движении за независимость Израиля и посоветовал Менахему Бегину распустить ополчение Иргун, чтобы впоследствии предотвратить гражданскую войну среди израильтян, после того как он извлек уроки из ирландской борьбы. Спустя годы, когда его сын Бен Бриско посетил Израиль в 1974 году, он вспомнил, что у Бегина остались приятные воспоминания о своей роли. [30] Майкл Коллинз также спрятался в еврейском доме и в какой-то момент переоделся в еврейскую одежду, чтобы скрыться от британских властей, и даже обругал «Черно-рыжих» на идиш. [31]
Сенат Ирландского свободного государства
[ редактировать ]В попытке обеспечить общинам меньшинств политическое представительство в парламенте (как это было в случае с христианскими конфессиями меньшинства) Эллен Кафф (графиня Дезар) , член еврейской общины, была назначена на двенадцатилетний срок У.Т. Косгрейвом Сенат Ирландии в 1922 году. Она заседала в качестве независимого члена до своей смерти в 1933 году. [32] Она также была защитницей ирландского языка и занимала пост президента Гэльской лиги .
Правительство Ирландии
[ редактировать ]Конституция Ирландии 1937 года конкретно предоставляла конституционную защиту евреям. считал это необходимым компонентом конституции Эамон де Валера из-за обращения с евреями в других частях Европы в то время. [33]
Ссылка на еврейские общины из Конституции Ирландии была удалена в 1973 году Пятой поправкой . Та же поправка удалила «особое положение» Католической церкви, а также ссылки на Ирландскую церковь, Пресвитерианскую церковь, Методистскую церковь и Религиозное общество друзей.
Детский транспорт в Северную Ирландию
[ редактировать ]Комитет организовал детский транспорт . В 1939 году около десяти тысяч детей без сопровождения взрослых в возрасте от трех до семнадцати лет из Германии и Чехословакии был разрешен въезд в Соединенное Королевство без виз. Некоторые из этих детей были отправлены в Северную Ирландию. За многими из них присматривали приемные родители, но другие отправились на ферму беженцев Миллисл (ферма Мэгилла на Воберн-роуд), которая принимала беженцев с мая 1938 года до ее закрытия в 1948 году. [34]
Вторая мировая война и ее последствия
[ редактировать ]Ирландский посланник в Берлине Чарльз Бьюли , назначенный на должность в 1933 году, стал поклонником Гитлера и национал-социализма. Его отчеты содержали неверную информацию об обращении с евреями в Германии, и он был против разрешения евреям переехать в Ирландию. После выговора со стороны Дублина он был уволен в 1939 году. [35]
Ирландское государство было официально нейтральным во время Второй мировой войны , известной в Ирландской Республике как « Чрезвычайная ситуация », хотя, по оценкам, около 100 000 человек из штата приняли участие на стороне союзников. [36] в то время как горстка, возможно, встала на сторону их противников. В Риме Ти Джей Кирнан, ирландский посланник Ватикана, и его жена Делия Мерфи (известная певица традиционных баллад) работали с ирландским священником Хью О'Флаэрти , чтобы спасти многих евреев и сбежавших военнопленных. Евреи проводили религиозные службы в церкви Сан-Клементе «Collegium Hiberniae Dominicanae», имевшей дипломатическую защиту Ирландии . [37]
Во время Второй мировой войны внутри страны существовали некоторые антиеврейские настроения, наиболее заметно выраженные в пресловутой речи в газете Dáil в 1943 году, когда недавно избранный независимый ТД Оливер Дж. Фланаган выступал за «изгнание евреев из страны» . [38] С другой стороны, Хеннинг Томсен, временный поверенный в делах Германии , официально пожаловался на комментарии прессы. В феврале 1939 года он протестовал против епископа Голуэя пастырское письмо , обвиняя Германию в «насилии, лжи, убийствах и осуждении других рас и народов». , который опубликовал аналогичное [39]
Политический истеблишмент проявлял некоторое официальное безразличие к еврейским жертвам Холокоста во время и после войны. позже охарактеризовал это безразличие Министр юстиции, равенства и правовой реформы Майкл Макдауэлл как «антипатичное, враждебное и бесчувственное». [40] Доктор Мервин О'Дрисколл из Университетского колледжа Корка сообщил о неофициальных и официальных барьерах, которые мешали евреям найти убежище в Ирландии, хотя с тех пор эти барьеры исчезли:
Хотя явный антисемитизм не был типичным, южные ирландцы были безразличны к преследованию нацистами евреев и тех, кто бежал из Третьего рейха... Успешный кандидат в 1938 году обычно был богатым, среднего или пожилого возраста, одиноким из Австрии. , католик и желающий спокойно уйти на пенсию в Ирландию и не заниматься трудоустройством. Лишь немногие венские банкиры и промышленники соответствовали строгому критерию католиков, хотя, возможно, и еврейского происхождения, способных комфортно обеспечивать себя, не участвуя в экономической жизни страны. [41]
Известно, что две ирландские евреи, Этти Стейнберг и ее маленький сын, были убиты во время Холокоста, который в остальном не оказал существенного прямого воздействия на евреев, фактически живших в Ирландии. (Известно, что по меньшей мере шесть евреев из Ирландии были убиты во время Холокоста. [42] ) Ванзейская конференция включила 4000 евреев Ирландии в число тех , кого приговорили к убийству во время Холокоста .
