Страстное воскресенье
Страстное воскресенье | |
---|---|
Распятие, завуалированное для Страстей, в приходской церкви Св. Мартина, Тангейм , Баден-Вюртемберг , Германия. | |
Также называется | Care Sunday (Шотландия) |
Наблюдается | Англиканцы лютеране Римские католики ( экстраординарная форма ) Методисты |
Литургический цвет | Фиолетовый |
Обряды | Сокрытие распятий и изображений |
Дата | Пятое воскресенье Великого поста; Второе воскресенье перед Пасхой или следующее за ним воскресенье ( римский обряд ) |
Дата 2023 года | 26 марта |
Дата 2024 года | 17 марта |
Дата 2025 года | 6 апреля |
Дата 2026 г. | 22 марта |
Связано с | Страсти , Вербное воскресенье |
Страстное воскресенье — пятое воскресенье Великого поста , знаменующее начало Страстей . В 1969 году Римско-католическая церковь исключила Passiontide из литургического года Novus Ordo , но он до сих пор соблюдается в Чрезвычайной форме , Персональных ординариатах , а также некоторыми англиканами и лютеранами .
В Шотландии этот день известен как Care Sunday. [1]
Пятое воскресенье Великого поста
[ редактировать ]
До 1959 года пятое воскресенье Великого поста официально было известно в Римско-католической церкви как Страстное воскресенье. [2] Это ознаменовало начало двухнедельного периода, известного как Страсти , который до сих пор наблюдается католиками, посещающими Чрезвычайную форму , или католиками Англиканского ординариата , православия западного обряда , различных конфессий в протестантизме .
В 1960 году Иоанна XXIII Папы Кодекс рубрик изменил название этого воскресенья на «Первое воскресенье Страстей». [3] приведя это название в соответствие с названием, которое Папа Пий XII дал пятью годами ранее шестому воскресенью Великого поста, «Второе воскресенье Страстей или Вербное воскресенье».
В пересмотренной версии Папы Павла VI в 1969 году было устранено различие, которое существовало (хотя и частично) между Великим постом и Страстями , которые начинались с пятого воскресенья Великого поста. Это различие, четко сформулированное в Кодексе рубрик 1960 г., [4] предшествует этому. [5] Он удалил из пятого воскресенья Великого поста упоминание о Страстях.
Хотя Страсти как отдельный литургический сезон были таким образом отменены, литургия римского обряда продолжает напоминать о Страстях Христовых, начиная с понедельника пятой недели Великого поста, посредством выбора гимнов, использования в будние дни пятой недели. Великого поста Предисловия I Страстей Господних, при этом Предисловие II Страстей Господних используется в первые три будних дня Страстной недели, а также разрешена практика закрывания крестов и изображений с пятого воскресенья Великого поста и далее. , если Конференция Епископов примет такое решение. Там, где соблюдается эта практика, распятия остаются накрытыми до конца празднования Страстную пятницу Страстей Господних в ; статуи остаются покрытыми до начала Пасхального бдения . [ нужна ссылка ]
Входной антифон Мессы » ( в пятое воскресенье Великого поста начинается словом « Иудика старое написание « Юдика »). Это дает этому воскресенью другое название: «Юдика воскресенье» или «Юдика воскресенье». [6] аналогично названию « Лаэтаре воскресенье » четвертого воскресенья. Из-за обычая закрывать распятия и статуи в церкви перед мессой в пятое воскресенье Великого поста, это воскресенье называлось Черным воскресеньем в Германии , где покрывала, которые в других местах обычно были фиолетовыми, были черного цвета. [7]
Те, кто продолжает соблюдать более ранние формы римского обряда или литургий, созданных по его образцу, называют пятое воскресенье Великого поста тем или иным из его предыдущих названий.
Лютеранские чтения
[ редактировать ]Историческими чтениями пятого воскресенья Великого поста в лютеранской традиции являются Бытие 12:1–3, Евреям 9:11–15, Иоанна 8:46–59 и Псалом 43 . 1 Коринфянам 1:21–31 и от Матфея 26:17–29 — это альтернативные чтения. [8]
Трехлетний лекционарий назначает на пятое воскресенье Великого поста следующие чтения: [9]
- Псалом
- А: 116:1–9
- Б: 51:10–15
- С: 28:1–9.