После войны еврейским группам было очень трудно получить статус беженцев для еврейских детей, тогда как у Ирландского Красного Креста не было проблем с операцией «Трилистник» , в ходе которой было привлечено более 500 христианских детей, в основном из Рейнской области. [43] В 1948 году Министерство юстиции объяснило, что:
Политика министра юстиции всегда заключалась в ограничении приема иностранцев-евреев по той причине, что любое существенное увеличение нашего еврейского населения может привести к возникновению антисемитской проблемы. [44]
Однако Де Валера отменил решение Министерства юстиции, и в 1948 году 150 еврейских детей-беженцев были доставлены в Ирландию. Ранее, в 1946 году, 100 еврейских детей из Польши были доставлены в замок Клонин в графстве Уэстмит. [45] Соломон Шонфельд . [46] Позже дети воссоединились со своими семьями или начали новую жизнь в Израиле, Великобритании и США. [47] В 2000 году многие дети из замка Клонин вернулись, чтобы воссоединиться. В 1952 году ему снова пришлось отклонить решение Министерства юстиции о приеме пяти православных семей, бежавших от коммунистов. В 1966 году еврейская община Дублина организовала посадку и освящение леса Эамон де Валера в Израиле, недалеко от Назарета , в знак признания его постоянной поддержки евреев Ирландии. [48]
21 век
[ редактировать ]В 2006 году британской сети супермаркетов Tesco пришлось извиниться за продажу пресловутой антисемитской подделки «Протоколы сионских мудрецов» в своих магазинах в Великобритании и Ирландии. Шахид Сатардиен, глава Мусульманского совета Ирландии, заявил, что это фактически «загрязняет умы впечатлительных молодых исламистов ненавистью и гневом по отношению к еврейской общине». [49]
В Дублине есть одна православная община и одна прогрессивная. В 2022 году закрылась Махзикей Хадасс, последняя деноминация харедим. В Белфасте есть одна православная община. [50]
В марте 2023 года кошерный ресторан Deli 613 в Дублине открылся . Это первая полностью кошерная закусочная, работающая в Ирландии с конца 1960-х годов. [51] [52]
Ирландские евреи в спорте
[ редактировать ]Бетел Соломонс играл в регби за колледж Уэсли и за Ирландию, сыграв 10 матчей за сборную с 1907 по 1910 год. [53] [54]
Родившийся в Литве Луи Бухалтер (позже Букман) (1890–1943), который переехал в Ирландию в детстве, играл в футбол на международном уровне за Ирландию (выиграв домашний международный чемпионат в 1914 году), а также играл на клубном уровне за Шелбурн и Белфаст. Селтик , он также играл в крикет за Крикетный клуб Железнодорожного союза , Ленстерский крикетный клуб и за Ирландскую национальную сборную по крикету .
Луи Коллинз Джейкобсон играл в крикет за Ирландию, открывая подачу 12 раз, а также на клубном уровне в Дублине в качестве первой битой для Clontarf CC , а ранее - для крикетного клуба Carlisle Cricket Club в Киммейдже, который состоял из членов еврейской общины Дублина. [55]
Дублин Маккаби — футбольная команда из Киммаге/Теренуре/Ратгара. Они играли в Дублинской любительской лиге; За них играли только игроки-евреи. «Маккаби» играл в свои игры на стадионе KCR, открывшемся в 1950-х годах. Они распались в 1995 году из-за сокращения количества игроков и споров по поводу гонораров, и многие из их игроков присоединились к ФК Парквейл.
Какое-то время Дублинский еврейский шахматный клуб играл в Ленстерской шахматной лиге , выиграв Эннис Шилд в 1936 году и получив повышение для участия в Кубке Армстронга. [ нужна ссылка ] Уроженец Риги Филип Бейкер (1880–1932) был чемпионом Ирландии по шахматам в 1924, 1927, 1928 и 1929 годах. [ нужна ссылка ]
также существовал Дублинский еврейский боксерский клуб В южной части города . На протяжении всего своего многолетнего существования он располагался в подвале синагоги на Аделаид-Роуд, самой большой синагоги в стране. Было выпущено много прекрасных боксеров, среди которых были Сидней Керланд, Фредди Розенфилд, Джерри Костик, Фрэнк и Генри Айзексон и Зеррик Вульфсон. Как боксер Джерри Костик представлял Ирландию на Маккабиаде 1949 года и Маккабиаде 1953 года , а также, представляя Тринити-колледж Дублина , выиграл два титула Университетского спортивного союза. Костик также играл в регби и футбол за «Карлайл» более десяти лет, в то время как Вульфсон также несколько лет играл в крикет за «Карлайл CC», а в 1949 году за Дублинский университет, когда он сделал хет-трик в своем первом матче. Как сообщалось в газетах, он уволил Дж.В.Люса , Мика Даргана и Джерри Куинна, забив три мяча подряд. Все они были очень компетентными действующими игроками международного уровня. Он также играл в настольный теннис первого дивизиона за Anglesea TTC в качестве игрока номер 3, присоединившись к Уилли Херону и Эрни Стерну, игрокам сборной Англии, в первой команде.
Энон Гэвин играл в гэльский футбол за Роскоммон в 1990-х годах, выиграв премию All Star Award в 1991 году. [56]
Антисемитизм
[ редактировать ]В политике
[ редактировать ]Многие из основополагающих политических деятелей Ирландии, в том числе основатели двух из трех основных партий Ирландии, были известны своими антисемитскими высказываниями и поведением. Артур Гриффит , основатель Шинн Фейн , занимал жесткую антидрейфусаровскую позицию в качестве редактора United Irishman . [57] [58] В серии редакционных статей Гриффит напал на «еврея-предателя» Дрейфуса, обвинил дублинскую прессу в том, что она «почти вся еврейская тряпка»; и осудил «пятьдесят других тряпок, подобных тем, за которыми нет ничего, кроме сорока или пятидесяти тысяч еврейских ростовщиков и карманников в каждой стране, и которые ни один порядочный христианин никогда не читает, кроме как затыкая нос в качестве меры предосторожности против тошноты». [57] [58] Гриффита В других редакционных статьях в газете «Объединенный ирландец» в том же году выражалась обеспокоенность по поводу заговора, в ходе которого «еврейский капиталист взял под контроль лживую «Прессу Цивилизации» от Вены до Нью-Йорка и далее», и заключались в том, что «мы знаем, что все евреи довольно обязательно окажутся предателями, если им представится такая возможность». [57] [58] « Объединенный ирландец» также опубликовал статьи, подписанные «министром внутренних дел» ( Фрэнк Хью О'Доннелл ), которые были антисемитскими по тону, в том числе статью 1899 года, в которой говорилось: «В прежние годы я часто заявлял, что три злых влияния века были пират, масон и еврей». [59]
Во время taoiseach , Эамон де Валера основатель Fianna Fáil и один из самых значительных государственных деятелей Ирландии, лично позвонил представителю правительства нацистской Германии, чтобы выразить соболезнования в связи со смертью Гитлера. [60] Джордж Ноубл Планкетт , отец Джозефа Планкетта и влиятельный парламентарий и член различных правительственных кабинетов, предупредил де Валеру о гнусных качествах и влиянии евреев, включая утверждения о низкой нравственности евреев, о том, что евреи несут ответственность за Первую мировую войну и были пытались уничтожить папство, контролировали прессу в разных странах, публиковали порнографию и были «очень неприятными иммигрантами». [61]
Совсем недавно Реада Кронин , член Шинн Фейн из Килдэр-Норт , подверглась критике за ряд антисемитских твитов, датированных почти десятилетней давностью, которые включали утверждения о том, что евреи несут ответственность за европейские войны, что Адольф Гитлер был «пешкой» Ротшильдов. и что Моссад влиял на выборы в Великобритании; [62] [63] Кронин извинился и не получил дальнейших дисциплинарных мер от Шинн Фейн. [64] Согласно The Jewish Chronicle , Крис Эндрюс , еще один TD Шинн Фейн, по-видимому, предположил, что Гитлер, возможно, «не слишком ошибался», и ему нравились посты в социальных сетях, в которых израильтян называли «убийственными сионистскими ублюдками»; [65] Мик Уоллес, депутат Европарламента, входящий в партию «Левые» в Европейском парламенте , поделился в социальных сетях публикациями, в которых предлагалось евреям контролировать средства массовой информации, обвинял Израиль в терактах 11 сентября и охарактеризовал еврейство как «племенную социопатию». [65]