- 1-й урок
- 2-й урок
- Ответ: Римлянам 8:11–19.
- Б: Евреям 5:7–9.
- В: Филиппийцам 3:8–14.
- Евангелие
Шестое воскресенье Великого поста
[ редактировать ]В римском обряде чтение Евангелия на Мессе в шестое воскресенье Великого поста представляет собой рассказ в одном из синоптических Евангелий о Страстях Христовых . До 1969 года читалось всегда Евангелие от Матфея : все главы 26 и 27 ( Матфея 26:1–27:66 ). [10] до 1954 года, но в 1955 году сокращено до Матфея 26:36–27:60 , а для священников, служащих вторую или третью мессу в этот день, только до Матфея 27:45–52 . [11] С 1970 года пересмотр Римского Миссала ввел трехлетний цикл, в котором повествования Матфея ( 26:14–27:66 или 27:11–54 ), Марка ( 14:1–15:47 или 15: 1–39 ) и Луки ( 22:14–23:56 или 23:1–49 ) читаются в последующие годы. [12]
До 1954 года шестое воскресенье Великого поста называлось « Вербное воскресенье ». [13] В 1955 году это название на 15 лет стало «Второе Страстное воскресенье или Вербное воскресенье». [14] В 1970 году оно стало «Вербным воскресеньем Страстей Господних». [15]
Еда
[ редактировать ]принято есть горох карлин . На севере Англии и в некоторых частях Шотландии в этот день [16] [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Заботливое воскресенье» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Dominica de Passione - Missale Romanum, типичное издание 1920 года. Архивировано 1 марта 2020 г. в Wayback Machine , стр. 156
- ^ Первое воскресенье Страстей - Римский Миссал 1962 г. Архивировано 15 февраля 2020 г. в Wayback Machine , стр. 118
- ^ В Своде рубрик говорится о Великом посте ( tempus Quadragesimale ) как о включающем в себя Страсти ( tempus Passionis ), но в то же время отличает Великий пост в более узком смысле ( tempus Quadragesimae ) от Страстей.
- ^ Это различие неоднократно встречается, например, в обряде служения Мессы до 1960 года , в котором говорится о Страстях как о следующем за Великим постом (не предполагая, что соблюдение поста должно заканчиваться на этом этапе), но которое также говорит Великого поста, продолжающегося, по крайней мере, до среды Страстной недели, например: «Но в Великий пост с 4-го дня Пепла до 4-го дня Великой недели...» (Ритуал следует соблюдать при совершении Мессы, XI, 2).
- ^ Мершман, Фрэнсис. «Страстное воскресенье». Католическая энциклопедия Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911. 6 апреля 2019 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Йонг, Шарлотта М., изд. (1879). Ежемесячный пакет вечерних чтений для членов английской церкви . Дж. и К. Мозли. п. 514.
- ^ Евангелическо-лютеранский гимн . Сент-Луис: Музыкальное издательство MorningStar, 1996. 202.
- ^ Гимнарий . 200–201
- ^ Missale Romanum, типичное издание 1920 года. Архивировано 1 марта 2020 г. в Wayback Machine , стр. 179–185.
- ^ Missale Romanum 1962. Архивировано 15 февраля 2020 г. в Wayback Machine , стр. 137–140
- ^ Чтения по воскресеньям Великого поста.
- ^ Доминика в Пальмисе - Missale Romanum, типичное издание 1920 года. Архивировано 1 марта 2020 г. в Wayback Machine , стр. 171
- ^ Второе воскресенье Страстей или в ладонях - Римский Миссал 1962 г. Архивировано 15 февраля 2020 г. в Wayback Machine , с. 130
- ^ Воскресенье в Ладонях Страстей Господних - текущее издание Римского Миссала.
- ^ Дэвидсон, Алан; Джейн, Том (2014). «Карлинг». Оксфордский спутник еды (3-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199677337 .
- ^ Овощи наследия , Сью Стикленд. Лондон: Книги Гайи. стр 149 (1998)