В церкви
[ редактировать ]На протяжении 20-го века несколько ведущих деятелей католической церкви пропагандировали антисемитские убеждения и взгляды, а ряд ведущих католических газет и журналов, в том числе Irish Catholic , Catholic Bulletin , Irish Mind , Irish Rosary и Cross , опубликовал то, что историк Дермот Кио назвал «радикальными антиеврейскими статьями». [66] Кио выделяет Дениса Фэи , профессора богословия в семинарии отцов Святого Духа в Киммейдже , Дублин, и -иезуита священника Эдварда Кэхилла , близкого друга де Валеры. [66] Фэи рассматривал «интернационализм еврейства и масонства » как две большие угрозы, которые следует учитывать; по его мнению, коммунизм был «самым последним достижением в многовековой борьбе, которую вел еврейский народ против сверхъестественного Мессии, Господа нашего Иисуса Христа». [66] Кэхилл считал евреев ответственными за «загрязнение» западного общества в результате их контроля над прессой, кино и банками основных западных стран. [67]
В Страстное воскресенье 1932 года Джон Чарльз Маккуэйд , примас Ирландии , архиепископ Дублина и имевший большое политическое влияние на ирландскую политику на протяжении большей части 20-го века, произнес антисемитскую проповедь в колледже Блэкрок ; в нем он осуждал евреев на том основании, что «с первых гонений до настоящего момента вы обнаружите, что евреи участвуют практически в каждом движении против нашего Божественного Господа и Его Церкви. Еврей как еврей категорически против Иисуса Христа и всех Церковь означает... под сатаной мы подразумеваем не только Люцифера и падших ангелов, но и тех людей, евреев и других, которые... избрали сатану своим главой». [68] Затем он утверждал, что международная пресса и Голливуд контролировались «евреем-врагом нашего Спасителя», что Великая депрессия была «преднамеренной работой нескольких еврейских финансистов» и что эта и другие схемы были частью более масштабного заговора с целью поставить мир под контроль « Лиги Наций, контролируемой евреями ». [68] [69] В мае 1949 года Маккуэйд написал главному раввину Эммануэлю Якобовицу , в котором пригрозил еврейской общине Ирландии, если новое государство Израиль не обратится к христианским местам поклонения там к удовлетворению Маккуэйда; В своем докладе по этому поводу папскому нунцию Маккуэйд утверждал моральность использования в качестве оружия «того, что больше всего беспокоит еврея: страха перед репрессиями». [69]
Среди других известных антисемитов в Католической церкви Ирландии - Джон Криг, чьи проповеди спровоцировали бойкот Лимерика, также известный как Лимерикский погром. В своей первой проповеди, произнесенной 11 января 1904 года, Криг рассказал о том, как евреи распяли Иисуса Христа, и воскликнул: «Кровь Его на нас и всех наших детях»; сослался на кровавый навет ; сказал, что «выпив кровь других народов», евреи «пришли к нам, как пиявки, и пить нашу кровь... вопрос в том, позволим ли мы им еще больше прицепиться к нам, пока мы и наши дети не станем беспомощными жертвами их жадности»; и заключил: «Я без колебаний скажу, что нет большего врага католической церкви, чем евреи». [70]
Северная Ирландия
[ редактировать ]Евреи Северной Ирландии жили в основном в Белфасте , где в 1870 году была основана Белфастская еврейская конгрегация , община ашкенази православная . [71] Бывшие общины располагались в Дерри и Лургане . [72] [73] [74] Первое упоминание о евреях в Белфасте датируется 1652 годом, а «еврей-мясник» упоминается в 1771 году, что позволяет предположить некоторое подобие еврейской общины того времени. [75]
Белфастская раввинская линия
[ редактировать ]Первым служителем общины был Йозеф Хоцнер , который служил в синагоге, которая располагалась на Грейт-Виктория-стрит с 1870 по 1880 и с 1892 по 1897 годы. Позже среди духовных лидеров синагоги был Ицхак ха-Леви Херцог (1916–1919), который позже стал Главный раввин Израиля . Его сын Хаим Герцог , ставший шестым президентом Израиля , родился в Белфасте. Раввин Джон Росс, раввин Джейкоб Шахтер и раввин Александр Карлебах следовали этой раввинской линии.
Белфастская еврейская община
[ редактировать ]Сообщается, что в 17 веке евреи жили в Ольстере , северной провинции Ирландии, большая часть которой сейчас находится в Северной Ирландии . В нескольких записях также отмечается присутствие евреев в 18 и начале 19 веков. В 19 веке, когда погромы в России и Польше усилились, еврейское население Белфаста увеличилось с 52 человек по переписи 1861 года до 78 в 1881 году и 273 в 1891 году. [71] [72] Религиозных обращений было очень мало, но интересным благородным исключением была графиня Шарлемон. Достопочтенный. Элизабет Джейн Сомервилл, родившаяся 21 июня 1834 года, была дочерью Уильяма Сомервилля, 1-го барона Атламни и леди Марии Харриет Конингем. Она вышла замуж за Джеймса Молинье Колфилда, 3-го графа Шарлемона, сына достопочтенного. Генри Колфилд и Элизабет Маргарет Браун, 18 декабря 1856 года. Ее свекровь была фавориткой при королевы Виктории дворе . В результате замужества Hon. Элизабет Джейн Сомервилл была названа графиней Шарлемон 26 декабря 1863 года. Вскоре после этого она посетила службы в синагоге в Белфасте и приняла иудаизм. Она умерла 31 мая 1882 года в возрасте 47 лет в замке Роксборо , Мой, графство Тайрон, без проблем. В Мой не было евреев, поэтому ее первое знакомство с иудаизмом заслуживает исследования.
Из-за притока русских и польских евреев на рубеже веков еврейская община создала попечительский совет в 1893 году, благотворительное общество еврейских женщин за рубежом в 1896 году и еврейскую национальную школу в 1898 году для обучения своих детей. [76] В течение короткого времени существовала вторая еврейская синагога — Конгрегация Риджент-стрит. [77]
Отто Яффе , лорд-мэр Белфаста , был пожизненным президентом Еврейской конгрегации Белфаста и помог построить вторую синагогу в городе в 1904 году, оплатив большую часть стоимости в 4000 фунтов стерлингов. Он был немецким импортёром льна и несколько раз в год приезжал в Белфаст, чтобы купить льняное полотно. Он преуспел и решил жить в Белфасте. Синагога, которую он основал, располагалась на Аннесли-стрит, недалеко от Карлайл-серкус, на севере города, где тогда проживало большинство евреев. [78] Впоследствии Барни Гурвиц, известный бизнесмен из Белфаста, был президентом общины в течение как минимум двух десятилетий. Он также был мировым судьей в течение многих лет и женился на Сейне Кляйн из известной семьи Клейн из Корк-Сити. Двоюродная сестра г-жи Сейны Гурвиц Сара Белла Кляйн, также из известной семьи Корк, вышла замуж за Уильяма Льюиса Вулфсона из Дублина, члена очень известной и многочисленной дублинской еврейской деловой семьи, многие потомки которой сегодня разбросаны по всему миру, в том числе Ирландия и Израиль. На семейных встречах Клейнов обычно присутствовало до 3000 членов семьи и родственников мужа.
Во время Второй мировой войны несколько еврейских детей, спасавшихся от нацистов на детском транспорте , прибыли и были размещены в Миллисле . Ферма беженцев Миллисл (ферма Мэгилла на Воберн-роуд) была основана пионерами-подростками из движения Бахад. Он принимал беженцев с мая 1938 года до закрытия в 1948 году. [34]
В 1901 году еврейское население составляло 763 человека. [72] Согласно записям 1929 года, 519 евреев эмигрировали из Северной Ирландии в Соединенные Штаты. [79] В 1967 году население оценивалось в 1350 человек; к 2004 году это число упало до 130. Сейчас оно оценивается примерно от 70 до 80. Считается, что в настоящее время в Еврейской конгрегации Белфаста насчитывается всего 80 человек. [72]
Густав Вильгельм Вольф , партнер Harland and Wolff в Белфасте, происходил из еврейской семьи, перешедшей в протестантизм. Harland and Wolff была крупнейшей верфью в Великобритании и Ирландии. Эдвард Харланд купил верфь за 5000 долларов у Хиксона и компании в 1860/61 году на средства ливерпульского еврейского инвестора Г. К. Швабе. Швабе отправил своего племянника Гюстава Вильгельма Вольфа в Белфаст для наблюдения за инвестициями, и в следующем, 1862 году компания приняла название «Харланд и Вольф». Харланд и Вольф построили множество крупных кораблей, включая « Титаник» .
Среди хорошо известных евреев Белфаста: Рональд Эпплтон , королевский прокурор во время беспорядков в Северной Ирландии, который был избран президентом Еврейской конгрегации Белфаста и занимал этот пост до выхода на пенсию в 2008 году; Белфастские актеры Гарольд Голдблатт и Гарри Тауб ; пионер современного танца в Северной Ирландии Хелен Льюис ; и джазовый комментатор Солли Липшиц.
Демография
[ редактировать ]Согласно переписи населения Ирландии 2016 года , в 2016 году в Ирландии проживало 2557 евреев по вероисповеданию, из которых 1439 (56%) проживали в ее столице Дублине . [80] На момент переписи населения Ирландии 2022 года это число снизилось до 2193. [81]
|
|
|
|
Теоретическая история евреев в Ирландии
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Список ирландских евреев
- Маленький Иерусалим, Портобелло для описания Маленького Иерусалима.
- Главные раввины Ирландии
- Ирландско-израильские отношения
- Евреи бегут из нацистской Европы в Великобританию
- Лебор Захват Эренна
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Бенсон, Ашер (2007). Еврейский Дублин . Портреты жизни Лиффи. Дублин: A&A Фарнар. ISBN 978-1906353001 .
- Кио, Дермот (1998). Евреи в Ирландии двадцатого века . Корк: Издательство Коркского университета. ISBN 978-1-85918-150-8 .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Гиберно-идиш – язык ирландских евреев » 15 января
- ^ «Забавные факты о евреях в Ирландии, часть I» . 9 марта 2021 г.
- ↑ Анналы Инисфоллена , автор неизвестен, перевод Шона Мак Аирта, 1951 г.
- ^ Фрассетто, Майкл (2006). Отношение христиан к евреям в средние века . ЦРК Пресс. п. 178. ИСБН 978-0-415-97827-9 .
- ^ Гиффорд, Дон; Роберт Дж. Зейдман (1989). Улисс с аннотациями: примечания к «Улиссу» Джеймса Джойса (2-е изд.). Издательство Калифорнийского университета. п. 40. ИСБН 978-0-520-06745-5 .
- ^ Даффи, Джон; Айлбхе МакШамран; Джеймс Мойнс (2005). Средневековая Ирландия: энциклопедия . ЦРК Пресс. п. 546. ИСБН 978-0-415-94052-8 .
- ↑ Мемуары Кука о Йоле, написанные в 1749 году. Архивировано 17 мая 2008 года в Wayback Machine. Опубликовано в журнале Коркского археологического и исторического общества, 1903 год. Автор: Роберт Дэй.
- ^ «Аньес, Уильям» . Словарь ирландской биографии . Проверено 5 июня 2024 г.
- ^ «5618 и все такое: Еврейское кладбище Фэрвью-Стрэнд» (PDF) . jewishgen.org/ . Еврейский ген . Проверено 19 ноября 2014 г.
- ^ «Fairview-Marino.com » Фэрвью и Марино: история 1» . 30 июля 2012 г. Архивировано из оригинала 30 июля 2012 г.
- ^ Лурбе, Пьер (1999). «Джон Толанд и натурализация евреев». Ирландия восемнадцатого века / Iris an Dá Chultúr . 14 . Ирландское общество восемнадцатого века: 37–48. дои : 10.3828/eci.1999.5 . JSTOR 30071409 . S2CID 256049597 .
- ^ Толанд, Джон (1714). Причины натурализации евреев в Великобритании и Ирландии . Напечатано для Дж. Робертса, Лондон. п. 77.
- ^ ЛОНДОНСКИЙ КОМИТЕТ ДЕПУТАТОВ БРИТАНСКИХ ЕВРЕЕВ , Еврейская энциклопедия, 1906 г.
- ^ «Евреи и Ирландия» . 15 марта 2015 г.
- ^ «История: ирландская еврейская община» . jewishireland.org .
- ^ «Все о еврейской общине Ирландии» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2010 года . Проверено 22 февраля 2010 г. Проверено 5 декабря 2006 г.
- ^ Льюис Вормсер Харрис 1998. Проверено 5 сентября 2006 г.
- ^ Дэвисон, Нил (2022). Ирландско-еврейский политик, Дублин Джойса и Улисс: жизнь и времена Альберта Л. Альтмана . Университетское издательство Флориды: Серия Джеймса Джойса. ISBN 978-0-8130-6955-5 .
- ^ «Уведомление о смерти Джозефа Даймонда». Еврейская хроника. 1 сентября 1893 года.
- ^ Гибсон, Эндрю (2002). История мести Джойса, политика и эстетика в «Улиссе» . ОУП. п. 52.
- ^ Джеймс Джойс, «Улисс и формирование еврейской идентичности», Нил Р. Дэвисон, стр. 37, опубликовано издательством Cambridge University Press, 1998 г., ISBN 978-0-521-63620-9
- ^ Чейни, Дэвид М. «Отец Джон Криг [католическая иерархия]» . catholic-hierarchy.org .
- ^ Шалом Ирландия: Социальная история евреев в современной Ирландии Рэя Ривлина, ISBN 0-7171-3634-5 , опубликованный Gill & MacMillan
- ^ Журнал Magill, выпуск 1, 2008, 46-47.
- ↑ Еврейский посланник говорит, что погром в Лимерике «переоценен» , Лимерик Лидер , суббота, 6 ноября 2010 г.
- ^ Кио (1998), с. 26
- ^ Кио, Дермот; Маккарти, Эндрю (2005). Лимерикский бойкот 1904 года: антисемитизм в Ирландии . Мерсье Пресс. стр. xv – xvi.
- ^ О. Криг, социальный реформатор CSSR 1870–1947 , Дес Райан, Old Limerick Journal Vol. 41, зима 2005 г.
- ^ В поисках героев Ирландии Кармел Маккаффри
- ^ «Лорд-мэр Дублина-еврей вспоминает встречу с сионистскими лидерами — The Джерузалем Пост» . 16 марта 2022 г. Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ «Майкл Коллинз скрывался от черно-коричневых среди евреев Дублина» . 6 марта 2022 г.
- ^ Эллен Кафф (графиня Дезар) База данных членов Oireachtas
- ^ «В поисках героев Ирландии» Кармел Маккаффри
- ^ Перейти обратно: а б Лина, Кэтрин (25 ноября 2005 г.). «Киндертранспорт в Миллисл» . Культура Северной Ирландии. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 5 октября 2007 г.
- ^ Нолан, Энгус (2008). Джозеф Уолш: внешняя политика Ирландии, 1922–1946 гг . Мерсье Пресс. п. 79. ИСБН 978-1-85635-580-3 .
- ^ Лисон, Дэвид (2002). Ирландские добровольцы во Второй мировой войне . Пресса Четырех Судов. ISBN 1-85182-523-1 .
- ^ Везде, где носят зеленый цвет , Тим Пэт Куган , 2002, ISBN 0-09-995850-3 стр. 77 и 86.
- ^ Dáil Éireann - Том 91 - 9 июля 1943 г. Архивировано 29 октября 2013 г. в Wayback Machine - антисемитская речь Оливера Дж. Фланагана в Dáil.
- ^ О'Халпин, Юнан (2008). Шпионаж за Ирландией . Издательство Оксфордского университета. п. 32. ISBN 978-0-19-925329-6 .
- ^ Республика Ирландия. Архивировано 4 июня 2011 г. в Wayback Machine - Институт Стивена Рота.
- ^ «Давайте сделаем лучше, чем безразличие, которое мы проявили во время Холокоста - Irish Examiner , 20 марта 2004 г.
- ^ МакГриви, Ронан; О'Брайен, Брайан (1 июня 2022 г.). « Камни преткновения» открыты в Дублине в память ирландских жертв Холокоста» . Ирландские Таймс .
- ^ Кио (1998), стр. 209–210.
- ↑ Меморандум Министерства юстиции «Прием ста еврейских детей» от 28 апреля 1948 г.
- ↑ Ирландия . Архивировано 21 ноября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Кранцлер, Дэвид (2004). Герой Холокоста . Издательство "КТАВ", ООО с. 42. ИСБН 0-88125-730-3 .
Ирландские власти расширили все объекты
- ^ Рассказ о восстановлении раввина
- ↑ «Евреи Ирландии» Роберта Трейси, опубликовано в летнем выпуске журнала «Иудаизм» 1999 г.
- ^ Берк, Джон. «Tesco приносит извинения и изымает из продажи антиеврейскую литературу» . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 3 сентября 2010 г.
- ^ «Забавные факты о евреях в Ирландии, часть I» . 9 марта 2021 г.
- ^ Иуда, Иаков (6 сентября 2023 г.). «Первый за последние десятилетия кошерный ресторан в Ирландии привлекает местных евреев и знаменитостей нееврейского происхождения» . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 6 сентября 2023 г.
- ^ Хохман, Нэнси (29 августа 2023 г.). «Кошерный гастроном в Дублине — новый центр еврейской жизни в Ирландии» . Хабад.орг . Проверено 6 сентября 2023 г.
- ^ Кехо, Эммануаль (18 февраля 2007 г.). «Почему евреи приехали в Ирландию и уехали» . Воскресная деловая почта .
- ^ «Веб-сайт Ирландского союза регби - История игрока Бетал Соломонс» . Архивировано из оригинала 22 ноября 2007 года . Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ «Луи Коллинз Джейкобсон» . Крикет Европа . Архивировано из оригинала 24 мая 2011 года.
- ^ «Гэвин, Энон» . Стенд Хоган . 7 февраля 1992 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Надель, Ира Брюс (1989). Джойс и евреи: культура и тексты . Хаундмиллс, Бейзингсток, Хэмпшир: Макмиллан. стр. 64–66. ISBN 0-333-38352-4 . OCLC 19741690 .
- ^ Перейти обратно: а б с Голдберг, Джеральд Ю. (1982). « Ирландия — единственная страна…»: Джойс и еврейское измерение» . Сумка-журавль . 6 (1): 5–12. ISSN 0332-060X . JSTOR 30059524 .
- ^ Кио, Дермот (1998). Евреи в Ирландии двадцатого века: беженцы, антисемитизм и Холокост . Корк, Ирландия. ISBN 1-85918-149-Х . ОСЛК 39181606 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кио, Дермот (1989). «Имон де Валера и Гитлер: анализ международной реакции на визит к немецкому министру, май 1945 года» . Ирландские исследования в области международных отношений . 3 (1): 69–92. ISSN 0332-1460 . JSTOR 30001759 .
- ^ Хэнли, Брайан (май 2020 г.). « У ирландцев и евреев много общего: ирландский республиканизм, антисемитизм и послевоенный мир». Ирландские исторические исследования . 44 (165): 57–74. дои : 10.1017/ihs.2020.5 . ISSN 0021-1214 . S2CID 225910648 .
- ^ Рано, Бен Хо, Ронан. «Антисемитские» твиты Шинн Фейн Т.Д. Реады Кронина неприемлемы, заявляет партия» . Таймс . ISSN 0140-0460 . Проверено 13 апреля 2022 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Реада Кронин: лидер СФ обсудит комментарии ТД с Еврейским советом» . Новости Би-би-си. 20 февраля 2020 г. Проверено 13 апреля 2022 г.
- ^ «Шинн Фейн Т.Д. Рида Кронин во избежание дисциплинарных взысканий за посты в Израиле» . Белфасттелеграф . ISSN 0307-1235 . Проверено 13 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б « «Израиль стоял за событиями 11 сентября»: шокирующий доклад раскрывает темную сторону ирландской политики» . Еврейская хроника . 14 октября 2021 г. Проверено 13 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кио, Дермот (1998). Евреи в Ирландии двадцатого века: беженцы, антисемитизм и Холокост . Корк, Ирландия: Издательство Коркского университета. п. 92. ИСБН 1-85918-149-Х . ОСЛК 39181606 .
- ^ Кио, Дермот (1998). Евреи в Ирландии двадцатого века: беженцы, антисемитизм и Холокост . Корк, Ирландия: Университет Корка Пресс. п. 95. ИСБН 1-85918-149-Х . ОСЛК 39181606 .
- ^ Перейти обратно: а б Куни, Джон Э. (1999). Джон Чарльз Маккуэйд: правитель католической Ирландии . О'Брайен Пресс. п. 72.
- ^ Перейти обратно: а б Эйдан Битти; Дэн О'Брайен (2018). Ирландские вопросы и еврейские вопросы: пересечения в культуре . Сиракьюс, Нью-Йорк. ISBN 978-0-8156-5426-1 . OCLC 1049689341 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кио, Дермот (1998). Евреи в Ирландии двадцатого века: беженцы, антисемитизм и Холокост . Корк, Ирландия: Издательство Коркского университета. п. 28. ISBN 1-85918-149-Х . ОСЛК 39181606 .
- ^ Перейти обратно: а б Статья из Белфаста , Еврейская энциклопедия , 1901–1906 гг.
- ^ Перейти обратно: а б с д «JCR-UK: Еврейская община и синагоги Белфаста, Северная Ирландия, Великобритания» . сайт jewishgen.org .
- ^ «Лурганская еврейская община» . JCR-Великобритания. 28 декабря 2011 года . Проверено 3 декабря 2012 г.
- ^ «Синагога Лондондерри, Лондондерри» . JCR-Великобритания. 27 декабря 2011 года . Проверено 3 декабря 2012 г.
- ^ «Еврейская община Белфаста» . Музей еврейского народа. Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года . Проверено 24 июня 2018 г.
- ^ Певец, Исидор; Адлер, Кир (1902). Еврейская энциклопедия: Апокриф-Бенаш . Фанк и Вагналлс. п. 653.
- ^ Конгрегация Риджент-стрит в Белфасте с сайта JewishGen.
- ^ Э.Дж. и т. д.
- ^ Линфилд, HS «Статистика евреев - 1929 год» в Американском еврейском ежегоднике » [1]
- ^ Перейти обратно: а б с д «Население с 1891 по 2016 год по округам, религии, годам переписи и статистике - StatBank - данные и статистика» . cso.ie .
- ^ Перейти обратно: а б «Перепись 2022: Пять вещей, которые мы узнали о себе» . Айриш Таймс . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ «MS-B21: Религия – полная информация [примечания 1, 2]» . НИСРА . Проверено 21 ноября 2023 г.